Научная статья на тему 'Всерьез о проектировании педагогической презентации'

Всерьез о проектировании педагогической презентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5399
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всерьез о проектировании педагогической презентации»

С. В. Аранова,

старший научный сотрудник НИИ общего образования ВСЕРЬЕЗ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В числе наиболее интересных коммуникативных технологий, используемых в образовании, всё более прочные позиции занимает компьютерная презентация: она считается более мобильной, современной, нежели статичный наглядный материал. Уже нет нужды доказывать полезность подобного визуального представления информации, всем очевидна доступность и относительная лёгкость ее исполнения как для педагога, так и для учащегося. Накапливается постепенно «банк» примеров презентаций, сделанных по определённым учебным темам, представляющих образовательные учреждения или обобщающих педагогический опыт. В чём интерес презентации для процесса обучения? Если исходить из первоначального значения (от лат. рraesentatio — представление, предъявление), то она сулит ожидание, предвкушение чего-то яркого, праздничного, эмоционального. Однако из разряда любопытных новшеств, которым многое прощается в силу их необычности, а также некоторой неопытности авторов и несовершенства техники, презентация переходит в ряд привычных элементов образовательного процесса. Она претендует на статус педагогической технологии, а следовательно, требует соответствующего методического обеспечения, особенно в плане подготовки. Педагог, разрабатывающий презентацию, должен задуматься и о развивающем, и о воспитательном эффекте.

Презентация призвана представлять информацию в художественно-лаконичном и логически-концентрированном виде, чтобы помочь в решении известной педагогической проблемы оптимизации — «минимум времени — максимум информации». Залогом значительного интеллектуального приращения и высоких образовательных результатов педагогиче-

ской презентации является её проектирование по определённым законам, в соответствии с педагогическими задачами, обеспечивающими целостность идеи. В любом случае презентация обещает эмоциональный эффект, разгружает преподавателя от некоторых рутинных моментов, процедур. Но в полной мере презентация приносит эффективные педагогические «дивиденды» в том случае, когда она эстетично, целесообразно, грамотно спроектирована. В данной статье приведены некоторые рекомендации по проектированию педагогических презентаций.

В образовательной сфере пока отсутствуют чёткие требования к презентации, преследующие именно педагогические цели. Следует отметить, что схожие по форме бизнес-презентация и педагогическая презентация — по сути — совершенно разные. Если в бизнесе провозглашается в основном меркантильный интерес, а во главу угла ставятся внешние эффекты, то проектирование педагогической презентации должно быть обусловлено внутренним постижением, пониманием сути сообщения. Презентация учебного материала должна давать, прежде всего, интеллектуальное приращение, а различные эффекты используются для эмоционального и логического усиления. Как визуализировать системные отношения, как создавать образы из терминов и понятий, как передавать информацию с учётом логических критериев ясности, точности, последовательности и доказательности? Для успешного создания коммуникативной среды средствами презентации актуальным становится формирование у учеников и педагогов интеллектуально-графической культуры (далее — ИГК), суть которой заключается в выработке универсальных методов графической визуализации учебной информации. При этом ИГК

раскрывает такой потенциал возможностей представления обучающей информации, который рационально-логично и эмоционально-художественно (в изобразительном плане) вовлекает нас в коммуникативную среду познания.

Наиболее доступным способом проектирования можно считать создание несложных слайд-презентаций в программе PowerPoint и проведение их с участием педагога, о чём и пойдёт речь. Даже самая простая программа предлагает множество эффектов — анимационных, цветовых, композиционных. Однако знания составителя презентации о богатстве таких возможностей чреваты серьёзными заблуждениями в том, что компьютерная программа обеспечит всё сама, стоит лишь расставить слайды в нужном порядке и нажать соответствующие клавиши. В образовательной сфере, к сожалению, презентацию чаще и воспринимают в качестве красочного иллюстративно-эмоционального дополнения к сообщению, а не как самостоятельную образовательную единицу, обладающую огромным дидактическим и эстетическим потенциалом и требующую теоретического и методического обоснования. Если принять, что презентация не просто иллюстрация к выступлению, а самостоятельный проект, то хочется найти ответы на следующие вопросы: что может быть отнесено к недостаткам, какие нужно поставить цели и какие требования следует учесть, а также как определяется педагогический результат? Почему от некоторых презентаций, построенных на учебном материале, остаётся впечатление, что сделано красиво, но бесполезно?

Состав педагогической презентации

Исходя из вышесказанного, сформируем общий состав элементов, используемых в педагогической презентации, и кратко охарактеризуем их основные качества. Итак, в состав педагогической презентации могут быть включены следующие смысловые элементы.

А. Текстово-графические элементы и фрагменты (заголовки, термины, понятия, определения, пояснения и т. д.)

