Научная статья на тему 'Возвращение России на Балканы. Экономический аспект'

Возвращение России на Балканы. Экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / СЕРБИЯ / SERBIA / БАЛКАНЫ / BALKANS / ЕС / "ЮЖНЫЙ ПОТОК" / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / EUROPEAN UNION / SOUTH STREAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максакова Мария Андреевна

В статье рассматриваются ключевые сферы и перспективы сотрудничества России со странами Балканского региона. Особый акцент сделан на инвестиционном взаимодействии России и Сербии. Россия играет важную роль в обеспечении Сербии энергоресурсами и кредитными средствами, в модернизации транспортной инфраструктуры и развитии сербской экономики. Положительный эффект для Сербии и других Балканских стран в перспективе создаст реализация проекта «Южный поток», направленной на укрепление энергетической безопасности Европы в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's comeback to the Balkans

The article covers the main spheres and prospects of cooperation between Russia and the Balkans. The author particularly emphasizes the issue of Russian-Serbian investment interaction that is reaching a new level. Russia plays an important role in supplying Serbia with energy resources and credit facilities, modernizing railway infrastructure and developing the economy. “South stream” project will create a great positive effect on Serbia and other Balkan countries in the future and it aims to strengthen energy security of the Europe in context of the strategy covering diversification of gas supply routes.

Текст научной работы на тему «Возвращение России на Балканы. Экономический аспект»

Возвращение России на Балканы

Экономический аспект

Мария Максакова

Балканский регион со всей своей многонациональностью, политической значимостью и нестабильностью, экономической привлекательностью и разнородностью, наконец, уникальным в географическом смысле положением всегда привлекал и будет привлекать внимание мировых держав. Именно здесь сталкиваются геополитические, геостратегические и геоэкономические интересы России, США и ЕС.

Для России Балканские страны остаются особой зоной своего традиционного влияния, которое необходимо систематически поддерживать и укреплять. Проблемы Балканского региона являются предметом изучения многих российских исследователей [1, 2], тем не менее экономический аспект изучен недостаточно.

«Значимость Балканского полуострова как одного из важных перекрёстков трансконтинентальных инфраструктурных маршрутов стала неуклонно возрастать с конца XIX в. - на волне происходившей в тот период переориентации мировых сырьевых и торговых потоков. В наши дни борьба за контроль над маршрутами транспортировки энергоресурсов является ключевым аспектом геополитического соперничества в регионе» [3].

«В то же время Балканский полуостров как зона продолжающегося конфликта мировых центров силы оказывается реперной точкой интеграционных/дезинтеграционных процессов не толь-

МАКСАКОВА Мария Андреевна - аспирантка кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО(У) МИД России. E-mail: formaria@bk. ru

Ключевые слова: Россия, Сербия, Балканы, ЕС, «Южный поток», евразийская интеграция.

ко в Европе, но и в Евразии в целом. Балканы являются частью дуги нестабильности, которая через Малую Азию, Ближний Восток, Кавказ и Центральную Азию доходит до современных границ России. Поэтому необходимо заниматься поиском путей стабилизации, замирения региона, способов его включения в устойчивые интеграционные объединения - хотя бы в прагматических целях защиты национальных интересов России» [4].

Именно наличие стратегических партнёров в регионах мира, в частности на Балканах, будет определять в перспективе позицию России в мировой политике и экономике. Россия всегда отстаивала свой приоритет на Балканах (более или менее успешно в разные периоды), в том числе для того, чтобы не потерять немногочисленных союзников в Европе, одним из которых является Сербия.

После определённого охлаждения в отношениях с Балканскими странами в 90-е годы в 2000-х ситуация начала меняться, и Россия стала использовать более эффективные методы для укрепления своих позиций в регионе - экономические и инвестиционные.

Российско-сербское взаимодействие

Сотрудничество России и Сербии базируется на достаточно солидной договорно-правовой базе. Остаётся в силе ряд соглашений, заключённых ещё СССР и СФРЮ. Сохраняют актуальность и договоры, заключённые Россией с Союзной Республикой Югославия (СРЮ) 19922003 гг. и Сербией и Черногорией (СиЧ) 2003-2006 гг., и, что самое главное, за последние годы подписан ряд соглашений с Сербией, в том числе стратегического характера.

