• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
A.В. КРАМОРЕНКО,
B.В. АСМИНИН
A.V. KRAMORENKO, V.V. ASMININ
ВРЕМЁН «ОЧАКОВСКИХ» И ВОЗВРАЩЕНЬЯ КРЫМА
«OCHAKOV» AND CRIMEA RETURN TIMES
Сведения об авторах. Краморенко Андрей Вячеславович — начальник научно-исследовательского управления НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга, доктор технических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);
Асминин Виталий Викторович — начальник научно-исследовательской лаборатории НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан-лейтенант, кандидат технических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. Воссоединение Крыма с Россией как масштабное историческое событие многогранно. Одним из его эпизодов стал подъём затопленных кораблей на входном фарватере озера Донузлав, своими корпусами преградивших путь потенциальному противнику. Авторы статьи — непосредственные участники подъёма — в научно-популярной форме излагают ход проведения этих самых крупных судоподъёмных работ, выполненных ВМФ России в современной истории.
Ключевые слова: «Очаков»; судоподъём; судоподъёмный отряд; стальные судоподъёмные понтоны; водолазные работы; водоотлив; буксировка.
Information about authors. Andrei Kramorenko — Head of Research Directorate at the Rescue and Underwater Technologies Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy», Captain 1st Rank, D. Sc. (Tech.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]);
Vitaly Asminin — Head of Research Laboratory at the Rescue and Underwater Technologies Research Institute, the Navy MESC «NavalAcademy», Lieutenant-Captain, Cand. Sc. (Tech.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).
Summary. Yet another anniversary of the unique operation to raise the «Ochakov» anti-submarine warfare ship and three sea diving vessels sunk at the entry channel to Lake Donuzlav prompted certain conclusions. In particular, that similar ship rescue actions can be performed only by highly skilled experts of Russia's Navy. The paper authors personally took part in the raising operation and relate in popular style the course of that ship-raising work by the Russian Navy that has no parallel in modern history.
Keywords: the «Ochakov»; ship raising; ship-raising squad; steel ship-raising pontoons; diving work; pumping; towing.
В МАРТЕ 2019 года исполнилось 5 лет с момента возвращения Республики Крым и главной базы Черноморского флота России в состав Российской Федерации. Эти события памятны всем, кто принимал в них непосредственное участие, и всем гражданам России, которые впервые за долгие десятилетия ощутили себя жителями по-настоящему Великой страны,способной не словом, а делом отстаивать свои геополитические интересы. Для НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» события марта 2014 года неразрывно связаны с последующим подъёмом большого противолодочного корабля (БПК) «Очаков» и трёх водолазных морских судов, затопленных на входном фарватере в озеро Донузлав во время назревавшего, но так, к счастью, и не состоявшегося военного противостояния1.
БПК «Очаков» до настоящего времени остаётся самым крупным
затонувшим надводным кораблём, поднятым в современной России, что делает это событие достойным подробного рассмотрения, в том числе и с исторической точки зрения. В названии статьи использована несколько изменённая строка из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума», созвучная и точно отражающая время и место происходивших событий.
Активные действия Черноморского флота России в период «Крымской весны» были связаны, в том числе, с обеспечением благоприятного оперативного режима на морском театре потенциально возможных военных действий. Одним из мероприятий являлось прекращение возможности входа и выхода боевых кораблей вероятного противника в удобную для базирования морских сил базу, расположенную в озере Донузлав в западной части Крымского полуострова. Узкий, шириной не более 220 м, рукотворный канал, соединявший Чёр-
ное море и пресноводное озеро Донузлав, 5 марта 2014 года был надёжно перегорожен корпусом крупного затопленного корабля «Очаков» проекта 1134Б длиной 173 м и стандартным водоизмещением без малого 7000 т, в носовой и кормовой оконечностях которого дополнительно были затоплены три сравнительно небольших водолазных морских судна ВМ-416, ВМ-413 и ВМ-232 проекта 535, каждое длиной 41 м и водоизмещением около 300 т.