К текстовым фрагментам здесь нужно отнестись как к графическому произведению. На слайде появляется не просто часть текста, а именно тот его элемент, который обогащает зрительное восприятие информации посредством цвета, стиля, шрифта, размера букв. Поэтому необходима структуризация текста внутри фрагментов — списком, ранжированием, оптимизацией для удаления лишнего, что могло бы отвлечь зрителя и увести от основной темы. Лучше составлять новые краткие, ёмкие предложения — фразы-заголовки, исключающие смысловую двойственность. Кроме того, текст, помещённый на слайд, не должен дублировать речь докладчика.

Для усиления понимания можно производить графическую разбивку тестовых элементов с выделением ключевых терминов.

Б. Художественно-графические элементы (иллюстрации, репродукции, фотографии, коллажи и т. п.)

Иллюстрации поддерживают общую тему презентации, появляясь параллельно с текстовыми элементами на одном слайде или попеременно на чередующихся слайдах, порой — полностью заменяя собой текст. Если используется серия рисунков на одном слайде, рациональнее расположить их в принятом порядке — слева-направо, сверху-вниз.

Иллюстрации-символы самодостаточны, они могут выступать без текстового сопровождения, но не рекомендуется злоупотреблять их множественным использованием: порой их понимание затруднено.

Фотографии и другие реалистичные элементы при всей своей супернаглядности могут затенить наиболее существенные черты изучаемого материала, тогда как самостоятельно созданной иллюстрацией, напротив, можно подчеркнуть необходимое.

В. Логико-графические формы (чертежи, схемы, эскизы, диаграммы, технические рисунки, географические или исторические карты и т. д.)

Использовать в презентации схемы, чертежи, диаграммы следует с учётом уровня контингента: такие элементы нужно уметь читать и воспринимать. Аудитория должна быть подготовлена к восприятию подобной графики.

Для улучшения понимания эти элементы выполняются лаконично, сомасштабно размерам слайда, снабжаются чёткими контурами, понятными символами и знаками.

Карты применяют с известной степенью условности, чтобы можно было легко разглядеть то, что необходимо для понимания.

Г. Символико-графические элементы (формулы, модели, пиктограммы, символы, значки, эмблемы, экслибрисы и т. д.)

В силу предметной специфики (принадлежности к конкретной дисциплине или научной области), а также большой смысловой нагрузки и информационной концентрации такие элементы рекомендуется применять с определённой логикой, не более 3-5 единиц на стандартную презентацию.

Д. Связующе-графические элементы (обводка, стрелки, линии, объединяющие элементы, переходы)

Следует помнить, что стрелка всегда акцентирует наше внимание в направлении острия, но не менее информативными могут быть средняя и хвостовая части — «оперение». Чтобы не отвлекать внимание, форма и траектория стрелки должны быть достаточно характерными, но простыми в восприятии.

Для обводки — объединения различных по смыслу элементов — необходимо использовать узнаваемые геометрические фигуры, различные по форме, а также по характеру линий.

Е. Контекст-графические аксессуары (вспомогательные указатели, смысловые акценты, юмористические детали и т. п.)

Сюда могут включаться популярные ныне «смайлики», согласованные значки,

творческие изобретения автора и т. д. Вспомогательные аксессуары являются положительным нюансом, но не должны отвлекать зрителей, пересекать или искажать основную идею презентации.

Следует предостеречь авторов от излишней карикатуризации деталей, способствующих постижению учебного смысла и применяемых больше для эмоциональной разрядки зрителей. Для того чтобы избежать развлекательного направления, рекомендуется включать не более 2-3 таких единиц на презентацию, делать их без лишней детализации, сплошными по цвету и форме, минимально анимированными.

Алгоритм проектирования педагогической презентации

Процедуру проектирования презентаций в различных предметных областях можно назвать пошаговым насыщением, поскольку каждый шаг учитывает новый фактор и является ответом на соответствующий вопрос. Для того чтобы процесс проектирования презентации протекал логично, предлагается ответить на следующие вопросы.

Шаг 1. Какова педагогическая цель создания презентации?

Проектирование начинается с постановки педагогической цели. Цель может быть поставлена в форме раскрытия новой темы, диагностики, анонса, продолжения изучения темы и т. д. В этом шаге должна быть сформулирована тема презентации и определено её содержание.

Шаг 2. Кому адресована презентация?

Определяется пользователь: школьники, учителя, администрация, методисты, научная аудитория и т. д. Учитываются отношения автор/реципиент (возрастные особенности, уровни интеллектуальной, художественной подготовки и др.).

Шаг 3. Какова информативная функция презентации?

Определяется, на что будет в первую очередь нацелена презентация: на восприятие, переработку, запоминание или воспроизведение информации? Для чего используется визуализованная информация —

для научной работы; для самообразования; для обучения; для деловой активности и т. д.

Шаг 4. Что является главным информационным объектом?

Устанавливается главный информационный оригинал, что связано с выбором и ограничениями: учебного текста, музейного экспоната, географической карты, литературного источника и т. п.

Шаг 5. Имеются ли особые условия и требования к составу презентации или внешнему виду слайдов?

