Научная статья на тему 'ВСЕГДА ПЕРВЫЙ! К 110-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

ВСЕГДА ПЕРВЫЙ! К 110-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история психологии / Психологический институт / ученые Психологического института / проблематика научных исследований / преемственность и инновации / history of psychology / Psychological Institute / scientists of the Psychological Institute / research problems / continuity and innovation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серова Ольга Евгеньевна

Актуальность связана с необходимостью рефлексии содержания основных научно-организационных этапов эволюции исследовательской деятельности Психологического института в канун его 110-летнего юбилея. Цель. На основе документальных источников провести историко-психологическую реконструкцию фактов деятельности Психологического института в 1912–2021 гг. Методы. Комплектация базы документальных источников, синхронного и сравнительного анализа данных, содержательных срезов, проблемо-логический и библиографический. Результаты. Проведен историко-психологический анализ и составлен краткий обзор научной деятельности Психологического института за 1912–2021 гг. Воссоздана историческая канва ключевых событий становления Психологического института как единого интеллектуально-нравственного субъекта. Восстановлены имена первых отечественных психологов и с позиций синхронного анализа представлен персоналистический аспект научной деятельности института. Проведен временной срез содержания научно-практической проблематики и рассмотрены основные результаты инновационной научной деятельности института в разные исторические периоды. Прослежена неразрывность межпоколенной интеллектуальной связи ученых института, обусловившей теоретико-методологическую преемственность научных направлений, углубленное развитие традиционных и создание современных научных школ, а также последовательное продвижение к дальним рубежам психологической науки. Выводы. На всех этапах своего исторического бытия Психологический институт проявлял качества субъекта исторического развития, сумев сохранить приоритет науки как основной ценности и научности как фундамента единства теоретических поисков, экспериментальных разработок, создания условий и программ для подготовки будущих психологических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALWAYS THE FIRST! TO THE 110TH ANNIVERSARY OF THE CREATION OF THE PSYCHOLOGICAL INSTITUTE

Background. Th e relevance of the article is connected with the necessity to reflect on the content of the main scientific and organizational stages in the evolution of the research activity of the Psychological Institute on the eve of its 110th anniversary. Objective. On the basis of documentary sources to carry out a historical and psychological reconstruction of the Psychological Institute activity in 1912–2021. Methods. Compiling a database of documentary sources, synchronous and comparative data analysis, content slices, problemological and bibliographic methods. Results. The article provides a historical and psychological analysis and a brief review of the scientific activity of the Psychological Institute during 1912–2021. The authors reconstruct a historical context of the key events in the formation of the Psychological Institute as a unified intellectual and moral entity. They commemorate the names of the first Russian psychologists and present the personalistic aspect of the institute activity from the standpoint of synchronic analysis. The article includes the time cross-section of the content of scientific and practical problems and considers the main results of the innovative scientific activity of the Institute in different historical periods. The study demonstrates the inseparability of intergenerational intellectual connection of the institute scientists, which conditioned the theoretical and methodological continuity of scientific trends, profound development of traditional scientific schools and creation of the modern ones, as well as consistent advancement to new frontiers of psychological science. Conclusion. At all stages of its historical existence, the Psychological Institute demonstrated its best qualities of a subject of historical development, managing to preserve the priority of science as the basic value and scientificity as the basis of unity of theoretical search, experimental development, creation of conditions and programs for preparing future psychological personnel.

Текст научной работы на тему «ВСЕГДА ПЕРВЫЙ! К 110-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • ТОМ 15 • № 3

СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ

Научная статья УДК 159.99

doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-10-27

ВСЕГДА ПЕРВЫЙ!

К 110-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА О.Е. Серова

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, s_olga953@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3550-8838

Актуальность связана с необходимостью рефлексии содержания основных научно-организационных этапов эволюции исследовательской деятельности Психологического института в канун его 110-летнего юбилея.

Цель. На основе документальных источников провести историко-психо-логическую реконструкцию фактов деятельности Психологического института в 1912-2021 гг.

Методы. Комплектация базы документальных источников, синхронного и сравнительного анализа данных, содержательных срезов, проблемологический и библиографический.

Результаты. Проведен историко-психологический анализ и составлен краткий обзор научной деятельности Психологического института за 1912-2021 гг. Воссоздана историческая канва ключевых событий становления Психологического института как единого интеллектуально-нравственного субъекта. Восстановлены имена первых отечественных психологов и с позиций синхронного анализа представлен персоналистический аспект научной деятельности института. Проведен временной срез содержания научно-практической проблематики и рассмотрены основные результаты инновационной научной деятельности института в разные исторические периоды. Прослежена неразрывность межпоколенной интеллектуальной связи ученых института, обусловившей теоретико-методологическую преемственность научных направлений, углубленное развитие традиционных и создание современных научных школ, а также последовательное продвижение к дальним рубежам психологической науки.

Выводы. На всех этапах своего исторического бытия Психологический институт проявлял качества субъекта исторического развития, сумев сохранить приоритет науки как основной ценности и научности как фундамента единства теоретических поисков, экспериментальных разработок, создания условий и программ для подготовки будущих психологических кадров.

Ключевые слова: история психологии, Психологический институт, ученые Психологического института, проблематика научных исследований, преемственность и инновации.

Для цитирования: Серова О.Е. Всегда первый! К 110-летию создания психологического института // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 10-27. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-10-27

© Серова О.Е., 2022 10

MODERNITY AND HISTORY

Scientific Article doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-10-27

ALWAYS THE FIRST!

TO THE 110TH ANNIVERSARY OF THE CREATION OF THE PSYCHOLOGICAL INSTITUTE

Olga E. Serova

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, s_olga953@mail.ru, https://

orcid.org/0000-0002-3550-8838

Background. The relevance of the article is connected with the necessity to reflect on the content of the main scientific and organizational stages in the evolution of the research activity of the Psychological Institute on the eve of its 110th anniversary.

Objective. On the basis of documentary sources to carry out a historical and psychological reconstruction of the Psychological Institute activity in 1912-2021.

Methods. Compiling a database of documentary sources, synchronous and comparative data analysis, content slices, problemological and bibliographic methods.

Results. The article provides a historical and psychological analysis and a brief review of the scientific activity of the Psychological Institute during 1912-2021. The authors reconstruct a historical context of the key events in the formation of the Psychological Institute as a unified intellectual and moral entity. They commemorate the names of the first Russian psychologists and present the personalistic aspect of the institute activity from the standpoint of synchronic analysis. The article includes the time cross-section of the content of scientific and practical problems and considers the main results of the innovative scientific activity of the Institute in different historical periods. The study demonstrates the inseparability of intergenerational intellectual connection of the institute scientists, which conditioned the theoretical and methodological continuity of scientific trends, profound development of traditional scientific schools and creation of the modern ones, as well as consistent advancement to new frontiers of psychological science.

