Теория
«Все мыслимое может являться предметом науки».
Предисловие к публикации работ А. В. Чаянова Т. А. Савинова
Татьяна Александровна Савинова, кандидат экономических наук, начальник отдела Российского государственного архива экономики (РГАЭ). 119435 Москва, ул. Большая Пироговская, 17. E-mail: savin0va30@yandex.ru
Аннотация. В публикации представлены два доклада А. В. Чаянова, отражающие его представления о методологии работы по распространению агрономических знаний в крестьянской среде: «Методика популярных чтений» и «Характеристика и общие требования наглядности». Доклады сделаны на заседаниях Кружка общественной агрономии Московского сельскохозяйственного института в 1914-1915 годах и являются основой одной из глав монографии «Основные идеи и методы работы общественной агрономии».
Ключевые слова: А. В. Чаянов, Московский сельскохозяйственный институт, общественная агрономия, наглядные пособия, плакат
DOI: 10.22394/2500-1809-2023-8-1-6-10
Публикуются две работы А. В. Чаянова дореволюционного периода, представляющие собой его доклады на мероприятиях Кружка общественной агрономии при Московском сельскохозяйственном институте (МСХИ): «Методика популярных чтений» (23 октября 1914 года), «Характеристика и общие требования наглядности» (12 марта 1915 года), а также протокол прений по первому докладу. Впервые эти тексты были опубликованы в малотиражном сборнике, который сегодня является библиографической редкостью1.
Кружок общественной агрономии (КОА) сложился в МСХИ вокруг специального учебного курса «Общественной агрономии», который с 1906 года в форме семинарских занятий вел профессор А. Ф. Фортунатов. В основе этого предмета лежала давняя идея профессора о необходимости создания в России системы участковых агрономов, работа которых финансируется не из государственного бюджета, а за счет земств, и нацелена на помощь прежде все-
1. Материалы по внешкольному распространению сельскохозяйственных знаний. Вып. 1: Доклады А. В. Чаянова, Д. М. Шорыгина, А. А. Зубрилина, В. А. Кильчевского и А. А. Евдокимова, прочитанные на общих собраниях КОА в 1914-1915 гг. / Под общей редакцией проф. А. Г. Доярен-ко и А. В. Чаянова, с предисл. А. Г. Дояренко. М., 1917. С. 1-5, 71-77.
го крестьянскому, а не помещичьему хозяйству. Задачами земских, то есть неправительственных, общественных агрономов виделось изучение местных условий сельского хозяйства и положения крестьянского хозяйства, пропаганда среди местного населения передовых методов агрономии, а также идей кооперативного хозяйства и практическое содействие крестьянской кооперации. Преподавание в институте спецкурса «Общественной агрономии» ориентировалось на тех студентов, которые предполагали связать свою карьеру с поприщем земской участковой агрономии и кооперации.
Появление такого учебного курса, как и студенческого кружка, и бурное развитие самой земской агрономии стало возможно благодаря демократизации общественной жизни, происходившей на фоне Первой русской революции. В частности, реакцией правительства на многолетнее участие студентов в протестном движении стало принятие 11 июня 1907 года правил «О студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений» (Рязанцева, 2015: 74), на основе которых Совет МСХИ за шесть лет утвердил уставы 40 студенческих организаций, из них 20 просуществовали до 1917 года2, в том числе и Кружок общественной агрономии, созданный в 1908 году. Наступила «пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу», о которой с таким восторгом вспоминал Н. И. Вавилов.
Студент А. В. Чаянов, поступивший в МСХИ в 1906 году, был активным членом КОА и не раз выступал на его собраниях с докладами: «Два типа исторического развития систем полевого хозяйства», «Общественные мероприятия по сельскому хозяйству в Италии», «Организационный план хозяйства и кооперация», «История сельского хозяйства в Бельгии» (Чаянов, 2000: 137). По окончании института в 1911 году он был оставлен для написания диссертации, а с 1913 года начал преподавать, разделив со своим учителем Фортунатовым предметы цикла (кафедры) «сельскохозяйственной экономии», в том числе начал вести семинар по «Общественной агрономии и сельскохозяйственной кооперации».
Идеи «общественной агрономии» стали достоянием отнюдь не только узкой группы агрономов-экономистов, они овладели широкими массами российской сельскохозяйственной интеллигенции конца XIX — начала XX века, и Фортунатов был не столько их родоначальником, сколько одним из первых и наиболее ярких их выразителей. Стремление идти «в народ» жило среди профессуры и студенчества.
В 1902 году все университетские города России сотрясали мощные студенческие забастовки, в связи с чем занятия в МСХИ были прерваны. Тогда у группы младших преподавателей возник замысел
Т.А. Савинова «Все мыслимое может являться предметом науки»
2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9474. Оп. 1. Д. 8. Л. 590.
RUSSIAN PEASANT STUDIES ■ 202 3 ■ VOLUME 8 ■ No 1
_ 8 организовать чтения или беседы по своей специальности в рабочих
районах Москвы и в окрестных деревнях. Под руководством про-теория фессора политэкономии Н. А. Карышева была организована лекторская комиссия из ассистентов института, разработавшая несколько циклов популярных лекций-бесед и проводившая их в деревнях. В течение зимних месяцев в различных пунктах состоялось свыше 8о чтений. Одним из активных участников этого движения был А. Г. Дояренко, проведший тогда и позднее более 40 чтений-бесед. Став в 1913 году профессором кафедры общего земледелия МСХИ, Дояренко наладил тесные связи с кружками Общественной агрономии и Опытного дела. Уставом кружков не позволялось приглашать на их заседания посторонних лиц, и выход был найден в семинарах на кафедре общего земледелия, состав которых не регламентировался. Многолюдные собрания студентов были на докладах приглашенных агрономов М. Е. Шатерникова и А. А. Зубрилина, профессора М. Н. Вонзблейна, кооператоров В. А. Кильчевского и А. А. Евдокимова, президента Московского общества сельского хозяйства А. И. Угримова, экономистов П. П. Маслова и С. Л. Маслова3.
