Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИЯ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К 160ЛЕТИЮ Г.И. ЧЕЛПАНОВА'

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИЯ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К 160ЛЕТИЮ Г.И. ЧЕЛПАНОВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
история психологии / история отечественной психологии / Г.И. Челпанов / творческое начало личности / профессиональное творчество / метафизические аспекты психологических исследований / универсальный психологический прибор профессора Г.И. Челпанова. / history of psychology / history of Russian psychology / G.I. Chelpanov / creative personality / professional creativity / metaphysical aspects of psychological research / universal psychological device of Professor G.I. Chelpanov.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серова О.Е.

В статье представлены результаты теоретического рассмотрения ракурса творческих инноваций профессиональной деятельности Г.И. Челпанова – основателя и организатора отечественной системы научной психологии и психологического образования. Творческая направленность личности ученого определена как доминирующее начало его созидательного подвижничества в области научных исследований и формирования теоретико-методологического фундамента русской психологии. Представлен исторически значимый материал, раскрывающий вклад Г.И. Челпанова как изобретателя технических средств обучения начальным навыкам психологического эксперимента, инициатора их широкого распространения и использования представителями различных общественных страт в целях стимуляции интереса к психологии как личностно и социально значимой области научного знания. В перспективе развития современных психологических исследований подчеркнут нравственный и гуманистический смысл творческих инноваций Г.И. Челпанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS THE EXISTENCE OF RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE: TO THE 160TH ANNIVERSARY OF G.I. CHELPANOV

The article presents the results of the theoretical consideration of the perspective of creative innovations in the professional activity of G.I. Chelpanov, the founder and organizer of the national system of scientific psychology and psychological education. The creative orientation of the scientist’s personality is defined as the dominant beginning of his creative asceticism in the field of scientific research and the formation of the theoretical and methodological foundation of Russian psychology. Historically significant material is presented, revealing the contribution of G.I. Chelpanov as the inventor of technical means of teaching the initial skills of psychological experiment, the initiator of their wide dissemination and use by representatives of various social strata in order to stimulate interest in psychology as a personally and socially significant field of scientific knowledge. In the perspective of the development of modern psychological research, the moral and humanistic meaning of G.I. Chelpanov’s creative innovations is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИЯ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К 160ЛЕТИЮ Г.И. ЧЕЛПАНОВА»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИЯ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К 160-

ЛЕТИЮ Г.И. ЧЕЛПАНОВА

Серова О.Е.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования

CREATIVITY AS THE EXISTENCE OF RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE: TO THE 160TH

ANNIVERSARY OF G.I. CHELPANOV

Serova O.

PhD. in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического рассмотрения ракурса творческих инноваций профессиональной деятельности Г.И. Челпанова - основателя и организатора отечественной системы научной психологии и психологического образования. Творческая направленность личности ученого определена как доминирующее начало его созидательного подвижничества в области научных исследований и формирования теоретико-методологического фундамента русской психологии. Представлен исторически значимый материал, раскрывающий вклад Г.И. Челпанова как изобретателя технических средств обучения начальным навыкам психологического эксперимента, инициатора их широкого распространения и использования представителями различных общественных страт в целях стимуляции интереса к психологии как личностно и социально значимой области научного знания. В перспективе развития современных психологических исследований подчеркнут нравственный и гуманистический смысл творческих инноваций Г.И. Челпанова.

Abstract

The article presents the results of the theoretical consideration of the perspective of creative innovations in the professional activity of G.I. Chelpanov, the founder and organizer of the national system of scientific psychology and psychological education. The creative orientation of the scientist's personality is defined as the dominant beginning of his creative asceticism in the field of scientific research and the formation of the theoretical and methodological foundation of Russian psychology. Historically significant material is presented, revealing the contribution of G.I. Chelpanov as the inventor of technical means of teaching the initial skills of psychological experiment, the initiator of their wide dissemination and use by representatives of various social strata in order to stimulate interest in psychology as a personally and socially significant field of scientific knowledge. In the perspective of the development of modern psychological research, the moral and humanistic meaning of G.I. Chelpanov's creative innovations is emphasized.

Ключевые слова: история психологии, история отечественной психологии, Г.И. Челпанов, творческое начало личности, профессиональное творчество, метафизические аспекты психологических исследований, универсальный психологический прибор профессора Г.И. Челпанова.

