Научная статья на тему 'Временные правила о печати 1905-1906 гг. И роль Министерства внутренних дел в их реализации'

Временные правила о печати 1905-1906 гг. И роль Министерства внутренних дел в их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2246
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / ПОЛИЦИЯ / POLICE / СВОБОДА СЛОВА / FREEDOM OF SPEECH / СВОБОДА ПЕЧАТИ / FREEDOM OF THE PRESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шингарева Наталья Викторовна

Проведенный в статье анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность печати в Российской империи в начале ХХ в., способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях развития отношений государства и средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temporary rules about printing in 1905-1906 and the role of the Ministry of Internal Affairs in their implementation

The analysis of the normative legal acts regulating the printing activity in the Russian Empire in the early twentieth century contributes to the refinement of modern ideas about the place and the role of media in the society and the limits and possibilities of the state participation in the information processes, as well as the regularities of relations between the state and the media.

Текст научной работы на тему «Временные правила о печати 1905-1906 гг. И роль Министерства внутренних дел в их реализации»

Таким образом, концепция эффективного государства призвана строиться на потребности достижения определенной гармонии в отношениях личности и государства в рамках развития гражданского общества. Для формирования принципов деятельности такого государства как основополагающих идей, определяющих модель последнего, важен не только уровень развития информационных технологий и умение ими пользоваться, но и наличие справедливых правовых начал в функционировании государственного механизма. В концептуальном плане обеспечение таких начал должно рассматриваться в качестве важнейшей цели государственно-правовой деятельности.

Исходя из этого, для обеспечения эффективной государственной деятельности необходим приоритет права во всех сферах общественной жизни, который предполагает создание оптимальных условий свободного развития личности, охрану ее прав и интересов во всех направлениях деятельности государства.

Решение данной задачи обусловлено формированием в главных институтах власти понимания того, что причины негативных проявлений в отношении личности в значительной мере связаны с системой управления обществом в целом, качество которой опре-

деляется на законодательном уровне. При этом речь может идти о совершенствовании как формального контроля (деятельность правоохранительных органов), так и неформального (общественное мнение) контроля за действиями личности.

Следовательно, реализация идеи эффективного государства в России связана с дальнейшим прогрессом не только в государственно-правовых отношениях, но и с развитием культуры. В рамках функционирования такого государства должна формироваться культура не «подчинения», а «участия» в общественных процессах граждан, которые непосредственно вовлекаются в процесс выработки и принятия требований и решений, в том числе с помощью использования телекоммуникационных технологий.

Исходя из этого, важно выделить две базовые функции, которые должно выполнять государство, претендующее на статус эффективного: обеспечение действенных рычагов контроля общества над государством на основе выборных начал формирования структуры власти, форм и методов воздействия на деятельность правящих элит и гарантии социальной регуляции, обеспечивающей прозрачность механизмов власти; поступательное развитие экономики.

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА О ПЕЧАТИ 1905—1906 гг. И РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ШИНГАРЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: shingareva@list.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Мамонтов А.Г.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проведенный в статье анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность печати в Российской империи в начале ХХ в., способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях развития отношений государства и средств массовой информации.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, полиция, свобода слова, свобода печати.

Annotation. The analysis of the normative legal acts regulating the printing activity in the Russian Empire in the early twentieth century contributes to the refinement of modern ideas about the place and the role of media in the society and the limits and possibilities of the state participation in the information processes, as well as the regularities of relations between the state and the media.

Keywords: the Ministry of Internal Affairs, police, freedom of speech, freedom of the press.

Средства массовой информации являются эффективным каналом взаимного информирования власти и общества, оперативно отражают мировые события и являются мощным средством воздействия на сознание людей. Их роль проявляется, практически, во всех значимых сферах нашей жизни. В России свобода слова впервые была провозглашена Манифестом 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»1. В нем российским подданным были дарованы «незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». Манифест явился основой для выработки серии Временных правил о печати2. Однако, надо заметить, что после обнародования Манифеста Главное управление по делам печати в своем циркуляре дало следующее разъяснение: «Впредь до издания нового закона все законоположения, определяющие деятельность учреждений и лиц цензурного ведомства, остаются в полной силе»3. Реальная уступка власти состояла в том, что были отменены циркуляры, изданные на основе ст. 140 Устава о цензуре и печати и воспрещавшие обсуждение в прессе того или иного вопроса4.

