Хроника научной жизни
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
ЦЕННОСТИ, РИСКИ И КОММУНИКАЦИИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Values, Risks and Communications in the Changing World
18 октября 2011 г. в Саратовском госуниверситете прошли VI Аскинские чтения «Ценности, риски и коммуникации в изменяющемся мире». Чтения, которые стали традиционными для философской общественности, посвящены памяти известного ученого
- профессора, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Якова Фомича Аскина. В числе со-организаторов выступили Российское философское общество, Саратовское региональное отделение РФО, философский факультет Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовский государственный технический университет, научно-образовательный центр междисциплинарных исследований социальных рисков СГУ.
О философском наследии Я. Ф. Аскина, о той вселенной философа, в пространстве которой разворачивается творчество современных саратовских философов, говорил заведующий кафедрой теоретической и социальной философии СГУ, профессор, доктор философских наук В. Б. Устьянцев. Владимир Борисович как соратник, ученик, близко знавший Я. Ф. Аскина, рассказал о том неоценимом вкладе, который внес мыслитель в развитие философии, о том основании, служащем прочной опорой для инновационных идей и решений в социально-гуманитарной сфере в современную эпоху.
В приветственных словах проректор по научно-исследовательской работе СГУ профессор Д. А. Усанов, заместитель министра образования Саратовской области М. И. Орлов, декан философского факультета СГУ профессор М. О. Орлов говорили о духовно-интеллектуальном наследии профессора Я. Ф. Аскина и его перспективах как на региональном, общероссийском, так и на международном уровне. В приветственном слове первого вице-президента Российского философского общества А. Н. Чумакова было отмечено, что проблемы, разработкой которых занимался философ, - время, пространство, творчество, развитие - находят свое применение в меняющемся мире рисков, где ценностно-коммуникативное измерение определяет цивилизационное развитие.
Мероприятие прошло в рамках реализации приоритетного направления СГУ «Риски социальных систем» и явилось площадкой, на которой гуманитарная общественность смогла обсудить актуальные вопросы современного общества. Конференция собрала много участников - были заявлены представители Саратова, Балашова, Волгограда, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, Казани и Казахстана.
В пленарных докладах доктора философских наук профессора
В. П. Барышкова (СГУ) «Личностное бытие: ценностное измерение», доктора философских наук профессора Е. В. Листвиной (СГУ) «Современные коммуникационные процессы: региональный аспект», кандидата философских наук доцента Д. И. Зарова (СГТУ) «Цивилизационные аспекты общества риска» обсуждались идеи ценностного бытия как основания духовного пространства личности, его устойчивости и безопасности в трансформирующемся
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
мире. Ценностно-коммуникативное измерение современного цивилизационного пространства, его ресурсы содержат потенциал минимизации рисков и способны выступить факторами стабильного развития.
Пленарные доклады сформировали идейно-интеллектуальную повестку чтений, которая реализовалась в работе секционных заседаний. Название и содержание работы секций, с одной стороны, позволило полноценно, с разных позиций охватить и раскрыть проблематику чтений в целом, а с другой стороны, каждая секция была самостоятельной творческой лабораторией, где генерировались идеи и мнения, авторитетные представители философского сообщества общались и дискутировали с молодыми учеными
- студентами, аспирантами.
Работу секции «Глобальное общество риска в изменяющемся мире» открыл В. Б. Устьянцев, который обозначил круг основных проблем, сформировавшихся в современном глобальном обществе риска, а также высказал мнение о необходимости их осмысления в контексте цивилизационных вызовов XXI в. Риски современности обусловлены динамикой цивилизационного пространства, они порождены социальной, техногенной, социокультурной средой. В выступлениях участников была выдвинута концепция коммуникативной социальности, где человек оказывается участником социального творчества, но абсолютизация роли и значения коммуникаций в обществе является источником новых социальных рисков (Д. М. Соколова). Возникновение и актуализация рисков в условиях глобализации сопровождаются инновационной трансформацией общества, а сами инновации стимулируют эскалацию рискогенно-сти (В. В. Жабина). Столкновение цивилизаций в глобальном мире - стремление защитить от посягательств и диктата свою национальную культуру, необходимость сохранения культурных традиций (С. М. Фролова). Вхождение локальных цивилизаций в глобальное сообщество сопровождается рискогенностью и конфликтогенностью, в ходе глобализации на личностном уровне возникает кризис идентичности (А. А. Дьяков). Были отмечены роль социальной памяти в глобальном мире и влияние терроризма на цивилизационную динамику современности (Ж. О. Посунько).
