Научная статья на тему 'Время реформ. Стагнирующая экономика Армении и четвертая промышленная революция'

Время реформ. Стагнирующая экономика Армении и четвертая промышленная революция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук
Ключевые слова
кризис / Четвертая промышленная революция / коррупция / экономика

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашот Тевикянкризис

В РА есть много вопросов и проблем, стоящих перед экономикой, и экономические успехи, рост за последние полтора года не сопровождались повышением благосостояния общества. Армения относится к странам с несостоявшейся рыночной экономикой. За 25 лет реформ Армения опустилась ниже усредненного уровня с характеристиками типичной малой и со слабой экономикой страны. В статье исследуются причины подобного положения и предлагаются некоторые пути выправления ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME FOR REFORMS: STAGNATING ECONOMY OF ARMENIA AND THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

There are many issues and problems in the economy of Armenia, as the economic growth in the last 1.5 years was not accompanied by increase in welfare of the society. Armenia is among the failed market economies.. During the 25 years of reforms Armenia declined to a lower than average level, with characteristics of a typical small and weak economy. The reasons for such situation are studied in the article and some ways to amend these conditions are proposed.

Текст научной работы на тему «Время реформ. Стагнирующая экономика Армении и четвертая промышленная революция»

ВРЕМЯ РЕФОРМ. СТАГНИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИКА АРМЕНИИ И ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Ашот Тевикян'

Ключевые слова: кризис, Четвертая промышленная революция, коррупция, экономика.

Бывший премьер на одном из последних заседаний своего кабинета заявил, что есть много вопросов и проблем, стоящих перед экономикой, и экономические успехи, рост за последние полтора года не сопровождались повышением благосостояния общества.

Номинальный ВВП на душу населения Армении в 2015г. по списку МВФ составил $3,534.0 (117 место в списке 186 стран). Спустя 8 лет после кризиса 2008г. сохраняется высокий уровень безработицы, нищеты и бедности. Социологические опросы выявляют безработицу на уровне, близком к 28% (официально - 18.5%). И что особенно беспокоит - это параллельно идущие процессы сохранения высокого уровня безработицы и неуклонного снижения численности экономически активного населения, которое отрицательно влияет на изменяющую социальную структуру, выделяя в ней хорошо управляемую прослойку людей, не имеющих постоянной работы или перебивающихся непостоянными заработками, так называемый «прекариат». Феноменом нашего общества стали «работающие бедные».

Уровень бедности в 2014г. в Армении, согласно Всемирному банку, составляет 76% ее населения (т.е. те, кто в день тратит меньше $5), а 26% - тратят в день меньше $2.5. В условиях отсутствия улучшения реального благосостояния у большей части населения в стране сформировалась застойная бедность или, как мы называем, неравенство за порогом безопасности.

' Член Евразийского экспертного клуба, к.э.н., доцент.

Экономика страны в состоянии стагнации, структурной деградации, с углубляющимся экономическим отставанием от других стран. Обусловленные крайне плачевной социально-экономической ситуацией, сохраняются высокие темпы миграции, прямые инвестиции в экономику сокращаются, растет внешний долга страны (свыше 51% от ВВП). С такими показателями экономического развития Армения относится к странам с несостоявшейся рыночной экономикой.

За 25 лет реформ Армения опустилась ниже усредненного уровня с характеристиками типичной малой и со слабой экономикой страны «третьего мира», с сильно выраженной поляризацией уровней личных доходов, кланово-криминальной, клепто-олигархической государственной системой управления. Армения построила весьма примитивную модель сырьевой экономики, к тому же - во многом зависящую от российских энергоносителей и от переводов армянских гастарбайтеров и диаспоры из-за рубежа. Экономическая деструкция, царящее в обществе ощущение отчаяния ставит под вопрос стабильность страны, что не могло не сказаться на политических процессах и устойчивости ситуации в республике.

Такая модель экономики и связанная с нею достаточно архаичная общественная система не позволяют Армении надеяться на глубинную модернизацию. Для развития у РА, в отличие от других стран, просто нет собственных ресурсов. Единственный оставшийся ресурс - это эффективные рыночные институты и методы управления, а также человеческий капитал. Соответственно, связанные друг с другом проблемы государственной безопасности и эффективного управления социально-экономическими процессами, а также вопрос их реализации выходят на передний план. Это возможно, если наша страна освободится от истощающей ее коррупции, монополизации в социально-экономической и общественной жизни, общественной раздробленнсти по множественным линиям раскола и, прежде всего, по линии углубляющегося социального разрыва. Среди необходимых изменений - развитие конкуренции, судебная защита собственности, для чего надо обеспечить реальную независимость суда от влияния исполнительной власти, кардинальное снижение административного давления на бизнес, повышение качества государственного регулирования экономических процессов.

Мы исходим из безусловного факта, что будущее процветание нашей страны и нации зависит от проведения глубоких институциональных реформ и внесения качественных изменений в структуру экономики, что необходимо для эффективного использования материальных, людских и финансовых ресурсов в экономике, а также быстрого наверстывания отставания, сокращения возникшего разрыва с развитыми и динамично растущими странами.

