Научная статья на тему 'ВСЕОБЩАЯ МООКИЗАЦИЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЯЗЫКОВОГО КУРСА POLITICALENGLISH В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ВСЕОБЩАЯ МООКИЗАЦИЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЯЗЫКОВОГО КУРСА POLITICALENGLISH В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МООК (МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ) / ДИСТАНЦИОННЫЙ ЯЗЫКОВОЙ КУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ / КОНЦЕПЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" / ПЕРЕВОД ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕДИЙНЫХ ТЕКСТОВ / MOOC (MASSIVELY OPEN ONLINE COURSE) / DISTANT LANGUAGE COURSE / POLITICAL ENGLISH / THE CONCEPT OF "REVERSE CLASS" / TRANSLATION OF POLITICAL MEDIA TEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маник Светлана Андреевна

Статья посвящена проблемам внедрения технологий массовых открытых онлайн-курсов на платформе Moodle в классическом университете. На материале разноплановых заданий по курсу «Политический английский», разработанных с учетом прогресса и принципиальных изменений методов изучения иностранного языка, описываются особенности дистанционного обучения как основного элемента e-learning culture. Данному курсу предшествовал блог Socio-Political English, цель которого заключалась в том, чтобы быть дополнительным пособием в ходе освоения практического курса по общественно-политической лексике английского языка. Положительные результаты и отзывы студентов позволили разработать курс Political English на Moodle, который был введен с 2015 года для студентов 4-го курса факультета романо-германской филологии. В работе приводятся примеры заданий, варианты промежуточной и итоговой аттестации, а также отмечаются достоинства и трудности использования данной формы обучения в рамках основных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOTAL MOOCISATION? TOWARDS INTRODUCTION PROBLEMS OF DISTANT LANGUAGE COURSE ON POLITICAL ENGLISH IN CLASSICAL UNIVERSITY

The article deals with the problems of MOOC (Massively Open Online Course) technologies introduction on the basis of Moodle platform in the classical university. Various peculiarities of the distant education as a key component of e-learning culture are described as exemplified in multi-faceted tasks within Political English Course, developed in the light of the progress and essential changes in the methods of foreign language learning. The given course was preceded by the Socio-Political English Blog targeted at completing the practical course on English socio-political vocabulary. Favourable references and good results of the students permitted to develop Political English Course on Moodle and introduce it in 2015 for 4th year students of the faculty of Romance and Germanic Philology. The paper provides examples of the tasks, variants of intermediate and final test and highlights challenges and benefits of this learning method in the framework of the educational program.

Текст научной работы на тему «ВСЕОБЩАЯ МООКИЗАЦИЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЯЗЫКОВОГО КУРСА POLITICALENGLISH В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

стремительное развитие компьютерных технологий и Интернета продолжается, что уже значительно обогатило язык новыми понятиями и соответствующими им терминами и открывает для лингвистов обширное поле исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Барт М. В. Словообразовательные модели современного русского компьютерного жаргона : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2010. 22 с.

2. Горшков П. А. Сленг хакеров и геймеров в интернете : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 19 с.

3. Егошина Н. Б. Сленг в СМИ: лексикографический аспект : (на материале одноязычных и двуязычных словарей) : дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2013. 243 с.

4. Хомяков В. А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода : дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1979. 394 с.

5. Coleman J. The Life of Slang. New York : OUP, 2012. 354 p.

6. Partridge E. A Dictionary of Slang and Unconventional English. 5th ed. New York : Routledge & Paul, 1961. 1362 p.

7. Partridge E. Slang To-Day and Yesterday : (with a Short Historical Sketch; and Vocabularies of English, American, and Australian Slang). London ; New York : Routledge & Kegan Paul Ltd., 1971. 479 p.

ББК 74.268.19-432.1

С. А. Маник

ВСЕОБЩАЯ МООКИЗАЦИЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ

ДИСТАНЦИОННОГО ЯЗЫКОВОГО КУРСА

POLITICAL ENGLISH В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья посвящена проблемам внедрения технологий массовых открытых онлайн-курсов на платформе Moodle в классическом университете. На материале разноплановых заданий по курсу «Политический английский», разработанных с учетом прогресса и принципиальных изменений методов изучения иностранного языка, описываются особенности дистанционного обучения как основного элемента e-learning culture. Данному курсу предшествовал блог SocioPolitical English, цель которого заключалась в том, чтобы быть дополнительным пособием в ходе освоения практического курса по общественно-политической лексике английского языка. Положительные результаты и отзывы студентов позволили разработать курс Political English на Moodle, который был введен с 2015 года для студентов 4-го курса факультета романо-германской филологии. В работе приводятся примеры заданий, варианты промежуточной и итоговой аттестации, а также отмечаются достоинства и трудности использования данной формы обучения в рамках основных образовательных программ.

