Научная статья на тему 'Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности'

Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2930
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY'S TEMPORAL PERSPECTIVE / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНО-СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТИВНАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ СРЕДЫ / СУБЪЕКТИВНАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ СРЕДЫ / SUBJECTIVE-MEDIUM APPROACH / LIFE MEDIUM / OBJECTIVE EXTREMENESS OF MEDIUM / SUBJECTIVE EXTREMENESS OF MEDIUM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширяева Ольга Сергеевна, Навроцкая Елена Александровна

Определены структурные и содержательные особенности временной перспективы личности, обусловленные типом субъективной оценки среды жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширяева Ольга Сергеевна, Навроцкая Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality's Temporal Perspective in Various Life Activities Framework Assessment

The article distinguishes structural and contental peculiar features of personality's temporal perspective stipulated by the type of subjective assessment of life medium.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности»

О. С. Ширяева, Е. А. Навроцкая

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ

ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЦЕНКИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определены структурные и содержательные особенности временной перспективы личности, обусловленные типом субъективной оценки среды жизнедеятельности.

Ключевые слова: временная перспектива личности, субъектно-средовый подход, среда жизнедеятельности, объективная экстремальность среды, субъективная экстремальность среды

O. S. Shiryayeva, Y. A. Navrotskaya

PERSONALITY’S TEMPORAL PERSPECTIVE IN VARIOUS LIFE ACTIVITIES FRAMEWORK ASSESSMENT

The article distinguishes structural and contental peculiar features of personality’s temporal perspective stipulated by the type of subjective assessment of life medium.

Key words: personality’s temporal perspective, subjective-medium approach, life medium, objective extremeness of medium, subjective extremeness of medium

Изучение факторов, определяющих специфику временной перспективы личности, с одной стороны, является сравнительно новым направлением психологических исследований, с другой — в исследованиях подчеркивается их большое разнообразие, неоднозначность степени влияния на временную перспективу отдельной личности и социальной группы. В целом, большинство исследователей выделяют внешние, объективные (Б. Г. Ананьев, Е. В. Антонов, Л. И. Анцыферова, Е. Бастин, Л. Бауфард, В. В. Бочаров, Н. Браун, и др.) и внутренние, субъективные факторы, определяющие характер временной перспективы личности (Д. Бьюдженталь, Дж. Келли, А. Мас-лоу, Г. Мерфи, Р. Мэй, Г. Мюррей, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.) [4]. Влияние среды на развитие и функционирование личности является актуальным вопросом на протяжении всего развития человечества, вместе с тем, на сегодняшний день особую актуальность приобретают исследования влияния на временную перспективу личности не только объективных факторов (климатических, геофизических и других характеристик среды), но и их субъективное восприятие (изучение зависимости восприятия времени от субъективной оценки среды жизнедеятельности).

Среда жизнедеятельности является объективным фактором, который определяет структурно-динамические характеристики временной перспективы, и значительную часть всего

содержания психологии составляет анализ того, как человек отражает реальный мир, как он получает субъективный образ объективного мира, окружающей среды [6].

Человек представляет, осмысливает, организует себя во времени и выстраивает собственную временную перспективу не столько в объективной среде, сколько в психологическом пространстве, построенном субъектом в соответствии с его потребностями и возможностями. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем (И. Альтман, К. Левин К. Норберг-Шульц, Дж. Гибсон, Г. М. Андреева, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, С. К. Нар-това-Бочавер, М. Черноушек и др.).

Субъективная оценка личностью среды жизнедеятельности включает в себя степень соответствия средовых возможностей потребностям субъекта, степень гармоничных взаимоотношений в системе «субъект — среда» [3]. В качестве субъективного критерия оценки соответствия / несоответствия средовых возможностей потребностям субъекта, степени гармоничных взаимоотношений в системе «субъект-среда», влияющей на специфику временной перспективы личности, многие исследователи рассматривают психологическое благополучие. Кроме того, в исследованиях отмечается, что в восприятии и действиях людей в столь разнородной окружающей среде

наиболее важным представляется общее чувство — настроение, которое у них возникает от соприкосновения с этой средой, основным связующим звеном между поведением и средой является эмоциональная реакция человека на свое окружение, природное и социальное [2]. Р. Р. Ишмухаметов подчеркивает, что решающим показателем качества жизни должна быть «субъективная удовлетворенность человека собой и миром, эмоциональный статус, самочувствие, переживание благополучия и счастья» [2, с. 49]. Л. Х. Умарова определяет «переживание» как главный критерий соответствия среды личности. Автор отмечает, что «при рассогласованности взаимодействия личности и среды переживание несет в себе отрицательный психоэмоциональный заряд» [9, с. 41].