Conclusion. At all stages of its historical existence, the Psychological Institute demonstrated its best qualities of a subject of historical development, managing to preserve the priority of science as the basic value and scientificity as the basis of unity of theoretical search, experimental development, creation of conditions and programs for preparing future psychological personnel.

Keywords: history of psychology, Psychological Institute, scientists of the Psychological Institute, research problems, continuity and innovation.

For citation: Serova, O.E. (2022). Always the first! To the 110th anniversary of the Psychological Institute. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 3 (15), 10-27. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-10-27

© Serova O.E., 2022

Введение

Психологический институт — первый в России крупный специализированный научный центр изучения фундаментальных и прикладных проблем психологии. Его создание ознаменовало собой новую ступень в развитии отечественной интеллектуальной культуры, появление в ее пространстве новой современной организованной структуры — научной психологии и новой социально востребованной научной специальности — психолог. В деятельности Психологического института впервые получили практическую реализацию фундаментальные идеи интегративной целостности исследовательского комплекса теоретической и экспериментальной психологии и единства архитектоники психологической науки и психологического образования, и это позволило сформировать прочный, универсальный по своему значению, теоретико-методологический и организационный фундамент научных достижений в области психологического познания.

Обширную историко-психологическую информацию для современного психологического сообщества представили фундаментальные издания авторских коллективов института: «Психологический институт на Моховой»: Боцманова, Гусева, Равич-Щербо (Психологический институт на Моховой, 1994), «Московская психологическая школа. История и современность: в 3 т.» (Под редакцией В.В. Рубцова, 2004), «Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования (Серова, Гусева, Козлов, 2013), «Выдающиеся психологи Москвы: в 2 ч.» под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского, Т.Д. Марцинковской (Выдающиеся..., 2016), Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени, написанная под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросано-вой (Психология саморегуляции., 2020).

Не все вопросы закрыты, но в более чем вековой истории Психологического института остается все меньше «белых пятен».

Создание Психологического института

Психологический институт был создан благодаря творческой инициативе и самоотверженным усилиям выдающегося отечественного ученого и организатора науки Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936) и участию известного московского предпринимателя и мецената Сергея Ивановича Щукина (1854-1936), материально обеспечившего возможность практического воплощения грандиозного инновационного научного проекта.

Замысел Г.И. Челпанова был поистине новаторским: ведь он впервые в мировой практике задумал создание института и возведение его здания по единому целевому проекту (ученый считал несостоятельным опыт зарубежных коллег по приспособлению старых помещений к новым целям психологических исследований). Кроме того, Г.И. Челпанов не поддерживал европейскую практику отделения науки от обучения и находился в поиске варианта оптимального соотношения научно-теоретического и педагогического содержания общего рабочего цикла психологического института.

Верность избранного пути была подтверждена, во-первых, результатами непосредственного изучения Челпановым во время научной командировки в Германию (которую он посетил летом 1910 г. вместе со своим учеником, приват-доцентом Г.Г. Шпетом) опыта работы известных психологических лабораторий под руковод-

ством проф. К. Штумпфа в Берлине, проф. К. Марбе в Вюрцбурге, проф. О. Кюльпе в Бонне, эффективности введения в обиход экспериментально-психологических исследований специальных методик и приборов (уже применяемых В. Вундтом, Г. Гельмгольцем, Э. Вебером, Г. Фехнером); размышлениями о перспективах развития психологии в русле характерной для немецких коллег парадигмы «институт без студентов». И, во-вторых, результатами непосредственного изучения опыта психологических лабораторий в девяти ведущих университетах Америки во время командировки в марте 1911 г., когда, знакомясь с работой проф. Р. Вудвортса, Э.Б. Титченера, Д. Анжела, Х. Карра, Ст. Холла по организации учебно-образовательного процесса, Г.И. Челпанов получил наглядное представление об особенностях устройства институтов, приспособленных к целям психологического образования (Челпанов, 1912).

Благодаря энергичному руководству Г.И. Челпанова, с возведением институтского здания сумели уложиться в кратчайшие сроки: в январе 1911 г. им было подписано соглашение со строителями, в ноябре Моховая улица уже украсилась зданием Психологического института в готическом стиле (архитектор А.С. Гребенщиков). По объему научных площадей — 59 аудиторий — московский Психологический институт был в те годы самым большим в мире.

В апреле 1912 г. Министерством народного просвещения были утверждены Правила института, выработанные на историко-филологическом факультете Московского университета.

1 сентября 1912 г. Психологический институт им. Л.Г. Щукиной начал свою работу (Челпанов, 1914, с. 279).

Создание Психологического института обеспечило реальную основу для решения двуединой задачи научной разработки и распространения психологических знаний. В целях преобразования профессиональной подготовки психологов Г.И. Челпановым была выработана четкая система обучения специалистов и на деле осуществлен принцип преемственности этапов психологического образования; сформирован необходимый для студентов объем гуманитарных, математических и естественно-научных знаний; разработаны лекционные курсы по общей психологии; определено содержание лабораторных занятий по обучению приемам психологического эксперимента. Комплекс новейшей научно-технической аппаратуры (свыше 150 единиц) и богатая научная библиотека (свыше 4000 изданий по истории философии, психологии, логике, истории, математике, естествознанию и 15 наименований специальных психологических журналов) способствовали обеспечению высокого уровня научно-теоретической, экспериментальной и учебно-образовательной деятельности сотрудников института (Серова, Гусева, Козлов, 2013).

Начальный период работы

Первую плеяду профессиональных психологов России составили выпускники историко-философского отделения Московского университета, ученики Г.И. Чел-панова. Именно в стенах Психологического института они обрели «магистральный сюжет» всей своей последующей научной деятельности, направленной на осмысление законов психологической реальности. Им принадлежит заслуга определения содержания и разработки методологии исследования широкого круга ее основополагающих проблем: философской интерпретации психологии (П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, В.П. Зубов, А.Ф. Лосев, Б.В. Холчев, Г.Г. Шпет и др.), общей пси-

хологии и методологии (А.Ф. Лосев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, П.А. Шеварев), индивидуальной психологии (В.М. Экземплярский, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов и др.), психофизиологии (С.В. Кравков, Н.И. Жинкин, Н.Н. Ладыгина-Котс, Б.М. Теплов и др.), педагогической и детской психологии (В.В. Зеньковский, Н.А. Рыбников,

A.А. Смирнов, В.Е. Смирнов, Б.В. Холчев, П.А. Шеварев, В.М. Экземплярский и др.), истории психологии (Н.А. Рыбников, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов), психологии искусства (С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.Н. Волков, Н.И. Жинкин, Б.М. Теплов и др.), психологии труда и психотехники (В.М. Экземплярский, Б.М. Северный, П.А. Рудик) и др. (Серова, Гусева, Козлов, 2013).

