ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2022 г. Выпуск 4 (67). С. 199-205_
УДК 159.99 DOI: 10.18822/byusu202204199-205
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ КО ВРЕМЕНИ
Духновский Сергей Витальевич
доктор психологических наук, профессор высшей психолого-педагогической школы
Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Ханты-Мансийск, Россия E-mail: [email protected]
Прокопьев Дмитрий Леонидович
кандидат психологических наук доцент кафедры «Физическая культура и спорт» ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»,
Курган, Россия E-mail: [email protected]
В статье с привлечением эмпирических данных раскрывается проблема временной организации жизни и деятельности педагогов.
Предмет исследования: характеристики временной перспективы и направленности педагогов с временной свободой, зависимостью, инфантилизмом как видами отношения ко времени.
Цель исследования: особенности временной перспективы и направленности педагогов с разным отношением ко времени.
Методы и объекты исследования: респондентами выступили 174 педагога - учителя общеобразовательных школ. Использовали психодиагностический комплекс, включающий в себя авторские разработки - «Шкала субъективного отношения к времени» и анкета «Время», а также «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо).
Основные результаты исследования: установлено, что педагоги с временным инфантилизмом характеризуются «негативным прошлым и ориентацией на будущее». Им свойственна гармоничная временная направленность - они стремятся двигаться в будущее, используя ресурсы прошлого, но в настоящем. Учителя с временной зависимостью отличаются «позитивным прошлым и аскетичным настоящим». Во временной направленности педагоги с данным отношением ко времени в большей степени ориентированы на будущее («живут» им), чем на настоящее и прошлое. Педагоги с временной свободой характеризуются временной перспективой, отличающейся «фаталистичным аскетичным настоящим с ориентацией на будущее». Тем не менее во временной направленности учителя больше ориентируются на прошлое, чем на настоящее и будущее, стараясь использовать ресурсы прошлого опыта для развития себя и своих потенциалов.
Ключевые слова: педагог, временная свобода, инфантилизм, зависимость, временная направленность, временная перспектива.
TIME PERSPECTIVE AND ORIENTATION OF TEACHERS WITH DIFFERENT ATTITUDES TO TIME
Sergey V. Dukhnovsky
Doctor of Psychological Sciences Professor of the Higher Psychological and Pedagogical School,
Humanitarian Institute, Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia E-mail: [email protected]
Dmitry L. Prokopyev
Candidate of Psychological Sciences Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports,
Kurgan State University Kurgan, Russia E-mail: [email protected]
The article with the involvement of empirical data reveals the problem of the temporary organization of the life and activities of teachers.
Subject of research: characteristics of the time perspective and orientation of teachers with time freedom, dependence, infantilism, as types of relation to time.
Purpose of research: peculiarities of the time perspective and orientation of teachers with a different attitude to time.
Methods and objects of research: the respondents were 174 teachers - teachers of secondary schools. They used a psychodiagnostic complex, which includes author's developments - the "Scale of subjective attitude to time" and the "Time" questionnaire, as well as the "Time Perspective Questionnaire" (F. Zimbardo).
Main results of research: it has been established that teachers with temporary infantilism are characterized by a "negative past and orientation towards the future". They are characterized by a harmonious temporal orientation - they strive to move into the future, using the resources of the past, but in the present. Teachers with temporary dependence are distinguished by a "positive past and ascetic present". In a temporary orientation, teachers with this attitude to time are more focused on the future ("live" them) than on the present and past. Teachers with temporary freedom are characterized by a temporary perspective distinguished by a "fatalistic ascetic present with an orientation towards the future". Nevertheless, in a temporary orientation, teachers focus more on the past than on the present and future, trying to use the resources of past experience to develop themselves and their potential.
