Научная статья на тему 'Возвышение Харькова и превращение его в ведущий административный, промышленно-торговый и культурно- образовательный центр Российской империи и СССР'

Возвышение Харькова и превращение его в ведущий административный, промышленно-торговый и культурно- образовательный центр Российской империи и СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
876
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРЬКОВ / СЛОБОЖАНЩИНА / ТОРГОВЛЯ / РЕМЕСЛО / ГУБЕРНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТ / KHARKOV / SLOBOZHANSHCHINA / TRADE / CRAFT / PROVINCE / UNIVERSITY / INDUSTRY / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейник Н.Н., Олейник Ю.А.

В данной статье на основе привлечения и анализа разнообразных источников раскрывается процесс возникновения, развития и возвышения Харькова, превращения его в административный, промышленно-торговый, транспортный, культурный и учебно-образовательный центр не только Слобожанщины, но и Российской империи и СССР.В статье показано, что развитию Харькова способствовали те положительные экономические и учебно-образовательные процессы, которые происходили в Российской империи в XIX начале ХХ вв. и особенно в период после создания СССР и УССР. К моменту распада СССР Харьков превратился в крупнейший мегаполис и ведущий индустриально-промышленный, транспортный, учебно-образовательный центр на постсоветском пространстве и европейского континента.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, based on attracting and analyze a variety of sources is disclosed a process of occurrence, development and Kharkov elevation, turning it into an administrative, industrial and commercial, transport, cultural and educational and training center not only of Slobozhanshchina, but also of the Russian Empire and the USSR.The article shows that the development of Kharkiv contributed to the positive economic and educational and training processes that took place in the Russian Empire in the XIX-th early XX-th centuries. Especially since the establishment of the Soviet Union and the Ukrainian SSR. By the time of the collapse of the USSR Kharkiv has become the largest metropolis and a leading industrial and industrial, transport, training and education center in the former Soviet Union and the European continent.

Текст научной работы на тему «Возвышение Харькова и превращение его в ведущий административный, промышленно-торговый и культурно- образовательный центр Российской империи и СССР»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

УДК 94(477.54) «18/19»

ВОЗВЫШЕНИЕ ХАРЬКОВА И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В ВЕДУЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВЫЙ И КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР

KHARKOV ELEVATION AND ITS TRANSFORMATION INTO THE ADMINISTRATIVE, INDUSTRIAL AND COMMERCIAL, CULTURAL AND EDUCATIONAL CENTER OF THE RUSSIAN EMPIRE AND THE USSR

Н.Н. Олейник Ю.А. Олейник

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015 г. Белгород, ул. Победы, 85

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды Украина, 61168, г. Харьков, ул. Артема, 29

Belgorod National Research University, 85 Pobeda st., Belgorod, 308015, Russia

Kharkiv National Pedagogical University named after G.S. Skovoroda, 29 Artema st., Harkov, 61168, Ukraina

e-mail: Oleinik@bsu.edu.ru, hitalex@ua.fm

Аннотация. В данной статье на основе привлечения и анализа разнообразных источников раскрывается процесс возникновения, развития и возвышения Харькова, превращения его в административный, про-мышленно-торговый, транспортный, культурный и учебно-образовательный центр не только Слобожанщи-ны, но и Российской империи и СССР.

В статье показано, что развитию Харькова способствовали те положительные экономические и учебно-образовательные процессы, которые происходили в Российской империи в XIX - начале ХХ вв. и особенно в период после создания СССР и УССР. К моменту распада СССР Харьков превратился в крупнейший мегаполис и ведущий индустриально-промышленный, транспортный, учебно-образовательный центр на постсоветском пространстве и европейского континента.

Resume. In this article, based on attracting and analyze a variety of sources is disclosed a process of occurrence, development and Kharkov elevation, turning it into an administrative, industrial and commercial, transport, cultural and educational and training center not only of Slobozhanshchina, but also of the Russian Empire and the USSR.

The article shows that the development of Kharkiv contributed to the positive economic and educational and training processes that took place in the Russian Empire in the XIX-th - early XX-th centuries. Especially since the establishment of the Soviet Union and the Ukrainian SSR. By the time of the collapse of the USSR Kharkiv has become the largest metropolis and a leading industrial and industrial, transport, training and education center in the former Soviet Union and the European continent.

Ключевые слова: Харьков, Слобожанщина, торговля, ремесло, губерния, университет, промышленность, транспорт.

Keywords: Kharkov, Slobozhanshchina, trade, craft, province, university, industry, transport.

Территория современного Харькова была заселена еще в глубокой древности начиная с неолита. Об этом свидетельствует около 70 археологических памятников, разных эпох, обнаруженных в пределах города, преимущественно на берегах рек Харькова, Лопань и Уды1.

1 История городов и сел Украинской ССР. Харьковская область / гл.ред. Украинской советской энциклопедии. Киев, 1976. С. 77.

