Научная статья на тему 'Время в образе мира профессионала'

Время в образе мира профессионала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА ПРОФЕССИОНАЛА / ПЕРЦЕПТИВНЫЙ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ / ЯДЕРНЫЙ СЛОИ ОБРАЗА МИРА / ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисова Т.Н.

В статье представлены результаты эмпирического исследования вре­менной составляющей образа мира представителей разнотипных профессий. В выборку вошли 434 специалиста разных типов профессий. Показано, что содержание временной составляющей образа мира разнотипных профессионалов различается в зависимости от особенностей профессионального мышления и мировоззрения и профессионального отношения ко времени и его составляющим. В перцептивном и семантическом слоях образа мира разнотипных профессионалов категории времени, прошлого, настоящего и будущего представлены по-разному, и эти различия связаны с типом профессии. Полученные результаты позволяют также выделить факторы, конструирующие образ времени у профессионалов, более значимые, чем принадлежность к одному типу профессий. Это условия труда, временной режим работы, доля определенных временных задач в конкретной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время в образе мира профессионала»

ВРЕМЯ В ОБРАЗЕ МИРА ПРОФЕССИОНАЛА

© Денисова Т.Н.*

Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда

В статье представлены результаты эмпирического исследования временной составляющей образа мира представителей разнотипных профессий. В выборку вошли 434 специалиста разных типов профессий. Показано, что содержание временной составляющей образа мира разнотипных профессионалов различается в зависимости от особенностей профессионального мышления и мировоззрения и профессионального отношения ко времени и его составляющим. В перцептивном и семантическом слоях образа мира разнотипных профессионалов категории времени, прошлого, настоящего и будущего представлены по-разному, и эти различия связаны с типом профессии. Полученные результаты позволяют также выделить факторы, конструирующие образ времени у профессионалов, более значимые, чем принадлежность к одному типу профессий. Это условия труда, временной режим работы, доля определенных временных задач в конкретной трудовой деятельности.

Ключевые слова образ мира профессионала; перцептивный, семантический, ядерный слои образа мира; время.

Леонтьев А.Н., продолжая разработку теории сознания, заложенную Выготским Л.С., заложил основы психологической концепции образа мира. Образ мира является интегральной характеристикой психического, т.к. «всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т.е. в некоторое целое» [7, с. 260]. Предлагается рассматривать три слоя образа мира: перцептивный мир, картина мира (семантический слой), образ мира (ядерный слой). Перцептивный мир - более близкая к поверхности структура, модель самих объектов мира, которая движется совместно с текущей деятельностью. Семантический слой является переходным между поверхностными и ядерными структурами. Составляющими ядерного, амодального, слоя являются личностные смыслы.

Профессиональный образ мира определяется как интегрированная характеристика системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией, и особенно имеет отношение к тем людям, для которых профессия становится образом жизни [6]. Специальные исследования, подтверждающие специфичность образа мира профессионала, были проведены В.П. Серкиным, который доказал, что функциональный генез образа мира как интегральной системы значений детерминирован профессиональной и другими деятельно-стями субъекта [8].

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Образ мира строится на основе временной схемы мира. Ю.К. Стрелковым выделены следующие временные характеристики образа мира профессионала: длительность и переживание длительности, ритм, срок, сеть сроков, синхронизация, разрывы и деформации временной связности, многоас-пектность одновременно отслеживаемых и переживаемых временных процессов. Неравномерность, обратимость и непоследовательность этих процессов является одной из характеристик субъективности образа мира [9].

Изучению временных особенностей образа мира профессионалов посвящено пока немного исследований в психологии труда. Исследование Е.Ю. Артемьевой оценок временных интервалов у летчиков показало, что семантика времени у них особая [1]. Енькова Л.П., изучая профессиональную спецификацию представлений о времени жизни моряков-судоводителей, выявила у них суженную временную перспективу, представления о времени жизни как о дискретном [4]. Схожая тематика - пространственно-временные компоненты образа мира моряков в условиях длительного рейса - представлена в исследовании О.А. Истоминой [5]. В работе Н.Н. Бахтиной выделен аспект пространственно-временной организации профессиональной деятельности и образа мира инспекторов рыбоохраны [2].

В нашем эмпирическом исследовании выдвинута гипотеза: профессиональная специфика времени отражается в перцептивном и семантическом слоях образа мира субъекта труда, при этом по-разному представлена в перцептивном и семантическом слоях образа мира разнотипных профессионалов.

В исследовании принимали участие представители разных типов профессий: «Человек-человек» (ЧЧ): 144 чел.; «Человек-знак» (ЧЗ): 100 чел.; «Человек-образ» (ЧО): 70 чел.; «Человек-техника» (ЧТ): 100 чел.; «Человек-природа» (ЧП): 60 чел.

Использовались методики: 25-шкальный семантический дифференциал Ч. Осгуда (семантическое оценивание времени и его составляющих - прошлого, настоящего и будущего); проективная методика «Нарисуй время»; цветовой ассоциативный тест. Статистическая обработка полученных данных производилась с использованием критерия х2 и кластерного анализа.