Для осуществления подобных реформ принципиально важен мобилизационный общественный проект, который предполагает консолидацию социума вокруг общих целей безопасности, развития и идеологии национального общего блага. В рамках этого проекта потребуется разработать стратегический план модернизационного, устойчивого и динамично ускоренного развития страны1. Это следует сделать в условиях консенсуса и совместной деятельности общества и экспертного сообщества, с одной стороны, правительства и руководства страны - с другой.

Ключевым звеном стратегического плана должен стать комплекс мероприятий (бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, внешнеэкономическая, конкурентная, институциональная политика), направленных на полную и безусловную реализацию правительственного постановления от 15.12.2011г. «Стратегия ориентированной на экспорт промышленной политики из РА», также законодательных актов « О государственном содействии инновационной деятельности» (утвержден 23.05.2006г.), «О промышленной политике» (утвержден 12.12.2014г.) и «О военно-промышленном комплексе» (утвержден 25.03.2015г.) и сопутствующих им нормативных актов. Кстати, первый закон требует обновления, определенные новации должны претерпеть и другие нормативные акты.

В своем интервью (31.08.2016г.) профессор А.Тавадян указывал, что для обеспечения серьезного экономического развития Армении нужно довести соотношение экспорта к ВВП до 30% (сейчас этот показатель составляет 16%), при целевом показателе обеспечения ежегодного 7%-го экономического роста. Предполагается, что в структуре экспорта должен быть высоким показатель поставок готовой продукции.

1 Директор Института ЕАЭС В.Лепехин, «Модернизационный план Армении: устойчивая динамика ускоренного развития», http://www.soyuzinfo.am/rus/analitics/detail.php7ELEMENT_ID =870&sphrase_id=1274.

Здесь напрашиваются три вопроса. Во-первых, о какой готовой экспортной продукции речь идет, во-вторых, как осуществить модернизационное развитие, самостоятельно или находясь в каком-то международном экономическом союзе, и, в-третьих, каким должен быть инструментарий для выхода из стагнации и оживления экономического роста и, далее, выбора пути развития?

Чтобы понять суть первой проблемы, обратимся к промышленной статистике за первое полугодие текущего года. Согласно Национальной статистической службе РА, полугодовой рост показателя экономической активности на 8.9% за 2016г. был обеспечен в основном промышленной отраслью и за счет экспорта ее продукции в ЕАЭС. Рассматривая промышленность более детально, можно отметить, что в первом полугодии текущего года, по сравнению с тем же периодом 2015г., положительные сдвиги обусловлены ростом горнодобывающей промышленности (18.8%) и обрабатывающей промышленности (5.1%). В обрабатывающей промышленности рост обеспечили, уже ставшими традиционными 4 отрасли (из общего числа 17 отраслей обрабатывающей промышленности): производство пищевых продуктов, напитков, табачных и ювелирных изделий. По большому счету, наибольшее воздействие на показатели промышленности оказывает все возрастающая добыча минерального сырья (в особенности металлической руды), а среди обрабатывающих отраслей - производство напитков и сигарет, что типично для слабых малых стран с сырьевой экономикой.

Очевидно, надо сохранять вывоз горнорудной продукции, но с условием ее глубокой переработки. Надо наращивать вывоз качественной сельхозпродукции, без генетической модификации. Надо поддерживать экспорт и других, традиционных изделий и продукции. Но в перспективе, в составе готовой экспортируемой продукции должны быть широко и достаточно высокой долей представлены высокотехнологичные, инновационно-производственные изделия - как результат научных изысканий и инженерных разработок, произведенных в Армении. Вот как характеризует складывающую ситуацию в мировой экономике глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на Московском финансовом форуме: «...в ближайшие 20 лет будет создана новая модель мировой экономики, и каждая страна должна к этому готовиться. <...> Мы сегодня стоим на заре новой технологиче-

ской революции, и нужно не только ожидать <...> Мы должны понимать, что в повестке всех стран структурные реформы - США, Германия, Великобритания, в целом ЕС, Китай. Все понимают, что мы отыграли прежнюю модель мировой экономики»1.

В 2016г. на 46-ом Всемирном экономическом форуме в Давосе его отец-основатель и председатель, профессор Клаус Мартин Шваб известил мир о «Четвёртой промышленной революции», которая повлияет на все аспекты деятельности человека2. Эта революция отличается от предшествующих и темпами развития, и степенью своего влияния на производство и систему организации предприятий, которые в долгосрочной перспективе окажут влияние на экономику и социум.

И здесь мы подходим ко второму, поставленному выше, вопросу.

Те перспективы, о которых выше уже говорилось и которые видятся в разрабатываемой, производимой и экспортируемой продукции, в одиночку не достижимы. Подобная цель должна решаться в союзе с крупной мировой державой. Армения с 2015г. вошла в ЕАЭС - шаг, который вызывает резкую критику среди определенного круга экспертов. Более того, согласно результатам исследования, проведенного Ванадзорским офисом Хельсинкской гражданской Ассамблеи, 78.8% опрошенных считает Францию самой дружественной для Армении страной, на втором месте Россия с результатом 61.1%. В то же время, отвечая на вопрос, в какой интеграционный проект должна вступить Армения, 41% опрошенных высказались за Евросоюз, 25% - за Евразийский экономический союз.