Keywords: history of psychology, history of Russian psychology, G.I. Chelpanov, creative personality, professional creativity, metaphysical aspects of psychological research, universal psychological device of Professor G.I. Chelpanov.

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) - созидатель исходных смыслов русской психологической науки. Вдумчивое и профессиональное прочтение его теоретического наследия и сегодня помогает ученым прояснить целый ряд существенных проблем, стоящих перед современной психологией, и служит «возрождению в среде ученых-исследователей той "крепкой и творческой любви к истине -жертвенной и настойчивой", которой всегда была исполнена душа самого Георгия Ивановича Челпанова» [3, с. 245].

Слова В.В. Зеньковского о творческой любви к истине [2], процитированные выше, как никакие другие, выявляют личностную доминанту Г.И. Челпанова. Творчество было принципом его жизни, и

русскую психологию Челпанов строил как науку, готовую к творческому переосмыслению научных стереотипов и смысловой интеграции психологических знаний разных эпох. Но в силу негативных социокультурных причин целостная научно-теоретическая модель развития психологии, разработанная Г.И. Челпановым, практически не известна мировой научной аудитории. В России судьба наследия Г.И. Челпанова так же была не простой: более полувека философско-психологические идеи Челпа-нова и представителей созданной им научной школы подвергались неадекватной интерпретации, так как противоречили идеологически обусловленным установкам «новой» постреволюционной

науки. Но благодаря работе современных историков имя Георгия Челпанова вновь возвращено на свое законное и почетное место - основателя научной традиции русской психологической науки. В результате наших исследований 2011-2021 годов [5, 6, 14, 15 и др.], направленных на восстановление подлинной исторической картины формирования русской науки, был выявлен бытийно-онтологиче-ский смысл идей ученого, их актуальная значимость для научного постижения нравственно-психологических глубин душевной жизни человека, для понимания истинного и преходящего в истории научной мысли и определения настоящего значения научных достижений русских психологов в масштабе мировой психологии.

Совокупность идей, нашедших отражение в общепсихологических, психолого-педагогических, психолого-социальных трудах Г.И. Челпанова, представляет собой программу творческого развития психологии как науки интегративной и самостоятельной, обладающей собственным предметом и методами исследования, в том числе привлеченными из области естественнонаучного знания. Чел-панов был уверен, что в силу особенностей самого предмета психологического изучения в исследовательском поле научной психологии экспериментальные и аналитические методы не исключают, а творчески дополняют друг друга [9]. Психология мыслилась им как философская дисциплина, входящая в круг наук о духе. Потому Челпановым был утвержден гуманитарный смысл целей и задач русской психологии и нравственные требования для экспериментальных психологических исследований. Ученый отстаивал необходимость синтеза двух методологических подходов - гуманитарного, исторически укорененного в русской интеллектуальной традиции, и естественнонаучного, характерного для западноевропейской интеллектуальной традиции, но при руководящей роли гуманитарного начала. Консолидирующая творческая интуиция составляла особенность того методологического фундамента, на котором Г.И. Челпанов строил научную школу русской психологии.

Челпанов одним из первых распознал в контенте грядущей эпохи перспективу научной психологии как ведущего направления общемирового знания. Он также предоставил научные аргументы в пользу развития новой научной отрасли - социальной психологии [12]. Достоверность научных прогнозов ученого была обусловлена характерным для его мышления опытом семантического синтеза большого количества данных, полученных при анализе теоретических установок, отличавших мировые научные школы и конкретных исследователей. Специфика творческого подхода Челпанова при разработке теоретической модели исследования заключалась в выявлении когнитивного смысла каждой теории базового контента и определение его значимости в общей объяснительной системе мирового психологического знания.

