Научная статья на тему 'О некоторых факторах развития наукоёмких отраслей Республики Армения'

О некоторых факторах развития наукоёмких отраслей Республики Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЕЖЕГОДНЫЙ РЕЙТИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / HIGH-TECHNOLOGIES / COMPETITIVENESS / INDUSTRY / INNOVATIVE ECONOMY / HIGH-TECH COMPLEX / SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL POTENTIAL / INFRASTRUCTURE / ANNUAL RATING / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амирханян Ваагн Артурович, Хожемпо Валерий Владимирович

В настоящее время процесс построения и развития инновационной экономики на основе наукоемких отраслей промышленности является стратегической целью многих развивающихся стран. Стремление к производству и реализации высокотехнологичных товаров и услуг объясняется наличием ряда факторов. Республика Армения, как одна из наследниц Советской экономической системы, придерживаясь стратегии построения и развития высокотехнологичного комплекса, имеет много особенностей как способствующих развитию наукоемкого сектора промышленности страны, так и служащих барьером для достижения стоящей перед страной стратегической цели. В данной статье показаны основные факторы, влияющие на процесс развития инновационной экономики Республики Армения, показаны основные препятствия и возможные решения существующих проблем с учетом правовых, организационных, управленческих, экономических, политических, социально-психологических, культурных особенностей Республики Армения, на которые накладывают свой отпечаток ещё глобальные и региональные факторы. Методом данного подхода выявляется общая картина основного базиса, необходимого для дальнейшего развития инновационной экономики страны. Исследования показывают, что в стране, кроме существующих правовых основ для развития инновационно-ориентированной экономики, присутствуют также существенные возможности и уже предпринятые меры и шаги в целях достижения реализации всеобщей экономической стратегии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Амирханян Ваагн Артурович, Хожемпо Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some factors of high technology industry development in Republic of Armenia

Nowadays, the construction and development process of the innovational economy on the basis of high-tech industries is going to be the strategic aim for many developing countries. The aspiration to produce and realize the high-tech products and services can be explained by presence of many factors. Running the strategy of building and developing the high-tech complex Republic of Armenia, as one of the heiresses of Soviet economic system, has many features either contributing the development of hi-tech industry of the country, nor serving as a barrier to set a strategic goal of the country. The article shows the main factors affecting the development of innovative economy of the Republic of Armenia, show the main obstacles and possible solutions to the existing problems, taking into account the legal, administrative, economic, political, socio-psychological, cultural characteristics of the Republic of Armenia, and global and regional factors which leave their mark also. By the method of this kind of approach is emphasized the overall picture of the main basis necessary for the further development of innovative economy of the country. The researches show, that instead of the existing legal framework for the development of an innovation-oriented economy, there are also exist significant opportunities and already taken measures and steps in order to achieve universal implementation of the economic strategy of the state.

Текст научной работы на тему «О некоторых факторах развития наукоёмких отраслей Республики Армения»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN615.pdf DOI: 10.15862/16EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/16EVN615)

УДК 338.242.4

Амирханян Ваагн Артурович12

ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы Народов»

Россия, Москва Аспирант

E-mail: [email protected]

Хожемпо Валерий Владимирович

ФГБОУ ВПО «Российский Университет Дружбы Народов»

Россия, Москва Заведующий кафедры «Менеджмента» Кандидат экономических наук E-mail: доцент [email protected]

О некоторых факторах развития наукоёмких отраслей

Республики Армения

1 https ://www. linkedin. co m/in/vahagn-amirkhanyan-137749b9

2 0078, Республика Армения, г. Ереван, ул. Фучика, 2-й пер., д. 5, кв. 23

Аннотация. В настоящее время процесс построения и развития инновационной экономики на основе наукоемких отраслей промышленности является стратегической целью многих развивающихся стран. Стремление к производству и реализации высокотехнологичных товаров и услуг объясняется наличием ряда факторов. Республика Армения, как одна из наследниц Советской экономической системы, придерживаясь стратегии построения и развития высокотехнологичного комплекса, имеет много особенностей как способствующих развитию наукоемкого сектора промышленности страны, так и служащих барьером для достижения стоящей перед страной стратегической цели.

В данной статье показаны основные факторы, влияющие на процесс развития инновационной экономики Республики Армения, показаны основные препятствия и возможные решения существующих проблем с учетом правовых, организационных, управленческих, экономических, политических, социально-психологических, культурных особенностей Республики Армения, на которые накладывают свой отпечаток ещё глобальные и региональные факторы. Методом данного подхода выявляется общая картина основного базиса, необходимого для дальнейшего развития инновационной экономики страны.

