Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ЛЬДУ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ЛЬДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ / ФИГУРИСТЫ-ТАНЦОРЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ / OPTIMIZATION OF THE PLANNING / FIGURE SKATERS-DANCERS / TRAINING PROCESS / FIGURE SKATING ON SKATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрявцева Ольга Викторовна, Биндусов Евгений Евгеньевич, Соловых Марина Васильевна

В статье предоставлены описание и результаты педагогического эксперимента, проведенного у спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Применена методика, имеющая направленность оптимизации планирования специальной физической подготовки у фигуристов в спортивных танцах на льду. Разработанная методика ориентирована на развитие координационных способностей у фигуристов-танцоров групп спортивного совершенствования. Изложены оригинальные комплексы специальных физических упражнений, составляющих основу методики. Даны организационно-методические рекомендации по их проведению. Эффективность применения методики подтверждена результатами педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудрявцева Ольга Викторовна, Биндусов Евгений Евгеньевич, Соловых Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PLANNING OF THE SPECIAL PHYSICAL PREPARATION IN SPORT DANCING ON ICE

The article provides the description and results of the pedagogical experiment conducted among the athletes at the stage of sports improvement. A method has been applied to optimize the planning of special physical training for figure skaters in ice dancing. The developed method is focused on the development of coordination abilities in figure skaters-dancers of sports improvement groups. The original sets of special physical exercises that form the basis of the method are described. Organizational and methodological recommendations for their implementation are given. The effectiveness of the method is confirmed by the results of a pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ЛЬДУ»

дарственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 52-58.

4. Кривенцов, А.Л. Особенности адаптации физиологических систем организма спортсменов, тренирующихся в условиях среднегорья / А. Л. Кривенцов // Современные тенденции развития адаптивной физической культуры и спортивной медицины : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Малаховка, 2019. - С. 160-173.

5. Горшков, М.В. Принцип системного квантования в подготовке биатлонистов на предварительном этапе / М.В. Горшков, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 64-68.

REFERENCES

1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.

2. Dunaev, K.S. and Chubanov, E.V., (2017), "Sports games in the system of training young bi-athletes in the annual cycle of training", Modern approaches in the preparation of basketball and volleyball players: materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation, Malakhovka, pp. 46-50.

3. Chibrikov, E.A., Yakushin, S.A., Koldashov, A.I. and Chibrikova, M.E. (2020), "Kinematic indicators of movement by alternating two-step classical stroke", Proceedings of the Tula state University. Physical Culture and Sport, No. 1, pp. 52-58.

4. Kriventsov A.L. (2019), "Features of adaptation of physiological systems of the body of athletes training in the conditions of the middle mountains", Modern trends in the development of adaptive physical culture and sports medicine: materials of the all-Russian scientific and practical conference with internationalparticipation, Malakhovka, pp. 160-173.

5. Gorshkov, M.V. and Koldashov, A.I (2018), "The principle of system quantization in the preparation of biathletes at the preliminary stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 64-68.

Контактная информация: koldashov88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2020

УДК 796.912

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ЛЬДУ

Ольга Викторовна Кудрявцева, старший преподаватель, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Евгений Евгеньевич Биндусов, кандидат педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Марина Васильевна Соловых, кандидат педагогических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Аннотация

В статье предоставлены описание и результаты педагогического эксперимента, проведенного у спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Применена методика, имеющая направленность оптимизации планирования специальной физической подготовки у фигуристов в спортивных танцах на льду. Разработанная методика ориентирована на развитие координационных способностей у фигуристов-танцоров групп спортивного совершенствования. Изложены оригинальные комплексы специальных физических упражнений, составляющих основу методики. Даны организационно-методические рекомендации по их проведению. Эффективность применения методики подтверждена результатами педагогического эксперимента.

