Научная статья на тему 'ВРЕМЯ КАК ОЩУЩЕНИЕ И АБСТРАКЦИЯ: МЕЖДУ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИЕЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ'

ВРЕМЯ КАК ОЩУЩЕНИЕ И АБСТРАКЦИЯ: МЕЖДУ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИЕЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЯ КАК ОЩУЩЕНИЕ И АБСТРАКЦИЯ: МЕЖДУ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИЕЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ»

Кудрявцева Н.С.

ВРЕМЯ КАК ОЩУЩЕНИЕ И АБСТРАКЦИЯ: МЕЖДУ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИЕЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ

Сведения об авторе: Кудрявцева Наталья Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, докторант Института языкознания им. А.А. Потебни Национальной академии наук Украины; доцент кафедры теории и практики перевода Херсонского национального технического университета e-mail: natashakrrog@yandex.ru

Сорок раз в секунду электрические импульсы пронизывают человеческий мозг, что, по мнению некоторых современных нейробиологов, выступает регулятором нашей мозговой активности, а также многих других биологических ритмов, и представляет собой так называемые «внутренние часы» человека.

Ощущение времени есть, несомненно, явление биологической природы, свойственное всем организмам, способным фиксировать различные формы периодичности. Движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, а также другие регулярные, чувственно воспринимаемые процессы составляют для человека универсальную перцептивную основу понятия о времени.

Вместе с тем, наблюдать время само по себе невозможно - даже если оно действительно существует как некая «вещь-в-себе». Ввиду этого, очевидно, человек и развил способность отвлекаться от биологически обусловленного ощущения времени, и создавать абстракции, принимаемые нами за время, необходимое для измерения изменений и учета происходящих событий. Таким образом, наше абстрактное время представляет собой метафору, определяемую относительно других непосредственно воспринимаемых сущностей.

Домен времени имеет особое значение в современных когнитивных исследованиях, так как время предстает здесь как лингвокультурный концепт, репрезентирующий результат взаимодействия универсальной перцепции, специфической культурной традиции и конкретного естественного языка. Предположение о существовании двух универсальных метафор времени (TIMEPASSINGISMOTION [Lakoff 1993] and THE FUTURE IS IN FRONT / THE PAST IS BEHIND [Lakoff 1987]), высказанное Дж. Лакоффом на заре посткогнитивизма, подверглось обоснованному пересмотру в связи с результатами сравнительного анализа разнообразных экзотических языков, выявивших наличие нескольких альтернативных концептуализаций (см. [Boroditskyand Gabi 2010; Sinhaetal. 2011; Nunezand Sweetser 2006; Nunezetal. 2012]).

В контексте когнитивно-релятивистского подхода, характерного для вышеупомянутых работ, мы предлагаем эксплицировать лингвокультурную вариативность в концептуализации времени посредством прототипического анализа терминологических обозначений философской категории времени в индоевропейских языках (д.-инд. kälah, velä; гр. xpovoq; лат. tempus; русск. время; укр. час, англ. time; нем. Zeit), позволяющего указать различные чувственно воспринимаемые объекты, послужившие основанием для развития разных абстракций времени. Выявленные прототипы конкретно -языковых темпоральных номинаций затем сопоставляются путем построения фрейма философской категории времени, демонстрирующего, что на общем фоне избранных индоевропейских языков метафизическому представлению о времени присущи такие атрибуты, как «цикличность», «дискретность», «изменение» и «быстротечность». Атрибут дискретности характеризуют два подтипа: «наполненность событиями» и «незаполненность событиями».

Вместе с тем, метафизические концептуализации времени в отдельных языках не совпадают. Метафизика времени, свойственная древнеиндийскому и русскому (за исключением последнего атрибута) языкам, состоит из представления о времени как о цикличном, связанном с изменениями, и

быстротечном. Античное философское понимание времени, наоборот, объединяет в себе атрибуты дискретности в смысле временных отрезков, обязательно ассоциирующихся с некоторыми событиями (ср. реляционная концепция времени Аристотеля), и быстротечности (также как и понятие о времени, предполагаемое укр., англ. и нем. терминами). Латиноязычная метафизическая концептуализация времени также предполагает дискретность, но тяготеет к аналогии с пустым пространством, т. е. содержит понятие о времени как о ничем незаполненных интервалах (ср. абсолютное время Ньютона).

Следует отметить, что описанная семантика философской темпоральной терминологии вполне логично укладывается в контекст так называемых восточного и западного представлений о времени: если идея невозвратного, линейного и векторизованного времени характеризует западную культуру и цивилизацию, интерпретация времени как циклично повторяемой, бесконечной субстанции является типичной для культуры буддийского востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.