Научная статья на тему 'Педагогические условия использования психофизиологических параметров ЦНС спортсменов как индикаторов предстартового функционального состояния'

Педагогические условия использования психофизиологических параметров ЦНС спортсменов как индикаторов предстартового функционального состояния Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
140
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования психофизиологических параметров ЦНС спортсменов как индикаторов предстартового функционального состояния»

УДК 796.01:612

М. М. Полевщиков, В. В. Роженцов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЦНС СПОРТСМЕНОВ КАК ИНДИКАТОРОВ ПРЕДСТАРТОВОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Успешность соревновательной деятельности спортсмена зависит не только от его функциональной подготовленности, но и от степени мобилизации функциональных резервов во время разминки и подготовки к соревнованиям для достижения состояния оптимальной работоспособности. В педостаточной мере рассмотрено в литературе время врабатывания систем, ответственных за потребление, транспорт и утилизацию кислорода, то есть способность организма спортсмена достигать предельных при данной работе величин потребления кислорода [16].

При анализе факторов, обусловливающих достижение спортсмена, целесообразно отдельно рассматривать факторы, определяющие двигательный потенциал (ДП): тренировка, генотип, фенотип, и факторы, обеспечивающие скорость мобилизации ДП: разминка, эмоции, биоритмы, утомление. Значение последних факторов надо учитывать при анализе изменений качества выполнения упражнения по ходу врабатывания, при анализе влияний разминки и эмоций. Нужны систематические исследования всех этих процессов для того, чтобы оценить предполагаемые физиологические механизмы и для установления факторов, действующих в любой фазе физической активности [26].

Для достижения состояния оптимальной работоспособности используются различные способы оценки необходимого времени врабатывания организма спортсмена. Известен метод эргографии, основанный на регистрации амплитуды движения строго ограниченного звена тела человека [3]. Во время врабатывания амплитуда рабочих движений постепенно повышается и достигает максимального значения. Недостатком способа является оценка времени врабатывания только ограниченного числа мышечных групп организма человека.

Для оценки времени врабатывания используется метод регистрации кожно-гальванической реакции. В период врабатывания величина кожно-гальванической реакции высокая, а по окончании времени врабатывания уменьшается [1]. Недостатком способа является сложность регистрации кожногальванической реакции, низкая точность оценки времени врабатывания.

Иногда оценку времени врабатывания дают по результатам регистрации частоты сердечных сокращений [11]. Время врабатывания оценивается по

моменту выхода частоты сердечных сокращений на рабочий уровень. Недостатком способа является то, что, регистрируя реакцию частоты сердечных сокращений на физическую нагрузку, нельзя определенно сказать, отражает ли она состояние исполнительного органа - сердца, или связана с особенностями вегетативной регуляции сердечной деятельности [8].

В физиологии человека, общей теории деятельности понятие функционального состояния (ФС) занимает одно из центральных мест, в его исследовании пересекаются пути многих наук, в том числе физиологии, психологии, педагогики, социологии, практически всех разделов медицины. Интерес к проблеме ФС человека обусловлен тем, что оно связано с такими физиологическими понятиями, как работоспособность, утомление и восстановление. Для достижения оптимальных спортивных результатов важную роль играет успешность выполнения предстартовых физических нагрузок. В процессе выполнения физических упражнений время наступления оптимальной работоспособности в каждом конкретном случае должно определяться индивидуально. Для этого необходимо выдержать два условия, находящихся в естественном противоречии [16]:

- нужно обеспечить оптимальный объем работы, обусловливающий высокий соревновательный эффект;

- продолжительность предварительной работы не должна быть настолько большой, чтобы оказывать отрицательное влияние на спортсмена.

В настоящее время считается, что существует большой набор физиологических реакций организма, в которых отражаются изменения уровня ФС. Поэтому предлагается оценивать ФС по комплексу взаимосвязанных физиологических реакций, а изменения ФС рассматривать как смену одного комплекса реакций другим. Разделяя такой подход к диагностике ФС, Н. Б. Маслов и соавт. считают, что в практических целях при исследовании ФС человека в первую очередь должно уделяться внимание центральной нервной системе (ЦНС), так как в иерархической структуре функциональных систем она занимает особое, главное место [12]. Это определяется значимостью функционирования ЦНС для человека, как целостной системы, выполняющей связующую функцию между организмом и внешней средой, и обеспечивающей интеграцию функций во внутренней среде организма. При этом состояние ЦНС рассматривается как фон, определяющий в значительной степени поведение человека, его возможностей (в том числе спортивных результатов) и отражающий особенности процессов регулирования в норме и патологии [7].