Затопление производилось методом залива воды в отсеки, за исключением водолазного судна ВМ-416, находившегося в корме БПК «Очаков», которое было подорвано. БПК «Очаков», приняв около 1000 т воды, в течение 80 минут потерял поперечную остойчивость и лёг на левый борт с креном 70 градусов на глубине 12 м. При этом его правый борт на 6 м возвышался над водой. Из воды выступали и водолазные морские суда, за исключением подорванного судна,
А.В. КРАМОРЕНКО, В.В. АСМИНИН. Времён «Очаковских» и возвращенья Крыма •
Полностью спрямлённый «Очаков». Постановка корабля строго на ровный киль предопределила его дальнейший подъём и внушила веру всем участникам в правильность инженерных расчётов
надстройки которого оказались разрушены.
Затопленные корабли выполнили свою функцию, блокировав корабли украинских ВМС, однако по мере нормализации обстановки они стали существенным навигационным препятствием для функционирования военно-морской базы в посёлке Новоозёрное, порта и промышленного предприятия по добыче песка на косе Северная, расположенных на берегах озера Донузлав. Корабли также представляли экологическую угрозу расположенной поблизости курортной зоне с уникальным для Крымского побережья великолепным природным песчаным пляжем, а также препятствовали сезонному нерестовому ходу рыбы. Миллионы черноморских ласкирей громадным косяком упёрлись в вертикально стоящую палубу опрокинувшегося корабля и встали на вход в озеро, не соображая обойти внезапно появившееся препятствие. По вышеизложенным причинам командованием Военно-Морского Флота было принято решение о подъёме затопленных кораблей. Разработка технического проекта подъёма была поручена НИИ спасания и подъёмных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (далее — Институт), в состав которого входит единственный в нашей стране специализированный научно-исследовательский отдел подъёма затонувших объектов.
Рабочая группа Института в составе капитана 1 ранга А.В. Кра-моренко, старшего лейтенанта В.В. Асминина и капитан-лейтенанта И.В. Цатурова отправилась в Севастополь в начале апреля 2014 года самолётом через Москву. Характерной особенностью перелёта была пересадка в международном терминале, так как Крым ещё не был переведён на внутрироссийские рейсы. На душе было тревожно. Перед убытием сотрудники Института были предупреждены о необходимости соблюдать меры предосторожности в связи с нестабильной обстановкой, не ходить по одному и вообще находиться, по возможности, на корабле. Действительность буквально опрокинула все предвзятые мрачные представления. Крым встретил ярким весенним солнцем, а такого количества счастья на лицах людей — жителей Севастополя — не приходилось видеть ни до, ни
после. Горожане стряхнули с себя тяжесть предчувствия гражданской войны. Всюду манифестации с флагами, радостные приветствия, музыка. На площади Нахимова — скопление людей. На сцене поёт человек, похожий на Иосифа Кобзона. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это и есть сам Иосиф Давыдович! По сравнению с закрытым образцовым городом моряков советского времени Севастополь 2014 года показался пыльным и неухоженным, но это был тот самый родной и дорогой сердцу Севастополь, ожидающий светлого будущего.
Расстояние от Севастополя до озера Донузлав составляет чуть более 90 миль. Ночной переход — и уже утром инженеры высадились на лежащий на боку «Очаков». Человек остро ощущает наклон палубы корабля. При совсем, казалось бы, небольшом крене, равном 10 градусам, стоять на ней практически невозможно. При 70-градусном крене «Очакова» перемещаться по борту и стенкам его надстроек приходилось с величайшей осторожностью и большим трудом. Громада затонувшего корабля и его техническое состояние требовали принятия нестандартных решений в условиях свойственного проведению большинства судоподъёмных работ дефицита технических средств, времени и финансирования.
Затопленный БПК «Очаков» внешне мало напоминал боевой корабль своего проекта. В свой последний поход он вышел из заводского ремонта на буксире
в сильно разобранном виде. По сути, от корабля оставался один только голый корпус, без механизмов, систем и вооружения. Межотсечные переборки и палубы были повсеместно проницаемыми, и количество отверстий и проёмов в них не поддавалось учёту. Опыт предыдущих подъёмов подсказывал, что корабль при затоплении наверняка получил повреждения корпуса в районе контакта с грунтом, объём и характер которых определить было невозможно. Всё вышеперечисленное ставило перед инженерами — специалистами в области судоподъёма непростую задачу выбора способа и технологии проведения этой операции. Инженер на судоподъёме — ключевая фигура, так как именно инженеры, а не водолазы, как это принято думать, поднимают затонувшие корабли.
