Возвращение России на Балканы
Экономический аспект
Мария Максакова
Балканский регион со всей своей многонациональностью, политической значимостью и нестабильностью, экономической привлекательностью и разнородностью, наконец, уникальным в географическом смысле положением всегда привлекал и будет привлекать внимание мировых держав. Именно здесь сталкиваются геополитические, геостратегические и геоэкономические интересы России, США и ЕС.
Для России Балканские страны остаются особой зоной своего традиционного влияния, которое необходимо систематически поддерживать и укреплять. Проблемы Балканского региона являются предметом изучения многих российских исследователей [1, 2], тем не менее экономический аспект изучен недостаточно.
«Значимость Балканского полуострова как одного из важных перекрёстков трансконтинентальных инфраструктурных маршрутов стала неуклонно возрастать с конца XIX в. - на волне происходившей в тот период переориентации мировых сырьевых и торговых потоков. В наши дни борьба за контроль над маршрутами транспортировки энергоресурсов является ключевым аспектом геополитического соперничества в регионе» [3].
«В то же время Балканский полуостров как зона продолжающегося конфликта мировых центров силы оказывается реперной точкой интеграционных/дезинтеграционных процессов не толь-
МАКСАКОВА Мария Андреевна - аспирантка кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО(У) МИД России. E-mail: formaria@bk. ru
Ключевые слова: Россия, Сербия, Балканы, ЕС, «Южный поток», евразийская интеграция.
ко в Европе, но и в Евразии в целом. Балканы являются частью дуги нестабильности, которая через Малую Азию, Ближний Восток, Кавказ и Центральную Азию доходит до современных границ России. Поэтому необходимо заниматься поиском путей стабилизации, замирения региона, способов его включения в устойчивые интеграционные объединения - хотя бы в прагматических целях защиты национальных интересов России» [4].
Именно наличие стратегических партнёров в регионах мира, в частности на Балканах, будет определять в перспективе позицию России в мировой политике и экономике. Россия всегда отстаивала свой приоритет на Балканах (более или менее успешно в разные периоды), в том числе для того, чтобы не потерять немногочисленных союзников в Европе, одним из которых является Сербия.
После определённого охлаждения в отношениях с Балканскими странами в 90-е годы в 2000-х ситуация начала меняться, и Россия стала использовать более эффективные методы для укрепления своих позиций в регионе - экономические и инвестиционные.
Российско-сербское взаимодействие
Сотрудничество России и Сербии базируется на достаточно солидной договорно-правовой базе. Остаётся в силе ряд соглашений, заключённых ещё СССР и СФРЮ. Сохраняют актуальность и договоры, заключённые Россией с Союзной Республикой Югославия (СРЮ) 19922003 гг. и Сербией и Черногорией (СиЧ) 2003-2006 гг., и, что самое главное, за последние годы подписан ряд соглашений с Сербией, в том числе стратегического характера.
Из наиболее важных следует выделить:
- Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 25 января 2008 г.;
- Соглашение о поставках природного газа на период с 2012 по 2021 г. от 13 октября
2012 г.;
- Соглашение о предоставлении экспортного кредита на реконструкцию и строительство железнодорожной инфраструктуры Сербии в размере 800 млн долл. от 11 января
2013 г.;
- Декларацию о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия от 24 мая 2013 г.
Договорно-правовая база достаточна для дальнейшего развития отношений двух стран, и в этом контексте важно не только декларирование на бумаге, но и субстантивное наполнение соглашений реальными проектами. В этом направлении уже сделаны некоторые весьма успешные шаги.
Когда-то Сербия была процветающей и успешной республикой, но после бомбардировок НАТО (1999 г.) она оказалась в сложной экономической ситуации: была разрушена промышленная и транспортная инфраструктура; целенаправленно уничтожены нефтеперерабатывающие производства, резко возросло количество беженцев, потерявших рабочие места и покинувших страну навсегда. Стране был нанесён колоссальный экологический ущерб, сопровождавшийся невиданной гуманитарной катастрофой. Этот список можно продолжать бесконечно.
«Вот лишь некоторые цифры: за два с половиной месяца разрушено 60 мостов, 5 аэродромов, 5 участков железных дорог, 3 участ-
ка автострад, тысячи хозяйственных построек (больницы, школы, церкви, жилые дома), десятки зданий заводов и фабрик, 10 нефтеперерабатывающих производств, 9 ретрансля-торных станций» [5].
По различным оценкам материальный ущерб всей экономики составил от 30 до 100 млрд долл., промышленное производство упало на 44%.