Временная перспектива непосредственно связана с тем, как человек воспринимает свое настоящее, прошлое и будущее. Согласно Ж. Нюттену [5], существуют временные установки по отношению к различным элементам временного континуума, обладающие аффективной окрашенностью или эмоциональным наполнением, данное наполнение оказывает непосредственное влияние на то, какой человек воспринимает свою жизнь и как к ней относится.

Субъективное переживание личностью удовлетворенности жизнью в среде своей жизнедеятельности, преобладающий положительный эмоциональный фон обуславливают сбалансированный характер временной перспективы личности. Понятие «сбалансированная временная ориентация» был введен в психологию Ф. Зимбардо [8, с. 89]. Исходя из определения данного понятия, мы можем говорить о том, что данная структура позволяет личности гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим, т. е. адекватно реагировать в зависимости от внешних и внутренних условий, от ситуативных требований. С точки зрения Ф. Зимбардо, индивиды с данной временной ориентацией реагируют на ситуацию, действуют и живут, основываясь на балансе между содержанием прошлого опыта или переживаний, представлениями о будущем и желаниями настоящего. С нашей точки зрения, данная система функционирования индивида является одним из определяющих моментов, связанных с психологическим благополучием личности.

Ряд авторов в качестве оценки соответствия окружающей среды субъекту и ее влияния на специфику временной перспективы личности предлагают использовать степень психологической безопасности (Н. А. Лызь, С. А. Богомаз). Ощущение человеком психологической безопасности в среде своей жизнедеятельности связано с переживанием им удовлетворенности в прошлом и эмоциональной насыщенности настоящим, что предполагает уверенность в будущем, высокую вероятность в достижении поставленных жизненных целей, защищенность идеалов и ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь. Человек, позитивно воспринимающий среду жизнедеятельности, открыт окружающему миру, доверяет окружающим людям и готов к партнерскому взаимодействию с ними, характеризуется высокой убежденностью в возможности контролировать жизненные события (управлять ими), высоко оценивает себя и склонен к оптимизму. Готовность человека к деятельности зависит от системы его базисных убеждений относительно позитивной или негативной оценки среды своей жизнедеятельности и убежденности, в силе собственного «Я». Вместе с тем, эти базисные убеждения, по мнению американского психолога Р. Яновой-Бульман, являются компонентами психологического благополучия. Все это характеризует сбалансированность временной перспективы личности [1, с. 125].

Отдельное внимание при анализе специфики временной перспективы личности уделяется факторам экстремального порядка (природного, техногенного, биографического характера). В случае несоответствия среды субъекту, невозможности реализации значимых потребностей возникает состояние дисгармонии в системе «субъект — среда». В данном случае среда обитания, не соответствующая жизненным потребностям индивида, может рассматриваться как экстремальная [10]. Определяющую роль при оценке изменений временной перспективы играет не сила воздействия (или «степень экстремальности события»), а восприятие этого события индивидом как угрожающего его жизненным планам, значимым ценностями и потребностям или как не угрожающего. Г. Хойфт отмечает, что не столько само событие, сколько субъективное воспри-

ятие его несет основное значение, помогая или мешая индивиду справляться со своими задачами развития [11]. В связи с этим необходимо выделять объективную и субъективную экстремальность. Объективная экстремальность среды предполагает наличие условий, потенциально способных депривировать потребности личности. Субъективная экстремальность подразумевает, что условия воспринимаются субъектом как депривационные. При этом объективные параметры среды выступают для личности в качестве экстремальных условий существования и развития, а субъективно переживаемая депривация значимых потребностей, вызванная экстремальными условиями,— в качестве экстремальной ситуации. Таким образом, экстремальность (ситуации, условий) выступает как характеристика взаимодействия экстремальных параметров среды и особенностей личности, диспозици-онное отношение между экстремальной средой и личностью [10].

Обсуждение вопроса о влиянии экстремальных условий жизнедеятельности на развитие и функционирование личности осложняется его неоднозначностью и противоречивостью. С одной стороны, отмечается негативное влияние экстремальных ситуаций на субъективное благополучие личности, вследствие чего происходит деформация временной перспективы, фиксация на каком-то одном временном отрезке, это приводит к формированию временного «пристрастия» или «предубеждения». Примером влияния экстремальной среды жизнедеятельности на деформацию временной перспективы может служить феномен, названный и описанный В. П. Сер-киным как «сценарий отложенной жизни», «северный сценарий» [7, с. 20]. В основе сценария отложенной жизни («северного сценария») лежит предположение (оно может быть осознаваемым или неосознаваемым) жителя Севера о том, что его настоящая жизнь начнется только после того, как он накопит достаточно материальных средств для приобретения жилья, автомобиля и т. п. в регионе с более благоприятными климатическими условиями; в настоящее время он настоящей жизнью не живет, а лишь создает для нее условия.

