Научная статья на тему 'ВСЕРОССИЙСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕИ'

ВСЕРОССИЙСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
музеи научных медицинских обществ / выставка гигиеническая / музей истории болезни / выставка передвижная / приемы экспонирования медицинских коллекций / музей гигиены / museums of scientific medical societies / hygiene exhibition / museum of case histories / traveling exhibition / methods for exposing medical collections / hygiene museum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.П. Кузыбаева

В статье впервые в отечественной историографии собран и проанализирован материал о популяризации гигиены и санитарном просвещении в России второй половины XIX — начала XX веков посредством выставочной и музейной деятельности. Отмечена роль ученых и научных медицинских обществ в этом процессе. Определено значение музейно-выставочной деятельности в этой области для развития медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN HYGIENIC EXHIBITIONS AND MUSEUMS

The material about the popularization of hygiene and health education in Russia in the second half of the 19th century to early 20th century through exhibition and museum activities has been collected for the first time and analyzed in the paper. The role of scientists and scientific medical societies in this process is noted. The significance of museum and exhibition activities in this area for the development of medical science is defined.

Текст научной работы на тему «ВСЕРОССИЙСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕИ»

15. Сыркин Л. А. // Гиг. и сан. - 1936. - № 10. - С. 30-35.

16. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников — жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз; методика скрининг — оценки: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — М., 2000.

17. Bogin В. A. Patterns of Human Growth. — 2-nd Ed. — Cambridge, 1999.

18. Human Growth in the Past. Studies from Bones and Teeth / Eds R. D. Hoppa, С. M. FitzGerald. - Cambridge, 1999.

19. Martini R. Anthropométrie. — Berlin, 1925.

20. Tanner J. M. // Human Growth. A Multidisciplinary Review / Ed. A. Demiijan. — London; Philadelphia, 1986. - P. 3—34.

21. Voss L. D. U Perspectives of Human Growth / Eds Parasmani Dasgupta, R. Hauspie. — Dordrecht et al., 2001. — P. 3—15.

22. Woodbury K. Statures and Weights of Children under six Jears of Age. — Washington, 1921, Vol. 2. Umt. no: CbipKHH Si. A., 1927..

rioctymuu is.02.ii

с m. п. кузыбаева. 2011 удк 613.614:069]:93

М. П. Кузыбаева

ВСЕРОССИЙСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕИ

НИИ истории медицины РАМН, Москва

В статье впервые в отечественной историографии собран и проанализирован материал о популяризации гигиены и санитарном просвещении в России второй половины XIX— начала XX веков посредством выставочной и музейной деятельности. Отмечена роль ученых и научных медицинских обществ в этом процессе. Определено значение музейно-выставочной деятельности в этой области для развития медицинской науки.

Ключевые слова: музеи научных медицинских обществ, выставка гигиеническая, музей истории болезни, выставка передвижная, приемы экспонирования медицинских коллекций, музей гигиены

М. P. Kuzybayeva. - ALL-RUSSIAN HYGIENIC EXHIBITIONS AND MUSEUMS

The material about the popularization of hygiene and health education in Russia in the second half of the 19th century to early 20th century through exhibition and museum activities has been collected for the first time and analyzed in the paper. The role of scientists and scientific medical societies in this process is noted. The significance of museum and exhibition activities in this area for the development of medical science is defined.

Key words: museums of scientific medical societies, hygiene exhibition, museum of case histories, traveling exhibition, methods for exposing medical collections, hygiene museum

Во второй половине XIX — начале XX веков в России интенсивно развивалась земская медицина. Устраивались новые больницы и амбулаторные пункты как в городах, так и в сельской местности. Активизировалась деятельность врачебно-санитарных бюро, частных и государственных бактериологических институтов. Проводились масштабные статистические исследования, изучались условия труда и быта различных социальных слоев и этнических групп населения. Одним из результатов бурного развития санитарии и гигиены стало распространение достижений этих наук в обществе. Просвещение россиян велось по нескольким направлениям, одним из которых являлись санитарно-гигиенические выставки, проходившие в различных городах России и за ее пределами и создание музеев. Главным отличием гигиенических выставок от прочих, проходивших в стране и за границей, был тематический показ материала по различным разделам гигиены, активное участие в их проведении российской медицинской профессуры, промышленных предприятий и частных производителей. Инициировали организацию таких специализированных выставок медики-гигиенисты, члены научных медицинских обществ, представители комиссий городского самоуправления. Интенсивная выставочная деятельность затронула развитие науки и многие сферы жизни русского общества, повлияла на рост и функционирование музеев медицинского профиля.