Ключевые слова: оптимизация планирования, фигуристы-танцоры, тренировочный процесс, фигурное катание на коньках.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p225-231

OPTIMIZATION OF PLANNING OF THE SPECIAL PHYSICAL PREPARATION IN

SPORT DANCING ON ICE

Olga Viktorovna Kudryavtseva, the senior teacher, Moscow University for Industry and Finance "Synergy"; Evgeniy Evgenievich Bindusov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Marina Vasilyevna Solo-vykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Abstract

The article provides the description and results of the pedagogical experiment conducted among the athletes at the stage of sports improvement. A method has been applied to optimize the planning of special physical training for figure skaters in ice dancing. The developed method is focused on the development of coordination abilities in figure skaters-dancers of sports improvement groups. The original sets of special physical exercises that form the basis of the method are described. Organizational and methodological recommendations for their implementation are given. The effectiveness of the method is confirmed by the results of a pedagogical experiment.

Keywords: optimization of the planning, figure skaters-dancers, training process, figure skating on

skates.

ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления целенаправленного процесса подготовки спортсмена одной из функциональных задач, стоящих перед тренером, наравне с проведением контроля и учета, является реализация планирования. Процесс разработки системы планов, названный планированием, ориентирован на определенные сроки и направлен на решение комплекса взаимосочетаемых целей, задач, содержания спортивной подготовки. Процесс планирования в спортивной подготовке своим предметным рассмотрением выделяет цели, задачи, средства, приемы, методы тренировочного занятия, величину тренировочно-соревновательных нагрузок, их тренировочный эффект, контрольные тесты, воспитательные мероприятия, условия тренировки и многое другое (В.Н. Платонов, 2004). Использование тренером многообразия видов планирования позволяет ему предметно решать вопросы подготовки спортсмена. Вовремя вносимые в план коррекции должны содержать опережающую информацию о состоянии готовности спортсмена во всех периодах спортивной подготовки - микро-, мезо-, макроциклах (В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов, 2018). Грамотное построение планирования способствует экономии сил, времени, средств, положительной многолетней динамике спортивных результатов, спортивному долголетию. Чтобы правильно осуществлять процесс планирования, тренеру необходимо знать о том, какой возрастной период является более благоприятным для достижения максимальных результатов. В фигурном катании на коньках зона первых больших успехов приходится на возраст: у мужчин - 15-16 лет; у женщин - 14-15 лет. Зона оптимальных возможностей ограничивается возрастными рамками: у мужчин - 17-25 лет; у женщин - 16-24 лет. Зона сохранения высоких результатов: у мужчин - 26-30 лет; у женщин - 25-28 лет (Ю.Ф. Ку -рамшин, 2010). На сегодняшний день внимание специалистов, судей на спортивных аренах в основном обращено на спортсменов, возраст которых частично охватывает только лишь вторую возрастную зону, не доходя до максимальных ее пределов.

Оценка планирования производится средствами педагогического контроля, ориентированного на получение, оценивание, анализ актуально необходимой информации о конкретном направлении, характере спортивной подготовки, состояния спортсмена. Ориентированность на достоверность и надежность информации при проведении контроля за подготовкой спортсмена, объединила применение разнообразия методов. Одним из таких методов обозначается тестирование существующих сторон подготовленности спортсме-

на. Определенные контрольные испытания (тесты) находятся в качестве критериев контроля специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в спортивных танцах на льду вида спорта фигурное катание на коньках (А. К. Тихомиров, 2005).

Возраст фигуристов групп спортивного совершенствования не является сенситивным в развитии координационных способностей, поэтому планирование специальной физической подготовки нуждается в особенном внимании (О.Н. Урлова, 2013). Одним из направлений оптимизации планирования данного вида подготовки видится в поиске новых организационно-методических средств, приемов, способствующих повышению у фигуристов-танцоров мотивации к тренировочным занятиям в процессе совершенствования их координационных способностей.

В связи с вышеизложенным, определилась гипотеза исследования. Предполагалось, что оптимизация планирования специальной физической подготовки в спортивных танцах на льду, направленная на применение комплексов упражнений, организационно-методических средств и приемов, положительно повлияет на повышение координационных способностей фигуристов, и, как следствие, повысит эффективность тренировочного процесса.

