Научная статья на тему 'Всемирный конгресс политологов в Монреале: вызовы современному управлению'

Всемирный конгресс политологов в Монреале: вызовы современному управлению Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ / INTERNATIONAL POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION (IPSA) RUSSIAN POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION (RPSA) / РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ / ВСЕМИРНЫЕ КОНГРЕССЫ ПОЛИТОЛОГОВ / WORLD CONGRESS OF IPSA / СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ УПРАВЛЕНИЮ / CHALLENGES OF CONTEMPORARY GOVERNANCE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ / GLOBALIZATION AND GOVERNANCE / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICE / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / QUALITY OF GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализированы результаты работы XXIII Всемирного конгресса международной ассоциации политической науки, состоявшегося в Монреале с 20 по 25 июля 2014 г. Рассмотрены ключевые проблемы и доклады, представленные на конгрессе: вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления. Автор анализирует роль российских политологов в работе монреальского конгресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Congress of Political Scientists in Montreal: Challenges of Contemporary Governance

The article analysis the results of the work of XXIII World Congress of International Political Science Association “Challenges of Contemporary Governance”, held in Canada, Montreal 20 to 25 July 2014. Considered the key problems and thesis, which were presented during the Montreal`s Congress: challenges of contemporary governance, globalization and governance, public police, quality of governance. The author analysis the role of Russian political scientists it the montreal`s congress work.

Текст научной работы на тему «Всемирный конгресс политологов в Монреале: вызовы современному управлению»

Научные сообщения

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор РГГУ, академик АГН и АПН РФ'

Всемирный конгресс политологов в Монреале: вызовы современному управлению1

Ведущей интернациональной организацией политологов вот уже шестьдесят пять лет является Международная ассоциация политических наук (International Political Science Association - IPSA), созданная по решению ЮНЕСКО в 1949 г. в Париже. IPSA была сформирована с целью реализации курса ЮНЕСКО на признание мировым научным и культурным сообществом политической науки как одной из важных общественных дисциплин и создание условий для ее развития.

IPSA является членом Международного совета по социальным наукам при ООН, имеет статус консультативного члена ЮНЕСКО. Она объединяет 53 национальные и региональные ассоциации (включая Российскую ассоциацию политической науки), 110 ассоциированных участников (политологических кафедр) и 3600 индивидуальных членов.

Основные организационные вопросы IPSA обычно решаются во время работы ее всемирных конгрессов, на которых представлены все национальные ассоциации политологов. Представитель ассоциации принимает участие в выборах руководящих органов. На конгрессах избираются Президент, Генеральный секретарь, члены Исполнитель-

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: irkhine@mail.ru

1 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2014 гг. (проект 2.1.1.); автор является профессором кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.

ного комитета (12-18 членов), руководство редакций научных журналов IPSA (International Political Science Review, International Political Science Abstract, IPSA bulletin Participation) и др. .

Всемирные конгрессы Международной ассоциации политической науки выступают как представительные интернациональные форумы политологов. Они дают возможность исследовать новые тенденции в развитии политической науки, организовать научные контакты и др.

Первый всемирный конгресс IPSA состоялся в 1950 г. в Швейцарии в Цюрихе (на нем было представлено 80 политологов из 23 стран). Все первые восемь конгрессов были проведены в странах континентальной Западной Европы. IX конгресс (1973 г.) состоялся впервые вне Европы - в Канаде (Монреаль, 1 тыс. участников, 56 стран). X (1976 г.) - в Великобритании (Эдинбург, 1081 - из 55 стран), XI (1979 г.) — в России (Москва, 1466 участников, 53 страны), а XII (1982 г.) - первый раз в Латинской Америке - Бразилии (Рио де Жанейро, 1477 - из 49 стран), что в целом явилось значительным расширением "конгрессовской географии" IPSA, XIII (1985 г.) — в Париже (1763 - из 66 стран), XIV (1988 г.) впервые состоялся в США (Вашингтон, 1700 - из 65), XV (1991 г.) - второй раз в Латинской Америке - в Аргентине (Буэнос-Айрес, 1400 — 55), XVI конгресс (1994 г.) - в ФРГ (Берлин, 1884 - из 83 стран).

