Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Композитор в современном мире»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Композитор в современном мире» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Композитор в современном мире»»

Татьяна Михайловна Синецкая

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОМПОЗИТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Проведение Всероссийской научнопрактической конференции «Композитор в современном мире» (14-15 апреля 2008 г., ЧГАКИ) было инициировано еще в 2005 г. на IX съезде Союза композиторов России Челябинским отделением. Это мероприятие приурочено к проведению VI пленума Челябинского отделения СК России, посвященного 25-летию образования организации. В свою очередь, и пленум, и конференция явились составной частью всероссийского фестиваля «Панорама музыки России», который впервые прошел в Челябинске 13-16 апреля 2008 г.

В конференции приняли участие композиторы и музыковеды из 11 городов и регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Красноярска, Воронежа, Челябинска, а также из Уфы (Республика Башкортостан), Якутска (Республика Саха -Якутия), Саранска (Республика Мордовия) и представитель Германии. Среди участников - народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, председатель Союза композиторов России В. И. Казенин; доктора искусствоведения, профессора (Е. Б. Трембовельский, Е. Р. Скурко, Н. В. Парфентьева), профессора (И. Е. Ро-галёв, Л. К. Шабалина, Т. М. Синецкая); кандидаты искусствоведения (В. А. Еки-мовский, И. А. Галкина, Я. Н. Файн, Т. В. Павлова, Н. В. Растворова, О. Ф. Ширяева); завкафедрой теории и истории музыки ЧГАКИ, кандидат педагогических наук, доцент Л. К. Игнатьева, доцент В. П. Веккер (Г ермания - Челябинск); аспиранты УГК и ЧГАКИ. На мероприятии выступили ученые ведущих консерваторий России: Московской им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской им. Н. А. Римского-Корсакова, Уральской им. М. П. Мусоргского, Новосибирской им. М. И. Г линки; а также

Воронежского и Уфимского институтов искусств, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского государственного института музыки, Южно-Уральского государственного университета и др.

Конференция была организована Челябинским отделением СК России совместно с Челябинской государственной академией культуры и искусств и проходила в течение двух дней в камерном зале академии (506 ауд.). В числе главных задач данного форума следует отметить: анализ современных процессов, связанных с музыкой, которая создается в регионах; оценка состояния композиторских организаций; представление новых форм работы по пропаганде современной музыки «на местах». Прозвучали разнообразные по жанрам, теоретической и практической направленности доклады. Все сообщения четко нацелены на решение основных задач. В ряде выступлений обобщен опыт работы композиторских организаций («Деятельность Союза композиторов России - новые горизонты» -В. Казенин; «Творчество композиторов Южного Урала в социокультурном пространстве региона» - Т. Синецкая; «Культурные раритеты Пермского края и их музыкальное отражение» - И. Машуков; «АСМ-2 - современный опыт» - В. Еки-мовский; «Pro et contra: контрапункты мнений о статусе творческих организаций» -Е. Трембовельский; «Музыкальный фестиваль - форма изменения социокультурного пространства региона» - И. Галкина). История создания творческих союзов отражена в исследовании Л. Шабалиной («Союз композиторов в контексте истории музыкально-общественных организаций»). Пути формирования профессионального церковного пения в Сибири и их влияние на современный творческий процесс были пред-

97

Т. М. Синецкая

Всероссийская научно-практическая конференция «Композитор в современном мире»

ставлены в докладе В. Пономарева. Глубокому и тщательному анализу были подверглись особенности башкирской народной музыки и их проникновение в профессиональное композиторское творчество в материале Е. Скурко («Современная башкирская музыка: к вопросу о самоидентификации»).

Ряд выступлений носил монографический характер: «Сакральная символика в инструментальных сочинениях Софии Гу-байдулиной» (Л. Игнатьева); «Стилевые истоки творчества Юрия Фалика» (А. Павловских); «Уральские страницы в жизни и творчестве О. К. Эйгеса» (Н. Петкус). Творчеству известного уральского композитора В. Кобекина посвящены выступления Н. Растворовой («Владимир Кобекин -композитор, педагог, мыслитель») и Т. Павловой («Якутские оперы Владимира Кобекина “Александр Македонский” и “Кудангса великий”»). Прозвучал доклад Я. Файна о сибирском классике А. Мурове («О “Тобольской симфонии” и “Вьетнамских дневниках” Аскольда Мурова: к проблеме свободы творчества»). Достижения челябинских композиторов стали темой исследований О. Ширяевой («Симфоническое творчество Алана Кузьмина: формирование стиля») и Н. Парфентьевой («Симфония Анатолия Кривошея “Ангело-почта” в контексте духовных поисков в отечественной музыке»). Конференция органично объединила общие и специальные вопросы. Анализ творчества отдельных композиторов, дополнивший и уточнивший положения обзорных тем, сопровождался звукообразами, чем предвосхитил концертную часть.

Общность интересов участников собрания, ощущение причастности каждого к предложенным темам создали атмосферу единства и неформального общения. В рамках конференции была организована творческая встреча студентов академии с профессором Санкт-Петербургской консерватории И. Е. Рогалёвым.

В дискуссии по итогам всех мероприятий фестиваля «Панорама музыки России» отмечалось, что конференция «Композитор в современном мире» явилась ярким и запоминающимся в профессиональном отношении событием. Подчеркивался высокий научный уровень докладов, актуальность и многостороннее раскрытие заявленной темы, разнообразие стиля и манеры выступавших, атмосфера дискуссионно-сти, научный азарт и доброжелательность исследователей. Участники высоко оценили организационный уровень конференции в целом и всех ее этапов, техническое оснащение, заботу о комфорте участников (с самого начала большое внимание проведению конференции уделял ректор В. Я. Рушанин; в дни, предшествующие проведению - проректор Е. А. Бурдюжа, завкафедрой теории и истории музыки Л. К. Игнатьева и преподаватели кафедры О. Ф. Ширяева, С. В. Черевань, Т. Ю. Шкер-бина, О. А. Гумерова, А. Р. Кузьмин; заведующая кабинетом музыки Г. Б. Крыжанов-ская и др.). К проведению конференции отделом нотно-музыкальной литературы библиотеки ЧГАКИ (отв. Е. П. Мартынова) была подготовлена выставка изданий, связанных с творчеством композиторов Урала.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.