О.Н. Косенков
Возвращение в пройденное: организация начальной военной подготовки в школах Калининградской области в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ в.
В первые послевоенные годы в стране наметился курс на сокращение и изменение характера военной и допризывной подготовки как предмета обучения в учебных заведениях. В конце лета 1946 г. было принято постановление Совета министров СССР «Об отмене военной подготовки учащихся юношей и девушек V-VII классов, девушек VШ-X классов и об изменении программ допризывной военной подготовки учащихся VШ-X классов». С 1 сентября 1946 г. вводились новые программы в объёме двух часов в неделю (198 часов за весь период обучения). Кроме того, предусматривалось проведение 20-дневного лагерного сбора в летние каникулы учащихся 9-х классов (17 учебных дней по 6 часов в день, всего 102 часа)1.
В течение последующих полутора десятков лет шло постепенное сокращение роли военной подготовки. Наконец, в феврале 1962 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962/63 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений .
Начальная военная сменилась факультативным обучением, созданием в школах первичных организаций ДОСААФ, а впоследствии и организацией учебных пунктов по подготовке призывной и допризывной молодежи . Эти формы обучения позволяли старшеклассникам заниматься не только военно-политической подготовкой, изучением стрелкового оружия, но и изучать подводное дело и радиотехнику, осваивать вождение автомобилей, мотоциклов, электромашин и другой техники.
Особая роль в организации такой подготовки молодежи принадлежала первичным организациям ДОСААФ. Их деятельность
1 См.: Учительская газета. 1946. 31 авг.; Народное образование в СССР. Общеобразовательные школы / Сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 184.
2 См.: Правда. 1962. 25 апр.
3 См.: Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 313. Оп. 1. Д. 269. Л. 21.
была направлена не только на практическое освоение учащимися уроков патриотизма и идейно-политическое воспитание школьников, но и на создание в школах музеев, комнат боевой славы и военно-патриотических библиотек, организацию ухода за памятниками погибших в годы Великой Отечественной войны. Проводилась подготовка по военно-техническим и прикладным видам спорта, устраивались спартакиады и соревнования, а также знакомство с воинскими уставами, овладение навыками строевой и стрелковой подготовки, освоение одной из технических специальностей4.
Комсомольские организации, в свою очередь, уделяли особое внимание военно-спортивным лагерям. В Калининграде было пять таких лагерей на 100—130 человек. Сюда направлялись в основном подростки, имевшие отклонения от норм поведения, состоявшие на учете в детской комнате милиции. Особое внимание в этих лагерях уделялось физическому развитию: закаливанию и укреплению детского организма, формированию стойкости, выносливости5.
Двенадцатого октября 1967 г. был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности6. Одним из основных его положений стало сокращение срока службы в Вооруженных силах (вместо 3—4-летней срочной службы вводился 2—3-летний срок). Компенсирующей мерой такого сокращения стало введение в старших классах школ (начиная с 9-го) начальной военной подготовки. Ст. 17 Закона гласила, что «до призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка». В постановлении Совета министров РСФСР от 31 мая 1968 г. отмечалось, что в Калининградской области новый предмет будет введен в 114 школах, но поэтапно: в 1968—1970 гг. - в 20, в 1971—1972 гг. - в 947.
Столь растянутая по времени программа освоения школами нового предмета обучения была связана с большими финансовыми затратами, необходимыми для материального обеспечения занятий. Введение курса начальной военной подготовки требовало создания специальных кабинетов, комнат хранения оружия, стрелковых тиров, полосы препятствий, караульных городков, тактических городков, комплексов по гражданской обороне, кабинетов по медицинской подготовке.
4 См.: ГАКО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 275. Л. 28.
5 См.: Там же. Д. 304. Л. 14, 21.
6 См.: Ведомости ВС СССР. 1980. № 52. С. 1121.
7 См.: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 259. Оп. 45. Д. 7532. Л. 10, 11 об.
Всё содержание комплекса начальной военной подготовки обходилось Российской Федерации в 500 млн рублей в год . Соответствующие затраты на введение нового предмета обучения должна была понести и Калининградская область. Между тем дополнительного финансирования облисполкомам не выделялось. Совмин республики в своём постановлении подчеркивал необходимость «расходы на начальную военную подготовку в 1968 г. осуществлять в пределах ассигнований, выделенных на 1968 г.» .
