Научная статья на тему 'О задачах Московского психологического Института'

О задачах Московского психологического Института Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО / Г.И. ЧЕЛПАНОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Челпанов Г.И.

Перепечатка отсканированного варианта статьи Г.И. Челпанова в издании «Психологические исследования». В ней автор излагает историю создания Психологического института в Москве, рассказывает о проанализированных германских и американских образцах подобных учреждений, об устройстве нового института и его оборудовании, о регламентации его работы и правилах учебных и научных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О задачах Московского психологического Института»

Речь Г.И. Челпанова на торжественном открытии института в 1914 г.

О ЗАДАЧАХ МОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА*

Г. И. ЧЕЛПАНОВ

В момент официального открытия первого психологического института в России будет уместно сказать несколько слов о его задачах. Задачи университетского психологического института находятся в тесной зависимости от задач самого университета: организация научной работы в университете самым непосредственным образом отражается на организации научной работы в университетском институте. Но каковы задачи современного университета вообще и русского университета в частности?

Университет в средние века был школой просто, и профессора были учителями высших «школ». Такой характер университета сохранился вплоть до нашего времени. Но современный университет, оставаясь школой, ставит еще новые задачи. Он не только должен учить науке, но должен и созидать науку. И если в современном, как русском, так и в немецком, университете происходит борьба между двумя стремлениями: стремлением сделать из университета профессиональную школу и стремлением сделать из университета высшее ученое учреждение, то в этой борьбе к счастью научный интерес одерживает перевес. Университеты становятся все более и более местом научного исследования: учебная сторона уступает место научной.

Профессор современного университета не может ограничиваться простой передачей знаний. Он должен научить студентов самостоятельному научному исследованию. Пассивное усвоение знаний чуждо духу современного университета. Усвоение знаний должно происходить путем озна-

* Печатается по: Челпанов Г.И. // Известия РАО. - 2001. - № 2. Приложение 1. - С. 65-67.

комления с методами научного исследования. Студент должен знать, как научная истина добывается. Для достижения этой цели нужны семинарии, кабинеты, лаборатории, институты, специально приспособленные для целей научного исследования.

Но если признать, что современный университет нуждается для осуществления своей задачи в институтах, то в наибольшей мере в этом нуждается психология, энциклопедический характер которой представляет особенные трудности для научного исследования. Современная психология распадается на такие разнородные части, как общая психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, этнологическая психология и зоопсихология. Все эти отрасли требуют самых разнообразных средств для научного исследования.

На научную разработку психологии университеты должны обратить внимание ввиду ее особенной научной и практической важности, и нужно только немного указаний, чтобы сделалось ясным, как велико научное и практическое значение современной психологии.

Психология, обязанная очень многим медицине, в настоящее время многое ей возвращает. Авторитетные психиатры уже пришли к признанию, что психиатрия не может обойтись без психологической основы. Результаты экспериментально-психологических исследований оказались очень полезными для понимания обширных классов психопатологических явлений. Методы экспериментальной психологии стремятся проникнуть в психиатрическую клинику для диагноза душевных болезней. Значение психологии для анатомии и фи-

зиологии мозга в настоящее время является совершенно бесспорным. Психология нужна и наукам о праве. Психологический вопрос о природе воли, о личности, сознании имеет решающее значение для юридических теорий. Не менее важное значение для юридической практики имеет психология свидетельских показаний, влияние внушений и т. п.

Языковедению психология оказала огромные услуги. Исследование речи у детей, психологические исследования об отношении между мышлением и речью, и вообще психология мышления бросает свет на многие явления в истории языка.

Значение психологии для педагогики является слишком общеизвестным, чтобы на этом долго останавливаться. Современная психология высших умственных процессов может дать твердую основу для разрешения проблемы умственного развития. Огромная область исследований т.н. «умственной работы», исследований «одаренности» обещает привести к очень важным результатам социально-педагогического характера. Экспериментальная психология объясняет многие индивидуальные психические особенности, знание которых может способствовать разрешению основной проблемы современной педагогики, индивидуализации в деле воспитания и обучения.

Значение психологии для философии начинает пользоваться общим признанием. Отрицательное отношение философов к психологии, которое так часто можно было встретить прежде, нужно считать совершенно не обоснованным. Можно решительно утверждать, что в настоящее время проблемы гносеологии нельзя исследовать без связи с психологическими принципами. Как много дала логике современная психология мышления!

Вот причины, почему психология покидает прежнее совершенно незаметное место в семье университетских наук и становится одной из важнейших научных дисциплин. Такое важное научное значение ее обязывает нас к научной разработке ее.

Если еще недавно у нас в России университетское изучение психологии означало прочтение нескольких книг, то в настоящее время студент нуждается в ознакомлении с методами психологического исследования. Для этого нужны семинарии, нужны специальные библиотеки.

Если еще недавно ознакомление с экспериментальной психологией означало только ознакомление с тем, как производятся эксперименты в западных лабораториях', то теперь мы нуждаемся в значительно большем. Мы уже должны выйти из ученической роли, мы должны исследовать самостоятельно. Для самостоятельного исследования нужны хорошо оборудованные лаборатории.

Для семинариев, для специальных библиотек, для лабораторий нужен психологический институт, который объединил бы все эти учреждения.

Но институту принадлежит еще одна функция огромной научной важности. Институт нужен для существования самой психологии, как науки. Институт нужен для удержания внутреннего единства психологии.

Психологическое исследование в настоящее время дифференцируется. Психология распадается на такие части, которые совершенно друг с другом не связаны. Вследствие этого психология начинает утрачивать свое единство. Ей грозит распад. Владения психологии так неопределенно сливаются с владениями других наук. Очень многое, что принадлежит психологии, в настоящее время находится в. других научных дисциплинах, напр. в психопатологии, в физиологии, физике, зоологии.

Нужно принять меры к сохранению единства психологии. Такому объединению может способствовать институт, если в нем первенствующее место отводится общей психологии. Тогда общая психология и ее основные принципы будут иметь руководящее значение для всех возможных видов психологического исследования: для

психологии детского возраста, для зоопсихологии и др. Благодаря общей психологии они будут объединены. Пусть при таких условиях психология дифференцируется, пусть возникают различные отрасли психологии. Если различные отрасли психологии разрабатываются под одной кровлей или, по крайней мере, собираются там, то все, что относится к изучению духа и проявлению душевной жизни, будет собираться воедино.

Вот задачи современного психологического института. Наш психологический институт посильно старается разрешить эти задачи. Мы стремимся к самостоятельной разработке психологии и к объединению психологических исследований.

В настоящий момент в нашем институте разрабатывается общая психология и экспериментальная. В ближайшем будущем намечается организация исследований по этнологической психологии или т.н. психологии народов, по педагогической психологии, по зоопсихологии.