Секция «Ценности XXI века» выявила приоритетность аксиологического основания глобальных процессов современности. Субъекты глобального мира оценивают постоянно изменяющийся мир, происходит переоценка ценностей, идеалов, норм, способных минимизировать социальные риски. И. И. Гусева в выступлении «Ценности индивидуального в новых "форматах схватывания" социального» говорила о новой методологии понимания ценностей индивидуального, приводящей к формированию их новой онтологии. Интерес к традиции, по утверждению Е. В. Романовской, усиливается в современную нестабильную
эпоху. Разрыв с традицией - одно из проявлений кризиса культуры; в такие переломные моменты традиции обретают особый смысл, становясь нравственной опорой общества. В выступлении
В. С. Ерохина были выделены черты современного общества, препятствующие личностной идентификации (экзистенциальные риски), и несоответствие социальных требований личностным интенциям (социальные риски). В рамках секции ценностная проблематика глобального мира осмысливалась на примерах возможности рефлексии в культуре, экстремальности как ценности цивилизационной динамики, использования информационных технологий в современном образовательном процессе, адаптивного потенциала ценностей, роли религиозной интеллигенции в протестных движениях. В дискуссии приняли активное участие В. П. Барышков, О. А. Рагимова, О. В. Пурахина, И. А. Дорошин, О. В. Костина, А. А. Дружкин.
Работа секции «Коммуникация: Я и Другой в постиндустриальном мире» акцентировала внимание на коммуникативных процессах современности, трансформации системы «Я - Другой» под влиянием новых технологий, приводящих к изменению сознания современного человека, производству новых рисков. Секцию открыло выступление профессора Е. В. Листвиной, которая представила ситуацию влияния современных технологий на структуру коммуникации, когда предпочтение отдается дистанцированным коммуникативным актам, которые задают новый уровень и тип взаимодействия. Ю. М. Дуплинская считает, что в современном обществе происходит инверсия деструктивности. Современность характеризуется построением позитивной онтологии, что противоречит способам бытийствования. В. В. Афанасьева предлагает рассматривать современную коммуникацию в виде не субъект-субъектных, а субъект-объектных отношений. Безличность становится чертой современной коммуникации, формируются новые коммуникативные риски. Участниками секции отмечалась важность проблемы формирования культуры толерантности в системе образования, эволюции понимания Другого в современной философии в преломлении компьютерных коммуникаций, проблемы клиповости сознания и культуры современного человека.
В секции «Молодежь в обществе риска: конструктивные и деконструктивные процессы социализации» были показаны острая актуальность проблемы формирования и развития рисков в молодежной среде, влияние факторов глобального общества на состояние молодежного сознания, мир ценностей современных молодых людей. Молодежь сегодня - участник различных ситуаций рисков и конфликтов современности, на примере молодежи очевидна институализация рискогенности. О. А. Лосева отметила огромную роль современной молодёжи в становлении и
Хроника научной жизни
дальнейшем развитии современной культуры, где в процессе социализации происходит разграничение основных понятий, которые затем приводят к чёткому формированию внутренних культурных ценностей. В. А. Ручин говорил о том, что современные науки оперируют разными толкованиями сущности феномена образования. По существу, речь идет о междисциплинарной проблеме взаимодействия человека и социальной среды. Эта среда, называемая образовательным пространством, образовательной средой, сферой образования, является основным фактором формирования человека. В выступлениях студентов звучала тема формирования духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества, осмысливались философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры, отмечались особенности виртуального пространства как фактора социализации молодежи и деструктивное воздействие СМИ, молодежный радикализм. Участники дискуссии были единодушны: опора на духовные ресурсы традиции приведет к обретению устойчивых оснований развития в глобальном мире.
В 2011 г. традиционный для чтений формат «пленарное заседание - секции» был дополнен работой круглых столов. Это позволило расширить пространство дискуссии, получить новые интеллектуальные результаты.