Подробное теоретическое рассмотрение вопросов оптимизации планирования специальной физической подготовки в спортивных танцах на льду позволило установить цель исследования - повысить координационные способности фигуристов-танцоров на этапе спортивного совершенствования; и сформулировать задачи исследования: выявить оптимальные средства планирования специальной физической подготовленности спортсменов в спортивных танцах на льду, определить уровень сформированности координационных способностей фигуристов-танцоров, произвести статистический и педагогический анализ до и после эксперимента в контрольных и экспериментальных группах.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент с сентября 2019 года по апрель 2020 года. В эксперименте приняло участие 20 спортсменов 15-17 лет, из которых пять пар (5 юношей и 5 девушек) составили контрольную группу и пять пар (5 юношей и 5 девушек) - экспериментальную группу. В начале эксперимента было осуществлено «пилотажное» обследование специальной физической подготовленности фигуристов-танцоров по тестам. Во время проведения контрольно-зачетных занятий фиксировались показатели специального физического качества - координационных способностей. Состав тестов: 1) «челночный бег спиной вперед с поворотом головы вправо 3^10 м», (с); 2) «челночный бег спиной вперед с поворотом головы влево 3*10 м»; (с), 3) «скрестный бег вперед правым боком 15 м», (с); 4) «скрестный бег вперед левым боком 15 м», (с); 5) «вращение на двух ногах вправо 5 об.», (с); 6) «вращение на двух ногах влево 5 об.», (с); 7) «равновесие на правой ноге», (с); 8) «равновесие на левой ноге», (с). Во время проведения эксперимента спортсмены контрольной группы занимались по традиционной методике. Тренировочные занятия спортсменов экспериментальной группы проводились по разработанной методике с учетом максимально доступной нагрузки.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Комплекс упражнений № 1 (пространственно-временные параметры).

Комплекс упражнений №1 построен на выполнении двигательных заданиях ходом вперед и назад в паре в разных позициях. Упражнения выполняются по два раза, по прямой, через зал, с интервалом 4 счета. Возвращение на исходную позицию легким бегом.

1). Прыжки ходом вперед с двух ног на две в парах в позиции «рука в руке».

2). Прыжки ходом назад с двух ног на две в парах в позиции «рука в руке».

3). Прыжки ходом вперед с двух ног на две в парах в позиции «килиан».

4). Прыжки ходом назад с двух ног на две в парах в позиции «килиан».

5). Беговой шаг ходом вперед в парах в позиции «фокстрот».

6). Беговой шаг ходом назад в паре в позиции «фокстрот».

7). Шаг «полька» ходом вперед в паре в позиции «фокстрот».

8). Шаг «полька» на ход назад в паре в позиции «фокстрот».

Комплекс упражнений № 2 (ориентация в пространстве).

Комплекс упражнений № 2 направлен на взаимодействие партнеров, в позициях ходом вперед, ходом назад с открытыми, закрытыми глазами.

Упражнения № 1 - № 6 выполняются по два раза со сменой направления движения, по серпантину, через зал, с интервалом в 4 счета. Возвращение на исходную позицию легким бегом.

1). Ход вперед шагом «шассе», с проносом свободной ноги через шестую позицию, в паре, в вальсовой позиции, с открытыми глазами, со сменой направления движения.

2). Ход вперед шагом «шассе» с проносом свободной ноги через шестую позицию, в паре, в вальсовой позиции, с закрытыми глазами, со сменой направления движения.

3). Ход назад шагом «шассе» с проносом ноги через шестую позицию, в паре, в вальсовой позиции, с открытыми глазами, со сменой направления движения.

4). Ход назад шагом «шассе» с проносом ноги через шестую позицию, в паре, в вальсовой позиции, с закрытыми глазами, со сменой направления движения.