Ближайшие соседи, такие как Болгария, Венгрия, Македония, Румыния, Хорватия, тоже ощутили на себе негативные экономические последствия военной операции НАТО: снижение ВВП стран, прямые финансовые потери, сокращение иностранных инвестиций, падение объёмов торговли, потери от экономической блокады и введения санкций против Югославии.
Сотрудничество в
Возобновление российско-сербского сотрудничества началось с проекта, реализуемого компанией ОАО «Лукойл» в Сербии. В 2003 г. российская компания выиграла тендер и приобрела 79,5% акций второго по величине сербского государственного предприятия по хранению и сбыту нефтепродуктов «Беопетрол», серьёзно пострадавшего в результате военных действий и экономических санкций. Суммарные инвестиции компании в Сербии составляют более 300 млн долл., «Лукойл» контролирует более 20% сербского рынка нефтепродуктов.
Дальнейший импульс развитию экономики Сербии и укреплению двустороннего сотрудничества придал ещё один крупный российский проект - приобретение компанией «Газпромнефть» сербской государственной компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС).
Очевидно, что последствия всего этого исправить в одиночку невозможно. В 2000-х годах Россия стала «сосредотачиваться» сама и начала возрождать ещё не до конца потерянные позиции на Балканах, прежде всего посредством экономической помощи пострадавшей Сербии в восстановлении нефтегазовой отрасли. После войны сил и средств для полномасштабной реконструкции и модернизации у Сербии не было, положение усугублялось наложенными на страну экономическими санкциями. Тем не менее благодаря российским инвестициям ситуацию удалось изменить. Сегодня мы уже можем говорить о том, что российские инвесторы вывели сербскую нефтегазовую отрасль из затяжного кризиса.
сфере энергетики
«Когда правительство Республики решило приватизировать НИС, западные компании не проявляли интереса к модернизации НПЗ. Дело в том, что в Европе очень много нефтеперерабатывающих заводов, которые загружены не на 100%. Если бы какая-то западная компания купила НИС, то она просто закрыла бы сербские НПЗ и стала бы продавать через сбытовую сеть НИС топливо, привезённое из других стран» [6].
Компания «Газпромнефть» пошла иным путём и сейчас об успехах НИС можно судить по тем конкретным результатам, которых удалось добиться за время управления российским инвестором.
Во-первых, к 2012 г. «Газпромнефть» провела реконструкцию и модернизацию перерабатывающих производств НИС, которая потребовала порядка 547 млн евро вложений. Это был крупнейший инвестиционный проект в современной Сербии [7]. В 2013-2014 гг. продолжается модернизация существующих и строительство новых мощностей.
Во-вторых, удалось существенно увеличить добычу нефти и газа, улучшить производственные и финансовые показатели компании.
В-третьих, благодаря росту эффективности деятельности при одновременном снижении затрат компании удалось из убыточной стать прибыльной: в кризисный 2009 г. убыток составлял 37,7 млрд серб. динар, в 2010 г. компания выходит в положительные значения, а чистая прибыль составляет 16,8 млрд серб. динар (СДР). В 2013 г. прибыль компании возрастает до 48,3 млрд серб. динар, что составляет примерно 480 млн евро [8].
В-четвёртых, компания является крупнейшим налогоплательщиком в Сербии: в 2013 г. выплаты налогов оставили 15% государственного бюджета.
В-пятых, российский партнёр компании за всё время присутствия на сербском рынке уже инвестировал 2 млрд евро [9], а в период 2013-2015 гг. планирует инвестировать ещё 1,5 млрд евро [10], в том числе в такие проекты, как строительство ветровой электростанции «Пландиште», двух газовых электростанций, обеспечивающих отопление в горо-
дах Панчево и Нови-Сад, модернизация завода «Петрохемия» и др.
Вдобавок к этому до 2015 г. компания планирует вложить в экологические проекты порядка 400 млн евро [10].
Всё это указывает на то, что эффективно реализуются основные поставленные цели - восстановление нефтеперерабатывающих производств Сербии, повышение в рыночных условиях конкурентоспособности самой НИС, постепенное превращение компании в лидера среди отраслевых конкурентов на рынке Юго-Восточной Европы и в быстрорастущего регионального игрока на Балканах. Это даёт положительный эффект для экономики Сербии, а в перспективе при реализации проекта «Южный поток», возможно, превратит страну в регионального энергетического лидера, способного обеспечивать энергобезопасность как минимум Балканского региона.