Keywords: teacher, temporary freedom, infantilism, dependence, temporal orientation, temporal perspective
Введение
Время - то, что определяет жизнь человека, регламентирует его деятельность, в том числе и профессиональную педагогическую. Время находит своё отражение в таких феноменах педагогов, как временная перспектива и временная направленность, которые в свою очередь являются индикаторами их жизненного пути, определяя качество их существования и развития. В этом плане особого внимания заслуживает изучение роли временной перспективы как направленности педагогов в будущее и временной направленности как ориентации на прошлое, будущее или настоящее в контексте проблемы отношения ко времени. Суть в том, что
благодаря трансформации этого отношения педагог способен изменять свою временную перспективу и направленность, переосмыслить себя в контексте своего времени, изменив тем самым качество своей жизни в целом. Так, учителя могут эффективно использовать своё время или не задумываться о нём при отсутствии ценностного отношения к нему либо, наоборот, стремятся контролировать и управлять своим временем, что приобретает у них навязчивый характер. В этом плане отношение ко времени выступает характеристикой личности, от которой зависит конструктивное изменение временной перспективы и направленности, что повышает эффективность преодоления трудностей, ситуаций неопределенности, возникающих в профессиональной педагогической деятельности. Соответственно, применительно к системе образования изучение вопросов отношения ко времени, временной перспективы и направленности приобретает свою актуальность и значимость.
Проблема времени как атрибута становления и жизненного пути личности являлась центральной в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Т. Н. Березиной [1], Е. И. Головахи, А. А. Кро-ника [3] и др. При рассмотрении вопросов временной перспективы обращают на себя внимание ставшие классическими работы В. И. Ковалева [8], Ф. Зимбардо, Дж. Бойда [7]. Так, Е. М. Веч-кановой изучена факторная структура модусов временной перспективы личности в контексте переживания актуального смыслового состояния [2]; О. С. Гуровой раскрыты особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями [4]; А. А. Чеврениди описаны особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня [10] и др.
Анализируя проблему изучения временной перспективы, О. В. Митина, А. Сырцова указывают на то, что «исследования в основном фокусируются на ориентации на будущее, которая описывается как поглощенность будущим или событиями будущего. Часть этой ориентации - тенденция в большей или меньшей степени принимать во внимание последствия своего поведения или поведения других» [9, с. 69]. В этом контексте ученые описывают четыре направления исследований временной перспективы.
Первое - рассматривает ориентацию на будущее узко: в них акцент ставится на длительность охватываемого ею промежутка времени - например, на сколько месяцев или лет вперед люди заглядывают и что-то планируют.
Второе рассматривает ее более широко - как общую временную ориентацию и противопоставляет ориентациям на настоящее или на прошлое.
Третье обращает внимание на содержание мыслей о будущем или количество разных надежд и страхов и степень детализации воображаемых будущих событий.
Четвертое оценивает характер размышлений о будущем и различает оптимистичные и пессимистичные взгляды на свое будущее или степень, в которой человек ожидает обладать влиянием и контролем над своим будущим.
В рамках данного исследования будем придерживаться позиции Ф. Зимбардо, согласно которой временная перспектива представляет собой общую временную ориентацию и противопоставляет ориентациям на настоящее или на прошлое. Характеристиками временной перспективы выступают позитивное (негативное) прошлое, гедонистическое (фаталистическое) настоящее и будущее [7].
Обзор исследований показал, что проблема отношения ко времени в контексте временной перспективы и направленности в силу своей научной и практической значимости нуждается в дополнительном эмпирическом рассмотрении. В этом контексте актуальными являются следующие вопросы: могут ли особенности временной перспективы и направленности выступать детерминантами субъективного отношения ко времени? Какие характеристики временной перспективы и направленности свойственны лицам с временной свободой, зависимостью и инфантилизмом как индикаторами субъективного отношения ко времени? Поиск ответов на эти вопросы и послужил целью данного исследования.
