Научная статья на тему '«Всему учит дорога»: мастер-класс'

«Всему учит дорога»: мастер-класс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ДЕТСКИЙ ПРОФСОЮЗ / ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CHILDREN'S TRADE UNION / MASTER CLASS / RAILROAD / MOVEMENT AFTER TIMUR / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Елена Михайловна, Голдобин Владимир Анатольевич, Чемшит Ольга Александровна

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей ежегодно проводит конкурс на лучшее детское оздоровительное учреждение среди структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги». В 2010 году лучшим был признан Детский оздоровительно-образовательный центр «Сахареж» Северной железной дороги. Победители представляют мастер-класс для нашего журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырева Елена Михайловна, Голдобин Владимир Анатольевич, Чемшит Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Всему учит дорога»: мастер-класс»

«ВСЕМУ УЧИТ ДОРОГА»: мастер-класс

Елена Михайловна Болдырева,

руководитель детского оздоровительно-образовательного центра «Сахареж», доктор филологических наук, Ярославская область

Владимир Анатольевич Голдобин,

директор Дирекции социальной сферы Северной железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги», кандидат медицинских наук

Ольга Александровна Чемшит,

заместитель председателя Дорожного территориального комитета профсоюза Северной железной дороги

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей ежегодно проводит конкурс на лучшее детское оздоровительное учреждение среди структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги». В 2010 году тематика конкурса определялась двумя направлениями: 65-летие Великой Победы и 105-летие Российского профсоюза железнодорожников. Члены экспертной комиссии — представители Центрального комитета Роспрофжела — рассматривали различные аспекты работы: программы тематических смен, образовательную составляющую программы, систему мероприятий, посвящённых ключевым событиям. Члены жюри выезжали в детские центры и оценивали, насколько представленные программы реализуются в работе лагерей. В итоге среди 70 детских центров 17 дорог Российской Федерации лучшим был признан Детский оздоровительно-образовательный центр (ДООЦ) «Сахареж» Северной железной дороги. Сегодня победители представляют мастер-класс для нашего журнала.

• мастер-класс • железная дорога • детский профсоюз • тимуровское движение

• корпоративная культура

В

течение шести лет детскии оздоровительно-образовательный центр «Сахареж» Дирекции социальной сферы Северной железной дороги работает по программе «Голубая стрела». Цель программы: содействовать повышению интереса к профессии железнодорожника, приобщить участников смены к основным сферам деятельности отрасли. Во вторую смену

2010 г. была реализована многопрофильная программа дополнительного образования «Всему учит железная дорога», которая стала победителем всероссийского конкурса детских оздоровительных центров ОАО «Российские железные дороги».

«Всему учит железная дорога»

Это заключительный, седьмой этап реализации программы профориентационного

воспитания детей железнодорожников «Голубая стрела», по которой ДООЦ «Сахареж» работает с 2004 года. Генеральная цель программы: создать адекватные психолого-педагогические условия для развития молодёжного потенциала компании «Российские железные дороги», содействовать становлению и развитию профессиональных лидерских качеств, активной жизненной позиции и инициативы. Каждый участник программы — участник Первого всероссийского форума «Всему учит железная дорога». Цель участия в форуме — приобрести качества личности, необходимые будущему железнодорожнику. Для этого участник проходит свой путь в рамках предложенного маршрута смены — ряда мероприятий, в которых заложена возможность приобрести нужные индивидуальные и командные качества, необходимые будущему работнику компании «Российские железные дороги»: корпоративный дух, активность, инициативность, гражданственность, энергия, ответственность, творчество, профессионализм, знания, лидерство и другие.

Программа «Всему учит железная дорога» состоит из семи блоков — последовательных этапов реализации воспитательного потенциала железной дороги. Этапы получили названия в соответствии с теми программами, по которым производилось профориентационное воспитание в течение предшествующих лет в ДООЦ «Сахареж».

«Академия юных железнодорожников»

В этом блоке участники программы получают первичные знания о железной дороге в виде железнодорожного ликбеза «Школа пассажира». Следуя принципу «От хорошего пассажира — к хорошему профессионалу», студенты академии ежедневно участвуют в лекциях, семинарах и практикумах, позволяющих получить знания о железной дороге и определённые умения и навыки, которые дают возможность легко ориентироваться в любой ситуации, связанной с путешествиями по железной дороге. По окончании блока проводится аттестация, проходящая в два этапа: экзамены в группах, где выявляются лучшие пассажиры, и общелагерный конкурс-экзамен «Красная зачётка».