«Южный поток» как фактор стабильности Балкан
О трубопроводе «Южный поток» (ЮП), который стал в последнее время предметом острых дискуссий, следует сказать, что это международный, а не чисто российский проект, как многие ошибочно полагают. Участниками ЮП по реализации морской части проекта выступают российский «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и немецкая Wintershall. Для строительства сухопутной части газопровода созданы совместные предприятия с компаниями-партнёрами в Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Сербии, Словении и Хорватии на основании межправительственных соглашений, подписанных с этими странами. «Южный поток» будет реализовы-
ваться на условиях проектного финансирования.
«Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании» [11].
Судя по составу участников проекта, заинтересованность европейских стран в реализации ЮП очевидна, к тому же ЕС уже не раз убеждался в ненадёжности транзитных поставок газа через Украину, достаточно лишь вспомнить газовый кризис 2009 г. Тем не менее претензии со стороны Евро-комиссии к проекту остаются.
За последние месяцы российско-европейская газовая полемика стремительно набирает обороты, а реализация ЮП ставится под угрозу. Приходится сталкиваться с разного рода проблемами от организационно-правовых до политических. И если для решения вопроса ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, а именно применения норм третьего энергетического пакета, ведётся активная работа с уполномоченными органами ЕС, то возникающие политические проблемы могут привести к негативным последствиям для проекта, а именно: удорожанию и существенному нарушению сроков его реализации и как следствие - снижению инвестиционной привлекательности «Южного потока».
Решение всех этих вопросов может быть найдено только в том случае, если дискуссии по проекту будут выведены из политической в экономическую плоскость, а европейские страны будут руководствоваться собственными национальными интересами в целях укрепления энергетической безопасности Европы, повышения надёжности энергоснабжения своих потребителей и диверсификации маршрутов поставок газа.
Очевидно, что в контексте событий на Украине проект газопровода «Южный поток» остаётся приоритетным не только для России, заинтересованной в том, чтобы все страны, подписавшие межправительственные соглашения по проекту, продолжили участие в нем, но и, главным образом, для Европы, а с приближением отопительного сезона понимания со стороны европейцев становится всё больше.
В самом ЕС по поводу проекта складывается парадоксальная ситуация. В то время, как под давлением Европейской комиссии и США Болгария принимает решение о временной приостановке работ по проекту до разрешения споров с Брюсселем (при этом никаких официальных документов, запрещающих строительство, пока не подписано), к строительству газопровода присоединяется весомый потребитель российского газа - Австрия. 24 июня 2014 г. Россия и Австрия договорились о строительстве австрийского участка ЮП, о чём подписаны соответствующие соглашения между «Газпромом» и ОМУ. Конечный пункт газопровода, Баумгартен, планируется превратить в газотранспортный хаб, который станет поставщиком газа для стран Центральной и Восточной Европы.
В начале июля 2014 г. ещё один участник проекта - Венгрия выступила против отсрочки строительства «Южного потока». Дело в том, что в 2015 г. подойдёт к концу срок действия контракта, по которому в Венгрию поставляется российский газ, поэтому нынешняя поддержка Венгрии вызвана прагматичным желанием определить в кратчайшие сроки параметры импорта на следующие десять лет. Словения также поддержала строительство ЮП на своей территории, о чём 8 июля 2014 г. сообщил министр иностранных дел страны, вероятно, опасаясь исключения из проекта в связи с возвращением в него Австрии.
В то же время в Белграде состоялось подписание контракта на строительство сербского участка газопровода «Южный поток» объёмом около
2,1 млрд евро. С территории страны планируется сделать два отвода ЮП в Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины) и Хорватию, также рассматривается возможность отвода в Македонию, но не с территории Болгарии, как предполагалось ранее, а с территории Сербии. Руководство Сербии поддержало эту идею, стремясь придать стране статус регионального энергетического узла.
Важно отметить, что подписанию этого соглашения предшествовали политические контакты на высшем уровне.
Премьер-министр Сербии А. Вучич во время переговоров с президентом России В.В.Путиным (Москва, 8 июля 2014 г.) заявил, что устранены все препятствия для подписания соглашения по «Южному потоку».
Вероятно, российская сторона пошла навстречу сербским партнёрам и сделала ряд уступок, в том числе и по условиям кредита на строительство ЮП.
Известно, что удалось договориться о предоставлении субординированного кредита, который создаёт привилегированные условия для заёмщика по сравнению с кредитором.
Первоначальная процентная ставка по кредиту с 8% снижена до 4,25%, а погашение будет осуществляться за счёт средств, полученных от транзита газа.
Помимо этого, 50% строительных и 40% других видов работ стоимостью 350 млн евро будут выполняться сербскими компаниями.
Возможно, сербской стороне удалось договориться и о более выгодных условиях по инфраструктурному кредиту общим объёмом 800 млн долларов, а также о выделении транша в ближайшее время. Ещё одной «возможностью пополнить сербский бюджет могла бы стать опция повышения НДПИ* для российских компаний, работающих в Сербии.