Конкретные аспекты экспериментально-психологической работы, развернутой в институте, были представлены, например, такими научными темами: исследование реакций с применением динамометрического метода (К.Н. Корнилов), типов представлений (В.М. Экземплярский), отрицательных абстракций (В.Е. Смирнов), процесса суждения (П.А. Сычов), субъективации и объективации ощущений (П.П. Блонский), особенностей произвольного запоминания (Г.В. Мурашов), геометрических элементов композиции (Н.В. Макеев), психической природы понятий (П.С. Попов), процессов детерминированного и ассоциативного представления (А.А. Смирнов), условий самонаблюдения (Н.И. Жинкин), логического запоминания (Н.А. Рыбников), влияния упражнений на развитие глазомера (П.А. Рудик) и объем зрительных восприятий (Н.П. Ферстер) и др. В 1912/1913 уч. г. было задействовано 13, а в 1914/1915 уч. г. — 28 исследовательских тем.

В начале 1914 г. был опубликован первый том «Трудов Психологического института», в котором совокупность результатов экспериментальных исследований, выполненных на тщательно продуманной общетеоретической основе, приближала к пониманию целостности внутреннего мира человеческой души (Психологические исследования., 1914). Выход этого издания свидетельствовал, что институт, начавший свою работу в 1912 г., состоялся как самостоятельный и активно действующий научно-исследовательский центр, способный на высоком профессиональном уровне решать фундаментальные и практические задачи психологии.

23 марта (5 апреля) 1914 г. было объявлено официальное Торжественное открытие Психологического института им. Л.Г. Щукиной.

Это событие вызвало широкий резонанс в мировом научном сообществе: выдающие ученые Европы и Америки — В. Вундт, К. Штумпф, О. Кюльпе, К. Марбе,

B. Вирт, В. Штерн, В. Петерс, О. Зельц, Э.К. Сэнфорд, Д. Кэттел, Э.Б. Титченер и др. почли за честь прислать свои поздравительные адреса и телеграммы (Речи., 1914, с. 26-33). Официальное открытие Психологического института стало «праздником русской науки», объединившим все слои образованного русского общества: профессора крупнейших столичных и провинциальных университетов, деятели министерств и округов, предприниматели и студенты поздравляли Москву и Россию с обретением лучшего в мире «дворца психологической науки» (Научный архив ПИ РАО. Ф. 18).

Психологический институт в период социальных реформаций

Но восходящая линия научных исследований Психологического института была резко оборвана трагедией октябрьского переворота и гражданской войны. Судьба Челпановского института была предрешена, ведь спешно и агрессивно создаваемая «на потребу дня» психология в духе вульгарного материализма и иде-

алистическая психология, ориентированная на нравственные требования человеческого духа, скрупулезно созидаемая Г.И. Челпановым и его последователями, по существу своих принципов были антиподами и антагонистами. Бесконечно преданный идеалам науки Г.И. Челпанов мыслил психологию как научную дисциплину в собственном смысле слова, т.е. свободную от любых «околонаучных» целей. Находясь в позиции руководителя, он никогда не навязывал своего мнения ученикам. И в условиях, как писал Г.И. Челпанов, «совершенного переустройства государственного строя в России и науки», когда психологии было директивно предписано «преобразоваться согласно принципам философии марксизма» (НИОР РГБ. Ф. 326), каждый из них самостоятельно сделал свой выбор.

Несмотря на идеологические препоны, научная жизнь в Психологическом институте была и активной, и продуктивной. Достаточно обратиться к материалам I Всероссийского съезда по психоневрологии 1923 г., на котором сотрудники института выступили с 26 докладами, удивив всех высоким уровнем проведенных исследований в области теоретической и экспериментальной психологии. Выступления сотрудников Московского психологического института выделяла «общая печать прекрасной школы»: отчетливая постановка проблемы, полное знание тонкостей методики, глубокое знакомство с относящейся к вопросу литературой, стремление достигнуть при обработке результатов возможной в данной области точности. «Вот те общие черты, характеризующие школу Г.И. Челпанова в целом», писала участница съезда П.О. Эфрусси (Эфрусси, 1923, с. 14). И на таком уровне работа продолжалась вплоть до момента увольнения Г.И. Челпанова с кафедры университета и с должности директора института в приказном порядке в ноябре 1923 г.

Новому директору Психологического института К.Н. Корнилову сразу пришлось столкнуться с проблемой дефицита кадров, поскольку большинство сотрудников, учеников профессора Челпанова, отказались от работы под его руководством. Проблема была решена за счет приглашения «идейно близких... людей из других городов (т. Лурия — из Казани, т. Выгодский — из Гомеля, т. Чучмарев — из Харькова)», как писал К.Н. Корнилов в докладной записке 1923 г. (НА РАО. Ф. 82).

С 1923 по 1940 гг. Психологический институт пережил череду реорганизаций, переименований, смену руководящих лиц (К.Н. Корнилов, Т.Л. Коган, А.Б Залкинд, В.Н. Колбановский и снова К.Н. Корнилов). Но, как понятно по прошествии времени, работоспособность института могла быть понижена, но никогда не утрачена. И вследствие очередной реорганизации возникали новые направления работы, достигались полезные результаты, совершенствовался формат научной структуры. Так, в 1924 г. она была представлена 6 подсекциями: общей психологии (К.Н. Корнилов, П.П. Блонский), психопатологии (А.Б. Залкинд), социальной психологии (М.А. Рейснер), психотехники (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн), детской психологии (С.Н. Шильрейн); в 1934 г. сложились 5 подразделений: кабинет по истории и теории психологии (В.Н. Колбановский), лаборатория психофизиологии ощущений (Б.М. Теплов), сектор по сравнительной физиологии и психологии (В.М. Боровский), сектор возрастной психологии (А.В. Веденов), лаборатория психопатологии (Ф.Н. Шемякин); начиная с 1938 г. исследования были сосредоточены в лабораториях по изучению памяти (А.А. Смирнов), мышления (Ф.Н. Шемякин), развития психики (А.Н. Леонтьев), искусства (Б.М. Теплов), школьных навыков (Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов), воли и характера (Н.Д. Левитов), в группе психологи-

ческих проблем обучения летному делу и изучения летных навыков (Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов) (Рыбников, 1952). Сквозной характер имела работа по составлению учебных программ и пособий по психологии для вузов, обсуждению их содержания была посвящена, например, дискуссия на конференции психологов (июль 1938 г.).