С другой стороны, экстремальная ситуация способствует мобилизации личностных ресурсов, необходимых для психологического благополучия и личностного роста в среде жизнедеятельности. В исследованиях показано, что в экстремальных условиях жизнедеятельности происходит актуализация и доминирование личностных качеств, повышение активности всех компонентов психической деятельности, уверенный выбор успешных стратегий поведения. (К. Юнг, А. Маслоу, В. Франкл, В. А. Ананьев, Л. Р. Правдина, В. В. Столин, В. Э. Чуд-новский и др.). Психологическое прошлое в данном случае по отношению к настоящему задает границы и характер саморазвития, обуславливает его успешность и эффективность, по отношению к будущему придает уверенность в реализации намеченных целей; психологическое настоящее по отношению к психологическому прошлому реализует его итог, задает осмысленность, структурированность и активность в планируемых целях будущего; психологическое будущее по отношению к настоящему мотивирует его на позитивные эмоциональные переживания происходящих в данный момент событий, а также сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого. Таким образом, экстремальная среда жизнедеятельности может побуждать личность к самоопределению, способствовать повышению осмысленности жизни и достижению значимых целей в жизни субъекта.

Временная перспектива рассматривается как сложная подвижная и меняющаяся структура, представленная на нескольких уровнях осознания; как форма психологической регуляции поведения человека. Ее структура зависит от уровня развития личности и выбранной ею стратегии самореализации, связанной или с удовлетворением дефицитарных потребностей среды жизнедеятельности и снижением напряжения, или с активностью, саморазвитием и реализацией человеком своих способностей в среде жизнедеятельности (А. Ангьял, К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что на специфику временной перспективы личности влияет не столько наличие экстремальных, потенциально опасных условий среды жизнедеятельности, сколько субъективная оценка личностью своих потенциальных

возможностей в данной среде жизнедеятельности, оценка степени соответствия своих личностных ресурсов к данной среде, на основании которых личность испытывает удовлетворение, психологическое благополучие и психологическую безопасность.

Проведенный теоретический анализ позволил выдвинуть следующее предположение.

Временная перспектива личности имеет ряд содержательных и структурных особенностей, которые обусловлены типом субъективной оценки среды жизнедеятельности:

- для личностей с позитивной оценкой среды жизнедеятельности свойственна сбалансированная временная ориентация, которая характеризуется удовлетворенностью прошлым опытом, эмоциональной насыщенностью настоящего и осмысленностью будущего;

- для личностей с менее позитивной оценкой среды жизнедеятельности свойственна несбалансированная временная перспектива, которая характеризуется акцентированием на каком-либо одном временном отрезке, недифференцированными связями между прошлым, настоящим и будущим.

Для проверки гипотезы использовался комплекс следующих методических процедур:

- субъективное шкалирование «Оценка региона» (Е. Б. Весна, О. С. Ширяева) с целью определения специфики реализации тех или иных возможностей в объективно экстремальной среде жизнедеятельности, а также эмоциональной оценки региона;

- шкала базовых убеждений Р. Яновой-Бульман в адаптации О. Кравцовой с целью уточнения характера оценки среды жизнедеятельности, изучения особенностей убеждений личности в отношении окружающего мира и ценности себя, определения психологической безопасности в среде жизнедеятельности;

- шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Швеленковой и П. П. Фесенко с целью уточнения характера оценки среды жизнедеятельности, изучения особенностей убеждений личности в отношении окружающего мира и ценности себя, определения уровня психологического благополучия в зависимости от субъективной оценки региона проживания;

- опросник временной перспективы Ф. Зим-бардо для определения временной ориентации личности;

- тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо в адаптации Д. А. Леонтьева для определения эмоциональной оценки настоящего, результативности прошлого и наличия целей в бдущем;

- шкала временных установок Ж. Нютте-на для измерения индивидуальных установок по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему;

- методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн, модифицированная под задачи исследования (Ю. Ю. Неяскина, Е. М. Вечканова) с целью субъективной оценки респондентами своего прошлого, настоящего и будущего по таким параметрам, как здоровье, досуг, работа, семья, внутренний мир, общий показатель функционирования в среде жизнедеятельности;

- графический тест «Круги Коттла» с целью исследования особенностей временной перспективы.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование структурных и содержательных особенностей временной перспективы личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности. Эмпирическую базу исследования составили 70 человек (мужчин и женщин) в возрасте от

25 до 45 лет.