Исходя из этого Н.Б. Маслов и соавт. считают, что при определении ФС организма необходимо в первую очередь диагностировать происходящие в ЦНС нейрофизиологические изменения. С этой целью в экспериментах, проводимых в натурных условиях, в основном используются психофизиологические методики, характеризующие параметры ФС ЦНС [12]. Наряду с другими широко используемым психофизиологическим параметром явля-

ется критическая частота световых мельканий (КЧСМ), объясняемая наличием инерционности зрительного анализатора. При воздействии света на глаз возбуждение в соответствующих центрах головного мозга возникает не сразу так как в сетчатке и нерве должен совершиться ряд физико-химических процессов. Между моментом воздействия света на сетчатку и моментом возникновения соответствующего зрительного ощущения, как показано на рис. 1, существует некоторое время, называемое “временем ощущения” т

г:-;-.':; * ^ ; .

11 Х2

Рис. 1. Параметры инерционности зрительной системы человека а) временная диаграмма светового импульса; б) временная диаграмма зрительного ощущения на световой импульс. Обозначения величин в тексте.

В то же время зрительные ощущения не исчезают одновременно с прекращением раздражения. Раздражение расходует некоторую долю светочувствительного вещества глаза, на восстановление убыли которого требуется некоторое время, происходят и остающиеся после раздражения восстановительные процессы в зрительных центрах. В результате между моментом прекращения раздражения на сетчатку и моментом исчезновения соответствующего зрительного ощущения, как показано на рис. 1, также существует некоторое время, называемое “временем восстановления” т, [9]. Таким образом, при воздействии на глаз мелькающего света из-за наличия времени ощущения и времени восстановления при некоторой частоте мельканий возникает явление их слияния. Частота мельканий света в секунду (Гц), при которой наступает слияние мельканий, и называется КЧСМ [2].

Метод КЧСМ находит широкое применение в физиологии труда и спорта, так как величина КЧСМ характеризует общее ФС организма при различных уровнях общефизической нагрузки [5; 15; 19; 21]. Показатель КЧСМ изменяется под влиянием тренировочной нагрузки, ее объема и интенсивности, поэтому метод КЧСМ находит широкое применение в физиологии спорта для исследования динамики врабатывания [4] и утомления в процессе тренировки, оптимизации тренировочного процесса [13; 14; 17; 18].

В настоящее время считается, что КЧСМ является многофакторным индикатором психофизиологического состояния, отражающего текущий уро-

вень активации ЦНС. Уменьшение значения КЧСМ свидетельствует о развитии утомления, повышение - о наличии возбуждения или стресса, поэтому адекватная оценка и интерпретация КЧСМ требует учета многих факторов.

Изменения величины КЧСМ в ответ на внешние воздействия, в том числе на физические нагрузки, как правило, невелики по абсолютной величине и составляют диапазон порядка 1-3 Гц [5; 6]. В то же время экспериментальные исследования по определению оценки точности измерения КЧСМ показали, что переход от видимости световых мельканий к их слиянию размыт и составляет зону неопределенности в среднем равную 1 Гц, что обусловливает малую точность метода КЧСМ. Кроме того, значения КЧСМ у одного и того же испытуемого при повторных тестах, выполненных через 3-5 часов, при одной и той же нагрузке, статистически достоверно отличаются, что свидетельствует о нестабильности и малой воспроизводимости результатов измерения КЧСМ. Таким образом, поиск критериев оценки степени мобилизации функциональных резервов во время разминки и подготовки к соревнованиям для достижения состояния оптимальной работоспособности является актуальным.

