УДК 614.23+614.251
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1735-1739
ВРАЧ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ
© С.В. Закордонец, Н.А. Огнерубов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Обоснована необходимость выделения врача как субъекта правоотношений, возникающих при совершении профессиональных преступлений. Такая необходимость в правовом поле обусловлена целым рядом экономических и социальных причин, обусловленных ростом научных достижений и внедрением высоких технологий в лечебно-диагностический процесс при выполнении врачами своих профессиональных действий. Работа основана на анализе имеющихся правовых документов.
Ключевые слова: врач; профессиональные преступления; правоотношения
Актуальность выделения медработника как субъекта правоотношений возникла в правовом поле уже давно, и в настоящее время как никогда остро стоит вопрос о необходимости формирования и развития данного понятия. Эта потребность объясняется рядом обстоятельств, связанных с:
- бурным развитием науки и техники в целом;
- привлечением новейших научных технологий в медицину с целью совершенствования способов, методов и приемов лечения, диагностики и предупреждения развития различного рода заболеваний;
- совершенствованием технического оборудования, достижениями фармакологии, призванными обеспечить качественно новый подход в лечении;
- формированием и развитием ряда научных направлений, выделившихся на стыке естественных и технических наук, требующих регулирования деятельности представителей, в том числе и с позиции законодателя;
- позицией пациента, оказавшегося перед выбором между традиционными, новаторскими и экспериментальными подходами в решении стоящих проблем.
Кроме того, в последние годы отмечается значительный рост профессиональных преступлений среди медицинских работников [1].
Это далеко не весь перечень, который указывает на необходимость пересмотра и регламентации имеющих место способов взаимодействия потребителя медицинских услуг и всех компонентов системы здравоохранения, в ряду которых чаще всего в качестве основного выступает медработник, а именно - врач.
Врач является специальным субъектом ряда отношений: административно-правовых (ст. 6.2 КоАП РФ), гражданско-правовых (ст. 57, 1127 ГК), налоговых (абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ), трудовых (ст. 196 ТК РФ), уголовно--правовых (ст. 235 УК РФ) и др. Однако на практике встают вопросы об определении правового статуса врача, основаниях его допуска к деятельности, его правах, обязанностях и ответственности [2-6].
В ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы) есть определение лечащего врача (п. 15 Основ), но нет определения врача [7]. На основе анализа Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, можно сделать вывод, что врач -это специалист с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения [8].
Пункт 13 ст. 2 Основ дает определение медицинского работника (родового понятия по отношению к понятию «врач»): «физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». При этом понятия «медицинская помощь» (п. 15) и «медицинская деятельность» (п. 13) раскрываются через цепочку взаимосвязанных, но достаточно относительных разъяснений (пп. 3-8, 10 ст. 2, ст. 32) [7].
То есть характеристика врача, медицинского работника как специального субъекта правоотношений дается через образование, вид деятельности, трудовой или гражданско-правовой статус.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 100 Основ до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имели лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста [7].
Медицинское образование имеет свою специфику, что обусловливает дополнительное специальное регу-
1735
лирование вопросов получения медицинского образования (права на осуществление медицинской (лечебной) деятельности) ст. 82 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (в ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [9].
Законодательство о здравоохранении различает основную специальность, которую можно получить, пройдя обучение в интернатуре (1 год), ординатуре (2 года) и/или аспирантуре, и специальность, требующую углубленной подготовки, которую можно получить через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру.
Требование сертификата специалиста по соответствующей основной специальности распространяется на врачей и провизоров, окончивших медицинские и фармацевтические вузы (факультеты) в 2000 г. и позднее. Указанное требование нашло свое отражение в письмах Минздравсоцразвития РФ от 15 января 2007 г. № 154-ВС «О профессиональной деятельности специалистов здравоохранения» и № 155-ВС «О подготовке специалистов здравоохранения» [10-11].
На лиц, окончивших медицинские и фармацевтические вузы до указанного срока, распространяется порядок подготовки специалистов здравоохранения, установленный приказом Минздрава СССР от 11 января 1971 г. № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения» [12]. По нему специализация и повышение квалификации проводятся путем периодической подготовки (обучения) в институтах, факультетах, курсах усовершенствования, по результатам которой выдаются удостоверение и справка [13].
Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2015 г. № 700н.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности [5].
В должностных обязанностях главного врача (президента, директора, заведующего, управляющего, начальника) медицинской организации (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») предусмотрено, что именно он организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].
1736
С 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69 Основ). Согласно ч. 3 ст. 69 Основ аккредитация специалиста - это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [7].
Еще одним требованием при допуске к медицинской деятельности является наличие лицензии (пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») [14]. Она требуется юридическим лицам, в штате которых состоят врачи или с которыми они связаны гражданско-правовыми договорами, и индивидуальным предпринимателям (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»), а не всем врачам [15].
При анализе правового статуса медицинского работника (врача) представляют наибольший интерес вменяемые законодателем обязанности, поскольку в рамках определения прав врачей как медицинских работников законодателем наибольшее внимание уделено регламентации и определению трудовых прав, а также прав на страхование (ст. 72 Основ) [7].
При формулировании обязанностей в ст. 73 Основ требования к врачам базируются на законе, морали и профессиональной этике (п. 1 ст. 73), при этом отсутствует конкретизация по видам ответственности, подлежащей наступлению в случае нарушения той или иной обязанности [7]. Большая часть обязанностей носит трудовой или смешанный - трудовой и административно-правовой характер.
Особый интерес представляет обязанность соблюдать врачебную тайну (пп. 2 п. 2 ст. 73 Основ). Понятие врачебной тайны, требования к ее соблюдению и исключения из этого режима раскрываются в ст. 13 Основ. Необоснованным представляется включение в число обязанностей врачей пп. 3 п. 2 ст. 73 Основ требования совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, поскольку направление на такое обучение есть прямая обязанность работодателя [7]. Таким образом, при существующей формулировке:
- либо сужается круг обязанных лиц до индивидуальных предпринимателей, занимающихся медицинской деятельностью;
- либо на врача - наемного работника возлагается дополнительная ответственность за неисполнение обязанности работодателем (в случае ненаправления на такое обучение), что является необоснованным в силу заведомой невиновности врача в неисполнении работодателем возложенных на него административных обязанностей.
П. 1 ст. 74 Основ содержит в себе запрет врачам (медицинским работникам) и особенно руководителям медицинских организаций:
- принимать от заинтересованных в испытаниях и продвижении лекарственных препаратов и медицинских изделий лиц подарки и денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам в рамках основной деятельности и за педагогическую и (или) научную деятельность);
- принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств таких лиц;
- заключать с такими лицами соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий в нарушение законодательства о защите конкуренции;
- участвовать различным образом в рекламе таких препаратов и изделий;
- нарушать в связи с продвижением таких препаратов и изделий право пациентов на информацию и т. п. [7].
Указанное положение по своей правовой сути направлено на предотвращение коррупционных явлений во врачебной деятельности, что является одним из приоритетных направлений в общей правовой политике государства и не могло не найти своего отражения в регламентации врачебной деятельности.
Что касается определения ответственности врачей как медицинских работников, то следует отметить преобладание отсылочных правовых норм в Основах, а также тот факт, что нормы, определяющие юридическую ответственность медицинских работников, рассредоточены по нормативным актам различных правовых отраслей и зачастую содержат в себе терминологию, не отвечающую требованиям единообразия, что негативно сказывается на определении такого института как ответственность медицинских работников ввиду отсутствия единообразного понятийного аппарата в условиях значительного объема специальных терминов.
Кроме того, крайне редко встречается указание на специальный субъект или специальную деятельность в связи с правонарушением в сфере оказания медицинских услуг (врачебного дела), например, ст. 6.2 КоАП РФ «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)», ч. 4 ст. 122 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией», ст. 128 УК РФ «Незаконное помещение в психиатрический стационар» [2; 6]. Чаще это либо отсылочные нормы, как, например, в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)», в разделе IV «Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала» Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», или общие нормы (например, о халатности, о дисциплинарных наказаниях), которые применяются к медработникам как субъектам трудового права [16-18].
