Научная статья на тему 'Слово о Мастере'

Слово о Мастере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о Мастере»

К 75-ЛЕТИЮ Т. М. СИНЕЦКОЙ

В. И. Харишина

СЛОВО О МАСТЕРЕ

Татьяна Михайловна Синецкая - член Союза композиторов РФ, почетный деятель Союза композиторов России, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ, почетный работник высшего образования РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, профессор, Почетный профессор ЧГАКИ, кандидат педагогических наук.

А также: член Союза театральных деятелей, председатель секции музыкальной критики при СТД, зам. председателя общественного Совета по вопросам культуры и искусства Законодательного собрания Челябинской области, участник разработки официальных символов Челябинской области, член аттестационной комиссии Министерства культуры Челябинской области, делегат VII, VIII, IX, X съездов Союза композиторов России.

С Татьяной Михайловной (автор этих строк) знакома почти 50 лет. Казалось бы, этого времени вполне достаточно, чтобы с легкостью построить повествование на эмоциональном перечислении ее заслуг, достижений. Но рассказать об этом удивительном человеке весьма трудно, поскольку Татьяна Михайловна не любит высокопарности, пафоса. Поэтому начну с фактов.

Родилась в 1941 г., в многодетной семье. В 1965 г. окончила Уральскую консерваторию по специальности «музыковедение», после чего

три года преподавала в Магнитогорском музыкальном училище. В 1967 г. вернулась в Челябинск и работала в Челябинском музыкальном училище (зав. теоретическим отделением), а затем в Челябинском институте культуры - в должности заведующего кафедрой теории и истории музыки, декана музыкально-педагогического (консерваторского) факультета, а также проректора по научной работе (в течение 16 лет).

Все ступени восхождения к вершинам профессионального мастерства пройдены убедительно, четко, в хорошем темпоритме, без срывов, остановок. Сознательно избегаю детального перечисления дат (хронологии событий), поскольку для меня гораздо важнее попытаться передать миропонимание, мироощущение Татьяны Михайловны.

В первую очередь хочется отметить удивительное качество Татьяны Михайловны -ярко и постоянно проявляющийся инстинкт семьи. Поскольку была старшей сестрой в своей большой семье, многие жизненные тяготы ей пришлось делить наравне со взрослыми. Где бы ни находилась Татьяна Михайловна - кафедра, филармония, Союз композиторов, редакция журнала «Автограф», - все превращалось в ее Дом. Замечу, что и коллективы, о которых пишет Татьяна Михайловна в монографиях, книгах, становились тоже ее семьей. В этом доме нет мелочей: от простой чистоты (обязательно заметит крошки на столе) до постоянной готовности помочь (никто не вспомнит случая отказа), защитить, стать «жилеткой», поддержать интересные творческие начинания. С Татьяной Михайловной всегда надежно, тепло, уютно - по-домашнему! Вспоминается случай, когда Татьяна Михайловна при сильнейшей зубной боли с моей сестрой (музыковедом) долго обсуждала некий текст: настойчивые просьбы перенести встречу не подействовали...

197

Татьяна Михайловна была на руководящих должностях постоянно: декан, заведующая кафедрой, проректор, председатель Челябинского отделения Союза композиторов РФ, редактор музыкального раздела журнала об искусстве «Автограф. Челябинск-АРТ». Корректность, абсолютная честность и искренность, простота и доступность, неподдельное дружелюбие Татьяны Михайловны делали категорически невозможным в чем-то с ней схитрить или обмануть.

А начиналось все с элементарной общественно-просветительской работы. Лозунг тех далеких (1960-1980-е) лет - даешь культуру в массы! По инициативе «сверху» продвигались грандиозные программы работы с населением по самой разнообразной тематике, в том числе и по музыкальному искусству (филармония, народные университеты, общества знаний и прочее). Музыковед Т. М. Синецкая, со свойственным ей энтузиазмом, включилась в данную работу! Сегодня я с искренним удивлением отмечаю, насколько эта деятельность в руках Татьяны Михайловны стала живой, значимой, животрепещущей, настоящей. Это был прорыв «слова об искусстве» в область публичных просветительских лекций: рецензирование значимых культурных событий в масштабах города, региона, страны. Работа велась ритмично, непрерывно, расширяясь географически по провинциальным городам, селам и деревням, притягивая к себе все новые и новые имена, среди которых не могу не вспомнить талантливого музыковеда Светлану Зейликовну Губ-ницкую. Вот что по этому поводу говорит сама Татьяна Михайловна: «Я начинала в то время, когда путь на радио и ТВ был абсолютно открыт. Нас ждали с удовольствием, ограничений в жанрах не было. Если мы предлагали творческую встречу с композитором - пожалуйста, монографическую передачу на 30-40 минут -тут же ставили в программу»1.Татьяна Михайловна старалась использовать любую возможность для продвижения музыкальной культуры

1 Марьина Т. Важно сохранить внутреннюю свободу // Си-нецкая Татьяна Михайловна: биобиблиограф. указ. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. С. 18.

