Научная статья на тему 'VI всероссийские аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире»'

VI всероссийские аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI всероссийские аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире»»

ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ

В. Б. УСТЬЯНЦЕВ, С. А. ДАНИЛОВ

VI РОССИЙСКИЕ АСКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЦЕННОСТИ, РИСКИ, КОММУНИКАЦИИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Под таким названием 18 октября 2011 г. в Саратовском государственном университете прошли очередные Аскинские чтения, посвященные памяти известного ученого, профессора, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Якова Фомича Аскина. В числе соорганизаторов выступили Российское философское общество, Саратовское региональное отделение РФО, философский факультет Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, научно-образовательный центр междисциплинарных исследований социальных рисков СГУ.

В приветственном слове первого вице-президента Российского философского общества А. Н. Чумакова участникам чтений было отмечено, что проблемы, разработкой которых занимался мыслитель: время, пространство, творчество, развитие, - находят свое применение в меняющемся мире - мире рисков, где ценностнокоммуникативное измерение определяет цивилизационное развитие, а также была дана высокая оценка деятельности профессора Я. Ф. Аскина в качестве председателя Поволжского отделения Философского общества СССР.

В приветственных словах проректор по научно-исследовательской работе СГУ профессор Д. А. Усанов, заместитель министра образования Саратовской области М. И. Орлов, декан философского факультета СГУ профессор М. О. Орлов говорили об интеллектуальном наследии профессора Я. Ф. Аскина и его современном прочтении.

Философия и общество, № 3, июль - сентябрь 2012 184-193

О философском наследии Я. Ф. Аскина, о вселенной философа, в пространстве которой разворачивается творчество современных саратовских философов, в докладе на пленарном заседании говорил заведующий кафедрой теоретической и социальной философии СГУ, профессор, доктор философских наук В. Б. Устьянцев. Им были проанализированы основные вехи жизненного пути «саратовского Сократа» и этапы творческого наследия - от обоснования темпоральных начал мироздания до осмысления философом проблем творческой бытийственности человека.

В пленарных докладах доктора философских наук профессора В. П. Барышкова (СГУ) «Личностное бытие: ценностное измерение», доктора философских наук профессора Е. В. Листвиной (СГУ) «Современные коммуникационные процессы: региональный аспект», кандидата философских наук доцента Д. И Зарова (СГТУ) «Цивилизационные аспекты общества риска» обсуждались идеи ценностного бытия как основания духовного пространства личности, его устойчивости и безопасности в трансформирующемся мире. Ценностно-коммуникативное измерение современного цивилизационного пространства, его ресурсы содержат потенциал минимизации рисков и способны выступить факторами стабильного развития.

Пленарные доклады сформировали идейно-интеллектуальную повестку чтений, которая реализовалась в работе секционных заседаний. Название и содержание работы секций, с одной стороны, позволило полноценно, с различных позиций охватить и раскрыть проблематику чтений в целом, а с другой стороны, каждая секция была самостоятельной, творческой лабораторией, где генерировались идеи, мнения, где авторитетные представители философского сообщества общались и дискутировали с молодыми учеными - студентами, аспирантами.

Работу секции «Глобальное общество риска в изменяющемся мире» (сопредседатели: профессора В. Б. Устьянцев, В. П. Рожков, доцент Д. И. Заров) открыл В. Б. Устьянцев. Он обозначил основную цель работы секции - концептуализировать модель общества риска, актуализировать проблемы, приобретающие характер межнациональной напряженности, которая сложилась в повседневном сознании прежде всего под влиянием средств массовой информа-

ции, попытаться найти новые формы мыслительной деятельности, новые формы прогноза. Также В. Б. Устьянцев высказал мнение о необходимости осмысления данных целей в контексте цивилизационных вызовов XXI в. Риски современности во многом обусловлены динамикой цивилизационного пространства, они порождены социальной, техногенной, социокультурной средой. Знание о рисках в условиях современного общества само становится фактором риска, что заставляет человечество искать все новые стратегии и проекты преодоления рисков, и этот поиск становится базовой характеристикой социального бытия в XXI столетии. Очевидно, что тема безопасности в обществе риска задает конструктивный тон обсуждению ситуации кризисности, катастрофичности бытия и выводит на технологический уровень проблему противовеса неконтролируемым рискам, опасностям и угрозам.