24 ноября 1905 г. Николай II, направляя в Сенат Высочайший указ о повременных изданиях, так комментировал этот документ: «Ныне, впредь до издания общего о печати закона, признали мы за благо преподать правила о повременных изданиях, выработанные Советом министров и рассмотренные в Государственном совете. Правилами этими устраняется применение в области периодической печати административного воздействия, с восстановлением порядка разрешения судам дел о совершенных путем печатного слова преступных деяний»5. В Указе провозглашалась отмена общей и духовной цензуры в городах; отмена постановлений об административных взысканиях, налагаемых на повременные издания; отмена права министра внутренних дел воспрещать обсуждение в печати вопросов государственной важности, а также устанавливался судебный порядок ответственности за преступления в области печати6. Определялись правила выпуска повременных изданий7. Отменив общую и духовную цензуру, Правила все же предусматривали контроль со стороны местных властей. Так, п.7 установил: «Каждый номер повременного издания, ...представляется издателем местному установлению или должностному лицу по делам печати.». Были детально регламентированы вопросы ответственности за различные нарушения правил о печати. Согласно п. 9 ст. 7, наложение ареста на

отдельные номера повременных изданий сочеталось с одновременным возбуждением судебного преследования против виновных. Суд, утверждая арест, мог «постановить о приостановлении повременного издания до судебного приговора»8.

Временные правила 24 ноября 1905 г. существенно усиливали ответственность: а) за выпуск в свет изданий до получения установленного свидетельства; б) за отказ представить экземпляры издания в соответствующие органы; в) за выпуск в свет издания без подписи ответственного редактора или без обозначения типографии; г) за набор или печатание издания в своей типографии без свидетельства (п. 1а ст. 8). Такого рода проступки наказывались штрафом до 300 руб. Гораздо строже, вплоть до заключения в тюрьму на срок от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, каралось «возбуждение в повременном издании к устройству или продолжению стачки .в таком предприятии, прекращение или приостановление деятельности которого угрожает безопасности Государства или создает возможность общественного бедствия» (п. 4 ст. 8). Строго, заключением в тюрьму на срок от двух до восьми месяцев или арестом на срок не свыше трех месяцев, каралось: а) возбуждение к устройству беспорядков скопищами; в) распространение посредством печати «заведомо ложных о деятельности правительственного установления сведений, возбуждающих в населении враждебное к ним отношение».

С введением Временных правил Министерство внутренних дел потребовало от своих представителей

1 ПСЗ. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. № 26803.

2 Михайлова Н.В., Феднева Н.Л. Концепция полицейского государства: формирование и отражение в законодательстве // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 102—106.

3 Законодательные акты переходного времени 1904—1906; 2-е изд. СПб., 1907.

4 Статью 140 Устава о цензуре и печати, предоставляющую министру внутренних дел право воспрещать оглашение или обсуждение в печати какого-либо вопроса государственной важности // Свод Законов. Т. XIV.

5 ПСЗ. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. № 26962.

6 Михайлова Н.В. Традиции и инновации в постижении истории государства и права. М., 2009. С. 256.

7 Согласно п. 1 ст. 7 «каждый, желающий выпускать в свет повременное издание .обязан подать местному губернатору или градоначальнику, по принадлежности, заявление, содержащее в себе означение: а) города, в котором издание будет выходить; б) наименование издания, его программы; в) имени, отчества, фамилии и места жительства издателя и ответственного редактора; г) типографии, в которой будет издание печататься».

8 Пункт 12 Временных правил гласил: «Судебное преследование по преступным деяниям, совершенным посредством печати, ...возбуждается: или по сообщениям установления и должностных лиц по делам печати, или по непосредственному предложению прокурорского надзора».

№ 12 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

69

на местах самых решительных действий9. 26 ноября 1905 г. в телеграмме МВД предлагалось органам, осуществляющим надзор за местной печатью «неуклонно, под личную ответственность, наблюдать за этими изданиями и по всем обнаруженным ими нарушениям закона немедленно возбуждать судебное преследование, одновременно донося Главному управлению по делам печати»10. 15 декабря 1905 г. Министерство внутренних дел направило новый циркуляр губернаторам, в котором потребовало установить строгий контроль за деятельностью типографий и во всех случаях нарушения законов немедленно возбуждать против владельцев судебные преследования11.

