Научная статья на тему 'Временный запрет деятельности как мера обеспечения административного правонарушения'

Временный запрет деятельности как мера обеспечения административного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2795
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутилина Ольга Александровна

Статья посвящена временному запрету деятельности как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Анализируются взаимосвязи и отличия временного запрета деятельности от административного приостановления деятельности вида административного наказания. Автором рассматриваются возможные пути совершенствования правового регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORARY BAN OF ACTIVITIES AS A MEASURE TO ENSURE AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

The article is devoted to the temporary prohibition of the activity as a measure of maintenance the case of administrative offence. The relationship and differences of temporary prohibition of the activities and the administrative suspension of activity as a form of administrative punishment are explored. The author explores possible ways of legal regulation perfection in this area.

Текст научной работы на тему «Временный запрет деятельности как мера обеспечения административного правонарушения»

УДК 342

ОА. Шутилина ВРЕМЕННЫЙ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕРА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена временному запрету деятельности как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Анализируются взаимосвязи и отличия временного запрета деятельности от административного приостановления деятельности - вида административного наказания. Автором рассматриваются возможные пути совершенствования правового регулирования в данной области.

Ключевые слова: административное правонарушение, приостановление деятельности, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Olga ^Шта TEMPORARY BAN OF ACTIVITIES AS A MEASURE

TO ENSURE AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

Annotation. The article is devoted to the temporary prohibition of the activity as a measure of maintenance the case of administrative offence. The relationship and differences of temporary prohibition of the activities and the administrative suspension of activity as a form of administrative punishment are explored. The author explores possible ways of legal regulation perfection in this area.

Keywords: administrative offence, suspension of activity, juridical person, individual entrepreneur.

Перечень мер административной ответственности в 2005 г. был дополнен новым видом административного наказания - административным приостановлением деятельности. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наиболее строгое административное наказание из тех, которые возможно применять к юридическим лицам и к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Назначение этого вида административного наказания обусловлено в первую очередь случаями угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) России меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Соответственно с ведением нового вида административного наказания была установлена и связанная с ним мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях -временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) [1]. Временный запрет деятельности не может быть применен при нарушении за-

© Шутилина О.А., 2014

Вестник Университета № 21, 2014

конодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (исходя из норм последнего, в частности, осуществляется приостановление операций по банковским счетам юридического лица). Временный запрет деятельности применяется только в случаях невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами.

Адресатами временного запрета деятельности выступают юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вместе с тем, в отличие от административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), данная мера не применяется для прекращения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в целом юридических лиц. Частичный запрет деятельности может быть связан с запретом деятельности отдельного подразделения юридического лица, эксплуатацией агрегатов, объектов, зданий или сооружений либо с запретом осуществления отдельных видов деятельности.

Применение временного запрета деятельности может повлечь за собой назначение административного приостановления деятельности. В этом случае административное приостановление деятельности «выступает по сути как санкция судьи на продление срока временного запрета деятельности» [2]. Несмотря на то что законодатель не связывает назначение административного приостановления деятельности с обязательным применением временного запрета деятельности, для судебных органов первоначальное применение меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях во многих случаях предопределяет выбор между административным штрафом и административным приостановлением деятельности в пользу последнего.

Например, С.Е. Горобцова рассматривает временный запрет деятельности в качестве необходимого условия применения административного приостановления деятельности [1]. Юрисдикцион-ные органы при выборе меры наказания должны основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, выясняя степень реальной угрозы для общества, и не быть связанными мнением должностных лиц, применивших временный запрет деятельности в качестве меры обеспечения производства по делу. Вместе с тем, обеспечительную меру в виде временного запрета деятельности вряд ли можно назвать распространенной: практика показывает, что по статьям КоАП РФ, предусматривающим административное приостановление деятельности в качестве административного наказания за совершенное правонарушение, должностные лица органов надзора гораздо чаще прибегают к наложению административного штрафа, выступающего в качестве альтернативы.

Практика применения временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выявляет также наличие противоречивости в понимании и толковании некоторых норм КоАП РФ. Разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума № 13 от 10 июня 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации», не в полной мере устраняют имеющиеся на сегодняшний день вопросы, связанные с применением временного запрета деятельности [3]. К примеру, обращает на себя внимание то, что перечень оснований назначения административного приостановления деятельности шире, чем перечень оснований применения временного запрета деятельности. Так, в ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ прямо предусмотрено, что при нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. В то же время в ст. 27.16 КоАП РФ не указаны случаи совершения административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градострои-

тельной деятельности, в области транспортной безопасности, перечисленные в диспозиции ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ.

В КоАП РФ отсутствуют положения, детально регламентирующие порядок применения временного запрета деятельности. Правила, установленные ч. 6 ст. 27.16 КоАП РФ, лишь закрепляют неполный перечень действий составляющих рассматриваемую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. Определенные разъяснения в этой связи даны Верховным Судом РФ. В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г., поскольку временный запрет деятельности по своим последствиям аналогичен административному приостановлению деятельности, а также исходя из того, что в соответствии с ч. 5 ст. 29.6 Кодекса срок временного запрета деятельности засчитыва-ется в срок административного приостановления деятельности, совершение мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности производится по правилам административного приостановления деятельности. Указанная позиция позволяет распространить на процедуру реализации временного запрета деятельности положения о недопустимости применения мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, оставляя неурегулированными многие другие процедурные вопросы.

К числу таковых относится отсутствие в КоАП РФ срока, в течение которого лица, в отношении которых применен временный запрет деятельности, должны реально прекратить такую деятельность. Кроме того, КоАП РФ не закрепляет должностных лиц, компетентных осуществлять исполнение временного запрета деятельности, в случае, если хозяйствующий субъект не исполняет самостоятельно данную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. За судебным приставом-исполнителем, компетентным осуществлять перечень действий в соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ, закреплены лишь полномочия по исполнению постановления об административном приостановлении деятельности (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ).

Указанные пробелы на практике позволяют констатировать отсутствие реального механизма применения временного запрета деятельности, и, как следствие, возможность лиц, в отношении которых применен временный запрет деятельности, продолжать данную деятельность и эксплуатацию объектов. Таким образом, на сегодняшний день крайне необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего применение временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Библиографический список

1. Горобцова С.Е. Временный запрет деятельности как необходимое условие применения административного приостановления деятельности // Современное право. - 2008. - № 2.

2. Ионаш В.В. Административное пресечение в системе административного принуждения: монография / В.В. Йонаш. - Саратов, 2008.

3. Пащенко Е.Ю. Административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности // Безопасность труда в промышленности. - 2014. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.