В странах Востока конгрессы начали проводиться с конца 90-х гг.: XVII конгресс (1997 г.) - в Республике Корея (Сеул, 1470 участников - из 72 стран), XX (2006 г.) - в Японии (Фукуока, 2 тыс. — из 100, XIX (2003 г.) впервые состоялся в Африке (ЮАР, Дурбан, 1011 - из 69), XX (2009 г.) -третий раз в Латинской Америке - Чили (Сантьяго, 2119 -из 70)2, XXII (2002 г.) состоялся первый раз в Испании (Мадрид, рекордные 3 тыс. участников из 78 стран)3.

1 См.: Association Internationale de science politique. Statut. Titre IV. Le Conseil. L'AISP. Secrétariat Université Concordia, Montréal (QC). Canada, 2013, р. 5-7.

2 См.: Boncourt Th.. Une histoire L'Association Internationale de Science Politique. Montreal, L'AISP, 2009, р. 11-77.

3 См.: Ирхин Ю.В.. Всемирный конгресс политологов в Монреале: переосмысливая подходы к политике // Социально-гуманитарные знания, 2013, №1, с. 69-84; Wong^ Y.F. World Congress of Political Science. Madrid 2012: Reshaping Power, Shifting Boundaries // Participation. Vol. 37. n.1. 2013, р. 12-14.

Делегации российских политологов традиционно участвуют в работе Всемирных конгрессов IPSA, начиная с III конгресса, состоявшегося в 1955 г. (!) в Стокгольме. Их представители неоднократно избирались в члены ее исполкома; профессор М.В. Ильин (НИУ ВШЭ, Москва) является редактором журнала IPSA Participation.

Конгрессы IPSA пока не проводились в крупных странах Восточной Европы (кроме России), государствах Азии (Индия, Индонезия, Казахстан), а также в КНР, поскольку IPSA признает политологическую ассоциацию только Тайваня. Хотя в IPSA и представлены ассоциации Гонконга и Сингапура, но отсутствие в ней политологов КНР ограничивает ее потенциал.

Дизайн и структура монреальского конгресса

XXIII конгресс Международной ассоциации политической науки проходил с 19 по 24 июля 2014 г. во Дворце конгрессов г. Монреаля.

Тема конгресса "Вызовы современному управлению" ("Challenges of Contemporary Govemance") была призвана охватить те многообразные процессы, преобразования и острые противоречия, которые определяют развитие современного глобализирующегося мира и влияют на состояние и трансформацию управленческих структур, процессов и теорий.

Конгресс вызвал значительный научный интерес. Более 2000 ученых и исследователей в течение 6 дней обсуждали вызовы современности, тенденции развития политологии и государственного управления1. Были представлены все

национальные ассоциации политической науки, включая

2

российскую .

1 За день до открытия конгресса (19 июля) умер всемирно известный политолог канадского происхождения, профессор политических наук Университета Калифорния Ирвин Дэвид Истон в возрасте 97 лет (1917-2014 гг.). Он родился в г. Торонто, работал в вузах Канады и США, являлся членом Комитета по высшему образованию Королевского научного общества Канады. В своих фундаментальных монографиях разработал основы системного анализа политики, политической системы общества.

2 В связи с санкциями Канады, США и ЕС против России ряд приглашенных российских участников-членов IPSA, в том числе и руководители ее постоянных комитетов, не смогли во время получить канадские визы и приехать. От России было 20 политологов, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга (одобренных IPSA и размещенных в документах конгресса докладов и заявок российских исследователей было значительно больше).