К таким условиям относятся: разнородность информационных источников, применение иностранных языков, обязательное использование конкретных мультимедийных технологий и т. п.

Последовательно проходя определённые шаги, автор создаёт смысловой «каркас», производит отбор, анализ и систематизацию информации. Далее презентация проектируется в виде принятия следующих решений: выбор способа ранжирования информации (распределение и обработка отдельных элементов сообразно смыслу и педагогической цели проектирования); формирование состава элементов; выбор формы представления — композиционной схемы; определение способа кодирования информации; выбор графического стиля с учётом вкусов автора и зрителя, традиций и т. п.

Композиционные схемы педагогических презентаций

Когда определён состав, необходимо задуматься о композиционном развитии презентации. Для этого рекомендуется сделать сценарий или раскадровку, в которых будет наглядно расписан порядок следования слайдов и время демонстрации, показано наполнение слайдов, намечены ключевые, ударные слайды.

Вводно-ознакомительная презентация может выполняться по линейной схеме, в которой слайды следуют один за другим. Презентация подобного рода применяется, когда есть необходимость последовательно обрисовать какое-либо явление

или объект, описать состав, привести основные параметры или характеристики. Возможны варианты: на первом кадре представлена полная картина явления (объекта), на последующих — явление (объект) рассматривается в разных аспектах. Постепенно воссоздаётся полная картина раскрытия темы. Другой вариант: презентация начинает развиваться с описания всех сторон явления, а завершается кадром, представляющим полную картину. Например, во вводно-ознакомитель-ной презентации по теме «Интеллектуально-графическая культура» последняя раскрывается как явление с различных точек зрения: искусствоведения, философии, педагогики, культурологии, логики и др.

Структурно-содержательная презентация, главная цель которой — более полно раскрыть суть какого-либо явления или содержание события, а также представить структуру объекта или внутренние отношения, может быть построена по центричной схеме. Центральный, он же начальный, слайд содержит информацию о структуре, содержании явления. На других слайдах раскрыты связи между структурными единицами, объяснены отношения внутри структуры. Поэтому предлагается композиция, предусматривающая повторяющийся возврат к центральному «ключевому» слайду, который наглядно демонстрирует все связи, подлежащие раскрытию. Поясняющих слайдов может быть столько, сколько потребуется для оптимального объяснения сути явления или строения объекта. Например, в структурно-содержательной презентации, по-свящённой интеллектуально-графической культуре, можно раскрывать интегратив-ную суть этого явления, показывая отдельно художественную и логическую составляющие и связи между ними.

Объяснительно-раскрывающая презентация ставит целью раскрытие не столько сути самого явления или структуры объекта, сколько объяснение взаимоотношений его с другими явлениями или объектами. Здесь ключевую роль выпол-

няет слайд, содержащий информацию о явлении или объекте и делающий акцент на внешних, а не внутренних связях. Согласно этой концепции, через каждые 5-6 слайдов требуется возврат к ключевому, содержащему структуру всех внешних связей. На 5-6 слайдах показывается в деталях связь представляемого явления либо объекта с отдельным явлением или объектом, либо рассматривается другое явление. Например, в объяснительно-рас-крывающей презентации темы «Интел-лектуально-графическая культура» может быть показан метапредметный характер этой развивающейся области знаний, обслуживающей все школьные дисциплины и, вместе с тем, какой-либо определённой из них целиком. На ключевом слайде будет представлена визуально-информационная модель, демонстрирующая все связи.

Проблемно-предсказательная презентация может считаться самой сложной и технически трудоёмкой, так как она обладает особенностями и свойствами всех вышеперечисленных презентаций. В ней может быть проиллюстрировано какое-либо явление с его внешними и внутренними связями, раскрыта проблема, сделан вывод и спрогнозирован «посыл в будущее». К примеру, презентация такого рода, посвящённая интеллектуально-графической культуре, наглядно представит необходимость связей, ее составляющих:

художественной и логической, а также возможности внешних взаимодействий и отношений этой области знаний с искусствоведением, педагогикой, философией, логикой, культурологией. Кроме того, можно видеть цель подобной презентации в том, чтобы доказать полезность формирования и развития у учащихся ИГК для всей образовательной системы.

Итак, образовательный успех проектирования педагогической презентации обеспечивается многими факторами. Безусловно, необходимы знания и умения пользоваться самой компьютерной программой. Творческая задача — обогатить обыденное понимание презентации и выполнить проект не только с учётом про-граммно-методических требований, но и с соблюдением научно-эстетических законов. Именно такой подход позволит нам понять, чем отличается проектирование педагогической презентации от подготовки любой другой. В НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена в рамках научного направления «Развитие и интеграция предметных методик обучения» разрабатывается проблема интеллектуально-графической культуры, неотъемлемой частью которой является проектирование педагогических презентаций \Аранова С. В. Эстетика педагогической презентации. Интеллектуально-графическая культура: Учеб.-метод, пособие. СПб., 2008].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.