Научная статья на тему 'Всероссийская Центральная избирательная комиссия: истоки создания (1925-1926 годы)'

Всероссийская Центральная избирательная комиссия: истоки создания (1925-1926 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ALL-UNION CENTRAL ELECTION COMMISSION / РУКОВОДСТВО ВЫБОРАМИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / INTERDEPARTMENTAL CONFLICT / СОВЕТСКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / THE SOVIET ELECTION CAMPAIGN / ELECTION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саламатова Марина Сергеевна

Статья посвящена истории становления Всероссийской Центральной избирательной комиссии при Президиуме ВЦИК. В публикации анализируются проблемы организации и текущего руководства выборами начала 1920-х гг., предпосылки создания Центризбиркома, проблемы взаимодействия с центральными и местными органами власти. Также характеризуются состав и основные направления деятельности Центризбиркома в ходе избирательной кампании 1925/26 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of the formation of the All-Union Central Election Commission (CEC) by the Presidium of the Central Election Committee. The author analyzes the problems of organization and leadership of the election in the early 1920-s, the factors of CECfoundation, and its interaction with central and local authorities. The structure and lines of CECworkduringthe campaigns of 1925/26 are characterized.

Текст научной работы на тему «Всероссийская Центральная избирательная комиссия: истоки создания (1925-1926 годы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7 (261). История. Вып. 49. С. 31-37.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРА ТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ: ИСТОКИ СОЗДАНИЯ (1925-1926 ГОДЫ)

Статья посвящена истории становления Всероссийской Центральной избирательной комиссии при Президиуме ВЦИК. В публикации анализируются проблемы организации и текущего руководства выборами начала 1920-х гг., предпосылки создания Центризбиркома, проблемы взаимодействия с центральными и местными органами власти. Также характеризуются состав и основные направления деятельности Центризбиркома в ходе избирательной кампании 1925/26 гг.

Ключевые слова: Всероссийская Центральная избирательная комиссия, руководство выборами, межведомственные противоречия, советские избирательные кампании.

Советские электоральные кампании 1920-х гг. традиционно привлекают внимание исследователей. Этот интерес обусловлен актуальностью проблематики, очевидно, что истоки многих современных проблем в избирательной и политической системах России восходят к начальному периоду существования большевистского государства. В советской историографии выборы преимущественно изучались в рамках работ о деятельности Советов и руководства коммунистической партии деятельностью Советов1. В современной историографии к исследованию выборов 1920-х гг. обращаются при изучении формирования системы органов советской власти2, лишения избирательных прав как специфической черты советской избирательной системы3. В последние годы появились региональные исследования, посвященные изучению избирательных кампаний как самостоятельного феномена советской политической истории4. Несмотря на существенные результаты исследований предшественников, ряд интересных сюжетов оказались вне поля зрения специалистов. Одним из малоизвестных и неизученных эпизодов, связанных с советскими электоральными кампаниями, является история становления Всероссийской Центральной избирательной комиссии в 1920-е гг. как органа, осуществлявшего руководство выборами.

В настоящей публикации предпринята попытка изучения истоков создания Центризбиркома, проблем взаимодействия с центральными и местными органами власти; также в статье характеризуются состав и основные направления деятельности Всероссийской Центральной избирательной комиссии в

ходе избирательной кампании 1925/26 гг.

Основными источниками для публикации стали документы, находящиеся на хранении в фонде Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (далее ВЦИК) Государственного архива Российской Федерации. Наиболее полно процесс становления и первоначальный этап функционирования Центризбиркома характеризуют документы, отложившиеся в делопроизводстве Организационного отдела ВЦИК (далее орготдел).

До появления Всероссийской Центральной избирательной комиссии в сентябре 1925 г. единого органа, руководившего выборами, не существовало. Хотя Конституция РСФСР 1918 г. и Инструкция о порядке перевыборов волостных и сельских Советов от 2 декабря 1918 г. возлагали общее руководство выборами на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет5, анализ архивных документов фондов НКВД и ВЦИК свидетельствует, что в ходе первых выборных кампаний ВЦИК руководством выборов не занимался.

С 1918 г. по 1925 г. общее руководство выборами в какой-то мере осуществлялось Наркоматом внутренних дел. Учитывая, что в 1917-1924 гг. выборы проходили достаточно стихийно, значительно различаясь по регионам, руководство НКВД пыталось внести элементы унификации в избирательный процесс. Участие и руководство выборами со стороны НКВД заключалось в разработке правовых актов, инструктивных писем для оказания помощи организаторам выборов (губиспол-комам, ревкомам и т. д.), разработке первых форм отчетности о проведении выборов, подведении итогов избирательных кампаний, в

«плановой организации территориальных советов и выработке схем внутренней организации советов, съездов и исполкомов»6.