в массы. Замечу, что рецензии на филармонические концерты, музыкальные спектакли и прочее-прочее в периодической печати (газетах, журналах) появлялись «ежеконцертно», как утренний хлеб в булочной...

Татьяна Михайловна - талантливый педагог. Впечатляющая победа на педагогическом поприще - ее студентка Люда Зубанова, далее -аспирантка, далее - кандидат наук и, наконец, -доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологии и социологии нашего вуза Людмила Борисовна Зубанова.

Главный и любимый предмет Татьяны Михайловны - полифония. Этот сложнейший учебный курс она... нет, не знает: она его чувствует, как живое существо. Даже самые нерадивые студенты проникаются любованием полифонией, ее стилистикой, технологией, художественными образами. Впрочем, слышу ее возражения: тайны преподавания полифонии существуют и сегодня, а пути их постижения многочисленны и до конца не постижимы. Свидетельствую: студенты, прошедшие «через» Татьяну Михайловну, получают некую «печать мудрости» на лицах.

И все же самое значимое, впечатляющее в творческом пути Татьяны Михайловны - ее научно-исследовательская работа. Поражают невероятное сочетание внутренней сосредоточенности и динамизма и, конечно же, трудолюбие, самодисциплина, умение организовать себя на пути к цели, к мечте. Неслучайно и в собственной семье Татьяны Михайловны выросли двое ученых: сын Сергей (Сергей Борисович Синецкий) - доктор культурологии; внук Никита (Никита Сергеевич Синецкий) - кандидат культурологии (защитился в Москве, по проблематике Востока).

С самых первых шагов научная деятельность связана с изучением музыкальной культуры Уральского региона. И параллельная «линия» — эстетическое воспитание молодежи. В дальнейшем обе линии шли всегда рядом: профессиональное музыкальное искусство - с одной стороны, и совершенствование форм его бытования в социуме - с другой.

198

Поистине героическим можно считать первое научное исследование, посвященное возможностям музыкально-эстетического воспитания молодых рабочих. К сожалению, учащиеся технических училищ (ПТУ) были едва ли не самым сложным молодежным контингентом вообще, а для музыкально-эстетической образовательной программы в частности. В 1982 г. это исследование завершилось защитой кандидатской диссертации. В ней были обоснованно доказаны реальные возможности положительных практических результатов!

В работе по изучению музыки уральских композиторов открывается еще одна грань таланта: Татьяна Михайловна блестяще справляется с труднейшей музыковедческой задачей — анализом «свежей» музыки. Разбор сочинений, «вслушивание» в партитуру у Татьяны Михайловны всегда настолько ювелирно, что можно сравнить его (анализ новой музыки) с сонаром для обнаружения подводной лодки. Это уникальный опыт, потому что данные Татьяной Михайловной эстетические оценки историческое время, как правило, не меняет: и сегодня музыка наших земляков воспринимается «по-синецки». Об этом свидетельствует успех у слушателей в концертном зале, а также успех интереснейших учебных дисциплин «Музыкальная культура Урала», «Творчество композиторов Южного Урала», разработанных Татьяной Михайловной для студентов-исполнителей. Опирающиеся на музыкальные события, проблематику Уральского региона, оказались не менее интересными и авторские курсы «Социология музыки», «Музыкальная критика».

Отвлекусь на еще одно воспоминание. Сравнительно недавно прочла «от корки до корки» книгу Т. М. Синецкой «Челябинская филармония: люди и время (1937-2007)». Можно себе представить, сколько на 504 страницах книги рецензий на концертные программы (!), сколько характеристик исполнителей (!), сколько описаний различных мероприятий (!) - за 70 лет! !! Но нет и намека на монотонность: для каждого эпизода свои краски, свои слова, своя интонация... Столь

виртуозное владение словом ставит литературный стиль Татьяны Михайловны в один ряд с профессиональным мастерством писателя. Ну а как еще?1

Музыкальной культуре Урала посвящены многие научные форумы, конференции, организовывать которые Татьяна Михайловна умеет блестяще.

