наблюдается отрицательная динамика в развитии выносливости у студентов (бег на 3000 метров - 9%).
ВЫВОДЫ
1. В ходе сложившейся ситуации с дистанционным обучением был выявлен провал в развитии выносливости у студентов МГОУ и МГТУ им Н.Э. Баумана, в связи с ограничениями.
2. После выхода с дистанционного обучения преподавателям необходимо уделить много внимания развитию выносливости у студентов и укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Но не стоит забывать и про развитие остальных физических способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов С.В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой - важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С.В. Антонов, Л.Ф. Грошева, Л. А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.
2. Кинематические показатели передвижения попеременным двухшажным классическим ходом у студентов МГОУ/ Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, А.И. Колдашов, М.Э. Чибрикова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 5258.
3. Подготовка студентов Московского государственного областного университета с помощью игрового метода на занятиях физической культурой / С.А. Якушин, Э.А. Чибриков, А.И. Колдашов, М.Э. Чибрикова, В. Д. Бакланов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. -№ 11 (189). - С. 607-611.
4. Кривенцов А. Л. Проектирование целевых программ мезоциклов в спортивной деятельности биатлонистов / А.Л. Кривенцов, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 221-225.
5. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд. стер. - Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с. - (бакалавриат).
REFERENCES
1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.
2. Chibrikov, E.A. Yakushin, S.A., Koldashov, A.I. and Chibrikova M.E. (2020), "Kinematic indicators of movement by alternating two-step classical stroke", Chibrikov E.A., Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 52-58.
3. Yakushin, S.A. Chibrikov, E.A., Koldashov, A.I., Chibrikova, M.E. and, Baklanov, V.D. (2020), "Preparation of students of the Moscow State Regional University with the help of the game method at physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 607-611.
4. Kriventsov A. L. and Koldashov, A.I. (2020), "Designing targeted mesocycle programs in biathlon sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 221-225.
5. Vilensky, M.Ya. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2021
УДК 796.015.11
ВРАБАТЫВАЕМОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
Сергей Александрович Синенко, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Мурино; Игорь Николаевич Де-
шевых, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства бороны Российской Федерации, г. Москва; Алёна Алексеевна Симонова, преподаватель, Нахимовское военно-морское училище, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Цель исследования - состоит в уточнении форм взаимосвязи врабатывания и врабатываемо-сти при изменении уровня тренированности и определению возможности планирования величины тренировочной нагрузки в зависимости от быстроты достижения и времени сохранения устойчивой работоспособности, как фактора повышения уровня тренированности спортсмена. В научной статье решаются задачи по средствам педагогического эксперимента в обосновании эффективности применения фаз и принципов врабатываемости и врабатывания, важность их учёта в спортивной деятельности для достижения максимально положительного тренировочного эффекта. Полученные результаты с уверенностью констатируют, то, что учет динамики фаз врабатывания и врабатывае-мости во время проведения спортивных тренировок способствует повышению уровня тренированности спортсмена. Педагогический эксперимент проводился с физически хорошо развитыми курсантами Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ключевые слова: тренировочная нагрузка, взаимосвязь фаз врабатывания и врабатываемо-сти, суперкомпенсация, работоспособность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p411-414
WORKOUT PERFORMANCE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF FITNESS
Sergey Alexandrovich Sinenko, the teacher, Leningrad regional branch of the St. Petersburg
University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Murino; Igor Nikolaevich Deshevykh, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow; Alena Alekseevna Simonova, the teacher, Nakhimov Naval School, St. Petersburg
Abstract
The aim of the research is to clarify the forms of the relationship between training and working capacity when changing the level of training and to determine the possibility of planning the value of the training load depending on the speed of achievement and the time of maintaining stable working capacity, as a factor in increasing the level of training of an athlete. In a scientific article, the tasks are solved by means of a pedagogical experiment in substantiating the effectiveness of the application of phases and principles of working out and working out, the importance of taking them into account in sports activity to achieve the most positive training effect. The obtained results state with confidence that taking into account the dynamics of the phases of training and training during sports training contributes to an increase in the level of training of an athlete. The pedagogical experiment was carried out with physically well-developed cadets of the Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: training load, the relationship between the phases of training and training, super compensation, working capacity.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивный результат является интегральным показателем множества составляющих различных видов подготовки: теоретической, физической, технической, тактической, психологической. Вклад каждой из них существенен и степень их применения зависит от квалификации спортсмена и его индивидуальных особенностей. Большая часть тренировочного времени отдается физической подготовке, в которой выделяют функциональную, что особенно важно в видах спорта на выносливость. В свою очередь, понятия объёма и интенсивности тренировочной нагрузки, пожалуй, наиболее важные характеристики системы спортивной тренировки [1].
Проведённое нами педагогическое наблюдение и обобщение передового опыта тренировки для квалифицированных спортсменов дают основание для постановки
экспериментальных исследований по уточнению форм взаимосвязи врабатывания и врабатываемости при изменении уровня тренированности и определению возможности планирования величины тренировочной нагрузки в зависимости от быстроты достижения и времени сохранения устойчивой работоспособности, что может рассматриваться как прогрессивная форма врабатывания к предстоящей более интенсивной нагрузке на повышенном рабочем фоне, возникшем в результате суперкомпенсации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании принимали участие курсанты I курса Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, экспериментальная группа составляла 43 человека, контрольная группа 42 человека. Исследование проводилось в 2020/2021 учебном году на протяжении 36 занятий. В начале и конце педагогического эксперимента выполнялось контрольное упражнение - десятикратное выпрыгивание с двух ног вверх на время, тестовая часть эксперимента проводилась в начале занятия, состояние испытуемых - спокойное.