Фактически руководство выборами осуществляли региональные органы: ревкомы, губисполкомы и губкомы. В избирательных инструкциях 1921, 1922 и 1924 гг. вся ответственность за организацию выборов возлагалась на губернские исполкомы. Последние должны были лишь информировать об итогах выборов Наркомат внутренних дел7.

После объявления политики «оживления советов» в 1924 г. на Президиуме ВЦИК было решено передать общее и текущее руководство выборами орготделу ВЦИК. Однако переход дел от НКВД к орготделу ВЦИК происходил медленно, частично выборами продолжал заниматься НКВД в 1924 и 1925 гг. Полномочия между ведомствами разграничены не были.

Приступая к руководству выборной кампанией 1924 г., орготдел ВЦИК пытался навести элементарный порядок в избирательном делопроизводстве и отчетности губернских исполкомов и ЦИКов автономных республик. Кроме того, орготдел ВЦИК инициировал обсуждение форм отчетности, разработанных НКВД, избирательной инструкции с различными ведомствами (НКЮ, НКИ, Наркомземом) и губисполкомами8.

Орготдел ВЦИК, желая составить представление о руководстве выборами на местах, их проведении и подведении итогов, инициировал обследование выборов в различных регионах. Мониторингу подлежали выборы в 46 волостях РСФСР. Проведенное обследование избирательной кампании 1924 г. зафиксировало многочисленные нарушения на всех этапах избирательного процесса9. Инструкторы ВЦИК, проводившие обследование, констатировали, что основными причинами массовых нарушений являются как отсутствие унифицированных избирательных норм и процедур, так и сопротивление местных работников, объявленной политике «оживления советов», их стремление и далее широко применять жесткий административный ресурс на выборах.

Несмотря на осознание проблем в электоральной сфере по итогам кампании 1924 г., руководство ВЦИК не поднимало вопрос о необходимости создания специализированного органа, занимавшегося руководством выборами. Проблемы руководства избира-

тельными кампаниями пытались решить путем ситуативного создания временных межведомственных комиссий.

Непосредственно формированию Всероссийской Центральной избирательной комиссии предшествовало создание межведомственных комиссий, которые занимались различными сторонами выборных кампаний. Так, в январе 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК была создана межведомственная комиссия для установления форм учета хода и результатов выборных кампаний, в которую вошли представители ВЦИК, НКВД, ЦСУ (Центрального статистического управления), НК РКИ10. В связи с поступавшими в различные ведомства жалобами на неправильное лишение избирательных прав в феврале 1925 г. создается комиссия при Президиуме ВЦИК под председательством Я. В. Полуяна для рассмотрения таких жалоб. Комиссия являлась межведомственной, в нее вошли представители орготдела ВЦИК, НКЮ, НКВД, ОГПУ11.

Впервые идея о необходимости создания Центральной избирательной комиссии прозвучала в процессе обсуждения подготовки выборов 1925 г. 27 июля 1925 г. Постановлением Президиума ВЦИК была образована комиссия для предварительной проработки вопросов, связанных с предстоящей кампанией перевыборов. Данная комиссия также была межведомственной, в нее вошли представители Президиума и орготдела ВЦИК, НКВД, НКЮ. Председателем этой комиссии стал заведующий орготделом ВЦИК - С. Те-рихов. На заседаниях комиссии обсуждались сроки проведения кампании и организация руководства выборами.

В докладной записке, составленной по итогам работы комиссии, констатировалось, что «существующий порядок дел заключает в себе ненормальную постановку вопроса об органах, руководящих избирательной кампанией, возлагая функции учета результатов избирательной кампании на НКВД, а общее руководство кампанией на орготдел ВЦИК»12. Такое разделение функций, по мнению членов комиссии, «приносит значительный ущерб и ослабляет механизм руководства выборами», а «места, будучи предоставленными самим себе, проводят выборы исходя из местных инструкций и собственных соображений»13.

