Научная статья на тему 'Временная модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянской области'

Временная модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
923
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / DEVELOPMENT / INFORMATION SOCIETY / ECONOMICS OF REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таранов А. В.

В статье представлена авторская модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянском регионе. Выполнен анализ основных нормативных документов и этапов. Дана авторская оценка документов по уровням власти и уровням важности. Проведен анализ интенсивности развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temporal pattern of information society development in the Russian Federation and the Bryansk region

The article presents the author's model of information society development in the Russian Federation and the Bryansk region. Analysis of main normative documents and stages. Given the author's estimation of documents on the levels of power and their significance levels. Analysis the intensity development of the information society.

Текст научной работы на тему «Временная модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянской области»

УДК 332.1

ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Таранов

В статье представлена авторская модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянском регионе. Выполнен анализ основных нормативных документов и этапов. Дана авторская оценка документов по уровням власти и уровням важности. Проведен анализ интенсивности развития информационного общества. Ключевые слова: развитие, информационное общество, региональная экономика.

Для выполнения анализа становления информационного общества в Российской Федерации и Брянском регионе рассмотрим предложенную автором временную модель развития информационного общества в Российской Федерации и Брянской области (рис. 1). Модель строится на хронологическом анализе этапов развития информационного общества на основе международных, государственных и региональных документов. На рисунке показаны два основных уровня власти - федеральный и региональный. Так же дана авторская оценка документов по уровням важности для развития информационного общества (1 уровень - важные документы, 2 уровень - средняя важность и 3 уровень -малозначительные документы).

55

з-

О

о

§ е

И

О ш

к

ф

£

я

аз

О. о 5

I- У й.

и тШ

пг

¡1 £р

1М.

о —

л

та

1 =

I & = #

£ I

Я

о н

Известно, что основной движущей силой развития э] развитие информационного общества. В связи с этим построения информационного общества рабочей группо1 была разработана Концепция государственной информ Российской Федерации, одобренная на заседании Комит Д о .^дарственной Думы 15 октября 1998 года [1]. Цель Концепции - определение целей, задач и объектов

и

а ю

о о

В зд

Я о

Й 3 ^

Я &

о. Ч м и

л .□.

Ч 'СГ

и

Ч о

а з

Я |

а У

I £

й а а

И « - Й

Ы

ки государства является из первых документов рального Собрания РФ ой политики и связи

государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале XXI века. Область применения -конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию единого информационного пространства России и её вхождению в мировое информационное сообщество. Основными задачами государственной информационной политики в концепции являются: модернизация информационно - телекоммуникационной инфраструктуры; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации; подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Государственная информационная политика открыла новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления в политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволило эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создало систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач ГИП, облегчило формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России. Впервые в новейшей истории России был заложен фундамент государственной информационной политики.

В следующем, 1999 году выработана Концепция формирования информационного общества в России. Цель Концепции - определение российского пути перехода (или построения) информационного общества (ИО), основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу Разработана в 1999 гг. по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи [2]. Рынок информационных ресурсов достиг 4,5 млрд. долларов, что соответствует 5 % ВВП России за тот период. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса «информация». К характерным чертам и признакам информационного общества впервые на законодательном уровне отнесено: формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; возрастание роли информационно-коммуникационной

инфраструктуры в системе общественного производства и др.

Таким образом, в 1999 году четко сформировался прообраз информационного общества в России. Появился свой российский путь развития ИО, ориентированный на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неапробированный. Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

Следующим этапом, повлиявшим на развитие информационного общества в России, было принятие Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой восьмерки (08)» [3]. В хартии

декларируются намерения по четырем основным направлениям: использование возможностей цифровых технологий; преодоление электронно-цифрового разрыва стран; содействие всеобщему участию стран в решении мировых проблем; дальнейшее развитие взаимодействия стран 08. Содействие всеобщему участию стран в решении мировых проблем и дальнейшему развитию характеризуется преодоление существующих различий в области информации и знаний, усилению по преодолению международной разобщенности, поощрению работы глобальных сетей электронной торговли.

По большому счету, подписание Окинавской хартии мало что дало России. Плюсы для России заключались в выстраивании мостов и цивилизованного диалога с Западом. Так же это мероприятие дало очередной толчок для развития информационного общества в России. Для запада Окинавская хартия значила больше, чем для России. Так как России на то время - это большой рынок сбыта для запада, то понятно стремление западной политической элиты и корпораций жестко контролировать этот перспективный рынок с целью максимального извлечение политических дивидендов и экономической прибыли.