Суммарная величина тренировочной нагрузки у испытуемых контрольной и экспериментальной групп была одинаковой и составляла 30 выпрыгиваний за одно занятие. Испытуемые контрольной группы выполняли это упражнение в форме относительно стандартной нагрузки - 3 серии по 10 выпрыгиваний в каждой при 3-минутном отдыхе между сериями. Испытуемые экспериментальной группы выполняли упражнения в форме двух количественно меняющихся серий - врабатывания и врабатываемости. Здесь величина тренировочной нагрузки изменялась с изменением требуемого количества выпрыгиваний для врабатывания.
У испытуемых экспериментальной группы на протяжении 28 занятий наблюдалось выраженное сокращение времен фазы врабатывания и увеличения времени устойчивой работоспособности, что позволило им выполнять суммарно боле интенсивную работу, чем испытуемым контрольной группы.
У испытуемых контрольной группы в конце эксперимента было выявлено существенное улучшение развития скоростно силовых качеств по показателям времени выполнения контрольного упражнения Х1ср=14,2 секунды; Х2ср = 12,9 секунды (темп выполнения упражнения увеличился на 9% от исходного), что свидетельствует о действенности повторного метода выполнения скоростно-силовых упражнений для развития тренированности. Однако в результате эксперимента темп выполнения выпрыгивании в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной: Х1ср =14,6 секунды; Х2ср =11,3 секунды. Темп выполнения упражнения увеличился на 22% от исходного. Затем на протяжении последних 8 занятий характер взаимосвязи фаз врабатывания и врабатываемости у испытуемых экспериментальной группы существенно видоизменился - время врабатывания стало не уменьшаться, а увеличиваться, что одновременно сопровождалось новым еще более высоким уровнем устойчивой работоспособности. Темп выполнения контрольного упражнения возрос еще на 6,2% и составил 10,5 секунды.
Сравнительный анализ, приведенных в таблице данных показателей функционального состояния опытных групп свидетельствует о том, что характер изменений показателей у испытуемых ЭГ и КГ имел свои особенности.
Таблица - Уровень показателей функционального состояния экспериментальной (п=43) и контрольной (п=42) групп до и после эксперимента (х±т)_
Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента А
х 1± т1 А х2± т2 А
ЧСС в покое (уд /мин) ЭГ 69,9±2,1 2 63,5±1,2 37** -6,4*
КГ 67,9±1,2 67,2±0,5 -0,7
Систолическое АД (мм рт.ст.) ЭГ 121,5± 1,3 1,4 117,0±1,6 2,4 -4,5*
КГ 122,9±2,0 119,4± 1,6 -3,5
Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента А
x 1± m1 А x2± m2 А
Диастолическое АД (мм рт.ст.) ЭГ 71,6±1,4 1,8 70,9±1,1 1,8 -0,7
КГ 69,8±1,4 69,1±0,9 -0,7
ИГСТ (баллы) ЭГ 82,3±2,0 0,7 95,3±2,2 7,1* 13***
КГ 83,0±2,5 88,2±1,3 5,2
КВ Кваса (усл. ед.) ЭГ 13,8±0,4 0,4 14,2±0,7 0,1 0,4
КГ 14,2±0,6 14,1±0,5 0,1
Проба Штанге (с) ЭГ 64,1±4,2 0,7 79,7±4,5 11,5 15,6*
КГ 64,8±4,4 68,2±5,2 3,4
Проба Генча (с) ЭГ 33,9±2,8 1,8 41,4±2,9 5 7,5
КГ 32,1±2,9 36,4±2,7 4,3
Анализируя результаты показателей функционального состояния в начале и в конце педагогического эксперимента, можно отметить значительные положительные сдвиги, произошедшие у испытуемых ЭГ и КГ, что свидетельствует о повышении уровня тренированности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты эксперимента выявили существенную разницу в конечном темпе прыжков у испытуемых контрольной и экспериментальной групп, что свидетельствует о важности учета динамики фаз врабатывания и врабатываемости в спорте, также результаты исследования подтверждают положительную взаимосвязь для качественного повышения уровня физической подготовленности сотрудников силовых структур для успешного выполнения ими служебно-профессиональных обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурский А.В. Вариативность двигательного действия как фактор повышения уровня тренированности спортсмена / А.В. Гурский // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 6 - С. 68-70.
REFERENCES
1. Gursky, A.V. (2013), "Variability of motor action as a factor of increasing the level of training of an athlete ", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, рр. 68-70.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2021
УДК 378.172
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВОСУДИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Егорович Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Крутой, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Николаевна Пашина, преподаватель, Сергей Александрович Панчук, студент, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлена педагогическая модель формирования готовности будущих сотрудников правосудия к будущей профессиональной деятельности, включающая взаимосвязанные блоки: нормативный, целевой, образовательный, мотивационно-ценностный и результативный, последовательное освоение которых способствует формированию готовности будущих сотрудников правосудия к выполнению социальных и профессиональных задач. Целью исследования является разработка и реализация педагогической модели формирования готовности будущих сотрудников правосудия к будущей профессиональной деятельности. Методы и организация исследования. В