В последнее время предложены психофизиологические методы, позволяющие определить временные параметры, характеризующие инерционность зрения: время ощущения [25], время восстановления [23], время восприятия зрительной информации [24], под которым понимается время, необходимое для передачи информации в ЦНС и ее восприятия, составляющее период с момента начала предъявления первого светового импульса до предъявления второго, когда он уже не может помешать восприятию первого импульса.

В лаборатории функциональной диагностики при факультете физической культуры предложен и апробирован новый способ оценки времени вра-батывания организма, основанный на определении времени ощущения, характеризующего скорость возбудительных процессов в ЦНС. Способ использует известный в психофизиологических исследованиях метод парных импульсов и позволяет повысить достоверность оценки необходимого времени врабатывания. Этот результат достигается тем, что испытуемому задают тест с постоянной нагрузкой, равной 100% должного максимального потребления кислорода, и предъявляют последовательность парных световых импульсов длительностью 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с, как показано на рис. 2, где ^ - длительность светового импульса; т -длительность межимпульсного интервала; Т - длительность временного интервала повторения парных свеговых импульсов.

В процессе тестирования периодически методом последовательного приближения определяют пороговый межимпульсный интервал, при котором два импульса в паре сливаются в один, и строят график динамики порогово-

-> «- ! | < > —^ Т

Рис. 2. Временная диаграмма последовательности парных световых импульсов, предъявляемых испытуемому в процессе тестирования. Обозначения в тексте.

го межимпульсного интервала в координатах «значение порогового меж импульсного интервала — время тестирования»; время врабатывания оценивают по времени выхода графика порогового межимпульсного интервала на «плато».

При предъявлении испытуемому последовательности парных световых импульсов длительностью 1ц, разделенных межимпульсным интервалом х > тп0р> ой-система зрительного анализатора после окончания первого импульса возбудится и сформирует сигнал, свидетельствующий о его окончании, поэтому у испытуемого возникает субъективное ощущение раздельности двух световых импульсов.

При уменьшении длительности межимпульсного интервала т между двумя световыми импульсами восприя тие зрительных импульсов затрудняется из-за влияния обратной маскировки, заключающейся в ухудшении восприятия первого по времени импульса вследствие предъявления второго импульса в непосредственной пространственно-временной близости с первым, а также прямой маскировки, при которой первый импульс влияет на качество восприятия второго [5]. Поэтому при уменьшении длительности межимпульс-ного интервала т между двумя световыми импульсами до значения т = ,

оП-сиетема зрительного анализатора после окончания первого импульса не успевает возбудится и сформировать сигнал, свидетельствующий о его окончании, и у испытуемого возникает ощущение субъективного слияния двух световых импульсов в паре в один.

Во время ответов на световые стимулы появляется вначале рецептивное поле (РП) нейрона небольшого размера. Затем регистрируемое РП расширяется, после чего ослабляется, фрагментируется и исчезает. Статистическая оценка показала, что исчезновение регистрируемого РП нейрона приходится на период от 100 до 200 мс после появления светового стимула [22]. После исчезновения РП нейронные структуры приходят в исходное состояние и становятся готовыми к восприятию нового стимула [6], поэтому длительность световых импульсов принята равной 200 мс.

Так как формирование зоны возбуждения РП заканчивается через 60-70 мс после предъявления светового стимула [6], длительность межимпульсного интервала принята равной 70 мс. При такой длительности межимпульсного интервала оГ^-система зрительного анализатора после окончания первого

светового импульса возбудится и сформирует сигнал, свидетельствующий о его прекращении.

При межстимульном интервале, равном 500 мс, эффекты маскировки отсутствуют или слабо выражены [7]. Для устранения эффекта маскировки между парами световых импульсов парные световые импульсы повторяются через постоянный временной интервал 1 с.

Для апробации предложенного способа оценки необходимого времени врабатывания выполнено тестирование с использованием велоэргометра модели ВЭ-05 «Ритм» ТУ 200 УССР 45-86 в положении сидя со скоростью педалирования 60 об/мин группы испытуемых спортсменов циклических видов спорта (лыжники) в количестве 15 человек. Спортсмены имели спортивную классификацию: 2 - мастера спорта, 6 - кандидатов в мастера спорта, 7 - спортсменов I -го разряда.