Таким образом все возможные виды психологического исследования могут найти себе место в нашем институте. Таковы задачи нашего института, таковы задачи всякого психологического института при университете. Психология в университете

может развиваться беспрепятственно только тогда, когда университет имеет в своем распоряжении институт, подобный тому, каким в настоящее время имеет счастье обладать Московский Университет. Выразим пожелание, чтобы все русские университеты последовали примеру Московского, чтобы все русские университеты и высшие учебные учреждения обогатились такими же институтами. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что психология у нас в России пойдет по верному пути развития. Тогда развитие психологии в России достигнет той полноты и совершенства, при которых мы с гордостью будем говорить о «русской психологии», как теперь принято говорить о немецкой, английской, американской психологии.

Когда это осуществится, то пусть наши преемники не забудут того, что для этого сделал Сергей Иванович Щукин. Подаривши Московскому Университету психологический Институт, он дал возможность психологии в России стать на твердую почву. Русская наука и вместе с ней русская культура чрезвычайно ему обязаны. Его дело — дело огромной национальной важности.

Принесем же ему от имени русской психологии за это его дело нашу искреннюю благодарность!

Титульный лист издания «Психологические исследования», в котором была напечатана публикуемая далее статья Г.И. Челпанова

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ*

Г.И. ЧЕЛПАНОВ

Перепечатка отсканированного варианта статьи Г.И. Челпанова в издании «Психологические исследования». В ней автор излагает историю создания Психологического института в Москве, рассказывает о проанализированных германских и американских образцах подобных учреждений, об устройстве нового института и его оборудовании, о регламентации его работы и правилах учебных и научных занятий.

Ключевые слова: психология, история, Психологический институт РАО, Г.И. Челпанов.

0г«лавлен1е.

Стр.

Корниловъ. К. Н. Къ вопросу о прпродЬ типовъ простой

реакцш. Ст. 1-я............ 1

Рыбников ъ. Н. А. Опытъ экспериментальна™ пзслЬдовашя

узнаватя и репродукши. Ст. 1-я......54

Э к з е м п л я р с к i it. В. М. Матер1алы къ вопросу о тппахъ пред-

ставлетя. Ст. 1-я...........129

Челпаиовъ. Г. И. Къ вопросу ооъ отношеши между психофизическими методами. Ст. 1-я.......-'213

Корниловъ. К. И. Динамометрически методъ изсл'ЬдЬвашя

peaKHiii................-69

11 с и х о л о г н ч е с к i й Институтъ при Московскомъ Улп-

версптетЬ...............273

Отчетъ о деятельности п с и х о л о г и ч е с к а г о С е-

м и н а р 1 я.

299

* Печатается по: Челпанов Г.И. Психологический Институт при Московском университете // Ученые записки Имп. Моск. Ун-та. Вып. 43. Труды Психологического института им. Л.Г. Щукиной. Психологические исследования. - М., 1914. - Т. 1. - Вып. 1-2. - С. 273-298.

I

Психологически Институтъ при Московскомь Университет^ (Истор1я, описан1е устройства, организацш заняты).

И с т о р \ я.

Психологически'! Институтъ при Московскомь УниверситегЬ находится въ прямой преемственной свяли съ ,, Психологи ческимъ Семинар1емъ" при Московскомь УниверситегЬ. Этотъ посл-Ьднш сл-Ьдуетъ отличать оть „Психологической лабораторга", находящейся при Псттатрической КлиникЬ Московскаго Университета и учрежденной проф. Кожевниковым^ еще въ 1888 году.

При перехоД'Ь моемъ изъ Юевскаго Университета въ Мо-сковскт на каеедру философш, въ 1907 году, по ходатайству историко-филологическаго факультета былъ учрежден-!. .Психоло-гичесгай СемийарШ" при каеедрЬ философш. На учреждение его Правлешемъ было отпущено единовременно 3000 р. и ежегодно на содёржаше ООО руб. Для семинаргя было отведено пом-Ьщете въ 3 комнаты довольно большого размера. На отнущенпыя средства были прюбр-Ьтены книги и журналы для библ1отеки Семи-нар1я, приборы и приспособлешя для изсл'Ьдоватй по экспериментальной психологии и равнымъ образомъ для демонсгращи при чтенш курса психолоии. Впосл'Ьдствш Правлеше отпустило еще 700 рублей дополнительно.

ЗагЬмъ Семинарш получплъ еще служителя, который, будучи снещалистомъ-электротехникомъ, исполнялъ также роль механика.

Въ этомъ Семинарш я велъ занятая по теоретической психо-логш и практическая задапя но экспериментальной психологш. Кром-Ь того съ 1909 года начались самостоятельный изслЪдовашя по экспериментальной психологш.

ВскорЬ число постояпных'ь участников!» превысило 40 чело-вЬкъ и заниматься стало очень тЬспо. Успешности заняпй въ

18

Сешшарш начала было угрожать серьезная опасность—когда на помощь намъ пршпелъ известный Московский благотворитель, влад-Ьледъ художественной галлереи, С е р г -Ь й Иванов и ч ъ Щукинъ. который пожертвовалъ 100,000 руб, на устройство Пспхологическаго Института, при сл-Ьд. препроводительной бу-магЬ. 5-го мая 1910 г.

Его Превосходительству Господину Ректору

11МПЕРАТОРСКАГ() Московскаго «У пиверситета

,. Сочувствуя развитпо и распространен!ю философских!» и психологических!» зиашй и желая оказать содФйс'иие Московскому Университету въ достижеши этой п'Ьли устройствомъ соогв-Ьт-ствующаго учебно-вспомогательнаго учреждетя, симъ честь имФю заявить Вашему Превосходительству, что я, прилагая при семь сохранную росписку Государственнаго Банка на внесенные 100,000 р. (сто тысячъ рублей), жертвую ихъ на устройство Пспхологическаго Института при каеедр-Ь философш историко-филологическаго факультета Московскаго Университета. Указанная сумма предоставляется въ полное распоряжеше Профессора Георпя Ивановича Челпанова съ услов1емъ, что она должна быть израсходована на постройку здашя и его оборудоваше. Институту должно 6i.it!> н[)исвоено назваше „Психологически! Институт'!, имени Лидш Григорьевны Щукиной". Инстнтугь долженъ быть построен!» на территорш Московскаго Университета.

Ссргти Ивановича Щукинъ.

Москва.

Мая 5-го дия.

1910 г.

ЗагЬмъ ю-го сентября 1911 г. О. И. Щукинымъ внесено еще 20,000 руб. на оборудована Института. Всего, такимъ образомъ, С. И. Щукинымъ пожертвовано 120.000 руб. на устройство и оборудоваше Института.

Для соста:;лошя проекта здатя и для постройки его былъ приглашенъ университетский архитектор!» А. С. Гребенщи-ковъ. Я долженъ былъ дать ему свое „задате".