В этот период власти еще пребывали в растерянности и испуге, что хорошо отражает записка 1906 г. И.Л. Горемыкина к Николаю II: «Приемлю долг всеподданнейше доложить, что резкая революционная деятельность значительной части нашей периодической печати в столице и почти всей мелкой провинциальной печати чрезвычайно озабочивает меня и служила уже неоднократно предметом серьезного обсуждения с министром внутренних дел и другими членами Совета»12. И.Л. Горемыкин отметил, что судебные преследования не достигают цели, так как приостановленные газеты почти сразу выходят под другими названиями. «Зло растет и в последние дни приняло нестерпимый анархический характер». «По соглашению моему с министром внутренних дел, — докладывает И.Л. Горемыкин, — будет ежедневно накладываем арест на следующие газеты: «Курьер», «Голос труда», «Россия», «Призыв», «Современная жизнь» и имеющуюся появиться на днях новую социал-демократическую газету». Последнее замечание председателя Совета министров особенно любопытно: издания еще нет, а его уже ждет кара13.

И власть шаг за шагом стала восстанавливать давший трещины цензурный режим в государстве. Правительство решило внести ряд поправок во Временные правила. Министерство внутренних дел подготовило проект поправок и представило на рассмотрение Государственного совета. Проект был настолько репрессивен по своему характеру, что даже часть членов Государственного совета высказала опасения, что «утверждение суровых, в изменение Указа 24 ноября 1905 г. мер относительно печати, несомненно, будет истолковано населением в смысле возвращения к приемам, осужденным манифестом 17 октября 1905 г.»14. Тем не менее, 18 марта 1906 г. законопроект

был обнародован в форме указа «Об изменении и дополнении Временных правил о повременной печа-ти»15. Он расширял права местной администрации, которая получила право «немедленно наложить арест на все экземпляры, предназначенные к распространению номера .. .когда в этом номере заключаются признаки преступного деяния». Одновременно можно было «возбудить в надлежащих случаях против виновных уголовное преследование».

Серию временных правил о печати завершает указ от 26 апреля 1906 г. «Временные правила для неповременной печати»16. В этом указе цензурные комитеты были переименованы в комитеты по делам печати, а цензоры — в инспекторов по делам печати. Однако, упразднение предварительной цензуры не означало полной свободы печати, так как закон устанавливал ограничения. Так, неповременные издания объемом более пяти печатных листов должны были представляться местному комитету по делам печати в узаконенном числе экземпляров. Последний мог наложить арест на все экземпляры издания, если в нем были усмотрены признаки преступного деяния.

Несмотря на справедливую критику современниками ограничительных норм Временных правил, следует признать, что они стали важной вехой на пути проведения в жизнь свободы печати. Благодаря Временным правилам свобода печати была введена в правовое поле и являлась законодательно закрепленным правом российских подданных. Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел проводило политику гибкого реагирования в области контроля над печатью, отдавая предпочтение запретительным мерам.

9 С 22 октября по 2 декабря 1905 г. в Петербурге и Москве было возбуждено уголовное преследование в 92 случаях за нарушение прессой законов. С 17 октября по 31 декабря 1905 г. были подвергнуты репрессиям 278 редакторов, издателей, журналистов, изданий, типографий; конфисковано 16 номеров газет и журналов; арестовано 26; закрыто, приостановлено 44. Темпы репрессий нарастали: с 15 декабря 1905 г. по 25 января 1906 г. (по данным газеты «Русь») было закрыто 78 изданий, арестовано 58 редакторов. С 17 октября 1905 г. по декабрь 1906 г.: были закрыты 370 изданий; конфискованы более 430; опечатаны 97 типографий; арестованы и оштрафованы 607 редакторов и издателей.

10 Яцкова А.П. Основные Государственные Законы Российской империи 23 апреля 1906 г. — первая российская конституция: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 160.

11 Там же. С. 161.

12 Жирков Г.В. История цензуры в России XIX—XX вв. М., 2001. С. 311.

13 Жирков Г.В. Указ. соч. С. 314.

14 Яцкова А.П. Указ. соч. С. 165.

15 ПСЗ. Собр. 3. Т. XXV. № 26963.

16 ПСЗ. Собр. 3. Т. XXVI. № 27815.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.