Научная статья на тему 'ВРАНОВЫЕ ПТИЦЫ НИЖНЕГО ПРИАМУРЬЯ И ИХ СВЯЗЬ С АНТРОПОГЕННЫМИ ЛАНДШАФТАМИ'

ВРАНОВЫЕ ПТИЦЫ НИЖНЕГО ПРИАМУРЬЯ И ИХ СВЯЗЬ С АНТРОПОГЕННЫМИ ЛАНДШАФТАМИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВРАНОВЫЕ ПТИЦЫ НИЖНЕГО ПРИАМУРЬЯ И ИХ СВЯЗЬ С АНТРОПОГЕННЫМИ ЛАНДШАФТАМИ»

падении грачей в воздух поднималось треть всех насиживающих птиц. Колонии черноголовой чайки находились в тревожном состоянии до 1.5 ч, а 50-60 особей грачей и 1-2 пары серых ворон не покидали остров.

Для легко возбудимой черноголовой чайки, очень сильно реагирующей на любой, даже незначительный фактор беспокойства, пребывание грачей и серых ворон на колонии, безусловно, приносит ощутимый вред. В исследованных колониях почти в трети гнёзд не хватало яиц, что снижает успешность гнездования черноголовой чайки. Сильно страдают и другие колониальные виды: морской голубок Larus genei и пестроносая крачка Thalasseus sandvicensis. Хищническая деятельность врановых птиц обедняет уникальный островной орнитокомплекс Черноморского заповедника, последствия их пребывания на островах могут быть самыми неожиданными и труднопредсказуемыми.

Однако преждевременно ставить вопрос о регулировании численности грача, так как необходимы специальные экологические исследования и выяснение истинной причины хищничества грачей. Возможно, в экосистемах заповедника и прилежащих территорий возникла нехватка животных кормов для грачей из-за большого количества черноголовых чаек, потребляющих те же корма. Хищничество грачей на колониях чаек, видимо, частично компенсирует трофическую конкуренцию, возникшую между врановыми и чайковыми птицами.

Такие сложные взаимоотношения между чайками и врановыми в районе Черноморского заповедника ранее не отмечались и являются, очевидно, результатом антропогенного вмешательства в экосистемы.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2344: 4124-4126

Врановые птицы Нижнего Приамурья и их связь с антропогенными ландшафтами

В.Г.Бабенко

Второе издание. Первая публикация в 1989*

Полевые работы проводились северо-восточнее условной линии, соединявшей Советскую Гавань, Комсомольск-на-Амуре и Тугурский залив летом 1977-1987 годов. Этот район посещался зимой 1984 года и осенью 1982 года.

* Бабенко В.Г. 1989. Врановые птицы Нижнего Приамурья и их связь с антропогенными ландшафтами IIВрановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 47-49.

Антропогенными ландшафтами в Нижнем Приамурье занята небольшая часть территории ( несколько процентов ). Доля осваиваемых человеком площадей увеличивается в связи с прокладкой Байкало -Амурской магистрали.

Кедровка Nucifraga caryocatactes. Широко распространена на исследуемой территории. Плотность населения этого вида в темнохвойных лесах в гнездовой период 0.9-1.4 пар/км2, зимой — менее 1 ос./км2. С начала июля отмечены крупные кочующие стаи — до нескольких десятков особей. В антропогенных ландшафтах этот вид появляется случайно, в основном в период кочёвок.

Сойка Garrulus glandarius. В гнездовой период встречается в лесах разных типов. В темнохвойной и лиственной тайге плотность её населения составляет около 1 пар/км2, в мелколиственных лесах — до 5 пар/км2. Встречается сойка в лесополосах у Комсомольска-на-Амуре. В послегнез-довой период птицы изредка кормятся по окраинам небольших посёлков.

Кукша Perisoreus infaustus. Встречается в лесах разных типов, где плотность её населения в гнездовой период колеблется в пределах 0.81.5 пар/км2. Зимой — менее 1 ос./км2. С антропогенными ландшафтами связана слабо: иногда кукши кормятся у отдельных строений, расположенных в тайге — охотничьих избушек, метеостанций и пр.