Деятельность Психологического института в период 1941-1945 годов

Великая отечественная война в корне изменила жизнь института. Сотрудники призывного возраста были мобилизованы, сотрудники старшего поколения вступили в ряды московского ополчения. Не все вернулись с полей сражений. Сам институт в результате эвакуации оказался разделен: часть сотрудников была эвакуирована в Ашхабад, затем в Свердловск, другая осталась в Москве. Но, несмотря на тяжесть экстремальных условий, ученые продолжали работать и сражаться с врагом силой научной мысли: 1) совершенствовали психологические методы ведения боя, способствуя повышению боеспособности советских солдат; 2) с учетом законов восприятия сумели создать систему маскировки советских городов, промышленных объектов, боевого личного состава, военной техники и спасти тысячи жизней; 3) разработали средства нейропсихологической и личностно ориентированной реабилитации раненых, вернув сотням людей радость бытия; 4) сумели включиться в дело информационного противостояния антигуманной идеологии фашизма; 5) сформировали комплекс психологических средств нравственно-патриотического воспитания военнослужащих, руководящих работников, работников предприятий разного профиля, сотрудников научных учреждений, педагогов, учащихся вузов и школ; 6) осуществляли консультативную и научно-методическую помощь представителям различных регионов психологического сообщества; 7) проводили образовательную и просветительскую работу в воинских частях, госпиталях, на предприятиях и пр. Широко известны научные труды военного времени Б.М. Теплова, Т.Г. Егорова, Н.И. Жинкина, К.А. Шерышева, Ф.Н. Шемякина, К.Х. Кекчеева, Е.В. Гурьянова, Е.А. Ракши, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Н.В. Костомаровой и др. Все направления довоенных научных исследований института были востребованы в ходе решения труднейших задач военного времени, и в экстремальных условиях войны академическая традиция (такая «незаземленная» в представлении дилетантов) выступила мощным фундаментом поистине жизнеспасительной психологической практики. Исследовательская деятельность ученых института по военной психологии и практика помощи людям опирались на теоретико-методологические принципы общей психологии, потому полученные результаты имели общенаучное значение и нашли свое применение и в послевоенное, мирное время. В том, что институт выжил в военные годы, велика заслуга Н.А. Рыбникова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, на которых в этот период были возложены обязанности руководства учреждением (Серова, Гусева, 2015; Серова, 2020а).

Психологический институт 1950-1970-х годов

В 1944 г. Психологический институт был переведен в систему Академии педагогических наук РСФСР, его директором назначен А.А. Смирнов, заместителем директора по научной работе — Б.М. Теплов. Их стараниями в институте был возрожден дух челпановской традиции: отношение к науке как ведущей жизненной ценности

и особый опыт научного общения — взаимного доверия и уважения сотрудников друг к другу. Психологический институт 1950-1970-х гг. — это ведущее научно-исследовательское учреждение по разработке вопросов общей и педагогической психологии, творческий лидер формирования концептуально-теоретических основ психологии и флагман прогрессивного развития российской психологической науки. Кадровый состав института был поистине «звездным»: Н.А. Бернштейн, Е.И. Бойко, Ф.Д. Горбов, К.М. Гуревич, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, О.А. Конопкин, С.В. Кравков, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, Л.Н. Ланда, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия,

A.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.И. Миракян, Н.Г. Морозова,

B.Д. Небылицын, Д.А. Ошанин, А.В. Петровский, И.В. Равич-Щербо, Н.А. Рыбников, А.А. Смирнов, А.В. Соколов, Б.М. Теплов, В.В. Чебышева, П.А. Шеварев, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и другие выдающие советские ученые. Профессиональный уровень выполняемых исследований был очень высок, а о масштабах их проведения и научно-практической значимости предложенных к решению задач свидетельствуют материалы уникального историко-психологического исследования А.А. Смирнова «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» (Смирнов, 1975). В ряду важнейших достижений общекультурного уровня этого периода — учреждение специального периодического издания — журнала «Вопросы психологии» (1955), организация на новом уровне работы «Общества психологов» (1959), восстановление международного статуса Психологического института (а значит, российской психологической науки) благодаря участию его сотрудников в работе крупных международных форумов за рубежом (ГДР, 1948; Франция, 1953; Канада, 1954; ФРГ, 1956, 1962; Бельгия, 1957 и многих других) и, главное, подготовке ими XVIII Международного психологического конгресса и проведению его в Москве (1966). Осуществляя миссию по развитию и укреплению психологической науки в стране, сотрудники Психологического института были самым действенным звеном процесса создания Института психологии, который был открыт в системе Академии наук СССР в 1972 г. при активной поддержке А.А. Смирнова и Б.М. Теплова на основе кадрового состава первого российского психологического института. Психологический институт «эпохи Смирнова» — это уникальное явление отечественной культуры и научного творчества. Его работу определял триединый ценностной фактор «наука — человек — творчество», заслуга формирования и актуализации которого в первую очередь принадлежала его руководителям (Серова, 2020б).

После того как в 1973 г. А.А. Смирнов покинул пост директора, Психологический институт возглавил В.В. Давыдов (1973-1983, 1991-1992), затем с 1983 по 1991 г. А.М. Матюшкин. В период 1992-2019 гг. пост директора института занимал В.В. Рубцов, с января по декабрь 2014 г. — С.Б. Малых, с мая 2019 по декабрь 2020 г. — П.А. Сергоманов.

Научная деятельность Психологического института в период 1970-1990-х годов

С 1970-х до начала 1990-х гг. круг основных направлений исследований института составляли: психология сенсорных процессов (Е.И. Бойко, Н.И. Чуприкова), психология восприятия и представлений (А.И. Миракян), психологии памяти и мышления (А.И. Соколов), проблемы осознанной регуляции деятельности