Выставки, как правило, предшествовали созданию большинства крупных музеев в России во второй половине XIX — начале XX веков, что стало особенностью данного периода. Популярность проводившихся выставок и их общественное значение были столь велики, что многочисленные издания не только стремились сообщить общую информацию об их открытии и сроках ра-

Кузыбаева М. П. — науч. сотр. лаб. музееведения (kuz-ibaeva@inbox.ru)

боты, но уделяли также много внимания описанию наиболее значимых экспонатов и достижений [5, 7, 14]. Однако с точки зрения развития музейно-выставочной деятельности в области гигиены и санитарного просвещения в России период второй половины XIX — начала XX веков не получил должного освещения в историко-меди-цинских исследованиях. Монография Е. А. Белицкой [3], посвященная научной школе проф. А. П. Добросла-вина, не затрагивает вопросы музейно-выставочной деятельности. Исследование деятельности Российского общества охранения народного здравия (РООНЗ) было предпринято Е. И. Лотовой [8] в конце 1950-х— начале 1960-х годов и до настоящего времени является единственной работой, объективно раскрывающей направления функционирования общества и его значение в развитии гигиены. Однако музейно-выставочная деятельность РООНЗ не получила всестороннего освещения даже в столь серьезном исследовании. Статьи А. В. Моль-кова, М. Я. Яровинского, Л. П. Голяковой, А. П. Шишкина до настоящего времени остаются единственными публикациями, посвященными данной проблеме [6, 9— 11, 16, 17].

В современной России возникают новые музеи и экспозиции медицинского (гигиенического) профиля, активно работают городские центры медицинской профилактики — наследники первых музеев гигиены. Выявление и анализ данных о предыстории этого процесса, изучение опыта наших предшественников становятся в настоящее время актуальной задачей и помогут определить вектор дальнейшего развития музеев гигиенического направления, в связи с чем автором предпринята данная работа.

Заметную роль в развитии медицинских коллекций в стране в рассматриваемый период сыграли научные общества, их члены — врачи и профессора. Вопрос о роли и значении научных сообществ в деле создания музеев различного профиля и выставочном движении в России всегда являлся актуальным для музеологов и историков

[гиена и санитария 4/2011

медицинской науки. Известные советские музееведы Д. А. Равикович и А. М. Разгон выявили ряд особенностей этого процесса. Д. А. Равикович в статье, посвященной истории музеев местного края, отмечала, что значение деятельности научных обществ в культурной жизни в целом выражалось в том, что "они, организуя библиотеки и музеи, создавали научную базу для работ по изучению края и по мере возможности оказывали материальную поддержку местным ученым" [12]. В свою очередь музеи способствовали работе обществ. Д. А. Равикович обращала внимание на то, что "собрания музеев использовались как научные пособия для исследователей и как источники для научно-исследовательских работ" [12]. По мнению А. М. Разгона [13], роль научных обществ в России в создании музеев была очень значительна. Он полагал, что им всецело обязаны своим возникновением, например, археологические музеи и археологические отделы в музеях страны [13]. Аналогичные тенденции этого процесса мы можем проследить также и в отношении научных медицинских обществ страны, которые стали инициаторами организации медицинских отделов на выставках и учреждения музеев медицины — во второй половине XIX — начале XX веков. Все отмеченные выше особенности во взаимодействии научных обществ и музеев при них проявились в функционировании большинства музеев медицинского профиля.