Мн'Ь въ совершенств^ было знакомо устройство и организащя занятш Психологическаго Института проф. Вундта въ ЛейгщигЬ. Я и положилъ ихъ въ основу нашего проекта. КромГ» того у меня былъ свой продолжительный оиытъ завЬдывашя маленькимъ институ-

томъ') н я уже им-Ьлъ очень ясное представлеше о томъ, к а-кймъ д о л ж е н ъ быть н с и х о л о г и ч е с к i й институтъ при на in и хъ особенны хъ русскихъ услов1яхъ. ЗагЬмъ я очень детально изучилъ устройство американскихъ психо-логическихъ институтов!. (Гарвардскаго, въ Cornell University, Le-land Stanford University). Пользовате проектами американскихъ ла-6opaTopiM нм'Ьло между нрочимъ важное значеше потому, что условш университетскаго образования въ А мерик'Ь очень напоми-нають услов1я образовашя въ русскихъ университетахъ2).

На основанш только что указанны хъ данных!, проектъ быль составленъ и посланъ въ Министерство Народнаго ГГросв'Ьщеши на утверждете въ iioirh 1910 года. Л'Ьтомъ того же года я по-'Ьхалъ нм'ЬстЬ съ приватъ-доцентомъ Московскаго Университета Г. Г. Шнеттомъ для осмотра самыхъ обширныхъ лабораторш н-Ьмецкихъ университетов!», съ которыми я не им-Ьлъ случая ознакомиться раньше. Я подробно ознакомился съ организацией заня-пй въ Берлинской лабораторш проф. Штумфа, благодаря сод-Ьйствш прив.-доц. Руппа. Зат-Ьмъ осмотр-Ьлъ Боннскую ла-бораторно при содЬйствш проф. Кюльпе и прив.-доц. Б юл ера, загЬмъ большую лабораторио Вюрцбургскаго университета проф. Map б е. Им-Ьлъ случай бес+.довать о проекгЬ нашего института ст. проф. Кюльпе и съ проф. Вундтомъ. И отъ того и отъ другого получил!» весьма ц-Ьнныя указан1я, который и использовал-i. при исправлегпи проекта.

Въ 1911 году въ январ-Ь я пригласил'!» для постройки здания строителей И. О. Маршака и А. С. Финкельштейна. (/Кертвователемъ было оговорено, что средства даны въ мое расно-ряжете). Соглашеше состоялось 27 января 1911 года, и тотчасъ же

1) В'ь Шевскомъ УипверситегЬ у меня въ зав-fa диван in была небольшая лабораторш e l. 1897 но 1907 годъ. Обь втомъ см. мой „Отчетъ о дЬятелмюет КЧевскаго Нснхологнческяго Семинар!«" in, „Философских-!. Иаел-Ьдюнан^нхъ" Т. 1, вып. 1-й п 4-11.

-) Для ознакомлен ¡я ст. устройствомъ американских!» ппстнтутонъ глав-иымъ матерia.-юмъ служили: двЬ статьи Titchener'a A Psychological Laboratory въ Mind'-b 1898 г. и The Equipment ot a Psychological Laboratory въ American Journal. li'OO. Vol. XI. Л? 2: аатЪмъ статья M ii n s te r b e r g'a въ Harvar.! Psychological Studies н статья Lillien I. Martin. The Electrical Supply ii: the new Psychological Laboratory at the Leland Stanford Ir. University въ Americ. Journ. 1906. Это последнее oniicanie оказалось для меня очонь цЬннымъ npi: составлен1н проекта раепред-ЬлнтсльноН доски.

18*

\

начались работы по возведешю здашя. МЬсго для Здашя было отведено по Моховой улицЪ, позади университетской бнблютеки, въ глубин-Ь двора, вдали отъ шума улицы и жилыхъ пом-Ьщешй, что особенно важно для психологическаго института.

Посл'Ь начала работъ я ргЬшилъ вы'Ьхать въ Америку для ознакомлетя съ устройствомъ лабораторш при американских'!» университетахъ. О своемъ желаши посетить американсше институты я написалъ четыремъ нрофессорамъ Titchener'y, Cattel'y, Miin-sterberg'y и Judd'y. Отъ всЬхъ ихъ я очень скоро получилъ чрезвычайно любезныя приглашешя и очень полезные советы относительно того, какъ было бы всего удобн-Ье осуществить мое на-м-Ьреше.

ВьгЬхалъ изъ Москвы 1-го марта 1911 года. 18-го марта я былъ въ Нью-1орк'Ь. За тридцать дней нребывашя на территорш Америки я детально ознакомился, благодаря исключительной любезности Американских'!» профессоровъ, съ устройствомъ 9 психологически хъ институтов'!», именно въ Columbia University, въ Чикагскомъ университет'^, въ Мичиганскомъ университет-!», въ Cornell University, въ Yale University, въ Clark University, въ Гарвардскомъ уни-верситетЬ въ Бостон-Ь, въ Wesleyan University, въ Филадельфш-скомъ университет^'). Особенно п'Ьппымъ оказалось для меня ближайшее озпакомлеше съ лаборатор1ей въ Cornell University Тичнера, замечательный педагогический талантъ котораго получилъ отчетливое выражеше не только въ его превосходном'!» сочиненш Experimental Psychology, но и въ статьяхъ объ устройств'^ психо-логическихъ лаборатор1й, приведенных-!» мною выше.

ВсЬ данныя, съ которыми я ознакомился въ Америк-Ь, были приняты мною в'ь соображен1е при организащи занятий, въ са-момъ же проектЬ здан!я мною были произведены только очень незначительныя поправки.

Вт, ноябр'Ь 1911 года здате уже было совершенно готово и было принято мною отъ строителей2).

') Подробное oiincanie Амернканскихъ Институтов!» мною дано въ статьЬ „Объ американскихъ психологнческпхъ Институтах'!»" въ журнал-Ь „Вопросы философш it пснхологш* № IOS.

а) Архитектору А л е к сандру Серг-Ьевичу Гребенщикову за искусное составлеше проекта и добросовестное наблюдете за ходомъ работъ н строителямъ И с а а к у Ос и п о it и ч у М а р ш а к у и А в р а м у С а-велъевичу Фннкелыптейну за добросовестное исполнение работъ прпноту мою искреннюю благодарность.

Стоимость постромки выразилась въ сл-Ьдующихъ цифрахъ.

Стоимость р а б о т ъ по но с т р о й к -Ь П с и х о л о г и ч е с к а г о

Института.

1. Земляныя, каменный и жел-Ьзобетонныя..... 53.983 р. 14 к.

2. Плотничныя и столярныя..............12.159 „ 70 т

3. Кровельныя и печныя................ 2.017 „ 63 „

4. Штукатурный, малярныя и стекольный...... 12.285 „ — „

5. Отоплеше, электрическое освЬщете, водо-

проводъ, канализащя и др............ 19.096 „ 91 „

Итого . . . 99.542 р. 37 к.

