Научная статья на тему 'Врабатывание как период адаптации организма к физическим нагрузкам'

Врабатывание как период адаптации организма к физическим нагрузкам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2391
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ТРЕНИРОВКА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВРАБАТЫВАНИЕ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич, Палагипа Надежда Ивановна

Период врабатывания в физиологии мышечной деятельности человека является одним из начальных периодов его работы, отличающимся специфическими изменениями в состоянии функций организма и изменениями его работоспособности или эффективности рабочей деятельности. В статье показано значение периода врабатывания для оптимизации двигательной деятельности человека, проведен анализ известных методов оценки периода врабатывания организма при выполнении физических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич, Палагипа Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врабатывание как период адаптации организма к физическим нагрузкам»

зок. Динамометрия позволяет определить мышечную силу человека, которая характеризуется максимальным мышечным усилием. Нейротахометрия включает регистрацию латентных периодов двигательной реакции, длительности движений и интервалов между ними в процессе деятельности обследуемого, работа которого связана с постоянным воспроизведением стереотипных движений. Теппинг-тест как информативный показатель нервномышечной системы характеризует скорость произвольных движений.

Методика измерения времени сенсомоторной реакции на звук и на свет применяется в исследованиях ФС чаще других методик. Преимуществом методики является то, что она характеризует не какую-то отдельную реакцию какой-либо системы организма, а его целостную реакцию, которая идентична рефлекторным актам, осуществляемым организмом в процессе деятельности [5].

Различные вопросы регуляции тепловых процессов в организме человека, их динамика, составляют предмет исследований в физиологии труда и спорта, авиационной и космической физиологии, медицине, гигиене и т. д. [9]. Температура кожи тонко реагирует на различные физические нагрузки и метод электротермометрии может использоваться в спортивной медицине с целью определения динамики ФС. Перспективно использование безконтактной термографии (тепловидения) для оценки изменений температуры при нагрузках разного характера.

Для диагностики ФС организма широко применяются электрофизи©логические методы. Предметом исследования в классической электрофизиологии является биоэлектрическая активность органов и систем живого организма. Один из информативных интегральных показателей ФС организма является электропроводность кожи. В клинической практике накоплен большой экспериментальный материал о распространении электрического тока различной частоты по биологическим тканям и средам, который позволяет установить взаимоотношения электрических величин с различными медико-биологическими показателями жизнедеятельности организма. Эти отношения используются при разработке методов исследования электрических параметров биообъектов и оценки их ФС.

Для определения порогов ощущения используется электроэстезиомет-рия. которая заключается в измерении минимальной силы тока, которую испытуемый начинает ощущать через кожный покров [5]. Полную характеристику электрических параметров кожного покрова для диагностических электропунктурных методов можно обеспечить при одновременном измерении электрокожного сопротивления и потенциалов. Высокую информативность электрических параметров кожного покрова обеспечивает измерение «энергетического показателя», за который принимается максимальная мощность, выделяемая на сопротивлении нагрузки, подключенном к цепи между измерительными электродами. При этом обеспечивается возможность одновременной оценки параметров как электрокожного сопротивления, так и потенциалов.

К наиболее распространенным электрофизиологическим методам в настоящее время относятся: кожно-гальваническая реакция, электромиография, электроэнцефалография (ЭЭГ), электрокардиография, фотометрические методы.

Современные исследования в области ФС объединяют широкий спектр методов и подходов к изучению механизмов внутри- и межсистемных взаимодействий, обеспечивающих многообразие видов приспособительной деятельности человека в условиях воздействия на организм различных воздействий [3]. Будучи проявлением пластичности функциональных систем, приспособительные отличия организма выражаются той или иной степенью изменений его функций, поэтому ряд исследователей считают, что не может быть какого-то одного показателя, отражающего адаптивные сдвиги в организме, а пригоден лишь комплекс показателей, характеризующий деятельность различных органов и систем [4]. При этом считается, что вероятность объективной и точной оценки ФС организма комплексом взаимосвязанных физиологических реакций или через эффективность труда тем больше, чем больше систем и уровней их организации охватят измерения.