Более плотно эта территория начинает осваиваться в бронзовом веке и в дальнейшем в раннем железном веке. Раскопки археологов свидетельствуют, что здесь последовательно проживали киммерийцы, скифы, сарматы, хазары, печенеги, половцы и другие народы. В первом тысячелетии на территории Харькова появилось и славянское население. Основным занятием славян было земледелие и оседлое скотоводство. Находки здесь арабских и византийских монет свидетельствуют о том, что местное население вело оживленную торговлю с восточными и другими государствами того времени1.

Первые славянские городища как центры развития ремесла и торговли на территории современного Харькова, появляются с VIII века. Во второй половине Х века здесь возникает и быстро развивается поселение, получившее название Донец. Вскоре оно превратилось в город. Он представлял собой не только крепость, но и центр ремесел (кузнечного, ювелирного, гончарного и др.) был важным пунктом транзитной торговли. Впервые этот город упоминается в Ипатьевской летописи от 1185 года. Упоминается он, причем несколько раз в поэме «Слово о полку Игореве», выдающемся произведении эпохи Киевской Руси. Так с Донца Новгород-Сиверский князь Игорь отправлялся на битву с половцами. Именно сюда он прибывает после половецкого плена. Археологические находки, свидетельствуют что город, и после опустошения во время монголо-татарского нашествия в XIII продолжал существовать, хотя его размеры значительно уменьшились. Документы XVI - XVII в.в. упоминают на этом месте лишь Донецкое городище т.е. остатки города Донца. Отметим, что набеги и монголо-татарское нашествие привели к временному запустению и всего прилегающего края и превращению его в «Дикое поле»2.

Различные источники позволяют утверждать, что Харьков как и другие многие города и села Слобожанщины были основаны украинскими казаками и крестьянами бежавшими от все усиливающегося феодально- крепостнического духовного и национального гнета в Речи Посполитой. Особенно этот поток переселенцев усиливается во время и после национально-освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого против польского господства. Одновременно с украинцами (черкасами) здесь появились и русские поселенцы. В результате взаимодействия двух миграционных потоков: с запада, большего украинского (черкасского) и с севера, меньшего российского (русского) сформировалась слобожанская субкультура. В XVII - XVIII века территория Дикого поля превратилась в особый историко-географический регион Московского государства, получивший название Слобожанщины с особым колоритом материальной и духовной культуры.

Существуют несколько версий о возникновении названия «Харьков». Некоторые историки считают, что Харьков - трансформированное название от города Шарукан, половецкой столицы, которая находилась на этих землях. Другие связывают название Харьков с именем предводителя первых украинских переселенцев в середине XVII в. Харька (Харитона). Большинство же ученых считают, что свое название город получил от реки Харьков. Название это впервые упоминается в «Книге Большого Чертежа» составленной в 1627 г. Однако, и до сих пор оно остается гидронимической и тононимической загадкой.

Первую Харьковскую крепость построили по «черкасскому», т.е украинскому обычаю. В 1656 г. Московский царь Алексей Михайлович издал указ о создании отдельного Харьковского воеводства. Крепость, которая была построена на месте, где сливались реки Лопань и Харьков, имела 10 башен и длину стен более одного километра. Старейший документ, в котором упоминается о Харькове, есть царский указ Чугуевскому воеводе. Сухотину о постройке укреплений вокруг Харькова. Он датирован 28 марта 1656 г. Судя по отписке первого харьковского воеводы Селифонтова 1657 г. и именной описи 1658 г. Харьков уже в это время был довольно большим поселением. В описи числилось 578 душ мужского пола и в нем насчитывалось не менее 200 домовз. Первый период в истории города от середины XVII до второй половины XVIII в. обычно называют казацким и это не случайно. Харьков в это время был прежде всего крепостью, центром казацкого черкасского полка (полк в это время не только военная, но и административно-территориальная единица). Харьковская крепость стала одной из важнейших, задача которой была в том, чтобы защищать территорию Слобожанщины и преграждать путь нашествиям Крымско-татарского ханства, Ногайской орды и других врагов Московского государства. Почти столетие Харьков оставался одним из пяти полковых черкасских городов Слобожанщины, хотя территория полка, центром которого он являлся, была относительно небольшой. Харьковские казаки принимали участие в защите Московского государства, позже Российской империи. Так они принимали активно участвовали в Азовских походах (1695-1696 гг.) Северной войне, (1770-1721 гг.) русско-турецкой (1735-1739), и в семилетней (1756-176з)войнах4.

Впрочем, уже в казацкий период Харьков сделал серьезную заявку на превращение его в главный ремесленно - торговый центр Слобожанщины. Так с первых лет существования крепости

1 Там же. С. 77.

2 Там же. С. 78.

3 Багалей Д. И., Миллер Д.П. История города Харькова, за 250 лет его существования (с 1655 по 1905). В 2-х томах. Т.1. Харьков, 1993. С. 16-22.