С нашей точки зрения, временная направленность - это проявление отношения субъекта к своему времени, выраженное в ориентации на модальности психологического времени (прошлое, настоящее, будущее) или их сочетании, детерминирующее повседневную актив-
ность субъекта по достижению желаемых и/или необходимых для себя целей. При этом модальность психологического времени может выступать в качестве психовременного ресурса или фиксации. Тогда как отношение ко времени - это взаимосвязь субъекта со своим временем, его восприятие и использование в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также для проявления своей индивидуальности, своего личностного и профессионального развития и саморазвития. Осуществляется это за счет процессов познания и самопознания, оценивания и самооценки, регулирования и саморегуляции, а также осознания, в том числе самого себя. Феноменами отношения ко времени выступают: временная свобода, зависимость, инфантилизм [5]. Говоря о взаимосвязи, обратим внимание на следующие моменты. Так, изменение субъекта отношения к своему времени приводит к изменениям его самого (в психологическом плане), и наоборот, проявление, реализация себя, своих способностей и потенциалов, отношение к себе и с другими приводят к трансформации и отношения ко времени.
Респондентами в исследовании выступили работники образования, проходившие повышение квалификации на базе Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск), и Курганского государственного университета (г. Курган). Было обследовано 174 педагога (61 мужского и 113 женского пола в возрасте от 27 до 37 лет).
В качестве психодиагностических методик использовали авторские разработки:
- шкалу субъективного отношения ко времени (ОКВ-Т). Представляет собой набор из 11 пунктов, каждый из которых сформулирован как утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций оценок: от 1 (полностью не согласен) до 7 (согласен полностью). Итоговый балл по шкале вычисляется суммированием баллов по всем пунктам методики. В зависимости от выраженности итогового показателя оценивается отношение респондента ко времени в континууме временная зависимость - свобода - инфантилизм. Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной зависимости, низкие значения говорят о временном инфантилизме, тогда как пониженные - о временной свободе как феноменах отношения ко времени [5];
- анкету «Время», позволяющую выявить ведущую временную направленность, среди которых выделяем: а) направленность на прошлое; б) на настоящее; в) будущее и г) гармоничную направленность, предполагающую использование ресурсов прошлого для «движения» в будущее через настоящее.
Также в исследовании использовали «Опросник временной перспективы» (ZTPI) Ф. Зим-бардо для оценки качественных характеристик психологического прошлого, настоящего и будущего (фаталистичное, гедонистичное, позитивное и негативное) [7].
В качестве методов математической статистики использовали: первичные описательные статистики, критерий сравнения, множественный регрессионный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова - Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS 23.0».
Результаты и обсуждение
В ходе исследования на основании данных, полученных по методике «Шкала субъективного отношения ко времени» (ОКВ-Т), общая выборка была поделена на три группы: педагоги с временной зависимостью, инфантилизмом и свободой, что и послужило критерием деления их на три группы.
Первая группа - педагоги с «временной свободой» (n-62), показатели по методике «ОКВ-Т» находятся в диапазоне 5 стэнов. Педагоги данной группы относятся к своему времени как к ресурсу для осуществления своей активности, достижения желаемых и/или необходимых
целей. Им свойственна гибкость в перестройке своего временного плана в желаемую для себя сторону, или когда возникает необходимость этого.
Вторая группа - обследованные с «временным инфантилизмом» (п-43), показатели по методике «ОКВ-Т» находятся в диапазоне 3 стэнов. Педагоги не задумываются о своем времени, не рассматривают его в качестве ресурса самореализации, саморазвития и достижения целей, у них имеет место отсутствие ценностного отношения ко времени.
Третья группа - педагоги с «временной зависимостью» (п-48), показатели по «ОКВ-Т» находятся в диапазоне 9 стэнов. У педагогов выражено навязчивое стремление планировать и управлять своим временем, сопровождаемое навязчивым контролем за его использованием. Они лишены гибкости в управлении своим временем, поэтому испытывают тревогу и беспокойство, когда не могут следовать заранее установленному ими временному плану, даже по независящим от них причинам или стечению обстоятельств. Педагогам данной группы свойственна тревожность, напряженность, неудовлетворенность жизнью - тем, как разворачиваются основные жизненные события в настоящее время.