Из наиболее важных следует выделить:

- Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 25 января 2008 г.;

- Соглашение о поставках природного газа на период с 2012 по 2021 г. от 13 октября

2012 г.;

- Соглашение о предоставлении экспортного кредита на реконструкцию и строительство железнодорожной инфраструктуры Сербии в размере 800 млн долл. от 11 января

2013 г.;

- Декларацию о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия от 24 мая 2013 г.

Договорно-правовая база достаточна для дальнейшего развития отношений двух стран, и в этом контексте важно не только декларирование на бумаге, но и субстантивное наполнение соглашений реальными проектами. В этом направлении уже сделаны некоторые весьма успешные шаги.

Когда-то Сербия была процветающей и успешной республикой, но после бомбардировок НАТО (1999 г.) она оказалась в сложной экономической ситуации: была разрушена промышленная и транспортная инфраструктура; целенаправленно уничтожены нефтеперерабатывающие производства, резко возросло количество беженцев, потерявших рабочие места и покинувших страну навсегда. Стране был нанесён колоссальный экологический ущерб, сопровождавшийся невиданной гуманитарной катастрофой. Этот список можно продолжать бесконечно.

«Вот лишь некоторые цифры: за два с половиной месяца разрушено 60 мостов, 5 аэродромов, 5 участков железных дорог, 3 участ-

ка автострад, тысячи хозяйственных построек (больницы, школы, церкви, жилые дома), десятки зданий заводов и фабрик, 10 нефтеперерабатывающих производств, 9 ретрансля-торных станций» [5].

По различным оценкам материальный ущерб всей экономики составил от 30 до 100 млрд долл., промышленное производство упало на 44%.

Ближайшие соседи, такие как Болгария, Венгрия, Македония, Румыния, Хорватия, тоже ощутили на себе негативные экономические последствия военной операции НАТО: снижение ВВП стран, прямые финансовые потери, сокращение иностранных инвестиций, падение объёмов торговли, потери от экономической блокады и введения санкций против Югославии.

Сотрудничество в

Возобновление российско-сербского сотрудничества началось с проекта, реализуемого компанией ОАО «Лукойл» в Сербии. В 2003 г. российская компания выиграла тендер и приобрела 79,5% акций второго по величине сербского государственного предприятия по хранению и сбыту нефтепродуктов «Беопетрол», серьёзно пострадавшего в результате военных действий и экономических санкций. Суммарные инвестиции компании в Сербии составляют более 300 млн долл., «Лукойл» контролирует более 20% сербского рынка нефтепродуктов.

Дальнейший импульс развитию экономики Сербии и укреплению двустороннего сотрудничества придал ещё один крупный российский проект - приобретение компанией «Газпромнефть» сербской государственной компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС).

Очевидно, что последствия всего этого исправить в одиночку невозможно. В 2000-х годах Россия стала «сосредотачиваться» сама и начала возрождать ещё не до конца потерянные позиции на Балканах, прежде всего посредством экономической помощи пострадавшей Сербии в восстановлении нефтегазовой отрасли. После войны сил и средств для полномасштабной реконструкции и модернизации у Сербии не было, положение усугублялось наложенными на страну экономическими санкциями. Тем не менее благодаря российским инвестициям ситуацию удалось изменить. Сегодня мы уже можем говорить о том, что российские инвесторы вывели сербскую нефтегазовую отрасль из затяжного кризиса.

сфере энергетики

«Когда правительство Республики решило приватизировать НИС, западные компании не проявляли интереса к модернизации НПЗ. Дело в том, что в Европе очень много нефтеперерабатывающих заводов, которые загружены не на 100%. Если бы какая-то западная компания купила НИС, то она просто закрыла бы сербские НПЗ и стала бы продавать через сбытовую сеть НИС топливо, привезённое из других стран» [6].

Компания «Газпромнефть» пошла иным путём и сейчас об успехах НИС можно судить по тем конкретным результатам, которых удалось добиться за время управления российским инвестором.