Анализируя семантические универсалии времени (значимые общегрупповые характеристики) у разнотипных профессионалов, мы можем отметить значительно меньшее количество эмоционально-оценочных определений у представителей ЧТ и ЧЗ, чем у представителей других типов профессий. Лидерство принадлежит ЧЧ, затем следуют ЧО и ЧП. Характерным для них является «очеловечивание» времени, наделение его такими характеристиками как жизнерадостное, радостное, выражение своего позитивного отношения к нему - хорошее, любимое, приятное (только у ЧЧ и ЧО). Используются кинестетические характеристики - свежее (только у ЧЧ и ЧО), что может говорить о том, что время «ощущается» ими на уровне тела, проецируется на телесный образ Я (перцептивный слой образа мира).

Выявлены и количественные различия в оценках времени и его составляющих. При подсчете количества характеристик оцениваемых понятий, которые вошли в семантические универсалии, показано, что у группы ЧЧ выделяются 35 значимых характеристик, у ЧО и ЧП - по 22, у ЧЗ - 9, а у ЧТ - 0.

Проведенный кластерный анализ показал, что в первую очередь объединяются оценки ЧЧ и ЧО, к ним присоединяются оценки ЧЗ, а затем - ЧТ и ЧП. Среди характеристик времени ЧП присутствуют такие, которых нет в оценках представителей других типов, - тяжелое, хаотичное. В исследовании пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий, проведенного И.И. Черемискиной, отмечается, что представители биономических профессий считают свое профессиональное время тяжелым [10]. Поскольку в нашей инструкции к семантическому дифференциалу предлагается оценить просто время, а не профессиональное время, то наши данные свидетельствуют о том, что в сознании многих профессионалов время рассматривается через призму профессионального мировоззрения.

Таким образом, семантические структуры времени у разнотипных профессионалов различаются, и это различие может быть объяснено профессиональной принадлежностью. Представители ЧЧ используют самое большое количество эмоционально-оценочных характеристик времени, представители ЧТ и ЧЗ - самое меньшее. Оценки профессионалов типа ЧЧ отличаются самой большой групповой согласованностью. В большей степени схожи оценки ЧЧ и ЧО. Общее в их профессиональной деятельности - значимость эмоционально-оценочной составляющей для дифференциации объектов мира - проявляется и при оценивании времени.

Следует отметить и сходство в оценках времени для всех профессионалов: время активное, быстрое, дорогое. Нами было уже выявлено ранее, что эти характеристики являются базовыми характеристиками времени у здоровых трудоспособных лиц (взрослая норма) [3].

Доказательство гипотезы осуществлялось также с помощью проективной методики «Нарисуй время» и цветового ассоциирования.

Мы предположили, что субъективное значение времени связано с особенностями профессионального мышления, мировоззрения, и это будет отражаться при проективной репрезентации категории времени: проявляться в размере рисунков времени, вариантах изображения времени, количестве цветов, использованных для рисования, выборе определенных цветов при цветовом ассоциировании. Если это верно, то представители типов ЧЧ и ЧО в большей степени, чем представители других типов профессий, ориентированные на внимание к нюансам, тонкие эмоциональные оттенки, будут использовать в рисунках времени большее количество цветов. Профессиональное понимание значимости времени будет выражено в рисунках ЧЧ, ЧО, ЧП большим размером рисунков и соответствующим выбором цветов.

При анализе рисунков было выявлено, что в изображениях времени у разнотипных профессионалов отражается их направленность на предмет труда: представители типов ЧЧ, ЧО, ЧП чаще ориентируются на биологические (живые - люди, природа) объекты, представители ЧТ и ЧЗ - на абстрактные и неживые (технические) объекты.

Рисунки были классифицированы в зависимости от размера рисунка относительно листа. Полученные данные достаточно убедительны. Представители типа ЧЧ в 66 % случаев и представители типа ЧО в 59 % случаев рисуют время на 3/4 листа либо крупнее. У 60 % представителей ЧТ рисунки на 73 листа и меньше, причем из них большая доля - на :/8 листа и меньше. У половины представителей ЧЗ рисунки на 73 листа и меньше. Представители ЧП занимают промежуточное положение. Максимальные различия выявляются между размерами рисунков ЧЧ и ЧТ, ЧЧ и ЧП, ЧО и ЧТ, ЧО и ЧП. Отсутствуют различия между размерами рисунков ЧЗ и ЧТ, т.е. профессионалы, ориентированные на предметно-техническую среду (ЧТ и ЧЗ), в значимой степени схожи в представлениях времени. Типу ЧЧ, как и в предыдущих случаях, в большей степени соответствует тип ЧО.

Анализ данных цветового ассоциирования и статистический анализ результатов, проведенный с помощью критерия х2, показывают, что группа ЧП значимо отличается в своих цветовых предпочтениях от предпочтений всех остальных профессионалов. ЧТ значимо отличается от ЧЧ и ЧП. ЧО значимо отличается от ЧЧ и ЧП. ЧЗ значимо отличается от ЧП. ЧЧ значимо отличается от ЧО, ЧТ и ЧП.