Относительно органа, который должен осуществлять руководство избирательной

кампанией, мнения членов комиссии разошлись. Часть членов комиссии предлагала создать при Президиуме ВЦИК Всероссийскую Центральную избирательную комиссию. Представитель Президиума ВЦИК предлагал Центризбиркому передать аппарат НКВД, занимавшийся ранее выборами. Представитель НКВД предлагал Центризбиркому, находясь при Президиуме ВЦИК, работать с аппаратом НКВД14.

Другой вариант, к которому склонялись большинство членов и председатель комиссии С. Терехов, предполагал «выделение в составе Орготдела ВЦИК технической аппаратной комиссии в составе представителей НКВД и ЦСУ под председательством заведующего орготдела ВЦИК, считая вместе с тем излишним изъятие функций избирательной статистики, и лишь общее директирование, направление мероприятий по перевыборам желательно сосредоточить непосредственно в Президиуме ВЦИК»15. При этом остается совершенно не ясным, каким образом при реализации последнего варианта удалось бы решить проблему отсутствия единого органа, осуществлявшего организацию и руководство выборами.

В целом, к осени 1925 г. проблема отсутствия единого органа, отвечавшего за организацию избирательных кампаний, была четко осознана руководством страны. Попытки решения проблем в избирательной сфере путем ситуативного создания временных межведомственных комиссий исчерпали себя, продемонстрировав свою неэффективность. Вставал лишь вопрос: создавать новый орган, либо вменить полномочия по руководству выборами уже имеющимся ведомствам.

В начале сентября на Президиуме ВЦИК обсуждался вопрос об организации избирательной кампании. Заслушав доклад представителя орготдела ВЦИК С. Терехова, Президиум ВЦИК счел не заслуживающей внимания идею о создании «технической аппаратной межведомственной комиссии в составе орготдела ВЦИК». Более предпочтительной посчитали идею о создании Всероссийской Центральной избирательной комиссии16.

Датой создания Всероссийской Центральной избирательной комиссии является 21 сентября 1925 г., когда на заседании Президиума ВЦИК было принято Постановление «Об организации Центральной избирательной комиссии при ВЦИК». Одним из про-

счетов при создании Центризбиркома было отсутствие разграничения компетенции с другими ведомствами и четкого определения круга полномочий. В условиях приближавшейся избирательной кампании, Президиумом ВЦИК был намечен список вопросов, которыми Центризбирком должен был заняться в первую очередь: подготовка форм отчетности и выборной инструкции, наведение порядка в избирательном делопроизводстве, унификация избирательных норм в регионах и рассмотрение жалоб «лишенцев»17.

Президиум ВЦИК утвердил первый состав Центризбиркома. Первоначально комиссия включала 15 человек и была достаточно разнородной по составу. Первым председателем Всероссийской Центральной избирательной комиссии стал Ян Васильевич Полуян, в то время член Президиума ВЦИК, заместитель председателя ВЦИК. Заместителем председателя Центризбиркома был назначен Ас-фендиаров Санджар Джафарович, также член Президиума ВЦИК и заведующий отделом национальностей при Президиуме ВЦИК18.

В состав комиссии также вошли заместитель наркома внутренних дел - М. Ф. Болдырев, представители от РЛКСМ, ВЦСПС, ОГПУ и Цк РКП(б) член оргбюро - А. И. До-гадов, и заведующая отделом работниц и крестьянок ЦК РКП(б) - К. И. Николаева. В духе того времени, в состав Всероссийской Центральной избирательной комиссии вошли три представителя от рабочих, три - от крестьян и два - от национальных меньшинств, все члены ВЦИК19. Как оценить уровень профессионализма сформированной Центральной избирательной комиссии? С одной стороны, состав Центризбиркома формировался традиционным для того времени способом: включались представители от различных заинтересованных ведомств и общественности. Комиссии, формировавшиеся до Центризбиркома, имели аналогичный состав. Большинство членов Центризбиркома имело опыт советской и партийной работы. С другой стороны, подавляющее большинство из них никогда не занималось не только руководством, но даже организацией избирательных кампаний. Наиболее опытными сотрудниками являлись Я. Полуян и М. Болдырев. Полуяну как председателю Кубанского облисполкома и Тверского губисполкома, несомненно, приходилось заниматься организацией выборов. М. Ф. Болдырев, являясь заместителем нар-

кома внутренних дел, также занимался организацией и подведением результатов выборов, созданием избирательных инструкций и форм избирательной отчетности.

Деятельность Всероссийской Центральной избирательной комиссии вполне соответствовала тем задачам, которые определялись ей Президиумом ВЦИК при формировании. На первых заседаниях Центризбиркома обсуждались три вопроса: способы активизации участия нацменьшинств на выборах, сроки проведения избирательной кампании

и утверждение председателей избирательных

" 20 комиссий в регионах20.