(О.А. Конопкин), дифференциальная психофизиология (Э.А. Голубева), психофизиологические основы профессиональной деятельности (К.М. Гуревич), психология детей младшего школьного возраста (В.В. Давыдов), психология воспитания подростков (Д.И. Фельдштейн), возрастные закономерности формирования личности школьника (И.В. Дубровина), диагностика психического развития школьника (Д.Б. Эльконин), психология учебной деятельности (А.К. Маркова), психология обучения и умственного развития (И.С. Якиманская), психология трудового и политехнического обучения (Э.А. Фарапонова), психология личности в коллективе (А.В. Петровский), теоретические проблемы психологии деятельности (Ф.Т. Михайлов), социальной перцепции (А.А. Бодалев), психологии труда и профессиональной подготовки (В.Я. Дымерский), психологии профессионального обучения (Т.В. Кудрявцева) и др. В этот период создавались и успешно развивались новые направления с соответствии с актуальными социокультурными тенденциями и практическими запросами: генетическая психофизиология (И.В. Равич-Щербо), математическое моделирование психических процессов (И.И. Логинов), источниковедение истории отечественной психологии (Е.П. Гусева), культурно-историческая психология (А.Г. Асмолов), психосемиотика (Л.В. Шеншев), философские и психологические основы развития (Б.С. Братусь), эвристика (А.М. Матюшкин), психология индивидуального (В.С. Клягин) и коллективного планирования (В.С. Лазарев), психология обеспечения АСУ (А.И. Прохоров), игровые методы подготовки руководителей (С.Д. Неверкович), средства управления учебной деятельностью (В.В. Рубцов). В ответ на практический запрос подготовки к Олимпийским играм в Москве (1980) была создана лаборатория психологии спорта (1976) под руководством П.А. Жорова. Благодаря исследованиям новой лаборатории получили развитие основы современной психологии спорта, также сотрудниками института в составе комплексных научных групп была оказана эффективная практическая помощь в подготовке спортсменов сборных команд страны в разных видах спорта.

Теоретический аппарат научной психологии был обогащен концепциями осознанной саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин), порождающего восприятия (А.И. Миракян), генезиса общения (М. И. Лисина), теорией подросткового возраста как социально-психологического явления (Д.И. Фельдштейн), трехфакторной концепцией «значимого другого» (А.В. Петровский), теоретической разработкой модели структуры индивидуальности и личности (Э.А. Голубева) и др. Вскоре на практике была доказана значимость разработанной в этот период Д.Б. Элькони-ным и В.В. Давыдовым теории развивающего обучения, поскольку созданная на ее основе образовательная система была признана наиболее развитым образцом деятельностной педагогики.

Время перестройки и новых парадигм

В период 1990-х гг., который принято характеризовать как время крушения ценностей, стало особенно ясно, что неотъемлемой чертой культуры научных исследований Психологического института является уважение к интеллектуальному наследию своих предшественников. Исследования, проводившиеся в это неспокойное время, демонстрировали теоретико-методологическую преемственность с психологическими идеями Г.И. Челпанова, Б.М. Теплова, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.Г. Ярошевского, Д.А. Ошанина, А.И. Миракяна,

A.В. Петровского, В.Д. Небылицына, Э.А. Голубевой, П.А. Шеварева, О.А. Коноп-кина, И.В. Равич-Щербо, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкина, Н.А. Рыбникова, Н.А. Мен-чинской, К.М. Гуревича, А.А. Бодалева и др., что, с учетом кумулятивного характера науки, обеспечивало уверенное движение вперед.

Важнейшим достижением этих лет стала позитивная трансформация логико-научного плана отечественной психологии. Теоретическая база для научной разработки психологических проблем была существенно расширена вследствие активного введения в методологию субъектного подхода — нового парадигмаль-ного основания российской психологической науки.

В период 1990-2012-х гг. Психологический институт был включен в выполнение федеральных программ «Дети России», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Здоровье населения России», «Государственный стандарт дошкольного образования», национальный проект «Образование», а также программ Правительства Москвы «Образование и здоровье», «Столичное образование» «Модернизация московского образования», «Наша Новая школа». В институте под руководством лидеров данного этапа развития российской психологии — А.Д. Андреевой, Д.Б. Богоявленской, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, М.С. Егоровой, М.К. Кабардова, С.Б. Малых, Т.Д. Марцинковской, А.А. Мелик-Пашаева, С.Ю. Мещеряковой, Л.М. Митиной, Н.А. Мориной, В.И. Моросановой,

B.И. Панова, В.В. Рубцова, Н.И. Чуприковой, Е.И. Щеблановой, Б.Д. Эльконина и др. — разрабатывались следующие научные направления: психическое развитие дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, моделирование психических процессов, психологические основы новых образовательных технологий, социально-психологические проблемы развития личности, история и теория психологии, дифференциальная психология и психофизиология, психология развития познавательных процессов, психология саморегуляции, возрастная психогенетика, онтогенез индивидуальных различий, психология одаренности, история отечественной психологии, экопсихология развития, психология личност-но ориентированного образования, психологические проблемы художественного развития, психология учения, психология профессионального развития, научные основы детской практической психологии, научные основы психологического консультирования и психотерапии, психологии общения и реабилитации личности, психологические основы разработки школьных учебников.

Проводились многочисленные эмпирические исследования новых аспектов проблемных областей современной психологии. Изучались: онтогенетический аспект порождающих процессов восприятия с участием взрослых и детей разного возраста (экспериментальное исследование); индивидуальные и стилевые особенности развития осознанной саморегуляции и их проявления в различных сферах индивидуальности (темпераментальной, субъектной и личностной); когнитивные характеристики темперамента, поведенческих и эмоциональных особенностей детей из близнецовых пар на протяжении школьного детства и влияние культурного контекста на формирование разнообразия когнитивных способностей; психологические особенности детей в зависимости от структуры семьи; когнитивное развитие близнецов и одиночно рожденных детей (сравнительное исследование); регуля-торные характеристики и психологическая адаптация (молекулярно-генетические исследования); влияние видов и типов экопсихологических взаимодействий на развитие психики человека (эмпирическое исследование); уровень общей активности

населения страны и больших групп российского общества, структура морального самосознания представителей различных культур (сравнительное исследование); понятия «социализация» и «индивидуализация» в разных дискурсах и разных методологических подходах, влияние формальных и неформальных институтов социализации на процесс становления и содержание личностной идентичности, переживания как один из механизмов социализации и формирования идентичности; внутри- и межвозрастные взаимосвязи разных компонентов одаренности, их возрастная динамика, возможности прогноза способностей и достижений учащихся на основных этапах школьного обучения (лонгитюдное исследование); развитие творческих способностей на основании метода «Креативное поле» (продолжение многолетнего лонгитюда (начало — 1982 г.)); динамика базовых ценностей россиян (многолетний мониторинг); специфика влияния целостных и дифференцированных развивающих ресурсов на развитие интеллектуальной сферы учащихся (теоретическое мышление в начальной школе и теоретико-продуктивное мышление в основной школе) и на формирование их личностной сферы (учебные мотивы выпускников начальной школы, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса); психологические параметры содержательного наполнения пакета научно-методического, диагностического и практико-организационного обеспечения учебного процесса в рамках развивающей образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова для начальной и основной школы по различным предметам учебного цикла; способы организации посредством учебника совместной коллективно-распределенной деятельности; концептуальные подходы к анализу исторического движения психологического знания и понятийные поля основных направлений психологии, изменение парадигм современного психологического знания; ранее не подвергавшиеся исследованию аспекты творческой биографии Г.И. Челпанова, восстановленные по документальным источникам; концептуальные основания онтолого-психологического учения Г.И. Челпанова о восприятии пространства и предложенные ученым методологические подходы к психологическому анализу этой фундаментальной проблемы.