Среди музеев научно-медицинских обществ России рубежа XIX—XX веков особенно плодотворно развивалась деятельность музея РООНЗ. Сам факт создания этого музея, его работа явились важной вехой в развитии музеев медицины в России. РООНЗ было образовано в Санкт-Петербурге в 1877 г. Отделы общества возникли в 27 городах России. Инициаторами создания нового общественного объединения выступили известные профессора Императорской Медико-хирургической академии Н. Ф. Здекауэр и А. П. Доброславин [3]. Они подготовили проект устава общества. Идеи развития общественной гигиены, возможность приложить достижения естествознания на практике привлекли в общество не только врачей, но также и других представителей русской интеллигенции: инженеров, архитекторов, педагогов, юристов и др. Участие в составе РООНЗ представителей различных научных дисциплин и практикующих врачей обусловило комплексный подход к обсуждению и решению вопросов оздоровления условий жизни населения страны. РООНЗ приняло на себя экспериментальное изучение не выясненных еще гигиенических вопросов и активно содействовало разработке ряда разделов гигиены (гигиена питания, труда, коммунальная, школьная, эпидемиология и т. д.) [8]. Такое решение Правления общества было важным, поскольку исследователи одновременно с изучением проблем гигиены накапливали документальные и вещественные материалы и передавали их для музея. Исследовательская деятельность ученых способствовала формированию тематических собраний по отделам гигиены и созданию научно структурированных фондов. Организация и деятельность РООНЗ совпали по времени с важным процессом — формированием гигиены как научного направления в медицине. Один из параграфов устава РООНЗ гласил, что "Общество имеет целью содействовать улучшению общественного здоровья и санитарных условий в России". Этой цели должно было служить исследование причин, нарушающих здоровье населения, поиски мер для их устранения, устройство гигиенических выставок и съездов, гигиенического музея, библиотеки и лаборатории, распространение гигиенических знаний путем лекций, печати и т. д.

Музей как самостоятельное подразделение в структуре общества был оговорен в его Уставе. Он был открыт одновременно с первым торжественным собранием учредителей РООНЗ 27 ноября 1877 г. Основу собрания составили коллекции, которые были выставлены РООНЗ

на Брюссельской выставке 1876 г. Впоследствии музей продолжал пополняться предметами и материалами с гигиенических выставок и соответствующих разделов научно-промышленных выставок, проходивших в России и за рубежом. Гигиенический музей состоял из девяти разделов, среди которых первая помощь, питание, статистика, бальнеология, гигиена детского возраста, оспа и оспопрививание, школьный, больничный, водоснабжение и канализация [8]. Долгое время музеем заведовал В. О. Губерт — автор книги "Оспа и оспопрививание", изданной в 1896 г. [8]. РООНЗ проводило широкую просветительскую работу, используя для этого материалы своего музея. Наиболее распространенным видом просвещения народа были периодические выставки, которые устраивались по отдельным актуальным вопросам.

Большую роль в развитии выставочной и музейной работы сыграли пироговские съезды. Одним из результатов их работы стало учреждение комиссий по изучению малярии, туберкулеза. С 1910 г. в России стала действовать Лига борьбы с туберкулезом. Особого внимания заслуживает выставка, которая была устроена в 1909— 1910 гг. в Москве секцией по борьбе с туберкулезом Московского отдела РООНЗ. В организационном комитете выставки состояли профессора Ф. М. Блюменталь, В. И. Брагин, А. И. Лапшин, П. Н. Яковлев и др. Организаторы поставили своей целью показать на выставке все, что касается туберкулеза и мер борьбы с ним. Для воплощения этой цели была использована коллекция Ф. М. Блюменталя и коллекция доктора П. Н. Яковлева. На выставку были представлены также экспонаты от лечебных учреждений страны. Помимо материалов собственного музея РООНЗ, для участия в этом важном мероприятии поступили экспонаты с Кавказа, из Крыма, Петербурга и Одессы. Демонстрировались личные коллекции профессоров М. Н. Никифорова и А. И. Поспелова и муляжи Н. П. Фивейского. Важным элементом просветительской деятельности на выставке являлась лекционная программа, в которой участвовали известные ученые и врачи. Лекции проводились бесплатно для всех желающих по специально составленному графику, что также увеличивало результативность всего мероприятия. Выставку посетило около 12 ООО человек, в том числе большое количество учащихся и рабочих. Часть материалов, выставленных на выставке, по окончании ее работы была безвозмездно передана РООНЗ для организации музея туберкулеза в Москве [8].