Анализ крупного теоретического труда Г.И. Челпанова «Проблема восприятия пространства»

(1896-1904) [11,12], в котором в полной мере выявились творческие основы его научного мировоззрения, позволяет говорить о крупном научном вкладе ученого в решение фундаментальных задач психологии. В небольшой статье можно лишь назывным порядком обозначить его основные грани: 1) обоснована интегративная духовно-физической природа психологических явлений, которые являются результатом единой деятельности сознания - внеэмпирической и эмпирически обусловленной; 2) разработана психологическая модель восприятия пространства и схема функциональной роли различных систем перцептивного комплекса человека в процессе формировании образа пространства (зрительной, слуховой, осязательной модальности); 3) отмечено значение физиологических структур как необходимых вторичных условий возникновения психологических явлений; 4) доказано, что процесс формирования понятия (образа) пространства не только определяется объективными условиями, но и является продуктом деятельности самого сознания, описаны внутренние условия восприятия пространства и механизмы усложнения его форм; 5) показано существование в сознании априорных, не зависящих в своем происхождении от эмпирического человеческого опыта, психологических элементов, обладающих духовно-логической природой и выступающих в форме идеалов как необходимых предпосылок адекватности восприятия, которым на уровне познавательных способностей соответствует только одна из них - это вера; 6) утверждена философская основа психологии -принцип идеалистического реализма, следуя которому психология должна строиться на понимании внутренней целостности духовно-физической природы человека. В научной картине Г.И. Челпанова восприятие пространства, соответственно, имеет духовный аспект. Оно является живым, динамичным явлением, творческим актом воссоздания через символизм психологического образа бесконечности и единства абсолютного бытия.

Челпанов является создателем первого отечественного специализированного центра научной психологии - Психологического института в Москве (1912 год), в стенах которого профессор Челпанов воспитал плеяду ученых, беззаветно преданных психологии [8]. В России усилиями Челпа-нова была сформирована единая система научной психологии и научно-психологического образования, творчески использующая институционально-структурные достижения западноевропейской и американской науки для развития российской психологии и культуры [9].

Как директор и организатор научной работы Психологического института Г.И. Челпанов предоставил в распоряжение ученых-исследователей материально-техническую базу, соответствующую лучшим мировым стандартам. В этой связи профессор Корнельского университета E.B. Titchener писал Г.И. Челпанову: "Your facilities and equipment rival if they do not surpass those of the existing laboratories of the world" [4, с.32]. Не случайно уже первые

экспериментальные исследования российских психологов отличались очень высоким уровнем исполнения и их результаты нашли отражение в известных европейских изданиях.

Очень интересной и мало известной страницей научной жизни Г.И. Челпанова является его творческая деятельность как изобретателя технических средств обучения учащейся молодежи, педагогов и других лиц, интересующихся вопросами психологии, и для популяризации психологической науки в социуме. В одной из последних работ - монографии «Очерки психологии» (1926) - ученым был представлен изобретенный им уникальный прибор -«Русский универсальный психологический аппарат проф. Челпанова». Прибор был предназначен для проведения основных, известных на начало XX века, психологических экспериментов. Отличавшая аппарат простота конструкции обеспечивали широкие возможности его применения не только в лабораторных, но и бытовых условиях.

В научном архиве Психологического института Российской академии образования (Москва) сохранились материалы, раскрывающие историю этого изобретения [1]. Документы хранились в семейном архиве дочери Георгия Ивановича Натальи Челпановой-Парэн (Париж) и были переданы в архив Института его внучкой Татьяной Мэйяр-Парэн. В коллекции архива: патент на изобретение (1930), авторское свидетельство на изобретение (1933), справка из Народного комиссариата просвещения РСФСР о начале работ по реализации аппарата (1933), иллюстрированное описание аппарата, составленное автором (1935). Документы позволяют составить представление о тех конкретных исследовательских и педагогических задачах, которые предполагалось решать благодаря использованию аппарата в самых разных условиях.

«Универсальный комбинированный психологический аппарат» представлял собой единый комплект из следующих приборов: цветной вертушки, кимографа, хроноскопа, мнемометра, тахисто-скопа, эргографа. Каждый из них относился к числу наиболее применяемых в экспериментальной психологии начала XX века. Таким образом, аппарат Челпанова являлся небольшой психологической лабораторией, инструментарий которой позволял воспроизводить типичные эксперименты, относящиеся к различным разделам психологии (ощущение, восприятие, память, воля, чувство, умственная работа и т.д.). Знание закономерностей психических процессов формировало научный фундамент таких активно развивавшихся во времена Челпа-нова и ориентированных на практику дисциплин как психотехника и педагогика. На этом основании строились новые теории одаренности, цветоразли-чения, утомления, типов личности, корреляции душевных и физических явлений и др. Так, при изучении одаренности психолог должен был исследовать тип реакций индивидуума, особенности его чувственного восприятия, наблюдения, внимания, работоспособности, памяти и пр. В целях обучения психологов и педагогов такие исследования могли быть проведены на аппарате Челпанова с помощью