Я не согласен со ставшей распространенной среди экспертного сообщества, точкой зрения, что «пузырь безопасности взорвала война в апреле, и стало ясно, что ЕАЭС не только не является союзником для Армении, но и в самые ключевые моменты для Армении даже может ударить сзади». Проблема совсем в другом. Власть полностью монополизирована несколькими семейно-клановыми группировками, пожинающими плоды своих успехов как в политике, так и в экономике. В результате, жесточайший социально-экономический, политический кризис, погрязшая в коррупции система государственной вла-

1 http://www.newsru.com/finance/23sep2016/kudrin.html?rand=1.

2 «The Fourth Industrial Revolution', Foreign Affairs, December 12, 2015.

сти, и ее распространение на органы, защищающие национальную безопасность страны, соответственно, обусловившим потери апрельской войны. И не надо это сваливать на головы России и ЕАЭС.

У России свои геополитические интересы, и никто не отменял общего понятия - цивилизационная война. Россия будет и должна наладить дружественные отношения с татаро-тюркской цивилизацией (в том числе Турцией, Азербайджаном). Причина - в нарастающем антагонизме между Россией и англосаксами, и их сателлитами.

По мнению политических экспертов, саммит 620, который состоялся в текущем году в Китае 4-5 сентября, где главной темой было построение инновационной экономики в мире, показал, что, во-первых, не оправдался тезис о международной изоляции Москвы. Во-вторых Россия серьезно усиливает свои позиции не только на Востоке Азии, в Тихоокеанском регионе. В-третьих, становится все меньше значимость Западной цивилизации в целом как политико-экономическимого явления. В-четвертых, происходит смещение мировых политических полюсов и формирование новой геополитической реальности. Реальности, в которой гегемония США осталась в прошлом. В-пятых, Пекин готов идти на еще более серьезное стратегическое сотрудничество с Россией. Более того, китайская сторона готова к сотрудничеству с Россией в части «защиты суверенитета». И это становится эвентуальной, сложной и очень болезненной проблемой для США. Противостоять такому развитию событий и сохранять мировую гегемонию американского истеблишмента западная цивилизация и англосаксонский мир будут через организацию «мирового беспорядка и глобальной дестабилизации»», что является результатом распада СССР и «экспорта хаоса»».

Однозначно, что такое геополитическое развитие международных событий фокусируется на отношениях России с ее стратегическими союзниками. Например, имеются определенные проблемы и сохраняются некоторые сложности в складывающихся отношениях между Арменией и Россией. Их надо обязательно преодолеть.

Российский журналист, теле- и радиоведущий Владимир Соловьев в эфире «Вести-¥Ш»», комментируя ситуацию, сложившуюся после обстрелов на ка-рабахско-азербайджанской линии соприкосновения в начале апреля, предло-

жил представить реакцию армянской стороны, когда российские политики заявляют, что Россия продолжит поставлять оружие Азербайджану. По словам Соловьева, позиция российской стороны в связи с ситуацией в зоне Карабахского конфликта вызывает удивление. «Мы сейчас потеряем последнего друга, реального друга. <...> Вы1 знаете, какой сейчас уровень антирусских настроений поднялся в Армении?» - отметил он.

Представим примерную позицию наших экспертов по армяно-российским отношениям: «После вступления в ЕАЭС <...> Армения является колонией технологически отсталой страны. Не надо обусловливать развитие Армении и выход на внешние рынки Россией. Российский рынок в долгосрочном плане не перспективен для Армении»1. И точку зрения относительно сложившегося в России социально-экономического положения: «.есть все предпосылки к тому, что Россия окажется в сложной социально-политической ситуации. На наших глазах экономика России рушится.»2.

Идентично выражается лауреат нобелевской премии, экономист Пол Кругман: «Речь сегодня идет о более или менее обычном коррумпированном нефтегосударстве, хотя и довольно крупном, а тем более с ядерным оружием <...> где на баснословно богатых олигархов дождем льются блага»3.

А вот что пишет мировая пресса о той же социально-экономической ситуации в России: «.поверхностный анализ перспектив России основывается на краткосрочных проекциях и ограниченном наборе показателей. Несмотря на множество серьезных экономических трудностей России, все, кто предсказывает внезапный и близкий экономический крах, будут разочарованы»4.

Необходимо признать, что экономика России продолжает падать, и ситуация не улучшится и в этом году. Падение российской экономики составило 5.5% с 2014г., и исследователи предполагают, что в этом году будет спад еще на 1.5%. Большинство секторов экономики испытывают проблемы, кроме сельского хозяйства. Но неужели проблемы в экономике России и ее настоящее технологическое отставание от западных стран - это повод, чтобы «...как можно раньше выйти из ОДКБ, ЕАЭС и интегрироваться в атлантические структуры>1.»?

1 http://ru.aravot.am/2016/09/04/220341/.

2 http ://www.lragir.am/print/rus/1/interview/print/46459.

3 http://inosmi.ru/politic/20160912/237830252.html.