«Поезд времени»

Получив первичные знания, ориентированные на внешнего по отношению к железнодорожной системе человека, участники программы совершают следующий шаг: знакомятся с историей Северной дороги, с современной ситуацией и пытаются заглянуть в будущее дороги. У сахарежцев есть уникальная возможность детально исследовать исторический путь Северной железной магистрали и даже повлиять на перспективы её развития. В результате путешествия во времени юные исследователи получают необходимые знания и навыки, чтобы, извлекая уроки прошлого, строить достойное будущее Северной железной дороги.

«Кандидат в будущее РЖД»

Проследив исторический путь железной дороги, участники программы получают следующее задание: сформировать компетенции, которые необходимы для будущего работника ОАО «РЖД». Участники программы должны понять, что компания находится в стадии активных структурных преобразований, что предъявляет особые требования к персоналу:

• инициативность;

• высокий уровень профессионализма;

• повышенная адаптивность к новым и изменяющимся условиям труда;

• ответственность за результаты своей работы в компании;

• открытость новым технологическим решениям;

• мотивация к саморазвитию;

• генерация лидерства на различных уровнях.

Этот блок, связанный с формированием кадрового потенциала ОАО «РЖД», ориентирован на такие нормативные документы, как целевая программа «Молодёжь ОАО «Российские железные дороги»», Положение о молодом специалисте в ОАО «РЖД», Положение о Совете молодёжи Северной железной дороги —

филиала ОАО «РЖД», Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

«Основы корпоративной культуры РЖД»

Воспитав лично в себе важные качества, необходимые будущему железнодорожнику, участники программы поднимаются на следующую ступень: осмысление себя в рамках единой корпорации «Российские железные дороги». Важный аспект этого блока — изучение и осмысление корпоративной культуры «Саха-режа» и компании «Российские железные дороги». Развитие корпоративной культуры лагеря оказывает влияние на формирование уважительного отношения детей к самому лагерю, СЖД, где работают родители большинства отдыхающих детей, и РЖД в целом.

Изучение корпоративной культуры РЖД предполагает знакомство участников смены с основными положениями «Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», прежде всего тех его аспектов, которые касаются миссии и имиджа компании, а также корпоративных ценностей.

«Пиармены РЖД»

Осознав себя частью единой железнодорожной корпорации, участники программы делают шаг вперёд, когда система исследуется ими не только изнутри, но и осуществляется попытка взглянуть на неё извне и оценить высокий социальный статус, надёжность, прогрессивность российских железных дорог. Становясь пиар-менами РЖД, участники программы — дети железнодорожников начинают воспринимать Российские железные дороги глазами специалистов в области рекламы и паблик рилейшнз, профессионально оценивая паблисити ОАО «РЖД».

«Голубая стрела»

Это название — универсальная номинация программы профориентационной деятельности,

которая осуществляется в ДООЦ «Саха-реж» уже в течение семи лет. Этап представляет собой высшую ступень программы, синтез всех предыдущих блоков, когда в полной мере участники программы осознают мощный воспитательный потенциал железной дороги, которая осмысляется ими как символ, аксиологический центр их жизни, аккумулирующий основные проблемы и ценности человеческого существования. Как писал Генрих Гейне, «железная дорога является решающим событием, которое изменяет цвет и внешний вид жизни, начинается новая глава всемирной истории, и наше поколение должно гордиться тем, что оно живёт в такое время». Железная дорога — великий учитель жизни, она символ технического прогресса, быстрого темпа жизни, это волшебный мир чудес и приключений, романтика, страсть к путешествиям, радость внезапных встреч и грусть расставаний, это эквивалент всей человеческой жизни.

Все блоки программы чередуются в соответствии с алгоритмом развития тематической лагерной смены, с учётом логики образовательно-воспитательного процесса.