4 Потрашков С.В. Харьковские полки Три века истории. Харьков, 1998. С. 16-50.

в ней и около нее наряду с казаками начал селиться торгово-ремесленный люд. Появились первые торгово-ремесленные слободы: Гончаровка, Журавлевка и др. Как свидетельствует перепись 1732 г. в Харькове в это время работало 492 ремесленника (ткачи, сапожники, котельники, кузнецы, резники, стекольщики, портные, бондари, гончары, дегтярники, скорняки, плотники, маслобойщики, солодовники, ковроделы и др)1.

Одним из наиболее распространенных ремесел в Харькове в начале XVIII было ковроделие (изготовление ворсяных ковров - коцов). Им занимались несколько сот хозяйств. Некоторые кустари использовали до двух десятков наемных рабочих. Ежегодно харьковские ковроделы производили около 26 тыс. ковров - коцов. Харьковские коцы, сотканные с обязательным наличием картин по народным мотивам, отличались добротностью и красотой. По объему производства местный коцарный промысел занимал в то время первое место в Российской империи2.

Распространенными было и производство дукачей, перстней и сережек и т.п. Быстро развивались кузнечное, столярное, слесарное и другие ремесла. Значительные размеры приобрело винокурение и кирпичное производство. В 1765 г. В городе действовало 9 кирпичных заводов, 4 пивоварни, 4 солодовни. В винокурении и кирпичном производстве возникли первые мануфактурные производства. Численность ремесленников продолжала расти. Так с 1732 г. по 1780 г. их удельный вес среди жителей города вырос до 47%3.

Развитие ремесел и выгодное географическое положение на скрещивании торговых путей из Москвы, Петербурга и Киева, в Крым на Кавказ и т.д. способствовали росту торговли в Харькове. В 1659 г. в Харькове возникла всероссийская Успенская ярмарка, позже Покровская, Крещенская и Троицкая. Все они получив статус всероссийских стали играть большую роль в развитии торговли не только на Слобожанщине, но и в стране. Торговые обороты Харьковских ярмарок росли очень быстро. Так в 1800 г. торговый оборот четырех харьковских ярмарок превысил 40 млн. руб.4 Это свидетельствовало о постепенном превращении Харькова из важного приграничного форпоста в центр ремесла и торговли не только Слобожанщины, но и Российской империи. Центром ярмарочной торговли всероссийского масштаба Харьков продолжал оставаться и в XIX в.

Одновременно Харьков становится главным образовательным центром Слобожанщины. В 1726 г.в Харьков из Белгорода была переведена архирейская школа, которая в 1731 г. получила статус коллегиума. Получив значительную материальную поддержку от богатых жителей Харькова, коллегиум превратился в одно из крупнейших учебных заведений Российской империи. В первые годы в нем занимались около 400 учащихся. Затем их число возросло до 800. Кроме этого при поддержке местных властей открываются начальные школы. В 1732 г. в городе уже действовало 5 начальных школ5.

Таким образом, развитие ремесел, кустарных промыслов, торговли и образования уже в первый период существования города стали мощными факторами его дальнейшего роста.

Следующий этап развития города вторая (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) связан со становлением Харькова как нового административного центра Слобожанщины вместо Белгорода, дальнейшего развития в нем промышленности и образования. В XIX в. Харьков постепенно превращается в индустриально-промышленный, образовательный и культурный центр не только Слобожанщины, но и всего юга Российской империи.

Так Харьков начиная с последних годов царствования Петра I и почти до половины царствования Екатерины II становится местом пребывания в нем главнокомандующих войсками Слобожанщины и Левобережной Украины. В 1765 г. правительством Екатерины II полково-сотенное казацкое устройство на Слобожанщине было ликвидировано. Вместо них была создана Слободско-Украинская губерния. Харьков становится ее губернским центром. Первым Харьковским губернатором был назначен видный екатеринский вельможа Е. Щербинин. В 1775 г. Слободско-Украинская губерния была объединена с Воронежской губернией в генерал-губернаторство с центром в Харькове. В 1780 г. Слободско-Украинская губерния, а также часть Белгородской губернии вошли в созданное Харьковское поместничество. Наместники в отличии от бывших генерал-губернаторов имели более широкие полномочия и большую самостоятельность. Они могли присутствовать в Сенате с правом голоса наравне с сенаторами. Их права были ограничены лишь властью императора и советом императорского двора6.

В конце XVIII в должности наместников были упразднены. Руководство губерниями в основном сосредотачивается в руках губернаторов. Так, указом Павла I от 12 декабря 1796 г.было упразднено Харьковское наместничество, а его территория вошла в состав возрожденной Слободско-Украинской (с 1835 г. Харьковской) губернии.

1 Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губернии [т.2]. 1830. С. 204-205.

2 Жук А.К. Укра'шсью народт килими. К., 1966. С. 9.