Проблема диагностики ФС организма спортсмена заключается в сложности выбора комплекса информативных критериев, оптимально отражающих специфические стороны готовности организма к соревновательной деятельности.

В общем случае состояние биологической системы описывается большим количеством разнообразных медико-биологических показателей, число которых окончательно не установлено. Особенно велик поток данных, поставляемых для диагностики состояния спортсмена, что приводит к мысли, как отмечалось на 8-м Научном конгрессе, проведенном Европейским колледжем спортивных наук, что мы имеем много информации, но не знаем, как превратить ее в знания [17]. В элитном спорте количество различных измерений, полученных у одного спортсмена, и произведенное методами, используемыми в биомеханике, биохимии, психологии, физиологии и спортивной медицине, является таким большим и разнородным, что их анализ трудно вести. Тем не менее, для принятия диагностических заключений необходимо провести анализ хотя бы основных, существенных физиологических процессов и получить оценки по крайней мере основных медикобиологических показателей. В то же время знание этих показателей еще не гарантирует однозначности диагностического заключения, а это недопустимо в элитном спорте, где риск для здоровья спортсмена гораздо выше, чем в других сферах деятельности человека.

Даже если мы научимся точно измерять все нервные, гуморальные и физиологические процессы, перед нами по-прежнему будет стоять, как считает Гэри Шварц (1979), концептуальная задача такого объединения всей этой информации, чтобы из нее можно было воссоздать целостное представление о человеке. При этом обобщение результатов исследований связано с преодолением трудностей из-за несовершенства методов исследования и

математического аппарата, не приспособленного для изучения объектов подобной сложности. В связи с этим, по мнению Н. А. Кореневского с соавт. (1999), биологический объект должен характеризоваться с более общих методологических позиций с использованием интегральных оценок [11].

Обоснованием возможности интегральной оценки ФС человека служит теория систем, которая говорит, что наиболее информативными будут параметры, дающие суммарную оценку работы достаточно больших блоков системы, и системный подход, являющийся ((методологией научного исследования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место ставится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определенного целого, раскрытие механизмов, обеспечивающих целостность объекта» [цит. по 11, с. 12].

Г. Хакен (1991), один из лидеров в разработке теоретико-экспериментальных проблем изучения самоорганизующихся сложных систем, писал в своей монографии, что искусство исследователя заключается в умении на стадии изучения максимально упрощать, в частности, свести количество анализируемых взаимодействующих составляющих (параметров) к минимальному числу - желательно к одному - двум [19].

По мнению ряда авторов, прогресс дальнейших исследований принципов и механизмов регуляции состояний человека связан не с расширением круга исследуемых физиологических и психофизиологических показателей, а с отбором интегральных, системных показателей. Должны быть разработаны простые и доступные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма, интегральные методы оценки ФС, выявляющие динамику, дающие возможность перехода от статистических наблюдений к оценке ФС конкретного индивида в процессе его жизнедеятельности. Необходим метод интегральной оценки ФС - метод экспресс-диагностики, который должен быть простым в использовании, комфортным для исследуемого, легким в обработке материала и позволяющим оценивать изменения ФС количественно.

В регуляторных процессах доминирующая роль, согласно принципам И. П. Павлова, принадлежит высшей нервной деятельности [14]. На значении центральной нервной системы (ЦНС) в деятельности организма, как отмечает Н. В. Макаренко, указывают исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского [12].

Функциональное состояние ЦНС - понятие интегральное и представляет собой результат сложнейшего и динамического взаимодействия организма как целого с внешней средой, а также результат чрезвычайно сложного внутрицентрального взаимодействия во времени и пространстве между отдельными нейронами, их ансамблями, разными уровнями ЦНС, ее различными структурами. Как отмечают А. М. Зимкина и Т. Д. Лоскутова (1976), значение ФС и свойств нервной системы для организации любой формы деятельности эмпирически уже давно нашло широкое признание.