Столь пристальное внимание Татьяны Михайловны к творчеству уральских композиторов делает ее не только музыкальным историком, музыкальным летописцем своего края, но и подлинным патриотом.

Помимо уральской темы, круг научных интересов Татьяны Михайловны достаточно широк и охватывает проблемы современного отечественного музыкознания. Осведомленность, компетентность в вопросах современного музыкознания неизменно поддерживается, сохраняется как неотъемлемое требование к профессионализму музыковеда. И вовсе неслучайно на кафедре истории и теории музыки все преподаватели имеют ученую степень кандидата искусствоведения, являются дипломированными специалистами. Это свидетельствует о том, что именно Татьяна Михайловна, будучи и заведующей кафедрой, и проректором по науке, и профессором кафедры, высоко подняла планку научного статуса, авторитета и состоятельности преподавателя музыковедческих дисциплин в нашем вузе. Хотя научные интересы у всех преподавателей самые разные: отечественная музыка начала ХХ в. (Л. К. Игнатьева), проблемы старинной западноевропейской музыкальной культуры (О. А. Гумерова), оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова (С. В. Черевань), проблемы жанра симфонической картины (О. Ф. Ширяева), проблемы творческо-композиторского подхода к преподаванию музыкально-теоретических дисциплин (В. И. Харишина). Но всех связывает одно неизменное качество: скрупулезность, добросовестность и доскональность исследования, внимание к логике изложения, четкости фор-

1 Замечу, что знакомство с книгой «Филармония.» вызвало желание прочесть и другие книги Татьяны Михайловны. Что и было сделано!

199

мулировок. За этим Татьяна Михайловна внимательно следит.

Особо отмечаю 10-летний срок работы в журнале «Автограф» в качестве редактора раздела «Музыка». Этот журнал — образец профессионализма, безупречного вкуса, глубины и актуальности поднимаемых проблем об искусстве. Сама Татьяна Михайловна, будучи активным автором журнала, с благодарностью и теплотой вспоминает это время: сколько интересных встреч, контактов!.. И какая школа!

Библиографический указатель (список) -огромен! Монографии и книги: «Композиторы Южного Урала» (2003), «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова: от мечты к реальности» (2005), «Концерт как отражение художественных интересов населения города» (1993, коллективная монография «Город и культура»), «Челябинская филармония: люди и время» (2007), «Дом по имени "Камерный хор"» (2012), «Времена года "Классики"» (2016). Свыше 40 учебно-методических работ. Около 300 (287) публикаций в книгах, периодических и продолжающихся изданиях. Около 40 (36) наименований работ, в которых Татьяна Михайловна приняла участие как редактор, составитель и рецензент. «От первых критических заметок до фундаментальных монографических исследований Татьяна Синецкая прошла немалый путь. Сложился авторский стиль -узнаваемый, ценный именно с точки зрения глубины и достоверности фактов и событий, погружения в материал, внимательного и объемного раскрытия личности»1. Замечу, что о

жизни, творческой деятельности самой Татьяны Михайловны написано немало (76) статей: это и благодарные коллеги, и профессиональные музыканты-исполнители, и видные философы, культурологи, журналисты.

Говорить о Татьяне Михайловне можно бесконечно долго. Ну как не упомянуть о том, что:

Татьяна Михайловна - президентский стипендиат в номинации «Выдающиеся деятели искусства и культуры» (2003);

Татьяна Михайловна - лауреат премии и медали Законодательного собрания Челябинской области (2004);

Татьяна Михайловна - лауреат премии «Женщина года» (2000);

Татьяна Михайловна - обладатель диплома «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение» (2006);

Татьяна Михайловна - лауреат премии «Золотая лира» (2016)!

В заключение моих кратких заметок о Татьяне Михайловне Синецкой хочу сказать: бесконечно благодарна судьбе, провидению за встречу и сотрудничество с Вами! Вы -самый значимый персонаж на моем профессиональном пути! Мое воображение не в силах охватить масштабы и горизонты Вашего поля деятельности! Здоровья Вам для полноценного переживания любви к родным, друзьям, коллегам! А Вашим новым идеям, планам пусть будет тесно и пусть между ними развернется борьба за первенство появления (реализации) на свет!

Браво, маэстро!!!

1 Марьина Т. Важно сохранить внутреннюю свободу // Си-нецкая Татьяна Михайловна: биобиблиограф. указ. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. С. 18.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.