Ключевые слова: МООК (массовые открытые онлайн-курсы), дистанционный языковой курс, политический английский, концепция «перевернутого класса», перевод политических медийных текстов.

© Маник С. А., 2017

The article deals with the problems of MOOC (Massively Open Online Course) technologies introduction on the basis of Moodle platform in the classical university. Various peculiarities of the distant education as a key component of e-learning culture are described as exemplified in multi-faceted tasks within Political English Course, developed in the light of the progress and essential changes in the methods of foreign language learning. The given course was preceded by the Socio-Political English Blog targeted at completing the practical course on English socio-political vocabulary. Favourable references and good results of the students permitted to develop Political English Course on Moodle and introduce it in 2015 for 4th year students of the faculty of Romance and Germanic Philology. The paper provides examples of the tasks, variants of intermediate and final test and highlights challenges and benefits of this learning method in the framework of the educational program.

Key words: MOOC (Massively Open Online Course), distant language course, Political English, the concept of «reverse class», translation of political media texts.

В настоящее время онлайн-образование, вошедшее в нашу жизнь с активным внедрением и популяризацией Интернета, претерпевает существенные перемены, связанные с появлением массовых открытых онлайновых курсов — МООК (Massively Open Online Course — MOOC). Известно довольно много образовательных платформ, предлагающих дистанционные курсы, как правило бесплатные, для всех желающих. Наиболее популярные из этих платформ содержат курсы по разным направлениям и темам (например, Coursera, UPEx, Stanford Online, OpenLearning, Khan Academy, MOOEC, WizIQ, Acade.me, Academic Earth, edX).

МООК — это популярное направление в современной истории развития систем дистанционного и онлайнового обучения. Платформу МООК часто называют «прорывной» технологией в образовании, поскольку она несет понятие «непрерывное образование». Уровень интереса к этой методике, равно как и тональность разговоров о ее возможном потенциале изменить всю систему высшего образования, в том числе его доступность, остается высоким.

Безусловно, система МООК использует многие педагогические инструменты, созданные в ходе отработки методик дистанционного обучения. Вместе с тем большое число студентов, участвующих в каждом отдельном курсе, а также структуры обеспечения открытости содержания программ обусловливают популярность данных платформ.

Традиционно МООК включают в себя: видеолекции, чтение онлайн-источников, наборы задач/тестов, которые размещены по всей программе дистанционного обучения, интерактивные форумы пользователей, позволяющие студентам создавать собственные сообщества и оценивать работу друг друга. Именно подобная интерактивность является ключевым элементом МООК и реализует подход «перевернутого класса».

В качестве основы для введения курса Political English на Moodle выступил авторский учебный блог. Для академических целей в ноябре 2011 года был создан блог Socio-Political English (http://www.ivanovo-spe.blogspot.com), который велся преподавателем, но в его функционировании непосредственно участвовали студенты 5-го курса кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии Ивановского государственного университета.

Основная цель блога на этом этапе заключалась в том, чтобы быть дополнительным пособием в ходе освоения практического курса по общественно-политической терминологии английского языка, а также обеспечить заданиями рекомендательного характера для вовлечения студентов в дискуссию, оказания помощи в поиске культурологических сведений и иллюстративных примеров, в чтении аутентичных текстов и прослушивании аудио- и видеоматериалов и т. п.

В результате введения технологии блога на занятиях и в качестве домашнего задания стало очевидно, что это был первый опыт общения студентов в учебных блогах по интересу и они не готовы к данной работе. Для решения проблемы потребовался небольшой инструктаж. Часть студентов стала постоянной аудиторией, другая часть посещала страницу для получения заданий.

Вместе с тем опыт работы с блогом позволил аккумулировать некоторые удачные дидактические приемы вовлечения студентов в учебу и чтение политических текстов и реализовать их на платформе Moodle. Так, в 2015 году был создан курс «Политический английский» как дополнение к курсу по практике речи (http://sdo.ivanovo.ac.ru/course/view.php?id=541). Целесообразно подчеркнуть, что он не является в полной мере дистанционным курсом, но призван помочь освоить материал, получить дополнительные сведения и задания. Его введение в занятия также вызвало некоторые технические сложности для студентов, поскольку не все оказались готовы сменить (дополнить) обычный формат обучения английскому языку.