Н. Б. Маслов и соавт. считают, что в практических целях при исследовании

ФС человека в первую очередь необходимо уделять внимание ЦНС, происходящих в ней нейрофизиологических изменений, так как в иерархической структуре функциональных систем она занимает особое, главное место [13].

Электрофизиологическим методам исследования процессов в ЦНС посвящены многочисленные работы и монографии. Однако, как показывает накопленный опыт, включение в комплекс традиционных психофизиологических и клинико-лабораторных методов таких показателей состояния ЦНС, как ЭЭГ и вызванные потенциалы, не дало ожидаемых результатов в отношении дифференцирования даже уровней оперативного покоя и активного бодрствования в связи с нелинейностью или отсутствием взаимосвязи между исследуемыми параметрами ЭЭГ и вызванных потенциалов и вегетативными и нейрофизиологическими параметрами, характеризующими эти состояния. Кроме того, методы регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов, по мнению А. А. Баба-заде и соавт. (1989), из-за сложности технического обеспечения не могут применяться для оперативного контроля в естественных условиях учебно-тренировочного процесса [1].

Для оценки функционального состояния ЦНС наряду с электрофизиоло-гическими методами широко применяются психофизиологические методы. Психофизиологические исследования при изучении адаптации необходимы и актуальны в связи со следующими обстоятельствами:

- психофизиологическое состояние человека оказывается первым и крайне чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме;

- состояние психофизиологической деятельности интегрально связано с функционированием человека как биосистемы в целом [10].

Особенностью биологических систем является сложность их структуры, иерархичность. Их отличает несколько уровней взаимодействия, отдельные системы объединены причинно-следственными связями, изменение одних систем или связей между ними влечет изменение других систем и других связей. При этом разные системы могут мобилизоваться в разной степени, отражая сложную систему регулирования и взаимокомпенсации функций, что наиболее отчетливо проявляется при физических нагрузках. Бесспорно, что главное внимание должно быть направлено на ту функцию, которая больше всего участвует в данном физическом упражнении, но вместе с тем функции, далекие от главной, свидетельствуют об изменении ФС.

В процессе своей жизнедеятельности человек получает около 90% информации о внешнем мире через зрительный анализатор, в состав которого входят глаз со всеми его светочувствительными и нервными клетками, проводящие пути, а также подкорковые и корковые зрительные центры [2]. В обработке зрительной информации участвуют 22 области головного мозга, занимающие суммарно до 54% площади коры больших полушарий, причем 25% площади составляют области, являющиеся в основном или исключительно зрительными. Эффективность функционирования зрительного анализатора зависит от ряда факторов, к которым помимо структурно-функ-

циональных возможностей глаза и проводящих путей относится и уровень функционирования коркового отдела зрительного анализатора, поэтому в качестве психофизиологических критериев, характеризующих функциональное состояние ЦНС, используются показатели ФС зрительного анализатора [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Параметры биомеханического, медико-биологического, биохимического контроля организма человека определяются не в реальном масштабе времени, а с определенным, часто продолжительным временным сдвигом, что не позволяет получить оперативно оценку уровня ФС [16].

Электрофизиологические методы являются широко распространенным приемом изучения ФС организма и ЦНС человека, однако они остается инструментом для лабораторных исследований, связанных большей частью с теоретическими проблемами. Для практических целей, особенно для исследования процесса врабатывания, они малопригодны в силу ряда причин: сложности аппаратуры, длительности самого испытания и ряда других.

По данным Ефремова B.C. зрительный анализатор в меньшей степени зависит от изменений параметров психофизиологической деятельности, связанной с эмоциональным напряжением, поэтому психофизиологические методы определения параметров зрительного анализатора являются наиболее перспективными при исследовании процесса врабатывания, целью которого является достижение оптимальной работоспособности [7].