3 История городов и сел Украинской ССР. Харьковская обл... С. 79.

4 Там же. С. 79.

5 Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков от крепости до столицы. Харьков, 1998. С. 135-139.

6 Посохов С.И. Ярмыш А. Н. Губернаторы и генерал-губернаторы. Харьков, 1997. С. 10-11.

В течении длительного времени Харьков и монастыри относились к Белгородской метрополии. В 1799 г. создается Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове. Это способствовало строительству новых церквей как в губернии, так и в Харькове созданию в нем новых духовных учебных заведений1.

С развитием промышленности, торговли и системы образования росло население города. Если в 1773 году в Харькове насчитывалось 10148 чел., то в 1861г. уже 50301 житель. Распорядительным органом городского самоуправления была выборная Дума, существовавшая в Харькове с 1787 г. на началах сословного представительства2.

Постепенно преображался и внешний облик города. Земляной вал и стены крепости были разрушены. Рос торговый посад, образовывались новые ярмарочные площади, увеличивалось количество домов, церквей и других зданий, построенных из кирпича и камня. Одним из первых архитектурных памятников XVII в., который сохранился до нашего времени, является Покровский собор, построенный в 1689 г. В XVIII в. было построено еще несколько каменных зданий административного и общественного характера. В частности в центральной части старого Харькова по проектам архитектора П.А. Ярославского были построены провиантские склады, баня и присутственные места. В это же время начинает складываться ансамбль административного центра города вокруг Николаевской площади. В 1766-1777 г.г. был сооружен губернаторский дворец, впоследствии в нем был размещен Харьковский университет3.

В XIX в. Харьков продолжал развиваться как административный, промышленный, культурно-образовательный и научный центр не только Слобожанщины и Левобережной Украины, но и всего юга России.

В 1835-1856 г.г. Харьков становится центром нового генерал-губернаторства, в которое кроме Харьковской вошли Полтавская и Черниговская губернии4.

С целью модернизации страны и повышения роли образования и создания его системы царское правительство Александра I учредило 24 января 1803 г. в Российской империи шесть учебных округов. В числе таких округов был учрежден и Харьковский. В его пределы вошли губернии Украинско-Слободская, Воронежская, Курская, Черниговская, Полтавская, Таврическая, Екатеринославская и Донская и Черноморская козачьи области. Позже в его состав были включены дополнительно Киевская, Орловская, Подольская и Тамбовская губернии5.

Наиболее значительным событием в деятельности этого округа стало открытие, с активным участием местной общественности во главе с В.Н. Каразиным, в январе 1805 г. Харьковского императорского университета. С начала своего существования университет стал ведущим центром просвещения и науки не только на Слобожанщине, но и всей страны. Наряду с научной и учебной работой университет много сделал для открытия средних и низших школ, не только в Харькове, но и на территории всего Харьковского учебного округа6.

По инициативе основателя Харьковского университета В.Н. Каразина в 1811 г. было создано филотехническое общество для распространения достижений науки, техники и содействию развития промышленности и подъема экономики Юга России. Кроме харьковских ученых в общество входили любители науки и техники смежных украинских и российских губерний. В 1839 г. при университете открыли практическое ветеринарное училище, преобразованное в 1850 г. в ветеринарный институт, единственный на Юге страны. В 1885 г. в Харькове был открыт первый на Юге России технологический институт для подготовки инженеров для быстро растущей здесь промышленности7.

Открытие университета и других вузов способствовало развитию в Харькове среднего и специального образования. Так в начале XX в. в Харькове действовало четыре мужских и две женские гимназии, реальное и коммерческое училища, развитая система частных учебных заведений, в том числе девять мужских и двадцать женских гимназий, реальное и коммерческое училища.

Отличительной чертой развития системы образования в Харькове, было пристальное внимание развитию женского образования. Так в 1812 г. в Харькове по инициативе местной общественности был открыт по сути второй в стране Институт благородных девиц. Были открыты несколько частных средних женских школ и пансионов8.

В них обучалось много уроженок не только Слобожанщины, но и многих других смежных российских и украинских территорий.

1 Багалей, Д. Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й год). В двух томах. Т.2. Харьков, 1993. С. 859-900.

2 История городов и сел УССР. Харьковская область... С. 79.

3 Там же.

4 Багалей Д. Миллер Д.П. Указ. соч. С. 181.

5 История городов и сел УССР. Харьковская область... С. 81.

6 Там же.

7 Там же.

8 Багалей Д. Миллер Д.П. Указ. соч. С. 699-718.

С 1864 по 1888 год Харьков являлся центром Харьковского военного округа. В его состав входили: Харьковская, Воронежская, Курская, Орловская, Полтавская и Черниговская губернии1.