Монреальский конгресс, как и любой другой, имел свои особенности. Это был уже третий всемирный конгресс IPSA в Канаде (Монреаль, 1973 г., Квебек, 2000 г., Монреаль, 2014 г.). Выбор страны его проведения объясняется рядом обстоятельств. Местом пребывания секретариата IPSA и ее генерального секретаря Ги Лашапеля (с 2000 г.) является Университет Конкордия в Монреале. Идея проведения конгресса в Монреале была активно поддержана авторитетной Канадской ассоциацией политической науки, объединяющей 1300 политологов в ведущих университетах и центрах страны и квебекским обществом политической науки (создано в 1963 г.).

КАПН - вторая ассоциация политической науки в мире по времени ее создания — 1912 г. (первая - США, в 1903 г.) и одна из четырех основательниц IPSA (наряду с ассоциациями США, Великобритании и Индии). Выбор Канады для проведения конгресса рассматривался и в связи со 100-летием КАПН1. Ставилась задача достижения ею лидирующих позиций в международных политологических сетях. Учитывался также позитивный опыт проведения X и XVIII Всемирных конгрессов в Квебеке (сопредседателем оргкомитета последнего был Ги Лашапель). Идея конгресса была согласована с руководством провинции городов Монреаля и Квебек.

Приветствия участникам XXIII конгресса прислали премьер-министр Квебека Филипп Коллард, министр иностранных дел и франкофонии Квебека Кристин Ст.-Пьер, мэр Монреаля Денис Кодери. На церемонии открытия конгресса выступили: президент IPSA Хелен В. Милнер, генеральный секретарь Ги Лашапель, председатель программного комитета Хоффман-Мартинот, руководитель исследовательских работ Квебека Реми Кирион.

Местный организационный комитет в составе группы представителей от ведущих вузов Квебека под руководством С. Пакуина (президент национальной школы публичной администрации - ENAP) подготовил необходимые условия для конкретной деятельности конгресса. В распоряжение участников был представлен новый, суперсовременный Palais des congrès de Montréal, который включал многочисленные залы и аудитории, оборудованные проекционной и компьтерной аппаратурой, информационными бюро, отде-

1 Noel A. Canadian Political Science Association. A century-old association, with a youthful bent // Participation. Vol. 37, n.2, p. 16-17.

лом регистрации участников, постоянно действующей выставкой крупнейших мировых издательств политической литературы, охраной. После процедуры открытия конгресса перед его участниками выступил коллектив всемирно-известного квебекского Cirque du Soleil.

Организационно работа монреальского политологического конгресса включала работу пленарных сессий в больших аудиториях; главных тематических сессий (по три-четыре заседания небольших групп по определенным конгрессом общим направлениям исследования)1; панели 50 постоянных исследовательских комитетов IIPSA по их конкретной проблематике, а также временных групп исследователей по 4-5 человек, объединенных для дискуссий по какой-либо объединяющей их проблеме. К конгрессу были приурочены заседания предсъездовских панелей по тендеру и национализму, работа специализированного мастер-класса Канадской ассоциации политической науки по методологии политических исследований.

Все заседания на конгрессе имели строгий регламент — 1 час 45 минут; их тема, фамилии участников (председатель и сопредседатель, дискусант, три-четыре докладчика), темы докладов, время проведения и аудитория были зафиксированы в объемной научной программе конгресса. Тезисы всех выступлений были доступны на сайте организации - ipsa.org; полные тексты их докладов также были представлены в электронной форме.

Содержание докладов и обсуждений

Программный комитет конгресса поставил его основной задачей выработку рекомендаций и решений долговременного характера, которые бы могли улучшить качество управления.

Программный комитет обращал внимание на важность анализа эволюции современного управления перед лицом многочисленных вызовов в условиях глобализации. Среди них:

- политические, экономические и социальные системы становятся более фрагментированными, но это создает не-

1 Мировая политическая экономия, международные отношения, анализ публичной политики и администраций, сравнительная политика и институты, политическая теория, гендерные отношения и политика, городская и региональная политика, политические отношения и поведение.