4 http://inosmi.ru/economic/20160824/237629655.html.

Нельзя отрицать факт медленно нарастающей антироссийской компоненты среди различных общественных кругов. Однако инстинкт самосохранения армянского общества служит своеобразным «тормозом» для любых катастрофических событий смены власти по «украинскому» или даже более мягкому «грузинскому» варианту.

Еще имеется историческая память о тех достижениях в советский период, которых достигла Армения в союзе с Россией. Армения за многие тысячелетия своей истории добилась и достигла расцвета в экономике, культуре, образовании и науке, сформировались национальные политические и духовные руководители, широкая прослойка крепкого среднего слоя и интеллигенции, крестьянства и рабочего класса. В сравнении с другими странами мы добились и достигли того уровня, который позволил нам стать в ряд промышленно развитых малых стран.

Однако все это было разрушено и уничтожено в течение всего лишь нескольких лет. Но мы освободили Арцах от татарско-тюркского ига, и это сделало поколение с высоким национальным духом и сознанием, взращенное в Советской Армении.

Сегодня мы стоим перед развилкой выбора пути развития. Никто не возражает против донорской помощи от Европейского союза в «миллиарды евро инвестиций на строительство дорог и оросительных систем. <...> деньги и на автомагистраль Север-Юг». Нам необходимы автомагистрали, оросительные системы, развитый туристический бизнес, качественная система предоставления разнообразных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании. Однако...

Недавно правительство Арцаха проявило инициативу и пригласило группу общественных деятелей, в основном из Армении, в Нагорный Карабах, чтобы они смогли познакомиться с работами, которые проводятся на передовой. К каким выводам пришли эти деятели: армянская армия должна быть основным заказчиком армянского научно-технического потенциала. Связка армия-наука, армия-технологии должны быть установлены максимально быстро и по возможности в полном объеме.

По данному вопросу замминистра обороны, председатель Госкомитета военной промышленности РА Давид Пахчанян в эксклюзивном интервью «Голосу Армении» заявил: «.нужны эффективные вооружения и технические

средства, производимые в собственной стране, нужно выходить на внешний рынок, нужно развивать ВПК. Наша задача - научиться производить конкурентоспособное вооружение и продавать его на внешнем рынке»1.

Имеются интересные примеры, когда страны, находящиеся практически в том же состоянии, что Армения, выкарабкались из «помойной ямы бедности и нищеты»» и смогли перейти в ряд высокоразвитых стран. В ЕС таким примером является Ирландия (вступила в эту организацию 1 января 1973г.). Некогда классическая аграрная страна, известная как страна иммигрантов, Ирландия после вступления в Евросоюз и крупномасштабной реформы системы образования сумела встать на индустриальные рельсы, сделав упор на наукоемкие производства и высокие технологии. Эта страна с конца 1980-х до 2008г. была одной из наиболее динамично развивающихся экономик в мире. И самое главное: сформировано общество, способное проводить реформы. Однако для этого прежде понадобилось, чтобы Евросоюз направил огромные финансовые ресурсы на инвестирование производства, материальной и человеческой инфраструктуры, помог Ирландии воспользоваться преимуществами единого рынка. Дорого обошлась ЕС и реформа в 90-е годы сельского хозяйства Ирландии. Приведу только одну цифру, чтобы представить объемы помощи. Для преодоления кризиса 2008г. к августу 2011г. общее финансирование шести ирландских банков Европейским центральным банком и Центральным банком Ирландии достигло 150 млрд. евро. Кроме финансовых влияний Евросоюза, серьезную помощь, на многие десятки миллиардов долларов, этой стране оказала ее американская диаспора, вторая по мощи после еврейской.

И вполне риторический вопрос: откуда независимой Армении придет такая поддержка - финансовая, институциональная, политическая, внешнеэкономическая и т.д. - для разработки и осуществления плана развития? Когда я говорю о проектах развития, то прежде всего имею в виду, что в ней основополагающим фактором станет включение в него новых источников роста, а именно - возможность построения инновационно-промышленной, научно-технологической, военно-промышленной целостной системы, т.е. упора на наукоемкие производства и высокие технологии.

1 http://www.golosarmenii.am/article/44548/vpk-v-ozhidanii-peremen.

Однозначно, это возможно только в союзе с Россией, такую уверенность вселяет та историческая память, о которой я уже выше говорил (имеются, конечно, и другие, в первую очередь, военно-политические основания, но обращаться к этим проблемам я уже не буду, так как здесь нужна иная компетенция). Тем более что правительство России заявило о готовности двигаться вперед и вглубь в этом направлении, осуществляя масштабные капиталовложения.

В связи с этим сошлюсь на позицию, которой придерживается начальник Генерального штаба Минобороны РА в 1992-1995гг., исполняющий обязанности министра обороны в 1993г., генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц. На вопрос корреспондента, почему Россия вооружает Азербайджан, что это за политика, генерал-лейтенант отвечает: «Я не знаю, что это за политика, и ... я против политики России». И далее, очень знаменательный вывод: «у России и Азербайджана есть договор о военно-техническом сотрудничестве, они являются стратегическими партнерами. Здесь, как говорится, ничего нельзя сделать, все по закону, но менять наши отношения с Россией категорически опасно».