Исследования показывают, что в стране, кроме существующих правовых основ для развития инновационно-ориентированной экономики, присутствуют также существенные возможности и уже предпринятые меры и шаги в целях достижения реализации всеобщей экономической стратегии государства.

Ключевые слова: наукоемкие отрасли; промышленность; конкурентоспособность; инновационная экономика; высокотехнологичный комплекс; научно-технический потенциал; ежегодный рейтинг; инфраструктура; организационная структура; трансформация экономических систем.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Амирханян В.А., Хожемпо В.В. О некоторых факторах развития наукоёмких отраслей Республики Армения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

К концу XX века в развитых странах сформировалась и стала преобладающей тенденция роста значимости наукоёмких отраслей в повышении эффективности различных областей жизни общества. Эта важнейшая тенденция общественного развития является следствием постепенного превращения науки в доминирующий фактор этого процесса. Современная экономика развитых стран носит интеллектуально-инновационный характер. Это выражается, прежде всего, в резком повышении роли и функций науки в общественной жизни, в нарастающей фундаментальности наиболее существенных технологических нововведений, в превращении «новейших технологий» в один из решающих факторов конкурентоспособности, как отдельных предприятий, так и целых стран.

К наукоёмким отраслям мы относим совокупности хозяйствующих субъектов (производств и организаций), характеризующихся применением прогрессивных технологий; высокой конкурентоспособностью выпускаемой продукции; высокой динамикой развития, опирающейся на последние достижения науки и техники; обладающими высококвалифицированным кадровым составом производственного и научно-исследовательского персонала.

Особенность этих отраслей состоит в том, что они оказывают комплексное и стимулирующее влияние на развитие традиционных отраслей экономики и сферы услуг, на уровень жизни населения. Они занимают ведущее положение в структуре национальных экономик, снижают роль материалоёмких и энергоёмких отраслей. В свою очередь, сами наукоёмкие отрасли в значительной степени зависят от степени использования результатов научных исследований и разработок.

Особое значение проблема развития наукоёмких отраслей имеет для постсоветских республик, переживающих период перехода от развития в условиях централизованного планирования в рамках единого экономического пространства СССР, к регулируемой рыночной экономике в рамках суверенных государств.

Разрыв устоявшихся за десятилетия связей между странами СНГ, кризисное состояние ряда наукоёмких отраслей в этих государствах, наряду с трудностями их выхода на мировые рынки по причине низкой конкурентоспособности многих видов товаров, диктуют необходимость проведения глубоких структурно-технологических преобразований и институциональных изменений. Значимость этих преобразований продиктована ещё и тем, что уровень развития наукоёмких отраслей в значительной степени определяет национальную безопасность и экономический суверенитет страны, адаптивность к воздействию глобальных факторов. И здесь трудно не согласиться с утверждением И.М. Сыроежкина, высказанного ещё в конце ХХ века о том, что экономика устойчива тогда и постольку, когда и поскольку существует возможность изменять свою внутреннюю структуру с изменением внешних условий [1].

Инновационное развитие Армении происходит весьма противоречиво. С одной стороны, за долгие годы существования в рамках СССР и постсоветский период был накоплен большой научно-технический потенциал, а с другой - имеет место слабая связь между результатами научно-исследовательских разработок и их реализацией на рынке. Однако, в стране имеется реальный задел для формирования инновационной экономики решающей как внутриэкономические так и внешнеполитические вопросы Армении и армянского народа.

Развитие национальной экономики и отдельных её отраслях в современных условиях происходит под воздействием широкого спектра факторов. В зависимости от целей анализа и основных классификационных признаков вся совокупность факторов может быть разделена на внешние и внутренние; макроэкономические, мезоэкономические и микроэкономические; объективные и субъективные, рыночные и нерыночные и т.д. [2]. Каждая группа факторов

или отдельно взятый фактор способны оказывать как положительное, так и негативное воздействие на объект влияния, в нашем случае, наукоёмкие отрасли Республики Армения. Рассмотрим влияние некоторых факторов более подробно.