обходимость и более комплексного анализа глобальных стратегических инициатив;

- разнообразие ценностей, подходов и поведения индивидов и групп вызывает большую диверсификацию политического участия и инклюзии;

- поскольку увеличивается количество структур, которыми выражаются различные интересы, то системы управления становятся более сложными, более трудными для интерпретации и понимания, а также менее отзывчивыми к инициативным гражданам;

- возрастают риски того, что демократические качества политических систем будут ухудшаться вследствие возрастающего влияния и решений техническо-административных и технократических экспертов .

Важную роль в работе конгресса сыграли пленарные секции, объединявшие большое количество участников.

На первой представительской пленарной сессии выступил приглашенный конгрессом известный и один из старейших политических деятелей США Майкл Дукакис. Он трижды избирался губернатором Массачусетса (занимал пост рекордные 13 лет, признавался самым эффективным губернатором США), являлся кандидатом в президенты США от Демократической партии в 1988 г. (получил 46% голосов избирателей, но проиграл республиканцу Дж. Бушу-старшему, получившему 53,4%). М. Дукакис в своей обзорной лекции рассмотрел основные проблемы мировой политики с точки зрения упрочения межгосударственной безопасности и ответил на многочисленные вопросы. Дукакис отметил, что исторические претензии США на лидирующую роль в мире сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с некоторыми азиатско-тихоокеанскими государствами, как и с Россией. Он выразил уверенность в важной роли США на международном уровне, но при этом обратил внимание на необходимость повышения значения интернациональных экспертиз и компетенций международных институтов. Дукакис выделил особо важную роль таких институтов в продолжающемся процессе ограничения ядерного оружия, гонки вооружений в целом, решении проблем иммиграции, создании современной системы здравоохранения, защите окружающей среды, борьбе с глобальным потеплением и др.

Следующая пленарная сессия называлась "Вызовы современного управления: новое открытие искусства публич-

ной администрации". Ее провел председатель программного комитета Хоффман-Маринот, а основным докладчиком выступил известный политолог Род Роудз (профессор государст-воведения университета Саутгемптона, заслуженный профессор политики университета Ньюкасла, президент ассоциации политических исследований Великобритании, профессор кафедры управления и публичной политики австралийского университета Грифитса, Брисбен). Он обратил внимание на происходящий сдвиг в понимании роли и функций государственной администрации в современных условиях. Дело в том, что реформы под флагом нового государственного менеджмента хотя и способствовали повышению эффективности государственного управления, но вели к понижению роли представительных органов, жесткой бюрократизации администрации, менеджеризации в ущерб общественной политике, недооценки роли государственных услуг как публичных. Сегодня государственная администрация, по мнению докладчика и ряда других политологов, принявших участие в обсуждении, должна становиться более публичной. Она должна развиваться по таким важным направлениям, как эффективное взаимодействие с различными группами интересов и гражданами; быть более открытой к обсуждению выдвигаемых обществом или объединениями граждан различных инициатив; совершенствовать свою управленческую деятельность в парадигме "обратной связи"; стремиться к "прозрачности"; широко использовать технологии "электронного правительства" и др. В известном смысле речь шла о переосмыслении концепции нового государственного менеджмента в сторону ее большей публичности. В этом смысле можно говорить о расширении содержание и актуализация понятия "публичная администрация".

Некоторые участники сессии обратили внимание на аксиологический (ценностный) поворот в публичном управлении. Если государство (администрация) не рассматривает услуги с точки зрения их публичности, ценности, блага, то оно начинает терять доверие общества, может возникнуть кризис его легитимности, ответственности. В этой связи ряд участников заседания подчеркнули важность ценностно-ориентированного публичного управления. Говорилось о необходимости умелого использования ведущих управленческих подходов: традиционно-рационального (эффективная бюрократия), нового государственного менеджмента

(включая неолиберальную модель с акцентом на рынках, контрактах и аутсорсинге, а также постнеолиберальную с ограниченным использованием бюрократии, рынков и сетей), публичной администрации (или управления), менеджмента публичных ценностей. Обращалось внимание на необходимость выработки умения избегать конфликта конкурирующих моделей государственного управления, правильно их выбирать и развивать, творчески применяя к особым условиям каждой страны, добиваясь ее успешного социально-экономического развития. На сессии были представлены и обсуждены актуальные публикации по публичной

i

политике и управлению .