28 января 2002 года вышло постановление № 65 Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [4]. Это был следующий крупный шаг в становлении информационного общества. Целями программы являлись: повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти; повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

Начиная с 2004 года начинается процесс разработки «Национальной стратегии информационного развития России» с параллельно начавшейся разработкой в 2008 году крупной программы «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». «Национальная стратегия информационного развития России» провозгласила конечные цели информационного развития России: укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов; создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением; становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах; повышение качества образования.

7 февраля 2008 года приказом № 212 утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [5]. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: формирование

современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

С разработкой «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» Россия стала позиционироваться как одна из ведущих информационных держав.

На основе «Стратегии информационного общества в РФ» были разработаны более узкоспециализированные документы информационного общества. Таким документом стала «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», одобренная Правительством РФ распоряжением от 6 мая 2008 года № 632-р [6]. Под электронным правительством в Концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются: повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан.

Таким образом, в виде «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» был заложен фундамент одного из основных столпов информационного общества - электронного правительства.

Следующим этапом развития информационного общества стало принятие «Государственной программы «Информационное общество (2011-2020)» постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р [7]. Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий в 2000 - 2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта. Однако сводные индексы и межстрановые сопоставления до сих пор характеризуют Россию не лучшим образом, что говорит о недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. С другой стороны, по ряду параметров Россия не сильно отличается от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5 процентов валового внутреннего продукта, около 30 процентов населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 процентов граждан использовали сеть

Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления). Основным итогом многолетней работы по информатизации органов государственной власти является наличие компьютерного и сетевого оборудования, при этом уровень развития и использования прикладных информационных систем является недостаточным, не созданы инфраструктурные системы электронного правительства, в частности: базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт; в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота; существует несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами; не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствуют доступные механизмы обеспечения доверия к электронной цифровой подписи, не создана целостная система удостоверяющих центров, а также созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия и их услуги не являются массовыми; не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации; недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения; неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает угрозу нарушения прав граждан. Целевые индикаторы и показатели программы: место в Российской Федерации в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу; место РФ в международном рейтинге по индексу развития информационных и телекоммуникационных технологий; место РФ в международном рейтинге по индексу развития электронного правительства; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных общедоступных телерадиоканалов и др.

Таким образом, итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

Последним этапом развития информационного общества на момент написания статьи стало принятие «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1ноября 2013 года за № 2036-р [8]. Стратегия разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий. Реализация Стратегии позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли, в том числе за счет взаимодействия ее участников. Масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты. Развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации. Основными задачами по развитию отрасли информационных технологий России являются: развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли; улучшение институциональных условий для работы компаний в России и снижение административных барьеров; поддержка экспорта и стимулирование глобализации отрасли; развитие в России

исследований в сфере информационных технологий и смежных областях; развитие механизмов поддержки малого бизнеса, включая акселераторы, бизнес-инкубаторы, технопарки и институты, необходимые для улучшения инвестиционного климата; повышение грамотности населения в области информационных технологий; нормализация статистического наблюдения в отрасли; совершенствование взаимодействия органов власти, определяющих государственную политику в области информационных технологий, с отраслевыми ассоциациями, кластерами, платформами и другими объединениями; создание условий для развития глобальных лидеров в сфере информационных технологий в целях устранения диспропорций развития отрасли и формирования дополнительных возможностей для выкупа долей в уставном капитале компаний отрасли информационных технологий российскими инвесторами путем расширения пула крупных компаний отрасли информационных технологий в России за счет рыночных механизмов.

Начиная с 2006 года, правительство проводит последовательную информационную политику в отношении регионов. Так, 17 июля 2006 года одобрена Председателем Правительства М. Фрадковым «Концепция региональной информатизации до 2010 года» [9]. Основными целями региональной информатизации являются: повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации; улучшение качества государственного управления в органах государственной власти субъектов Российской Федерации; создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информации и информационном взаимодействии; обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации.

Таким образом, впервые в истории современной России осуществлено внедрение информационного менеджмента на политическом и управленческом уровне регионов. Подготовлена основа для создания стандартов в области информатизации регионов.

