Научная статья на тему 'Всегда ли прав пациент?'

Всегда ли прав пациент? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1150
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / пациент / виновность врача / кардиология. / conflict / patient / guilt of the doctor / cardiology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Косухина Оксана Игоревна, Ромодановский Павел Олегович

В статье представлены результаты социологического опроса пациентов кардиологического отделения дляоценки степени конфликтности пациентов и вероятности патенциального риска подачи искового заявленияпротив лечебного учреждения или врача в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Косухина Оксана Игоревна, Ромодановский Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHETHER ALWAYS THE RIGHTS THE PATIENT?

Results of sociological poll of patients of cardiologic unit presented in article for an assessment of degree of a conflictness of patients and probability of potential risk of submission of the statement of claim against medical institution or the doctor in particular.

Текст научной работы на тему «Всегда ли прав пациент?»

7

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.Х. Баринов, О.И. Косухина, П.О. Ромодановский, 2014 УДК 340.6

Е.Х. Баринов, О.И. Косухина, П.О. Ромодановский ВСЕГДА ЛИ ПРАВ ПАЦИЕНТ?

Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. кафедрой - проф. П.О. Ромодановский) ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» МЗ РФ В статье представлены результаты социологического опроса пациентов кардиологического отделения для оценки степени конфликтности пациентов и вероятности патенциального риска подачи искового заявления против лечебного учреждения или врача в частности.

Ключевые слова: конфликт, пациент, виновность врача, кардиология.

WHETHER ALWAYS THE RIGHTS THE PATIENT?

E. H. Barinov, O.I. Kosukhina, P.O. Romodanovsky

Results of sociological poll of patients of cardiologic unit presented in article for an assessment of degree of a conflict-ness of patients and probability of potential risk of submission of the statement of claim against medical institution or the doctor in particular.

Key words: conflict, patient, guilt of the doctor, cardiology.

С ростом правовой грамотности пациентов увеличился спрос на особые юридические услуги - услуги в области медицины. Рассматривая детально ситуацию, сейчас можно уже смело утверждать, что не всегда приходится защищать пациентов от неправильных действий врачей, но довольно часто врачи сами нуждаются в защите от пациентов, которые неправомерно предъявляют обвинения докторам с целью получения материальной выгоды [1]. Для выяснения количества потенциальных гражданских исков в кардиотерапевтическом отделении, нами было проведено исследование в виде социологического опраса по средствам анкетирования. Анкета состояла из 19 вопросов, на которые можно было дать один или несколько ответов. Далее, по результатам опроса, после оценки ответов можно сделать вывод о степени потенциального риска обращения пациентов в суд.

Из 50 респондентов было 29 женщин в возрасте от 42 до 83 лет и 21 мужчина в возрасте от 37 до 81 года, которые являлись пациентами кардиологического отделения ГКБ г. Москвы в период с 2010-2012 год. 13 женщин в возрасте от 42 до 64 лет имели высшее образование, 9 в возрасте от 45 до 75 лет - среднее специальное, со средним образованием было 7 женщин в возрасте от 77 до 81 года, незаконченное среднее образование имели 4 женщины от 73 до 83 лет.

Среди мужчин высшее образование имели 10 респондентов в возрасте от 37 до 71 года, 7 в возрасте от 52 лет до 80 получили среднее специальное образование, двое мужчин в возрасте 78 и 82 года - среднее, незаконченное среднее образование тоже имели два респондента в возрасте 81 и 83 года.

10 женщин из 29 и 9 мужчин из 21 находились в стационаре на лечении с диагнозом ИБС: стенокардия, 11 женщин и 8 мужчин с диагнозом ИБС: острый инфаркт миокарда и с диагнозом гипертоническая болезнь в отделении были 8 женщин и 4 мужчин из все опрошенных.