Пленарную сессию "Глобализация и местные политические изменения" провела Президент IPSA Хелен Миллер (США). В сессии участвовали американские политологи: А. Джамал (Принстонский университет), С. Мейнсфилд (Пенсильванский университет), Л. Сола (Бразилия, в прошлом президент IPSA, университет Сан Пауло) и Н. Пудра (Пит-тсбургский университет). Они рассмотрели проблемы воздействия глобализации на изменения в местной политике на примерах Среднего Востока, Северной Африки, США, Индии и ЮАР. Ими было показано, как местные условия влияют на развитие торговли и увеличение иностранных инвестиций. Х. Милнер подчеркнула, что развивающиеся страны ныне представляют 50% мировой экономики, но дальнейшими препятствиями в ее развитии являются бедность и безработица. Участники сессии показали, почему некоторые развивающиеся страны не воспользовались преимуществами, которые дает глобализация. Среди таких причин были названы конфликты, отток иностранных инвестиций, неразвитый производственный сектор и др. В этой связи участники обратили внимание на необходимость проведения соответствующих реформ в глобальном управлении.

Интересной и полезной явилась пленарная сессия "Конституционная реформа в Великобритании: федеральное будущее?", проведенная Первым министром Уэльса (Великобритания) Карвином Джонсом. Эта сессия была организована в связи с намечаемым в конце 2014 г. ре-

1 Best J., Checiy A. The Return of the Public in Global Governance. Cambridge, Cambridge University Press, 2014; Moore M. Recognizing Public Value. Harvard University Press, 2013; Public Value: Theory and Practice. Ed. by John Bennington and Mark Moore. Palgrave Macmillan, 2011.

ферендумом в Шотландии по поводу степени ее государственной независимости. К. Джонс, объясняя политику правительства по поводу референдума, отметил, что в "Великобритании не забывают о федерализме". Он подчеркнул, что согласен с тремя основными принципами федерализма, обсуждаемыми в конституционных дебатах: уважение к законодательной власти, паритет государственных структур, эволюция компетенций исполнительной и законодательной властей. Первый министр Уэльса поставил несколько острых вопросов в связи с возможными положительными результатами референдума в Шотландии: какой будет новый флаг, как будет называться остальная часть страны и др.? Были также рассмотрены актуальные и острые проблемы федерализма в ряде других стран.

Интересным и важным событием для российских участников и ряда зарубежных политологов, особенно старшего поколения, явилось проведение Генеральным секретарем IPSA Ги Лашапелем специальной сессии: "Москва 1979: XI Всемирный конгресс IPSA". Данная сессия была посвящена 35-летию московского конгресса, ключевым участникам этого события. На сайте IPSA в связи с проведением сессии приводился отрывок из книги Р. Меррита и Э. Хансон "Наука, политика и международные конференции", где говорилось о том, что этот конгресс явился поворотным моментом в деятельности IPSA, ознаменовав поворот от американо-европейской традиции к подлинно интернациональной организации; стал моментом интеллектуальной открытости для российских политологов"1. В выступлении Ги Лашапеля обращалось внимание на то, что этот конгресс представлял собой, с одной стороны, значительное расширение деятельности IPSA, а с другой - помог в легитимации политической науки в СССР и даже политике "перестройки" и "гласности". На сессии выступил известный канадский политолог, профессор университета Оттавы Джон Трент, Генеральный секретарь IPSA в 1976-1988 гг., участник этого исторического конгресса. Он поделился интересным сообщением и воспоминаниями о его работе, продемонстрировал свою книгу об истории

1 Cm.: Merritt R, Hanson E. Science, Politics and International Conferences. A Functional Analysis of the Moscow Political Science Congress. USA, Boulder., Colorado, 1989, p. 46-47.