Концепция информатизации Брянской области до 2010 года утверждена постановлением администрации от 26 июля 2007 года № 578 [10]. Разработана на основе Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р и рекомендованной к использованию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и реализации проектов информатизации. Основными целями информатизации Брянской области являются: улучшение качества государственного управления в органах государственной власти в Брянской области; создание условий для эффективного социально-экономического развития региона; повышение качества жизни населения; координация работ по реализации планов мероприятий информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления; создание в регионе комплекса государственных и муниципальных систем, обеспечивающих поддержку органов государственной власти и местного самоуправления Брянской области, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры области; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти в Брянской области и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации.

Таким образом, Концепция информатизации Брянской области до 2010 заложила базовый фундамент, на основе которого была сформирована «Программа информатизации Брянской области 2007-2010 годов».

Программа информатизации Брянской области 2007-2010 годов [11] была принята

постановление Администрации Брянской области от 27 июля 2007 года. Цели и задачи программы: улучшение качества государственного управления в органах государственной власти Брянской области; создание условий для эффективного социально-экономического развития региона; повышение качества жизни населения; создание и сопровождение эксплуатации современной высокоскоростной широкополосной корпоративной компьютерной сети ОГВ и ОМС; создание и развитие единой региональной системы электронного документооборота ОГВ и ОМС; создание в регионе комплекса государственных и муниципальных систем, обеспечивающих поддержку ОГВ и ОМС Брянской области, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры области; обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности ОГВ в Брянской области и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации; создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, а также потребности ОГВ Брянской области в информации и информационном взаимодействии; обеспечение информационной безопасности региональной муниципальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Выявленные в результате обследования факторы имеют существенное значение при определении рейтинга региона по степени развития информационных технологий.

Следующим шагом в развитии информационного общества в Брянском регионе стало принятие «Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года», которая утверждена постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года за номером 604 [12]. В частности, в документе говорится, что основные мероприятия по реализации сценария активного развития инновационного производственного комплекса подразумевают создание разветвленной инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе систем информационного обеспечения, государственной экспертизы научно-технических и инновационных проектов, сертификации инновационной продукции, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

Следующим этапом формирования информационного общества Брянского региона стало принятие долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области» (20112015 годы), утвержденной постановлением администрации Брянской области от 7 июня 2010 года № 571 [13]. Цель программы - развитие информационного общества и формирование элементов электронного правительства Брянской области. Движение Брянской области к информационному обществу должно привести к постоянному улучшению социально-экономической ситуации в регионе, созданию числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала Брянщины, созданию новых условий развития правового и политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала. Информационное общество должно стать базисом постоянного совершенствования государственного и муниципального управления.

Таким образом, информационное общество региона при выполнении данных нормативов намного улучшит свои международные показатели и инвестиционную привлекательность.

В этом же направлении автором в составе коллектива была разработана «Стратегия социально-экономического развития Брянска на период до 2025 года» [14]. В документе был выполнен анализ информационного общества по многим параметрам, которые будут рассмотрены в следующих главах [15]. Для города были рекомендованы следующие мероприятия: формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг;

использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий; использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения; использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения; формирование электронного правительства; развитие промышленности информационных технологий в городе Брянске; сокращение различий между муниципальными районами и городскими округами по уровню информационного развития; мероприятия, отражающие специфику города Брянска; использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Анализ данных мероприятий рассмотрен в трудах: [16], [17],[18],[19],[20],[21],[22].

Таким образом, Брянский регион после принятия основных нормативных документов повысил свой рейтинг в рейтинге регионов по индексу развития информационного общества. Проанализировав данную модель, мы видим, что становление информационного общества в России проходило достаточно интенсивно во все года. Был всего лишь один упадок в принятии документов - это период с 2010 по 2011 год. Одной из причин этого автор видит в подготовке документов к следующим этапам развития. Можно сделать вывод, что становление информационного общества в Российской Федерации успешно произошло. При последовательном решении заданных мероприятий Россия достигнет необходимого уровня информационного развития информационного общества и станет глобальным информационным игроком в мировом пространстве.

The article presents the author's model of information society development in the Russian Federation and the Bryansk region. Analysis of main normative documents and stages. Given the author's estimation of documents on the levels of power and their significance levels. Analysis the intensity development of the information society. Key words: development, the information society, economics of region.

