Научная статья на тему 'ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПОЕЗДКИ К ЕССЕЙСКИМ ЯКУТАМ'

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПОЕЗДКИ К ЕССЕЙСКИМ ЯКУТАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЛОКАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Римма Иннокентьевна

Автор сообщает о первичных результатах, полученных в ходе анкетного опроса в пос. Ессей; наблюдения исследователя позволяют сделать вывод, что несмотря на процессы глобализации ессейцы сохранили свой самобытный язык и традиционную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Васильева Римма Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПОЕЗДКИ К ЕССЕЙСКИМ ЯКУТАМ»

УДК 81-112.2

Р.И. Васильева Впечатления от поездки к ессейским якутам

Автор сообщает о первичных результатах, полученных в ходе анкетного опроса в пос. Ессей; наблюдения исследователя позволяют сделать вывод, что несмотря на процессы глобализации ессейцы сохранили свой самобытный язык и традиционную культуру.

Ключевые слова: родной язык, языковая компетенция, инокультурная среда, локальная субкультура, глобализация.

ПОЛЕВЫЕ ЗАПИСКИ

Группа научных сотрудников ИГИиПМНС СО РАН (Н.М. Иванов, Р.И. Васильева, Е.М. Сам-сонова) в рамках проекта «Организация и проведение научных экспедиций по сбору диалектологического, фольклорного материалов по якутскому языку» в 2014 г. выезжала по маршрутам: Якутск - Красноярск - пос. Тура - пос. Ессей; Якутск - Оленек - с. Джелингде; Якутск -Сааскылаах; Якутск - Покровск - с. Едей. Основанием для выполнения проекта явилась Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков РС(Я)» на 2012-2016 гг. Члены экспедиции занимались сбором диалектологического материала по фонетике, лексике, грамматике говоров якутского языка. Инструментарием данного полевого исследования стал «Диалектологический вопросник якутского языка», составленный С.А. Ивановым. А также исследователями было записано большое количество интервью с информантами; расшифровкой собранного материала по вопроснику занималась Е.М. Самсонова.

Исполнителем проекта Р.И. Васильевой дополнительно было проведено социолингвистическое обследование в пос. Ессей Красноярского края. Полевое исследование было выполнено среди ессейских якутов, которые в силу различных причин оказались оторванными от основной метрополии и компактно проживают в Эвенкийском районе Красноярского края возле озера Ес© Р.И. Васильева, 2015

сей. Последнее находится за Полярным кругом в бассейне р. Котуй, на севере Эвенкийского автономного округа. Ниже представлена социальная структура населения заполярного поселка Ессей (таблица).

Социально-экономическая характеристика жителей пос. Ессей в 2014г.*

Наименование Кол-во

Население, чел. 646

В том числе: КМНС (коренные малочисленные народы Севера 46

ессейские якуты 586

разные 14

Учащиеся МКОУ «ЕСОШ» 140

Дети, посещающие МКДОУ «Детский сад п Ессей» 72

Занятое население 111

Пенсионеры 124

Безработные граждане, состоящие на учете в КГКУ «Центр занятости п. Тура» 49

Студенты-очники 20

Предприятия и организации, осуществляющие деятельность в п. Ессей, ед. 20

Индивидуальные предприниматели, чел. 6

Работники-оленеводы, занятые в МП ЭМР «ОПХ Суриндинский» 3

Физические лица, имеющие частных домашних оленей 13

Кол-во поголовья частных домашних оленей, гол. 186

Кол-во поголовья домашних оленей МП ЭМР «ОПХ Суриндинский», гол. 83

"Текущий архив муниципального учреждения «Администрация пос. Ессей»Эвенкийского муниципального района Красноярского края, 2014 г.

Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2015, № 2(11)

По сведениям А.И. Саввинова, в краеведческом музее г. Красноярска хранятся фольклорные материалы ессейских якутов, собранные во время экспедиции музея в 1938-1939 гг. Участником данной экспедиции был крупный исследователь -этнограф Б.О. Долгих. Полевые материалы экспедиции были использованы им во многих работах. Несмотря на географическую удаленность и некоторую изолированность от Центральной Якутии ессейские якуты сохраняли характерные черты якутских сказительских традиций [Савви-нов, 2012, с. 96]. Главный труд Б.О. Долгих - это его многолетнее фундаментальное исследование «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.». Данная монография является крупным вкладом в историографию Сибири, в изучение этнической истории сибирских народов. В работе на основе богатейшего исторического материала, архивных источников дана характеристика структуры и этнического состава дорусского периода населения Сибири. Подробно освещена этнотер-риториальная особенность и Якутского уезда, ро-доплеменной состав якутов, их динамика роста и расселение [Долгих, 1960]. Ессейцы как представители тюркоязычного этноса и в настоящее время сохраняют самобытную культуру, язык, традиционный образ жизни. В пос. Ессей их численность составляет 586 чел. Главой муниципального учреждения «Администрация пос. Ессей» Эвенкийского муниципального района Красноярского края является С.М. Маймага, замглавы - С. А. Ботулу, а также работают специалисты Г.П. Ботулу, А.И. Эспек.

В Ессейской средней школе обучаются 139 детей, из них 135 (97%) - якуты. Если просмотреть списочный состав детей, то они все носят фамилии в русской транскрипции: Ботулу, Маймага, Эспек, Осогосток, Чарду, Бети Бэти. Из списочного состава только две фамилии иноязычного звучания. Перечисленные выше фамилии в прошлом представляли собой родовые названия, этнонимы. Родовые названия, отмеченные у ессейцев, соответствуют оленекским. Самым распространенным из них на Оленьке является род Боотулуу. Название этого рода сохранилось и в наименованиях ряда населенных пунктов Республики Саха (Якутия). По данным статистики, на 1883 г. в Якутской области Российской империи имелись Ботулинские наслеги в Жиганском, Усть-Янском и Верхневилюйском улусах. Эспек-

ский наслег с многочисленным населением и поныне существует в Усть-Алданском улусе, на территории бывшего Дюпсюнского улуса. Май-маганский род был зафиксирован в Атамайском наслеге Намского улуса. Село с таким же названием в этом улусе существует до сих пор. Осого-стохский и Одайский роды отмечены в I Жем-конском наслеге Ботурусского улуса. Р. Маак и Б.О. Долгих [1960] считали, что ессейские якуты, имеющие тунгусские корни, переняли образ жизни и культуру якутского народа. Г.В. Ксено-фонтов, М.С. Воронкин [1984] признают их якутское происхождение. Влияние русской, эвенкийской и долганской культур наблюдается в быту, в пище, образе жизни ессейских якутов. В их домах можно увидеть иконы святых, в свое время они были втянуты в орбиту влияния христианской религии. В октябре 1855 г. указом Священного синода было предписано открыть новый миссионерский приход на озере Жоссей. Ессей-цы восприняли православную веру от миссионеров Камчатской епархии. Затем в 1873 г., по ходатайству последних, они были переданы в ведение енисейской епархии и годом позже приписаны к приходу Хатангской Богоявленной церкви. В церковных книгах встречаются всего семь фамилий: Ботулу (Боотулуу), Эспек, Осогосток, Бэти, Чорду, Маймага и Уодай (Одай). Ессейские якуты, как и все северные народы, вели кочевой образ жизни, занимались разведением домашнего оленя, охотой на дикого северного оленя. Количество домашнего оленя являлось мерилом богатства и экономической самостоятельности семьи.

По образу жизни и в настоящее время ессей-цы - северные якуты-оленеводы, занимающиеся добычей мяса диких оленей, рыболовством, охотничьим и пушным промыслом. Они владеют в основной массе устной формой якутского языка; представители старшего поколения умеют писать и читать на родном языке, так как только в советское время существовала практика, когда приезжали учителя якутского языка из Якутии и обучали ессейцев в школе родному языку. В монографии «Диалектная система языка саха» М.С. Воронкин утверждает, что 70% эвенков владели якутским языком, так как якуты, являясь носителями более высокой скотоводческой культуры, сумели добиться устойчивого распространения своего языка среди аборигенов - эвенков [Воронкин, 1999, с. 26-27].