развития мировой политической науки и ее организаций . C интересным сообщением выступил и другой его участник, маститый политолог из США Кеннет Джанда, показавший сохранившиеся документы конгресса. Положительную оценку конгрессу дал и вице-президент IPSA по России, Центральной и Южной Азии и Среднему Востоку профессор М.В. Ильин, охарактеризовав его исторический потенциал: "Все началось с этого маленького шага". Затем состоялась дискуссия о перспективах развития мировой и российской политической науки, в которой приняли участие многие российские и зарубежные исследователи.

Хотя политологов из России на конгрессе было немного, но им удалось провести ряд эффективных сессий с участием нескольких исследователей-россиян в каждой из них. Так, Вице-президенты Российской ассоциации политической науки М.В. Ильин и О.Ю. Малинова организовали и провели в качестве дискуссанта и председателя сессию CS04. "Управление и ответственность", в которой выступили с докладами несколько российских исследователей из НИУ ВШЭ и МГИМО. М.В. Ильин и несколько исследователей из МГИМО и ВШЭ активно участвовали в секции RS01 "Морфология управления". Заведующая кафедрой публичной политики НИУ ВШЭ, профессор Н.Ю. Беляева стала учредителем ряда секций (RS30. и др.), на которых свои доклады представили доценты этой кафедры: Д.Г. Зайцев, А.Н. Потсар и др. Председатель РАПН, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, профессор О.В. Гаман-Голутвина выступила на трех панелях, причем, в двух из них являлась, соответственно, председателем и сопредседателем. В целом в соответствующих сессиях и на панелях выступили все российские участники, получив красивые сертификаты-удостоверения, подписанные руководством IPSA.

На всемирных конгрессах обычно отмечаются лучшие политологические работы за предшествующий период времени. Так, медалью Карла Дейча (1912-1992 гг.) - постоянная премия МАПН, присуждается раз в два года — была награждена исследователь департамента сравнительной

1 Cm.: Trent J., Stein M. The World of Political Science: A Critical Overview of the Development of Political Studies around the Globe: 1990-2012. Barbara Budrich Publishers, Toronto. Canada, 2012.

политики Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета и профессор государственного управления Университета Сиднея Пиппа Норрис. В течение 6 лет она возглавляла Интегральный электоральный проект по сравнительному анализу выборов. Одним из результатов этой работы явилось ее известное исследование "Дефицит демократии"1. П. Норрис выступила на конгрессе не только в своих секциях, но и как лауреат этой премии представила специальную открытую лекцию по проблемам анализа и качества выборов в различных странах мира.

На конгрессе было избрано новое руководство IPSA. Ее президентом на 2014-2016 гг. стал известный японский политолог, профессор Аиджи Танака (исполнительный директор академических исследований университета Васеда в Токио). Избраны 16 членов исполнительного комитета: семь от ассоциаций Европы, три - от Латинской Америки, три - от Азии и Дальнего Востока, два - от Африки, по одному — от Канады и США.

На заключительной церемонии конгресса были кратко подведены его итоги и оглашено решение о том, что следующий XXIV Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки впервые состоится в июле 2016 г. в Стамбуле, Посол Турции выступил с приветственной речью и пригласил всех присутствующих на стамбульский конгресс. Официальный флаг IPSA (на сине-голубом фоне золотистыми буквами выделено AISP IPSA, между ними размещено изображение земного шара с надписями World Congress - Congress Mondial) в торжественной обстановке был передан председателем организационного комитета монреальского конгресса С. Пакуином председателю организационного комитета будущего XXIV стамбульского

конгресса члену исполкома IPSA Фузуну Туркмену.

* * *

Монреальский конгресс проводился в Канаде по географическим и политическим причинам большинство его делегатов являлись северо-американцами и европейцами. Поэтому в проблематике сессий во многих случаях доминировали англо-саксонские или европоцентристские, часто

1 Cm.: Norris P. Democratic Deficit: Critical Citizens Revisited. Cambridge University Press, 2011.

неолиберальные подходы. Достаточно сказать, что на большинстве пленарных сессий в качестве основных докладчиков выступили представители Великобритании, Канады и США; меньше, чем на предыдущих конгрессах, уделялось внимания опыту и особенностям политического развития Азии, Африки, Латинской Америки и России.