По нринятш здашя я приступил'!» къ его оборудована. Къ концу учебнаго 1911.12 года были готовы: большая аудитория (парты1), доски, столь для экспериментов!», установленъ эпи;цаскопь), малая аудитор1я, оборудована механическая мастерская и устроено приспособлеше для снабжешя электрической энерпей всЬхъ комнап», предназначенныхъ для лабораторныхъ ц'Ьлей.

Устройство собственной механической мастерской обошлось около 5000 рублей. Устройство такой мастерской оправдывается т-Ьмъ, что при наличности мастерской эксплоатащя института обходится значительно дешевле, ч-Ьмъ въ томъ случа'Ь, когда починка и приготовлете новыхъ приборовъ происходить черезъ посредство чужихъ мастерскихъ. Кром'Ь того всякая новая идея въ своей мастерской находить быстрое осуществлеше. Въ механической мастерской им'Ьется универсальный токарный станокъ ЬогсЬ и ЗсЬппсН.'а, строгальный станок'ь, сверлильный станокъ. горит», наковальня и вообще всЬ главн'Ьйппя нриспособлешя для приго-товлешя приборовь.

10-го апр-Ьля 1912 года гправила о психологическом!» инсти-тугЬ", выработанный историко - филологическомъ факультетомъ, были утверждены Министерствомъ Народнаго Просв'Ьщетя. Правила эти я привожу Ц'Ьликомъ.

') Парты изготовлены механической мастерской II. А. Гуляепъ и К0 вт^Москв1>.

— 278 — ВРЕМЕННЫЯ ПРАВИЛА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Психологическомъ Институт при ИМПЕРАТОРСКОМЪ Московскомъ

университетЬ.

1. Психологически! Институтъ есть учено-учебное учрежде-ше университета, имеющее н'Ьлыо научную разработку психо-лопи и распространете зианш въ этой области.

2. Въ Психологическомъ ПнститугЬ читаются лекдш и ведутся практичесюя 'занят1я, ссминарш и т. п. со студентами, лицами, оставленными при унивсрситегЬ, и другими учащимися Московскаго университета по предметамъ, касающимся в-ЬдЬшя института.

3. Принадлежащее институту движимое и недвижимое имущество не можетъ быть обращено ни на кашя ц"Ьли, кромЬ ука-занныхъ В'ь §§ 1—2.

4. Психологическш Институт!. находится въ зав-Ьдываши историко-филологическаго факультета. Въ случа'Ь измЬнешя со-временнаго расиред'Ьлешя каеедръ по факультетамъ институт!, переходить в-ь завЬдываше того факультета, при которомъ находится каеедра философии.

5. Директоромъ Психологическаго Института состоить про-фессоръ философш, преподаюпцй психологш. При наличности п-Ьсколышхъ профессоровъ по этой каеедр-Ь въ моментъ зам-Ь-щешя должности директора, таковой избирается факультетом^ изъ ихъ числа.

(5. На директора возлагается ближайшее завЬдываше Инсти-тутомъ и руководство научной дЬятельностыо его.

7. Вь здаиш Института отводится м'Ьсто для редакцш Психологическаго журнала, в'ь случа'Ь таковой будетъ издаваться преподавателями Института, и для склада изданш Института. КромЬ того Институтъ им'Ьетъ право отвести м'Ьсто для библиотеки Московскаго Психологическаго Общества и предоставлять иом'Ьщеше для его засЬдашй.

8. Для занятой въ ИиститутЬ требуется разр-Ьшеше директора.

9. Институтъ имЬетъ право печатать свои „Труды".

10. Институтъ им-Ьетъ печать съ надпнсыо „Психологическш Институтъ имепи Л. Г. Щукиной при Московском'!. Уни-верситетЬ".

11. ГТсихологнческШ Инетитутъ можетъ устраивать отдельный лекцш и систематичесшя чтетя но предметам!,, относящимся къ его в-Ьд'Ьпйо, испрашивая на то разр-Ьшеше въ установлен-ном'ь порядк-Ь.

Съ 1-го сентября 1912 года всЬ занятая Психологическаго Семинаргя (лабораторный заштя, семинарии но теоретической и экспериментальной психолопи) перенесены въ Институгь; зд-Ьсь же начались чтения лекшй по общему курсу психолопи для вс-Ьхт, студентов!,. Вт, Институт!', съ этого момента начались регуляр-ныя занятая.

Описаше устройства.

Здаше Института состоитъ изъ трехъ этажей съ полунодва-ломъ. (См. рис. 1-й). Въ Институт-!-, им-Ьются сл-Ьдуюпцн пом-Ьщешя. (См. план-!, 1-го этажа, на стр. 287).

Съ л-Ьстницы С вход-г, для студентов'!. вс'Ьхъ факультетовъ, желающихъ слушать общШ курсъ психолопи, ведеть въ просторный в е с т и б ю л ь, гд-Ь имЬется раздувальная. (См. рис. 2-й) Зд-Ьсь же помещается мраморная доска сь надписью: „Психологически! Институт!, имени Л. Г. Щукиной — даръ Коммерцш Советника С. И. Щукина ИМПЕРАТОРСКОМУ Московскому Университету".

Изъ вестибюля входъ въ большую аудитор йо на 300 челов-Ькъ для чтешя общихъ курсовт, психолопи и для засЬданш Психологическаго Общества. Аудитор!» въ два св-Ьта (См. рис. 3-й). Площадь аудиторш 21'/.>Х арш. Аудитор1н снабжена всЬми важнейшими ириспособлешями для преподапатин психолопи. Зд'Ьсь имеются дн'Ь болыпихъ доски сь безконечнымъ холстомъ, большой столъ для экспериментов!., рамы для поднятая рисунковъ, эпидь аксопъ для дчапозитнвовъ и для непрозрачных'!, предметов!,,

(сиабженъ свЬтосильнымъ объектнвомъ, дающимъ возможность показывать диапозитивы при дневномъ свЬгЬ, безъ затемнешя), вытяжной шкап ь для копчешя барабановъи раковина водопровода.

Рядомъ съ большой аудитор1ей находится комната и репа р о-в очная. Эта комната предназначается для приготовления демонстрант къ лекщямъ. Въ ней хранятся только предметы, нужные для демонстрировали при чтеши общихт, курсовъ психолопи, ''именно приборы, картограммы, анатомичешпе рисунки, ;паиози-тивы, микроскопичеаае препараты и т. п.

Рядомъ съ препаровочной находится к а б и н е т ъ д и р е к-т о р а, входъ въ который имеется также изъ вестибюля. Эта комната

служить для совЬщашй директора со студентами и съ членами Института но научнымь и учебиымъ вонросамъ. Кром'К того служить архнвомь Института. Въ этой комнат!» хранятся протоколы занятш по экспериментальной психолопи и вс1> бумаги. нмЬюппя отношегпе къ дЬламь и къ исторш Института.