Далее использовали процедуру множественного регрессионного анализа для определения степени детерминированности отношения ко времени (инфантилизма, свободы и зависимости) предикторами временной перспективы и направленности. На основании этого были построены регрессионные модели для каждого вида отношения ко времени (инфантилизма, свободы и зависимости). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели регрессионных моделей для зависимой переменной «Временной инфантилизм», «Временная свобода» и «Временная зависимость»
Переменные R2 B Стандартная ошибка Бета T F P
Временной инфантилизм
Негативное прошлое (2ТР1) 0,798 0,956 0,432 0,813 2,313 4,32 0,05
Будущее (2ТР1) 0,765 0,363 0,756 3,452 0,01
Гармоничность времени (Анкета) 0,680 0,133 0,699 2,343 0,05
Временная свобода
Будущее (2ТР1) 0,813 0,737 0,459 0,733 2,435 3,47 0,04
Фаталистичное настоящее (2ТР1) 0,641 0,447 0,615 3,355 0,03
Доминирование прошлого (Анкета) 0,695 0,145 0,685 3,781 0,03
В ременная зависимость
Фаталистичное настоящее (2ТР1) 0,793 0,761 0,432 0,695 2,335 4,17 0,04
Позитивное прошлое (2ТР1) 0,698 0,455 0,731 3,555 0,01
Доминирование будущего (Анкета) 0,755 0,143 0,722 2,476 0,05
Данные, представленные в таблице 1, говорят о следующем. В регрессионной модели «Временной инфантилизм» (Я2 = 0,798, Б = 4,32, р = 0,1) 79 % дисперсии данной переменной определяется совокупным воздействием показателей по шкалам «негативное прошлое», «будущее», «гармоничная временная направленность» (коэффициенты регрессии в = 0,813, в = 0,756, в = 0,699 соответственно); в модели «Временная свобода» (Я? = 0,813, Б = 3,47, р = 0,1) 81 % дисперсии определяется совокупным воздействием показателя по шкалам «будущее», «фаталистичное настоящее», «доминирование прошлого» (коэффициент регрессии в = 0,733, в = 0,615, в = 0,685 соответственно); в регрессионной модели «Временная зависимость» (Я? = 0,793, Б = 4,17, р = 0,1) 79 % дисперсии данной переменной определяется совокупным воздействием показателей по шкале «фаталистичное настоящее», «позитивное прошлое», «доминирование будущего» (коэффициент регрессии в = 0,695, в = 0,731 и в = 0,722 соответственно).
На сновании представленных данных делаем вывод о том, что отношение ко времени определяется особенностями временной перспективы и временной направленности.
Далее в ходе исследований был установлен уровень выраженности показателей временной перспективы и направленности у субъектов с разным отношением ко времени, и с использованием ^критерия Стьюдента установлены достоверные различия между ними. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Средние значения по методике «Опросник временной перспективы» ^ТРГ) и доминирующей временной направленности у обследованных с разным отношением ко времени
Шкалы методики <ЛТР1» и анкеты «Время» Отношение ко времени
Временной инфантилизм (п = 43) Временная свобода (п = 62) Временная зависимость^ = 69)
Негативное прошлое 35,8* 22,5 26,3
Позитивное прошлое 18,1 31,6 40,4*
Фаталистичное настоящее 26,4 39,3 38,4
Гедонистичное настоящее 24,7 25,1 23,0
Будущее 36,1 41,7* 37,2
Гармоничная временная направленность 4,5* 3,4 2,1
Направленность в прошлое 2,6 4,7* 2,4
Направленность в настоящее 3,0 3,3 3,2
Направленность в будущее 2,9 3,5 4,8*
Примечание: * - различия обнаружены на уровне p<0,05.
В таблице 2 видим наличие различий в значениях показателей по шкалам «Опросник временной перспективы» (2ТР1) и доминирующей временной направленности у обследованных субъектов с разным отношением ко времени. Значения ^критерия Стьюдента находятся в диапазоне от 1,89 до 1,95.
Так, установлено, что педагоги с временным инфантилизмом характеризуются «негативным прошлым и ориентацией на будущее». У них имеет место неприятие своего прошлого опыта, разочарование в нем в сочетании с наличием целей, планов в будущем (которые в силу отсутствия ценностного отношения ко времени отличаются нереалистичностью) и ориентацией на их реализацию. Несмотря на это, данная категория обследованных имеет гармоничную временную направленность - стремятся двигаться в будущее, используя ресурсы прошлого, но в настоящем.