С 1867 г. Харьков, который ранее в судебном отношении был центром только для своей губернии, становится центром обширного судебного округа Российской империи. Он сначала включал в себя Харьковскую, Воронежскую, Курскую, Орловскую, Тамбовскую, Екатеринославскую губернии. Позже в его состав были включены Полтавская, Таврическая губернии и область войска Донского. Таким образом, он охватывал территорию в 434 тыс. кв., где проживало 17 млн. человек2.

В начале 70-х XIX в. в связи со строительством железных дорог на территории Слобожанщины и других украинских и российских губерний в Харькове были размещены управления Курско-Харьковско-Севастопольской и Харьковско-Николаевской железных дорог3.

Еще в 1843 г. в Харькове была учреждена контора Государственного банка Российской империи. В 1885 г. в городе открываются отделения Дворянского и Крестьянского банков. Они кроме Харьковской обслуживали население и других смежных губерний4.

И наконец в 1889 г. Харьков становится центром управления фабричного округа одного из шести созданных для контроля за условиями труда на фабриках и заводах страны. Ему подчинялись фабричные инспекции находившиеся в губерниях: Харьковской, Бакинской Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Кутаиской и областей Донской и Черноморской5.

После отмены крепостного права Харьков стал быстро расти как крупный промышленный центр. Способствовало этому развитие каменноугольной и железорудной промышленности Донбасса и Криворожья, строительство железных дорог и увеличение спроса на машины в сельском хозяйстве, которое постепенно переходило на путь капиталистического развития. Если в 1846 году в Харькове насчитывалось 53 небольших предприятий, то в 1899 г. в нем уже действовало 259. То есть их число выросло более чем в пять раз. Особенно быстро росло число машиностроительных и металлоперерабатывающих заводов. Они лучше оснащались технически и в них сосредотачивались наиболее квалифицированные кадры рабочих6.

Однако в Харькове по-прежнему активно развивалось ремесленное производство. В 1904 году в нем насчитывалось 22785 ремесленников, что составляло 11,3 % населения города7.

С развитием промышленности росла численность фабрично-заводского пролетариата. Его ряды пополнялись, главным образом, за счет разорившегося крестьянства. На промышленные предприятия Харькова приходили работать разоренные крестьяне из Харьковской и других губерний Украины. Также наниматся на заводы и фабрики Харькова приходили выходцы из Курской, Воронежской, Калужской, Орловской, Тульской, Московской, Санкт - Петербургской и многих других губерний и территорий России8.

В связи с развитием промышленности и торговли во второй половине 19-го века быстро росло население города: в 1881 году оно составляло 128 тыс. жителей. То есть по сравнению с 1861 годом оно выросло почти в 2,3 раза, а в 1901 году его численность достигла 198 тыс. человек. Таким образом за сто лет (1801-1901) число жителей Харькова увеличилось почти в 20 раз9.

В конце XIX века в Российской империи создаются монополистические объединения, быстро растет число банков и других финансово- кредитных учреждений. Не обошло это и Харькова. Здесь размещаются конторы крупнейших в стране синдикатов «Продамет», «Продауголь», происходили съезды отечественных горнопромышленников, действовало много отделений местных, санкт-петербургских, московских банков и других финансово-кредитных учреждений10.

В Харьков на работу и по другим делам стало приезжать много иностранцев. Это вызвало необходимость открытия здесь представительств других государств в виде консульств. В конце XIX века в Харькове открывается персидское, в начале ХХ века французское и германское консульства, несколько позже и других государств11.

Соответственно новому статусу города происходило его благоустройство, улицы замещались булыжником, строились тротуары, развивалось транспортное сообщение, совершенствовалось другое коммунальное хозяйство. Так в 1871 году на улицах Харькова появилось газовое освещение. С 1881 года начала строится первая очередь городского транспорта в виде конки. В 1882 году был открыт первый участок конно-железной дороги и она продолжала строится и в дальнейшем. В конце XIX века в городе был построена первая электростанция, это

1 Там же. С. 239.

2 Там же. С.230.

3 Там же. С. 242-243.

4 Там же. С. 249.

5 Там же. С. 248.

6 История городов и сел УССР. Харьковская область. С.79,81.

7 Багалей Д.,Миллер Д.П. Указ. соч. С.535.

8 Там же. С. 555.

9 История городов и сел УССР. Харьковская область. С.83.

10 Там же.

11 Багалей Д.И., Миллер Д.П. Указ. соч. С.250.

дало возможность использовать электроэнергию для освещения улиц и домов. Заработали телеграф и телефон. В 1906 году по улицам города начали ездить первые электрические трамваи1.