Сейчас ставка, прописанная в межправительственном соглашении, заключённом в 2008 г., составляет 3%. При этом сербская сторона, если верить СМИ, намерена повысить ее до 7%. Однако и на этот шаг нужна санкция Москвы - в одностороннем порядке менять договоры такого уровня, даже со ссылкой на кризис и прочие трудности, Белград не решится» [12].
Также обсуждались и потенциальные инвестиционные проекты в Сербии. При этом список, по всей вероятности, корректировался западными консультантами. За несколько дней до визита А.Вучича в Москву посол США в Сербии публично «предостерёг» сербскую сторону от продажи России акций компании «Электрохозяйство Сербии», так как передача энергетики под контроль компаний из одной страны угрожает национальным интересам Сербии.
«Возможно, именно поэтому в пакете предложений, которые сербы привезли в Москву, в качестве возможных объектов для приватизации значатся совсем другие компании - убыточные и полуразорённые заводы «Петрохемия» (нефтехимическое производство) и «Азотара» (производство удобрений), стратегических инвесторов для которых в ЕС найти пока не удалось» [12].
Всё это лишний раз доказывает, что ситуация с «Южным потоком» излишне политизирована, и это неслучайно.
«"Южный поток", будучи серьёзным и выгодным экономическим проектом, закономерно вызывает раздражение у западных партнёров. Его успешная реализация не только означает экономическое возвращение России в Европу, но и будет способствовать серьёзным геополити-
* НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых.
ческим изменениям в регионе» [4]. Поэтому США всячески пытаются политизировать чисто экономические вопросы и обеспечить собственные энергетические интересы при помощи давления на Еврокомиссию, искусственно создающую проблемы при реализации проекта, ультиматумов странам-членам и санкций.
Возможным выходом из сложившейся ситуации было бы обсуждение с Еврокомиссией исключений для ЮП, в частности, придание проекту статуса TEN-E (трансграничной европейской сети), что позволило бы вывести проект из-под действия третьего энергопакета ЕС. Как следует из ст. 170-172 и 194 Договора о функционировании Европейского союза, трансграничные европейские сети являются важным фактором для достижения целей единой энергетической политики Евросоюза, таких как: устойчивое развитие, стимулирование конкуренции, повышение надёжности поставок, защита окружающей среды, сотрудничество с третьими странами для осуществления проектов, имеющих общий интерес [13]. Такими проектами для Европы являются «Северный поток» и «Южный поток». «Северный поток» получил статус трансграничной европейской сети в 2000 г., который в очередной раз был подтверждён в 2006 г. Это означает, что трубопровод представляет собой ключевой проект по созданию важнейших
трансграничных транспортных мощностей, направленных на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности Европы. Те же цели преследует и проект «Южный поток».
Несмотря на все нападки на «Южный поток», вероятность реализации проекта в намеченные ранее сроки велика, учитывая поддержку со стороны Австрии, Венгрии, Италии, Словении и Сербии. Всё это даёт надежду на то, что спорные вопросы будут решены в ближайшее время. В условиях неопределённости с транзитом газа через Украину, невозможности предложить потребителям реальную альтернативу и заменить объёмы поставок российского газа в краткосрочной перспективе европейские и Балканские страны крайне заинтересованы в прокладке газопровода «Южный поток». В конечном счёте здравый смысл, экономическая целесообразность и получение выгод (инвестиции в экономику, дополнительные рабочие места, скидки на газ, доходы от транзита, рост экономической и деловой активности) для стран - участниц проекта возобладают, а проект перестанет быть предметом политического торга.
Энергетическое сотрудничество России с Балканскими странами, в том числе со своим стратегическим партнёром в регионе - Сербией, является одним из ключевых и создаёт основу для развития других направлений.
Финансово-кредитное сотрудничество
Для Балкан инвестициями общерегионального характера является покупка в 2012 г. Сбербанком России австрийского банка Volksbank International, имеющего подраз-
деления в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Чехии, Венгрии, Сербии, Словакии, Словении и др. Таким образом, российский банк получил стартовую площадку (развитая сеть
подразделений и дочерних банков, значительное число клиентов) для доступа на банковский рынок Центральной и Восточной Европы и дальнейшего развития на балканском направлении. Всё это будет способствовать укреплению имиджа Сбербанка, а значит, и России на международном уровне, что крайне важно в сложившихся условиях.
Активно развивается сотрудничество России и Сербии в финансовой сфере.
