ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 882 Тургенев И.С. А.Н. Горбанева
Время отцов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001,г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а;[email protected]
В статье рассматриваются вопросы о месте и роли изображения исторического прошлого в содержательно-художественной структуре романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Актуальность исследования обусловлена тем, что в обширной литературе о тургеневском романе этой проблеме уделяется недостаточно внимания. В статье выявляются приемы и способы, посредством которых произведение «Отцы и дети» приобретает черты романа поколений.
Текст романа содержит достаточно материала для постановки вопроса о серьезном значении обращений автора к прошлому, к времени отцов в общей композиции и идейной структуре произведения. Анализ романа позволяет сделать выводы о важности ретроспективных элементов повествования для его адекватного прочтения и понимания сложности точки зрения автора, оценки им поколений отцов и детей. Особое место занимает обращение автора к прошлому отцов, которое в том или ином плане соотносится с историческими датами(1812, 1825 и 1848 годами).
Ключевые слова: Тургенев, роман поколений, историческое время, романтизм, нигилизм.
В каждом тургеневском романе главный объект художественного исследования -это, по выражению П.В. Анненкова «русская современная история», «известное историческое мгновение, переживаемое обществом» [2, с. 342].
В романе «Отцы и дети» это время - предвестие великой реформы 1861 года и борьбы между дворянскими либералами и разночинцами-демократами. Действие романа происходитв мае-июне 1859 года, в эпилоге сжато рассказывается о судьбах персонажей (кроме умершего Базарова) шесть месяцев спустя.
Осенью 1861 года Тургенев в письме Т.Н. Каткову, редактору «Русского вестника» где в феврале следующего года появились «Отцы и дети», писал о главном персонаже своего романа Евгении Базарове: «Он - в моих глазах - действительно герой нашего времени. Хорош герой и хорошо время, - скажете вы... Но это так» [2, т. 12, с. 325].
В повествовании о начавшихся преобразованиях в русской деревне, в которых участвуют Николай Петрович Кирсанов и Василий Иванович Базаров, в диалогах-спорах Базарова с Павлом Кирсановым, Одинцовой и Аркадием, в образах петербургского сановника нового времени Колязина, ученика и продолжателя «дела Базарова» Ситникова, эмансипированной женщины Евдоксии Кукшиной и некоторых других переданы яркиеособенности «исторического мгновения», переживаемого русским обществом.
Вместе с тем своеобразие «Отцов и детей» как романа поколений обусловило неоднократное обращение автора к прошлому, к предыстории эпохи, запечатленной в произведении.
В отличие от первых тургеневских романов, где такое обращение было связано с образами главных героев (рассказ о кружке Покорского в «Рудине», история рода Лав-рецкого в «Дворянском гнезде»), в «Отцах и детях» основное внимание уделено про-
шлому не Базарова (о нем мы почти ничего не узнаем), а отцов - прежде всего братьев Кирсановых и Василия Ивановича Базарова.
Время отцов, его основные контуры обозначено в романе кратко, но вполне отчетливо и разными способами. Это время автор делит на два периода.В романе в сходном контексте дважды упоминается Александровское время.В главе X автор комментирует особенности употребления слова «это» Павлом Петровичем Кирсановым в его споре с Базаровым: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние его тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли один - эфто, другой - эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе - а в аристократе эти чувства развиты - нет никакого прочного основания общественному.. .ЫеприЫю, общественному зданию» [4, с. 241-242].
В XII главе время упоминается в авторской характеристике петербургского сановника Матвея Ильича Колязина: ему минуло 40 лет, но он считался «молодым» и даже «следил, правда, с небрежной величавостью, за развитием современной литературы». В сущности же «Матвей Ильич недалеко ушел от тех государственных мужей Александровского времени, которые, готовясь идти на вечер к госпоже Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывали поутру страницу из Кандильяка: только приметы у него были другие, более современные. Он был ловкий придворный, большой хитрец и больше ничего» [4, с. 253-254].
В одной из реплик Базарова в его разговоре с Аркадием упоминается имя и подлинного государственного мужа и ближнего советника Александра I - М.М. Сперанского («Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. Как Сперанский») [4, с.274].
Другая грань Александровского времени обозначена пунктирно датами и именами, упоминаемыми в романе.
На первой странице романа писатель узнает, что отец Николая Петровича - «боевой генерал 1812 года», «всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией».
