Научная статья на тему 'Общество знания в XXI веке: новые стратегии гуманитарной науки'

Общество знания в XXI веке: новые стратегии гуманитарной науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество знания в XXI веке: новые стратегии гуманитарной науки»

ХРОНИКА

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ В XXI ВЕКЕ: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ

Ежегодная конференция молодых ученых, проводящаяся на факультете философии и психологии уже несколько лет, в этом году приобрела новое измерение, что во многом оказалось связано с актуальностью и научной значимостью той темы, которая была избрана в качестве основной для данного научного форума. Во-первых, следует отметить, что количество участников конференции превысило сто человек, а во-вторых, оказались преодолены пространственные границы: в секциях приняли участие представители не только саратовских вузов, но и других городов -Москвы, Елабуги, Казани, Липецка. Такая эволюция представляется весьма закономерной и позволяет засвидетельствовать рост научного авторитета факультетской конференции как в Саратове, так и за его пределами.

Еще основоположник теории постиндустриального общества Д. Белл указывал, что грядущее общество будет построено на использовании знаний в качестве основного экономического ресурса и источника инноваций. Вместе с тем уже ушли в прошлое иллюзии по поводу общества знаний как эпохи всеобщего процветания, когда интеллектуальные ресурсы станут основным источником доступа к материальным благам. Вопросы, поднятые участниками конференции, продемонстрировали, скорее, критическое отношение к возникающему типу общественного устройства и стремление обозначить узловые проблемы общества знаний с целью их междисциплинарного осмысления и решения.

Тон заочной дискуссии был задан еще на пленарном заседании, где прозвучали доклады маститых ученых и еще молодых специалистов, представивших на суд публики свои интерпретации общества знаний. В выступлении В.Б. Устьянцева «Общество знаний в XXI веке» был поставлен вопрос о рискогенном измерении общества знаний. Знание о рисках в условиях господства средств массовой коммуникации само становится фактором риска, что заставляет человечество искать стратегии борьбы с ними, и этот поиск становится базовой характеристикой социального бытия в XXI столетии. Ведущая роль в формировании рискогенной реальности в условиях общества знаний, как обосновал в своем докладе С.И. Трунев, принадлежит сообществу экспертов. Они путем манипуляций той информацией, которая имеет статус научного знания, получают возможность влиять на тенденции социально-политического развития, определять принимаемые политиками решения. Например, проблема глобального потепления может трактоваться в ракурсе конкуренции различных транснациональных корпораций и их борьбы за получение дополнительных ресурсов и секторов мирового рынка. В связи с этим чрезвычайно актуально прозвучал вопрос, вынесенный в заголовок доклада

Прпломенпя

Д.М. Соколовой: «Общество знания в XXI веке: реальность или утопия?» Компаративистский анализ реальных тенденций социального развития и того образа общества будущего, который создается коллективными усилиями футурологов и пиар-менеджеров, позволяет сделать вывод о том, что общество знаний является социальной утопией, воплощение которой на практике является делом весьма отдаленного будущего. Кроме того, необходимо учитывать социальные и психологические трудности, возникающие в процессе становления общества знаний, в повседневном существовании человека. Доклад А.Р. Лилюхиной подробнее осветил тот психологический груз, с которым имеет дело человек в условиях интенсифицирующихся потоков информации, а также вывел данную проблему в праксиологическую плоскость, осветив потенциал арт-терапии в процессе борьбы с психологическими рисками.

Учитывая невозможность в кратком обзоре осветить все озвученные на конференции доклады, хочется остановиться на некоторых центральных идеях, которые в различных ракурсах рассматривалась молодыми учеными на секциях.

В первой секции «Научные парадигмы XXI века» основной темой для обсуждения стали онтологические и гносеологические предпосылки статуса знания в новой социальной реальности. Во-первых, несколько докладов были посвящены синергетической парадигме гуманитарного знания, что продемонстрировало значимость подобной проблематики и ее эвристический потенциал в решении базовых вопросов общества знаний. Во-вторых, доклады молодых ученых, в частности, К.С. Щедрина и Д.П. Суровягина, затронули проблемы переосмысления классического философского наследия с позиций современных дискурсивных сдвигов.

Секция «Становление общества знаний в России» в процессе работы вышла за пределы своего названия, сосредоточившись не только на особенностях развития общества знаний в России, но и на социальнофилософских контурах нового миропорядка. Оттолкнувшись от углубленного изучения отдельных аспектов утопического мировоз-

зрения (Т.В. Павлова, В.С. Ерохин), участники секции концептуализировали ряд основных вопросов, которые должны стать предметом углубленного изучения в обществе знаний: стратегии и тактика власти, роль техники и технологий в становлении новых постгума-нистических ценностей, особенности трансляции социальной памяти, роль элит в становлении нового типа общественного устройства.