Во время тестирования врачом выполнялся постоянный контроль состояния испытуемого по его внешнему виду, частоте сердечных сокращений и артериальному давлению. Определение порогового межимпульсного интервала выполнялось в начале тестирования и через каждые 2 минуты педалирования.

В качестве примера приведем данные тестирования испытуемого П., 22 лет, кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам. Данные значений порогового межимпульсного интервала в процессе тестирования представлены в таблице, график динамики значений порогового межимпульсного интервала - на рис. 3.

Данные значений порогового межимпульсного интервала в процессе тестировании

Время тестирования, мин 0 2 4 6

Значение порогового межимпульсного интервала, мс 9,6 8,4 7,7 7,3

Время тестирования, мин 8 10 12 14

Значение порогового межимпульсного интервала, мс 7 7 7 7

Рис. 3. График динамики значений порогового межимпульсного интервала.

По оси абсннсс - время тестирования, мин; по оси ординат - значение порогового

межимпульсного интервала, мс.

Анализ рис. 3 порогового межимпульсного интервала в процессе тестирования показывает, что график выходит на плато через 8 минут тестирования. Это позволяет принять время необходимого врабатывания испытуемого при данной нагрузке равным 8 минутам. По окончании этого времени процессы регуляции вегетативных функций во всех органах и системах организма закончены и весь организм находится в состоянии оптимальной работоспособности.

Предлагаемый способ позволяет достоверно оценить значение времени врабатывания организма человека. Данные о врабатывании организма помогают тренерам и спортсменам при подготовке к стартам. Без количественной оценки врабатывания можно в процессе подготовки к старту «перегрузить» организм подготовительными упражнениями и спортсмену не хватит физической подготовки для успешного проведения соревнования. И, напротив, недостаточный объем подготовительных упражнений не позволит спортсмену показать лучший результат, соответствующий его подготовке. Спортсмен вынужден будет часть соревновательного времени потратить на процесс врабатывания организма, а это ухудшает соревновательный результат. Полученные в результате лабораторных испытаний данные по времени врабатывания организма спортсменов циклических видов спорта позволяют более целенаправленно проводить разминку (подготовку) к предстоящим стартам.

Библиографический список

1. Бузунов, В. А. Особенности соматической и вегетативной регуляции при работе малых групп мышц в зависимости от режима нагрузки // Физиология человека, - 1979. - Т. 5. - № 4. - С. 607-613.

2. Вартанян, И. А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Серия «Мир медицины». - СПб: Изд-во «Лань», 1999. — 224 с.

3. Горшков, С. И. Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. - М.: Медицина, 1974. - 311 с.

4. Евстафьев, В. Н. Динамика физиологических функций организма моряков в условиях интенсификации трудовой деятельности // Физиология человека. -1990.-Т. 16.-№ 1. - С. 149-155.

5. Жужгин, С. М., С смет и на Т. М, Лабильность зрительного анализатора как показатель функционального состояния человека // Физиология человека. — 1991.— Т. 17.-Ж6.-С. 147-150.

6. Кадиров, М. X. Проявление общих свойств нервной системы в трудовой деятельности оператора пефорации // Физиология человека. - 1989. - Т. 15. - № 5, — С. 102-107.

7. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.

8. Карпмаи, В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А, Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

9. Кравков, С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. -4-е изд., перераб. и доп. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 531 с,

10. Кропотов, Ю. Д., Пономарев В. А. Реакция нейронов и вызванные потенциалы в подкорковых структурах мозга при зрительном опознании. Сообщение IV. Эффект маскировки зрительных стимулов У/ Физиология человека. - 1987, —Т. 13.-№4.-С. 561-566.

11. Майфат, С. П., Малафеева С. Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте (период начальной спортивной специализации): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. - 132 с.

12. Маслов, Н. Б., Блощинскнй И. А., Максименко В. Н. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переут омления чело-века-оператора // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 5. — С. 123—133.

13. Мухамед, А. А. Оптимизация тренировочного процесса гимнасток в подготовительном периоде И Теор. и практ. физич. культ. - 1999. - № 7. - С. 54-55.