На рубеже ХК и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, торговых предприятий, складов, театров, кинотеатров, библиотек, учебных заведений и др. Для комплексного проектно-строительного развития Харькова создаются частные проектные канторы. В это время в Харькове работали выпускники петербургской и харьковской архитектурных школ: А. Бекетов, Б. Михалевский, В. Величко, Б. Корниенко, В. Покровский, А. Рженишевский, Ю. Цаупе и др. В городе строятся крупные здания по проектам санкт-петербургских зодчих Н. Веревкина, А. Дмитриева, И. Претро, О. Мунца, А. Шпигеля, Н. Васильева и др.. Особо великий вклад в развитие архитектуры Харькова внес выдающийся местный архитектор А. Бекетов. По его проектам в городе было сооружено более 40 различных зданий, которые украшают Харьков и сегодня. Благодаря деятельности архитекторов того времени Харьков приобрел свой неповторимый облик, который сохраняется и по сегодняшний день.

Таким образом, к концу ХХ века Харьков становится промышленным, образовательным, научным и культурным центром всероссийского масштаба, накопивший огромный потенциал для дальнейшего развития.

XIX век внес и другие неожиданные корректировки, Харьков становится важнейшим центром политической борьбы в Российской империи. В 60-70-ее годы XIX в. он стал одним из важнейших центров народнического движения. В начале ХХ века здесь развернули активную деятельность организации многих всероссийских и украинских партий, других общественных объединений и движений, которые в это время действовали в стране. 1 мая 1900 года в Харькове впервые в Российской империи была проведена демонстрация в знак пролетарской солидарности. В ней приняло активное участие более 10 тысяч местных рабочих и студентов. Трудящиеся Харькова принимали активное участие в первой российской революции 1905-1907 гг. и революциях 1917 г.2

Октябрьская революция, победа Советской власти и последующее образование СССР координально изменили жизнь Харькова. Будучи крупным, но провинциальным городом он был объявлен столицей Советской Украины. Столичный статус Харькова во многом предопределил направленность и темпы перемен во всех сферах жизни города. Несмотря на значительные потери, которые город понес в годы Первой мировой и гражданской воин, население Харькова уже в середине 1920-х гг. превысило 500 тыс., а к началу 1940 г. достигло 925 тыс. человек3.

Промышленность Харькова специфика производства, которой определилось в предшествующий период (металлообработка и машиностроение) получили свое дальнейшее развитие. В годы предвоенных пятилеток в городе были реконструированы ранее, существующие заводы: паровозостроительный, Свет шахтера, ХЭМЗ и другие. Они превратились в крупнейшие предприятия советской промышленности. Одновременно было построено много новых предприятий. Так 1 октября 1931 г. общими усилиями всех народов страны всего за 15 месяцев был построен второй по мощности в СССР тракторный завод. В годы второй пятилетки в Харькове были построены два гиганта советского машиностроения: станкостроительный и турбогенераторный заводы, а также такие важные для страны предприятия, как: Электростанок, Электротехнический, Велосипедный, Инструментальный и другие4.

Сооружение новых и реконструкция существующих предприятий коренным образом изменили структуру промышленности города. Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность развивалась в три-пять раз быстрее, чем все другие отрасли. Их быстрый рост обеспечивал условия для подъема легкой промышленности, которая к 1940 году выросла по сравнению с 1913 годом в 10 раз. Развивались и другие отрасли. Многие мелкие предприятия превратились в крупные. Такое превращение произошло с кондитерской фабрикой «Октябрь», фабрикой «Красная нить» и многими другими местными предприятиями5.

Успешно развивались все виды транспорта, в первую очередь железнодорожный. Харьковский железнодорожный узел по своему техническому оснащению и отправлению грузов стал одним из наиболее мощных в СССР. Харьков к этому времени был перекрестком восьми железнодорожных линий.

Социалистический Харьков по темпам индустриального развития занимал одно из первых мест среди промышленных центров страны. Освоение новой техники и технологических процессов постоянно требовало квалифицированных рабочих, повышению их профессиональных навыков.

В годы советской власти Харьков превратился в один из крупнейших центров в стране по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих. Так в 1940-1941уч. г. в 36 вузах обучались 30768 студентов, в 41 среднем учебном заведении - 14,1 тыс. человек.Специалисты и

1 Багалей Д.И., Миллер Д.П. Указ. соч. С. 424-487.

2 История города Харькова ХХ столетия / А.Н. Ярмым, С.И. Посохов, А.И. Эпштейн и др. Харьков, 2004. С. 87-104.

3 Харьковский областной государственный архив. Ф.2. Оп.11, 14. Д.2.

4 История городов и сел Украинской ССР. Харьковская область... С. 106.

5 Там же.

квалифицированные рабочие готовились кроме Харькова для всех союзных республик, но в первую очередь для тех областей, которые составляли в прошлом исторический регион - Слобожанщину1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В эти же годы в Харькове бурно развивается наука. В начале 1940 года в нем действовало 46 научно-исследовательских институтов, много проектных и конструкторских организаций. Концентрация научных сил и внимание властей к развитию науки, привело к тому, что харьковские ученые возглавили многие отечественные научные направления и школы. Так в начале 30-х годов в местном физико-техническом институте был осуществлен впервые в СССР расщепление ядер лития. Многие исследования, проведенные в Харькове, вошли в золотой фонд мировой науки2.