В мае 2013 г. российский банк ВТБ стал владельцем 100% акций АО «Банк Москвы (Белград)», открывшегося в Сербии в 2008 г. Основной акцент в деятельности банка делается на совместные российско-сербские проекты, кредитование крупных сербских компаний, сегмента среднего и малого бизнеса.
Помимо этого, Россия продолжает оказывать Сербии кредитно-финансовое содействие, выступая в качестве донора капитала и выделяя кредиты на весьма выгодных условиях: низкие процентные ставки, отсрочка погашения кредитов, длительные сроки кредитования.
Ещё в 2010 г. было подписано соглашение о выделении Сербии кредита на 1 млрд долл., из них 200 млн долл. на покрытие бюджетного дефицита, а 800 млн долл. на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.
Средства на покрытие дефицита государственного бюджета выделены на 11 лет под 3,4% годовых.
Инфраструктурная часть кредита была заморожена из-за отсутствия у сербской стороны подготовленных проектов. Стороны согласовали все формальности лишь к январю 2013 г., когда состоялось подписание соглашения о выделении Сербии экспортного кредита на 800 млн долл., ставка по которому составляет 4,1 %, срок погашения до 2031 г. Кредит носит целевой характер и направлен на строительство, обновление и модернизацию железнодорожных магистралей и объектов
подвижного состава на сербской территории. Данный проект, стартовавший в марте 2014 г., осуществляется совместно дочерним обществом ОАО «РЖД» - ООО «РЖД Интернешнл» и АО «Железные дороги Сербии».
В апреле 2013 г. было заключено ещё одно соглашение о предоставлении Сербии льготного кредита на 500 млн долл. сроком на 10 лет, с отсрочкой погашения на 2 года и ставкой 3,5% годовых. Первый транш в 300 млн долл. решено направить на погашение дефицита бюджета.
Стеснённая финансовыми обстоятельствами Сербия вынуждена обращаться к России, поскольку «по мере использования средств МВФ, выделенных в рамках кредита standby в 2009 г. (несколько траншей в 2009 и 2010 гг. в сумме около 1,3 млрд СДР), становилось очевидно, что Сербия не сможет выполнить план общехозяйственной стабилизации, а значит, и открыть новую кредитную линию в МВФ ей будет проблематично» [14].
Важно отметить, что во время кризиса условия предоставления Сербии финансовой поддержки МВФ были достаточно жёсткими: снижение бюджетного дефицита, получение гарантий существенного сокращения бюджетных расходов.
В 2009 г. всё это планировалось осуществить за счёт отказа от индексации пенсий, требования не повышать заработную плату сверх прогнозного уровня инфляции в государственном секторе, ограничения трудоустройства новых кадров, сокращения субсидий для сельского хозяйства.
На стороне доходов соглашение с МВФ требовало лишь незначительного повышения акцизов для компенсации сокращения доходов от импорта вследствие применения Сербией переходного торгового соглашения с ЕС. В целом доля государственных доходов в ВВП должна была несколько уменьшиться [15].
В 2010 г. требования стали ещё более жёсткими.
«Ключом к получению более крупной поддержки МВФ стали обязательства правительства заморозить до конца 2010 г. пенсии и заработную плату госслужащих и занятых на госпредприятиях, ввести мораторий на наём новых работников в государственном секторе (кроме исключительных случаев), сократить финансирование местных органов управления и резко сжать дискреционные бюджеты всех пользователей государственной казны» [16].
На фоне такого взаимодействия Сербии с МВФ Россия выглядит сво-
его рода благотворителем, который выделяет на выгодных условиях кредиты под крупные инвестиционные проекты, стимулирующие общую экономическую и деловую активность в стране.
Руководство Сербии активно использует возможности кредитного взаимодействия с Россией, в том числе и для финансирования дефицита бюджета, искусно взаимоувязывая в период обострения ситуации вокруг «Южного потока» решение такого рода проблем с вопросами «кредитного потока».
Перспективы сотрудничества
Ещё один немаловажный и перспективный вектор развития взаимодействия - инфраструктура. В марте 2014 г. стартовал первый крупный российский проект, не связанный с энергетикой, - проект модернизации и реконструкции железнодорожной инфраструктуры Сербии.
Предполагается строительство и реконструкция участков железнодорожных линий, шести участков панъевропейского Коридора 10, поставка дизель-поездов российского производства. В случае успешной реализации данного проекта РЖД сможет расширить географию своей деятельности на те Балканские страны, где инфраструктура устарела и требует модернизации.
