Научная статья на тему 'ВОЗЗРЕНИЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА О НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА'

ВОЗЗРЕНИЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА О НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / POETICS / WORLDVIEW / MORALS / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бектаева Н.Т.

Духовное наследие великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева стало предметом нашего исследования. Его творчество исследовано многими представителями казахской интеллигенции прошлого и настоящего столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF ABAY KUNANBAYEV ON THE MORAL IMPROVEMENT OF MAN AND SOCIETY

The Spiritual heritage of the great Kazakh thinker Abay Kunanbayev has become the subject of our research. His work has been studied by many representatives of the Kazakh intelligentsia of the past and present century.

Текст научной работы на тему «ВОЗЗРЕНИЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА О НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

УДК 808.5

Бектаева Н. Т.

Шымкентский университет Южно-Казахстанский государственный университет имени

Ауэзова М.

Республика Казахстан, г. Шымкент ВОЗЗРЕНИЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА О НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И

ОБЩЕСТВА

Аннотация: Духовное наследие великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева стало предметом нашего исследования. Его творчество исследовано многими представителями казахской интеллигенции прошлого и настоящего столетия.

Ключевые слова: поэтика, мировоззрение, нравсвенность, общество.

Bektayeva N. T.

VIEWS OF ABAY KUNANBAYEV ON THE MORAL IMPROVEMENT OF MAN AND SOCIETY

Abstract: the Spiritual heritage of the great Kazakh thinker Abay Kunanbayev has become the subject of our research. His work has been studied by many representatives of the Kazakh intelligentsia of the past and present century.

Key words: poetics, worldview, morals, society.

Мировоззрение и поэтика, жизненный путь и принципы ученого активно изучаются на протяжении более чем полувека в Казахстане, Узбекистане, Турции и др. Самое главное, наследие Абая Кунанбаева привлекло внимание многих литератураведов, но не всегда получало адекватную оценку. Исследователи осветили многие аспекты духовного наследия Абая Кунанбаева. К сожалению, ценностные философские аспекты его наследия, социальные воззрения, этическое и эстетическое учение не подвергались глубокому рассмотрению. В этом аспекте исследование социально-философских взглядов Абая Кунанбаева имеет несомнунную актуальность.

В настоящее время во многих странах мира идет процесс духовного возрождения общества. Однако духовное возрождение в каждой стране начинается с исследования своих национальных духовных истоков и корней. К сожалению в наши дни прослеживается кризис духовности, который порождает некоторые насущные проблемы. Появляется стена между духовными ценностями прошлого и настоящего. В первую очередь, это отражается в духовном развитии человечества. Никому не секрет то, что духовное развитие общества намного отстает от материального благосостояния.

В целом, рефлексия над культурой должна быть устойчивым и необходимым способом мировосприятия человека. Осмысление

действительности и своего места в ней - актуальная потребность всех времен. Если полноценно анализировать существующие новые системы трансляции этических норм и эстетических ценностей, нам необходимо понять, что без идеологической работы мы не сможем менять что -то в духовной сфере. Ведь мы уже видим, что современный кризис духовности приводит общества к некоторым необратимым последствиям. Например, люди предпочитают жить в роскоши, обогащая себя только материальными благами. Погоня за комфортом и наслаждениями повлияла на жизненный уклад и стереотипы мышления. В этой связи уместно вспомнить мудрые слова Абая Кунанбаева: «Не запутывайся в мыслях, одевании, не лишайся здравого рассудка. В еде, в питье, в схеме, в одевании, в объятиях, в поцелуях, в страсти к богатству, даже карьеризму и хитрости — во всём имеется мера. Всё, что сверх меры - зло» [1, 368.]

Итак, мера выступает в качестве основополагающей серединой нравственности в философии Абая Кунанбаева. Если в философии Конфуция занимало основное место знание золотой середины, то в философии Абая Кунанбаева мера, умеренность и удовлетворенность малым выходят на новый уровень.

На наш взгляд, классическая философия востока и тюркское наследие - это те общие духовные источники, которые являются связывающейся нитью творчество Абая и его предшественников. Проблемы восточной философии и поэзии ярко обнаруживается в творчестве Абая. Его идеи близки к идеям аль-Фараби, А. Яссави, Ю. Баласагуни и другие. Многие философские проблемы, рассматриваемые Абаем Кунабаевым созвучны идеям восточных перипатетиков и классиков.