Во-первых, к 2012 г. «Газпромнефть» провела реконструкцию и модернизацию перерабатывающих производств НИС, которая потребовала порядка 547 млн евро вложений. Это был крупнейший инвестиционный проект в современной Сербии [7]. В 2013-2014 гг. продолжается модернизация существующих и строительство новых мощностей.

Во-вторых, удалось существенно увеличить добычу нефти и газа, улучшить производственные и финансовые показатели компании.

В-третьих, благодаря росту эффективности деятельности при одновременном снижении затрат компании удалось из убыточной стать прибыльной: в кризисный 2009 г. убыток составлял 37,7 млрд серб. динар, в 2010 г. компания выходит в положительные значения, а чистая прибыль составляет 16,8 млрд серб. динар (СДР). В 2013 г. прибыль компании возрастает до 48,3 млрд серб. динар, что составляет примерно 480 млн евро [8].

В-четвёртых, компания является крупнейшим налогоплательщиком в Сербии: в 2013 г. выплаты налогов оставили 15% государственного бюджета.

В-пятых, российский партнёр компании за всё время присутствия на сербском рынке уже инвестировал 2 млрд евро [9], а в период 2013-2015 гг. планирует инвестировать ещё 1,5 млрд евро [10], в том числе в такие проекты, как строительство ветровой электростанции «Пландиште», двух газовых электростанций, обеспечивающих отопление в горо-

дах Панчево и Нови-Сад, модернизация завода «Петрохемия» и др.

Вдобавок к этому до 2015 г. компания планирует вложить в экологические проекты порядка 400 млн евро [10].

Всё это указывает на то, что эффективно реализуются основные поставленные цели - восстановление нефтеперерабатывающих производств Сербии, повышение в рыночных условиях конкурентоспособности самой НИС, постепенное превращение компании в лидера среди отраслевых конкурентов на рынке Юго-Восточной Европы и в быстрорастущего регионального игрока на Балканах. Это даёт положительный эффект для экономики Сербии, а в перспективе при реализации проекта «Южный поток», возможно, превратит страну в регионального энергетического лидера, способного обеспечивать энергобезопасность как минимум Балканского региона.

«Южный поток» как фактор стабильности Балкан

О трубопроводе «Южный поток» (ЮП), который стал в последнее время предметом острых дискуссий, следует сказать, что это международный, а не чисто российский проект, как многие ошибочно полагают. Участниками ЮП по реализации морской части проекта выступают российский «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и немецкая Wintershall. Для строительства сухопутной части газопровода созданы совместные предприятия с компаниями-партнёрами в Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Сербии, Словении и Хорватии на основании межправительственных соглашений, подписанных с этими странами. «Южный поток» будет реализовы-

ваться на условиях проектного финансирования.

«Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании» [11].

Судя по составу участников проекта, заинтересованность европейских стран в реализации ЮП очевидна, к тому же ЕС уже не раз убеждался в ненадёжности транзитных поставок газа через Украину, достаточно лишь вспомнить газовый кризис 2009 г. Тем не менее претензии со стороны Евро-комиссии к проекту остаются.

За последние месяцы российско-европейская газовая полемика стремительно набирает обороты, а реализация ЮП ставится под угрозу. Приходится сталкиваться с разного рода проблемами от организационно-правовых до политических. И если для решения вопроса ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, а именно применения норм третьего энергетического пакета, ведётся активная работа с уполномоченными органами ЕС, то возникающие политические проблемы могут привести к негативным последствиям для проекта, а именно: удорожанию и существенному нарушению сроков его реализации и как следствие - снижению инвестиционной привлекательности «Южного потока».

Решение всех этих вопросов может быть найдено только в том случае, если дискуссии по проекту будут выведены из политической в экономическую плоскость, а европейские страны будут руководствоваться собственными национальными интересами в целях укрепления энергетической безопасности Европы, повышения надёжности энергоснабжения своих потребителей и диверсификации маршрутов поставок газа.

Очевидно, что в контексте событий на Украине проект газопровода «Южный поток» остаётся приоритетным не только для России, заинтересованной в том, чтобы все страны, подписавшие межправительственные соглашения по проекту, продолжили участие в нем, но и, главным образом, для Европы, а с приближением отопительного сезона понимания со стороны европейцев становится всё больше.

