Научная статья на тему 'Использование психофизиологических методов в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре'

Использование психофизиологических методов в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Роженцов В. В., Полевщиков М. М., Шабрукова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование психофизиологических методов в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В.В.Роженцов, М.М.Полевщиков, Н.П.Шабрукова

Марийский государственный технический университет, кафедра проектирования и производства электронно-вычислительных средств, г. Йошкар-Ола, Марийский государственный педагогический институт кафедра спортивных дисциплин, г. Йошкар-Ола

Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров в области физической культуры и спорта является совершенствование педагогического процесса в целом и по дисциплине «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» (ПФСС) в частности. Дисциплина ПФСС, включающая 1230 часов, что составляет 14% общей учебной нагрузки специальности «033100- Физическая культура», направлена на решение важной задачи - формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, ПФСС предусматривает решение двух частных задач: первая - раскрыть технологию труда преподавателя физической культуры и тренера по виду спорта, и вторая - сформировать у студентов - будущих педагогов по физической культуре и спорту, основы техники в избранном виде спорта, обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности.

Существующие методы организации и определения содержания спортивной тренировки не всегда учитывают данные о многообразных и разноуровневых тренирующих и обучающих воздействий на различные морфофункциональные, нейрогуморальные и психологические системы организма спортсмена. Нужно принять во внимание, что данные воздействия происходят в условиях развивающихся в его организме зачастую несовместимых процессов адаптации к физическим и психологическим нагрузкам разного характера, объема и интенсивности. В связи с этим возникают неопределенности при оценке их воздействий на оперативное, текущее и будущее состояние тренируемого спортсмена.

Одним из путей решения этой проблемы является оптимальное сочетание форм и методов обучения, используемых в учебном процессе вообще и на занятиях по ПФСС в частности. Здесь немаловажную роль играет оценка функционального состояния (ФС) занимающегося с учетом индивидуально-типологических особенностей его организма и психофизиологических особенностей его нервной системы. На основе изучения данных факторов можно спроектировать учебно-тренировочный процесс, чтобы в нем были наиболее полно реализованы возможности спортсмена.

Чаще всего тренировочный процесс в циклических видах спорта строится таким образом, что нагрузка задается в соответствии с показателем частоты сердечных сокращений (ЧСС). Бесспорно, ЧСС является одним из доступных показателей состояния организма, но экспериментально (Белоцерковский З.Б., Гудков И.А., Дембо А.Г., Карпман В.Л., Роженцов В.В.) выявлено, что по ЧСС нельзя точно определить явную границу наступления утомления, а тем более момент перехода состояния организма в состояние переутомления. В связи с этим возникает необходимость поиска методов, наиболее точно определяющих развитие и степень утомления, которое неизбежно наступает и развивается в процессе тренировки.

В настоящее время считается, что существует большой набор физиологических реакций организма, в которых отражаются изменения уровня ФС. Поэтому предлагается оценивать ФС по комплексу взаимосвязанных физиологических реакций, а изменения ФС рассматривать как смену одного комплекса реакций другим. Разделяя такой подход к диагностике ФС, считается, что в практических целях при исследовании ФС человека в первую очередь должно уделяться внимание центральной нервной системе (ЦНС), так как в иерархической структуре функциональных систем она занимает особое, главное место. Состояние ЦНС рассматривается как фон, определяющий в значительной степени поведение человека, его возможностей (в том числе трудовых) и отражающий особенности процессов регулирования в норме и патологии. Исходя из этого считается, что при определении ФС организма необходимо в первую очередь диагностировать происходящие в ЦНС нейрофизиологические изменения.

Широкое применение в физиологии спорта находит метод критической частоты световых мельканий (КЧСМ), так как величина КЧСМ характеризует общее ФС организма при различных уровнях общефизической нагрузки является информативным, простым и доступным физиологическим показателем для оценки работоспособности и интенсивности нагрузки. Экспериментально установлено, что под влиянием физических нагрузок КЧСМ меняется, в связи с этим наблюдение за динамикой КЧСМ дает возможность судить о степени утомления организма. Показатель КЧСМ изменяется под влиянием тренировочной нагрузки, ее объема и интенсивности, поэтому метод КЧСМ находит широкое применение в физиологии спорта для исследования динамики врабатывания и утомления в процессе тренировки, оптимизации тренировочного процесса. Однако в результате экспериментальных исследований с различными нагрузками установлено, что динамика значений КЧСМ отражает развитие утомления и позволяет определить наступление переутомления только при нагрузке, соответствующей 50-75% от должного максимального потребления кислорода.

В последнее время предложены новые психофизиологические методы определения временных параметров зрительного анализатора, в частности времени восстановления - времени между моментом прекращения воздействия света на сетчатку и моментом исчезновения соответствующего зрительного ощущения (патент

2195174 РФ), и времени ощущения - времени между моментом начала воздействия света на сетчатку и моментом возникновения соответствующего зрительного ощущения (патент 2231293 РФ).

Методы определения времени восстановления и времени ощущения лишены недостатка, присущего методу КЧСМ, кроме того, их точность существенно выше точности метода КЧСМ.

Серия тестов с разной нагрузкой по результатам анализа динамики времени восстановления и времени ощущения позволяет установить индивидуально для каждого обследуемого рекомендуемые интенсивность и продолжительность тренировочной нагрузки, не допуская переутомления в ходе тренировки. В результате проведенного авторами исследования показано, что совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе использования предложенных психофизиологических методов возможно при создании следующих педагогических условий:

• формирование у студентов понимания необходимости использования соответствующих методов диагностики функционального состояния для совершенствования профессионального мастерства;

• вооружение студентов соответствующими знаниями о методах диагностики функционального состояния, в частности психофизиологических методах определения времени восстановления и времени ощущения зрительного анализатора, о методиках их использования, а также умении их применять в учебно-тренировочном процессе;

• широкое использование современных технических средств обучения в процессе диагностики функционального состояния будущих учителей физической культуры;

• подготовка преподавателей специальных дисциплин к использованию психофизиологических методов диагностики функционального состояния организма в процессе подготовки будущих учителей физической культуры.

В ходе исследования разработана и апробирована на студентах, занимающихся циклическими видами спорта, модель процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре на основе данных психофизиологических методов диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.