Рис. 3-й Большая аудитор1я. Grosses Hörsaal.

Дверью К отделяется та часть Института, которая доступна для студентовт» вообще, отъ той части, которая доступна только для членовъ Института, которые входить съ бокового хода В. Для нихъ есть своя раздувальная.

Въ этомъ же этаж'Ь имеется б и б л i о х е к а. которая въ то же время служить читальиымъ заломъ и комнатой для семинарскихъ занятш. (См. рис. 4-й). Виблютека состоять язь книгь и жур-наловъ до 4,000 назвашй. Основу библютеки составляет!» библю-тека иокойпаго приватъ-доцента Московскаго Университета А. С. Белкина въ 3.000 назвашй, пожертвованная его сестрой О. С. Поповой. Состоитъ изъ хорошо подобраннаго собрашя книгь по исторш философш, психологш, логик-b, исторш, математик^ и естествозиагаю, журналовъ и энциклопедга. Библютека выписы-ваетъ 15 спещально психологических-!, журналовъ на русскомъ, пгЬмецкомъ, франдузскомъ и англШскомъ языкахъ. Пм-Ьется систе-матичесгай каталоп», составленный по десятичной системе.

Здесь же въ первомъ этаже, кроме к а п ц е л я р i и имеется еще общая комната для членовъ Института. Это единственная комната во всемъ Институте, въ которой дозволяется громко разговаривать и курить.

Второй этажъ предназначен'!» исключительно для нрактиче-скихъ занятШ. (См. планъ '2-го этажа стр. 285). Здесь, кроме м а л о й аудит о pin, имеется 10 небольших'!, комнатъ для лабораторных !» занятш. КромЬ того имеется одна комната—кабинетъ ассистент а, одна комната л а б о р а н т о в ъ и одна к о м н а т а д л я предметов'!» общаго пользованья. Въ малой аудитор!и (13 арш. X 14) имеются приспособлен ¡я для чтешя леший и для ведешя практических-!» занятш. Здесь двЬ доски (одна изъ нихъ разделена на квадраты), большой столь для экспериментов!», проекционный аппаратъ, два болынихъ шкапа съ приборами для практических-!» занятш. Некоторые изъ приборовъ въ шести экземплярах-!» (соответственно шести группамъ, па которыя разбиваются участники занятш),- шесть столовъ, одинъ Вытяжной шкапъ, раковина и нроч.

Въ малой аудиторш производятся тагае эксперименты, которые допускають возможность одновременной работы всЬхт, В группъ, если же требуется особенное сосредоточенie внимаш'я, то практиканты удаляются въ отдельный комнаты этого же этажа, изъ которых-!, некоторый им'Ьють спещальныя приспособлен^!, такъ, напр., есть комната спещально для хропографовъ и кимо-графовъ ci, вытяжнымъ шкапомъ и раковинами для воды. Есть одна звуконепроницаемая комната для акустическихъ опытовъ. Эта комната им-Ьетъ двойным стЬны, внутри переложенный проб-ковымъ слоемъ.

Третш этажъ (см. планъ 3-го этажа стр. 285) предназначен!, исключительно для и а у ч н ы х ъ и з с л -Ь д о в а п i й по экеперимен-

Рис. 4-й Библютека и комната для семинарскихъ занятж Bibliothek und Seminarzimmer.

гЯлоллл> И- эллгазкл/ ®

Рис. 5-й. Малая аудитор!я. Kleines Hörsaal

тальной психологш. Въ этомъ этаж-Ь им'Ьются комнаты со спещаль-нымъ назиачетемъ: кабипетъ '2-го ассистента, комната для коллекц1й, (она л^е счетная комната), лабора-тор1я директора, въ которой помещаются всЬ вновь посту-пивнпе приборы, (зд-Ьсь они проверяются и выдаются для занят й), фотограф и ч е с к а я к о м пата съ приспособлетями, дающими возможность безпрепятственно входить и выходить во время проявлений.

Комнаты Л« 13, 14, 15 и 16 составляютъ спещальио акустически отдЪлъ, какъ окруженный капитальными стЪнами, изъ нихъ комната Л° 16 съ двойными стенами, внутри переложенными пробковымъ слоемъ.

Комнаты 20, 21 и 28 составляютъ отд-Ьлъ оптический. Такъ какъ комната № 20 направлена къ югу, то при помощи гелюстата можно пользоваться для оптическихъ оиытовъ солнечными лучами, направляя ихъ въ комнату Л» 21.

Комната 26 съ вытяжнымъ шканомъ и раковиной сне-щалыю приспособлена для пользования кимографомъ съ безко-нечной лентой.

Комната Л» 12—для хронографа. Комната Л» 11—для хроноскопа. Комнаты ЛгЛ1® 18 и 17 соединены маленькимъ окошкомъг дающимъ возможность проицировать изображения изъ комнаты №» 17 на экранъ, находящейся въ комнатЬ 18. Шумъ проекщон-наго аппарата не доходить до испытуемаго, ааходящагося въ комнатЬ № 18.

Въ полуподвальпомъ этажЪ (см. планъ) находятся пом-Ьщешя для механика, для двухъ служителей, механическая мастерская, (см. рис. 6-й) столярная мастерская, акку-м у л я т о р н а я, въ которой находятся аккумуляторы, даюипе токи въ 2, 4, 6 и 8 вольтъ, кроме того находится умформеръ.

Въ ИнститутЬ, такимъ обрааомъ, имеется 59 комнатъ, считая жилыя пом+.щешя и службы.

Комнаты, отведенным для лабораторныхъ занятш. сделаны преднамеренно небольшими. Четыре комнаты имеютъ площадь (>Х6' -2 ярш., остальныя же все комнаты сделаны небольшими, (З'.'зХб арш.) чтобы въ нихъ помещался только нужный аппарата, экспериментаторъ и испытуемый. Я исходнлъ изъ иpeдиoлoжeнiя, что всяше излишше предметы могутъ только отвлекать внимате испытуемаго. Это предположеше оправдывается опытомъ амери-канскихъ психологических!» институтовъ').