5). Ход вперед шагом «шассе» с проносом ноги через шестую позицию, в паре, в позиции «фокстрот», с открытыми глазами, со сменой направления движения.

6). Ход назад шагом «шоссе» с проносом ноги через шестую позицию, в паре, в позиции «фокстрот», с закрытыми глазами, со сменой направления движения.

7). Передвижение в паре шагом, в позиции «килиан», по определенной партнером траектории из точки Z в точку Y, с закрытыми глазами партнерши. Партнерша должна максимально точно повторить траекторию движения.

8). Упражнение № 7 смена ведущего в паре.

Комплекс упражнений № 3 (темпо-ритм).

Комплекс упражнений № 3 представляет собой упражнения, которые выполняются парой на месте, в разных позициях, с определённой частотой.

Упражнения № 1 - № 6 выполняются по 3 раза с перерывом 5 с.

Упражнение № 7 выполняется с подводящими упражнениями, в которых даются задания тренера. Подводящие к упражнениям задания: тренер предлагает повторить хлопки в ладоши в определенном темпо-ритме:

а) 4 раза хлопает, 5 хлопок пропускает;

б) первый раз хлопает, второй хлопок пропускает, 4 и 5 хлопает;

в) первый и второй хлопает, третий хлопок пропускает, 4, 5 хлопает;

г) первый хлопок пропускает, 2, 3, 4, 5 хлопает.

Спортсмены должны повторить хлопками по одному разу каждую комбинацию. После выполнения подводящих заданий пары выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.

По окончании эксперимента осуществлено повторное обследование специальной физической подготовленности фигуристов-танцоров по тестам, используемым в начале исследования. Полученные результаты обработаны средствами математической статистики при применении вычислений и сравнений параметрических показателей по критерию Стьюдента с использованием статистических пакетов Microsoft Excel и Stadia 8.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Полученные результаты в начале эксперимента позволили определить отсутствие достоверных различий в тестируемых показателях координационных способностей у фигуристов-танцоров групп спортивного совершенствования в контрольной и эксперимен-

тальной группе, что показывает однородность групп. В результате внедрения экспериментальной методики координационные способности фигуристов-танцоров экспериментальной группы существенно изменились, между тем, в контрольной группе изменения исследуемых показателей произошли незначительные (таблица 1, таблица 2). Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей координационных способностей у юно-

№ Наименование теста Юноши

Группа n m XX±o ^рас ^кр а

1. «Челночный бег спиной вперед с поворотом головы вправо 3x10 м», (с) КГ 5 0,053 9,55±0,24 2,815 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,022 9,48±0,13

2. «Челночный бег спиной вперед с поворотом головы влево 3x10 м», (с) КГ 5 0,061 9,49±0,57 2,826 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,045 9,37±0,41

3. «Скрестный бег вперед правым боком 15 м», (с) КГ 5 0,078 5,32±0,22 2,807 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,055 5,24±0,14

4. «Скрестный бег вперед левым боком 15 м», (с) КГ 5 0,046 5,22±0,28 2,819 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,027 5,14±0,12

5. «Вращение на двух ногах вправо 5 об.», (с) КГ 5 0,031 3,19±0,34 3,687 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,017 3,12±0,28

6. «Вращение на двух ногах влево 5 об.», (с) КГ 5 0,019 2,36±0,19 3,687 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,012 2,16±0,08

7. «Равновесие на правой ноге», (с) КГ 5 0,039 2,51±0,17 3,580 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,019 2,54±0,06

8. «Равновесие на левой ноге», (с) КГ 5 0,041 2,56±0,18 3,534 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,023 2,59±0,10

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, п- количество испытуемых, т -ошибка репрезентативности, Х±о - среднее квадратическое отклонение результатов, 1рас -рассчитываемый коэффициент Стьюдента, ^ - критическое значение Стьюдента, а - уровень значимости.