Данные проблемы в полной мере были озвучены в выступлениях участников секции. В связи с этим чрезвычайно актуально прозвучала мысль о концепции коммуникативной социальности, где человек оказывается участником социального творчества, но абсолютизация роли и значения коммуникаций в обществе является источником новых социальных рисков (Д. М. Соколова). В. В. Жабина продолжила концептуализацию рисков в современном обществе и обосновала в своем докладе, что проблема возникновения и актуализации рисков в условиях глобализации сопровождается инновационной трансформацией общества, а сами инновации стимулируют эскалацию рискогенности. Распространение рисков может выйти за пределы пространства одного государства. В данном случае это может привести к столкновению цивилизаций в глобальном мире - стремлению защитить от посягательств и диктата свою национальную культуру, необходимость сохранения культурных традиций (С. М. Фролова). В выступлении Н. А. Стекловой обсуждалась проблема соотношения локальных и глобальных коммуникационных геополитических конфликтов. В условиях глобализации цивилизационные конфликты становятся нормой социального прогресса, так как наиболее значимые локальные столкновения внутри государств все чаще перемещаются на авансцену всей планеты. Особый интерес у участников секции вызвали проблемы интенсивностью обозначается темпоральной дистанции и ментальных отли-

чий в основаниях современных культур. А. А. Дьяков отметил, что вхождение локальных цивилизаций в глобальное сообщество сопровождается кризисом идентичности, возникающим на личностном уровне в ходе глобализации. Кроме того, в ходе работы секции были отмечены роль социальной памяти в глобальном мире (Н. С. Шаповалова) и влияние терроризма на цивилизационную динамику современности (Ж. О. Посунько).

Секция «Ценности XXI века» (сопредседатели: профессора В. П. Барышков, И. И. Гусева, доцент Е. И. Морохова) выявила приоритетность аксиологического основания глобальных процессов современности. Субъекты глобального мира оценивают постоянно изменяющийся мир, происходит переоценка ценностей, идеалов, норм, способных минимизировать социальные риски. И. И. Гусева в выступлении «Ценности индивидуального в новых “форматах схватывания” социального» говорила о ценностях индивидуального в методологическом плане, где новая методология понимания ценностей индивидуального приводит к формированию их новой онтологии. Интерес к традиции, ценность традиций, по утверждению Е. В. Романовской, усиливается в современную нестабильную эпоху. Разрыв с традицией, по мнению автора, - это одно из проявлений кризиса культуры. В такие переломные моменты традиции обретают особый смысл, становясь нравственной опорой общества. Э. В. Ласицкая высказала утверждение о погруженности человека в потоки информации, что приводит его к необходимости адаптации и выработки навыков эффективной жизнедеятельности в информационном обществе. В рамках секции ценностная проблематика глобального мира осмысливалась на примерах возможности рефлексии в культуре, экстремальности как ценности цивилизационной динамики, использования информационных технологий в современном образовательном процессе, адаптивном потенциале ценностей, роли религиозной интеллигенции в протестных движениях. Участниками секций затрагивалась проблема интерсубъективной природы ценностей в аспекте глобальных изменений социальной реальности в XXI в., отмечалось, что коммуникация представляет собой важный фактор интеграции в современном глобализирующемся обществе. В этом ракурсе возрастает роль рефлексии как ценности и ценность рефлексии в культуре, которая понима-

лась как защитный слой культуры, призванный решать проблемы духовной безопасности общества.