На первом этапе исследования респондентам предлагалась методика «Оценка региона». В результате кластерного анализа результатов по данной методике получены две группы, обладающие внутритипичными специфическими показателями группового сходства. В первую группу вошли 35 человек, во вторую группу —

26 человек, 9 человек не вошли ни в одну из групп. Характеристика выборки представлена в табл. 1.

Сравнение средних значений по методике «Оценка региона» между группами при помощи /-критерия Стьюдента позволило нам определить, что респонденты, относящиеся к 1-му кластеру, позитивнее оценивают среду своей жизнедеятельности по всем шкалам методики, чем респонденты 2-го кластера. Таким образом, респонденты 1-го кластера условно названы «позитивно оценивающие среду жизнедеятельности» (Э1), респонденты 2-го — «менее позитивно оценивающие среду жизнедеятельности» (Э2). Результаты представлены в табл. 2.

Для уточнения характера оценки среды жизнедеятельности, изучения особенностей убеждений личности в отношении окружающего мира и ценности себя использовались методики «Шкала базовых убеждений» и «Психологическое благополучие». Результаты представлены в табл. 3.

Анализ значимых отличий показателей по методикам «Базовые убеждения» и «Психологическое благополучие» позволил предположить, что личность, положительно оценивающая среду своей жизнедеятельности, скорее верит в то, что в мире больше добра, чем зла, убеждена, что мир полон смысла, способна эффективно оценивать различные жизненные обстоятельства, умеет выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям, имеет реалистичный взгляд на жизнь, который гармонично сочетается с открытостью новому опыту, испытывает чувство безопасности в среде своей жизнедеятельности, характеризуется высокой убежденностью в возможности контролировать жизненные обстоятельства.

В то же время для личности, менее позитивно оценивающей среду жизнедеятельности, напротив, характерно ощущение невозможности изменить или улучшить условия своей жизнедеятельности, чувство бессилия в управлении окружающим миром, фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие среды, недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия и усваивать новые умения и навыки, сниженное чувство психологической безопасности.

Таким образом, полученные данные указывают на то, что степень оценки среды жизнедеятельности оказывает влияние на особенности убеждений личности в отношении окружающего мира и ценности себя.

На втором этапе исследования определялись содержательные особенности временной перспективы при разных типах оценки среды жизнедеятельности.

Был проведен сравнительный анализ средних показателей по методикам, направленным на изучение особенности временной перспективы («Тест временной перспективы» Ф. Зим-бардо, «СЖО», методика Дембо-Рубинштейна, модифицированная под задачи исследования,

«Шкала временных установок» Ж. Нюттена, Круги Коттла). Статистическая значимость различий подтверждена при помощи /-критерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 4.

Из данных, представленных в табл. 4, видно, что у респондентов второй экспериментальной группы (менее позитивная оценка региона) значимо выше показатели по шкалам «Негативное прошлое» (общее пессимистическое, негативное отношение к прошлому) и «Фаталистическое настоящее» (беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни в целом).

Таким образом, респонденты с менее позитивной оценкой среды жизнедеятельности склонны к ориентации на пессимистическое отношение к прожитой части жизни и имеют представление о предопределенности будущих событий. В то же время нельзя утверждать, что для респондентов второй экспериментальной группы характерно полное отсутствие целей на будущее или совсем негативное отношение к прошлому. Можно предложить, что для них характерны такие особенности временной перспективы, как противоречивое отношение к прошлому и приблизительно равные ориентации как на настоящее, так и на будущее, которое является менее осмысленным.

Анализ данных по методике СЖО показал, что в первой экспериментальной группе значимо выше результаты по шкалам «Цели в жизни», «Эмоциональная насыщенность», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь», «Осмысленность жизни».

Из данных, представленных в табл. 5, видно, что респонденты с позитивной оценкой региона склонны к построению целей на будущее, восприятию процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом положительно оценивают прошлое, себя оценивают как сильную личность, обладающую свободой выбора, решений и действий, в то время как для респондентов с менее позитивной оценкой региона характерны склонность к отсутствию в жизни целей в будущем, фатализм, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Также отмечается неудовлетворенность прожитой частью жизни и неудовлетворенность своей жизнью в настоящем.