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей координационных способностей у девушек контрольной и экспериментальной группы по окончании эксперимента_

№ Наименование теста Юноши

Группа n m X±o 1рас а

1. «Челночный бег спиной вперед с поворотом головы вправо 3x10 м», (с) КГ 5 0,057 9,58±0,28 2,938 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,025 9,51±0,11

2. «Челночный бег спиной вперед с поворотом головы влево 3x10 м», (с) КГ 5 0,072 9,53±0,39 2,982 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,049 9,40±0,07

3. «Скрестный бег вперед правым боком 15 м», (с) КГ 5 0,084 5,57±0,23 2,965 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,059 5,35±0,04

4. «Скрестный бег вперед левым боком 15 м», (с) КГ 5 0,051 5,42±0,26 2,859 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,032 5,20±0,13

5. «Вращение на двух ногах вправо 5 об.», (с) КГ 5 0,031 3,11±0,25 3,627 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,011 3,02±0,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. «Вращение на двух ногах влево 5 об.», (с) КГ 5 0,015 2,26±0,09 3,611 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,010 2,13±0,03

7. «Равновесие на правой ноге», (с) КГ 5 0,015 2,59±0,16 3,573 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,011 3,47±0,02

8. «Равновесие на левой ноге», (с) КГ 5 0,045 3,03±0,19 3,542 2,776 < 0,05

ЭГ 5 0,027 3,51±0,10

Примечание: обозначения в таблице 1

Произведенный анализ результатов тестирования показателей выявил произошедшие значительные изменения, что по всем исследуемым тестам в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой девушек и у юношей (а<0,05). В экспериментальной группе юношей и девушек результаты в тестах стали более сбалансированными, приближенными к среднему значению, о чем свидетельствует среднее квадратиче-ское отклонение результатов.

Таким образом, использование разработанных комплексов специальных физических упражнений на занятиях по специальной физической подготовке у фигуристов-танцоров этапа спортивного совершенствования в экспериментальной группе позволили

значительно улучшить их координационные способности.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики, направленной на оптимизацию планирования специальной физической подготовки спортсменов в группах спортивного совершенствования спортивных танцев на льду. Полученные данные исследования имеют теоретическую значимость: способствуют дополнению и развитию теории и методики подготовки спортсменов-фигуристов. Практическая значимость работы отражена в целесообразном применении в специальной физической подготовке разработанных оригинальных комплексов упражнений, учитывающих индивидуальные личностно-психологические и возрастные особенности спортсменов, их уровня физической, технико-тактической, соревновательной подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэр, В.Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ : методические рекомендации / В.Г. Бауэр. - Москва : Советский спорт, 2003. - 32 с.

2. Ермолаева, Е.Н. Индикаторы повреждения при физических нагрузках различной интенсивности / Е.Н. Ермолаева, Л.В. Кривохижина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-9. - С. 1815-1821.

3. Планирование специальной физической подготовки фигуристов-танцоров 1-го года обучения тренировочного этапа / О.В. Кудрявцева, В.С. Беляев, М.В. Соловых, М.А. Каймин, М.В. Савин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 34-37.

4. Совершенствование координационных способностей в синхронном фигурном катании на коньках / О.В. Кудрявцева, А.В. Зенкина, О.А. Чернышова, М.А. Каймин, А.В. Харченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 41-43.

5. Никитушкин, В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика : учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - Москва : Спорт, 2018. - 320 с.

6. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва : АСТ, 2011. - 864 с.

7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 820 с.

8. Тихомиров, А.К. Проблема интегративного контроля в спорте : монография / А.К. Тихомиров. - Малаховка : [б. и.], 2010. - 460 с.

9. Урлова, О.Н. Развитие специальных координационных способностей у фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Урлова Оксана Николаевна. -Хабаровск, 2004. - 24 с.

REFERENCES

1. Bauer, V.G. (2003), Organization of pedagogical control of the activity of sports schools: methodological recommendations, Soviet sport, Moscow.

2. Ermolaeva, E.N. and Krivohizhina, L.V. (2015), "Indicators of damage during physical loads of different intensity", Fundamental study, No 1-9, pp. 1815-1821.