Правовые и политические факторы. Несомненно, положительное влияние, способствующее развитию наукоёмких отраслей и инновационной инфраструктуры Армении, оказывает Закон Республики Армения «О Государственном содействии инновационной деятельности», принятый в 2006 г., который определил правовые и экономические основы реализации государственной инновационной политики в стране и формы государственной поддержки инновационной деятельности. Этот закон стимулировал принятие целого ряда нормативно-правовых актов правительства страны, развивающих и дополняющих его основные положения и регулирующих инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в республике.

Благодаря конструкции данного закона, ограничения со стороны антимонопольного налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства в Республике Армения отсутствуют. В феврале 2011 г. протокольным решением №6 Правительства страны была утверждена «Концепция стартовой стратегии формирования инновационной экономики», а также, другие проекты, направленные на развитие и формирование правового поля создания бизнес возможностей, развития инновационной и финансовой инфраструктур, обеспечивающих формирование инновационной системы, а также реформирование системы образования.

Государственное регулирование научного и технологического развития Республики Армения необходимо рассматривать в контексте создания и совершенствования механизма планирования и управления научно-техническим потенциалом республики. Для этого потребуется проведение целого ряда изменений социально-экономических и институциональных изменений, что приведёт к возникновению новых элементов национальной инновационной системы, появлению новых институтов и субъектов хозяйствования, новых форм взаимодействия между ними. Эти изменения будут сопровождаться повышением значимости наукоёмких производств, их места и роли в создании материальных благ и перераспределении доходов.

Первостепенное внимание в республике следует уделить созданию научно-исследовательских высших учебных заведений, а при них малых наукоёмких предприятий. Это позволит существенно сократить путь и облегчить процесс превращения идей в инновационную продукцию. В этом же направлении могут работать и наукограды, получившие довольно широкое распространение в советский период. Важно наладить систему государственных заказов на продукцию наукоёмких отраслей.

Глобальные и региональные факторы. Открытость границ, добрососедские отношения с сопредельными странами, развитая региональная транспортная инфраструктура, уровень развития экономик близлежащих государств, интеграционные процессы на региональном уровне, повышение спроса на инновационную продукцию на мировых и региональных рынках, а также ряд других факторов оказывают положительное влияние на развитие наукоёмких производств.

В то же время, политическая неопределённость и нестабильность в стране и регионе, режимы различного рода санкций и эмбарго в отношении целых стран или отдельных субъектов хозяйствования, неразвитость транспортной инфраструктуры, кризисные явления и процессы, сдерживают развитие инновационных процессов в целом и развития наукоёмких отраслей в частности.

Так, интеграция с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) открывает перед Арменией новые возможности, многомиллионный рынок и спрос на результаты инновационной деятельности. Однако географическое положение Армении не позволяет стране иметь выход к морю. Сухопутные грузоперевозки в основном проходят через Грузию, в малых количествах через Иран. Отсутствие сухопутной границы и железнодорожной связи между Арменией и ЕАЭС (железнодорожное сообщение прервано из-за Грузино-абхазского конфликта) является серьёзным барьером в развитии экономических взаимоотношениях Армении со странами-партнёрами.

Вместе с тем в некоторых сферах влияние этого фактора не оказывает решающего воздействия и не препятствует развитию инновационной инфраструктуры. Например, более низкий уровень оплаты труда в Республике Армения по сравнению с другими странами привлёк внимание и стал стимулирующим фактором организации на территории республики своих производств, где ведущие армянские специалисты проектируют и разрабатывают программные продукты для различных отраслей и сфер деятельности.

Многие транснациональные корпорации в сфере информационных технологий уже основали свои филиалы в стране. В частности, можно упомянуть такие компании Microsoft, Synopsys и IBM и другие.

В число региональных внешних факторов, оказывающих негативное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, входит проблема Нагорного Карабаха.

В экономической литературе, посвящённой проблемам инновационного развития, неоправданно мало внимания уделяется социально-психологическим и культурным факторам. Смеем утверждать, что большое значение для экономики Армении имеет присутствие во многих странах мира Армянской диаспоры. По некоторым оценкам в мире проживают более 12 млн. армян и лишь три миллиона из них постоянно пребывают на территории своей исторической родины - Республике Армения. Самые крупные общины находятся в РФ, США и Франции [3].

Национальная самоидентификация армян способна стать стимулирующим фактором в формировании высокоразвитой наукоемкой промышленности Армении. Так как многие представители армянской диаспоры играют важную роль в основных сферах, способствующих становлению инновационной экономики государства, на территории которых они проживают. Это успешные предприниматели и банкиры (в основном в РФ и США), венчурные капиталисты (в США), известные политики и врачи (во Франции и Аргентине), успешные технологи, программисты, инженеры, физики (в США) и т.д.

