Научная статья на тему 'Время опережающего развития'

Время опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козловская Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время опережающего развития»

РРЕМЯ К03Л°ВСКАЯ >>

опережающего развития

Интервью с Оксаной Козловской, первым заместителем губернатора томской области, д. э. н.

— Оксана Витальевна, что изменилось в томске за последние два года?

— Изменилось многое! Участвуя в 2005 году в конкурсе на создание технико-внедренческих зон (ТВз), мы сомневались, что окажемся в числе победителей, нашими соперниками были 23 динамично развивающиеся российских региона. Но конкурс мы выиграли, и создание ТВз, по сути, теперь меняет структуру томского бизнеса.

Нашим преимуществом в конкурсе стала стратегия развития Томской области до 2020 года, в которой основным приоритетом развития выбран научно-образовательный комплекс и отрасли «новой экономики» — экономики знаний. При участии консультантов компании «Стратегика» был изучен потенциал области, определены базовые сектора экономики с высокой добавленной стоимостью производства.

Развитие любого региона в конечном счете определяется уровнем развития бизнеса на его территории. Максимальная эффективность достигается там, где успешные предприятия платят не только высокие налоги, но и высокие зарплаты.

— что происходит в образовательной сфере города?

— Ежегодно томские вузы заканчивают 12-15 тысяч студентов. это специалисты высокого уровня подготовки, востребованные и

в Сибири, и по всей России. Интересен факт, что 80% главных инженеров атомных электростанций России являются выпускниками Томского политехнического университета.

Три томских университета (ТгУ, ТПУ, ТУСУР) выиграли федеральный конкурс инновационных образовательных программ. Победа позволила привлечь около 2 млрд. рублей на совершенствование материальной базы вузов и переподготовку преподавателей. В результате политехнический университет заявил семь новых направлений подготовки магистров по наиболее востребованным на международном рынке специальностям. По всем заявленным семи направлениям выпускникам будут выдаваться два диплома — томского политехнического и зарубежного университета. У крупных международных корпораций появился интерес к томским университетам. Сегодня реализуется совместная программа ТПУ и Microsoft — подобной еще нет в Сибири. Аналог данной программы существует только в Нижегородском университете.

На базе ТгУ и ТУСУРа открылись две академии Cisco Sytems, которые готовят будущих работников для сферы информационных технологий уже с университетской скамьи. В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники завершен проект по созданию и вводу

в эксплуатацию мультисервисной информационно-коммуникационной среды для разработки, хранения и распространения мультимедийных образовательных ресурсов поддержки группового обучения на базе технологий ^ш.

— как связаны ТВз и вузы города?

— Создание ТВз для томских университетов означает новый этап в их развитии. В вузах должна быть создана высокоэффективная система подготовки кадров, отвечающая потребностям новой экономики.

С другой стороны, и общество реагирует на изменения в экономике: существенно повысился интерес к техническим специальностям. конкурс в технических университетах вырос на 25%, тогда как в среднем по всем вузам — на 12%.

Функционирование техниковнедренческой зоны увеличивает степень интеграции образования, науки и промышленности.

Сегодня в четырех российских ТВз располагается 90 резидентов, и 25 из них находится в томской ТВз, еще 12 проектов резидентов — в работе. Уровень подготовки томских бизнес-проектов, по оценкам членов экспертного совета по технико-внедренческим зонам, очень высок.

Сегодня зарплата на инновационных предприятиях примерно в два раза выше средней по Томску, и сопоставима с заработком специалистов в нефтегазовой промышленности. Например,

постановщики задач в компании «Сиам» — резиденте ТВз — получают от трех тысяч долларов в месяц. Сотрудники инновационных предприятий, как правило, имеют солидные социальные пакеты.

— что меняется в городской инфраструктуре?

— Никогда еще столько не вкладывали в дорожное строительство. При переходе на инновационный путь развития повышаются требования к качеству среды проживания. Хорошие дороги — одно из необходимых условий развития городской инфраструктуры. Обычно ежегодные инвестиции в дороги составляли 200-250 млн. рублей, в этом году будет вложено почти 1,5 млрд. Идет реконструкция инженерных сетей южной зоны, проектируется масштабное строительство жилья для специалистов и сотрудников ТВЗ.

Томск динамично развивается, и судя по происходящим изменениям, можно сказать, что проект технико-внедренческих зон — реальный инструмент обновления экономики в России.

— что считать региональной инновационной системой?

— Однозначного ответа нет — федеральный закон об инновационной деятельности пока не принят, продолжаются дискуссии о том, что такое инновации, инновационная система. Неопределенность в этих вопросах серьезно мешает работе. Ясность здесь необходима, поскольку безусловным приоритетом инновационной экономики является развитие и поддержка инновационных предприятий. Думаю, что на практике мы пошли дальше многих коллег. С 2002 года реализуется стратегия инновационного развития региона, принята новая редакция закона «Об инновационной деятельности в Томской области».