Теоретико-методологические инновации этого периода: представление об осознанной СР произвольной активности как основе и критерии субъектного развития человека (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова), концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека и дифференциальный подход к исследованию саморегуляции (В.И. Моросанова), концепция регуляторного опыта (А.К. Осницкий), концепция развития ребенка как субъекта учения и система критериев позиции субъекта учения (Е.Д. Божович), концепция и технология профессионального развития личности (Л.М. Митина), истори-ко-генетический подход к анализу проблемы социализации (Т.Д. Марцинков-ская), концепция детской практической психологии (И.В. Дубровина), целостная концепция художественного развития человека (А.А. Мелик-Пашаев), модель творческого междисциплинарного обучения (Н.Б. Шумакова), модель влияния технических развивающих ресурсов на развитие субъектов образовательной среды (В.В. Рубцов), психодиагностическая система сопровождения учащихся с высоким уровнем общей одаренности (Е.И. Щебланова), экопсихологический подход к развитию психики как онтологическому процессу порождения особой формы бытия (В.И. Панов).

В числе научно-практических инноваций следует назвать: опросные и экспериментальные методы диагностики индивидуальных и стилевых особенностей саморегуляции для психологического сопровождения работы профессионалов, психолого-педагогической подготовки учащихся средней школы к сдаче выпускных экзаменов, для деятельности центров психолого-педагогической помощи детям с СДВГ и детям-сиротам; материалы для определения уровня социализированности личности; комплекс психодиагностических процедур для работы с учащимися с высоким уровнем одаренности, методические материалы психолого-педагогической поддержки развития одаренных детей; психологический инструментарий эффективного когнитивно-личностного развития детей дошкольного и школьного возраста; учебные дисциплины «Психология саморегуляции» и «Психогенетика», а также методическое сопровождение их преподавания в вузах; учебные курсы по основным предметам начальной и основной школы для обучения по образовательной системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, методические пособия для учителей по организации учебной деятельности школьников на уроках внутри каждого курса, критерии и система оценки достижений учеников, направленная на воспитание «оценочной самостоятельности» школьников, наборы диагностических заданий для формирующего и итогового оценивания развивающих эффектов обучения, система подготовки и переподготовки педагогов; курс литературы для учащихся с 1-го по 11-й класс «Литература как предмет эстетического цикла», комплект учебников по курсу «Русская филология» для I и II ступеней образования, комплекс инструментов для диагностики психического развития ребенка от рождения до 3 лет, программа воспитания и развития детей раннего возраста, учебники и учебные пособия для вузов по детской психологии и педагогике, научно-популярные книги для родителей; комплект учебников для преподавания психологии в 4-11-м классах общеобразовательной школы; инструментарий оценки внедрения образовательных инновационных средств и процедура их психологической экспертизы; и др. В рамках исследований, направленных на восстановление неизвестных страниц истории Психологического института, на основе документальных материалов было осуществлено первое с даты их публикации в начале XX в. научное переиздание трудов Г.И. Челпанова «Очерки психологии», «Проблема восприятия пространства», а также ранних работ Б.М. Теплова «Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927)».

Психологический институт в последнее десятилетие

В период с 1992-2019 гг. институтом руковолил В.В. Рубцов, В течение кратких периодов исполняющими обязанностей директора были С.Б. Малых (с января по май 2019), П.А. Сергоманов (с мая 2019 по декабрь 2020 г.). В декабре 2020 г. директором института был назначен Ю.П. Зинченко, и в книге истории Психологического института открыта следующая страница.

В рамках программы фундаментальных научных исследований последних десяти лет институт был включен в выполнение научно-исследовательских проектов, среди которых ведущими являлись: психологические закономерности когнитивного и личностного развития человека в современных макро- и микро-средовых условиях; психологический портрет современного ребенка на разных этапах детства; система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса как условие общего развития учащихся и профессионального развития

педагогов; психологические основы выявления и поддержки общей и специальной одаренности детей и молодежи. Актуальный запрос общества к психологической науке был отражен в общеинститутском плане научно-исследовательской деятельности. Стратегия его разработки потребовала от ученых конкретизации проблемного поля основных направлений исследований института и расстановки новых акцентов, что привело к формированию следующих крупных тематических научно-исследовательских комплексов: когнитивные и личностные закономерности социализации и индивидуализации современных детей, подростков и молодежи (Т.Д. Марцинковская); психологические особенности процесса самоопределения юношества в условиях информативного общества (А.Д. Андреева); прогностический потенциал оценки показателей общих и специальных способностей подростков как средства оптимизации обучаемости в средней и высшей школе (М.К. Кабардов); концепция осознанной саморегуляции как метаресурса достижения образовательных целей, личностного и профессионального самоопределения, лонгитюдные исследования возрастной динамики психологического благополучия и осознанной саморегуляции учебных достижений в младшем и подростковом возрасте (В.И. Моросанова); экопсихология развития современного человека в условиях возрастания антропогенной нагрузки на окружающую среду (В.И. Панов); соотношение символической и несимволической репрезентации числа в ходе когнитивного развития школьников (С.Б. Малых); когнитивные и личностные факторы развития различных видов и уровней одаренности детей и подростков (Е.И. Щебланова; психологические условия достижения учащимися современной российской школы метапредметных результатов обучения (И.М. Улановская); психологические условия развития учебного действия в начальной и основной школе (Б.Д. Эльконин); психологические закономерности личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» на этапе перехода от среднего образования к высшему (Л.М. Митина); основные закономерности развития психологической системы «Личность — Субъект» применительно к познавательной деятельности школьников (Е.Д. Божович); онтолого-психологические механизмы творчества (Д.Б. Богоявленская); психодидактические основы создания электронных учебников и учебных книг нового типа по русской филологии (Г.Г. Граник); подходы и инструменты оценки компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов в системе их профессиональной подготовки (Н.В. Ки-сельникова). В условиях новейших социокультурных трендов особую значимость для сотрудников института при выборе тематики исследований приобрела задача научной рефлексии психологического ракурса проблем, связанных с цифрови-зацией социальной и образовательной среды, таких как: психология смешанной реальности цифрового пространства (Н.С. Полева), формирование идентичности в смешанном пространстве (Т.Д. Марцинковская), трансформирующие влияния информационной культуры на идентичность (М.С. Гусельцева), информационно-коммуникативное взаимодействие в системе отношений «индивид — цифровая среда» (В.И. Панов), клинико-психологические аспекты отношения человека к цифровому миру (Е.Ю. Балашова), потенциал компьютерного диагностического инструментария для оценки работы начальной школы (И.М. Улановская, И.В. Ри-вина), и др.