Звучавшие со всех сторон идеи «всё взорвать» или «попилить на куски» были сразу и решительно отвергнуты как вредные и ведущие в никуда. В памяти были свежи негативные примеры безрезультатных попыток расчистки от остовов списанных кораблей акватории бухты Труда на острове Русском в 2010—2011 гг. методом подрыва, а также вялотекущий подъём по частям списанного сторожевого корабля «Неукротимый», затонувшего в 2012 году в Балтийске2. Несмотря на применение мощного 500-тонного плавкрана, подъём затянулся на несколько лет и, как оказалось в итоге, полностью так и не был завершён. Единственно верным
и безальтернативным являлось решение поднимать БПК «Очаков» целиком. Концепция подъёма в итоге заключалась в следующем. Первым делом необходимо было спрямить опрокинувшийся корабль и поставить его на ровный киль. Затем следовало вынести из воды главную палубу корабля, что позволило бы откачать воду из корпуса и завершить подъём.
Технический проект подъёма БПК «Очаков», разработанный НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на основе утверждённой концепции, содержал технологию работ, инженерные расчёты, календарный план-график подъёма, перечень необходимых технических средств, расходных материалов и технологической оснастки. Разработчики проекта не были вольны в выборе технических средств и вынуждены были довольствоваться имевшимися в наличии. И если технических средств водоотлива с учётом применения четырёх новейших гидравлических насосных станций ВСА-500 производительностью 500 кубометров воды в час каждая было достаточно, то грузоподъёмности парка стальных судоподъёмных понтонов для постановки корабля на плав явно не хватало. Подъёмная сила имевшихся в наличии двух 400-тонных, четырёх 200-тонных и четырёх 80-тонных судоподъёмных понтонов составляла чуть больше половины от требуемой величины, что предопределило необходимость выполнения трудоёмких работ по герметизации корпуса корабля с целью создания подъёмных усилий за счёт осушения его внутренних объёмов. Работы предстояли крупномасштабные и сложные, завершить которые требовалось не позднее сентября, до наступления периода осенних штормов.
В соответствии с приказом командующего Черноморским флотом для подъёма БПК «Очаков» был сформирован судоподъёмный отряд, в составе которого в работах приняли участие спасательное судно «ЭПРОН», килектор КИЛ-158, противопожарное судно ПЖС-123, 100-тонный плавкран ПК-3100, буксиры РБ-136, РБ-247, РБ-389, МБ-173, МБ-31, водолазные морские суда ВМ-125, ВМ-154, ВМ-911 и новейший многофункциональный спасательный катер СМК-2094.
Непосредственно на объекте работали аварийно-спасательная партия 145-го аварийно-спасательного отряда и такелажная группа ФГУП «13 Судоремонтный завод Черноморского флота». Руководителем работ был назначен начальник УПАСР Черноморского флота капитан 1 ранга Юрий Анатольевич Афанасенко. Судами в районе командовал капитан
1 ранга Сергей Васильевич Игнатов. Инженерную группу, в состав которой входили прикомандированные разработчики проекта, возглавлял капитан 1 ранга запаса Василий Фёдорович Бех. Начальниками рабочих смен в разное время являлись капитан 2 ранга Владимир Александрович Левин, капитан 3 ранга Андрей Сергеевич Маторин,капитан-лейтенант Ханахмед Алладин Оглы Аскяров, капитан 2 ранга Александр Владимирович Подгорный. Водолазными работами руководил капитан
2 ранга Владимир Викторович Кучерявый. Парком судоподъёмных понтонов заведовал мастер спасательной команды АСП служащий Василий Валентинович Русанов. Всего на объекте с учётом водолазов трудились 89 человек, не считая обеспечивающих специалистов, находившихся на судах.
Работы по подъёму БПК «Очаков» начались 11 июля. На этот момент были подняты и отведены вглубь озера Донузлав малые затопленные суда ВМ-416, ВМ-413 и ВМ-232. Их подъём с помощью 80-тонных понтонов и портала килекторного судна стали своеобразной репетицией предстоящего большого подъёма. Необходимо было повернуть на 70 градусов затонувший корабль массой без малого 3300 т, для чего требовалось создать расчётный спрямляющий момент величиной 11 тыс. тоннометров. Размещению необходимого количества спрямляющих судоподъёмных понтонов вдоль палубы корабля мешали надстройки. По этой причине было найдено и применено эффективное, но давно позабытое решение, связанное с размещением на выступающем из воды борту корабля навесных понтонов, заполняемых водой для увеличения массы.