В Ессейской средней школе обучаются родному языку всего 39 детей (27,8%), со 2-го по 4-й класс. Учебников не хватает, в библиотеке села нет прессы и художественной литературы на якутском языке. Было опрошено 180 респондентов ессейской этнической группы и выявлены следующие результаты: 94,7% из них владеют якутским языком, русским - 73,5%, эвенкийским - 2,3%. Владеют разговорной формой якутского языка 56,8%, письменной и устной формой родного языка - 23,8%, читают прессу на родном языке - 13,6%, говорят с затруднениями - 1,5%. У молодого поколения в устной родной речи наблюдаются интерферентные явления, отмечается влияние русского языка. Самсонова Е.М. при расшифровке полевых материалов выявила случаи нарушения закона гармонии гласных (например, ньирай, арагии, маамукта, маагиин). Наблюдается упрощение языка: из аффиксов уменьшитель-но-ласкательности употребляется только -каан, но очень редко (тааскаан, кыракаан, биэскээн, Yскээн, баччакаан); только у одного информатора встречается увеличительный аффикс -ндьаа (ула-хандьаа, куhа§андьаа). Для данной возрастной группы характерно явление переключение кода, когда собеседник переходит в потоке устной речи с родного языка на русский. Как и у многих народов, хранителем традиций, культуры, языка является старшее и среднее поколение, 90% населения является автохтонным, несколько поколений живут в пос. Ессей с рождения. У некоторой части ессейцев сохраняется тесная связь между старшим поколением, детьми и внуками, в частности многие взрослые дети вывозят своих престарелых родителей на летние стойбища, заботятся о них, с ними выезжают и дети. Несмотря на малочисленность, ессейцы чтят родную культуру и поддерживают связи с Якутией. Жители поселка принимают активное участие в художественной самодеятельности, шьют национальные костюмы, проводят праздники; функциони-

R.I. Vasilyeva Impressions from the trip to the Essene Yakuts

The author reports on the initial results obtained in the questionnaire in the village Essey, researcher observations lead to the conclusion that in spite of the processes of globalization, Essey people retained their original language and traditional culture.

Keywords: mother tongue, language competence, cultural environment, the local sub-culture, globalization.

руют и здесь фольклорные коллективы; например, ансамбль «Хотугу сулус» выезжает в г. Москву, г. Санкт-Петербург для участия в фестивалях, конкурсах и т.п. И в этой языковой среде формируется языковая компетенция маленьких ессейцев. Безусловно, в закрытом пространстве небольшого села консервируется и сохраняется традиционный образ жизни ессейцев, но ощущается оторванность их от цивилизации, налицо неустроенность быта и правовая незащищенность. И в голову приходят мысли о резервации. Язык ессейских якутов относится к северному говору, многие из ессейцев считают, что их язык особенный, отличный от якутского литературного языка, функционирующего в Республике Саха (Якутия). И в этом, мне кажется, выражается их свободолюбие, защитная реакция на процессы трансформации и глобализации, происходящие в мире. Безусловно, этническая группа «ессейские якуты» - это уникальный феномен, их язык, самобытная культура представляют большой научный интерес для широкого круга исследователей. Этнические субкультуры переживают тяжелые времена, так как сложно отстоять свою самобытность, национальные и экономические интересы, территориальную целостность, когда во главу угла ставятся государственные интересы и интересы крупных компаний в российском и мировом пространстве.

Литература

Воронкин М.С. Северо-западная группа говоров якутского языка. - Якутск, 1984. - С.26-27.

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. - М., 1960. - 622с.

Саввинов А.И. Фольклор ессейских якутов в записях Б. О. Долгих (по архивным материалам Красноярского краеведческого музея) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2012. - №1 (4). - С. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.