Таким образом, представляется возможным сделать вывод об отсутствии в современном законодательстве единого понимания сущности медицинской деятельности и представления о ней и ее субъектах - медицинских работниках. Это обусловливает наличие в правовой системе, законодательном массиве государства невосполнимого пробела, порождающего своим существованием многочисленные правовые споры, трудноразрешимые на практике по ряду причин:
- в связи с отсутствием единого понятийного аппарата;
- в результате непризнания медицинского права самостоятельной отраслью права, имеющей свой особый специфический предмет, метод и, как следствие, обязанной иметь свою нормативную базу, которая должна быть строго определена и существенно расширена путем издания самостоятельных нормативных правовых актов, регламентирующих как саму врачебную деятельность, правовой статус ее субъектов, пределы компетенции органов государственной власти в сфере здравоохранения, так и требования к периодичности, системности и обоснованности правотворческой деятельности в указанной сфере.
Именно такой подход в дальнейшем позволит достичь единообразия судебной практики и упростит процесс разрешения в этой сфере правовых споров, отличающихся особой сложностью и специфичностью, обусловленной хотя бы наличием прямой необходимости проведения в ходе их разрешения соответствующих экспертиз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Огнерубов Н.А. Ятрогении в медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. 144 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
8. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. 2010. № 217.
9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
10. О профессиональной деятельности специалистов здравоохранения: письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. № 154-ВС. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2017).
1737
11. О подготовке специалистов здравоохранения: письмо Минздрав-соцразвития РФ от 15.01.2007 г. № 155-ВС // Здравоохранение. 2007. № 5.
12. Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения: приказ Минздрава СССР от 11.11.1971 г. № 810. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2017).
13. О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование: приказ Минздрава России от 07.10.2015 г. № 700н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 51.
14. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
15. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими органи-
зациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Скол-ково»): постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 // Собрание Законодательства РФ. 2012. № 1965.
16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
17. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-Ф3 (в ред. от 23.05.2016 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
18. О трансплантации органов и (или) тканей человека: закон РФ от 22.12.1992 г. № 4180-1 (в ред. от 23.05.2016 г.). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Поступила в редакцию 29 сентября 2017 г.
Закордонец Светлана Владимировна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
Огнерубов Николай Алексеевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, e-mail: [email protected]
UDC 614.23+614.251
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1735-1739
DOCTOR AS A SPECIAL SUBJECT OF LEGAL RELATIONS
© S.V. Zakordonets, N.A. Ognerubov
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The necessity to mark doctor as a special subject of legal relations, appearing at professional crimes commitment is founded. Such necessity in legal framework is determined by many economic and social reasons, determined by the growth of scientific achievements and high technologies implementation in diagnostic and treatment process at performing professional actions by the doctors. The work is based on the analysis of the existing legal documents.
Keywords: doctor; professional crimes; legal arrangement
REFERENCES
1. Ognerubov N.A. Yatrogenii v meditsinskoy deyatel'nosti: ugolovno-pravovoy aspekt [Iatrogeny in Medical Activity: Criminal Aspect]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2010, 144 p. (In Russian).
2. Russian Federation. Federal Law no. 195-FZ of December 30, 2001, Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (v red. ot 29.07.2017 g.) [Code of Russian Federation about Administrative Offences (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
3. Russian Federation. Federal Law no. 51-FZ of November 30, 1994, Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast'pervaya (v red. ot 29.07.2017 g.) [Civil Code of Russian Federation. Part 1 (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
4. Russian Federation. Federal Law no. 117-FZ of August 5, 2000, Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' vtoraya (v red. ot 29.07.2017 g.) [Tax Code of Russian Federation. Part 2 (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
5. Russian Federation. Federal Law no. 197-FZ of December 30, 2001, Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii (v red. ot 29.07.2017 g.) [Labour Code of Russian Federation (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
6. Russian Federation. Federal Law no. 63-FZ of June 13, 1996, Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» (v red. ot 29.07.2017 g.) [Criminal Code of Russian Federation (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
7. Russian Federation. Federal Law no. 323-FZ of November 21, 2011, Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii (v red. ot 29.07.2017 g.) [About Basements of Health Protection of Citizens in the Russian Federation (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
8. Russian Federation. Order of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation no. 541n of July 23, 2010, Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel
1738
«Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere zdravookhraneniya [About unified skills guide for positions of managers, specialists and non-manual workers, "Qualification characteristics of workers' positions in the sphere of public health]. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 2010, no. 217. (In Russian).