Относительно просветительских выступлений перед крестьянами Дояренко позднее отмечал, что за первым внешним их успехом «пришлось пройти сложную эволюцию отношений к разного рода беседам от увлечения ими до отрицания их значения, пока не было определено их место в общей культурно-просветительской работе, место чрезвычайно скромное, но все же не лишенное некоторого значения при благоприятствующих тому условиях» (Дояренко, 1917: IX). Важнейшими проблемами агрономических чтений Доя-ренко считал необходимость детального знания местных условий, а также выяснения особенностей деревенской аудитории, которые должны составить, по его мнению, предмет особой науки.
Именно эти проблемы ставил в центр своего внимания Чаянов в публикуемых здесь докладах. Чаянов предлагал земскому агроному использовать арсенал знаний современной педагогической науки и нарождавшейся науки о рекламе.
Структура первого доклада «Методика популярных чтений», несмотря на неопытность автора, уже характерна для Чаянова: общее положение крестьянского хозяйства, общие задачи агронома-педагога, а затем конкретные вопросы знания аудитории и приемов преподавания. Молодость лектора выдает лишь его утверждение, что «наличность сознательности не обязательна, т. к. она вообще не свойственна крестьянскому способу мышления, облекающему свой опыт в форму примет и поговорок». Как показали прения по докладу, далеко не все слушатели были согласны с этим утверждением.
Подобную схему мы встречаем и во втором докладе «Характеристика и общие требования наглядности». Здесь интересны рассужде-
3. РГАЭ. Ф. 9474. Оп. 1. Д. 8. Л. 592.
ния автора о плакате вообще, а затем дана схема систематизации плакатов по группам и применению их в качестве наглядных пособий. Этот жанр был не чужд и самому Александру Васильевичу. В 1916 году они вместе с художником Алексеем Рыбниковым создали плакат для Центрального товарищества льноводов «О том, как Кондрат с Пан-телеем свой лен продавали», который как раз и относился к группе плакатов, охарактеризованных в докладе. Он представлял собой популярную брошюру об обработке, хранении и транспортировке льна, развернутую в один лист. Удивляет предвидение Чаяновым тех основных качеств плаката, которым он должен был соответствовать, являясь главным наглядным пособием и рекламным средством на протяжении всего советского периода отечественной истории.
Впоследствии идеи, изложенные в докладах в КОА, Чаянов развил в шестой главе своей крупной работы «Основные идеи и методы работы общественной агрономии», написанной по материалам его учебного курса. От мысли, что для крестьянской аудитории «наличность сознательности не обязательна», он отказался. Эта книга относится к тем немногим его произведениям, которые еще при жизни автора выдержали три издания (1918, 1922, 1924) и были переведены на немецкий язык (1924), а затем дважды переиздавалась в избранных сочинениях (1967, 1989) (Библиография, 2020: 33, 38, 40, 41). Похоже, что и сам автор дорожил ею, ведь именно третье издание монографии было подарено коллеге и другу, возвратившемуся из эмиграции, с дарственной надписью: «Дорогому Николаю Павловичу Макарову с просьбой не пенять на меня за издательское] предисловие, ибо я о нем узнал, только получив уже саму книгу. А. Чаянов»4. В издательском предисловии говорилось, что автор хотя и не придерживается марксистской идеологии, но книга его является чуть ли не «единственным пособием по тому или иному практическому вопросу и отвечает насущной потребности момента», поэтому, взвесив все за и против, приходится ее публиковать.
Т. А. Савинова «Все мыслимое может являться предметом науки»
Библиография
Библиография школы Чаянова (2020): направления исследования. Методическое пособие / Сост. В. О. Афанасенков, И. А. Кузнецов, А. М. Никулин, Т. А. Савинова. М.: Издательский дом «Дело».
Дояренко А. Г. (1917). Предисловие. Характерные черты внешкольной работы агронома // Материалы по внешкольному распространению сельскохозяйственных знаний. Вып. 1 / Под общ. ред. проф. А. Г. Дояренко и А. В. Чаянова. С. У11-ХУ.
Рязанцева Н. Б. (2015). Опыт координации деятельности студенческих организаций университетов Российской империи // Петербургский исторический журнал. № 4. С. 65-82.
Чаянов В.А. (2000). А. В. Чаянов — человек, ученый, гражданин / Под общ. ред. члена-корреспондента РАН Г. И. Шмелева. М., 2000.
4. РГАЭ. Ф. 731. Оп. 1. Д. 4.
RUSSIAN PEASANT STUDIES ■ 202 3 ■ VOLUME 8 ■ N o 1
10
"Everything conceivable can be an issue of science"
Preface to the publication of Chayanov's works
теория
Tatyana A. Savinova, PhD (Economics), Head of the Department, Russian State Archive of Economy (RGAE). Bolshaya Pirogovskaya St., 17, Moscow, 119435. E-mail: savin0va30@yandex.ru
Abstract. The author presents two A. V. Chayanov's reports on the methodology for disseminating agronomic knowledge among the peasantry — "Popular readings' method" and "Characteristics and general requirements for visualization". Chayanov's presentations were made at the meetings of the Circle of Social Agronomy of the Moscow Agricultural Institute in 1914-1915 and became the basis of the chapter in his book Main Ideas and Methods of Social Agronomy.
Key words: A. V. Chayanov, Moscow Agricultural Institute, social agronomy, visual aids, poster