хроноскопа, тахистоскопа, мнемометра, эргографа. Решение основной проблемы психотехники - повышение производительности труда - прямо зависело от измерения утомляемости при физическом и умственном усилии, а время ее наступления и особенности протекания лучше всего исследовались с применением того же эргографа, входившего в комплект аппарата Челпанова. Для изучения типологических особенностей личности необходимо было комплексное применение нескольких приборов: для определения типов внимания - тахистоскоп, типов памяти - мнемометр, типов реакции - хроноскоп. При соединении пнеймографа и кимографа можно было зарегистрировать процессы организма, связанные с изменением дыхательной деятельности при переживании чувства удовольствия/неудовольствия и выявить корреляционные взаимосвязи внутри психофизических процессов. При помощи цветовой вертушки подтверждались конкретные профессиональные способности и ограничения, связанные, например, с наличием феномена «цветовой слепоты» или уровнем порога чувствительности человека. В общем на аппарате Челпанова можно было провести 56 видов экспериментов по изучению цветовой чувствительности, двигательной активности, измерению времени простых реакций, памяти, внимания, утомления и проч. В контексте социально значимых психологических задач.

Универсальный психологический аппарат Челпанова обладал высокой маркетинговой привлекательностью: цена его была невелика, он отличался портативностью, мобильностью, оригинальностью инженерного решения, конструкция аппарата была гениально проста, и потому научиться правильному его применению или устранению каких-то неисправностей мог каждый увлеченный психологией человек

Практическая доступность в использовании способствовала обеспечению педагогической функциональности аппарата: привлекательный для любой средней школы он был способен донести знание экспериментальных методов психологии в самые отдаленные уголки России. Челпанов стремился к тому, чтобы научная психология стала достоянием учащейся молодежи любой возрастной категории и обеспечила преемственность в работе средней и высшей школы. Образовательное значение аппарата состояло в возможности подготовить учащихся к профессиональной научной работе.

Несмотря на высокую научно-практическую значимость судьба челпановского изобретения складывалась трудно. В условиях социальных потрясений и идеологического разгрома науки новый аппарат, заявленный автором как изобретение еще в 1926 году, смог быть запатентован только через четыре года, авторское свидетельство на него было получено спустя еще три года, затем в течение еще трех лет происходило согласование по разным инстанциям о его серийном производстве. В 1934 году было принято решение о запуске аппарата в производство, однако первые серийные образцы были

выпущены только в 1936 году. Но сам автор увидеть их уже не успел. Известно, что психологический аппарат Челпанова распространялся по педагогическим учреждениям России, а один его экземпляр был передан русским психологом А.П. Нечаевым в дар Университету города Сиднея (Австралия). И еще одно важное замечание: обменяв патент на авторское свидетельство, Г.И. Челпанов передал свое изобретение в собственность государства и сознательно отказался от всяких материальных выгод, связанных с его внедрением в практику.

Универсальный психологический аппарат, работе над которым Г.И. Челпанов посвятил последние годы жизни и с помощью которого в повседневных условиях могли осуществляться основные психологические измерения, стал инновационным результатом его творческих замыслов и реальным воплощением его неустанной заботы о развитии и распространении научно-психологических знаний в России.

Заключение

Как следует из вышеизложенного, основателя научной психологии в России Г.И. Челпанова отличала яркость личного творческого начала. Его профессиональная деятельность - это непрерывное творческое начинание и в области теории науки, и в сфере психологической практики. Творческий принцип был заложен и в науке психологии, которую он создавал, - науке динамичной, живо откликающейся на насущные запросы мысли и жизни, и потому очень созвучной движениям самой человеческой души, в которой находит отклик все, чем дышит мир. Творчество было базовой экзистенцией русской психологической науки, замысел о которой Г.И. Челпанов сумел передать своим ученикам. И в этой связи не случайны слова, произнесенные академиком А.А. Смирновым - одним из непосредственных учеников Г.И. Челпанова, сохранившего заложенные учителем научные традиции Психологического института, о том, что тот, кто «занимается психологией всерьез, никогда ее не оставит» [7, с.10].