3. Kudryavtseva, O.V., Belyaev, V.S., Solovykh, M.V., Kaimin, M.A. and Savin, M.V. (2016), "Planning of special physical training of figure skaters-dancers of the 1st year of training of the training stage", Physical culture: education, education, training, Vol. 6, No.4, pp. 34-37.

4. Kudryavtseva, O.V., Zenkina, A.V., Chernyshova, O.A., Kaimin, M.A. and Kharchenko, A.V. (2019), "Improving coordination abilities in synchronous figure skating", Physical culture: education, education, training, Vol. 3, No. 2, pp. 41-43.

5. Nikitushkin, V.G. and Suslov, F.P. (2018), Sport of higher achievements. Theory and methodology. Textbook, Publishing house "Sport", Moscow.

6. Ozolin, N.G. (2011), The trainer's Table book: the science of winning, AST publishing House, Moscow.

7. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic literature, Kyiv.

8. Tikhomirov, A.K. (2010), The problem of integrative control in sports, monograph, Mala-

khovka.

9. Urlova, O.N. (2004), Development of special coordination abilities in figure skaters at the stage of preliminary training, dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: olgavikku@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2020

УДК 796.015:612

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СПОРТСМЕНОВ-АТЛЕТОВ И СПОРТСМЕНОВ БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА

Валентин Владимирович Кузнецов, кандидат психологических наук, Светлана Николаевна Трегубова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный

институт физической культуры

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется тем фактом, что спортивная деятельность предъявляет экстремальные требования к возможностям человеческого организма и психики, поэтому спорт можно рассматривать как «экспериментальную площадку». Неблагоприятные факторы сказываются на спортсменах: высокий уровень физических и психоэмоциональных нагрузок повышает риск снижения адаптации организма, что влечет особые проявления в предпочитаемом виде спортивной деятельности субъектности и личностного фактора. Цель исследования: сравнительный анализ вегетативного статуса и его динамики у спортсменов разных видов спорта в течение тренировочного цикла. Методика и организация исследования. Был использован метод математического анализа сердечного ритма (вариационной пульсометрии - ВПМ) по Р.М. Баевскому. Первая группа (I) состояла из 22 студентов института физической культуры и спорта УдГУ (г. Ижевск), представителей атлетических видов спорта. Вторая группа (II) - из 18 спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами, представителей службы охраны (г. Чайковский). Результаты исследования и их обсуждение. После всестороннего анализа (связанного с индексом напряжения) на основе описательной статистики были определены следующие типы спортсменов по степени напряжения регуляторных механизмов: парасимпатотоники (ваготоники) - 80 и ниже; нормотоники - 80-150; симпатотоники -150 и выше. Спортсмены, занимающиеся боевыми единоборствами, при тренировочных нагрузках обладают более совершенной вегетативной регуляцией, чем спортсмены-атлеты. Выводы. Исследование показало, что изменения показателей сердечного ритма зависят от вида спортивной специализации. Симпатико-тонические изменения показателей сердечного ритма характерны для спортсменов-атлетов, что указывает на то, что в адаптивной способности сердца они уступают представителям боевых искусств. Кроме того, спортсмены атлетических видов спорта имеют тенденцию к напряжению в механизмах адаптации, в то время как спортсмены, занимающиеся боевыми единоборствами, увеличивают резервы организма во время тренировок, что проявляется в удовлетворительных показателях адаптации.

Ключевые слова: показатели сердечного ритма, регуляция адаптационных механизмов организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p231-235

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE HEART RATE STATISTICAL

CHARACTERISTICS DYNAMICS IN ATHLETES AND COMBAT ATHLETES AT DIFFERENT STAGES OF THE TRAINING CYCLE

Valentin Vladimirovich Kuznetsov, the candidate of psychological sciences, Svetlana Niko-

laevna Tregubova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State

Physical Education Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.