Таблица 1

Характеристика выборки (%)

Место рождения 1-я группа 2-я группа Критерий Фишера прир < 0,01

Родились на Камчатке 74 42 2,55038

Приехали из другого региона 26 58 2,55304

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений по шкалам методики «Оценка региона» в первом и втором кластерах, р < 0,001

Шкала Среднее значение кластеров ґ-критерий

Э1 Э2 Стьюдента

Я горжусь тем, что живу на Камчатке 5,86 3,42 6,367

Камчатка — край уникальных возможностей 5,20 3,00 5,336

Мое будущее на Камчатке 5,26 1,66 10,075

Мне нравится жить на Камчатке 5,97 3,23 8,404

На Камчатке живут особенные люди 5,37 3,04 5,745

Камчатка — уникальное место на Земле 6,26 5,08 2,681

Я скучаю по Камчатке, когда нахожусь вдалеке 5,51 3,71 4,236

Мне бы хотелось, чтобы мои дети росли на Камчатке 4,80 2,00 6,981

Камчатка — экологически чистый и безопасный регион 5,00 3,35 4,305

Мне нравится камчатский климат 5,14 2,92 3,735

На Камчатке достаточно мест для отдыха 5,74 2,65 8,870

Таблица 3

Сравнитеьный анализ средних значений по шкалам методик «Базовые убеждения» и «Психологическое благополучие» в 1-м и 2-м кластерах

Шкала Среднее значение кластеров ґ-критерий Р <

Э1 Э2 Стьюдента

Благосклонность мира 4,886 4,481 2,225 0,050

Доброта людей 4,464 4,000 2,295 0,050

Справедливость мира 4,193 3,631 2,048 0,050

Контролируемость мира 4,379 3,798 2,528 0,050

Благосклонность окружающего мира 4,640 4,240 2,510 0,050

Осмысленность и контролируемость событий 4,144 3,585 3,087 0,001

Психологическая безопасность 3,930 3,070 2,910 0,001

Позитивные отношения с окружающими 62,086 57,384 1,798 0,100

Управление средой 60,086 55,462 2,445 0,001

Баланс аффекта 86,000 94,500 2,173 0,050

Человек как открытая система 61,114 58,538 2,920 0,001

Таблица 4

Средние значения по методике изучения временной перспективы Ф. Зимбардо

в 1-м и 2-м кластерах

Шкала Среднее значение кластеров ґ-критерий Стьюдента

Э1 Э2 прир < 0,05

Негативное прошлое 28,91 34,23 2,455

Фаталистическое настоящее 24,43 28,54 2,099

Таким образом, полученные данные указывают на то, что временная перспектива личности может приобретать ряд содержательных особенностей в зависимости от субъективной оценки среды жизнедеятельности. Личность с положительной оценкой среды жизнедеятельности проживает временные отрезки более эмоционально насыщенно, ориентирована в большей степени на себя, чем на среду, старается жить независимо от внешних обстоятельств, имеет гармоничную временную организацию, а личность, менее позитивно оценивающая среду жизнедеятельности, проживает временные отрезки жизни ограниченно с точки зрения получения положительных эмоций, ориентирована на предопределенность происходящих событий.

Далее анализировались результаты модифицированной методики Дембо-Рубинштейн (см. табл. 6)

Выявленные различия в сферах прошлого (семья) и будущего (семья, внутренний мир) между респондентами первой и второй экспериментальной группой позволяют нам предположить, что люди с менее позитивной оценкой региона проживания значительно ниже оценивают свое счастье, семейную ситуацию в прошлом и семью, внутренний мир в будущем. Можно заключить, что уровень притязаний данных респондентов на будущее снижен, они склонны ожидать, что в будущем жизнь улучшится (в частности семейная ситуация), но в тоже время ограничивают себя в своих надеждах, что может быть связано с отсутствием четкого образа будущего.

Эти выводы подтверждаются данными, полученными при помощи методики «Графический тест Коттла». Респонденты с позитивной оценкой региона значимо чаще изображают круги в возрастающей последовательности: кругом больших размеров — настоящее или будущее, а маленьким кругом — свое прошлое. Респонденты с менее позитивной оценкой региона, напротив, значимо чаще изображают круги равные по размеру, либо большим обозначают прошлое (табл. 7).

Испытуемые с позитивной оценкой региона видят более весомыми свои настоящее и будущее, прошлое имеет для них меньшую значимость и наполненность, возможно, это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связано с умением «отпускать» прошлое, его осмысленность позволяет личности двигаться дальше, иметь нацеленность на будущее и получать максимум от настоящего. Респонденты с менее позитивной оценкой региона воспринимают и прошлое, и настоящее, и будущее как равноценные и равнозначные компоненты временной перспективы, либо выделяют прошлые события, что может говорить о «зациклен-ности» на данном временном промежутке.