В 1908—1910 гг. в России вновь распространилась холера. Эпидемия охватила почти всю страну. Помимо основных профилактических мероприятий, организованных в различных регионах страны членами РООНЗ, в Петербурге общество подготовило и открыло выставку, посвященную холере, с отделами: картографическим, библиографическим, бактериологическим, отделом теневых картин. Важен тот факт, что наряду с уже признанными приемами демонстрации материалов (схемы, графики, диаграммы и пр.) организаторы экспозиции использовали новые. Они показывали бактериологические препараты с помощью микроскопа, выставляли образцы вакцин и препаратов, использовали для просветительских целей теневые картинки, что уже само по себе привлекало публику и помогло увеличить посещаемость. Выставка вызвала большой интерес и была открыта около двух месяцев [8].

Не случайно, что на фоне широкого распространения гигиенических знаний в стране и борьбы с негативными явлениями у прогрессивных представителей научной общественности родилась идея создать музей гигиены. В 1892 г. магистр ботанических наук Императорского Московского университета В. Д. Мешаев обращается с докладной запиской к московскому губернатору об устройстве в Москве специального музея. В 1896 г. был утвержден Устав музея, который стал называться с 1898 г.

Музеем гигиены и санитарной техники. Среди задач музея указывалось на распространение в обществе сведений по гигиене и необходимость знакомить публику со средствами охраны здоровья и улучшения условий жизни [21-

Обнаруженные нами факты о возникновении медицинских музеев при научных обществах в рассматриваемый период позволяют выявить особенность этого процесса: их создание, как правило, связано с дальнейшей дифференциацией медицины и со становлением отдельных ее отраслей как самостоятельных научных дисциплин. Прогрессивные представители научной общественности страны выступили инициаторами создания Музея гигиены и санитарной техники в Москве. Важной вехой в борьбе за здоровье населения страны стало учреждение особой комиссии по распространению гигиенических знаний, которое состоялось на XV Пироговском съезде. Комиссия издавала дешевые брошюры, составляла программы для лекций, собирала коллекции диапозитивов. Среди профессоров, возглавивших работу комиссии, был Альфред Владиславович Мольков — видный гигиенист и организатор отечественного здравоохранения.

Разделы гигиенического характера устраивались на торгово-промышленных выставках в России. Так, например, на Политехнической выставке в Москве 1862 г. большой раздел по школьной гигиене демонстрировался в восьмом отделе или педагогическом. Значительную часть его выставочных площадей занимали гимнастические приборы и снаряды в настоящую величину, а также в моделях и чертежах. Демонстрировались подвижные игры в комнате и на воздухе (в рисунках и таблицах). Пользовались особым интересом публики снаряды для фехтования, рисунки и руководства для различных физических упражнений с целью развития и поддержания сил растущего организма. Устроители выставки сочли необходимым показать таблицы питательности различных пищевых веществ и таблицы состава пиши применительно к возрастным группам. Одновременно с планами и чертежами школьных зданий можно было увидеть классные столы в натуральную величину, в моделях и чертежах. Все материалы этого раздела наглядно раскрывали перед зрителями последние новшества и успехи в сфере школьного образования с точки зрения гигиенических требований последнего времени. Экспозиция по школьной гигиене популяризировала это научное направление медицинской науки в обществе, стимулировала дальнейшее распространение исследований в данной области по всей стране, что способствовало усовершенствованию технического оснащения гимназий и частных учебных учреждений России.

Антропологическая выставка в Москве 1879 г. имела в своем составе медико-антропологический отдел. Уникальная коллекция, выставленная в этом отделе выставки, была посвящена первоначальному физическому воспитанию детей у разных народов и состояла из значительного количества предметов (под 79 номерами, указанными в описании, значилось 149 предметов) [1]. Главной задачей, которую поставил перед собой Комитет выставки, демонстрируя данную коллекцию, — "наглядно показать влияние первых периодов физического воспитания у разных народов на развитие и формы ребенка, а в некоторых случаях даже влияние их на особенности племен" [1|, что организаторы блестяще осуществили. Среди экспонатов по данной теме были использованы: панорамные многофигурные композиции на бытовые темы; манекены и скульптурные группы; подлинные предметы физического воспитания детей (колыбели, игрушки, одежда, мебель, приспособления для обучения ходьбе и т. п.) [1]. Сюжеты выставленного изобразительного материала охватывали проблемы воспитания детей не просто "у разных народов", как скромно замечал Е. А. Покровский в описании предметов, а многочис-

ленные этносы Земли: Россию, племена Африки и Америки, народы Северной и Центральной Европы, Китай, острова Океании.