В выступлении В. С. Ерохина были выделены черты современной рискогенной реальности, создающие препятствия для достижения личностной идентификации (экзистенциальные риски) или несоответствие социальных требований личностным интенциям (социальные риски). В ходе дискуссии возник вопрос о ценности информационных технологий в современном образовательном процессе и о региональных проблемах информатизации образования. Основной лейтмотив выступлений О. А. Рагимовой и О. В. Пу-рахиной заключался в обосновании социального здоровья как высшей ценности современного человека. В дискуссии приняли активное участие В. П. Барышков, И. А. Дорошин, О. В. Костина, А. А. Дружкин.

Работа секции «Коммуникация: Я и Другой в постиндустриальном мире» (сопредседатели: профессора Е. В. Листвина, В. А. Фриа-уф, доцент Е. Ю. Стриганкова) была посвящена коммуникативным процессах современности, трансформации системы «Я - Другой» под влиянием новых технологий, приводящих к изменению сознания современного человека, производству новых рисков. Социокультурное основание современных коммуникационных процессов проявляется с позиций производства и минимизации рисков. Открытые системы коммуникативных взаимодействий формируют необходимый набор альтернатив общественного развития, но, с другой стороны, создают новые риски. Секцию открыло выступление профессора Е. В. Листвиной, которая представила ситуацию влияния современных технологий на структуру коммуникации, когда предпочтение отдается дистанцированным коммуникативным актам, задающим новый уровень и тип взаимодействия. По мнению Ю. М. Дуплинской, в современном обществе происходит инверсия деструктивности. Современность характеризуется построением позитивной онтологии, что противоречит, как считает автор, различным способам бытийствования. В. В. Афанасьева предложила рассматривать современную коммуникацию в виде не субъект-субъектных отношений, а субъект-объектных. Безличность становится чертой современной коммуникации, формируются новые коммуникативные риски. Участниками секции отмечалась важ-

ность проблемы формирования культуры толерантности в системе образования, особое внимание было уделено эволюции понимания «Другого» в современной философии и проблеме клиповости и культуры современного человека.

Секция «Молодежь в обществе риска: конструктивные и де-конструктивные процессы социализации» (сопредседатели: профессора М. О. Орлов, В. Н. Белов, доцент С. А. Данилов) показала острую актуальность проблемы формирования и развития рисков в молодежных средах, вопросов влияния факторов глобального общества на состояние молодежного сознания, на мир ценностей современных молодых людей. Молодежь сегодня - участник различных ситуаций рисков и конфликтов современности, на примере разнообразных форм бытийственности становится очевидной институализация рискогенности. Участники секции отметили значительную роль молодежи в социально-политической динамике современного общества. В то же время необходимы новые модели социализации молодежи, учитывающие реалии и альтернативы глобального мира. О. А. Лосева отметила огромную роль современной молодежи в становлении и дальнейшем развитии современной культуры, где в процессе социализации происходит разграничение основных понятий, которые затем приводят к четкому формированию внутренних культурных ценностей. В. А. Ручин говорил о том, что современные гуманитарные науки оперируют различными толкованиями сущности феномена образования. По существу, речь идет о междисциплинарной проблеме взаимодействия человека и социальной среды. Эта среда определяется как «образовательное пространство», как «образовательная среда» и как «сфера образования», является основным фактором формирования человека. В выступлении студенческой молодежи звучали темы формирования духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества, осмысливались философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры, отмечались особенности виртуального пространства как фактора социализации молодежи и деструктивного воздействия СМИ, молодежного радикализма. Участники дискуссии были единодушны: опора на духовные ресурсы традиции приведет к обретению устойчивых оснований развития в глобальном мире.

В 2011 г. традиционный для чтений формат «пленарное заседание - секции» был дополнен работой круглых столов. Это позволило расширить пространство дискуссии, получить новые интеллектуальные результаты.