В адаптационный период смены предполагается презентация и запуск тематических программ, профильных блоков:

• научно-исследовательский проект «Всему учит железная дорога»;

• «Корпоративная культура РЖД»;

• «Психологическое сопровождение формирования личности будущего железнодорожника»;

• «Филологическое обеспечение развития личности будущего железнодорожника»;

• «Сахарежпрофжел: основы избирательной культуры и профсоюзной деятельности»;

• «Школа военных корреспондентов»;

• «И шли к бессмертью эшелоны...»: железнодорожники в годы войны;

• «И днём и ночью гудит железка.»: передвижная военно-полевая агитбригада;

• «На дороге нашей Северной по душе нам жаркий труд.»: тимуровское движение;

• экскурсионно-поисковый проект «Вдоль по Северной железной» — которые будут

реализовываться параллельно в течение всей смены для всех участников.

Результаты деятельности всех тематических программ, исследовательского проекта и профильных блоков определяются в итоговый период смены, во время проведения научно-практической конференции «Всему учит железная дорога».

«Школа пассажира»

Виды и формы деятельности:

• железнодорожный ликбез «Школа выживания современного пассажира»;

• маршрутная игра «От хорошего пассажира — к хорошему профессионалу»;

• выборы профсоюзного актива «Сахарежа»;

• конкурсная программа «Красная зачётка»;

• линейка открытия «Все мы — дети дороги Северной».

«Поезд времени»

Виды и формы деятельности:

• железная история: «Уроки памяти»;

• встреча с ветеранами;

• смотр строя и песни;

• маршрутная игра «Вся наша жизнь — железная дорога»;

• защита проектов «Вокзал будущего», «Поезд будущего», «Новые железнодорожные профессии».

«Кандидат в будущее РЖД»

Виды и формы деятельности:

• спартакиада «И зовут нас на подвиги новые семафоров зелёных огни»;

• конкурс шумовых оркестров «Музыка рельсовых строк»;

• фестиваль детского творчества «Над тамбуром горит полночная звезда»;

• встречи с представителями железнодорожных профессий;

• конкурс «Моя семья — железная дорога».

«Корпоративная культура РЖД»

Виды и формы деятельности: • конкурсная программа «Сахарежская магистраль»;

• конкурсная программа лидеров «Я отвечаю за всё»;

• пресс-конференция с руководством Дирекции социальной сферы и Дор-профсожа;

• конкурс «Мифы и легенды Северной дороги»;

• маршрутная игра «Есть много профессий хороших и разных»;

• финансово-экономическая игра «Финансы Северной растут уверенно».

«Пиармены РЖД»

Виды и формы деятельности:

• день Гиннесса «Сахарежская демография»;

• стартинейджер «Пиармены железных дорог»;

• имиджевая реклама профессии железнодорожника;

• фестиваль рекламы «Российские железные дороги: надёжно, выгодно, удобно»;

• конкурс сувенирной продукции.

«Голубая стрела»

Виды и формы деятельности:

• учебно-практическая конференция «Всему учит железная дорога»;

• прощальный костёр «Железной дороге — зелёный свет»;

• линейка закрытия смены «Лучшее, конечно, впереди».

Кроме сюжетно-ролевой игры, программа включает в себя множество модулей и дополнительных подпрограмм.

Модуль «Корпоративная культура РЖД»

Это составная часть развёрнутой образовательной программы по корпоративной культуре для детей, отдыхающих в ДООЦ «Сахареж». Он позволяет обратить внимание школьников на правила построения взаимоотношений в коллективе:

между равными членами коллектива, между руководителем (вожатыми, воспитателями) и подчинёнными (детьми), между партнёрами (отрядами) др. Соблюдение этих правил помогает построить команду со своим «лицом», сделать её жизнеспособной в условиях конкуренции. Кроме того, предполагается знакомство детей с правилами внутреннего распорядка как основе внутренней коммуникации ДООЦ «Сахареж» и СЖД, корпоративными изданиями как отражением идеологии компании, корпоративными требованиями к сотруднику «Сахарежа» и РЖД, деловым этикетом внешнего вида, системой поощрений как основе мотивации сотрудников компании СЖД и «Сахарежа», роли корпоративных праздников в формировании корпоративной культуры организации и т.д.