В российских и зарубежных периодических изданиях систематически публиковались статьи по результатам исследований, проведенных научными коллективами

института. Свое обобщение они получили в ряде опубликованных и индексированных в РИНЦ научных монографий, среди которых «Саморегуляция и индивидуальность человека» (2012), «Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» (2014), «Истоки и специфика детского художественного творчества» (2014), «Психология личностно-профессионального развития субъектов образования» (2014), «Экопсихология: парадигмальный поиск» (2014), «Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика» (2014), «Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы» (2015), «Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования» (2015), «Геномика поведения: детское развитие и образование» (2016), «Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей» (2017), «Субъект-средовые взаимодействия: экоп-сихологический подход к развитию психики» (2017), «Одаренность, природа и диагностика» (2018), «Время реакций человека» (2019), «Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников» (2019), «Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития» (2019), «Психология и литература в диалоге о человеке» (2019), «Психология профессионально-карьерного развития личности» (2019), «Современная образовательная среда ребенка: семья и школа» (2019), «Цифровое общество в культурно-исторической парадигме» (2019), «Личностные факторы развития позиции субъекта учения» (2020), «Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия» (2020), «Психология саморегуляции в XXI веке» (2021), «Психология художественного творчества» (2021), «Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов» (2021), «Совместная учебная деятельность и развитие детей» (2021) и др.

Данный период отличался высоким уровнем результативности практико-ориентированных исследований ученых института. Для психологической оптимизации негативных социальных ситуаций были предложены: опросник для диагностики различных аспектов переживания пандемии COVID-19, база данных для научно-методического обеспечения психологических служб в работе с ситуациями неопределенности в городской повседневности, комплекс психодиагностических методов изучения различных видов семейных конфликтов и их причин, пакет методов исследования взаимодействий субъекта с разными видами социальных сред, стратегия выявления механизмов осознаной саморегуляции человека как метаресурса жизнедеятельности в кризисной ситуации. Для практикующих психологов и педагогов, родителей, студентов и преподавателей вузов были разработаны: программы и методы практической реализации психологами и педагогами научных знаний в работе с детьми разных возрастных категорий; комплекс психодиагностических методов изучения психологического благополучия школьников; комплект диагностических и тренинговых программ, направленных на развитие интегральных личностных характеристик учителя, повышение его профессионального мастерства и творческой активности; методические рекомендации по проведению мониторинга и оказания помощи учащимся в актуализации регуляторных и личностных ресурсов при переходе с начальной на среднюю ступень обучения; блок контрольно-диагностических методик, применимых для измерения языковой компетенции детей в разных условиях обучения и воспитания; набор методов для оценки сформированности универсальных учебных действий (планирова-

ние, анализ, рефлексия) и метапредметных компетенций учащихся (социальные компетенции и умение учиться); программа диагностики и сопровождение детей и молодежи с признаками одаренности; методики диагностики и формирования средствами школьного учебника по русской филологии воссоздающего воображения, произвольного и непроизвольного запоминания, понимания поэтического текста; комплекс научно-методического обеспечения образовательного процесса обучающихся художественным дисциплинам; и др. Были написаны учебники для вузов — «Методика преподавания психологии в высшей школе», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», серия учебников по русскому языку для начальной школы, учебные пособия по литературному чтению и литературе для учащихся разных возрастных категорий общеобразовательной школы, программа обучения дошкольников китайскому языку и культуре Китая.

Крупными и общепризнанными структурными единицами исторического континуума научных исследований Психологического института являются три научные школы, основателями которых были Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов (Серова, Гусева, Козлов, 2013). Фундаментальные идеи этих выдающихся ученых задали преемственную динамику порождения новых теорий, концепций и направлений исследовательской работы, которые, в свою очередь, выступают теоретическим ядром формирующихся во времени с разной степенью интенсивности современных научных школ Психологического института и российской психологии в целом:

• концепция развивающего образования — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Б.Д. Эльконин;

• психология осознанной саморегуляции произвольной активности человека: субъектно-функциональный, дифференциальный и ресурсный подходы — Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова;

• психологические концепции одаренности — В.М. Экземплярский, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Е.И. Щебланова;

• теоретико-экспериментальная модель общих/специальных способностей и их задатков — В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов;

• генетические основы индивидуально-психологических различий — А.Р. Лурия, И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова, С.Б. Малых;

• теория развития личности в онтогенезе — Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова;

• теория психологии труда и профессионального развития личности — Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, Л.М. Митина;

• научные основы школьной психологической службы — И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, А.Д. Андреева;

• теория детского развития в ходе обучения — Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Е.Д. Божович;

• теория социализации и индивидуализации подростков — Т.Д. Марцинковская;

• экопсихология развития психики — В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. Р.И. Суннатова;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• коммуникативно-деятельностная концепция построения учебника — Г.Г. Гра-ник, Н.А. Борисенко;

• концепции психологии общения, смысла жизни и логопсихотерапии — А.А. Бо-далев, В.Э. Чудновский, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Попова, Н.Л. Карпова.

В рабочем континууме исследовательской деятельности сотрудников института все большую отчетливость приобретает тенденция применения классических теорий и подходов как интегративного основания при решении современных психологических задач.

В декабре 2020 г. директором института был назначен действительный член РАО Ю.П. Зинченко, и в книге истории Психологического института открыта следующая страница.

Выводы

Диапазон научной деятельности Психологического института — от фундаментальных проблем научного познания психологической природы человека до дифференцирующих исследований развития человека в конкретных видах его деятельности и научных основ оптимизации образовательной практики — впечатляет своим размахом и имеет устойчивую тенденцию к расширению качественного разнообразия исследуемой проблематики. Психологический институт — постоянный участник конкурсов, которые проводят российские научные фонды, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство спорта и туризма РФ, федеральные агентства по образованию и науке, зарубежные академии и научные сообщества. Сотрудники института стали победителями сразу по трем направлениям конкурса Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России» и конкурса Президента РФ в поддержку ведущих научных школ и молодых кандидатов наук. Институтом установлено научное сотрудничество с зарубежными научными и образовательными центрами, на постоянной основе ученые института принимают участие в работе международных психологических конгрессов, конференций, симпозиумов и т.д.