Гарантией успеха и безопасности стали применение надёжных стальных стропов и прочная установка приварных проушин, за которые эти стропы крепи-
лись. Стропы были изготовлены промышленным предприятием «Севзапканат», а проушины было поручено приваривать профессиональным сварщикам под руководством Станислава Вячеславовича Захаренко.
Во избежание травм и падений корпус лежащего на борту корабля окружили переходными мостками и леерами.
В составе рабочих смен несли дежурство представители медицинской группы 1472-го военно-морского госпиталя. Умелые и выверенные действия работавших на подъёме специалистов в конечном итоге оставили медиков без работы, не считая смазывания зелёнкой многочисленных лёгких порезов кожи, вызываемых любым, самым незначительным контактом с острыми кромками створок миллионов мелких мидий, быстро и густо облепивших затонувший корабль и появившихся из воды после его спрямления. Руководитель работ нашёл занятие изнывающим от бездеятельности медбратьям, поручив им вести журнал учёта событий, что стало сущим наказанием для инженеров, которые по достоинству оценили легендарную неразборчивость «медицинского» почерка.
2 августа всё было готово к спрямлению корабля. На борту расположились заполненные водой четыре 200-тонных понтона общей массой 1100 т. Под водой остропили и начали продувать два 400-тонных понтона, которые упирались в свободную палубу в районе носового и кормового погребов зенитных ракет. Песчаный грунт практически не создавал отрывного сопротивления, и несколько раньше намеченного срока БПК «Очаков» резко провернулся сразу на 30 градусов.
Во внутренних объёмах выступавшего из воды борта корабля подскочило давление, что привело к появлению многочисленных фонтанов, бивших из всех мелких отверстий. Полной продувкой 400-тонных понтонов удалось уменьшить крен ещё на 4 градуса. Дальнейшее спрямление было невозможным, так как навесные понтоны вошли в воду и потеряли большую часть своего веса, а спрямляющие понтоны, наоборот, вышли из воды, потеряв подъёмную силу. Дальнейшее спрямление обеспечили, укоротив
А.В. КРАМОРЕНКО, В.В. АСМИНИН. Времён «Очаковских» и возвращенья Крыма •
стропы спрямляющих понтонов и снова «загнав» их под воду. 5 августа БПК «Очаков» стоял ровно, без крена. Все без исключения участники работ поверили в силу инженерных расчётов. Казалось, что завершение работ где-то не за горами. Вместе с тем следующий большой успех пришлось ждать почти целый месяц.
Корпус спрямлённого корабля оказался скрытым под водой практически по всей длине главной палубы. Из воды выступали приподнятая красиво изогнутая носовая оконечность и палуба надстройки с башнеподобной мачтой и с маленьким островком в районе кормового погреба зенитных ракет. Именно здесь находился ключ к успеху — единственный теоретически поддающийся герметизации достаточно крупный объём в кормовой оконечности корабля. Довольно быстро понтонами была поднята с грунта носовая оконечность корабля и загерметизирована, что позволило переставить в корму две пары 200-тонных и пару 80-тонных понтонов. Полное осушение кормового погреба и прилегающих помещений объёмом 1100 кубических метров позволяло поднять с грунта корму корабля. 8 августа была предпринята первая попытка откачки погреба, завершившаяся полным провалом. Несмотря на использование двух мощных гидравлических насосов суммарной производительностью 1000 кубометров в час, уровень в отсеке даже не шелохнулся. Спуски водолазов показали наличие в нижней части отсека множества мелких пробоин и технологических вырезов, которые свободно пропускали воду. Установка более 20 пластырей и пробок оказалась безрезультатной. Начался долгий процесс поиска и устранения мест водотечности, который осуществлялся как внутри погреба, так и со стороны смежных отсеков. При этом большую отвагу и умение проявили водолазы, вынужденные уходить внутрь корпуса на три-четыре палубы ниже, проходя по узким коридорам и шахтам в темноте, при свете фонарей, рискуя зацепиться за выступающие крепления кабелей,трубопроводов и демонтированного оборудования.