Опасно, потому что нам надо защищать Арцах, и это извечная задача Армении. Во-вторых, как пишет газета The Washington Post, спецслужбы США расширяют разведывательные операции против России до крупнейших со времен Холодной войны масштабов, что означает: Запад перешел к серьезным действиям против России по всем направлениям и набрал серьезную инерцию. И, в-третьих, нам не следует, подобно Грузии (и Украине) становиться «полигоном демонстрации российских и американских сил», «.и отношения с Россией как развивали, так и будем развивать и совершенствовать. Нужно развивать экономику, поддерживать связь с Россией, использовать потенциал России посредством армянской общины, укреплять безопасность и по низкой цене покупать оружие у России, укрепляя экономику страны и оборону»1.

Руководство и общество Армении должны определиться со своими интересами, начать подготовку мобилизационного проекта и стратегического плана модернизационного, устойчивого и динамично ускоренного развития страны. Ее основой могло бы стать решение правительства Армении от 27.04.2014 года №442-Ъ «Стратегическая программа перспективного развития РА на 20142025гг.».

1 http://m.1in.am/ru/1163614.html.

И если на каком-то этапе к разделам плана будут привлекаться российские эксперты и бизнесмены, тогда наличие хорошо продуманных стратегических планов, в основе которых лежали конкретные предложения потенциальным инвесторам, сделало бы более эффективной помощь России. Принципиально важно, что эти предложения не должны быть построены в виде просьбы о помощи или предложений по отдельным направлениям к российскому руководству. Для Армении важно, чтобы армянские интересы были на первом плане.

Наши интересы - это построение современного государства, т.е. государства развития.

Национальными приоритетами и конкурентными преимуществами Армении должны стать возрождение армянской науки и построение технологической индустрии. Надо реально сформировать благоприятный инвестиционный климат, устанавливая для этого такие ставки налога на предпринимательскую деятельность, которая способствовала ее развитию. А это возможно, только если у нас в государстве будет очень низкий уровень коррупции и эффективный госаппарат. Среди главных приоритетов - разработка и обеспечение инвестиционных проектов - качественных, национальных, высокоэффективных. Армения республика маленькая, и несколько достаточно крупных проектов, желательно в направлении научно-технологического, инновационно-промышленного развития, обеспечат результаты именно в рамках ЕАЭС.

Но прежде вернусь к застарелой проблеме - российско-армянской сделке «Имущество против долга», когда в уплату $100 млн. долга Армения передала России Разданскую ГРЭС, завод «Марс» и три научно-исследовательских института - материаловедения, математических машин и автоматизированных систем управления. При этом Россия обещала взять на себя обязательства обеспечить загрузку этих предприятий. Однако по сей день завод и институты, которые в свое время обслуживали советский военно-промышленный комплекс, практически простаивают.

Надо вернуться также к вопросу перезапуска завода «Наирит». Надо либо согласиться с мнением экспертов из Всемирного банка, что завод эффективно работать не сможет, и, подобно редактору Ереванского бюро ИА ИЕОКиМ Рубену Грдзеляну, публично объявить, что в реанимацию предприятий «Наирит» и «Ванадзорхимпром» «искренне верят лишь те, чей оптимизм обусловлен ум-

ственной недоразвитостью», и на этом закрыть тему химической отрасли Армении, или же принять во внимание желание российской госкорпорации «Рос-тех»1, указывающей, что российской стороне необходимо 40 тысяч тонн хлоро-пренового каучука, и поэтому надо еще раз продумать возможные варианты перезапуска завода или его части.

Решение текущих и накопившихся проблемных вопросов между Россией и Арменией сделает возможным установление более зрелых и прозрачных, основанных на доверии отношений между обществами этих стран, насколько это возможно между исторически стратегическими союзниками. В рамках таких отношений возможно найти решения по вопросу установления более полного суверенитета национальной экономики.

Инфраструктурные, стратегические отрасли экономики, крупный бизнес, финансируемый из бюджета либо работающий на устойчивый государственный или общественный спрос, должны находиться в государственно-общественной собственности, например, в форме акционерных государственно -частных обществ, где государство владеет, по крайней мере, 50% акций. Исходя из вышесказанного, правительства Армении и России должны прийти к соглашению по участию армянской стороны в 50%-ом долевом участии в естественных монополиях по энергетике и газоснабжению и остановить нежелательный процесс «русификации» этих монополий. Ведь подобные инфраструктуры и отрасли - центральное звено, стратегическое направление развития суверенной национальной экономики государства. Все зависит от нашей государственной политики.

«Все без исключения успешные примеры модернизации, - утверждает Сергей Глазьев, - все, что мы называем примерами "экономического чуда, -Корея, Япония, Юго-Восточная Азия, сейчас Китай - строили свой успех при сохранении суверенитета над своими активами в базовых и стратегически важных для развития отраслях экономики».

В то же время, выступая за суверенитет экономики, надо одновременно опираться на здравый смысл. Некоторые наши аналитики и публицисты в своем стремлении к независимости, выдвигают стратегию экономического и финансового изоляционизма от России, выступая за сокращение участие россий-

1 Интервью Вазгена Сафаряна, председателя Союза товаропроизводителей Армении.