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект №2.2.3.3/2048)

Библиографический список

1. Баба-заде, А. А. Анализ уровня постоянного потенциала головного мозга как метод оперативного и текущего контроля состояния спортсменов [Текст] /

А. А. Баба-задс, Н. Н. Озолин, В. Ф, Фокин, Л. Л. Клименко, А. Ф. Конькова // Теория и практика физической культуры. — 1989. - № 5. - С. 40-42.

2. Блинов, Н. Н. Глаз и изображение [Текст] / Н, Н. Блинов. — М.: Медицина, 2004. - 320 с.

3. Василевский, Н. Н. Экологическая физиология мозга [Текст] / Н. Н. Василевский. - Л.: Медицина, 1979. - 199 с.

4. Волков, Н. И. Биохимический контроль в спорте: проблемы и перспективы [Текст] / Н. И. Волков // Теор. и практ. физ. культ. - 1975. -№ 11. - С. 28-37

5. Горшков, С. И. Методики исследований в физиологии труда [Текст] / С, И. Горшков, 3. М, Золина, Ю. В. Мойкин. - М.: Медицина, 1974. - 311 с.

6. Детская спортивная медицина [Текст] / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - руководство для врачей. - 2-е изд. перераб. и доп, - М.: Медицина. - 1991. - 500 с.: ил. - С. 57.

7. Ефремов, В. С. Котроль вертикальной позы при эмоциональном напряжении [Текст] / В. С. Ефремов // Физиология человека. — 1988. — Т. 14. -№5.-С.818-822.

8. Загрядский, В. П. Физические нагрузки современного человека [Текст] / В. П. Загрядский, 3. К. Сулимо-Самуйлло. - Л.: Наука, 1982. -93 с.

9. Иоффе, Л. А. Теоретические и практические аспекты изучения терморегуляции в условиях спортивной деятельности и занатий физической культурой [Текст] / Л. А. Иоффе // Теор. и практ. физич. культ. - 1986. - № 7. - С. 51-55.

10. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации [Текст] / В. П. Казначеев. — Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.

11. Кореневский, Н. А. Проектирование электронной медицинской аппаратуры для диагностики и лечебных воздействий [Текст]: монография / Н, А. Кореневский, Е. П. Попечителев, С. А. Филист. - Курск - С. Петербург: Курск, город, типогр., 1999. - 537 с.

12. Макаренко, Н. В. Лабильность нервной системы у лиц с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов [Текст] / Н. В. Макаренко // Физиология человека. - 1990. - Т. 16, - № 2. - С. 51-57.

13. Маслов, Н. Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора [Текст] / Н. Б, Маслов, И, А. Блощинский, В. Н. Максименко // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. -№ 5. - С. 123-133.

14. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений: В 6 т. - 2-е изд., доп. [Текст] / И. П. Павлов. - М.-Л.: АН СССР, 1951-1952.

15. Платонов, В. И. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] /

В. И. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 31.

16. Ратов И. П. Некоторые итоги разработки системы комплексного контроля в спорте высших достижений и перспективы ее развития [Текст] / И. П. Ратов, Г, И, Попов, В. В. Иванов // Теория и практика физической культуры. - 1984. -№ 11.-С. 9-12.

17. Рогозкин, В. А. Европейский колледж спортивных наук развивает активность (Заметки с 8-го Научного конгресса) [Текст] / В. А. Рогозкин // Теория и практика физической культуры. - 2003. — № 12. - С. 57-59.

18.Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст]: монография / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. - М.: Советский спорт, 2006. - 280 с.

19. Хакен, Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам [Текст] / Г. Хакен. — М.: Мир, 1991. - 240 с.

20.Viru, Atko. Mobilization of the possibilities of the athlete's organism: a problem // J. Sports Med. and Phys. Fitnees. - 1993. - V. 33. - № 4. - P. 413-425.