Круглый стол «Современное общество: горизонты критической рефлексии постмодерна» (сопредседатели: профессор Б. И. Мо-кин, доценты С. М. Малкина, А. В. Дронов) прошел в атмосфере активной, напряженной и вместе с тем глубокой дискуссии на тему отношений постмодернистской мысли и состояния современного общества. С докладами выступали, а также участвовали в обсуждениях студенты, аспиранты и сотрудники Саратовского государственного университета и Саратовской государственной юридической академии. Центральным для круглого стола и наиболее радикальным в рамках обсуждаемых вопросов стал доклад А. В. Дроно-ва (СГЮА) «“Постмодернизм”: несколько слов о прагматике знака», имевший метафилософскую направленность. Автор, ссылаясь на обширную современную англо- и немецкоязычную философскую литературу, посвященную современной европейской мысли, выдвинул тезис о том, что постмодернизм как философия никогда не существовал. Выступающий высказал утверждение о том, что прагматика знака «постмодернизм» состояла и состоит как раз в том, чтобы заслонить реальные действующие философские практики, например шизоанализа Делёза и Гваттари или деконструкции Деррида, и подменить тем, что носит нефилософский характер обывательского отношения к мышлению, то есть необязательностью, «игрой» в мысль и т. д. Слово «постмодернизм», таким образом, не бросая тень на действительных философов, хотя и затрудняя путь к их учениям, оказывается маркировкой реакционной силы. В докладе С. М. Малкиной (СГУ) «Деррида и сцена политического» была изложена возможная реконструкция политических взглядов этого известного французского философа. Политические заявления Деррида, включающие в себя различные случаи как согласия, так и несогласия его с политическими акциями, не выявляют строго определенную позицию Деррида к политике. Однако они очерчивают способ обращения с политикой у Деррида: осуществление деконструкций политических проблем, перекомпоновку их составляющих. На круглом столе прозвучал доклад, продолжавший

рефлексию над постмодернистским стилем мышления как игры (К. С. Щедрин), а также изложение современных актуальных философских учений об обществе - Ф. Джеймисона и Л. Альтюссера (Д. М. Соколова). В обсуждениях, носивших характер итоговых, прозвучало положение, объединяющее как подлинную философскую рефлексию, так и действительную политику: постановка под знак вопроса, проблематизация. Совместный поиск участниками круглого стола того пространства, в котором философия, оставаясь аутентичной, ставит вопросы общественно значимого характера, и нахождение его можно считать главными достижениями развернувшихся на нем дискуссий.

В заседании круглого стола «Ценностные ориентации личности в ситуациях риска» (сопредседатели: профессора Р. М. Ша-мионов, В. В. Афанасьева, доцент Е. В. Рягузова) участниками были раскрыты детерминанты рискованного поведения. Рискогенная реальность переживается человеком, на ее восприятие оказывает влияние ряд факторов, имеющих как субъективную, так и объективную природу. «Человек амбивалентный» по-новому воспринимает рискогенный мир, находится в поиске комфортных для себя состояний, делающих безопасным его бытие в нестабильном мире. Стремление сформировать безопасное жизненное пространство приобретает личностно-индивидуализированный профиль. Рискогенная реальность дается человеку в ощущениях, создающих принципиально новое мировосприятие. В выступлении Р. М. Шамионо-ва подобными детерминантами, оказывающими влияние на восприятие риска, выступили возраст, национальность, было определено также место риска в системе ценностей. В рамках заседания подверглись анализу источники риска для личности и пути их преодоления. Особое внимание было обращено к факторам, увеличивающим степень риска в российском обществе. Рассмотрены требования адаптивности к постоянным изменениям как нахождение в факторе риска. Показана взаимосвязь риска со степенью мобильности населения с учетом системы ценностей, процесса изменения социальных институтов и распределения информации. Е. Д. Зарова обозначила механизмы формирования и назначение стереотипов и парадоксов в восприятии российской культурно-цивилизационной идентичности, а также пути ее формирования. Особую дискуссию

вызвало выступление, посвященное духовным стимулам деятельности в условиях общества риска. Участники круглого стола (Р. М. Шамионов, С. В. Стрыгина, Е. Д. Зарова, С. А. Куропаткин) отметили актуальность и значимость проблемы риска в современном обществе, а также необходимость исследования и учета факторов, прямым или косвенным образом способствующих повышению степени риска в обществе.