Кроме того, для людей с позитивной оценкой региона более характерно восприятие прошлого отдельно от настоящего и будущего, вероятно, именно осмысленность прошлого, позволяет прожить его и отделить от настоящего и будущего. Человек, не отделяющий прошлое от своего настоящего и будущего, не может эффективно функционировать в обществе, быть самодостаточной и саморазви-вающейся личностью в силу того, что прошлое, воспоминания, сожаления будет довлеть над человеком и влиять на адекватность поведения личности в ответ на любую ситуацию. Напротив, для респондентов с менее позитивной оценкой региона характерно отделение именно будущего — это может быть связано с совершенно иной его наполненностью, чем настоящее и прошлое. Особенности изображения элементов времени по параметру «отделение» представлены в табл. 8.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о том, что и прошлое, и настоящее испытуемые второй экспериментальной группы склонны оценивать во многом одинаково — и по степени удовлетворенности в жизненных сферах и просто как аффективную установку прошлого и настоящего — в этом данные элементы временного континуума схожи. Будущее же для респондентов с менее позитивной оценкой региона несет в себе надежду на улучшение, оно не может быть рядом с относительно неудовлетворяющим личность прошлым и настоящим.

Далее для определения установок по отношению к прошлому, настоящему и будущему у респондентов с позитивной оценкой среды и менее позитивной оценкой среды жизнедеятельности анализировались результаты методики «Шкала временных установок» (табл. 9).

Таблица 5

Средние значения по методике СЖО в 1-м и 2-м кластерах

Шкала Среднее значение кластеров ґ-критерий Стьюдента прир < 0,05

Э1 Э2

Цели в жизни 33,86 29,65 2,447

Эмоциональная насыщенность 34,49 29,92 3,224

Локус контроля — Я 23,37 21,15 2,042

Локус контроля — жизнь 29,20 24,46 2,047

Осмысленность жизни 148,17 130,34 2,746

Таблица 6

Средние значения по методике Дембо-Рубинштейн в кластерах Эх и Э2

Шкала Среднее значение кластеров ґ-критерий Стьюдента прир < 0,05

Э1 Э2

Прошлое (семья) 7,56 5,92 2,322

Будущее (семья) 9,24 8,31 2,311

Будущее внутренний мир 9,18 8,35 2,046

Таблица 7

Особенности изображения прошлого, настоящего и будущего по методике Коттла (разделение по параметру «размер») в кластерах Эх и Э2 (%)

Размер кругов Э1 Э2 фэмп

Настоящее больше 23,1 5,9 1,76 (р < 0,05)

Будущее больше 28,2 5,9 2,16 (р < 0,05)

Прошлое меньше 7,7 0

Одинаковые 25,6 70,6 3,212 (р < 0,01)

Таблица 8

Особенности изображения прошлого, настоящего и будущего по методика Коттла (разделение по параметру «отделение») в кластерах Эх и Э2 (%)

Параметр «отделение» Э1 Э2 фэмп

Прошлое 12,8 0

Будущее 2,6 23,5 2,37 (р < 0,01)

Таблица 9

Средние значения по методике «Шкала временных установок»

Шкала Среднее значение кластеров ^эмп при р < 0,05

Э1 Э2

Прошлое

полное 5,97 5,19 2,277

прекрасное 5,66 4,65 2,271

отдаленное 4,47 5,92 3,156

важное 6,23 4,19 5,215

краткое 4,43 5,88 3,015

Настоящее

привлекательное 6,21 5,52 1,976

стремительное 5,697 4,76 2,148

отдаленное 3,06 5,36 4,548

важное 6,15 4,20 5,065

долгое 4,30 5,32 2,091

знакомое 4,93 5,92 2,449

Для респондентов первой экспериментальной группы значимо выше показатели по шкалам «прошлое полное», «прошлое прекрасное», «прошлое стремительное», «прошлое важное», «настоящее привлекательное», «настоящее стремительное», «настоящее важное», «будущее постоянное», чем для респондентов второй экспериментальной группы. Это может указывать на то, что люди с более позитивной оценкой региона склонны к большей целостности, непрерывности в восприятии времени, прошлое и настоящее для них течет быстрее, для них характерна более положительная эмоциональная оценка прошлого, настоящего и будущего, чем для респондентов с менее позитивной оценкой региона. Кроме того, результаты второй экспериментальной группы говорят о склонности данных респондентов видеть свое прошлое более отдаленным и кратким, настоящее — отдаленным, но долгим и знакомым, в сравнении с респондентами первой экспериментальной группы. Вероятно, для людей с менее позитивной оценкой среды характерно восприятие прошлого, как чего-то давно и быстро прошедшего, в то время как настоящее длится достаточно долго и уже наскучило, так как слишком знакомо.