УДК 37.037

Волков Андрей Николаевич

Аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», tofk@kemsu.ru, Кемерово

Жуков Родион Сергеевич

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», tofk@kemsu.ru, kafedra-tofk@yandex.ru, Кемерово

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАВАНИЕ»)

Volkov Andrey Nikolaevich

Post-graduate student Kemerovo State University, tofk@kemsu.ru, Kemerovo

Zhukov Rodion Sergeevich

Ph. D, associate professor Kemerovo state university tofk@kemsu.ru, kafe dr a- tofk@yan dex.ru, Kemerovo

PEDAGOGICAL MODEL OF FUTURE SPECIALISTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFESSIONAL SKILLS FORMATION DURING STUDYING THE TRAINING COURSE OF “SWIMMING”

Повышение требований к формированию профессиональных умений будущих специалистов является на сегодняшний день одним из важнейших условий реформирования высшей школы. В нашем исследовании на примере организации практических занятий по дисциплине «плавание» мы попытались выявить условия, позволяющие оптимизировать процесс формирования профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта.

Предпринимаемые в настоящее время попытки модернизации российской системы образования, создания условий для внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий малоэффективны без повышения специальных требований к формированию профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта на факультетах физической культуры и спорта (физического воспитания) педагогических вузов и университетов страны. Это, в свою очередь, актуализирует проблему поиска путей, средств и методов, способных оптимизировать процесс профессионального становления будущих специалистов физической культуры и спорта, позволяющих им достичь высокого уровня профессионализма в раз-

личных видах как физкультурно-оздоровительной, спортивной, так и повседневной деятельности. Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания и умения в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное, фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями. Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования, т. е. простой передачи учащемуся суммы знаний и фактов, необходимых для конкретной деятельности.

Важным звеном в системе подготовки будущего специалиста по физической культуре и спорту является совершенствование раздела, связанного с преподаванием теории и методики специальных дисциплин, в частности, структуры и содержания изучения плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины.

Однако, анализ учебных программ и планов подготовки по специальности 022 300 (032 101) — Физическая культура и спорт, разработанных в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования показал, что в ряде учебных заведений происходит существенное сокращение объёмов учебной работы, отведённых для освоения плавательных знаний, умений и навыков [1]. Это не позволяет в полной мере достичь цели курса, заключающейся в изучении закономерностей взаимодействия организма пловца с водной средой, а также приобретения знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной педагогической деятельности и организационной работе по плаванию в различных типах учебных заведений и с различным контингентом обучающихся. В качестве одного из вариантов оптимизации учебного процесса по плаванию в условиях высшей школы, в нашем исследовании мы хотели бы рассмотреть возможность использования на занятиях со студентами личностно-ориентированного подхода.

Анализируя результаты исследований в области методического обеспечения практических занятий по плаванию при подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе, можно отметить, что существует большое количество позиций по данному вопросу, однако до сих пор не выработана единая методика обучения, отвечающая современному уровню развития педагогической теории и науке о плавании.

Известно, что при необходимости обучения технике нескольких спортивных способов плавания применяют, в зависимости от задач и условий, одну из трех систем: последовательное, параллельно-последовательное или одновременное обучение способам плавания. Одновременное обучение технике спортивных способов плавания основывается на выделении в каждом способе основного элемента, определяющего освоение структуры движений данного способа [3]. Данный подход позволяет значительно сократить сроки обучения (до 20 занятий), он интересен занимающимся большим разнообразием выполняемых упражнений, а его эффективность подтверждается результатами исследований, проведенными как у нас в стране, так и за

рубежом. В нашем исследовании, в качестве методического оснащения профессионального становления будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе изучения практического раздела дисциплины «плавание», мы избрали одновременную систему обучения технике спортивных способов плавания.

При организации практических занятий по плаванию с будущими специалистами физической культуры и спорта мы выявили другую проблему, связанную с системой контроля и оценки приобретаемых знаний и умений.