Работа круглого стола «Коммуникация в научных сообществах» (сопредседатели: профессора С. Ф. Мартынович, И. Д. Невва-жай, Е. И. Беляев) была посвящена ответу на вопрос о возможности и качестве коммуникации в научных сообществах, что было представлено на примерах различных проекций. Выступления на круглом столе были посвящены нелинейно-динамической картине мира (К. А. Мартынович), формированию справедливых общественноэкономических отношений на принципах ноосферной демократии (А. К. Адамов), сознанию и языку научного творчества (В. М. Дар-мограй), трансдисциплинарности и постнеклассическому идеалу рациональности (С. Ю. Нечаев). И. В. Стеклова (СГТУ) в докладе «Научный разум в условиях общества риска» указала, что научный рационализм, его абсолютизацию считают сегодня одной из главных причин, разрушающих духовный мир человека. Смысл философии заключается в создании путей общечеловеческой «коммуникации». Поэтому можно выделить следующие признаки современной формы научного знания: универсальность в предметах исследования; принципиальную незавершенность познания; всесторонность в выяснении связей и отношений; постоянную ревизию методологических оснований, носящую радикальный характер; свободу в развитии знаний. И. Д. Невважай (СГЮА) в докладе «Презумпции научной коммуникации» отметил, что коммуникация должна подчиняться правилам, которые обеспечивают достижение целей научного познания, а для обеспечения эффективной коммуникации необходимо исходить из презумпций коммуникации. Э. Р. Фахрудинова отметила, что восточноазиатские технологии информационно-психологического влияния на течение конфликта опираются на традиционные ценностные установки прежде всего конфуцианства, которые остаются, несмотря на все идеологические веяния, основанием мировоззрения китайского и других обществ

Восточной Азии. Конфуцианские ценности предложено рассматривать как важнейшую составляющую стратегии мирного урегулирования межцивилизационных конфликтов. С. Ф. Мартынович в докладе «Коммуникация в научных сообществах: концептуальный анализ условий возможности» отметил, что вначале необходимо понять, что представляет собой научное сообщество и что есть коммуникация. Каждая концепция философии науки дает свой ответ на вопрос «что есть наука», а следовательно, «что есть коммуникация». В ходе дискуссии по проблематике круглого стола отмечалось, что коммуникация в науке представляет собой совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, причем формирование экспертных сообществ является необходимым условием развития современной науки. В философии науки для объяснения адекватности рекомендаций существующим практикам применяется теория предикации, которая в социальнополитической сфере принимает вид теории коммуникации. В этой связи основным является положение о том, что коммуникация по сути своей - это способ передачи знания. Более того, общим знанием для участников коммуникации является только то, что имеет наименование. Следовательно, только язык, усваиваемый в обществе, предопределяет, какие восприятия могут потенциально выступать в качестве социально значимых. Чтения прошли в рамках реализации приоритетного направления НИУ СГУ «Риски социальных систем» и явились площадкой, на которой гуманитарная общественность смогла обсудить актуальные вопросы современного общества. Конференция собрала много участников. Были заявлены представители Саратова, Балашова, Волгограда, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, Казани.

Работа Аскинских чтений показала актуальность философских традиций и востребованность интеллектуального потенциала саратовской философской школы, что находит выражение в современном философском творчестве на всероссийском уровне. Секции и круглые столы чтений выступили дискуссионными площадками, на которых анализировалась и обсуждалась тематика, созвучная приоритетам VI Российского философского конгресса, который пройдет в 2012 г. в Нижнем Новгороде. От VI Аскинских чтений -к VI Российскому философскому конгрессу!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.