Насыщенной была и культурная жизнь города. С Харьковом связана жизнь и творчество многих украинских писателей и поэтов: В. Блакитного, В. Сосюры, А. Корнейчука, О. Вишни и других. Возникли своеобразные местные школы композиторов, живописцев, скульпторов. В городе работало 14 театров, государственный цирк. Значительную воспитательную и культурно -массовую работу проводили местные музеи, рабочие дворцы и клубы, библиотеки. Уже в 30-е годы начался процесс сплошной радиофикации города3.

Улучшились материально-бытовые условия жизни харьковчан, которые становились участниками больших преобразований, происходящие в городе в 20-30 годы. На месте бывших бараков сооружались новые благоустроенные жилые массивы «Новый быт», «Красный луг», студенческий городок, целый Орджоникидзевский промышленный район. В 1925-1933 гг. сформировался новый центр города - площадь Ф.Э. Дзержинского (самая большая в Европе). Были сооружены в стиле советского конструктивизма такие замечательные здания как Краснозаводской театр, дом государственной промышленности (Госпром), дом проектов и многие другие. Они стали визитными карточками нового Харькова. Всего в годы советской власти в городе было построено 2 млн. кв. метров жилой площади, т.е. столько, сколько было создано за 300 предшествующих лет4.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для города и его жителей. Харьков дважды переходил из рук в руки. Это был самый крупный промышленный, транспортный, научно-образовательный и культурный центр, который удалось захватить немецким - фашистским войскам. В годы войны и немецкой оккупации Харькову был нанесен огромный материальный ущерб. Были разрушены более 500 промышленных предприятий, электростанции, железнодорожный транспорт, телефонная связь, трамвайные и троллейбусные парки5.

В городе было повреждено и уничтожено 1600 тыс. кв. метров жилой площади. Однако, самый тяжелой и невосполнимой потерей была гибель людей. Ко дню освобождения в городе осталось 180-190 тыс. жителей и в четыре раза меньше, чем в начале Отечественной войны.6

Самоотверженная работа по восстановлению города началась сразу после освобождения Харькова. Наряду с восстановлением и реконструкцией ранее существующих заводов и предприятий строились новые: подшипниковый и тракторосборочный заводы, предприятия электропромышленности, строительной индустрии, пищевой и легкой промышленности. К концу четвертой пятилетки все предприятия города были восстановлены и производили на 16,1 % продукции больше, чем в 1940 г. Был возрожден крупнейший в СССР Харьковский железнодорожный узел7.

Многое делалось для восстановления и дальнейшего развития коммунального хозяйства, городского транспорта, бытовых и культурно-просветительских учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций. Было восстановлено и вновь построено к концу 1950 года 900 тыс. кв. метров жилья8.

В 50-80 ее годы ХХ в. происходит процесс дальнейшего наращивания промышленного, научно-образовательного и культурного потенциала города. В 1962 г. его население достигает одного миллиона человек.В эти годы в городе началось широкое жилищное строительство. В 50-70 гг. были построены новые жилые массивы Павлового поля, Новых домов, Селекционной станции. Началось строительство самого крупного в Украине Салтовского жилого района. В 80-е годы началось строительство Роганского, Холодногорского и Алексеевского жилых массивов. Были построены две ветви метрополитена, активно развивались другие виды городского и пригородного транспорта.

К концу 80-х годов население Харькова выросло до 1 млн. 610 тысяч человек9.

Качественно новый этап в развитии города начался после распада СССР и провозглашения независимости Украины. Новые политические условия существенно повлияли на экономическое развитие Харькова, причем не всегда в лучшую сторону. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.

1 История городов и сел Украинской ССР. Харьковская область... С.107.

2 Там же.

3 История города Харькова ХХ столетия...С.284-288.

4 История городов и сел Украинской ССР. Харьковская область... С.107.

5 Там же. С.115.

6 Харьков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Памятные события и даты). Харьков, 1975. С.40.

7 История городов и сел УССР. Харьковская область... С. 178.

8 Там же.

9 История города Харькова ХХ столетия... С.452-453.

Таким образом, за свою почти 370-летнюю историю Харьков прошел путь от полковой крепости и губернского провинциального города до крупнейшего индустриально-промышленного, транспортного, научно-образовательного и культурного центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциалы на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития и сохранения преемственности. История и развитие Харькова и Слобожанщины в целом - яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловили как специфику Харькова и региона, так и перспективы его будущего развития.

Библиография

Багалш Д.Б 1сторш Слобщсь^ Украни. Харюв: «Основа», 1998.

Багалей Д.И. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губернии: Т.2. М., 1830.

Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова, за 250 лет его существования (с 1655 по 1905). В 2-х томах. Т.1. Харьков.: Основа, 1993.

Жук А.К. Украшсью народш килими. Киев: «Наукова думка», 1966.

