Научная статья на тему '«Все - во всём»: принцип всеобщей взаимной связи у Анаксагора, Николая Кузанского и Лейбница'

«Все - во всём»: принцип всеобщей взаимной связи у Анаксагора, Николая Кузанского и Лейбница Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2376
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коротич Галина Викторовна

Автор исследует своеобразие развития принципа всеобщей взаимной связи -одного из основных принципов диалектики философами разных эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Все - во всём»: принцип всеобщей взаимной связи у Анаксагора, Николая Кузанского и Лейбница»

УДК 110911

Г.В.КОРОТИЧ

«ВСЁ - ВО ВСЁМ»: ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ У АНАКСАГОРА, НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО И ЛЕЙБНИЦА

Автор исследует своеобразие развития принципа всеобщей взаимной связи - одного из основных принципов диалектики - философами разных эпох.

Принцип всеобщей взаимной связи вещей и явлений - один из основных принципов диалектики - нашёл своё отражение и получил развитие в трудах многих философов разных эпох. Античный философ Анаксагор, объясняя возникновение космоса, утверждал, что все возникает из подобного себе, т.е. из качественно определённых частиц, которые он назвал "семенами всех вещей", а Аристотель - гомеомериями (подобочастными). Гомеомерий бесконечно много, это мельчайшие неуничтожимые частицы огня, воды, древесины, золота, крови и т.д. Из крошечных костей рождаются кости, из мельчайших мышц - мышцы, а сходящиеся вместе кровинки образуют кровь. Как свидетельствует Симпликий, "сродные [частицы] устремляются друг к другу, и что уже было налично как золото, [незримо рассеянное] во Вселенной; то и становится [видимым] золотом, а что как земля - то землёй. То же и все остальные вещи: они не возникают, но изначально имеются в наличии." [1]. Ум упорядочивает гомеомерии так, что- подобное сходится с подобным. Каждый вид гомеомерий сохраняет все качества соответствующего вида тел. "Семена" крови обладают всеми качествами крови, семена железа - качествами железа и т.п.

В любом месте космоса содержатся гомеомерии всех видов. Любая гомеомерия неоднородна; бесконечно делима, содержит в себе "семена" всех остальных вещей, но меньшего порядка. Как отмечает Симпликий, "ни у малого нет наименьшего, но всякий раз ещё меньшее, ни у большого нет величайшего" [2]. Каждая гомеомерия, подобно Вселенной, "содержит в себе все вещи, и даже не просто бесконечные [по числу) , но и бесконечное число раз бесконечные" [3]. Во всём содержится доля (часть) всего: в гомеомерии содержится и плоть, и кость, и кровь, и золото, и свинец, и сладкое, и белое, хотя вследствие малости они не воспринимаются нашими чувствами. Можно сказать, что каждая вещь в космосе содержит в себе "семена" всех других вещей. "Не отделены друг от друга [вещи, находящиеся] в одном мироздании (космосе), и не отрублено топором ни горячее от холодного, ни холодное от горячего" [4]. Всё - во всём и из всего - всё. Но качество вещи определяется качествами тех гомеомерий, которые в ней преобладают. То есть количественное преобладание тех или иных гомеомерий определяет качество вещи как целого: в кости преобладают косточки, в крови - кровинки и т.д. Качественные превращения вещи состоят в смене большинства содержащихся в ней "семян" вещей. Если белый снег тает и получается мутная вода, то это происходит потому, что мутное И жидкое как качества содержались в снеге, но качества твёрдого, холодного и белого в нём преобладали.

Вьдающийся философ эпохи Возрождения Николай Кузанский по-своему пытался проникнуть в глубину анаксагоровского "всё - во всём", или "каждое - в каждом". Диалектический принцип всеобщей связи получил у Кузанского новую интерпретацию и дальнейшее развитие. Учёный считал, что Вселенная существует только в конкретной определённости вещей, или конкретизируется в каждой актуально существующей вещи.

Бог пребывает во всём (в каждой вещи) через посредничество Вселенной, а каждая вещь непосредственно пребывает в Боге в качестве конкретизуемой ею Вселенной . Поэтому сказать, что каждое - в каждом, по Кузанскому, означает сказать, что Бог через всё - во всём и всё через всё - в Боге.