Модуль «Психологическое сопровождение формирования личности будущего железнодорожника»

Предлагаемый курс психологических занятий призван в увлекательной форме помочь ребятам сделать осознанный выбор в профессии, заложить основы успешности в будущей деятельности. Темы занятий связаны с расширением представлений детей о значении труда в жизни общества, о многообразии мира профессий, развитием интереса к познанию своего «Я». Занятия способствуют формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, любознательность, закладывают представление о здоровье как высшей профессиональной ценности, знакомят с понятиями «способность», «задатки»; показывают значение общения в жизни человека, выявляя коммуникативные барьеры, знакомя с правилами их преодоления, показывают способы профессионального планирования, развивают способность прислушиваться к своим потребностям, определять свои цели, помогают осознать школьникам данный период своей жизни, знакомят с понятием «успешность», с условиями становления успешной личности.

Модуль «Филологическое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирования личности будущего железнодорожника»

Программа призвана обогатить ребят знаниями о различных этапах развития русской литературы и культуры, литературных и фольклорных жанрах, развивать интеллектуальные и творческие способности школьников, их речевую культуру, культуру поведения и общения, воспитывать чувства сопереживания, гражданственности и патриотизма, трудолюбие и ответственность. Программа знакомит детей с теми произведениями, где изображены железная дорога как пространство романтики и мечты (А. Алексин, В. Крапивин, В. Желез-ников), доброта и гуманизм железнодорожников, готовность помочь в трудную минуту (Г. Троепольский «Белый Бим — чёрное ухо»), уважение к мудрости, опыту и профессионализму старшего поколения, трудовой подвиг железнодорожников (формирование героя с активной жизненной позицией в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь»), а также детский (пионерский) лагерь в современной литературе для детей (формирование личностной позиции и лидерских качеств (В. Крапивин, Р. Погодин, Ю. Сотник).

Модуль «Школа военных корреспондентов»

Программа призвана повысить речевую компетенцию детей и познакомить с деятельностью корреспондентов в годы Великой Отечественной войны. Использование в качестве материала для анализа текстов военной публицистики позволяет решать в рамках данного модуля и задачи патриотического воспитания, чему в немалой степени может способствовать более близкое знакомство детей подростков с реалиями военного времени.

Кроме того, занятия предполагают знакомство с основами профессиональной деятельности в области делового общения и связей с общественностью, что для

школьников средних и старших классов весьма значимо в плане их профессиональной ориентации. На занятиях участники получили теоретические сведения о профессии корреспондента. Ребята познакомились с историей военной журналистики, деятельностью военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны — К. Симонова, А. Гайдара, Б. Лаврова. Кроме того, занятия предполагали выполнение практических упражнений. Они включали обзор тем военной публицистики, создание различных текстов — новостной заметки, репортажа. Одним из самых сложных, но в то же время интересных заданий стало интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Главным итогом работы «Военных корреспондентов» стал выпуск газеты «Сахарежская магистраль».

Занятия проводились ежедневно и носили преимущественно практический характер. Они включали в себя теоретический минимум и развёрнутую систему упражнений разного характера: аналитические, аналитико-синтетические, синтетические. Основное внимание уделялось разработке творческих проектов с последующей их защитой. В ряде случаев защита проходила публично на общелагерных мероприятиях.

Модуль «И шли к бессмертью эшелоны, к победе проторяя путь...»

Программа приурочена к 65-летию Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне. Она способствует формированию у детей и подростков любви к Отечеству, гордости за свою страну, ответственности за свои и чужие действия и поступки. Занятия свидетельствуют о том, какую героическую роль играли на войне дети и подростки, а также подчёркивают значение и важность фронтовой переписки, которая поможет сформировать представление о последних днях жизни маленьких героев большой войны, отдавших свои жизни в борьбе за Родину; занятия помогут подчеркнуть важность и значение подвига не только в военных условиях, но и в мирное время.

Работа модуля проходила в рамках программы «Всему учит железная дорога» на базе ДООЦ «Сахареж». Эта работа легла в основу создания передвижной военно-полевой агитбригады

«Старый мотив железных дорог». Ребята самостоятельно составили сценарный план литературно-музыкальной композиции, посвящённой 65-летию Победы. Все участники агитбригады восхищались мужеством советских людей, проявленным в годы Великой Отечественной войны, а также чуткостью и нежностью по отношению к своим близким, родным и любимым. Ребята выступили перед ветеранами, сотрудниками лечебно-оздоровительного комплекса, жителями посёлка «Сахареж» и всех окрестных сёл и деревень.