Круглый стол «Современное общество: горизонты критической рефлексии постмодерна» состоялся как обширная дискуссия по вопросам постмодернистской философии и ее связи с рефлексией современного общества. В обсуждении приняли участие студенты, аспиранты и сотрудники СГУ и Саратовской государственной юридической академии. Метафилософская линия круглого стола развивалась в выступлении А. В. Дронова (СГЮА), который утверждал, что понятие постмодернизма есть слово, заслоняющее от нас реальные философские практики, действие реакционной силы, удерживающей нас от действительного мышления. В докладе С. М. Малкиной (СГУ) «Деррида и сцена политического» прозвучало изложение тех высказываний французского мыслителя, которые могут быть интерпретированы как политические. Деррида не занимает какой-то определенной политической позиции: утверждать обратное было бы непоследовательным по отношению к его философским взглядам, скорее, он осуществляет деконструкцию политических проблем. В рамках круглого стола были подняты вопросы постмодернистского способа осмысления действительности, который противопоставлялся классическому (К. С. Щедрин), философии общества Ф. Джеймисона и Л. Альтюссера (Д. М. Соколова). Работа круглого стола прошла продуктивно, причем главным достижением дискуссий можно считать
нахождение участниками того пространства, в котором мысль философов-постмодернистов оставалась аутентичной, имеющей философско-политическое звучание.
В заседании круглого стола «Ценностные ориентации личности в ситуациях риска» были раскрыты детерминанты рискованного поведения. В выступлении Р. М. Шамионова обозначены эти детерминанты: возраст, национальность; место риска в системе ценностей и, соответственно, его влияние на готовность к рискованному поведению. В рамках заседания подверглись анализу источники риска для личности и пути их преодоления. Особое внимание было обращено на факторы, увеличивающие степень риска в российском обществе. Рассмотрены требования адаптивности к постоянным изменениям как нахождение в факторе риска. Показана взаимосвязь риска со степенью мобильности населения с учетом системы ценностей, процесса изменения социальных институтов и распределения информации. Е. Д. Зарова обозначила механизмы формирования и назначение стереотипов и парадоксов в восприятии российской культурно-цивилизационной идентичности и пути её формирования. Вызвало особую дискуссию выступление, посвященное духовным стимулам деятельности в условиях общества риска. Участники круглого стола (Р. М. Шамионов, С. В. Стрыгина, Е. Д. Зарова, С. А. Куропаткин) отметили актуальность и значимость проблемы риска в современном обществе, а также необходимость исследования и учета факторов, прямым или косвенным образом способствующих повышению степени риска в обществе.
Работа круглого стола «Коммуникация в научных сообществах» была посвящена ответу на вопрос о возможности и качестве коммуникации в научных сообществах, что было представлено на примерах различных проекций. Выступления на круглом столе были посвящены нелинейнодинамической картине мира, формированию справедливых общественно-экономических отношений на принципах ноосферной демократии (А. К. Адамов), сознанию и языку научного творчества. И. В. Стеклова (СГТУ) в докладе «Научный разум в условиях общества риска» указала, что научный рационализм, его абсолютизацию считают сегодня одной из главных причин, разрушающих духовный мир человека. Смысл философии заключается в создании путей общечеловеческой «коммуникации». И. Д. Невважай (СГЮА) в докладе «Презумпции научной коммуникации» отметил, что коммуникация должна подчиняться правилам, которые обеспечивают достижение целей научного познания, а для обеспечения эффективной коммуникации необходимо исходить из презумпций коммуникации. Э. Р. Фахрудинова сообщила, что восточно-азиатские технологии
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
информационно-психологического влияния на течение конфликта опираются на традиционные ценностные установки, прежде всего конфуцианства, которые остаются, несмотря на все идеологические веяния, основанием мировоззрения китайского и других обществ Восточной Азии.
С. Ф. Мартынович в докладе «Коммуникация в научных сообществах: концептуальный анализ условий возможности» отметил, что в начале необходимо понять, что представляет собой научное сообщество и что есть коммуникация. Каждая концепция философии науки дает свой ответ на вопрос, что есть наука, а следовательно, и что есть коммуникация.
Работа Аскинских чтений показала актуальность и востребованность традиций и потенциала саратовской философской школы, что находит выражение в современном философском творчестве на всероссийском уровне. Секции и круглые столы стали дискуссионными площадками, на которых анализировалась и обсуждалась тематика, созвучная приоритетам VI Российского философского конгресса, который пройдет в 2012 г. в Нижнем Новгороде.
С. А. Данилов, кандидат философских наук, ответственный секретарь VI Аскинских чтений