О других направлениях деятельности Всероссийской Центральной избирательной комиссии сообщалось в сводках о ходе избирательной кампании в РСФСР в 1925 г.: рассылка распоряжений о сроках и организации выборов, участие в обсуждении избирательной инструкции и форм отчетности, сбор сведений о подготовке и ходе избирательной кампании в регионах, контроль планов и отчетов региональных избиркомов, посылка представителей ВЦИК в регионы для ознакомления с ходом предвыборной кампании, разбор жалоб на неправильное лишение избирательных прав и нарушения в ходе выборов21. В Центризбирком поступало большое количество запросов с просьбой разъяснить отдельные пункты избирательного законодательства. Очевидно, что с первых дней своей работы Всероссийская Центральная избирательная комиссия занялась текущим руководством и организацией выборов.

Постепенно и другие вопросы, связанные с выборами, начинают аккумулироваться в Центризбиркоме. Так, 30 ноября 1925 г. Постановлением Президиума ВЦИК была ликвидирована комиссия по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав граждан местными избирательными комиссиями, и все дела этой комиссии переданы в Центризбирком. Одновременно с этим Центризбирком из своего состава образует подкомиссию для рассмотрения жалоб на неправильное лишение избирательных прав. В нее вошли три представители от Центризбиркома, а также представителей от орготдела ВЦИК, НКЮ, НКВД и ОГПУ22.

Однако сосредоточение всех полномочий в избирательной сфере в руках Центризбиркома не обошлось без конфликтов с НКВД. При обсуждении положения о Центризбиркоме заместитель наркома внутренних дел

настаивал, чтобы установление форм отчетности избирательных кампаний осталось за его ведомством. НКВД также выступал против предоставления права «давать задания по вопросам избирательной кампании всем центральным и местным органам РСФСР в пределах их компетенции и право требовать от них предоставления необходимых сведений и материалов по тем же вопросам избирательной кампании, статистики, учета»23. Орготдел ВЦИК занял сторону Центризбиркома, справедливо полагая, что «Центризбирком не сможет руководить избирательной кампанией, если не будет устанавливать формы и порядок итоговой избирательной отчетности, а также иметь возможность запросить сведения у любого органа по поводу выборов»24.

В ходе избирательной кампании 1925/26 гг. соперничество усугубилось, в конфликт невольно оказались втянуты региональные губисполкомы и избиркомы. В начале октября 1925 г. Центризбирком начал рассылку форм отчетности губисполкомам. 14 октября 1925 г. НКВД, не согласовывая свои формы, также разослал информационную отчетность в регионы, добавив в нее секретную часть, состоящую из 60 пунктов25. В конце декабря 1925 г. Всероссийская Центральная избирательная комиссия рассылает циркуляр, включавший секретную отчетность по 30 пунктам, при этом, как сообщали губи-сполкомы, «многие вопросы, поставленные в этой отчетности, совершенно не совпадают с установленной отчетностью НКВД, выдвигают новые моменты, в ходе работ кампании подлежащие наблюдению, фиксированию и суммированию»26.

Наконец, 5 января 1926 г. НКВД рассылает в регионы измененные формы отчетности, включавшие дополнительные 20 вопросов. При этом последний циркуляр приходит на места, когда в большинстве регионов избирательная кампания была в разгаре27. В ответ на действия НКВД Всероссийская Центральная избирательная комиссия отменяет циркуляры НКВД и оставляет в силе только свои формы отчетности28. Нарком внутренних дел категорически возражает против отмены своих циркуляров, сообщая Президиуму ВЦИК, что «получен отчетный материал от большого числа губисполкомов», и просит разобраться Президиум ВЦИК29.

НКВД и Всероссийская Центральная избирательная комиссия в докладных записках

жаловались в Президиум ВЦИК и ЦК ВКП(б) друг на друга за самоуправство и несоблюдение своих обязанностей. Губисполкомы и губизбиркомы находились в замешательстве; так, Тамбовский губисполком констатировал, что «сложилось совершенно ненормальное положение, когда отчетность приходится составлять в разные сроки, по разным схемам и в различные центральные органы»30. В обращении к Президиуму ВЦИК губисполкомы также просят «определить, на какую отчетность ориентироваться и кому ее направ-

лять»30.