С другой стороны, Вселенная пребывает в каждом так, что каждое - в ней. Она в каждой вещи есть именно то, чем эта вещь конкретно является, т.е. в каждом своём творении пребывает в качестве этого творения. И каждая вещь во Вселенной есть сама Вселенная, хотя последняя пребывает в каждой вещи различно, и вещи эти отличаются. Таковы, по выражению Кузанца, "чудесное единство вещей, их удивительное равенство и чудодейственная связь, благодаря которым всё пребывает во всём !" [5]. Всё упорядочено: поскольку любая вещь не может быть актуально всем (иначе она была бы Богом), а всё пребывает в вещи лишь в определённой мере, и поскольку не может любая вещь во всём быть подобной другой вещи, то всё в мире располагается на разных ступенях, занимает своё определённое место.

Создание мира Богом Кузанский трактует как переход, разворачивание абсолютного единства Бога во многообразный мир вещей. Мир изначально присутствует в Боге, он «свёрнут» в нём идеальным образом. Мир вещей - это Бог, развернувший свою сущность. Вселенная - это вечное 'развёртывание Бога. В едином Боге свёрнуто всё, поскольку всё - в нём, и он развёртывает всё, поскольку он - во всём. Взаимосвязь Бога и мира вещей Кузанец иллюстрирует как взаимосвязь, взаимопроникновение двух пирамид: пирамиды света, проникающей во тьму, и пирамиды тьмы, проникающей в свет. Всё, созданное Богом, расположено между Богом и ничто, между максимумом и минимумом света и тьмы . Высший мир, исполненный света, не лишён тьмы, а низший, где царит тьма, - света.

Дальнейшее развитие анакеашровский тезис "всё - во всём" получил и у крупнейшего немецкого философа Г.В.Лейбница (17 - 18 вв.). Лейбниц считал, что всесовершенный Бог создавал Вселенную выбрав наилучщий план, и этот план соединил в себе и величайший порядок, и величайшее разнообразие. Субстанции - монады, являясь бестелесными, духовными единицами бытия и не имея "окон", не могут физически взаимодействовать друг с другом, однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном Богом соответствии с развитием всех других монад и мира в целом. Это нашло отражение в учении Лейбница о предустановленной гармонии. Ученый отмечал, что "вследствие связи, или приспособленности, всех сотворённых вещей к каждой из них и каждой ко всем прочим любая простая субстанция имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом универсума", отражая его на свой лад, в меру индивидуальных возможностей [6]. Монады всегда будут находиться в гармонии между собой, результаты их деятельности будут всегда согласованы, и всё это создаёт гармонию универсума. И души, и тела согласуются (или сообразуются) между собой в силу предустановленной Богом гармонии. Тем самым утверждается единство мира, всеобщая связь его явлений и предметов. То есть в универсуме всё связано со всем, и "всякое тело более или менее, смотря по расстоянию, действует на всякое другое тело и в свою очередь подвергается воздействию со стороны последнего"; отсюда и делает учёный вывод о том, что любая монада есть живое зеркало унирерсума, наделенное внутренним действием и упорядоченное аналогично универсуму [7], Лейбниц считал необходимым уточнить, что монада отчётливее представляет именно то тело, которое собственно с ней связано; и именно это тело, вследствие связности всей материи в наполненном пространстве,

выражает весь универсум. Каждая часть материи не только способна к бесконечной делимости (как полагали древние), но "действительно подразделена без конца, каждая часть на части, из которых каждая имеет своё собственное движение; иначе не было бы возможно, чтобы всякая часть материи была в состоянии выражать весь универсум" [8]. Даже в наименьшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, душ. Лейбниц образно представляет себе это так: всякая часть материи напоминает ему сад, полный растений, или пруд, полный рыб. При этом каждая ветвь растения или часть животного есть опять-таки сад или такой же пруд. Таким образом, у Лейбница мы находим ещё одну оригинальную и содержательно-глубокую вариацию на , тему анаксагоровского "всё - во всём".

Перечень ссылок

1. Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - С.514.

2. Там же. - С.514.

3. Там же. - С.517.

4. Там же. - С. 533.

5. Николай Кузанский. Сочинения. -М., 1979. - Т.1. - С. 111.

6. Лейбниц Г.В. Сочинения. - М., 1982. - Т. 1. - С.422.

7. Там же. - С.405.

8. Там же. - С.425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.