Отец Базарова Василий Иванович в разговоре с Аркадием намекает на другую знаменательную дату, как бы завершающую Александровское время, - 14 декабря 1825 года. «Я у вашего дедушки в бригаде служил < .. .>много и на своем веку видов видал <....>. А у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет» [4, с. 313].
Помимо Витгенштейна, командовавшего в 1818-1828 годах Второй (Южной) армией, в которой образовалось Южное тайное общество во главе с Пестелем, в романе упоминается Веллингтон, который в 1815 году одержал победу над Наполеоном в битве при Ватерлоо (Павел Петрович обедал с Веллинтоном у французского короля Людовика - Филиппа, позже изгнанного из страны революцией 1848 года).
В описании комнаты Фенички фигурирует выразительный портрет генерала Ермолова - одного из героев Отечественной войны 1812 года: «Ермолов, в бурке, грозно хмурится на отдаленные кавказские горы» [4, с.229].
Каждый из отцов сохранил отпечаток Александровского времени,времени своей молодости, до конца 60-х годов. В глазах нигилиста Базарова все они - «старенькие романтики», что делает их чуждыми новому времени. «И охота же быть романтиком в
нынешнее время», - иронизирует он над Николаем Петровичем, читающим пушкинских «Цыган». «Байронизм смешон, прошло его время», - вторит ему «молодой» прогрессист Колязин.
Но будучи романтиком по натуре, Павел Петрович тем не менее сохранил в своем облике нечто, характерное для молодого поколения 20-х годов. В его портрете Тургенев отмечает одну особенность, на которую почти не обращали внимания критики иисследователи: «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов» [4, с.208].
Более приземленный, занятый хозяйственными проблемами Николай Петрович тоже не лишен этого стремления вверх, что раскрывается в сцене созерцания им солнечного заката, вечернего и ночного неба. «Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста <.. > размягченное сердце не могло успокоиться в его груди, и он стал медленно ходить по саду, то задумчиво глядя себе под ноги, то поднимая голову к небу, где уже роились и перемигивались звезды» [4, с. 250-251].
Характерная для романтического миросозерцания оппозиция «земля-небо» нашла свое выражение и в словах Василия Ивановича Базарова, обращенных к сыну и Аркадию в сцене под стогом сена: «Я вас искал, искал. Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию - лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли - в этом есть какое-то особое значение!» [4, с.327]. Базаров в своем стиле реагирует на слова отца: «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
Вполне вероятной является связь между романтизмом отцов, восходящим к Александровскому времени, и их либерализмом в годы подготовки крестьянской реформы.
О Павле Петровиче в романе говорится, что он «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большей частью помалкивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения» [4, с.225].
Николай Петрович говорит о себе: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают» [4, с.239].
«.мужики у моего отца не слишком притеснены», он «великодушничает с крестьянами» - говорит Евгений Базаров о Василие Ивановиче, и это подтверждается словами последнего: «Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом.» [4, с. 312].
Помимо Александровского времени в романе контурно обозначен и второй период времени отцов - между «четырнадцатым» декабря 1825 года и 1885 годом (год окончания Крымской войны и смерти Николая I), который положил начало новому общественному движению в России.Этот период отмечен в романе как сложное и трудное время в судьбах страны и героев. В этой связи в романе не раз упомянут 1848 год - год революции во Франции, год смерти Белинского, которому посвящен роман, год начала «мрачного семилетья» в России.
В 1841 году умирает жена Николая Петровича. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя хоть немного рассеяться. Но тут начался 48-й год» [4, с. 198]. В начале 1848 года умирает княжна Р., и в жизни Павла Петровича настает «смутное, сумрачное время» [4, с. 224].
В споре с Базаровым 30-40-е годы характеризуются Павлом Петровичем как вре-мя,противоположное современности, прежде всего в сфере философии и литерату-ры.«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», - констатирует он в начале разговора о нигилизме, а затем дополняет эту свою мысль в связи с вопросом о немецких и русских ученых: «.я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы, но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были - ну, там Шиллер, что-ли, Гетте... Брат вот им особенно благоприятствует. А теперь пошли все какие-то химики да материалисты...» [4, с. 210].«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - реагирует на это нигилист и материалист Базаров, имея в виду не только Шиллера и Гёте, но прежде всего Пушкина, который являлся в его глазах олицетворением романтизма и его времени. В этом смысл тех сцен и эпизодов романа, в которых Базаров перебивает Николая Петровича, декламирующего «Евгения Онегина», или советует Аркадию растолковать отцу, что читать Пушкина - никуда не годится («ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду»). Во исполнение пожеланий учителя Аркадий заменяет отцу пушкинских «Цыган» брошюрой вульгарного материалиста Бюхнера «StoffundKraft».