В 1875 г. была организована Всероссийская гигиеническая выставка в Санкт-Петербурге, которая, по словам проф. А. П. Доброславина, удалась с "большим успехом". Вторая гигиеническая выставка была организована там же в 1889 г. Широкую известность и большой общественный резонанс получила гигиеническая выставка в Дрездене в 1911 г., участницей которой была и Россия. Через 2 года по ее окончании открылась Всероссийская гигиеническая выставка 1913 г. в Санкт-Петербурге. Она отличалась большим количеством представленных экспонентов и многообразием всевозможных материалов. Организатором и "душой" этой выставки стал проф. Владимир Валерианович Подвысоцкий. Он организовал издание "Известий Всероссийской гигиенической выставки", которые поддерживали внимание и энергию обширного круга привлеченных к работам представительств, ведомств, учреждений, санитарных организаций, земств, городов и кафедр медицинских факультетов университетов. Также регулярно печатались обзоры работы по подготовке к выставке, освещались дискуссии, проходившие в выставочном комитете, его комиссиях и подкомиссиях. После неожиданной смерти В. В. Подвысоцкого подготовка выставки по плану, намеченному Владимиром Ва-лериановичем, была осуществлена его соратниками.

Среди всех разделов выставки оригинальную экспозицию создали представители Саратовского губернского земства, которое на российском смотре показало во всей полноте свою многогранную деятельность по охране здоровья населения и развитию учреждений земской медицины данного региона. Подготовка к всероссийской выставке 1913 г. в Саратове началась заблаговременно, что дало возможность основательно, без спешки разработать проект, определить экспонентов и объем их участия. Материалы, использованные на Дрезденской выставке 1911 г., полностью вошли в проект новой экспозиции. Все это позволило расширить объем и повысить качество материалов, предложенных к показу. Из перечня экспонатов Саратовского губернского земства на выставке 1913 г. следует, что они были разделены на 13 групп, первые три из которых составляли модели, карты и диаграммы, без них невозможно представить ни один медицинский раздел на любой выставке того периода [4).

Совершенно новыми, ранее не выставлявшимися были материалы, которые рассказывали о деятельности гидротехнического бюро (или отделения), главной задачей которого было коренное улучшение всего водного хозяйства губернии. Саратовское губернское земство учредило Бюро в 19П г. От сотрудников этого нового земского учреждения требовали претворения в жизнь мероприятий, имеющих, во-первых, агрикультурное значение (устройство правильных лиманных орошений, осушение болот, укрепление оврагов и т. д.). В его компетенции были противопожарные мероприятия (устройство противопожарного водопровода, водохранилищ, бассейнов и т. д.). И наконец, оно проводило меры санитарного характера, т. е. снабжение населенных пунктов губернии здоровой питьевой водой, устройство рациональных канализаций сточных вод с очисткой их биологическими способами и полями орошения и пр. Среди прочих экспонатов, отражающих непродолжительную по времени деятельность Бюро, были планы (типовые) нескольких сельских водопроводов, построенных за последние два года, а также исследования врачей по вопросам водоснабжения в Саратовской губернии.

Обобщая рассмотренные нами факты, следует отметить, что период второй половины XIX — начала XX веков в истории музейно-выставочной деятельности по популяризации гигиенических знаний и санитарному просвещению населения России был важным этапом для развитая про-

гиена и санитария 4/2011

филактического направления отечественной медицины. В это время возникло много оригинальных идей, проектов, концепций, частично реализованных на выставках и в экспозициях первых гигиенических музеев. Активно разрабатывались приемы и способы экспонирования медицинских собраний в доступных и понятных широкому посетителю формах. Выставочные мероприятия гигиенического характера на рубеже XIX—XX веков, проводившиеся на территории Российской империи, непосредственно и косвенно воздействовали на многие стороны экономической, научной и культурной жизни страны, в частности на развитие музейного дела и формирование музейных фондов. Большинство экспонатов по завершению работы выставок становились музейными предметами, пополняя столичные и региональные музеи. Уникальные, новаторские изделия и приспособления, участвовавшие в экспонировании, стимулировали инженерную и конструкторскую мысль инженеров и ученых-гигиенистов к поискам новых неординарных решений и находок. Сохраненные в гигиенических музеях до настоящего времени макеты, муляжи и другие экспонаты выставок несут нам историческую память о событиях, людях, состоянии материальной и санитарной культуры ушедшей эпохи.