Таким образом, исходя из сказанного, можно предположить, что поведение респондентов с позитивной оценкой региона в большей степени определяется стремлением к целям и вознаграждениям, характеризуется планированием и достижением целей, преобладает ориентация на будущее, но при этом они проживают интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом настоящую

жизнь, испытывают ощущение продуктивности и осмысленности прожитой части жизни. Отмечается важность прошлого и настоящего периода жизни, что предопределяет успешность и стабильность в будущем.

В то же время для респондентов с менее положительной оценкой среды жизнедеятельности характерны пессимистическое отношение к прошлому, склонность к оцениванию своей жизни как ограниченной с точки зрения удовольствий, беспомощное отношение к будущему и к жизни в целом, отсутствие направленности на цели, отсутствие тяги к эмоциональному возбуждению. Прошлое кажется отдаленным и при этом довольно кратким, настоящее также отдалено на большой отрезок времени, но при этом длится долго.

Таким образом, полученные данные указывают на то, что временная перспектива личности может приобретать ряд содержательных особенностей в зависимости от субъективной оценки среды жизнедеятельности.

Целью третьего этапа являлось изучение структурных особенностей временной перспективы личности при разных уровнях оценки среды жизнедеятельности.

Для определения уровня интегрированности временной перспективы личности в группах Э1 и Э2 вычислялся процент значимых корреляций от общего числа возможных значимых корреляционных связей по методике «Оценка региона» и «Шкалы временных установок» Ж. Нюттена. Количество значимых корреляционных связей в процентном соотношении по группам приведено в табл. 10.

Таблица 10

Представленность значимых корреляционных связей между параметрами временной перспективы в кластерах Эх и Э2 (%)

Группы респондентов Количествово значимых корреляций

С позитивной оценкой региона (Э1) 27

С менее позитивной оценкой региона (Э2) 9

Полученные данные позволяют предположить, что личность с позитивной оценкой среды жизнедеятельности обладает большей целостностью временной перспективы, характеризуется гармоничным переходом из одного временного отрезка в другой при взаимодействии со средой жизнедеятельности. Меньшее

количество значимых корреляционных связей во второй экспериментальной группе может указывать на то, что у людей, склонных к менее положительной оценке среды жизнедеятельности, временная перспектива менее простроена, за счет этого целостность структуры более уязвима и нестабильна.

На заключительном этапе определялась взаимосвязь между субъективной оценкой личностью региона и временными установками по отношению к прошлому, настоящему и будущему, был проведен содержательный анализ корреляционных связей.

В результате корреляционного анализа данных субъективного шкалирования «Оценка региона» и характеристик временной перспективы по методике «ШВУ» выявлено, что респондентам с позитивной оценкой среды жизнедеятельности (Э1) свойственно с усилением положительной субъективной оценки региона увеличение положительных установок по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Респонденты данной группы имеют высокую степень опоры на позитивный прошлый опыт в оценке среды жизнедеятельности, насыщенную разнообразными событиями настоящую жизнь, а также ответственность перед будущим, которая выражается в наличии планов в среде своей жизнедеятельности и установки на их реализацию в настоящем. Таким образом, респонденты с положительной оценкой среды жизнедеятельности обладают сбалансированной временной перспективой, которая позволяет им гибко переключаться между прошлым, настоящим и будущим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов среды.

У респонденты с менее позитивной оценкой региона (Э2) при смещении субъективной оценки среды жизнедеятельности к положительному полюсу, напротив, установки по отношению к настоящему и будущему смещаются в сторону отрицательного полюса, вместе с тем, происходит увеличение установок по отношению к прошлому в положительную сторону. Таким образом, можно сказать, что для респондентов второй экспериментальной группы в оценке своей среды жизнедеятельности характерны фаталистические установки по отношению к настоящему, ощущение предопределенности будущего, видение своего будущего в регионе как безнадежного, отсутствие тяги к эмоциональному возбуждению, неверие в то, что их действия в настоящем или будущем смогут каким-то образом изменить их жизнь в данной среде жизнедеятельности. Респонденты склонны чувствовать неудовлетворенность своей настоящей жизнью и могут считать, что к лучшему она вряд ли изменится,

но при этом у испытуемых данной группы присутствует ностальгическая тяга к прошлому, к которому они испытывают теплые, сентиментальные чувства.