9. Russian Federation. Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012 Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (v red. ot 29.07.2017 g.) [About Education in Russian Federation (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
10. Russian Federation. Letter of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation no. 154-VS of January 15, 2007, O professional'noy deyatel'nosti spetsialistovzdravookhraneniya [About professional activity of specialists of public health]. (In Russian). Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 01.09.2017).
11. Russian Federation. Letter of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation no. 155-VS of January 15, 2007, O podgotovke spetsialistov zdravookhraneniya [About preparation of public health specialists]. Zdravookhraneniya — Public Health, 2007, no. 5. (In Russian).
12. Order of Ministry of Health of the USSR no. 810 of November 11, 1971, Ob uluchshenii organizatsii i kachestva spetsializatsii i sovershenstvovaniya professional'nykh znaniy meditsinskikh i farmatsevticheskikh rabotnikov s vysshim obrazovaniem v institutakh usovershenstvovaniya vrachey i drugikh sootvetstvuyushchikh uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya [About improvement of organization and quality of specialization and improvement of professional knowledge of health worker and pharmaceutical professional with higher education in the institutes of Physicians' Continuing Education Institute and other institutions of public health]. (In Russian). Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 01.09.2017).
13. Russian Federation. Order of Ministry of Public Health of Russia no. 700n of October 7, 2015, O nomenklature spetsial'nostey spetsialistov, imeyushchikh vysshee meditsinskoe i farmatsevticheskoe obrazovanie [About nomenclature of specialists' specialities with graduate medical and pharmaceutical education]. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti — Bulletin of Standard Regulation of Federal Agency of the Executive Powers, 2015, no. 51. (In Russian).
14. Russian Federation. Federal Law no. 99-FZ of May 4, 2011, O litsenzirovanii otdel'nykh vidov deyatel'nosti (v red. ot 29.07.2017 g.) [About licensing some types of activity (ed as of 29 July, 2017)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
15. Russian Federation. Government Decree of the Russian Federation no. 291 of April 16, 2012, O litsenzirovanii meditsinskoy deyatel'nosti (za isklyucheniem ukazannoy deyatel'nosti, osushchestvlyaemoy meditsinskimi organizatsiyami i drugimi organizatsiyami, vkhodyashchimi v chastnuyu sistemu zdravookhraneniya, na territorii innovatsionnogo tsentra «Skolkovo») [fAbout licensing medical activity (except for the pointed activity, accomplished by medical organizations and other organizations, incoming in partial system of public health at the territory of innovative centre "Skolkovo")]. Sobranie Zakonodatel'stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2012, no. 1965. (In Russian).
16. Russian Federation. Federal Law no. 124-FZ of July 24, 1998, Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii (v red. ot 28.12.2016 g.) [About basic guarantees rights of the child in the Russian Federation (ed as of December 28, 2016)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
17. Russian Federation. Federal Law no. 38-FZ of March 30, 1995, O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossiyskoy Federatsii zabolevaniya, vyzyvaemogo virusom immunodefitsita cheloveka (VICh-infektsii) (v red. ot 23.05.2016 g.) [About preventing disease distribution in the Russian Federation, made by human immunodeficiency virus (HIV infection) (ed as of May 23, 2016)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
18. Russian Federation Law no. 4180-1 of December 22, 1992, O transplantatsii organov i (ili) tkaney cheloveka (v red. ot 23.05.2016 g.) [About transplantation of organs and (or) human tissues (ed as of May 23, 2016)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru.
Received 29 September 2017
Zakordonets Svetlana Vladimirovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected]
Ognerubov Nikolay Alekseyevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Oncology, Operative Surgery and Topographic Anatomy Department, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Закордонец С.В., Огнерубов Н.А. Врач как специальный субъект правоотношений // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1735-1739. DOI: 10.20310/1810-0198-201722-6-1735-1739
For citation: Zakordonets S.V., Ognerubov N.A. Vrach kak spetsial'nyy sub"ekt pravootnosheniy [Doctor as a special subject of legal relations]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 1735-1739. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1735-1739 (In Russian, Abstr. in Engl.).
1739