В зимний период кедровки, сойки и кукши попадают в капканы охотников и отстреливаются ими. Учитывая то обстоятельство, что охотничьими угодьями в Нижнем Приамурье заняты значительные площади, элиминация этих видов, вероятно, достигает довольно высокого уровня.

Ворон Corvus corax. Очень редок. Придерживается долин крупных рек, озёр и морских побережий. С антропогенными ландшафтами не связан. Отдельные кочующие особи отмечены у населённых пунктов. В зимний период ворон кормится отходами охотничьего промысла.

Голубая сорока Cyanopica cyanus. В Нижнем Приамурье проходит северная граница ареала вида. В гнездовой период отмечена у посёлка Пивань, реки Горин, озера Дальжа, но с антропогенными ландшафтами не связана. Во время нерегулярных осенне-зимних кочёвок появляется значительно севернее области гнездования, например, у посёлка имени П.Осипенко, в среднем течении реки Тугур, в устье Амура. Кочевые стаи достигают 20-30 особей. Как правило птицы перемещаются по антропогенным ландшафтам, питаясь в населённых пунктах, садах и поймах.

Восточная чёрная ворона Corvus corone orientalis. Придерживается пойм крупных рек, участков осветлённой тайги, нарушенной рубками и пожарами, селится по окраинам лугов и марей. Сплошных лесных массивов избегает. Плотность населения невысокая — 1 пар/км2. Наиболее высока она в пойменных ивняках. С середины июля объеди-

нённые выводки концентрируются по берегам рек, по которым идёт рыба на нерест, и в населённых пунктах. Отмечены регулярные перелёты с мест кормёжек в посёлках к местам ночёвок, расположенных в ближайших лесных участках. Зимой этот вид встречается преимущественно в населённых пунктах, где плотность населения достигает 4 ос./км2.

Большеклювая ворона Corvus macrorhynchos. В гнездовой период встречается в лесах разных типов. Предпочитает долины небольших таёжных рек. Гнездится и в глубине лесных массивов. Плотность населения низкая — 0.5-1.3 пар/км2. В послегнездовой период стаи численностью до 100 особей встречаются в небольших населённых пунктах и в поймах рек, по которым идёт рыба на нерест. Как и у чёрной вороны, у большеклювой отмечены регулярные перемещения с мест кормёжек на ночёвки. В зимний период встречается в тайге ( менее 1 ос./км2), где питается отходами охотничьего промысла, и в населённых пунктах, где достигает плотности 10 ос./км2.

Обыкновенная сорока Pica pica. В естественных местообитаниях гнездится по зарослям ив в пойме Амура, где плотность населения составляет менее 1 пар/км2. На исследуемой территории проходит граница ареала этого вида. В последнее время происходит расселение сороки за предела ареала по антропогенным ландшафтам. С 1968 года сорока гнездится в Комсомольске-на-Амуре, где в настоящее время её плотность составляет в благоприятных местообитаниях до 5-10 пар/км2. В городе сорока строит гнёзда на высоких деревьях и на опорах ЛЭП. На одной опоре в отдельных районах города встречается одновременно по 2-4 гнезда, построенных в разные годы. На гнездовании по Байкало-Амурской магистрали отмечена от посёлка Берёзовый до города Советская Гавань. Вниз по Амуру доходит до села Нижняя Тамбовка. Отдельные негнездящиеся особи встречались в посёлках Орель-Чля (1981 и 1985 годы), Лазарев (1985), Власьево (1987).

Таким образом, врановые по-разному относятся к освоенным человеком территориям. Кедровка, кукша, сойка и ворон практически не связаны с ними. Восточная чёрная и большеклювая вороны и в какой-то степени голубая сорока посещают антропогенные ландшафты лишь в послегнездовой период. Обыкновенная сорока ведёт себя как синан-тропный вид.

В связи с дальнейшим освоением Нижнего Приамурья, вероятно, будет продолжаться продвижение обыкновенной сороки дальше на север по населённым пунктам. Возможно гнездование чёрной и большеклю-вой ворон в непосредственной близости от населённых пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.