На конгрессе были проанализированы глобальные вызовы, стоящие перед мировым сообществом. Отмечалось, что сложносоставной характер управления требует глобального осмысления и использования как теоретических, так и прикладных междисциплинарных подходов, более тесного взаимодействия различных исследователей. Так, экспериментально-методологический подход должен помочь лучше оценить представление о различных формах управления.

Конгресс обратил внимание на плодотворность фокусирования внимания исследователей на особенностях и социально-экономической эффективности управленческого опыта в различных цивилизациях, нациях и странах; на глобальном, межнациональном, страновом, региональном и других уровнях и срезах управления.

На конгрессе отмечалась важность изучения различных сравнительных стратегий и средств, посредством которых те или иные модели управления разрабатываются, продвигаются или даже предписываются; было показано, что распространенная концепция нового государственного управления требует критического анализа. Современные управленческие концепции целесообразно дополнять ценностно-ориентированными подходами с учетом интересов основных акторов управления. В ряде выступлений был отмечен сдвиг от формального анализа политических институтов и рекламы англо-саксонской или европейско-континентальной демократии на изучение объективных факторов эффективности правления и управляемости в разных странах.

На конгрессе было обращено внимание на то, что в условиях трансформаций, кризисов и усложняющегося развития общества роль государства объективно возрастает, однако, в разных условиях (региональных, национальных, цивилизационных) реализация этого процесса происходит неодинаково. Кроме того, наряду с повышением требовательности к компетентности и ответственности государства возрастают требования к качеству самого процесса управления, интегрирующего целый ряд акторов, а также госу-

дарственных управленцев и их окружения. Высоко оценивалось использование современных информационных технологий в управленческих структурах "электронного правительства" и "электронной демократии", возрастания роли ИКТ в деятельности организаций гражданского общества.

Были рассмотрены проблемы гражданского участия в процессах демократического управления; роль протестного движения и публики, социальных медиа и интеллектуальных, аналитических сообществ в процессах демократизации и демократическом развитии. Специально рассматривался дискурс в теории и методологии политической науки, изучение дискурсивных практик политических акторов и их влияния на политические изменения, дискурсивные практики как "soft power" и др.

В целом большинство докладов было хорошо теоретически и методологически обоснованы, в них широко использовались результаты прикладных исследований и достижений различных научных школ и центров.

Конгресс продемонстрировал необходимость более широкого участия российских политологов в научной деятельности IPSA. Следующий стамбульский международный форум политологов, в частности, в силу "географической близости", весьма удобен в этом отношении. После стамбульского XXV конгресса IPSA в 2016 г., следующий всемирный форум политологов впервые состоится в Австралии (г. Брисбен, в июле 2018 г.).

Ирхин Ю.В. Всемирный конгресс политологов в Монреале: вызовы современному управлению. В статье проанализированы результаты работы XXIII Всемирного конгресса международной ассоциации политической науки, состоявшегося в Монреале с 20 по 25 июля 2014 г. Рассмотрены ключевые проблемы и доклады, представленные на конгрессе: вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления. Автор анализирует роль российских политологов в работе монреальского конгресса.

Ключевые слова: Международная ассоциация политической науки, Российская ассоциация политической науки, всемирные конгрессы политологов, современные вызовы управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления.

Irhin Y.V. World Congress of Political Scientists in Montreal: Challenges of Contemporary Governance. The article analysis the results of the work of XXIII World Congress of International Political Science Association "Challenges of Contemporary Governance", held in Canada, Montreal 20 to 25 July 2014. Considered the key problems and thesis, which were presented during the Montreal's Congress: challenges of contemporary governance, globalization and governance, public police, quality of governance. The author analysis the role of Russian political scientists it the montreal's congress work.

Key words: International Political Science Association (IPSA) Russian Political Science Association (RPSA), world congress of IPSA, challenges of contemporary governance, globalization and governance, public police, quality of governance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.