Список литературы

1. Концепция государственной информационной политики и связи Российской Федерации. Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, 1998. -Режим доступа: http:// http://www.iis.ru/library/sip/.

2. Концепция формирования информационного общества в России. Государственная Дума Российской Федерации, 1999. - Режим доступа: http://depprint.donland.ru/Default.aspx?pageid=56201.

3. Окинавская хартия глобального информационного общества. Подписана 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой восьмерки». - Режим доступа: http:// www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html.

4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы). Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, 2002. - Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/#text.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Приказ № 212 от 07.02.2008 утвержден Президентом Российской Федерации В. Путиным. -Режим доступа: http:// base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154886.

6. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Правительство РФ, распоряжением от 6 мая 2008 года № 632-р. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92004.

7. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020)». Правительство Российской Федерации, распоряжение от 20 октября 2010 года № 1815 - р. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154886.

8. Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». Правительства Российской Федерации, распоряжение от 1ноября 2013 года за № 2036-р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/.

9. Концепция региональной информатизации до 2010 года. Правительство Российской Федерации, 2006 год. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92580

10. Концепция информатизации Брянской области до 2010 года. Администрации Брянской области (от 26 июля 2007 года № 578). - Режим доступа: http://www2.bryanskobl.ru/.

11. Программа информатизации Брянской области. Администрации Брянской области (постановление от 27 июля 2007 года № 583), 2007. - Режим доступа: http:// www2.bryanskobl.ru/.

12. Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. Администрации Брянской области, постановление от 20 июня 2008 года за номером 604, 2008. - Режим доступа: http:// www2.bryanskobl.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области» (2011-2015 годы). Администрации Брянской области, Долгосрочная целевая программа, постановление администрации Брянской области от 7 июня 2010 года № 571. - Режим доступа: http:// www2.bryanskobl.ru/.

14. Стратегия социально-экономического развития Брянска на период до 2025 года. [текст]+[электронный ресурс]: монография / А.В. Таранов и др., под общей редакцией Ерохина Д.В. - Брянск: БГТУ, 2011. - 593 с.

15. Отчет по НИР «Стратегия социально-экономического развития города Брянска на период до 2025 года»: [текст]+[электронный ресурс]: монография / А.В. Таранов и др., под общей редакцией Ерохина Д.В. - Брянск: БГТУ, 2013. - 203 с.

16. Использование современных математико-статистических методов анализа региональной информационной системы экономики. Актуальные проблемы методологии статистического исследования социально-экономического развития региона: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, ноябрь, 2011 г. / Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - 408 с. Стр. 392.

17. Информационная философия и общество. Философия в контексте современных социальных практик : материалы Научных философских чтений : 21 марта 2012 г. / Брянск. обл. науч. универс. б-ка им. Ф.И. Тютчева; Брянск. отд-ние Рос. Филос. об-ва. -Брянск, 2012. - 140 с.

18. Проблемы инновационной модернизации региональной экономики. Материалы «Проблемы молодежного II международной конференции «Молодежное инновационное предпринимательство». М.: Ториус 77, 2013. - 160 с.

19. Информационно-экономические аспекты конкурентоспособности региона. Материалы Международной инновационной конференции «Инновации - 2013», Брянск, Брянский институт управления и бизнеса, 2013. - 312 с.

20. Проблемы развития инфокоммуникационных технологий Брянского региона». Инновационный путь развития экономики регионов. Международная науч.- практ. конф. г. Брянск, 28 июня 2013 г.: сборник научных трудов / под ред. О.Н. Федонина, Н.В. Грачевой, В.В. Одиноченкова. - Брянск: БГТУ, 2013. - с.

21. Экономические преимущества приграничного региона. Международная науч.-практ. конф. г. Брянск, 28 июня 2013 г.: сборник научных трудов / под ред. О.Н. Федонина, Н.В. Грачевой, В.В. Одиноченкова. - Брянск: БГТУ, 2013. - с.

22. Анализ социально-экономической дифференциации регионов. Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании: материалы V Международной научно-практической конференции [Текст] + [Электронный

ресурс]. под ред. О.М. Голембиовской - Брянск: БГТУ, 2013. - 248 с. http://www.elibrary.ru.

Об авторе

Таранов А.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного технического университета, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.