Крайне интересный аспект исследования общества знаний был затронут в секции «Актуальные проблемы религиоведения и философии религии». Часть докладов были посвящены крупнейшим персоналиям религиозно-философской мысли (Н. Бердяеву, В. Соловьеву, П. Тиллиху), раскрывая малоизвестные или незаслуженно забытые аспекты их концепций, в то время как другие молодые ученые продемонстрировали хорошее владение методологическим инструментарием в рассмотрении религиозных аспектов современного бытия человека. Сразу несколько докладчиков (А.Р. Нурмагомедова, Л.Р. Тимербулатова) сосредоточились на рассмотрении отдельных элементов исламской культуры, постаравшись выявить, что особенно важно, не конфессиональное, а научное содержание рассматриваемых вопросов.

Месту искусства и культуры в изменяющейся социальной реальности была посвящена секция «Культура в обществе знания». С точки зрения участников, среди которых были молодые ученые Саратовского государственного аграрного университета, ключевыми стратегиями развития культуры в обществе знаний должны стать медиатизация и семиотизация. Немалый интерес вызвало обращение А.А. Алексеенко и Е.П. Голытьби-ной к экономическому аспекту функционирования культуры в складывающемся обществе знаний.

Психологические науки были представлены в рамках конференции тремя секциями, и в первой из них - «Проблемы самосознания и адаптационных механизмов в решении вопросов психического здоровья» - рассматривались проблемы социально-психологической адаптации к современным условиям человеческого существования, а также механизмы формирования доверия к медицине.

Секция «Психологическое обеспечение прикладных исследований в юридической психологии» осветила круг вопросов, которые связаны с применением психологических методов в юридической практике. Особый интерес участники секции проявили к созданию психологических портретов отдельных категорий преступников - женщин, подростков, спортсменов и т.д. Следует отметить, что на секции завязался диалог между студентами классического университета и молодыми специалистами из Саратовской государственной академии права, которые привнесли в атмосферу научной конференции оттенок прикладных исследований. Эта тенденция оказалась еще более отчетливо выраженной в докладах на секции «Прикладная психология», которая аккумулировала целый ряд крайне интересных идей. Каждая

из них заслуживала отдельного обсуждения, так что только регламент конференции заставил снизить уровень полемического накала участников. Палитра выступлений была чрезвычайно разнообразной - от психологии религиозной аскезы до особенностей восприятия денег, что в очередной раз подтверждает обоснованность претензий психологии на одно из ведущих мест в комплексе социально-гуманитарных знаний.

В заключение хочется отметить, что высказанные в рамках конференции мысли и идеи не осядут «мертвым грузом» в библиотечных запасниках, а станут стимулом для дальнейшего развития социальных и гуманитарных знаний, позволяющим решить многие проблемы и открыть новые перспективы исследований.

Д. А. Аникин

V Российские аскинские чтения «Жизненный мир человека в эпоху глобализации»

20 октября 2009 года на факультете философии и психологии Саратовского государственного университета состоялись V Российские аскинские чтения, посвященные памяти доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля Российской Федерации, почетного профессора СГУ Якова Фомича Аскина, внесшего значительный вклад в развитие философии в Поволжском регионе. Профессор Я.Ф. Аскин - автор фундаментальных работ по философским проблемам времени, детерминизма, творчества, заслужил высокое признание философской общественности России, его труды опубликованы на английском, французском, испанском языках. Усилиями философа в Саратове создана философская школа, продолжают разрабатываться методологические вопросы современной науки.

В работе конференции приняли участие представители философской общественности вузов Саратова, Пензы, Самары.

На пленарном заседании с приветствиями к участникам чтений обратились председатель Саратовского регионального отделе-

ния Российского философского общества профессор В.Б. Устьянцев, декан социологического факультета СГУ профессор Г.В. Дыль-нов, доцент кафедры теоретической и социальной философии Р.Д. Клочковская, директор Саратовского академического театра юного зрителя, заслуженный работник культуры В.Н. Райков, художественный руководитель ТЮЗа, народный артист России Ю.П. Оше-ров.

С докладами на пленарном заседании выступили: доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии, проректор Саратовской государственной академии права А.И. Демидов; доктор философских наук, профессор, декан факультета повышения квалификации Института дополнительного профессионального образования СГУ В.П. Ба-рышков; доктор философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета С.В. Тихонова; кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета В.Г. Косыхин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.