Важное направление проекта — организация тимуровского движения. Ребята по согласованию с администрацией посёлка Бурмакино выезжали к ветеранам. Они помогали пожилым людям колоть дрова, приносили воду для полива огорода, делали уборку в домах. Как тут было не вспомнить известную многим поколениям повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» — сахарежцы тоже рисовали звёзды на калитках домов ветеранов, показывая тем самым, что теперь они находятся под их защитой.

Модуль «Сахарежпрофжел: основы избирательной культуры и профсоюзной деятельности»

В «Сахареже» самоуправление осуществлялось в форме работы профсоюза. В отрядах были проведены выборы представителей в профессиональный комитет лагеря, которым дети доверили представление своих интересов. Для этих детей были проведены занятия по основам организации общественной жизни, специфике третьего сектора и некоммерческих организаций, месте профсоюзов в общественной жизни, истории Российского профсоюза железнодорожников, структуре и функциям профсоюза. Также регулярно проводились занятия по развитию мотивации детей к общественной деятельности и командообразованию профсоюза. После первого обучающего

периода состоялись выборы председателя профсоюза и распределена ответственность за работу отдельных комитетов. Ребята познакомились с нормативными документами, регламентирующими деятельность Роспрофжела. Члены Детского сахарежского профсоюза юных железнодорожников составили собственный Устав, а также договор с администрацией «Сахарежа» как основным работодателем.

При организации деятельности профсоюза за основу было взято структурное подразделение Роспрофжел. Таким образом, были организованы профильные комитеты. Комитет культуры и творчества инициировал и организовал проведение дополнительных творческих конкурсов. Комитет здоровья и спорта участвовал совместно с физруками в планировании спортивной работы. Комитет трудовой занятости и финансов принимал участие в работе биржи труда. Комитет порядка и чистоты участвовал в мониторинге чистоты и порядка в корпусах и на территории. Комитет защиты прав членов детского Сахарежского профсоюза юных железнодорожников изучал интересы детей, пропагандировал знание ими своих прав, разрабатывал способы контроля за их соблюдением, представлял права и интересы детей в администрации лагеря. Комитетом, в частности, проводились индивидуальные беседы с детьми, была организована почта доверия, а в День самоуправления — общественная приёмная. Комитет социальной защиты оказывал помощь ветеранам.

Детский профсоюз выработал нормативные документы, регламентирующие его деятельность: Устав детского Сахарежского профессионального союза юных железнодорожников и коллективный договор Детского сахареж-ского профсоюза юных железнодорожников на 2010 год.

В рамках программы был реализован научно-иссследовательский проект «Всему учит железная дорога». В течение смены ребята

старших отрядов занимались в спецсеминарах под руководством преподавателей Ярославского государственного педагогического университета, Института развития образования г. Ярославля. Представленные на конференции доклады — это междисциплинарные проекты на стыке филологии, истории, психологии и социологии. «География железных дорог», «Железная дорога — путёвка в жизнь», «Машинист — профессия будущего», «История железных дорог — из прошлого в будущее» — таковы темы исследований участников детской учебной конференции. Ребята проводили социологические опросы, психологические тесты, работали с научной и художественной литературой, готовили презентации. Участники поисковых групп выезжали в Ярославль, встречались с руководством Северной железной дороги, взяли интервью у начальника Ярославского отделения СЖД Сергея Владимировича Манцевича, начальника Дирекции социальной сферы Владимира Анатольевича Голдобина, председателя дорожного комитета Профсоюза на СЖД Вадима Гали-мовича Меджидова и начальника Диспетчерского центра управления движением службы движения на СЖД Сергея Ефимовича Островского. Председателем экспертной группы, оценивавшей доклады, был заместитель начальника СЖД Вячеслав Михайлович Ульяновский. Членов жюри настолько заинтересовали доклады, в которых ребята давали прогнозы развития Северной магистрали и российских железных дорог в целом, что они порой забывали, что перед ними дети, и обсуждали с ними совсем не детские вопросы о том, какой быть железной дороге.

В сердцах ребят навсегда сохранится и память о грозном военном времени, и ощущение единства и силы железнодорожного профсоюза, и вера в то, что железная дорога — это символ жизни, знаний, профессионализма, дружбы, взаимопомощи, дающая человеку путёвку в жизнь. Учителей на свете очень много, одна для всех — железная дорога. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.