Всего, по данным журнала событий, водолазы установили внутри носовых и кормовых осушаемых отсеков 255 пластырей и
223 деревянные пробки, которые изготовлялись по результатам выполняемых замеров на специально оборудованном производственном участке. Неприятным событием стало обнаружение вертикальной трещины в борту корабля, который разорвался при ударе о грунт во время затопления. Заделку трещины водолазы производили забиваемыми впритык деревянными клиньями, число которых превосходило сотню.
Поиск мест водотечности производился следующим образом. Погружённые в отсек насосы выхватывали воду, уровень которой понижался до момента наступления баланса, когда количество поступающей воды сравнивалось с их производительностью. В отсек погружались водолазы, которые по току воды определяли очередные места её поступления в отсек. Их заделывали, и процесс возобновлялся. Каждый раз уровень воды в отсеке опускался все ниже и ниже.
28 августа очередная, десятая по счёту, пробная откачка воды из кормового погреба позволила осушить его на 8 м ниже уровня моря. Специалисты приступили к подготовке генеральной откачки, назначенной на 30 августа.
Четыре водоотливных агрегата ВСА-500, два эжектора ВЭЖ-19, три эжектора Н-5000, четыре мотонасоса ДНА-60/25, 12 электронасосов различной конструкции обеспечили суммарную производительность 4250 кубометров в час. Водоотливные средства быстро осушили погреб. Корабль дрожал от напряжения, но не поднимался. Настал решительный момент, когда последнее усилие решает исход дела. Им стало затопление расположенного в носовой оконечности сравнительно малого свободного объёма — форпика. Высказанное инженерами предложение заполнить форпик водой сначала вызвало недоумение у руководителя: «Как так, столько сил потратили на подъём носовой оконечности, а её предлагают затопить?» Однако логика инженерных расчетов была убедительна, к тому же положительный эффект не заставил себя долго ждать. Корма стремительно оторвалась от грунта. Корабль, сохраняя благодаря понтонам строго вертикальное положение, устремился вверх. Надводный борт увеличивался с каждой минутой до тех пор, пока
не перестали работать высоко вышедшие из воды судоподъёмные понтоны. Корабль получил небольшой крен, что стало сигналом об окончании генеральной откачки. Цена успеха характеризуется следующим показателем, трудно укладывающимся в голове: с момента начала работ, по данным учёта, было перекачано 300 000 кубометров воды!
1 сентября БПК «Очаков» подошедшими буксирами был убран с фарватера, который вновь стал судоходным, и поставлен кормой к пирсу, расположенному поблизости. Отбуксировать корабль вглубь озера мешала большая осадка, которую уменьшали в течение десяти дней, выгружая судоподъёмное оборудование, переставляя понтоны и осушая самые глубокие трюма.
Эпопея подъёма БПК «Очаков» завершилась 11 сентября, ровно через два месяца после начала работ. Буксиры повели его вглубь озера Донузлав по узкому водному проходу. Со стороны казалось, что корабль движется по сухой крымской степи. Особенно эффектным оказался момент, когда БПК «Очаков» вели мимо открытого в июле 2014 года в посёлке Новоозёрное памятного знака в виде известняковой стелы с мраморной надписью, увитой георгиевской лентой: «В память о кораблях, затопленных в марте 2014 года за воссоединение Крыма с Россией».
Подъём этих кораблей и судов на фарватере озера Донузлав стал убедительным подтверждением стремления нашего государства развивать и беречь Крым, вновь обретённый Россией свободным волеизъявлением его жителей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Краморенко А.В., Асминин В.В., Бех В.Ф. Большая донузлавская эпопея: водолазные работы при подъёме большого противолодочного корабля «Очаков» // Журнал «Нептун. Водолазный проект». 2015. № 2. Краморенко А.В., Асминин В.В. Подъём большого противолодочного корабля «Очаков» // Морской сборник. 2015. № 5.
2 Краморенко А.В., Агеев А.С. Опыт проведения работ по подъёму сторожевого корабля «Неукротимый» проекта 1135М в военной гавани г. Балтийска // Ломоносов: Информационный сборник СПАСР ГШ ВМФ. 2015. Выпуск 27. ■