По результатам проведенного эмпирического исследования сформулированы следующие выводы:

1. Психологическое благополучие и психологическая безопасность выступают критерием характера восприятия среды жизнедеятельности. Для личностей, позитивно оценивающих среду жизнедеятельности, характерны положительное восприятие окружающего мира, открытость, готовность к различным обстоятельствам среды, высокая убежденность в возможности контролировать жизненные события. Все это обуславливает переживание респондентами данной группы психологической безопасности, выступающей в качестве важного условия для личностного роста, в том числе в экстремальной по объективным параметрам среде жизнедеятельности. Респонденты с менее позитивной оценкой среды жизнедеятельности склонны ощущать бессилие, неспособность изменить или улучшить обстоятельства внешней среды для того, чтобы добиться желаемого, испытывая при этом неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни.

2. Временная перспектива личности приобретает ряд структурных и содержательных особенностей в зависимости от оценки среды жизнедеятельности. Для респондентов с позитивной оценкой среды жизнедеятельности характерна сбалансированность временной перспективы. Им свойственны удовлетворенность прожитой частью жизни, большая насыщенность настоящего времени, активность, стремление к расширению границ своей деятельности, высокая оценка пройденного отрезка жизни наряду с убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальности. Проявляется ярко выраженная ориентация на позитивное прошлое, одновременно присутствует положительная оценка своего настоящего и будущего в сравнении с прошлым, что говорит об общей высокой оценке всех компонентов временного континуума. Отмечается высокая степень удовлетворенности своим настоящим, которое наполнено событиями с позитивной аффективной

окраской, наблюдается более глубокое осмысление событий настоящего. Образ будущего включает в себя активные действия и изменения, характеризуется положительной аффективной установкой. Респонденты с менее позитивной оценкой региона отличаются дисгармоничной временной перспективой, непрост-роенностью временных отрезков, которые воспринимаются скорее как отдельные части, не соединяющиеся в одну общую схему. Прошлое довольно насыщено положительными эмоциями, но они не удовлетворены прожитой частью жизни, в некоторой степени обесценивая свое прошлое. Процесс их жизни в настоящем менее насыщен событиями, они действуют менее активно, более негативно воспринимают жизнь с их трудностями и препятствиями на пути достижения цели, чем респонденты первой группы. Наблюдается своеобразная «недооценка» настоящего, восприятие его как более

Библиографи

1. Богомаз С. А. Психологическая безопасность

и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сб. науч. тр. / под ред. И. С. Морозовой; Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2007.

2. Ишмухаметов Р. Р. Депривация потребности

в самореализации как фактор миграционной готовности личности: дис. ... канд. психол. наук. — Чита, 2004. — 196 с.

3. Нартова-Бочаваер С. К. Понятие «психологи-

ческое пространство личности» и его эвристические возможности // Психол. наука и образование. — 2002. — № 1. — С. 14-28.

4. Неяскина Ю. Ю., Сурикова Я. А., Кондрашен-

кова С. В. [и др.] Объективные и субъективные факторы, определяющие характер временной перспективы личности: отчет о науч.-исслед. работе. — Петропавловск-Камч., 2010. — 87 с.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспек-

тива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

сложного и трудного, определяемого внешними условиями.

Респонденты с менее позитивной оценкой региона характеризуются непростроенностью долгосрочных целей, их некоторой оторванностью от реальных обстоятельств, они испытывают опасения по отношению к будущему, но при этом они представляют его более привлекательным, чем настоящее и прошлое. Восприятие элементов временного континуума характеризуется равнозначностью прошлого, настоящего и будущего, а также удаленностью будущего от прошлого и настоящего, что связано с позитивной установкой на лучшие изменения в будущем.

Таким образом, в результате исследования показано, что временная перспектива личности имеет ряд структурных и содержательных особенностей, которые обусловлены типом субъективной оценки среды жизнедеятельности.

е с к ий с пис о к

6. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. —

М.: Мос. ун-т, 1988. — 208 с.

7. Серкин В. П. Неврозы отложенной жизни

(НОЖ) // Человек. Власть. Общество: науч. тр. III Азиатско-Тихоокеанского междунар. конгресса психологов, 15-17 мая 2004 г. — Хабаровск: Психология: МАПН, 2004. — С. 234-238.

8. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В.

Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психол. диагностика. — 2007. — № 1. — С. 85-105.

9. Умарова Л. Х. Проблемы и переживания под-

ростков, находящихся в экстремальных условиях: дис. . канд. психол. наук. — СПб., 1997. — 128 с.

10. Ширяева О. С. Психологическое благополучие

личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: дис. . канд. психол. наук. — Хабаровск, 2008. — 198 с.

11. Шкоропов П. Б. Психологическое пространство

личности и гипотеза проникновения в среду: теорет. анализ // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. — Таллин, 1985. — С. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.