В этом узловом пункте романа Тургенев целиком на стороне Павла Петровича, а не его оппонента. Для него «гегелисты - это отцы, люди сороковых годов, дворяне, романтики», к числу которых он «относит не только скромных провинциалов, братьев Кирсановых, но и своих известных современников, самого себя» [5, с. 217].Об этом он писал в известном письме К.К. Случевскому в апреле 1862 года [ст. 2, т. 12, с. 340], вкотором особое значение приобретало посвящение романа Виссариону Григорьевичу Белинскому - «центральной натуре» времени отцов, прошедшего, как и сам Тургенев, через школу гегелизма (о чем писатель расскажет в своих воспоминаниях о критике) [ст. 2, с. 278-279], так же высоко ценившего Пушкина, как и автор «Отцов и детей».
В тургеневском романе нашли отражение многие идеи Белинского, особенно по вопросу о романтизме, вокруг которого шли споры между отцами и детьми [ст. 6, с. 58-73].В очерке «По поводу «Отцов и детей» (1865) Тургенев писал: «Многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества,я разделяю почти все его убеждения» [2, т. 10, с. 349].
Для тургеневского героя «романтизм» и «художество» находятся в одном ряду и одинаково им отвергаются («Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество», - отзывался он об истории любви Павла Петровича к княжне Р.).Для самого автора и то, и другое - важнейшие и непреходящие ценности [ст. 7, с. 117-120; 8, с. 14-17], отношение к которым положительно характеризует отцов и раскрывает наиболее уязвимые стороны базаровского нигилизма.
В исследованиях последних лет, посвященных тургеневскому роману [9-11], подтверждается важность изображения времени отцовдля выявления всей сложности и неоднозначности авторской точки зрения на проблему поколений.
Литература
1. Анненков П.В. воспоминания и критические очерки. Отдел второй. - СПб.,
1879.
2. Тургенев И.С. Собр. соч.: в 12 т. - М., 1953-1958.
3. Сарбаш Л.Н. Предыстория в романах И.С. Тургенева как способ организации повествования// Филологические науки. - 1987. - №1.
4. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 28 т. Т. 8. - М.-Л., 1960-1968.
5. Сухих И. Русская литература XX век. «Отцы и дети»//Звезда.- 2006. - №10.
6. Ватюта А.И. Тургенев и Белинский (об идейно-эстетических связях)//Русская литература. - 1984. - №2.
7. Горбанева А.Н. О мотиве художества в романе И.С. Тургенева «Отцы и де-ти»//Вестник ДГУ. - 2012 - Вып. 3.
8. Горбанева А.Н. К проблеме «романтизма» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»//Вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 3.
9. Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев - логика творчества и менталитета героя. -М.:Изд-во МГУ, 2011.
10. Полтавец Е.Ю. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Система уроков. - М.,
2008.
11. Чудновский В.В. К вопросуо конфликте в романе «Отцы и де-ти»//Филологический класс. - 2012. - №4 (30).
Поступила в редакцию 12 декабря 2014 г.
UDC 882 Turgenev I.S.
The time of fathers in the novel "Fathers and Sons" by I.S.Turgenev
A.N. Gorbanyova
Dagestan State University; Russia, 367001,Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a;gorbaneva69a@mail. ru
The purpose of this article is to examine the place and role of the image of the past in the informative and imaginative structure of the novel "Fathers and Sons" by I.S.Turgenev. The relevance of the study is explained by the fact that in the vast literature about this novel by I.S.Turgenev little attention is paid to this problem. The objective of the article is to identify devices and methods by means of which "Fathers and Sons" acquires the features of a novel of generations.
The text of the novel contains enough material for raising the question of a serious sense of the author's appeals to the past, to the time of fathers in the total composition and the ideological structure of the novel. The analysis of a number of main motives of the novel (especially drama and art) allows to make conclusions on the importance of retrospective elements for adequate reading of the work and understanding the complexity of the author's point of view, his assessment of generations of fathers and sons. Among these elements a special place is occupied by the author's address to the past of fathers, which in some respect is related to the historical dates (1812, 1825 and 1848).
Keywords: Turgenev, a novel of generations, historical time, romanticism, nihilism.
Received12December, 2014