В конфликте между Всероссийской Центральной избирательной комиссией и НКВД Президиум ВЦИК однозначно занял сторону Центризбиркома, указал на недопустимое поведение сотрудников наркомата, «поставивших под угрозу срыва достоверность результатов избирательной кампании»31. В циркуляре от 18 января 1926 г., адресованном ЦИКам АССР и губисполкомам, Президиум ВЦИК рекомендовал придерживаться форм отчетности, рассылаемых ВЦИК и Всероссийской Центральной избирательной комиссией32.

Соперничество между НКВД и Центризбиркомом разгорелось с новой силой, когда на Президиуме ВЦИК при обсуждении положения о Центризбиркоме прозвучало предложение «рассмотреть возможность перехода части аппарата НКВД, обслуживающего в настоящее время Всероссийскую Центральную избирательную комиссию, в аппарат ВЦИК»33. Руководство НКВД категорически отвергло эту идею, в итоге в положении о Центризбиркоме было зафиксировано, что «Всероссийская Центральная избирательная комиссия пользуется в своей работе аппаратом Президиума ВЦИК»34. На практике, во время выборных кампаний Центризбирком использовал аппарат орготдела и Президиума ВЦИК, а в кампании 1925 и 1926 гг. и аппарат НКВД, обеспечивавший обработку статистических данных по избирательным кампаниям.

На первом этапе деятельности Центризбиркома НКВД постоянно критиковал и вмешивался в его работу. Так, например, в декабре 1925 г. за подписью зам. наркома внутренних дел М. Ф. Болдырева в Президиум ВЦИК поступила докладная записка, носившая характер кляузы, в которой резко критиковали порядок работы с местными из-биркомами35.

Неясны мотивы такого поведения руководства НКВД. Начиная с кампании 1924 г., руководство НКВД активно ратовало за создание специального органа, занимавшегося выборами, подчеркивая, что отделы милиции на местах не должны участвовать в организации избирательных кампаний. НКВД также отчетливо осознавал, что разрозненность избирательных норм и процедур является следствием отсутствия органа, концентрировавшего вопросы организации и руководства выборами36. Возможно, НКВД опасался, что у ведомства заберут часть аппарата, ранее занимавшегося отчетностью по выборам.

Сложившаяся ситуация конфликта двух ведомств свидетельствует об отсутствии слаженного механизма руководства выборами, непоследовательности действий Президиума ВЦИК по окончательной передаче полномочий в электоральной сфере Центризбиркому, являясь ярким примером межведомственных трений, характерных для любого государственного аппарата.

Полномочия Центризбиркома окончательно были определены и закреплены в «Положении о Всероссийской Центральной избирательной комиссии» 21 февраля 1926 г., т. е. фактически к моменту окончания избирательной кампании. Сфера компетенции и взаимодействие с различными ведомствами Центризбиркома формировались постепенно в ходе подготовки и проведения выборной кампании осени - зимы 1925/1926 гг. Принципиально новых направлений в деятельности Центризбиркома к февралю 1926 г. не появилось, все перечисленные полномочия в положении реализовывались Центризбирко-

37

мом и до его принятия3'.

Положение о Центризбиркоме окончательно решало вопрос о подчиненности и взаимодействии с другими ведомствами. Всероссийская Центральная избирательная комиссия образовывалась при Президиуме ВЦИК, ее состав персонально утверждался Президиумом ВЦИК, также она пользовалась его аппара-том38. Из конфликта НКВД с Центризбиркомом Президиумом ВЦИК были сделаны выводы о необходимости сосредоточения всех функций по организации и руководству избирательными кампаниями, в т. ч. учета и электоральной статистики в одном органе - Всероссийской Центральной избирательной комиссии.

Создание Всероссийской Центральной избирательной комиссии в 1925 г. символи-

зировало новый этап в развитии советской электоральной системы, переход от стихийной организации выборных кампаний, отсутствия единых избирательных норм и процедур к их унификации и централизации. Не стоит преувеличивать роль Всероссийской Центральной избирательной комиссии в руководстве выборами, она создавалась для текущего руководства избирательными кампаниями. Приоритеты в избирательной политике определялись ЦК ВКП (б) и отчасти Президиумом ВЦИК. Вместе с тем, формирование Всероссийской Центральной избирательной комиссии сыграло позитивную роль в становлении и развитии общероссийского избирательного законодательства и унификации избирательных норм и процедур в 1920-е гг. на фоне полного небрежения к закону, проявляемому местными партийными и советскими работниками.

