Молодежная политика и адаптация молодого специалиста на Свердловской железной дороге
Тукова Екатерина Александровна,
Аспирант кафедры
«Управление в социальных и экономических системах» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» etukova@u surt.ru
Аннотация: В статье рассмотрена Свердловская железная дорога, как большойтранспортный комплекс, осуществляющий молодёжную политику. Представленастратегия работы молодежной политики и адаптация молодого специалиста на Свердловской железной дороге.
Abstract: The article considers the Sverdlovsk Railway as a large transport complex, which realises the youth policy. Also represent the strategy of youth policy and adaptation of the young specialist on the Sverdlovsk railway
Ключевые слова: молодой специалист, адаптация, стимулирование, молодёжная политика, Свердловская железная дорога, ОАО «РЖД».
Keywords: young professional, adaptation, promotion, youth policy, Sverdlovsk Railway, JSC "Russian Railways"
Свердловская железная дорога - мощный транспортный комплекс с огромным техническим и интеллектуальным потенциалом. Магистраль тянется с запада на восток, соединяет европейскую и азиатскую части России, а в северном направлении пересекает Полярный округ. Является основой транспортной системы таких субъектов РФ, как Пермский край, Свердловская и Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО и входит в
первую тройку дорог России. Одно из приоритетных направлений развития компании - ориентация на молодые силы. На сегодняшний день численность молодых специалистов на Свердловской дороге 1215 человек, т.е. 27% от общей численности персонала.
Для начала определим, что статус молодого специалиста - это совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника образовательного учреждения со дня заключения им трудового договора с ОАО «РЖД». К молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений ВПО и СПО очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в компанию, в течение 3х лет с момента подписания трудового договора. [2]
Почему же компания пришла к необходимости проведения активной и эффективной молодёжной политики?
Период становления рыночной экономики в России сопровождался спадом объемов перевозок, что привело к уменьшению общей численности работников на железной дороге не только пенсионного возраста, но и молодёжи. Уровень заработной платы был низкий, и, как следствие, это вызвало отток молодых и перспективных специалистов на более конкурентоспособные предприятия. Кроме того, критическая демографическая ситуация в стране и падение престижа рабочих профессий привели к увеличению среднего возраста работников Компании, невысокие темпы роста производительности труда и внедрения новых технологий, высокая доля низкоквалифицированного ручного труда.
В период активного структурного преобразования ОАО «РЖД» были необходимы новые кадры инициативные и перспективные, с высоким уровнем профессионализма и открытые новым технологическим решениям. Основным источником этих качеств являются молодые работники.
Актуальность данной темы проявляется в том, что ОАО «РЖД» определила стратегию на подготовку и воспитание собственного кадрового резерва, привлечения высококвалифицированных работников на рынке труда и
создание таких условий, при которых молодые специалисты остаются работать в данной компании на длительный период. [1,5]
Рис. 1. Процесс подготовки кадрового резерва
Самое важное направление в привлечении студентов в компанию и закрепление наиболее успешных из них в качестве молодых работников - это вопросы стимулирования и мотивации к развитию. Свердловская железная дорога предлагает обширный перечень материальной поддержки студентов, выпускников и специалистов, а также целый ряд мероприятий для развития своих знаний, креативного мышления, лидерских качеств и т.д. (рис. 2)
Как же студенты могут сотрудничать с ОАО «РЖД» и её филиалами?
Рис. 2. Виды стимулирования. Направления поддержки студентов УрГУПС и молодых работников
Например, в Екатеринбурге в Уральском государственном университете путей сообщения действует Совет студентов-целевиков Свердловской железной дороги. В данный Совет входят студенты от каждого факультета
университета. Совет представляет интересы целевиков перед администрацией УрГУПС и СвЖД. В деятельность Совета входит ходатайство перед администрацией о выделении целевикам и их молодым семьям материальной помощи, о выделении стипендии студентам и награждении лучших студентов-целевиков в учебе, науке, проведении исследований, воспитательной работе и др. Также члены Совета организуют культурно-массовые и спортивные мероприятия, участвуют в спартакиадах, соревнованиях и конкурсах.
В течение года организуются встречи студентов-целевиков старших курсов и молодых работников, в ходе которых молодёжь делится опытом, показывает на собственном примере путь становления молодого специалиста. [3,4]
Таким образом, Совет студентов-целевиков ответственен за формирование кадрового резерва Свердловской железной дороги. Совет решает проблему трудоустройства выпускников УрГУПС на предприятиях железнодорожного транспорта. Умная, способная, активная, талантливая молодёжь вовлекается в процесс инновационного развития ОАО «РЖД» и Свердловской дороги в частности. Имея определённые стимулы для развития и саморазвития, молодые работники остаются в компании на длительный период, строят карьеру в данной отрасли.
Особое внимание на Свердловской железной дороге уделяется адаптационному периоду в трудовых коллективах и стать частью сплоченной команды профессионалов, которые постоянно обеспечивают комфорт и безопасность миллионов пассажиров, своевременную доставку грузов и эффективную работу магистрали в целом.
На Свердловской железной дороге разработан целый курс адаптации молодых специалистов. Взаимодействия работодателя и работника строится наоснове уважения личности и нацеленности на результат, с тем чтобы успешно решать профессиональные задачи, обеспечивать условия для профессионального и личностного развития и поддерживать конструктивные отношения в коллективе.