Для государства, имеющего традиции в развитии наукоёмкой промышленности естественными социально-психологическими преградами в формировании инновационно-ориентированной экономики на сегодняшний день остаются: сопротивление переменам и боязнь неопределённости, которые могут связаны с такими последствиями, как изменение статуса работника, необходимость поиска новой работы и т.п.

Как отмечает Дэвид Смит, на инновации, независимо от их происхождения (корпоротивные или индивидуальные) действует важнейшее общественное измерение. Данное общественное измерение выявляется благодаря тому, что различные вклады и результаты инноваций фактически являются общественными, иными словами в целом они накапливаются на общество. Результаты превращаются общественными когда успешная инновация распространяется сквозь экономику. Следовательно она начинает порождать новые рабочие места и фирмы, высокие доходы и великое процветание. Вклады включают в

себя образование, знания, права интелектуальной собственности и т.д. Такие активы можно приписывать к "общественной" собственности и достоянию. [4].

Экономические факторы. Наличие достаточного резерва финансовых и материально-технических средств, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры, отлаженной и стимулирующей инновационную деятельность системы материального поощрения юридических и физических лиц важно для экономики и способно оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на развитие наукоёмких отраслей, развитие инновационной экономики.

Учитывая многие проблемы, связанные с современной экономической ситуацией в республике: высокий уровень безработицы (уровень безработицы в Армении по итогам первого квартала 2015 года составил 19,1%, зафиксировав рост на 1,3 процентных пункта в сравнении с январем-мартом прошлого года)3и миграции из страны (миграция из Армении в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 10-12%)4, закрытые границы и т.д., общее влияние экономических, равно как и технических факторов в стране можно считать удовлетворительным. В республике имеется резерв материально-технических средств и научно-технической инфраструктуры в основном доставшихся стране от советского прошлого. В Армении действуют и фонды-инкубаторы, венчурные фонды и некоторые правительственные организации, предоставляющие материальное поощрение соответствующим субъектам за инновационную деятельность. Следует отметить, что значение венчурных фирм как катализаторов роста и структурной перестройки экономики намного превышает их финансовые активы.

Тем не менее, как правило, непосредственными локальными «точками» внедрения инноваций и реализации соответствующих инвестиционных проектов становятся микроэкономические единицы - субъекты инновационной деятельности и организации инновационной инфраструктуры. Это предприятия, а также индивидуальные предприниматели, занятые в отраслях промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. В дальнейшем, уже после освоения инновации, она может либо распространиться (диффундировать) в рамках данного хозяйствующего субъекта на другие виды продукции и услуг; либо (при соблюдении прав «ноу-хау», если таковые оформлены) переместиться посредством инфокоммуникационных каналов на другие хозяйствующие субъекты, считающие возможным и уместным внедрение этих новшеств в своей деятельности. [5]

Несмотря на доминирующую долю агропромышленности, металлургии и производства строительных материалов в общей структуре промышленного производства Армении, в последние годы резко возросло внимание к формированию национальной инновационной инфраструктуры. Сегодня она лежит в основе экономической стратегии государства.

Как отмечают А.Я. Якобсон и Т.К. Кириллова, при финансировании научной деятельности: с одной стороны, существует идеальная схема, в соответствии с которой фундаментальными исследованиями должны быть охвачены все возможные отрасли, подотрасли и направления науки. Чем больше страна, чем выше её амбиции, тем ближе она старается быть к этой схеме (по крайней мере, для СССР и России такая тенденция очевидна). С другой стороны, принимаются во внимание реальные успехи и потенциал национальной науки в той или иной области, и соответственно в наиболее перспективных областях ведётся усиленное финансирование. Так, некоторые постсоветские государства, которым достались в

3 http ://www. armstat. am/ru/?nid=126&id=08010.

4 Асатрян Б. Миграция из Армении в 2014 году выросла на 12%, превысив 47 тыс. [Электронный ресурс], Ереван 2015 http://www.lragir.am/index/rus/0/country/view/41103#sthash.bm37j2en.dpuf.