В плановом порядке (по направлению из поликлиники или другого лечебного учреждения) были госпитализированы 9 женщин и 5 мужчин; по экстренным показаниям, бригадой скорой медицинской помощи - 17 женщин и 15 мужчин; при возникновении симптоматики «самотеком» в стационар обратились 3 женщины и 1 мужчина. Всего 4 женщины и 3 мужчины выбрали данный стационар самостоятельно, а 25 женщин и 18 мужчин в выборе лечебного учреждения для госпитализации не участвовали. При этом 20 женщин и 17 мужчин считают, что были нарушения со стороны медицинского персонала по временным рамкам оказания медицинской помощи; отрицательный ответ на данный вопрос дали 9 женщин и 4 мужчины. По поводу транспортировки кардиологических больных по лечебному учреждению отмечалось следующее: лежа на каталке 7 женщин и 9 мужчин, сидя на каталке 13 женщин и 8 мужчин, самостоятельно, пешком 9 женщин и 4 мужчины. 17 женщин из 29 опрошенных и 13 мужчин из 21 считают, что их в полном объеме спросили о состоянии здоровья и об имеющихся заболеваниях; 9 женщин и 8 мужчин дали отрицательный ответ. В качестве предположительных причин 6 женщин и 8 мужчин отметили нехватку времени у врача на полноценный опрос, отсутствие желания работать назвали 2 женщины и 1 женщина в качестве причины неполноценного осмотра назвала отсутствие возможности «заплатить» врачу в качестве «благодарности». 11 женщин

8

и 9 мужчин считают, что им в полном объеме проведено обследование и назначено лечение, 12 же мужчин и 18 женщин отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Полностью информированы по поводу своего заболевания, плана лечения, возможных осложнениях, важности периода подбора лекарственных средств в остром периоде и реабилитации были 7 женщин и 8 мужчин. Отсутствие предоставления информации о заболевании отметили 17 женщин и 11 мужчин, о лечении 16 женщин и 9 мужчин, о наличии осложнений 20 женщин и 11 мужчин, 16 женщин и 7 мужчин не были информированы врачом о важности периода подбора лекарственных средств и о важности периода реабилитации не объяснили 15 женщинам и 12 мужчинам. Только лишь 6 женщин из 29 и 7 мужчин из 21 опрошенного отметили, что лечащий врач уделял достаточно времени на ежедневных осмотрах; предположение, что основной причиной является нехватка времени, ответили 20 женщин и 14 мужчин, 2 женщины отметили, что «заполнение бумаг» важнее пациентов, одна женщина предположила, что «лечат всех по шаблону». 8 женщин и 6 мужчин отмечают, что все назначенные процедуры проводились вовремя. Нарушения по времени приема пероральных препаратов отметили 7 женщин и 11 мужчин, инъекций - 9женщин и 5 мужчин, несвоевременно назначены дополнительные исследования по мнению 7 женщин и 6 мужчин, не вовремя вызваны консультанты по мнению 6 женщин и 4 мужчин. Конфликтные ситуации с врачами данного лечебного учреждения возникли у 2-х женщин по причине нежелания врачом назначать дополнительные исследования, которые, как пациентка считает, ей необходимы. Вторая женщина была недовольна теми лекарственными препаратами, которые ей назначили в данном стационаре. Трое мужчин так же имели конфликтные ситуации с врачами данного лечебного учреждения по причине нежелания врача досрочно выписать больного из стационара, назначать дополнительные виды исследования и назначать лечение в виде внутривенного капельного введения препаратов. Однако, «конфликтными» себя считают трое респондентов 2 женщины и 1 мужчина, 47 на вопрос ответили отрицательно, из них 27 женщин и 20 мужчин.