Безусловно, в рамках магистральных направлений, таких как энергетика и инфраструктура, необходимо развивать сотрудничество и дальше, но при этом не стоит забывать и о том инвестиционном потенциале, который сосредоточен в сельском хозяйстве и сфере услуг (туризм, образование, строительство, Т-сфера). Активно вкладывают в сельское хо-
зяйство и сферу услуг арабские и китайские инвесторы, но, учитывая, что эти ниши заняты ещё не до конца, российским компаниям необходимо оперативно реагировать, оценивая предлагаемые сербской стороной проекты. И такие проекты есть.
Об интенсификации российско-сербских отношений свидетельствуют и многочисленные мероприятия, проводимые как в России, так и Сербии.
И в этом контексте рубеж 20132014 гг. стал одним из самых успешных в сотрудничестве двух стран.
Были подписаны соглашения, значимые для развития взаимодействия в ряде отраслей промышленности, в области железнодорожного транспорта, финансово-банковской сфере, образования и военной сфере.
Важные события произошли в конце 2013 и начале 2014 г.
В октябре 2013 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла российско-сербская деловая конференция «Инвестиционный потенциал Сербии», направленная на поиск новых точек взаимодействия предпринимателей двух стран, в том числе и в инвестиционной сфере. Благодаря присутствию Президента Сербии на конференции
российское бизнес-сообщество получило гарантии на самом высоком уровне и определённый сигнал того, насколько важны инвестиции из России для сербской экономики.
При этом в самой Сербии для иностранных инвесторов создаются налоговые, финансовые и другие стимулы, что делает привлекательным это направление для вложений.
На конференции было представлено более 70 инвестиционных проектов в различных областях (от сельского хозяйства до сферы информационных технологий).
В марте 2014 г. в Белграде была успешно проведена первая российско-сербская промышленная выставка Expo Russia-Serbia 2014, организованная российской компанией «За-рубеж-Экспо».
В рамках выставки состоялись «Белградский бизнес-форум» и тематические круглые столы по перспективным направлениям: энергетика, транспорт, фармацевтика, сельское хозяйство, образование.
За время работы выставки и форума было подписано свыше 60 контрактов и соглашений, что закладывает достаточную основу для расширения российско-сербских бизнес-связей.
В 2015 г. планируется провести вторую выставку такого рода и «Белградский бизнес-форум», а в перспективе проводить данное мероприятие на постоянной основе.
При этом количество тематических разделов и сфер сотрудничества, заявленных на второй выставке, значительно увеличилось: машиностроение, металлургия, авиация, агропромышленный комплекс, высокотехнологичные и инновационные отрасли, банковская деятельность, телекоммуникации, медицина, туризм, транспортная логистика, образование.
Воодушевляет интерес российских и сербских предпринимателей к такого рода мероприятиям и, как следствие, подписание выгодных контрактов, укрепление экономических, гуманитарных, социально-культурных и политических связей между Россией и Сербией.
В мае 2014 г. в Белграде прошёл форум «Балканский диалог», организованный Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, основная цель которого заключается в развитии гуманитарных контактов, налаживании диалога с представителями общественных организаций, журналистами, учёными, создании молодёжной площадки для обмена мнениями по широкому кругу вопросов.
С мая 2014 г. в России стартовал международный проект российско-сербского молодёжного сотрудничества при поддержке молодёжного парламента г. Москвы.
Проект нацелен на развитие международного молодёжного диалога, предпринимательства, реализацию совместных культурно-образовательных проектов, популяризацию русской культуры и русского языка в Сербии.
В рамках проекта уже проведён круглый стол, посвящённый перспективам развития российско-сербского молодёжного сотрудничества. Безусловно, это своевременный и значимый проект, собравший инициативных, думающих и целеустремлённых молодых людей из самых разных сфер деятельности, но стремящихся к общей цели - укреплению российско-сербских отношений.
Интеграционные перспективы
Сегодня, когда идеи евроинтегра-ции начинают буксовать, а ряды евроскептиков множатся на глазах, углубляются противоречия среди стран - членов объединения, суверенная задолженность продол-
жает оставаться на высоком уровне, ухудшается деловой климат в странах ЕС, стремление Сербии и других Балканских стран примкнуть к единой европейской семье видится как минимум недальновидным.
«Говорится исключительно о преимуществах включения Сербии в европейские структуры, при этом умалчивается об опасностях, которые подстерегают её с учётом опыта других балканских государств - членов ЕС и НАТО, переживающих серьёзный финансово-экономический и социально-политический кризис» [17]. В частности, болгарский опыт свидетельствует об этом со всей очевидностью. Важно понять, что европейский интеграционный проект не спасает от кризиса, а в каких-то случаях даже усугубляет его.