На отене, примыкающей къ малой аудиторш, находится распределительная доска (см. рис. 7-й), сделанная мною по образцу досокъ, находящихся въ американскихъ психологическихъ ииститутахъ. Подробное описаше ея будетъ дано мною впо-следствш, сейчасъ же замечу только, для какой п/Ьли она служить. Во всемъ Институте только въ одной комнате, именно въ полуподвалъномъ этаже, въ такъ наз. а к к у м у л яторно й ■ к о м-н а те имеется источник !, электрической энерпи. Благодаря же распределительной доске, соединенной проводами от, аккумуляторной комнатой, съ городской электрической статуей и съ 26 комнатами, мы можемъ иметь въ каждой изъ этихт, комнатъ 8 т о к о в ъ р а з л и ч наго н а п ряжен! я (оть дробныхъ частей вольта до 120 вольт!,). Кроме того любыя две комнаты могутъ быть соединены для сигналовъ, для телефонного сообщен!» и т. п. при помощи соеди-нешя на доске. Особенное удобство этой распределительной доски заключается въ томъ, что при пользован ¿и ею соблюдается полнейшая чистота. При томъ лее уходъ за аккумуляторами находится въ рукахъ механика Института. Распределительная доска, провода, аккумуляторная батарея, умформеръ и проч. стоили около 5.000 р.

(1 Ом. вышеуказанную статью ТИсЬепег'а. въ Лтепсап Лоигпа1.

ч

Рис. 7-й. Распределительная доска. Schaltbrett.

ВсЬ эти приборы изготовлены электротехнической фирмой С т р у ч-к о в ъ и Ч и б и с о в ъ въ Москв^Ь.

КромЬ того въ Институте имеется еще подъемная машина, соединяющая все три этажа съ механической мастерской. При помощи ея можно передавать приборы изъ одного этажа въ другой и изъ мастерской во всЬ этажи.

Изъ подвальнаго этажа проведены трубы въ большую аудитора, вь акустичесгая комнаты второго и третьяго этажа для передачи с гущен наго воздуха, при помощи котораго приводятся въ действие акустические приборы. Кроме того проведены трубы для г а з а.

Организащя занятш въ Психологическомъ Институт^.

Къ занятно въ Институте допускаются только лица, принадлежащая къ Московскому Университету, т. е. студенты, затемъ лица, оставлепныя при Университете для приготовлешя къ профессорскому званпо, и преподаватели Университета.

Принят1е студентовъ въ члены Института производится по правиламъ, которыя вывешены для всеобщаго сведешя и выражены след. образомъ.

„Студентам'!,, нредполагающимъ посвятить себя спещальнымъ занятямъ психолопей въ Психологическомъ Институте при Мо-сковскомъ Университете, предлагается сл-Ьд. плайъ занятШ:

На первомъ году пребывания въ Московскомъ Университете они слушаютъ курсы психолохми, логики или введен 1 я в ъ ф и л о с о ф ё ю, читаемые мною.

На второмъ году, после сдачи соПосрпиш'а по этимъ предметамъ (въ мае месяце), они вступаютъ въ члены просе м и н а р 1 я но эксперимента л I, ной психолоН и и принимают'!» учасие въ практическихъ заштяхъ по экспериментальной психолопи (4 часа въ неделю); продолжают!» слушать курсы психолопи, введения въ философ]ю или логики1). Въ просеминарш по экспериментальной психологш принимаются студенты псЬхъ факультетовъ, но въ первую очередь зачисляются студенты „философскаго отдел ешя". ( ^остявъ просеминар]я по экспвримви-тальной психолопи ограниченъ 18 участниками.

V) Сл'Ьдуеп. аам-Ьтить, что в ь Московском!. Университет-*! ко псих о-лоНи и но л о г и к 'Ь читаются по два курса именно „проиедевтнчеекгй" и „основной".

1 Р*

На третьемъ году, поел-К сдачи colloquium'a (въ мае) по теоретнческимъ куреамъ (психолог!и, введешя вь философт или логики), и по сдач-fe экзамена по немецкому языку, они зачисляются в ъ ч л е н ы Психолог и ч с с к aro И н с т и т у т а, гдЬ при-нимаютъ упаспе въ семинар1яхъ но теоретической и экспериментальной психолопи и берутъ темы для самостоятельных!» наследован! й и въ той и въ другой области.

Участие въ обоихъ семинар1яхъ обязательно для всЬхъ чле-новъ психологическая института".

Вт. просеминарм по экспериментальной психолопи заняли ведутся сл'Ьд. образомъ.

Участники собираются два раза въ нед-Ьлю (по два часа). Заняття заключаются въ разрЬшеши опредЬленнаго количества з а д а ч ъ въ течете учебнаго года.

Въ качеств^ руководства служить мой литографированный курсъ экспериментальной психолопи. Участники заранее предупреждаются, какой вопросъ будет!, изучаться въ ближайипй день. Они должны предварительно изучить по руководству или известную проблему, или описаше прпборовъ.

Въ начале занятШ участники разбиваются на 6 грунпъ по три человека въ каждой. Составъ группы въ течете года остается неизменными. Въ день занятн! каждая группа получаетъ соотв1>т-ствующш приборъ. Я задаю 6 задачъ (тождественных!, или различных!,), каждая Группа должна разрешить эти задачи въ два заседания. Задачи решаются такимъ образомъ, что одинъ изт, нракти-кантовъ береть на себя роль экспериментатора, другой испыту-емаго, трети! протоколиста; затЬмъ роли меняются. Въ течете недели каждый участник!, долженъ полученный матер!алъ обработать и представить мне подробный протоколъ. Вслучае неудо-влетворительнаго решетя задачи ему предлагается разрешить ее еще разъ.

Въ конце учебнаго года производится коллоктиумъ по всему пройденному курсу, после чего практиканть зачисляется въ ч л е н ы И н с т н т у т а.

На третьемъ году пребывания въ Университете студеить принимает!. у част! е въ качестве иснытуемаго въ заняттяхъ по экспериментальной психолопи, а на четвертый береть самостоятельную работу по теоретической или экспериментальной психолопи. По теоретической психолопи студенты могутъ брать темы и на третьемъ году.

V - : - ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ 7 1 — —

— 293 —

Заштя въ сеиинарж по теоретической или экспериментальной пси холоп и ведутся сл'Ьд. образомъ.

Въ марте или anplurh вывешивается плаиъ занят!и и тем« для докладов-!, будугцаго года. Въ мае месяце устраивается общее собрате, на котором-!, темы распределяются между отдельными участниками. За летшя вакащи вс'Ь участники успевають написать доклады по изученному вопросу.

Обсуждеше докладовъ происходить еженедельно. За неделю до обсуждешя самый докладъ выставляется въ читальной комнате для того, чтобы оппоненты могли ближе ознакомиться съ содержанием!, доклада. Тезисы же по докладу гектографируются по числу участниковъ СеминарЁя. Подробный евед-Ьшя об-i. организации занятш въ семинарш по теоретической или экспериментальной психологш см. въ следующей стать-Ь.

Чтобы читатель могь получить более полное представлете об'!, организации заштй въ Институте, я приведу еще „Правила для занятш" въ Институте въ томъ виде, въ какомъ они действуют!, у наст, въ поел'Ьдше годы.

П р а в и л а д л я з а н я т i й в ъ II с и х о л о г и ч е с к о м ъ II и с т и т у т Ь.