Примечания

1 Андреев, В. П. Руководство Коммунистической партией городскими советами РСФСР (1926-1937). Томск, 1990; Кукушкин, Ю. С. Сельские Советы и классовая борьба в деревне (1921-1936 гг.). М., 1968; Куперт, Ю. В. Руководство Коммунистической партии общественно-политической жизнью Западносибирской деревни в условиях социалистической реконструкции. (1926-1937 гг.). Томск, 1982; Лепешкин, А. И. Советы - власть трудящихся (1917-1936 гг.). М., 1966; Шишкин, В. И. Социалистическое строительство в сибирской деревне (ноябрь 1919 - март 1921 г.). Новосибирск, 1985.

2 Агапцов, С. А. Становление партийно-государственной системы власти : историко-по-литический анализ (октябрь 1917 - 1924 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1992; Красников, В. В. Формирование системы местной власти в 1921-1925 гг. (на материалах Тамбовской губернии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2003; Юдин, А. Н. Сельские Советы Тамбовской губернии в 1921-1924 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2005; Ящук, Т. Ф. Организация местной власти в РСФСР. 1921-1929 гг. Омск, 2007.

3 Тихонов, В. И. Лишение избирательных прав в Москве в 1920-1930-е годы. Новые архивные материалы и методы обработки / В. И. Тихонов, В. С. Тяжельникова,

И. Ф. Юшин. М., 1999; Саламатова, М. С. Лишение избирательных прав как форма социально-политической дискриминации в середине 1920-х - 1936 гг. (на материалах Западной Сибири) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2002; Валуев, Д. В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2003; Морозова, Н. М. Лишение избирательных прав на территории Мордовии 1918-1936 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2005; Серокурова, Л. А. «Лишенцы» Крымской АССР в контексте социально-экономических и политических процессов (1921-1936 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.

4 Корчагин, Д. М. Советские избирательные кампании 1920-х гг. (на материалах Кубано-Причерноморья) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2003; Тютюник, М. В. Региональный избирательный процесс и формирование системы местных Советов РСФСР в 19201924 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Славянск-на-Кубани, 2009; Кужба, О. А. Избирательные кампании 1921-1925 гг. // Тверская земля в прошлом и настоящем. Тверь, 1994. С. 80-98.

5 Собрание узаконений и постановлений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР (далее СУ РСФСР). 1918. № 51. Ст. 582. Гл. 14. Ст. 70, 77; СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 901.

6 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ) Ф. 1235. ОП. 99. Д. 267. Л. 234-260.

7 СУ РСФСР. 1922. № 56. Ст. 706. Ст. 33; СУ РСФСР. 1924. № 71. Ст. 695. Ст. 36.

8 ГАРФ. Ф. 1235. ОП. 102. Д. 111. Л. 70-92.

9 Там же. ОП. 101. Д. 151. Л. 305-311.

10 Там же. ОП. 102. Д. 132. Л. 88.

11 Там же. Л. 221, 225.

12 Там же. ОП. 104. Д. 18. Л. 192.

13 Там же. Л. 193.

14 Там же. Л. 194.

15 Там же. Л. 194-195.

16 Там же. Д. 152. Л. 18.

17 Там же. Д. 16. Л. 282.

18 Там же. ОП. 102. Д. 132. Л. 249-251.

19 Там же. Л. 249-251, ОП. 103. Д. 639. Л. 1.

20 Там же. ОП. 102. Д. 132. Л. 259-280.

21 Там же. ОП. 103. Д. 81. Л. 99-143; Д. 639. Л. 1.

22 Там же. ОП. 102. Д. 132. Л. 264.

23 Там же. ОП. 103. Д. 76. Л. 26.

24 Там же. Л. 24, 24 (об).

25 Там же. ОП. 104. Д. 16. Л. 282

26 Там же. Л. 288.

27 Там же. Л. 278-279.

28 Там же. Л. 282 (об).

29 Там же. Л. 278, 278 (об), 279.

30 Там же. Л. 288 (об).

31 Там же. Л. 294.

32 Там же. Л. 297.

33 Там же. ОП. 103. Д. 76. Л. 7.

34 СУ РСФСР. 1926. № 8. Ст. 59.

35 ГАРФ. Ф. 1235. ОП. 103. Д. 80. Л. 138-138 (об).

36 Там же. Д. 76. Л. 106.

37 СУ РСФСР. 1926. № 8. Ст. 59. Ст. 2.

38 Там же. Ст. 1, 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.