ских компаний в армянской экономике, включая и крупные инвестиционные проекты. Это переводит экономику на автаркические рельсы развития, принудительно ограничивающий международную деятельность российских компаний в Армении, и армянских в России.

Исторический опыт самых разных стран - от Сингапура до Финляндии, от Китая до Чили - однозначно свидетельствует: национальные модернизаци-онные проекты могут быть успешными только тогда, когда они сопровождаются последовательными и настойчивыми усилиями по глубокой интеграции страны в мировую экономику, мировое технологическое сотрудничество и мировые финансы. Несмотря на все потенциальные риски и возможные издержки, связанные с такой интеграцией.

Мировая экономика - не форум благотворительных фондов, она далеко не всегда справедлива, но обижаться на нее из-за этого - вряд ли самый лучший вариант внешнеэкономической стратегии. Точно так же мы должны отдавать себе отчет в том, что успешная интеграция в мировую экономику может быть только комплексной.

Развивая союзнические отношения с Россией, нам надо сохранить и углубить экономические, образовательные и культурные отношения со странами Запада, в том числе Евросоюзом. Участие армянских компаний в инвестиционных проектах в России и на Западе - это не только новые перспективы географического расширения нашего бизнеса. Это еще и уникальные возможности освоить российскую и западную культуру корпоративного управления, практику формирования международных партнерств и консорциумов, получить ценный опыт вхождения на эти рынки. Это - механизм формирования доверия между нашими и иностранными предприятиями и деловыми кругами, и от такого доверия зависит очень и очень многое. Это, наконец, и расширение набора инструментов «мягкой силы»», поскольку за бизнесом может и должна идти активизация сотрудничества в сферах образования, науки, культуры и в других областях.

Можно надеяться, что усилия по нормализации и развитию отношений ЕС и ЕАЭС приведут к заключению в долгосрочной перспективе всеобъемлющего интеграционного соглашения между двумя союзами. Потенциальное взаимодействие между двумя интеграционными объединениями, открывает широкие возможности ускорения экономического развития входящих в них стран.

И последний, третий, вопрос об инструментарии по выходу из стагнации и выборе пути модернизации.

Сложившееся положение дел в промышленности, научно-технологической области, в экономике, в целом, позволяет сделать вполне однозначный вывод: любые программы развития страны должны быть сбалансированы по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Соответственно, направляя ресурсы в интересах экономического роста, требуется, чтобы они планировались, что предполагает обязательства предприятий, систему хозяйственных договоров. Это возможно при развертывании государрственной системы стратегического планирования и прогнозирования. Этому будет способствовать принятие нового закона РА «О стратегическом планировании и прогнозировании»».

Такая необходимость проецируется на долгосрочную цель по формированию реальной и эффективной политики становления на путь наукоемкого производства и высоких технологий, и перехода современного армянского общества XXI века к стратегии опережающего развития. Государственные стратегические планы и приоритеты это абсолютно рыночный механизм, который отработан во многих экономических системах мира.

В общем смысле это относится к вопросу принятия и внедрения в государственное управление идеологии рыночной смешанной экономики и путям ее формирования, определения взаимоотношений государства и рынка. Правительства должны создавать рынки и их же регулировать. Перед нами стоит важная задача: перейти от решения задачи-минимум (выхода из деградации и стагнации) к реализации более сложных проектов, предполагающего принципиального обновления общественной, социально-экономической стратегии. Это, в свою очередь, требует принятия и внедрения принципиально новой системы экономических отношений, которая основана на теории конвергенции социалистического строя с рыночной экономикой. Сейчас этим путем идут Китай, Индия, Япония, Малайзия, Вьетнам, Южная Корея и т.д.

В рамках рыночной смешанной экономики и теории конвергенции социалистического строя с рыночной экономикой интересной представляется идея системы отношений и институтов селективного планирования. Его сис-

1 Бузгалин А.и Колганов А., Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века. Вопросы экономики. 2016. №1, сс. 63 - 80.

темное качество - определение обществом и утверждение государством на некий период четко зафиксированных целей и основных «правил игры»» в области косвенного (для частного сектора) и прямого (для общественного сектора) регулирования части национальной экономики, на которую оно распространяется. Государство, выстраивая такие правила игры, может обеспечить эффективную работу бизнеса в интересах общества, прибегая сочетании плана и рынка, как «конвергенции двух систем»».

Такая модель предусматривает выделение в экономике двух подпространств координации: регулгируемо-рыночного и планово-рыночного. Специфика первого в том, что там поддерживаются законы рынка, которые лишь несколько ограничиваются обществом, а второго - в том, что там сознательно регулируется не рынок, а конкретные направления общественного развития.

Для Армении использование подобного опыта отношений между государством и рынком, методов планирования, в частности, индикативного планирования, на данной, низкой стадии экономического развития, более чем актуально в той мере, в какой мы собираемся решать задачи структурной перестройки экономики в пользу инновационно-промышленного, научно-технологического, высокотехнологичного военно-промышленного направления, качественного образования, науки, здравоохранения и культуры.