В данном исследовании мы поставили цель - выявить и осветить философские воззрения Абая Кунанбаева о преобразовании общества посредством нравственного совершенствования и духовного самовоспитания человека. Необходимо отметить, что творчество Абая Кунанбаева пронизано учением о человеке и его нравственных качеств. Нельзя отвергать и того обстоятельства, что во все времена истории человечества фундаментальной проблемой философской науки была антропология. Таким образом, человек и его природа не оставались вне внимания представителей казахской философии. Уникальность кочевого образа жизни заключалась в том, что оно сформировало особый менталитет и мировоззрение. Номады, проживавшие в центре Евразии, выработали особый способ мышления не только в сфере познания, но и в сфере общественной организации жизни. Основополагающей проблемой философии было и остается человек, его жизнедеятельность. Ведя кочевой образ жизни, казахский народ, находился в полной гармонии с природой. Менталитет народа определял своеобразную отличительную особенность во взаимоотношениях «человек-природа». Многие мыслители «Великой степи», и даже, простой народ, считали человека высшей ценностью природы. Кроме того, свобода, честь и достоинство человека занимало главенствующее место в обществе.

Безусловно, что мыслители казахской степи рассматривали проблемы, которые являются основополагающими в философии экзистенциализма. Хотелось бы особо отметить, что Абай Кунанбаев стал ярким представителем экзистенциализма в казахской философии. В первую очередь, казахского мыслителя волновала тяжелая судьба народа, унижения его чести и достоинства.

Философско-этическое осмысление человека, его места и роли в жизни - характерная особенность творчества Абая Кунанбаева. Примечательно, что великий казахский мыслитель продолжает традиции восточной философии. Следует заметить, что его глубоко интересовал нравственный облик человека. Достижение счастья и добра, долг и совесть человека, назначение, смысл и цель его бытия - составляют сердцевину нравственной философии Абая Кунанбаева. Как аль-Фараби, Абай уделяет особое внимание человеческому разуму. В совершении тех или иных поступок человек должен опираться на свой рассудок, считает ученый.

Нравственная философия Абая Кунанбаева - это живая струна нравственных учений, кладезь мудрости и совершенства, источник добра, красоты и истины. В книге «Назидания», на наш взгляд, представлено абаевское понимание смысла и цели человеческого существования. Совершенствование - вечный, естественный процесс в воззрениях Абая. Безусловно, что в центре его духовных исканий находилось радикальное изменение человека и общества. По этому поводу академик Ж.Абдильдин пишет: «творения Абая коренным образом отличаются от всего того, что было в нашей традиционной культуре. Он обосновал новое мышление и мировоззрение, выработал иные этические и эстетические ценности, доказывал необходимость для казахов нового принципа жизни, бытия и новых идеалов... В его произведениях объектом критики прежде всего выступают казахи, казахское общество, хотя это обстоятельство является своеобразной и особой формой, через которую он поднимает общечеловеческие проблемы, коренные вопросы человечества, идеи добра и красоты» [5, 353].

Наследие Абая Кунанбаева глубоко исследовано со стороны М.Ауэзова. Ученый выделил три источника творчества Абая. По его мнению, первым источником творчества Абая стал древнеказахская культура, запечатленная в устных и письменных памятниках прошлого. Это классическое поэтическое наследие казахского народа, который составляет богатый духовный арсенал духовного наследия казахской культуры, переданный от уст к устам. Великий поэт Абай Кунанбаев глубоко понимал сущность поэзии, продолжил начатую традицию своих предков, обогатил классическую поэзию своими стихами, отражая происходящую реальность. Третьим источником его наследия - русская литература, философия и культура. В «Назидании» «Двадцать пятое слово» целиком посвящено размышлению о значении русской культуры и русской науки для казахского народа. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток,

искусство — все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добродетельности, необходимо знать русский язык и русскую культуру». Трудно переоценить значение этой программы для просвещения казахского народа, для его исторически сложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре. В своих трудах Абай учил отличать русский народ и его демократическую культуру от царских колонизаторов, и их политики. Абай призывает казахов изучать русский язык, русскую науку, русскую философию и культуру для того, чтобы принести пользу своему родному народу.

В современной философии Казахстана существует такое мнение, что этическое учение Абая и Шакарима - квинтэссенция казахской философии. Причиной такого утверждения заключается в том, что он действительно относиться к числу таких деятелей, деятельность которых тесно взаимосвязана с жизнью народа. Кроме того, нравственный уровень его творчество предельно высок.

Глубокое проникновение в творчество великого казахского мыслителя, ознакомление его философского поиска показало, что, несмотря на динамическое развитие наших стран в условиях глобализации, наследие Абая Кунанбаева не теряет своего значения. Являясь духовным стержнем новейших преобразований и перспектив развития нашего общества социально-философские воззрения Абая Кунанбаева особенно актуальны. Произведения казахского поэта-мыслителя актуальны еще и потому, что они возвращают нас к осмыслению и переосмыслению специфики национального самосознания и культурного наследия казахского народа. Они обладают исключительной самобытностью формы и словоупотребления. В творчестве Абая Кунанбаева трудно выделить какую -то одну конкретную тему, поскольку, о чем бы он ни писал, первым долгом обращался к себе, своему миропониманию и миросозерцанию. Анализ философских идей казахского поэта-мыслителя позволяет понять внутреннюю логику их развития и представить его мировоззрение как целостную систему. Как и многие представители казахской интеллектуальной культуры, Абай акцентирует внимание на идее нравственного самосовершенствования человека, его целеустремленности и уверенности в мыслях и делах. «Совершенный человек» это не только принцип философии Абая, но и основа его интеллектуальной жизни. Таким образом, творческий путь Абая Кунанбаева как поэта, философа и мыслителя неразрывно связан с историей и культурой казахского народа. Такое осознание философом самого себя можно определить с позиции понимания себя как личности в системе сложившихся общественных отношений, своих интересов и идеалов.