1. Каждый членъ Института получаетъ ключъ отъ входной двери. Ключъ никому не можетъ быть передаваем-!,.

2. Посторошйя лица не могутъ быть вводимы въ пом-Ьщете Института безъ разрешении директора Института или его ассистентов'!».

3. Если кто-либо изъ членовъ Института не можетъ присутствовать на засЬдаши семинария, то опъ обязана, нис1,менно известить объ этомъ директора Института съ указашемъ причины, по которой онъ не можетъ присутствовать.

Прим. Не нриславшимъ заявлешя два раза будетъ

предложено возвратить ключт».

4. Каждый членъ Института долженъ возвратить ключъ къ 31-му мая.

5. Срокъ пребывав ¡я въ Институте д в у х л -I» т п i й. Дальнейшее пребываше предоставляется только -гЬмъ, кто беретъ тему для самостонтельнаго изслЬдовашя по экспериментальной психологш.

в. Руководители опытовъ по экспериментальной психологш обязаны аккуратно вести протоколы. Beb результаты опытовъ должны быть занесены въ протоколы въ топ, же день, въ который были произведены опыты.

7. Протоколы составляюсь собственность Пснхологичеекаго Института. Они хранятся въ архиве Института. Работа, начатая однимъ лицомъ и не законченная почему либо, моасетъ быть передана другому лицу для продолжен!,я. Выводы изъ протоколов!, ни въ коемъ случае ие могутъ быть опубликованы безъ согласия директора Института. —

Приведу списонъ приборовъ, который имеются у насъ въ институте. Приборы распределяются въ этомъ списке по от-д'Ьламъ.

О пт и к а. I. Цветовой октачдръ по Гефлеру.

•2. Аппаратъ для демонстрант послеаовательныхъ изображешй по Гефлеру.

3. Аппаратъ Рагони-Шина для демонстращи контрастовъ.

4. Образчики цв-Ьтовъ.

5. Румфордовсгай фотометръ.

6. Цветовой волчокъ.

7. Аппарагь для демонстращи иосл'Ьдовательныхъ изображешй по Герингу.

8. Аппарагь для демонстращи бинокулярнаго контраста по Герингу.

9. Аппаратъ для демонстрации одновременнаго контраста по Ге-рпнгу (со стеклами).

10. Аппаратъ для демонстращи одновременнаго контраста по Герингу (съ двумя призмами).

11. Скала св'Ьтлотъ.

12. Эпнскотистеръ,

13. Аппаратъ для см'Ьшешя цв'Ьтовъ со стеклами по Гельмгольиу и Руппу.

14. Ящикъ съ 20 пластинками для смЬшешя пв'Ьтовъ.

15. Аппаратъ Геринга для демонстрант бинокулярнаго зр-Ьшя при помощи падешя шарика.

16. Стробоскопъ.

17. Аппаратъ для изслЬдов^тя бокового поля зр&шн по Экснеру.

18. Тюлевая сЬтка для демонстращи аккомодацш.

19. Стеклянная пластинка и таблица къ ней для демонстращи закона тождественных!, направлений.

20. Труба для демонстращи восщнятштретьяго измерения поГефлеру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. УитстоновскШ зеркальный стереоскопъ.

22. Брыостеровсшй стереоскопъ.

23. Сборникъ рнсунковъ къ нему МагЬпж-Ма1хс1огГа.

24. Семь таблицъ иллюзШ зр-Ьшя (Геф.чера).

25. 6 кружковъ для измерешя дугъ но Герингу.

26. Кружокъ для изм-Ьретя дупь по Якобсону.

27. Анпарагь для демонстращи Геринговскихъ опытовъ падешя (КаИл'егзисЬе).

28. Офгальмотропъ.

29. 2 электрическихъ вертушки для см'Ьшешя цвЬтовъ.

30. Малый часовой механизмъ для вращешя цветовыхъ кружковъ.

31. Большой 'часовой механизмъ для вращешя кружковъ.

32. Вар1ащонная вертушка по Музилю.

33. Ручная вертушка по Герингу.

34. Гальтоновскгй глазомерный аппаратъ (для демонстраций).

35. Глазомерный аппаратъ по Челпанову.

36. Штативъ для головы къ нему.

37. Аппаратъ для нюансировашя по Герингу.

38. Универсальная вертушка по Руппу.

39. Прямоугольники для демонстрант принципа золотого дгЬлешя,

40. Псевдооптика Мюистерберга.

41. Коллекцгя призмъ.

42. б глазомйрныхъ аппаратовъ.

43. Аппаратъ для демонстрант явлешй гороптера.

44. Модель глазъ по Руппу.

45. Аппаратъ для изслЪдоватя явлешй гороптера.

46. Аппаратъ для измйрешя разстояшя между зрачками по Руппу

А к у с т и к а.

47. 9 камертоновъ съ cJ, (I1, е.1, f\ g\ a1, h1, с2, и а1 (проверенный).

48. 9 стклянокъ для получешя звуковъ различной высоты.

49. 8 деревянныхъ налочекъ, образующихъ гамму.

50. 1 губная труба.

51. 1 язычковая труба.

52. 8 резонаторовъ но Гельмгольцу.

53. Гальтоновстй свистокъ.

54. М/Ьхъ для язычковыхъ аппаратовъ.

55. 2 открытыхъ трубы.

56. 2 большихъ камертона (435 колеб.).

57. 4 малыхъ камертона, образующихъ аккордъ.

58. Обертонный аппаратъ (10 обертоновъ).

59. Наборъ изъ 25 резонаторовъ.

60. Дихордъ по Снирмэну.

61. Обертонный аппаратъ съ 16 язычками по Аппуну.

62. 2 камертона, одинъ4 С1==256 колебашй, другой съ делешями_и съ тяжестью для демонстрант 6ieHÍfi.

63. Два такихъ и£е камертона.

64. Аппаратъ для бинауральной локализаши по Мейерсу.

65. Ударники для камертоновъ (5).

66. 5 звуковыхъ маятниковъ по Герингу.

67. Двойной звуковой маятиикъ.

68. Наборъ изъ семи камертоновъ, настроенныхъ безъ тяжести на 100, 200, 300, 400, 600, 800 и 1000 колебашй, а съ тяжестью— отъ 50 до 950 колебашй. Къ нимъ семь варьируемыхъ резони-рующихъ подставокъ.

Органически, кожныя и кинэстетическля о щ у щ е н 1 я.

69. Масспвныя остр1я для изслйдоватя температурныхъ ощущешй.

70. Полушарообразныя латунныя чашки.

71. Эстезюметръ по Эббингаузу.

72. Эргографъ по Дюбуа.

73. Волосяной эстезюметръ по Фрею.

74. Эстезюметръ по Зреагтап'у. ' •

75'. Электричестй ключъ для осязательныхъ ощущетй по Эвальду.