«Многие белградские политики уверены в том, что включение в «Большую Европу» конкретно будет выражаться в различных кредитах, программах развития и т.п. Однако вряд ли Европа, да и западные ТНК, готовы инвестировать в экономику Сербии средства, аналогичные российским вложениям» [6].
До 2008 г. интеграция с ЕС считалась единственным верным средством роста экономики и благополучия граждан.
Сейчас же очевидно, что обещанная «европейская перспектива» в «прекрасном далёко» становится всё менее привлекательной, «никаких масштабных инвестиций страны Запада вкладывать в Сербию никогда не собирались и не собираются. Сербия нужна Западу не как промышленно развитая держава, а как рынок сбыта для своих товаров и источник дешёвой рабочей силы» [18].
В этом контексте Балканским странам необходимо вырабатывать принципиально новую экономическую концепцию развития, искать новые торговые связи и рынки, оценивать альтернативные варианты интеграции, проводить всеохватывающий анализ эффектов от членства в том или ином интеграционном объединении.
Находясь в окружении стран, стремящихся в НАТО и ЕС, Сербия может стать лидером новых процессов на Балканах, центром евразийских интеграционных процессов в регионе.
«Российские кредиты и проекты - не только шанс для оздоровления сербской экономики, но и намёк на альтернативу развития для других Балканских стран. Само наличие тесных связей России и Сербии служит препятствием окончательному включению Балкан в зону НАТО...» [19].
В свою очередь, Россия предлагает альтернативу евро-атлантическим процессам и уже успешно реализует евразийский интеграционный проект.
29 мая 2014 г. состоялось подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе Белоруссии, Казахстана и России. Создание ЕАЭС означает появление нового, весьма мощного экономического центра. Потенциал данного интеграционного объединения очень высок, в дальнейшем его можно использовать для наращивания товарных потоков и инвестиций, расширения промышленной и технологической кооперации, совершенствования инвестиционного и делового климата.
Взаимная выгода участников реализуемых интеграционных процессов уже подтверждается на практике: экономические связи стран-членов расширяются, совершенствуется структура торговли, повышается доля высокотехнологических товаров в общей структуре, укрепляется конкурентоспособность трёх стран в мировой экономике.
«Так, за последние три года товарооборот внутри Таможенного союза вырос практичес-
ки на 50%, или на 23 млрд долл. (по итогам 2013 г. он достиг 66,2 млрд долл.). Вместе Белоруссия и Казахстан вышли на третье место во внешнеторговом балансе Российской Федерации после ЕС и Китая» [20].
Всё это говорит о том, что страны-члены получают существенные выгоды и выходят на высокий уровень взаимодействия в значительной степени благодаря интеграции.
ЕАЭС также расширяет возможности по интеграции с третьими странами.
Интерес к сотрудничеству со стороны иностранных государств достаточно велик: ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с ЕАСТ*, Вьетнамом, Новой Зеландией; формируются экспертные группы по выработке преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией; получено несколько десятков запросов о создании зон свободной торговли от ряда других стран.
В условиях интенсификации интеграционных процессов на пространстве СНГ взаимодействие России со своими стратегическими партнёрами на Балканах приобретает особую актуальность и значимость.
Так, в подписанной 24 мая 2013 г. Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия в качестве одного из направлений сотрудничества отмечено «взаимное информирование о деятельности и инициативах, которые осуществляются или запланированы в рамках евразийского проекта» [21].
Важная задача для России на современном этапе состоит в создании и укреплении экономических связей с балканскими государствами, диверсификации сфер и отраслей взаимодействия для создания прочной основы для более тесного взаимовыгодного сотрудничества в перспективе.
Стратегическим партнёром России в Балканском регионе является Сербия, на территории которой реализуются крупные энергетические и инфраструктурные проекты, свидетельствующие о заинтересованности России вкладывать серьёзные инвестиции в экономику страны: идёт финансирование проектов общенационального значения, направленных на восстановление и развитие сербской экономики.
Рассматривая российские проекты, которые уже реализуются на территории Сербии (НИС, «Южный поток», модернизация железнодорожной инфраструктуры), следует отметить, что потенциал российско-сербского сотрудничества достаточно велик и его необходимо эффективно использовать. В частности:
- развивать деловые связи между регионами России и Сербии;
- налаживать информационный обмен между бизнес-структурами обеих стран;
- стимулировать сотрудничество на уровне малых и средних предприятий;
- оценивать и участвовать в предлагаемых инвестиционных проектах в таких сферах, как сельское хозяйство и услуги;
* ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли, членами которой являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
- развивать полномасштабное сотрудничество в сфере образования, культуры;
- создать центр, который бы организовал работу по основным направлениям сотрудничества, координировал всех заинтересованных лиц и систематически занимался балканской проблематикой.