— что сегодня в Томске считается инновационным бизнесом?

— В нашем понимании — это кластерное объединение научно-образовательного комплекса, малых

технологических компаний и промышленных предприятий, способное обеспечивать высокую эффективность реализации результатов фундаментальных и прикладных исследований. Чтобы привлечь в инновационный бизнес предприятия с высоким потенциалом, должна быть сформирована эффективная инфраструктура. Необходимо создать некую питательную среду, в которой предприниматель мог бы довести инновационную идею до реализации на рынке.

Еще не все регионы России готовы к созданию региональных инновационных систем. По нашему мнению, к интенсивному инновационному развитию сегодня способны приступить около 40 субъектов РФ. Можно утверждать, что у каждого региона должен быть свой приоритетный кластер, развивающий локальные конкурентные преимущества, сложившиеся к настоящему времени, и обязательно учитывающий перспективы развития макрорегиона в целом и смежных с ним территорий.

— насколько существенна роль региональной власти для развития инновационного кластера?

— Поддержка губернатором инновационного сектора экономики в 90-е годы имела принципиальное значение. На фоне ликвидации ряда предприятий области удалось сохранить научно-образовательный комплекс. Губернатор тогда говорил: «Мне простят все, кроме разрушения университетов!» И вот результат: в советское время в томских вузах училось 45 тысяч студентов, сегодня — более 80 тысяч.

Известно, что в последние годы в России началась модернизация системы образования. Для Томской области, где доля научнообразовательного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет почти 5%, развитие инновационного потенциала является приоритетной задачей. Второй месяц администрация области совместно с ГУ «Высшая школа экономики» (Москва) и томскими университетами готовит особую проектную модель разви-

тия научнообразовательного комплекса в Томске с учетом создания и развития 4-х исследовательских университетов для рассмотрения в Правительстве РФ.

I Сегодня, с нашей точки зрения, необходимо опре-

■ делить и осознать понятие «регион опережающего развития». Это территория, где возникают лучшие практики, создаются новые знания, новые технологии, идет их активная коммерциализация. Около тридцати российских регионов могли бы объединиться по этим признакам и сотрудничать

в рамках ассоциации.

Долгое время приоритетом для страны считался сырьевой сектор, и это было оправданно. Сырьевая экономика позволила нам «накопить жирок», создать базу для инновационного развития. Теперь же, чтобы войти в клуб ведущих экономик мира, этот потенциал должен быть превращен в конкретные конкурентные преимущества, связанные с наукоемким бизнесом.

— Как развиваются отношения администрации области с бизнесом?

— Сегодня важно выстроить устойчивые отношения региональной власти с успешным бизнесом и научно-образовательным комплексом. Необходимо понимание, что власть — это партнер, который может подставить плечо, а не диктатор. как пример могу привести отношения с ООО «Сибур». Они выстраивались долго и трудно. Вначале корпорацию интересовала только традиционная нефтехимия. Потом стало очевидно, что предприятию необходимы также перспективные разработки и высококвалифицированные кадры, которые способен дать регион.

На сегодняшний день «Сибур» вложил более

■ 800 млн. рублей в одного из резидентов ОЭЗ — это заявка на создание иссле-

довательского центра в нефтехимической отрасли России! Уже действует корпоративный исследовательский центр по полимерам, пилотная установка по использованию титаномагниевого катализатора, пилотная установка по производству сверхмоле-кулярного, исключительно прочного полиэтилена.

Диалог власти и бизнеса обязателен. В Томске много успешных и образованных людей, и задача администрации — соответствовать уровню их притязаний. «Сибур» сегодня выступает генеральным спонсором нашего инновационного форума. Дмитрий Владимирович конов — президент «Сибура» — будет вести на форуме «круглый стол», связанный с использованием инноваций в крупных компаниях.

— Томск был когда-то уездным городом Тобольской губернии. Тобольск обошли транспортные магистрали, и он остался провинциальным городом. Томск тоже вроде бы на отшибе...

— Стратегия развития транспортной системы Томской области — это обеспечение доступа ко всем крупным регионам мира. Сегодня в правительстве решается вопрос о международном статусе томского аэропорта. Реконструкция его взлетно-посадочной полосы включена в федеральную программу. Уже в ближайшие годы транспортная ситуация в регионе принципиально изменится.

В будущем году, согласно стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, начинается проектирование Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Она сделает доступными лесные ресурсы

и железорудные месторождения севера области. Будет построена вторая железнодорожная ветка на отрезке Томск-Тайга, предусматривается развитие сети автомобильных дорог. Для области также актуален водный транспорт, направления развития которого определяются доставкой грузов в северные регионы области, а также в нефтегазовые области Сибири. В области сохранилась база для развития судоходства: развивается Томская судоходная компания, ставшая акционером речного судостроительного завода в п. Самусь. Большие инвестиции идут и будут идти в развитие городских дорог и автомагистралей, связывающих Томскую область с другими регионами Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.