76. Аппаратъ для изм'Ьнешя величины тяжести по Галлусу-Руппу.

77. Два эстезюметра по Б-Ьлкину.

78. Пять эстезюметровъ по Веберу.

79. Коллекщя тяжестей съ держателями и двумя подушками по Фехнеру.

80. Къ нему аппаратъ Лоры Стивенъ для изм'Ьрешя скорости. 80а. Три цилиндра различной величины, но одинаковаго в£са. 80Ь. Дв-Ь одинаковыхъ по форм-Ь, но различныхъ по в-Ьсу гири.

Аффективные процессы.

81. Упрощенный кимографъ для записи дыхашя, пульса и проч.

82. Штативъ къ нему.

83. Сфигмографъ по Леману. 83а. Сфигмографъ Вердена.

84. Пнеймографъ по Лемаыу.

85. Плетисмографъ по Леману.

86. Кардюграфъ.

87. Станокъ для копчещя барабановъ.

88. Приспособление для фиксироватя закопченныхъ лентъ.

89. Пять кимографовъ (для практикума).

90. Большой кимографъ съ безконечной лентой Геринга.

91. Шесть Мареевскихъ барабанчиковъ.

II а м я т ь.

92. Аппаратъ Раншбурга.

93. Метрономъ къ нему для прерывашя тока.

94. Аппаратъ Вирта.

95. Метрономъ къ нему.

96. ТгеЛ'егаррага! по Мюллеру-Пильцеккеру.

97. Аппаратъ для изслЬдовашя памяти по Мюллеру.

98. Мнемометръ.

99. Кимографъ къ нему:

100. Аппаратъ Вирта-Аха.

101. Экспозпщонный аппаратъ Бос^е'а.

102. Коллекщя безсмысленныхъ слоговъ (русскпхъ), сост. студ. Фридрихомъ.

В н и м а и i е.

103. Тахистоскопъ по Вундту.

104. Тахистосконъ но Шуману.

105. Зрительная труба къ нему.

106. Экраыъ для предъявления фиксашонной точки.

107. Маятниковый аппаратъ для опытовъ съ комплпкашей.

108. Компликашонный апнаратъ по Руппу.

109. Тахистоскопъ съ электромагнитами собственной конструкщи.

В о л я.

I

110. Психодометръ Оберттейпера.

111. Звуковой размыкатель но Ремеру. 13 2. Воронка къ нему.

113. Электромагнитный звуковой молотокъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

114. Хроноскопъ Гиппа (изг. Циммермана).

115. Реостатъ къ нему.

116. Fallapparat по Гпппу.

117. Простой ключъ для реагировашя.

118. Телеграфный ключъ.

119. Сложный ключъ для реагировашя (для десяти пальцевъ).

120. Электромагнитный камертонъ, даюппй 100 колеб. въ секунду.

121. Губной ключъ для реагировашя. 121а. Зубной ключъ по Мейману.

122. Контрольный молотокъ къ хроноскопу. 128. Хроноскопъ Гиппа (Favarger).

124. Камертонъ съ электромагнитами, даюппй 100 колебашй въ секунду.

125. Электромагнитный отм'Ьтчикъ.

126. Хронографъ Шумана.

127. Хронографъ Б'Ьлкнпа.

128. Къ нему 1 камертонъ и

129. 4 отм'Ьтчика.

130. Падакнщй хронографъ по Dodge'у.

О б щ i е прибор ы.

131. Иолевсшй коммутаторъ.

132. Универсальный штативъ.

133. Присиособлеше для выр+.зывашя кружковъ.

134. 1 амперметръ.

135. Санный пндукшонный аппарат-!..

136. Гейслеровския трубки.

137. Выпрямитель съ двумя реостатами.

138. 1 вольтметр-!» (60 вольтъ).

139. 1 амперметр-!» (15 амп.).

140. Проэкщонный аппаратъ съ эгшд1аскопнческимъ прнсиособлешемъ

141. Затворъ Торнтонъ-Никарда къ нему.

142. Метрономъ.

143. Два стеклянныхъ памт.рмтеля крнвыхъ.

144. Счетчикъ оборотов!..

145. Уровень.

146. Часы Жакэ.

147. Коммутаторъ.

148. 2 пндукцюнныхъ катушки.

149. Прнборъ для черчешя луп. болыпнхъ ра;иусовъ.

150. Большой проэкцюнный аппарат!. Цейсса съ эпид1аскопическимъ приспоеоблетемъ.

В'!. заключеше замечу следующее.

По величии!, здашя и по количеству комнатъ нашъ институт!, превосходить не только все европейсте, но и самые болыте америкапсше институты. Такимъ образомъ Московскш Универси-теть въ настоящее время обладает!, величайшимъ въ м1р-Ь психологическим!, институтом!.. Преимущество нашего института заключается еще и въ томъ, что онъ выотроеиъ по специальному плану, между т!»мъ какъ европейские и америкапсше институты переделывались и приспособлялись изъ старыхъ помещешй.

По отаюшешю къ количеству приборовъ нашъ институт!» от-стаетъ отъ многихъ европейских!» и американских'!» институтов!». Это зависитъ не только отъ „возраста" нашего института, но и отъ моего убЬждешя. что слЬдуеть прюбретать только тЬ приборы, въ которыхъ им-Ьется необходимость теперь же, и не с.тЬ-дуетъ прюбр'Ьтать приборы только для коллекции. Благодаря этому вт. настоящее время у насъ н'Ьтъ пи одного прибора, который не былъ бы въ употребленш.

Обширные размеры нашего института открываюсь возможность широкаго развитая психологическихъ изсл-Ьдовашй на .\morie годы. Въ ближайшемъ будущемъ у насъ имеется въ виду огранизащя спещальныхъ огд'Ьловт» для разработки психолоии этнологической или т. н. кпсихологш народовъ", исихологш п е д а г о г и ч е с к о й и з о о п с и х о л о г 1 и.

Возникновеше психологическаго института при Московском !» Университете именно въ такихъ размЬрахъ вполне соответствует!» назревшей потребности и научной важности психологическаго исследования. Психологически! институт!, въ настоящее время обслуживаешь 70 челов'Ькъ, и я съ полнымъ удовлетворен!емъ могу отметить, что у паст» въ институт'!» уже теиер1. почти нЬтъ помещешй, который оставалис!, бы неиспользованными.

Г. Че.тановъ.

PSYCHOLOGICAL INSTITUTE AT THE MOSCOW UNIVERSITY

G.I. CHELPANOV

Reprint of the scanned version of the G.I. Chelpanov's article in the publication «Psychological Researches». The author recounts the story of the creation of the Psychological institute in Moscow, talks about German and American analyzed samples of such institutions, about the structure of the new institution and its equipment, about regulation of its work, and rules for educational and research activities.

Keywords: psychology, history, Psychological institute RAE, G.I. Chelpanov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.