Введение начальной военной подготовки даже в пяти школах области было солидной нагрузкой на областной бюджет. Руководство области приняло решение обратиться за помощью к Балтийскому флоту и 11-й гвардейской армии с просьбой выделить для оборудования военных кабинетов в школах необходимые учебные пособия, учебное оружие, методическую литературу и оказать помощь органам народного образования, военкоматам и организациям ДОСААФ в проведении учебно-методических сборов и инструкторско-методических занятий с руководителями начальной военной подготовки. Расходы на оборудование военных кабинетов составляли от 500 до 1000 рублей в год .
Городские и районные отделы народного образования совместно с военкоматами получили задание выявить юношей, не имеющих восьмилетнего образования, и организовать их учёбу в вечерних школах. Однако в 1975 г. в школах рабочей молодежи в Балтийском районе продолжали учёбу лишь 23,8 % от числа молодежи, имеющей образование 7 и ниже классов, приписанных к призывным участкам. В Октябрьском районе этот показатель составлял 35 %, в Ленинградском - 48,8 %. Ежегодно направлялось в армию более 3 % призывников с образованием ниже 8 классов11.
В 1972/73 учебном году во всех школах области завершился процесс восстановления преподавания начальной военной подготовки. В школьной программе на этот предмет отводилось 2 часа в неделю, всего 140 часов на протяжении двух лет учёбы. Кроме того, ежегодно проводились лагерные сборы допризывников. Как правило, в каждой школе работал один преподаватель этого пред-мета12.
8 См.: Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998. С. 376.
9 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 7532. Л. 10 об.
10 ГАКО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 293. Л. 21; Д. 361. Л. 18.
11 Там же. Д. 293. Л. 23; Д. 489. Л. 194.
12 См.: ГАКО. Ф. 462. Оп. 3. Д. 803. Л. 9;Днепров Э.Д.. Указ. соч. С. 376.
Формы повышения квалификации были следующими: кустовые семинары с проведением открытых уроков, ежегодные однотрёхдневные учебно-методические семинары для военруков, обмен опытом преподавания. Институт усовершенствования учителей и областная школьная фильмотека организовали курсы кинодемонстраторов (30-часовая программа). Решением облисполкома № 81 от 3 апреля 1972 г. был создан областной методический совет под председательством военного комиссара области и аналогичные советы в районах и городах области13. Относительно легко решили проблему преподавательских кадров за счёт офицеров, уволившихся в запас: из 62 принятых на работу военруков офицерами являлись 46 человек, остальные - сержанты и рядовые запаса. Около 40 % имели опыт педагогической работы. Военруки проходили месячные курсы при Калининградском высшем военно-инженерном
училище14.
Сложнее решались вопросы с учебно-материальной базой. Школам трудно было построить стрелковый тир, оборудовать полосу препятствий и т. д. Приходилось пользоваться базами других учреждений. Например, учащиеся школ Октябрьского района занимались в тире школы № 14, школы Московского и Центрального районов пользовались районными тирами, остальные школы - тирами предприятий и воинских частей15.
Таким образом, процесс восстановления преподавания начальной военной подготовки в школах, прерванный в 1962 г., был завершен, при этом сохранились все факультативные формы допризывной подготовки, которые даже получили дополнительный импульс для развития. Был принят современный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», структурированы военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», более частыми стали различные конкурсы и смотры строя и песни, стрелковые соревнования. Появились и новые формы военно-патриотического воспитания. Например, совместно с воинскими частями комитетами ДОСААФ стали проводиться смотры оборонно-массовой работы, недели пропаганды видов и родов войск Вооруженных сил СССР, активизировалось шефство воинских частей над школами. С течением времени произошло улучшение показателей обучения школьной молодежи. В частности, проверки облоно показали, что знания и навыки по этому предмету в школах Ленинградского района являются в ос-
13 См.: ГАКО. Ф. 462. Оп. 3. Д. 803. Л. 8—9.
14 См.: Там же. Л. 7.
15 См.: ГАКО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 383. Л. 23.
новном отличными (60 %) и хорошими (30 %)16. Коллегия облоно в своем постановлении № 7 от 19 апреля 1979 г. отмечала, что обучение школьников проводится «в соответствии с программой начальной военной подготовки», создана «вполне удовлетворительная учебно-материальная база», военруки получают «действенную методическую помощь», активно осуществляется военнопатриотическая работа17.
Косенков Олег Николаевич - соискатель кафедры истории Балтийского региона РГУ им. И. Канта, директор школы № 20 (Калининград).
16 ГАКО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 431. Л. 32-33, 39.
17 Там же. Оп. 4. Д. 46. Л. 41-42.