Учителя с временной зависимостью отличаются «позитивным прошлым и аскетичным настоящим». Ориентированы на принятие и использование своего опыта в качестве ресурса для достижения желаемых и/или необходимых целей, тогда как в настоящем выражена аске-тичность (самодисциплина, самоограничение), твердость в решениях и устойчивость в различных жизненных испытаниях. Во временной направленности субъекты в большей степени ориентированы на будущее («живут» им), чем на настоящее и прошлое.
Педагоги с временной свободой характеризуются временной перспективой, отличающейся «фаталистичным аскетичным настоящим с ориентацией на будущее». В настоящем выражена аскетичность (самодисциплина, самоограничение), твердость в решениях и устойчивость в жизненных испытаниях в сочетании с наличием целей, планов в будущем и ориентацией на их реализацию. Во временной направленности субъекты больше ориентируются на прошлое, чем на настоящее и будущее, стараясь использовать ресурсы прошлого опыта для развития себя и своих потенциалов, а также преодоления возникающих трудностей на пути к достижению желаемых и/или необходимых для себя целей.
Заключение и выводы
На основании проведенного исследования правомерно сделать следующие выводы:
1. Предположение о детерминации отношения ко времени и его видов (свободы, зависимости, инфантилизма) особенностями временной перспективы и направленности нашло своё эмпирическое подтверждение. Соответственно, педагоги с временной свободой, инфантилизмом и зависимостью как индикаторами отношения ко времени различаются временной перспективой и направленностью.
2. Установлено, что педагоги с временным инфантилизмом характеризуются «негативным прошлым и ориентацией на будущее». Им свойственна гармоничная временная направленность - они стремятся двигаться в будущее, используя ресурсы прошлого, но в настоящем.
3. Учителя с временной зависимостью отличаются «позитивным прошлым и аскетичным настоящим». Во временной направленности педагоги с данным отношением ко времени в большей степени ориентированы на будущее («живут» им), чем на настоящее и прошлое.
4. Педагоги с временной свободой характеризуются временной перспективой, отличающейся «фаталистичным аскетичным настоящим с ориентацией на будущее». Тем не менее во временной направленности учителя больше ориентируются на прошлое, чем на настоящее и будущее, стараясь использовать ресурсы прошлого опыта для развития себя и своих потенциалов.
5. Трансформация отношения ко времени посредством изменения временной перспективы и направленности может выступать одним из направлений психологического сопровождения педагогов в целях повышения их психологического и профессионального благополучия и качества жизни в целом.
Литература
1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - 304 с. - Текст : непосредственный.
2. Вечканова, Е. М. Факторная структура модусов временной перспективы личности в контексте переживания актуального смыслового состояния / Е. М. Вечканова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 395. - С. 204210.
3. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. -Киев : Наукова Думка, 1984. - 207 с. - Текст : непосредственный.
4. Гурова, О. С. Особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями / О. С. Гурова. - Текст : непосредственный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 5 (16). - С.14-24.
5. Духновский, С. В. Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования / С. В. Духновский. - Текст : непосредственный // Личность: ресурсы и потенциал. - 2021. - № 4 (21). - С. 59-66.
6. Духновский, С. В. Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма / С. В. Духновский, Е. В. Забелина. -Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. -Т. 23, № 3. - С. 673-681.
7. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 352 с. - Текст : непосредственный.
8. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев - Текст : непосредственный // Гуманистические проблемы психологической теории. -Москва, 1995. - С. 179-185.
9. Митина, О. В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо ^ТРГ): результаты психометрического анализа русскоязычной версии / О. В. Митина, А. Сырцова - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер.14- 2008. -. №4. - С.67-89.
10. Чеврениди, А. А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня / А. А. Чеврениди - Текст : непосредственный // Организационная психология. - 2019. - Т. 7, № 1. - С. 83-96