Председатель совета директоров инновационной компании «Астра Кри-сталс» Арсен Аганджян в интервью газете «Голос Армении» заявил: «Анализируя опыт успешных предприятий, работающих в подобной отрасли, мы пришли к выводу, что без всемерной поддержки государства, без принятия соответствующих программ, законов, стимулирующих отрасль, ничего не получится»1.

Однако следует помнить, что излишнее вмешательство государства в экономику, базирующееся на популистских решениях, может причинить вред. Поэтому действовать следует с предельной осторожностью. Перейти к такой экономической политике трудно. Причем не столько с технической точки зрения, сколько с социально-политической: смена курса потребует серьезно ущемить экономические и политические интересы олигархов и вкупе им подобных бизнес-деятелей, интегрированных с ними финансово-банковских спеку-

1 http://www.golosarmenii.am/article/44910/sapfir-i-ogurcy.

лянтов, сращенной с ними политической «элиты» и обслуживающей их части высшей чиновничьей прослойки.

Такая смена курса позволит вернуть экономику на путь экспортно-ориентированной индустриализации. ЕАЭС - хорошая основа для Армении, чтобы найти свою экономическую модель, отстоять свою экономическую самобытность и, в прагматичном плане, реализовать свои, а не чьи-то планы.

И если мы хотим выйти на международный рынок, надо начинать с ЕАЭС. Только рынки России, Беларуси, Казахстана, Киргизии мы можем использовать для налаживания экспортно-ориентированной индустриализации. Вступая в технологическую и НИОКР цепочку со странами ЕАЭС, в первую очередь, с Россией, и на базе такого сотрудничества создавая государственно-частное партнерство, появляется возможность наладить технологическую кооперацию в сферах производства, прикладной науки, инженерных разработок, вооружения. Здесь, по отдельным, очень узким направлениям, можем иметь приоритет. Мы по праву гордимся своими прошлыми успехами, но этого недостаточно. Только действуя сообща, в рамках ЕАЭС и в союзе с Россией, мы сможем вернуть себе позиции лидеров и сказать новое слово в науке и технологиях. Не надо забывать, что страны ЕАЭС имеют огромную потребность в инженерных и инновационных разработках и производства по разным направления в промышленности, в которых сегодня они пока уступают западным странам.

Президент РФ Владимир Путин 31 мая текущего года, выступая на заседании ЕАЭС в Астане, заявил, что этим странам необходимо проводить согласованную политику в ключевых секторах экономики и подключаться к проводимой Россией программе импортозамещения. Далее он добавил: «Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих бболее чем в 25 отраслях, включая машиностроение, электронную и легкую промышленность, сельское хозяйство»1.

Это позволит нам воспользоваться заделом в виде межгосударственных технологических платформ; их семь - это суперкомпьютеры, медицина будущего, светодиоды, фотоника, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и биоэнергетика. Об этом шла речь на заседании Правительственной ко-

1 http://nb.kz/16312/.

миссии России по импортозамещению (28.01.2016г.), где рассматривался вопрос о реализации политики импортозамещения в рамках ЕАЭС с позиции развития научно-технического, экономического сотрудничества, кооперации производителей.

Особый интерес для Армении, при организации совместного производства оборудования и комплектующих, представляют высокотехнологичные продукции отраслей высоких технологических переделов, и в первую очередь военно-промышленного комплекса. На Международном военно-техническом форуме «Армия-2016», который проходил в подмосковной Кубинке с 6 по 11 сентября, впервые были представлены три национальные экспозиции, относящиеся к странам Евразийского союза: Армении, Белоруссии и Казахстана.

Рынок высоких технологий - это особый рынок, похожий на закрытый клуб. Чтобы войти на этот рынок, необходимо иметь собственные высокие технологии. И для стран ЕАЭС он во многом закрыт. Введение санкций стимулирует процессы импортозамещения, в первую очередь, в России. Целый ряд секторов российской экономики уже начал работать в этом направлении и вполне оправданно рассчитывает на успех.

Вот как представляет ситуацию председатель Союза отечественных производителей (СОП) Вазген Сафарян: «Российский капитал доминирует в Армении. Иностранные инвестиции в республике достигли $10 млрд., из них $4,1 млрд. - российские. <...> Россия сегодня делает акцент на Армению, так как в условиях санкций станки, промышленное оборудование из Германии и других западных стран она импортировать не может, как и с Украины»1.

Подспорьем для Армении при проведении своей экономической политики могут стать решения Евразийской экономической комиссии. Недавно ЕЭК проанализировала мировой опыт развития и создания сетей промышленной кооперации и субконтрактации (производственный (промышленный) аутсорсинг). Изучение ее мирового рынка подтверждает, что эта форма промышленного сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями, широко используемая в развитых странах, содействует достижению высокой эффективности и конкурентоспособности промышленного производ-

1 http://noev-kovcheg.ru/mag/2016-09/5529.html.

ства. Согласно Основным направлениям промышленного сотрудничества координацию этой работы в Союзе и проработку совместных решений берет на себя ЕЭК.