Творчества Абай Кунанбаева пронизаны идеями научного прогресса и просвещения. Он возвышает разум человека и критикует невежество. Первые проблемы о нравственном совершенствовании человека нашли отражение в его стихотворении «Не хвались, пока не постиг науку». Именно

в данном стихотворении выдвигается его концепция «Если хотите стать человеком». Также он рассматривал внутреннюю красоту человека. По этому поводу он пишет: чтобы постичь науку по книгам, нужно, говорят, прежде всего, очистить от скверны душу, помысли...[8,238]. Основная и конечная цель его устремлений заключается в очищении человека от пороков, исправлении его помыслов, чтобы он стал жить правильно. Его концепция «имани гул» заключается в нравственном совершенстве человека.

Абай Кунанбаев - личность, человек, оставивший великое наследие, мудрые слова и поучения. Идеалы, к которым стремился великий казахский философ, интернациональные и общечеловеческие. Гениальный мыслитель прошлого столетия размышлял о достижении подлинного счастья. Высокие идеалы Абая были и остаются актуальными. В свое время он полагал, что наука сможет сформировать высокое сознание людей, которое станет фундаментом формирования правильного мышления и искоренения невежества. В этом заключается феноменальность и гениальность его духовного наследия.

Таким образом, исследовав воззрения Абая Кунанбаева, мы пришли к выводу:

во-первых, этическая концепция Абая «будь, стань человеком» рассмотрена как методология коренного нравственного, эстетического, социально-культурного преобразования человека и общества в период духовного кризиса;

во-вторых, из компаративитсткого анализа антропологической и экзистенциальной философии Абая Кунанбаева и великих восточных философов, сделан вывод о том, что философ призывал человека и общества к добродетельности, прекрасному образу жизни, справедливости и гуманности, которые, по утвердению ученого, составляют человеческую сущность и они заложены ему самой природой. Следует особо отметить то, что в условиях тяжелого колониального существования средне-азиатских государств он сумел боротся против невежества, пытался дать своему нороду новый нравственный импульс «оздоровления» или же «совершенствования»;

в-третъих, определено влияние на творчество Абая Кунанбаева литературние произведения восточных классиков - Алишера Навои, Физули, Саади и другие. Его поэзия связана с шедеврами восточной литературы. Философская сущность литературного наследия отражает самые искренные чувства человека и он всю свою деятельность направил на благосостояние народа;

в-четвертых, исследована роль философского наследия в обогащении национальной культуры, раскрыта глубина понимания поэтом сущности общественного назначения духовной культуры в современном мире;

в-пятых, в воззрениях Абая Кунанбаева выявлен концепт «нравственная личность». Вершиной его этического и эстетического учения стала его концепция «имани гул». Он хотел привить подрастающей

молодежи благародные черты характера. Его философия морали рассмотрена в качестве важнейшей концепции современной культуры.

Использованные источники:

1. А. К^нанбаев. Шьнармаларынын, тольщ жинаFы (ею томдык). Т.2. -Алматы: Керкем эдебиет, 2002. - 368 б

2. А. Кунанбаев. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Слова-назидания. М.: Художественная литература, 1981. 223 с.

3. А.Кунанбаев. Избранное. Мудрость веков. М.: Раритет, 426 с.

4. А. Навои Сочинения в 10-ти томах. Т.10. - Ташкент, 1970. - 278 с.

5. Абдильдин Ж. Собрание сочинений в пяти томах. Том V. Алматы: внер, 2001. - 455 с.

6. Есим Г. Хаким Абай. - Астана: Фолиант, 2012. - 384 с.

7. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Эверо, 2011. - 477 с.

8. Калдыбаев Т. Абаеведение. Алматы: Арыс, 2012. 256 с.

9. Шаходжаев, М. А., Бегматов, Э. М., Хамдамов, Н. Н., & Нумонжонов, Ш. Д. У. (2019). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ. Проблемы современной науки и образования, (12-2 (145)).

10.Xudoyberdiyeva, D. A. (2019). MANAGEMENT OF THE SERVICES SECTOR AND ITS CLASSIFICATION. Theoretical & Applied Science, (10), 656-658.

11.Farxodjonova, N. (2019). FEATURES OF MODERNIZATION AND INTEGRATION OF NATIONAL CULTURE. Scientific Bulletin of Namangan State University, 7(2), 167-172.

12.Фарходжонова, Н. Ф. (2016). Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе на международном уровне. In Инновационные тенденции, социально -экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве (pp. 58-61).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.