Данный курс строится в основном на различных общественно-политических текстах, отобранных из англо- и русскоязычных медиаисточ-ников и отражающих разнообразные политические и идеологические точки зрения. Например, в тематическом разделе Ukrainian Crisis студентам предложено несколько небольших статей из CNN News, RT, Euronews, BBC News, что позволяет почувствовать модальность информационных сообщений, а также понять подход к отбору фактов и их интерпретаций. Однако видеосообщения также используются в настоящем курсе для проверки понимания и укрепления навыка аудирования. Например, в качестве промежуточного контроля студенты получили задание прослушать фрагмент выступления помощника Госсекретаря В. Нуланд (Бюро по европейским и евразийским делам) в Комитете Сената по иностранным делам от 15 марта 2015 года (http://www.c-span.org/video/?324727-1/victoria-nuland-testimony-us-policy-toward-ukraine-russia), а затем прочитать его на сайте Госдепартамента (http://www.state.gOv/p/eur/rls/rm/2015/mar/238722.htm). Задание заключается в том, чтобы найти утверждение/предложение, которое есть в письменном тексте, но нет в видеозаписи.

Throughout this conflict, the United States and the EU have worked in lock-step to impose successive rounds of tough sanctions—¡i icluding sectoral sanctions—on Russia and its separatist cronies as the costs for their actions 'v .Crimea, we have shown throuah our investment sanctions that ifjou hite off a mece of another country, it will dry up in your mouth. Our unity with Europe remains the cornerstone ut' our policy toward this crisis.

Такое интегрированное чтение и аудирование вызвало некоторые сложности, поскольку потребовало от студентов терпения и внимания. Вместе с тем данное открытие обусловило длительные и эмоциональные дискуссии на форуме. Следовательно, интерактивный формат обучения

позволил максимально заинтересовать студентов и вовлечь их в обсуждение злободневной проблемы, побудить к аргументированию и изложению своей позиции.

Целесообразно отметить, что метод рефлективного обучения, заимствованный из блога, успешно реализуется в курсе «Политический английский» посредством чтения статей, комментирования, прослушивания, просмотра и анализа аудио- и видеоматериалов. Во время чтения статей на английском языке студенты находят соответствующий лексический вокабуляр по теме, составляют по ней собственные глоссарии. Например, одним из заданий, предложенных студентам, было небольшое исследование социального движения в США «Захвати Уолл-Стрит» (Occupy Wall Street), выступающего за социальное и экономическое равенство. В курсе размещен небольшой видеоролик о данном движении и несколько публикаций из CNN News и BBC News. Студенты должны были ознакомиться с материалами, а затем написать свой комментарий о движении, возможностях его поддержки в России студентами или малоимущими гражданами. Предложенная работа предполагала оценку эссе самими студентами по установленным критериям (организация текста, содержание, лексическое оформление, грамматическое оформление). Важно подчеркнуть, что, несмотря на значительный плюс подобного peer reading, он также является основной проблемой, поскольку студенты не полностью объективны, не всегда видят ошибки своих друзей.

В рамках курса на форуме публикуются ссылки на информацию в Интернете, которую студенты считают полезной и интересной, с краткими комментариями и аннотациями к ним. Например, в одной из публикаций Social Issues было предложено составить список социальных проблем (не менее 20) и найти данные о словах/словосочетаниях, связанных с ними, создать краткий словарь по теме (Abortion, Affirmative Action, Affordable Care Act (Obama-care), Ageism/Age Discrimination, Airport Security, Alcoholism, Animal Rights, Anorexia Nervosa, Anti-Muslim Discrimination, Binge Drinking, Birth Control, Bulimia Nervosa, Bullying, Campus Crime, Capital Punishment/Death Penalty, Child Abuse, Child Labor, Classism, Climate Change, Cloning, Colorisim, Computer Hacking, Corporal Punishment, Corporate Downsizing, Cyber Bullying (Cy-berbullying), Date Rape, Disaster Relief, Domestic Violence и т. п.). Интересным представляется различный подход студентов к данному заданию: некоторые учащиеся использовали словари и приводили дефиниции из этих справочников, другие работали с выпусками СМИ и перечисляли иллюстративные примеры употребления данных лексических единиц, третьи изучали справочную литературу по политической науке.

Таким образом, возможно сделать вывод, что опыт внедрения МООК-технологий в курс практического языка на факультете РГФ в Ивановском университете оказался довольно удачным. Однако необходимо обновлять данный курс ежегодно в силу динамизма общественно-политической терминологии, смены актуальности проблематики политических медиатекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.