6 сентября 2016г. ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ». Они включают в себя космические и геоинформационные технологии, биомедицину, суперкомпьютеры, фотонику, светодиоды, технологии добычи твердых полезных ископаемых, технологии экологического развития, ЕвразиюБио, технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, сельское хозяйство, текстильную и легкую промышленность.

Евразийские технологические платформы (ЕТП) определены в Евразийском экономическом союзе в качестве ведущего инструмента (механизм,а) формирования инновационной экономики будущего, создания в пяти его странах центров компетенций, стимулирования постоянного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспособности промышленности. Фактически ЕТП являются механизмом кооперации в научно-технической, инновационной и производственной сферах и создают условия для сотрудничества между ведущими организациями бизнеса, науки, государства, общественными организациями союзных стран.

Сейчас определено 11 технологических платформ по 8 приоритетным технологическим направлениям. Они объединяют более 400 ведущих национальных научных и промышленных организаций Союза. В планах этих организаций - реализация порядка 140 совместных инновационных кооперационных проектов в наиболее перспективных отраслях. Участие в подобных проектах открывает реальные возможности по восстановлению инженерной школы Армении, в свое время хорошо известной.

Участвуя в программах импортозамещения, целесообразно обратиться к зарубежному опыту политики локализации производства как инструменту модернизации. Она не только создает новые рабочие места и производства на собственной территории, но и стимулирует развитие наукоемких отраслей экономики, подпитывает отечественные компании, превращая их в сильных конкурентов на глобальном уровне, и гарантирует национальный контроль над стра-

тегическими отраслями. Она выражается в доле проекта, который должен обеспечиваться поставками местных (локальных) компаний, или в субсидиях, предоставляемых только местным компаниям. Это могут быть также требования к национальной принадлежности компаний, которым разрешается импортировать определенные товары или инвестировать в определенные фирмы и сектора экономики (что можно назвать требованиями к локализации собственности).

«Сырьевое проклятие» Армении не является неизбежным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тесное взаимодействие между ресурсными и наукоемкими секторами экономики, обусловленное эффективными институциональными формами, при научно-технологической кооперации со странами ЕАЭС обеспечит непрерывное совершенствование всех отраслей, выступит ключевым элементом успешного экономического развития и превратит чисто сырьевую страну, какой является Армения, в страну с экономикой знаний. Тогда и армянское общество будет готово гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и быстро соглашаться на назревшие реформы. Это реально и окончательно решит самую сложную проблему республики - преодоление безработицы и необходимость достойной оплаты труда.

Сентябрь, 2016г.

РЦГЪФП&ПЬЦЪЪГЬ ^иииъиьс. шзишиъь иъа адъчпп. зъэъипье-зпьъс ъч

ЭПГГПГТ: иГТгЗПЬЪиРЪГичиЪ ¿ЪПДОП^ПЬА-ЗПЬЪС

Щпш ФЬр^шЬ

Шфnфшq^p

22-пШ шишЬипър]ши шп^и ЬшпшдшЬ hшpgЬp и ^и^рЬЬр ЦшЬ, и

шишЬиш^шЬ hш2nqnLp]nLUp, ш^р ^Ьр^и ЛЦпъЦЬи тшрпШ ¿Ьи пщЬЦд^Ь hшишpш1nLpjшU ршрЬЦЬдпъэдши ршрАртд^шир: ^ш]шишшир щштЦшипШ Ь 2П!1ш]ш1ши шишЬип1р]ш^р ЬрЦрЬЬр^ 2ШРР^: РшрЬфп^пЫЪЬр^ 25 шшр^иЬр^ риршдрпШ ^ш]шишшии ^Ь^ Ь и^^ишд^шЬ ишЦшрцшЦ^д ш^Ьф дш&р фпрр т. рпщ шишЬип1р]пъи пъЬЬдпц ЬрЦр^и рЬпрп2 рипършдрЬрпф ¿пц^ш&пШ пшпЫЪши^р^пШ Ьи и^шЬ ^ршцрпъэдши цшш^шпиЬрр, шпш^шрЦ-^пШ Ьи ^рш^^шЦр прп2 пщ^иЬр:

ВРЕМЯ РЕФОРМ. СТАГНИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИКА АРМЕНИИ И ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Ашот Тевикян

Резюме

В РА есть много вопросов и проблем, стоящих перед экономикой, и экономические успехи, рост за последние полтора года не сопровождались повышением благосостояния общества. Армения относится к странам с несостоявшейся рыночной экономикой.

За 25 лет реформ Армения опустилась ниже усредненного уровня с характеристиками типичной малой и со слабой экономикой страны. В статье исследуются причины подобного положения и предлагаются некоторые пути выправления ситуации.

TIME FOR REFORMS: STAGNATING ECONOMY OF ARMENIA AND THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

Ashot Tevikyan

Resume

There are many issues and problems in the economy of Armenia, as the economic growth in the last 1.5 years was not accompanied by increase in welfare of the society. Armenia is among the failed market economies..

During the 25 years of reforms Armenia declined to a lower than average level, with characteristics of a typical small and weak economy. The reasons for such situation are studied in the article and some ways to amend these conditions are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.