Традиционная система контроля знаний и умений обладает рядом очевидных недостатков и вступает в противоречие с современными требованиями к образованию. Так, она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов на протяжении семестра, а вынуждает его делать упор в обучении на последнюю неделю, на период сдачи зачетных и контрольных нормативов. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студентов, сдавших все контрольные точки досрочно, и студентов, сдавших их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. Качественно устранить выявленные недостатки, при этом, сохранив высокую результативность обучения, на наш взгляд, позволило бы внедрение в образовательную практику технологии модульного обучения и рейтинговой системы оценки плавательных знаний, умений и навыков.

Экспериментальное апробирование подобных инноваций при формировании профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе обучения дисциплине «плавание» осуществлялось поэтапно на базе факультета физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Цель начального этапа исследования мы сформулировали как определение целесообразности использования одновременной системы обучения технике спортивных способов плавания при формировании профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе обучения дисциплине «плавание» в вузе. На данном этапе педагогического эксперимента нами было обследовано 57 студентов первого курса, активно не занимающихся плаванием. При определении уровня плавательной подготовленности мы фиксировали такие показатели, как абсолютная скорость плавания, длина шага, коэффициент эффективности техники плавания (КЭТ). Данный набор показателей, на наш взгляд, способен в полной мере отразить исходное состояние плавательной подготовленности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также являются отправной точкой отсчета в развитии потенциальных возможностей в области владения плавательными знаниями, умениями, навыками и способностями по их передаче в дальнейшей педагогической деятельности.

Испытуемые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Экспериментальную группу составили студенты, специализирующиеся в лыжных гонках, лёгкой и тяжёлой атлетике, спортивной гимнастике и пауэрлифтинге. В контрольную группу вошли студенты, специализирую-

щиеся в спортивных играх и единоборствах. До начала эксперимента были проведены контрольные тестирования с целью определения уровня технической подготовленности и физического развития испытуемых.

По итогам первого этапа педагогического эксперимента мы выявили, что изучение техники плавания по одновременной системе имеет определённые преимущества. Анализируя результаты показателей техники плавания в экспериментальной группе, можно выделить достоверные приросты таких показателей техники, как абсолютная скорость плавания, длина шага и КЭТ. До обучения, предпринятого в нашем исследовании, в экспериментальной группе отмечалось 14% испытуемых, владеющих высокой технической и физической подготовленностью в области плавания, после эксперимента таких оказалось вдвое больше. Испытуемых среднего уровня в экспериментальной группе увеличилось с 40% до 50%, а низкого - снизилось с 46% до 22%.

Подобные изменения, но значительно ниже уровнем, были выявлены и в контрольной группе. Так, показатели групп с высоким уровнем плавательной подготовленности с 12% вырос до 22%; средним уровнем с 36% до 46%; низким уровнем упали с 52% до 32%.

На втором этапе мы предприняли попытку обучить студентов по все той же одновременной системе, но с измененной концепцией изучения техники плавания способом «дельфин». Зачастую необоснованно считается, что этот способ слишком сложен и недоступен для освоения людьми, активно не занимающимся плаванием. В то же время способ «дельфин» привлекает абсолютное большинство людей своей специфичной атлетической техникой и особой эстетикой движений. В современной литературе и традиционной схеме одновременной системы обучение технике способа «дельфин» рекомендуется проводить в следующей очередности: на первом этапе обучения происходит освоение движений туловища и ног, и уже после этого - движений руками. Но в процессе проведения педагогических наблюдений нами выявлено, что для упрощения процесса обучения, целесообразно применять другую последовательность, при которой, прежде всего, происходит изучение движений рук, а затем уже изучается их согласование с движениями ног и туловища.

Подобная схема обучения ранее не исследовалась и требует дальнейшего изучения и экспериментальной апробации, поэтому нами был организован второй этап педагогического эксперимента, в процессе которого мы подвергли проверке и анализу подобный подход.

Для этого мы также организовали из студентов первого курса факультета физической культуры и спорта две группы - контрольную и экспериментальную (всего 48 человек). Перед началом эксперимента мы вновь провели предварительное тестирование, посредством которого определили, что уровень технической подготовленности и физического развития в экспериментальных группах идентичен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.