Таким образом, в перцептивном и семантическом слоях образа мира разнотипных профессионалов категория времени представлена по-разному, и эти различия связаны с типом профессии. Семантические структуры времени, прошлого, настоящего и будущего у разнотипных профессионалов различаются в зависимости от особенностей профессионального мышления и мировоззрения и профессионального отношения ко времени. В наибольшей степени различия касаются прошлого, в наименьшей - настоящего и будущего. Сходство оценок настоящего у всех профессионалов - в его активности, что вполне согласуется с необходимостью проявления активности самим субъектом труда в настоящем.

В ряде случаев более значимым фактором, определяющим сходство оценок времени, является не принадлежность к одному типу профессии, а иные характеристики трудовой деятельности: как временные, так и невременные, например: роль знака (музыканты и ЧЗ), манипулятивно-технический характер работы (медсестры и ЧТ, музыканты и ЧТ). Эти данные лишний раз подчеркивают, что условия труда в любом случае являются важнейшим фактором категоризации объектов мира.

Классификация профессий по типам не всегда срабатывает, когда мы учитываем временные категории. Можно выделить две линии интерпретации.

1. Представления объектов мира (в т.ч. времени) разнотипными профессионалами связано с особенностями профессионального мышления, направленностью на предмет труда: ЧЧ, ЧО ориентированы на эмоционально-оценочную составляющую. ЧТ, ЧЗ и частично ЧП - на объективную. Учитывается также форма репрезентации объектов мира (в т.ч. времени): точность, четкость, ориентация на детали; ориентация на биологические или искусственные объекты; значимость эмоциональной составляющей и ее цветовые корреляты; значимость отдельных шкал при оценивании.

2. Содержание именно временной составляющей. Возможно, сходство в оценках времени между профессионалами, принадлежащими к разным типам, вызвано единством тех временных задач, которые они решают.

- Задачи синхронизации с другим человеком, без чего осуществление профессиональной деятельности просто невозможно. Здесь схожи психологи и музыканты-исполнители оркестра.

- Задачи временного упорядочения, временные синтезы. Активный разбор и учет прошлого - схожи психологи и педагоги; постоянный учет и прошлого, и настоящего, будущего: схожи психологи, учителя, лесники, агрономы; учет в настоящем отдаленного прошлого и будущего - на десятилетия: схожи психологи, лесники, учителя

- Ориентация на цель (при этом неважно, сколько времени займет ее достижение). Схожи практические психологи и художники.

- Необходимость учитывать сроки, точность, определенное количество операций за рабочий день. Схожи медсестры, учителя, бухгалтеры, программисты, музыканты.

- Длительность настоящего. При оценке длительности делается акцент на определенных временных интервалах, профессионально значимых.

- Чувство времени, необходимое для осуществления конкретных трудовых операций (секунды, минуты) - является ли оно профессионально значимым или нет.

- Учет ритмов, повторяемость, периодичность, цикличность. Схожи музыканты (ритмы мелодий), шоферы (определенное количество рейсов), лесники, агрономы (длительные ритмы работы, согласующиеся с природными), учителя (урок).

Полученные результаты позволяют выделить факторы, конструирующие образ времени у профессионалов, возможно, более значимые, чем принадлежность к одному типу профессий. Это условия труда, временной режим работы, доля определенных временных задач в конкретной трудовой деятельности и пр.

Список литературы:

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

2. Бахтина Н.Н. Профессиональное время субъекта как основание для психологической квалификации профессий // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - Магадан: изд. СВГУ 2008. - Вып. 10. -130 с. - С. 68-71.

3. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. Монография. - Вологда: ВГПУ, 2008. - 162 с.

4. Енькова Л.П. Структура и содержание временной компетентности в контексте психолого-педагогического образования // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2011. - № 4 (7). - С. 97-100.

5. Истомина О.А. Пространственно-временные компоненты образа мира моряков в условиях длительного рейса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / О.А. Истомина. - Хабаровск, 2005. - 199 с.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1995. - 224 с.

7. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - Т. 2. - М.: «Педагогика», 1983. - С. 251-262.

8. Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / В.П. Серкин; Моск. гос. ун-т. - М., 2005. - 48 с.

9. Серкин В.П., Стрелков Ю.К. Структуры и временные характеристики образа мира // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. - Магадан: Кордис, 2002. - Вып. 2. - С. 91-136.

10. Черемискина И.И. Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий: дис. .канд. психол. наук: 19.00.03. - Владивосток, 2008. - 243 с.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КИБЕРСПОРТА

© Шаховцев П.А.*

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург

Данная статья ставит своей целью расставить все точки над «i» относительно дальнейшего употребления термина киберспорт, изучить историю становления киберспорта в Российской Федерации и городе Санкт-Петербурге и, определившись с терминологией подготовить почву для дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: киберспорт, геймер, киберспортсмен, жанры компьютерных игр, компьютерный клуб, игровая приставка.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.