наследство мощные обсерватории, сохраняют, и это более чем разумно, специализацию на астрофизических исследованиях [6]. В частности, деятельность Бюраканской астрофизической обсерватории им. В. Амбарцумяна Национальной Академии Наук Республики Армения, одного из ведущих НИИ в сфере астрофизики во всем мире доказывает, что вышеупомянутые авторы имели в виду именно Армению, как страну, которая поддерживает развитие данной сферы, доставшееся ей в наследство от Советского Союза. Аналогичной государственной поддержкой пользуются и другие НИИ действующие в сфере физики, химии и т.д.

Тем не менее следует отметить, что на сегодняшний день наблюдается довольно слабое финансирование инновационной деятельности со стороны государства. Как показано в ежегодном рейтинге "Глобальный Инновационный Индекс 2015" по валовым расходам на НИОКР Армения находится на 83-м месте среди 148-и стран мира. Расходы на НИОКР Армении составляют 0,3% от ВВП.

Однако стоит отметить, что в вышеупомянутом рейтинге Армения занимает передовые позиции в регионе (61-е место среди 141 стран), для сравнения: Грузия на 73-й, а Азербайджан на 93 -й позициях [7].

В ежегодном рейтинге Ведение Бизнеса 2015 Армения занимает более высокие позиции (45-е место), что является подтверждением присутствия в стране соответствующих условий для развития инновационной деятельности путем малого и среднего предпринимательства. Для сравнения с соседними странами и странами-партнерами по Евразийскому Экономическому Союзу (ЕАЭС): Грузия находится на 15-м месте, Азербайджан на 80-м, Турция на 55-м, Россия на 62-м, Беларусь на 57-м, Казахстан на 77-м, Киргизия на 102-м [8].

Организационно-управленческие факторы. Сегодня уже признано, что гибкость организационных структур предприятий и организаций, децентрализация и автономия таких структур, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, показывают положительное влияние на инновационную деятельность и развитие наукоёмких производств.

В свою очередь: устоявшиеся организационные структуры, их излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, барьеры на пути межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, административный характер планирования, ориентация на сложившиеся рынки и краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов тормозят развитие наукоёмких производств.

Из группы организационно-управленческих факторов, способствующих развитию наукоемкой промышленности в Армении можно выделить децентрализацию и автономию организационных структур, самопланирование и демократический стиль управления. В советский период научно-исследовательские учреждения Армении развивалась в изоляции от международных научных структур и являлись системой, обслуживающей интересы военно-промышленного комплекса громадной страны. По некоторым оценкам, до 65% проводившихся исследований велись в военно-техническом направлении, что и обеспечивало жизнеспособность этих организаций.

В настоящее время существуют определённые организационно-управленческие барьеры для развития наукоемкого сектора, в частности, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий ориентация на сложившиеся рынки и ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных

процессов [9]. Эти барьеры тормозят формирование научно-производственных кластеров, как важного элемента национальной инновационной системы.

В странах СНГ и в Армении в частности дополнительным стимулом развития наукоёмких отраслей может стать создание объединённых компаний и совместных производств. Во-первых, попытки выживания в одиночку ранее известных во всем мире производств в ряде случаев окончились провалом. Все дело в том, что были искусственно разрушены научно-производственные комплексы этих предприятий и объединений. Во-вторых, для сложных высокотехнологичных и наукоёмких производств необходима тесная координация деятельности всех звеньев научно-технологической цепочки. Наконец, специфика выпускаемой продукции двойного назначения (значительная часть наукоёмких производств ориентирована именно на такую деятельность), и характер взаимоотношений субъектов хозяйствования с государством, требуют постоянного продвижения интересов предприятий в органах государственной власти и управления. В условиях формирующихся интеграционных процессов на постсоветском пространстве государственная поддержка нескольких официальных органов окажется весьма кстати.

Подводя итог необходимо отметить, что все факторы трансформации экономической системы взаимосвязаны между и все они связаны с инвестициями в «человеческий» капитал, как главный фактор развития производства «интеллектуальных технологий» [10]. В этой связи в зоне постоянных приоритетов должны находиться и отрасли непроизводственной сферы, обеспечивающие необходимый уровень квалификации и физического состояния работников, т.е. образование, наука, здравоохранение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сыроежкин И.М. Планомерность. Планирование. План. (Теоретические очерки). М.: Экономика, 1986. стр. 13.

2. Гончаренко Л.П. Инновационная Политика, М.: РЭУ ум. Плеханова, Юрайт, 2014, стр. 49.

3. Асатурян С., Бруно М., Армянская демография, Родина и Диаспора: тенденции, достижения и последствия. Афины: Францизская Школа в Афинах, 2007. стр. 191-210.