Л итература

I. Антропологическая выставка 1879 года. Описание предметов выставки. Вып. 5. Отдел медико-антропологический / Сост. Е. А. Покровский. — М., 1879.

2. Арифулова Л. Н. История медицинских музеев Европы и России. Краткий очерк. — Батуми, 2001.

3. Белицкая Е. Я. А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России. — Л., 1966.

4. Всероссийская гигиеническая выставка 1913 г. Саратовское губернское земство. Пояснение к экспонатам с приложением перечня экспонатов. — Саратов, 1913.

5. Голос Москвы. — 1912. — № 212.

6. Голякова Л. П. // Гигиена труда. - 1990. - N9 10. — С. 55— 57.

7. Зодчий. - 1904,- № 292.

8. Лотова Е. И. Русская интеллигенция и вопросы общественной медицины. — М., 1962.

9. Мольков А. В. Ц Изв. НКЗ РСФСР. - 1919. - С. 9-10.

10. Мольков А. В. Ц Изв. НКЗ РСФСР. - 1920. - С. 1-2.

11. Мольков А. В. // На фронте эдравоохр. и сан. дела. — 1934. - № 1.

12. Равикович Д. А. // Очерки истории музейного дела в России. - М.. 1960. - Вып. 2.

13. Разгон А. М. // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1961. - Вып. 3.

14. Русское слово. — 1911. — № 127.

15. Френкель 3. Г. // Вопр. истории. — 2006. - № 12.

16. Шишкин А. П. // Милосердие, благотворительность и медицинские музеи: Тезисы докладов 2-го Международного симпозиума 6—9 октября 1992 г. — М.,1992.

17. Яровинскии М. Я. // Сов. здравоохр. — 1986,— № 9.

Поступила 02.11.10

Некролог

удк 613/614:92 маймулов

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ВАЛЕРИЯ ГЕОРГИЕВИЧА МАЙМУЛОВА

Ректорат, администрация ГОУ ВПО Санкт-Петер-бургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова Минздравсоцразвития Российской Федерации с глубоким прискорбием сообщают, что 6 июня 2011 года на 71-м году жизни скоропостижно скончался заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой профилактической медицины и охраны

здоровья факультета повышения квалификации Майму-лов Валерий Георгиевич.

Маймулов В. Г. родился 28 марта 1941 г., в 1958 году закончил школу с серебряной медалью и поступил на санитарно-гигиенический факультет Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ЛСГМИ - ныне Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова). После окончания в 1964 г. ЛСГМИ Маймулов В. Г. служил в Советской Армии врачом полкового медицинского пункта. Через год он продолжил обучение в аспирантуре и, закончив ее в 1968 г., начал работать ассистентом, с 1972 г. — доцентом, в 1984 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором кафедры гигиены детей и подростков ЛСГМИ. В 1986 г. Маймулов В. Г. организовал факультет усовершенствования врачей и возглавил его в должности декана. С 1986 г. по 1998 г. - заведовал кафедрой гигиены детей и подростков, затем создал новую кафедру профилактической медицины и охраны здоровья на факультете повышения квалификации и стал ее заведующим.

С 1988 по 2010 г. Маймулов В. Г.был проректором по научной работе Академии, с 1998 по 2008 г. — членом экспертного совета Высшей Аттестационной Комиссии России, с 2000 по 2011 г. - председателем диссертационного совета Д 208 08602.

В 2000 г. Маймулов В. Г. получил звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и стал академиком Российской академии естественных наук.

По инициативе профессора Маймулова В. Г. с 2000 г. издается научно-практический журнал "Вестник СПбГМА им. И. И. Мечникова", ныне под названием "Профилактическая и клиническая медицина".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.