История города Харькова ХХ столетия / А.Н. Ярмым, С.И. Посохов, А.И. Эпштейн и др. Харьков: «Фолио»,

2004.

История городов и сел УССР. Харьковская область / гл.ред. Украинской советской энциклопедии. Киев: Институт истории Академии наук УССР, 1976.

Кеворкян К. Первая столица. Очерки, проза. Харьков: Фолио, 2007.

Красовицкий Б. Столичный Харьков - город моей юности. Харьков: Фолио, 2004.

Лейбфрейд А.Ю. Харьков. От крепости до столицы: заметки о старом городе. Харьков: Фолио, 2004.

Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков от крепости до столицы. Харьков: «Фолио», 1998.

Михайлик О. Харькову - 300 роюв. Харьков: Облвидав, 1956.

Плотичер Е.А. Слово о родном городе. Харьков: Золотые страницы, 2009.

Посохов С.И. Ярмыш А. Н. Губернаторы и генерал-губернаторы. Харьков: Институт внутренних дел, 1997. Посохов С.И., Ярмыш А.Н. Губернаторы и генерал-губернаторы. Харьков: Акта, 1996. Потрашков С.В. Харьковские полки Три века истории. Харьков: «ОКО», 1998. Рассоха И.Н. Украинская прародина индоевропейцев. Харьков: ХНАМГ, 2007.

Слюсарський А.Г. Слобщська Украша. 1сторичний нарис XVII - XVIII ст. Харькв: Харювське книжково-газетне видавництво, 1954.

Харьков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Памятные события и даты). Харьков, 1975. Шкодовский Ю.М., Лаврентьев И.Н., Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю.Ю. Харьков: вчера, сегодня, завтра. Харьков: Фолио, 2004.

Шрамко Б.А., Скирда В.В. Рождение Харькова. Харьков: Восточно-региональный центр гуманитарно-образовательных инициатив, 2004.

References

Bagalei D.I. Materialy dlia istorii kolonizatsii i byta Khar'kovskoi i otchasti Kurskoi i Voronezh-skoi gubernii: T.2.

M., 1830.

Bagalei D.I., Miller D.P. Istoriia goroda Khar'kova, za 250 let ego sushchestvovaniia (s 1655 po 1905). V 2-kh tomakh. T.1. Khar'kov.: Osnova, 1993.

Bagalii D.I. Istoriia Slobids'koï Ukraïni. Kharkiv: «Osnova», 1998.

Istoriia goroda Khar'kova KhKh stoletiia / A.N. Iarmym, S.I. Posokhov, A.I. Epshtein i dr. Khar'kov: «Fo-lio»,

2004.

Istoriia gorodov i sel USSR. Khar'kovskaia oblast' / gl.red. Ukrainskoi sovetskoi entsiklopedii. Ki-ev: Institut istorii Akademii nauk USSR, 1976.

Kevorkjan K. Pervaja stolica. Ocherki, proza. Har'kov: Folio, 2007.

Khar'kov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. (Pamiatnye sobytiia i daty). Khar'kov, 1975.

Krasovickij B. Stolichnyj Har'kov - gorod moej junosti. Har'kov: Folio, 2004.

Leibfreid A.Iu., Poliakova Iu. Iu. Khar'kov ot kreposti do stolitsy. Khar'kov: «Folio», 1998.

Lejbfrejd A.Ju. Har'kov. Ot kreposti do stolicy: zametki o starom gorode. Har'kov: Folio, 2004.

Mihajlik O. Har'kovu - 300 rokiv. Har'kov: Oblvidav, 1956.

Ploticher EA. Slovo o rodnom gorode. Har'kov: Zolotye stranicy, 2009.

Posohov S.I., Jarmysh A.N. Gubernatory i general-gubernatory. Har'kov: Akta, 1996.

Posokhov S.I. Iarmysh A. N. Gubernatory i general-gubernatory. Khar'kov: Institut vnutrennikh del, 1997.

Potrashkov S.V. Khar'kovskie polki Tri veka istorii. Khar'kov: «OKO», 1998.

Rassoha I.N. Ukrainskaja prarodina indoevropejcev. Har'kov: HNAMG, 2007.

Shkodovskij Ju.M., Lavrent'ev I.N., Lejbfrejd A.Ju., Poljakova Ju.Ju. Har'kov: vchera, segodnja, zavtra. Har'kov: Folio, 2004.

Shramko B.A., Skirda V.V. Rozhdenie Har'kova. Har'kov: Vostochno-regional'nyj centr gumanitarno-obrazovatel'nyh iniciativ, 2004.

Sljusars'kij A.G. Slobids'ka Ukraïna. Istorichnij naris XVII - XVIII st. Har'kiv: Harkivs'ke knizhkovo-gazetne vi-davnictvo, 1954.

Zhuk A.K. Ukraïns'ki narodni kilimi. Kiev: «Naukova dumka», 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.