4. Смит Д., Исследуя Инновации, Беркшир, Мак Грю Хилл, 2006, стр. 290.

5. Полянская Н.М., Найданова Э.Б. Роль инноваций в экономике России и ее регионов // М.: Интернет-журнал "Науковедение", Том 7 №4 (июль - август 2015), Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN415.pdf.

6. Якобсон А.Я., Кириллова Т.К. Инновационный менеджмент: учеб. пособие, М.: Омега-Л, 2015. стр. 74-75.

7. Глобальный Инновационный Индекс 2015: Эффективные Инновационные Мероприятия для Развития, Рабочие группы: Корнельского Университета, Французской Бизнес Школы, ВОИС, Фонтенблоу, Итака и Женева, 2015.

8. Ведение бизнеса - 2015: Больше, чем эффективность, Рабочая группа Всемирного Банка, Вашингтон, 2014.

9. Платонова Е. Экономические системы и их трансформация, М.: Мировая экономика и международные отношения, 1998. №7. стр. 36.

10. Дюльманова Т.М. Содержание и факторы трансформации экономических систем Оренбург: Вестник ОГУ №8, 2006. стр. 16-21.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Amirkhanyan Vaagn Arturovich

PFUR (Peoples' Friendship University of Russia) Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]

Khozhempo Valeriy Vladimirovich

PFUR (Peoples' Friendship University of Russia) Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]

About some factors of high technology industry development

in Republic of Armenia

Abstract. Nowadays, the construction and development process of the innovational economy on the basis of high-tech industries is going to be the strategic aim for many developing countries. The aspiration to produce and realize the high-tech products and services can be explained by presence of many factors. Running the strategy of building and developing the high-tech complex Republic of Armenia, as one of the heiresses of Soviet economic system, has many features either contributing the development of hi-tech industry of the country, nor serving as a barrier to set a strategic goal of the country.

The article shows the main factors affecting the development of innovative economy of the Republic of Armenia, show the main obstacles and possible solutions to the existing problems, taking into account the legal, administrative, economic, political, socio-psychological, cultural characteristics of the Republic of Armenia, and global and regional factors which leave their mark also. By the method of this kind of approach is emphasized the overall picture of the main basis necessary for the further development of innovative economy of the country.

The researches show, that instead of the existing legal framework for the development of an innovation-oriented economy, there are also exist significant opportunities and already taken measures and steps in order to achieve universal implementation of the economic strategy of the state.

Keywords: high-technologies; competitiveness; industry; innovative economy; high-tech complex; scientific-technological potential; infrastructure; annual rating; organizational structure; transformation of the economic systems.

REFERENCES

1. Syroezhkin I.M. Planomernost'. Planirovanie. Plan. (Teoreticheskie ocherki). M.: Ekonomika, 1986. str. 13.

2. Goncharenko L.P. Innovatsionnaya Politika, M.: REU um. Plekhanova, Yurayt, 2014, str. 49.

3. Asaturyan S., Bruno M., Armyanskaya demografiya, Rodina i Diaspora: tendentsii, dostizheniya i posledstviya. Afiny: Frantsizskaya Shkola v Afinakh, 2007. str. 191210.

4. Smit D., Issleduya Innovatsii, Berkshir, Mak Gryu Khill, 2006, str. 290.

5. Polyanskaya N.M., Naydanova E.B. Rol' innovatsiy v ekonomike Rossii i ee regionov // M.: Internet-zhurnal "Naukovedenie", Tom 7 №4 (iyul' - avgust 2015), Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN415.pdf.

6. Yakobson A.Ya., Kirillova T.K. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. posobie, M.: Omega-L, 2015. str. 74-75.

7. Global'nyy Innovatsionnyy Indeks 2015: Effektivnye Innovatsionnye Meropriyatiya dlya Razvitiya, Rabochie gruppy: Kornel'skogo Universiteta, Frantsuzskoy Biznes Shkoly, VOIS, Fontenblou, Itaka i Zheneva, 2015.

8. Vedenie biznesa - 2015: Bol'she, chem effektivnost', Rabochaya gruppa Vsemirnogo Banka, Vashington, 2014.

9. Platonova E. Ekonomicheskie sistemy i ikh transformatsiya, M.: Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 1998. №7. str. 36.

10. Dyul'manova T.M. Soderzhanie i faktory transformatsii ekonomicheskikh sistem Orenburg: Vestnik OGU №8, 2006. str. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.