Обращаясь сегодня к творческому наследию Челпанова, мы поражаемся его новаторству и актуальности, в первую очередь, с точки зрения понимания масштаба онтологических возможностей научно-психологического исследования. Разработка Челпановым философско-теоретических основ психологии как фундаментальной науки, в которой постулируется интегративная взаимосвязь и взаимозависимость духовно-логических, психологических и психофизических структур, в плане своей реализации направлена в будущее. На современном этапе происходит смена научной парадигмы, идет процесс формирования структуры мышления, адекватно распознающего многоуровневые тенденции возникающего нового мира. В этом плане содержание научных трудов Г.И. Чел-панова и достижения его организационно-педагогических трудов представляет собой перспективный и логически безупречный материал для формирования и наполнения как научно-теоретического,

так и институционального поля психологии третьего тысячелетия

Список литературы

1. Гусева Е.П., Серова О.Е. О деятельности Г.И. Челпанова по созданию технических средств для обучения и популяризации психологии (по материалам архивного фонда) / Г.И. Челпанов. Очерки психологии. М. - Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2009. С. 231-238

2. Зеньковский В.В. Георгий Иванович Челпанов / В.В. Зеньковский. Из моей жизни. М.: Дом Русского Зарубежья, 2014. С.283-285.

3. Летцев В.М. Жизненный и творческий путь Г.И. Челпанова: борьба за психологию // Г.И. Челпанов. Очерки психологии / отв. ред. Е.П. Гусева, О.Е. Серова. М. - Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2009. С. 238-245.

4. Речи и приветствия на Торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском Университете. М., 1914. 47 с.

5. Серова О.Е Проблема восприятия пространства в научном наследии Г.И. Челпанова / Г.И. Челпанов. Собр. соч.: в 6 т. Т.1. Кн.2. Представление пространства с точки зрения гносеологии. М: ПИ РАО; МГППУ, 2011. С. 330-350

6. Серова О.Е. Современные общеметодологические тенденции в психологическом учении Г.И. Челпанова / Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ психологического института -Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 15 ноября, 2016 / Альманах Научного архива ПИ РАО / Научн. ред. О.Е. Серова, Е.П. Гусева. М. - СПб.: Нестор-История, 2016. С. 158-179.

7. Серова О.Е., Гусева Е.П. Жизнь в науке: к 125-летию со дня рождения А.А. Смирнова / Научная деятельность А.А. Смирнова и современные тенденции психологической науки: сборник научных материалов / под общ. ред. О.Е. Серовой. М.: Триумф, 2020. С.5-11.

8. Серова О.Е., Гусева Е.П., Козлов В.И. Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. М. - СПб.: Нестор-История, 2013. 2-е изд., испр. и доп. 248 с.: ил.

9. Челпанов Г.И. Об американских психологических институтах (Из путешествия по Америке) / Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 108. С. 234-258

10. Челпанов Г.И. Об аналитическом методе в психологии / Психологическое обозрение / ред. Г. Челпанов и Г. Шпет. М., 1917. Т.1. Кн.1. Ст. 1. С.3-18.

11. Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.1: Представление пространства с точки зрения психологии / Г.И. Челпанов. Киев: Тип. И.Н. Кушнерев и Ко, 1896.

12. Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и

врожденности. Ч.2: Представление пространства с точки зрения гносеологии / Г.И. Челпанов. Киев: Тип. И.Н. Кушнерев и Ко, 1904.

13. Челпанов Г.И. Социальная психология или «условные рефлексы»/ Г.И. Челпанов. М.: Русский книжник 1926. 40 с.

14. Serova O.E. The creative principle in the model of building russian psychological science by professor G. I. Chelpanov /Proceedings of the International conference "'Progress Management and Scientific Developments", Birmingham, United Kingdom,

June 9, 2021. Melbourne: AUSPUBLISHERS, 2021. Part 2. P.98-106. DOI: 10.34660/INF.2021.44.50.016.

15. Serova O.E., Gostev A.A. National Cultural Traditions of Russian Psychology How 'Creative Heritage' can Influence the Future of a Global Science // Proceedings of the 2nd International Conference on Education, Science and Social Development (ESSD 2019), advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298, pp. 450-453. DOI: 10.2991/essd-19.2019.100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.