14. Николаева, Н. П.,Полевщиков М. М., Роженцов В. В. Использование психофизиологических методов для управления тренировочным процессом // Пробл. физич. воспит., спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Сб. научн. тр. / Матер, междунар. научн.-практ. конф. - Чебоксары: ЧПГУ им. И. Я. Яковлева, 2003. - С. 167-169.

15. Николаева, Н. П., Полевщиков М. М.,Роженцов В. В. Исследование функционального состояния спортсмена психофизиологическими методами // Физическая культура, спорт и здоровье: Сб. научн. ст. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 51-53.

16. Платонов, В. Н., Вайцеховскнй С. М. Тренировка пловцов высокого класса. -М.: Физкультура и спорт, 1985,-256 с,

17. Полевщиков, М. М., Роженцов В. В. Управление тренировочным процессом с использованием метода КЧСМ // Духовность, валеологические, психологические и социальные аспекты физической культуры и спорта: Матер, научн.-практ. конф. с междунар. участ. - Воронеж, 1999. - С. 24-26.

18. Роженцов, В. В., Полевщиков М. М. Индивидуализация физической нагрузки по параметрам психофизиологического состояния // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: Матер. Междунар. научн.-практ. конф., Белгород, 17-19 ноября 2003 г. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.-С. 362-366.

19. Роженцов, В. В., Полевщиков М. М. Контроль функционального состояния психофизиологическими методами // VII Междунар, научн. когр. «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: Матер, конф. - Т. 2. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2003.-С. 151-153.

20. Тароян, Н. А., Мямлин В. В., Генкина О. А. Межполушарные функциональные отношения в процессе решения человеком зрительно-пространственной задачи // Физиология человека. — 1992. — Т. 18. - № 2. — С. 5-14.

21. Шайтор, Э. П., Шабанов А. П., Ухнн В. М. Описание стандартной методики измерения критической частоты слияния мельканий // Физиология человека. -1975.-Т. 1. -№ 3. - С. 570—572.

22. Шевелев, И. А. Временная переработка сигналов в зрительной коре // Физиология человека. - 1997. — Т, 23. -№ 2. - С. 68-79,

23. Патент 2195174 РФ, МПК7А61 В 5/16. Способ определения времени инер-

ционности зрительной системы человека / В.В. Роженцов, И. В. Петухов. - Опубл.

27.12.2002, Бюл. №36.

24. Патент 2209030 РФ, МПК 7 А 61 В 5/00. Способ определения времени восприятия зрительной информации / В.В. Роженцов, И.В. Петухов (РФ). - Опубл.

27.07.2003, Бюл. №21.

25. Патент 2231293 РФ, МПК 7 А 61 В 5/16. Способ определения времени возбуждения зрительного анализатора человека / В. В. Роженцов, М. Т. Алиев (РФ). -Опубл. 27.06.2004, Бюл. № 18.

26. Viru Atko. Mobilization of the possibilities of the athlete?s organism: a problem // J. Sports Med. and Phys. Fitnees. - 1993. - V. 33. - № 4. - P. 413-425.

УДК 378.01+078

В. В. Эрюков

РОЛЬ И МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Несмотря на многообразие вариантов определения понятия умения, представленных в различных публикациях, в них можно выделить четыре момента, которые отмечаются большинством авторов: содержательный, функциональный, личностный и деятельностный:

1) авторы акцентируют внимание на роли знаний как необходимой предпосылки функционирования умений. Благодаря опоре на знания действия носят целенаправленный и сознательный характер: субъект деятельности отдает себе отчет о задаче действия, способе и условиях его выполнения -содержат ел ъ ная хар актеристика;

2) умения рассматриваются как одна из составляющих способностей и включаются в их структуру — функциональная характеристика [11];

3) следующей точкой соприкосновения различных позиций является взгляд на умение как интегральную личностную характеристику, включающую в свое содержание наряду со знаниями и особенности функционирования познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности [17; 20];

4) четвертый момент, объединяющий взгляды авторов на сущность умения, заключается в выделении в качестве существенного признака уровня владения системой действий [9, с. 19]. Е. П. Ильин [9] определяет умение как «практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности» — деятельностная характеристика.

Обобщая вышеприведенные подходы к выделению характеристик умения, раскрывающие его качественную специфику с различных сторон: от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.