Сегодня можно говорить о том, что отношения между Россией и странами Балканского региона вступили в качественно новую эпоху - эпоху расширения интеграционных горизонтов. И в этом контексте углубление инвестиционного сотрудничества с Россией и евразийский интеграционный вектор открывают перед Сербией новые перспективы, необходимые для выхода страны из кризиса, восстановления экономики, создания привлекательного делового климата, роста благосостояния граждан и в конечном счёте превращения страны в регионального лидера, способного самостоятельно обеспечить своё будущее и не превратиться в периферийную зону под контролем Вашингтона и Брюсселя. Безусловно, успех на этом пути требует колоссальных усилий, политической воли, прочной экономической основы и надёжных стратегических союзников.
Примечания
1. Гуськова Е.Ю. Балканский кризис и позиция России // Обозреватель-Observer. 2013. № 12; Она же. Агрессия НАТО 1999 г. против Югославии и процесс мирного урегулирования. М.: Индрик, 2013; Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. М.: МГИМО(У), 2010; ПономареваЕ.Г., Рудов Г.А. «Балканский передел» как зеркало глобализации / / Обозреватель-Observer. 2008. № 5.
2. Штоль В.В. Армия «нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.
3. Искендеров П. Балканский регион в системе европейской энергобезопасности // URL: http://www.perspektivy.info/table/balkanskij_region_v_sisteme_jevro-pejskoj_energobezopasnosti_2011-03-09.htm
4. Пономарева Е. Балканы как зона (дез)интеграции // Развитие и экономика. 2013. № 5.
5. Лукьянов Ф. Кто же будет платить по счетам? Сколько стоила развязанная НАТО балканская бойня // URL: http://wwwrg.ru/prilog/es/0724/Lhtm
6. Правосудов С. России и Сербии нужно укреплять отношения // URL: http:// www.riss.ru/analitika/2558-serbiya-i-rossiya-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee
7. Фролов А. Естественный союзник. Россия помогла Сербии вывести нефтегазовую отрасль из кризиса / / Корпоративный журнал «Газпром». 2013. № 1-2. С. 24-27.
8. Годовой отчёт о деятельности компании НИС за 2013 г. // URL: http://www.nis.eu/ ru/wp-content/uploads/sites/4/2013/07/nis_godisnij_izvestaj_2014_ru.pdf
9. Результаты деятельности компании «НИС» в 2013 году // URL: http:// www.voiceofserbia.org/ru/content/результаты-деятельности-компании-«нис»-в-2013-году
10. Корпоративная брошюра компании НИС // URL: http://www.nis.rs/wp-content/ uploads/2013/07/company-ro file-ru. pdf
11. Кириллов Д. Южный поток. На шаг впереди // Корпоративный журнал «Газпром». 2013. Ноябрь. № 11. С. 6-9.
12. Широков А. Из России с деньгами. Сербия выбила у Москвы дополнительные преференции по «Южному потоку» // URL: http://www.lenta.ru/articles/2014/07/09/ vucic/
13. Treaty on the functioning of the European Union (Consolidated version 2012). TITLE XVI Trans-European Networks; TITLE XXXI Energy // URL: http://www.eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 12012E/TXT
14. Лобанов М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. 2014. № 2 (58). С. 91-105.
15. Srbija: Kako sa manje uraditi vise. Suocavanje sa fiskalnom krizom putem povecanja produktivnosti javnog sektora. // Izvestaj Svetske banke. Br. 48620-YF. 16. jun 2009 // URL: http://siteresources.worldbank.org/SERBIAEXTN/Resources/Serbia_PER_srb_web.pdf
16. Центральная и Восточная Европа: уроки мирового кризиса / под ред. к.г.н. Н.В. Куликовой. СПб.: Алетейя, 2011. С. 232-233.
17. Решетникова О. Россия и Балканы // URL: http://www.riss.ru/analitika/1106-rossiya-i-balkany
18. Пономарева Е. Энергетическая дипломатия России как фактор евразийской интеграции (на примере Сербии) / / Србща и Евроазщски геополитички простор / приред. М. СтепиЬ, Ж. ЪуриЬ. Београд, 2013. С. 342.
19. Пономарева Е. Геополитическая битва вокруг Сербии // Политеиа. Бап.а Лука, jун 2013. Бр. 5. С. 285.
20. Самофалова О. Вместе выгодней. Созданный Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал // URL: http://www.vz.ru/economy/2014/5/29/689084.html
21. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия // URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1461
Подписка на 2014 г.
на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:
47653 — на полугодие 36789 — на год