В качестве причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи 2 женщины и 6 мужчин указали несоответствие установленного диагноза истинному состоянию пациента, 17 женщин и 15 мужчин видят причину в недостаточной квалификации врача, 10 женщин и 13 мужчин - в недостаточной квалификации среднего персонала - 12 женщин и 12 мужчин, причиной дефектов медицинской помощи 18 женщин и 17 мужчин указали нарушения в проведении выбранной методики, а вот нарушения в исполнении всех рекомендаций пациентом указали 5 женщин и 7 мужчин, 7 женщин и 3 мужчины вообще затрудняются ответить на поставленный вопрос. В блоке вопросов о нормативно-правовых документах 9 женщин и 6 мужчин ответили, что знакомы с ними, а 20 женщин и 15 мужчин, что - нет. В решении конфликтных ситуаций 20 женщин и 17 мужчин считают, что главный врач медицинского учреждения должен выступать в качестве эксперта при решении конфликтных ситуаций между врачом и пациентом, 17 женщин и 12 мужчин, что таким

специалистом должен выступать судебно-медицинский эксперт считают 17 женщин и 12 мужчин, а 6 женщин из 29 и 7 мужчин из 21 уверенны, что кардиолог, обладающий знаниями в области судебной медицины, решает спорные вопросы между врачом и пациентом.

Причем, 21 женщина и 21 мужчина считают, что количество конфликтных ситуаций между врачами и пациентами возросло, лишь 8 мужчин дали отрицательный ответ.

Повышение конфликтов между врачами и пациентами 7 из 29 опрошенных женщин и 5 из 21 опрошенного мужчины связывают с повышением требовательности пациента к качеству предоставляемых услуг, 12 женщин и 17 мужчин - с повышением юридической грамотности пациентов, 21женщина и 20 мужчин считают, что снизилось и само качество медицинской помощи, на основании чего и возникает конфликт, 5 женщин и 6 мужчин указали как причину конфликта слабое финансирование здравоохранения, плохую подготовку врачей отметили 2 женщины, также две женщины указали на халатное отношение врачей к своим обязанностям, отсутствие наказания и ответственности, как причину конфликта назвали 3 женщины и 2 мужчины.

Полученным результатом при оказании медицинской помощи довольны 26 женщин и 19 мужчин, отрицательно ответили 3 женщины и 2 мужчин, из них все три женщины готовы обратиться в суд, а также четверо мужчин. В суд при неудовлетворенности результатом обращаться не будут 26 женщин и 17 мужчин. Для 2 женщин и 3 мужчин причиной отказа от судебного разбирательства является отсутствие финансов на судебные издержки, одна женщина и один мужчина сказали об ограничении во времени, двое мужчин уверенны, что все равно ничего не смогут доказать.

23 женщины из 29 опрошенных и 17 мужчин из 21 опрошенного готовы снова обратиться в данное лечебное учреждение, отрицательный ответ дали 6 женщин и 4 мужчин.

Как мы видим, по итогам проведенного опроса, можно сделать вывод о том, что пациенты стали больше предъявлять требований к лечебному учреждению и его работникам, выражают недовольство при недостаточном получении информации о плане диагностики и лечения, состоянии здоровья и т.д. Считая себя довольно грамотными в правовых вопросах, все же теряются в ответе на вопрос о том, кто же решает возникшие конфликтные ситуации между врачами и пациентами, сложность представляет и отстаивание своих прав в суде, по причине отсутствия возможности оплатить судебные издержки, нехватки времени, неуверенности в исходе данного процесса. Надо сказать, что, не обладая специальными познаниями в области медицины, пациенты решают вопросы о назначении лечения, дополнительных методов исследования, времени пребывания в стационаре, при этом, считая себя «неконфликтными» пациентами и практически не называя, как причину несоблюдение предписаний и рекомендаций врачей. Однако, оценив все анкеты, можно сделать вывод о том, что количество патенциального риска исковых заявлений от пациентов составляет от 8 до 12 от общего количества опрошенных.

Литература:

1. Баринов Е.Х., Тихомиров А.В. Судебно-медицинская экспертиза при решении вопросов, связанных с «медицинскими» спорами // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — № 6. — C. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.