Научная статья на тему 'Вселенная философа'

Вселенная философа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вселенная философа»

Яков Фомич Аскин

ВОСПОМИНАНИЯ КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ

Вселенная философа

В.Б. УСТЬЯНЦЕВ доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета

Сегодня, на первых Аскинских чтениях в докладах и выступлениях часто будут звучать слова талантливый, выдающийся, известный ученый. Эти слова памяти, признания не могут раскрыть всей глубины деятельности и творчества академика Якова Фомича Аскина, оказавшего колоссальное влияние на развитие философской культуры Поволжского региона, ученого, широко известного среди философской общественности страны.

Величие человека в мире культуры пытаются осознать и раскрыть многие мыслители. Известный философ и историк Томас Карлейль силу духовного влияния выдающейся личности на своих современников выразил в разных образах, в том числе и образах пророка, проповедника, реформатора. Пророк - это человек, наделенный даром, данным свыше, угадывать будущее.

Аскин не был пророком, он не любил этого слова. Для него будущее не было объектом таинственных манипуляций временными образами, поражающими человеческий разум своей безграничностью. Будущее было рационалистически осмысленно ученым с позиций философской культуры своего времени. Концепция будущего и его детерминант, сформулированные философом, оказала влияние на современную теорию прогнозирования. Хотя в чисто человеческом плане его суждения, мысли о России, судьбах отечественной философии, новых смыслах человеческого существования часто оказывались пророческими.

Аскин не был проповедником - он не занимался проповедью философских знаний, а учил студентов размышлять о мире, месте человека в нем. Изумительная память, блестящая эрудиция и культура философского мышления делали его лекции образцами философской пропедевтики, а в числе слушателей можно было увидеть не только студентов, но и аспирантов, преподавателей, вольнослушателей.

Аскин не был реформатором в политическом смысле слова. Будучи долгие годы заведующим кафедрой философии Саратовского государственного университета, он принимал участие в реформах вузовского образования, но смысл реформирования видел в повышении профессионализма преподавателей, преодолении догматизма мышления и создании системы философского

образования, соответствующей философскому образованию в ведущих российских университетах. Он требовал академической образованности от своих учеников, многие из которых защитили докторские диссертации, успешно руководят кафедрами философии в вузах Саратова и других городов.

Высший смысл жизни Я.Ф. Аскин видел в философии, и его философия оказывалась жизненной, всегда открытой человеческому разуму. В вузах нашего города много талантливых философов-профессионалов, но для большинства из них философия остается профессией. Ремеслом. Для Аскина философия всегда была бытийственной. Его необъятная, пульсирующая духовная субстанция начинается и завершается осмыслением фундаментальных начал Бытия. В теоретическом наследии философа не вырисовывается великий систематизатор, автор макрофилософской системы, подобной тем, что создавали известные философы ХУШ-ХГХ веков. Постнеклассическая философская мысль отказалась от методологических программ своих предшественников. Философия ХХ века пошла другим путем.

Теоретическое наследие Аскина, его фундаментальные монографии и научные статьи можно определить как «философию начал».

Проблема начал в философии XX века приобретает онтологические, гносеологические и аксиологические основания. Эти требования философского времени 60 - 90-х годов хорошо прослеживаются в наследии философа. Под его редакцией выходят коллективные исследования, посвященные философским принципам и категориям. Статьи Я.Ф. Аскина по принципам развития, единства, усиливали гносеологические и эвристические аспекты аскинской «философии начал».

За 30 лет работы в университете им много было сделано для развития системы философского образования. Курсы лекций для студентов, аспирантов, выступления на методологических семинарах оказали колоссальное влияние на повышение престижа философии как учебной дисциплины, как системы знаний о мире и о человеке в Саратовском государственном университете. Остается сожалеть, что профессор Я.Ф. Аскин не оставил авторского учебника по философии для студентов философского отделения. Видимо, он считал, что принципы профессиональной философской подготовки студентов университета им заложены в его учебных пособиях.

Духовный мир мыслителя, духовная вселенная философа, отразившиеся в его наследии, останутся для нас открытой книгой, которую мы будем еще много раз читать и перечитывать, размышляя и споря, учась и ища свою вселенную.

Университетская летопись

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.