Поступательное творческое развитие теоретико-методологической и экспериментально-психологической деятельности института всегда было обеспечено высоким профессиональным уровнем научного состава, и сегодня в нем трудятся 37 докторов и 65 кандидатов наук, 22 профессора и 15 доцентов, высокие звания академиков РАО имеют 7 и членов-корреспондентов РАО — 5 сотрудников Психологического института.

За выдающиеся заслуги перед отечеством Психологический институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, неоднократно награждался Почетными грамотами Федеральных и Московских государственных ведомств, был удостоен главой Русской Православной Церкви Алексием II Патриаршей Грамоты. Премии Президента и Правительства Российской федерации в области образования в разные годы получили 13 научных коллективов института (70 сотрудников).

Свой 110-й день рождения Психологический институт встречает в статусе крупнейшего современного центра психологической науки, культуры и образования, обладающего неисчерпаемым потенциалом творческого развития и мощным полимодальным ресурсом обеспечения интеллектуальной безопасности страны.

Литература

Боцманова М.Э., Гусева Е.П., Равич-Щербо И.В. Психологический институт на Моховой. Исторический очерк / Под ред. В.В. Рубцова, А.Д. Червякова. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.

Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, Т.Д. Марцинковской, М.Г. Яро-шевского. M.: ПИ РАО; МГППУ, 2016.

Московская психологическая школа: в 3 т. / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004.

Научный архив ПИ РАО. Ф. 18. Оп. 3. Ед. хр. 3.

Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 1.

НИОР РГБ. Ф. 326. К. 37. Д. 93. Л. 1 об.

Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зин-ченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020.

Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете. Т. 1. / Под ред. Г. Челпанова. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1914.

Речи и приветствия на Торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1914.

Рыбников Н.А. К истории Института психологии. М., 1952. Рукопись. НА АПН. Ф. 47, оп. 1, ед. хр. 73.

Серова О.Е. Историко-психологическая реконструкция научной деятельности Психологического института в годы Великой Отечественной войны // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020а. Т. 5, № 1 (17). С. 6-32.

Серова О.Е. Психологический институт «эпохи Смирнова». Научная деятельность А.А. Смирнова и современные тенденции психологической науки. М.: «Триумф», 2020б.

Серова О.Е., Гусева Е.П. Научная жизнь и научные исследования Психологического института в 1941-1945 годах: 70-летию Великой Победы посвящается // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7. С. 124-131.

Серова О.Е., Гусева Е.П., Козлов В.И. Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. Документальная летопись. Изд. 2-е. М.; СПб.: Нестор-История, 2013.

Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.

Челпанов Г.И. American psychological laboratories by G. Tchelpanov (Professor in university of Moscow). М., 1912. НА ПИ РАО. Ф. 18. Оп. 3. Ед. хр. 7.

Челпанов Г.И. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете: история, описание устройства и организации занятий. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1914.

Эфрусси П.О. Успехи психологии в России. Итоги съезда по психоневрологии в Москве 10-15 января 1923 г. / Под ред. П.О. Эфрусси. Пг.: Начатки знаний, 1923.

References

Botsmanova, M.E., Guseva, E.P., Ravich-Shcherbo, I.V. (1994). Psychological Institute on Mokhovaya. Historical outline. In V.V. Rubtsov, A.D. Chervyakova (Eds.). M.: Izd-vo IChP "EAV". (In Russ.).

Chelpanov, G.I. (1912). American psychological laboratories by G. Tchelpanov (Professor in university of Moscow). M. AT PI RAO. F. 18. Op. 3. Ed. ridge 7. (In Russ.).

Chelpanov, G.I. (1914). Psychological Institute named after L.G. Shchukina at the Imperial Moscow University: history, description of the structure and organization of classes. M.: Pech. A.I. Snegirevoy. (In Russ.).

Efrussi, P.O. (1923). Successes of psychology in Russia. In P.O. Efrussi (Eds.), Results of the Congress on Psychoneurology in Moscow, January 10-15. Pg.: Nachatki znanij. (In Russ.).

Moscow psychological school. (2004). In V.V. Rubtsov (Eds.). M.: PI RAO; MGPPU. (In Russ.).

Outstanding psychologists in Moscow. (2016). In V.V. Rubtsov, T.D. Martsinkovskaya, M.G. Yaroshevskiy (Eds.). M.: PI RAO; MGPPU. (In Russ.).

Psychology of self-regulation: evolution of approaches and challenges of the time. (2020). In Yu.P. Zinchenko, V.I. Morosanova (Eds.). M.; SPb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

Psychological research. (1914). In G. Chelpanov (Eds.), Proceedings of the Psychological Institute at Moscow University (1st ed.). M.: Pech. A.I. Snegirevoj. (In Russ.).

Research department of manuscripts of the Russian State Library. F. 326. K. 37. D. 93. L. 1 rev. (In Russ.).

Rybnikov, N.A. (1952). On the history of the Institute of Psychology. M. Manuscript. ON APN. F. 47, Op. 1, Unit ridge 73. (In Russ.).

Scientific archive of Psychological Institute of the Russian Academy of Education. F. 18. Op. 3. Unit ridge 3. (In Russ.).

Scientific archive of the Russian Academy of Education. F. 82. Op. 1. Unit ridge 1. (In Russ.). Serova, O.E. (2020a). Historical and psychological reconstruction of the scientific activity of the Psychological Institute during the Great Patriotic War. Institutpsihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology), 5, 1 (17), 6-32. (In Russ.).

Serova, O.E. (2020b). Psychological Institute of the Smirnov era. Scientific activity of A.A. Smirnov and modern trends in psychological science. M.: "Triumf". (In Russ.).

Serova, O.E., Guseva, E.P. (2015). Scientific life and scientific research of the psychological institute in 1941-1945: dedicated to the 70th anniversary of the Great Victory. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk (Actualproblems of the humanities and natural sciences), 11-7, 124-131. (In Russ.).

Serova, O.E., Guseva, E.P., Kozlov, V.I. (2013). Psychological Institute in Moscow: Russian center of psychological science, culture and education. Documentary chronicle (2nd ed.). M.; SPb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

Smirnov, A.A. (1975). Development and current state of psychological science in the USSR. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Speeches and greetings at the grand opening of the Psychological Institute. (1914). L.G. Shchukina at the Imperial Moscow University. Psychological Institute. L.G. Shchukina at the Imperial Moscow University. M.: Pech. A.I. Snegirevoj. (In Russ.).

Статья получена 27.08.2022;

принята 08.09.2022; отредактирована 12.09.2022

Received 27.08.2022; accepted 08.09.2022; revised 12.09.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Серова Ольга Евгеньевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института Российской академии образования, s_olga953@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3550-8838

ABOUTAUTHOR

Olga E. Serova — PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Psychology of Giftedness, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, s_olga953@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3550-8838

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.