Рис. 3.Взаимные обязательства работодателя и работника
Адаптационный курс молодого специалиста, на Свердловской железной дороге проходит по следующим направлениям:
1.Развитие культуры в трудовых коллективах, сформировано 62 досуговых клуба, количество объектов культуры составляет 21, из них функционирует 14, это говорит о том что сотрудник после рабочего дня (смены) может воплотить свои идеи в жизнь на сцене;
2. Развитие спорта в трудовых коллективах, на спортивных объектах дороги работают 62 спортивные секции и физкультурно-оздоровительные группы по 26 видам спорта. В которых занимаются 3289 человек, в том числе 1380 детей и подростков до 14 лет.
Выделяют следующие направления развития спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы:
- укрепление и развитие материально-технической базы для занятия спортом и физической культурой;
-эффективное использование имеющейся материально-технической базы и спортивных специалистов для повышения качества проводимой работы, для внедрения здорового образа жизни;
3.Промышленная безопасность, каждый год проводится аттестация рабочих мест по условиям труда специализированным Центром «Охрана труда и промышленная экология» Уральский Государственный Университет Путей Сообщения;
4. Забота о здоровье работников Свердловской железной дороги, количество медицинских учреждений составляет 19 (8- объединенных больниц, 11-самостоятельных поликлиник).
1
А
1
Психофизиологическое обеспечение СИСТЕМА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ч
Организация досуга
1 ]
V
с О
Медицинское обеспечение
V
V
V
& (?
л
п
£
я
>я
>я
я Р я ш Я А Я о я я и о м р я ч 3 £ о о
& ^ о п я <и 2
С м о & я я
Рис. 4. Система охраны здоровья на Свердловской железной дороге
Нельзя, обойти вниманием корпоративную культуру которая существует на железной дороге:
- наличие разделяемой всеми работниками компании системы ценностей, стандартов, этических норм;
- работники создают компании создают условия для ее эффективной, стабильной работы и повышения конкурентоспособности как важнейших условий повышения своего благосостояния и профессионального роста;
- работники компании своим поведением формируют привлекательный для клиентуры и пассажиров имидж;
-менеджмент компании обеспечивает высокий моральный климат в трудовых коллективах на основе формирования корректных, благожелательных взаимоотношений между всеми ее работниками.
На Свердловской железной дороге для быстрой адаптации молодого специалиста, был основан институт наставничества, это союз между наставником и стажером, срок наставничество осуществляется от 6 месяцев до 1 года [5].
Рассмотрим их обязанности:
1. Стажер - молодой работник (молодой специалист):
- исполнять обязанности согласно трудового договора;
- овладеть избранной профессией;
- предоставить отчет о выполнении индивидуального плана ежемесячно и по истечении срока наставничества.
2. Наставник - опытный сотрудник:
- ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми
условиями, основами корпоративной культуры ОАО «РЖД»;
-составить индивидуальный план стажировки;
-оказывать стажеру помощь в овладении избранной профессии;
- составить характеристику на стажера.
При качественной работе наставника и стажера, можно получить следующие результаты:
1. Сокращение периода адаптации молодого работника на новом рабочем месте;
2. Приобретение стажером необходимой должностной компетенции;
3. Приобщение к корпоративной культуре предприятия;
4. Формирование высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности;
5. Формирование позитивного отношения к труду;
6. Формирование гордости за выбранную профессию и принадлежности к ОАО «РЖД».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Свердловская железная дорога помогает студентам специальностей железнодорожного транспорта найти себя на рынке труда, который непостоянен и имеет тенденцию быстро изменять спрос на специалистов тех или других профессий. ОАО «РЖД» гарантирует своим студентам стабильность и учитывает потребности каждого уровня. Для студентов - это стипендии, гранты, образование, дальнейшие перспективы, как стимул к достижению новых целей в данной сфере. Для молодых работников - льготы, пособия, гарантии, повышение по карьерной лестнице и, самое важное, помощь и поддержка в приобретении собственного жилья.
Однако эффективность реализации данной программы положительно сказывается и на самой компании. Изменение возрастной структуры работников приводит к мощному развитию ОАО «РЖД» и её филиалов, модернизации производства, усовершенствованию стратегий. Это позволяет ОАО «РЖД» занимать лидирующие позиции, ведь нельзя управлять компанией также, как 25лет назад. «Компания должна системно подойти к привлечению на железную дорогу молодёжи, тем самым осуществляя «капиталовложения» в своё будущее» - констатировал президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. [3]
Библиографический список:
1. Доклад вице-президента ОАО «РЖД» О.Ю. Атькова// XXXI съезд РОСПРОФЖЕЛ [http://www.zeldortrans-j ornal.ru].
2. Положение о молодом работнике Свердловской железной дороги (распоряжение от 21.02.2012 № Сверд-128/р);
3. Молодёжная политика на Свердловской железной дороге: центр оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Свердловской железной дороги -филиала ОАО «РЖД». - Екатеринбург: отдел печати Свердловского центра научно-технической информации и библиотек, 2013;
4. Положение о Студенческом Совете УрГУПС: Екатеринбург: УрГУПС, 2011-14с.
5. Целевая программа ОАО «РЖД» «Молодёжь ОАО «Российские железные дороги» (2006-2010 гг.)