В самом ЕС по поводу проекта складывается парадоксальная ситуация. В то время, как под давлением Европейской комиссии и США Болгария принимает решение о временной приостановке работ по проекту до разрешения споров с Брюсселем (при этом никаких официальных документов, запрещающих строительство, пока не подписано), к строительству газопровода присоединяется весомый потребитель российского газа - Австрия. 24 июня 2014 г. Россия и Австрия договорились о строительстве австрийского участка ЮП, о чём подписаны соответствующие соглашения между «Газпромом» и ОМУ. Конечный пункт газопровода, Баумгартен, планируется превратить в газотранспортный хаб, который станет поставщиком газа для стран Центральной и Восточной Европы.

В начале июля 2014 г. ещё один участник проекта - Венгрия выступила против отсрочки строительства «Южного потока». Дело в том, что в 2015 г. подойдёт к концу срок действия контракта, по которому в Венгрию поставляется российский газ, поэтому нынешняя поддержка Венгрии вызвана прагматичным желанием определить в кратчайшие сроки параметры импорта на следующие десять лет. Словения также поддержала строительство ЮП на своей территории, о чём 8 июля 2014 г. сообщил министр иностранных дел страны, вероятно, опасаясь исключения из проекта в связи с возвращением в него Австрии.

В то же время в Белграде состоялось подписание контракта на строительство сербского участка газопровода «Южный поток» объёмом около

2,1 млрд евро. С территории страны планируется сделать два отвода ЮП в Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины) и Хорватию, также рассматривается возможность отвода в Македонию, но не с территории Болгарии, как предполагалось ранее, а с территории Сербии. Руководство Сербии поддержало эту идею, стремясь придать стране статус регионального энергетического узла.

Важно отметить, что подписанию этого соглашения предшествовали политические контакты на высшем уровне.

Премьер-министр Сербии А. Вучич во время переговоров с президентом России В.В.Путиным (Москва, 8 июля 2014 г.) заявил, что устранены все препятствия для подписания соглашения по «Южному потоку».

Вероятно, российская сторона пошла навстречу сербским партнёрам и сделала ряд уступок, в том числе и по условиям кредита на строительство ЮП.

Известно, что удалось договориться о предоставлении субординированного кредита, который создаёт привилегированные условия для заёмщика по сравнению с кредитором.

Первоначальная процентная ставка по кредиту с 8% снижена до 4,25%, а погашение будет осуществляться за счёт средств, полученных от транзита газа.

Помимо этого, 50% строительных и 40% других видов работ стоимостью 350 млн евро будут выполняться сербскими компаниями.

Возможно, сербской стороне удалось договориться и о более выгодных условиях по инфраструктурному кредиту общим объёмом 800 млн долларов, а также о выделении транша в ближайшее время. Ещё одной «возможностью пополнить сербский бюджет могла бы стать опция повышения НДПИ* для российских компаний, работающих в Сербии.

Сейчас ставка, прописанная в межправительственном соглашении, заключённом в 2008 г., составляет 3%. При этом сербская сторона, если верить СМИ, намерена повысить ее до 7%. Однако и на этот шаг нужна санкция Москвы - в одностороннем порядке менять договоры такого уровня, даже со ссылкой на кризис и прочие трудности, Белград не решится» [12].

Также обсуждались и потенциальные инвестиционные проекты в Сербии. При этом список, по всей вероятности, корректировался западными консультантами. За несколько дней до визита А.Вучича в Москву посол США в Сербии публично «предостерёг» сербскую сторону от продажи России акций компании «Электрохозяйство Сербии», так как передача энергетики под контроль компаний из одной страны угрожает национальным интересам Сербии.

«Возможно, именно поэтому в пакете предложений, которые сербы привезли в Москву, в качестве возможных объектов для приватизации значатся совсем другие компании - убыточные и полуразорённые заводы «Петрохемия» (нефтехимическое производство) и «Азотара» (производство удобрений), стратегических инвесторов для которых в ЕС найти пока не удалось» [12].

Всё это лишний раз доказывает, что ситуация с «Южным потоком» излишне политизирована, и это неслучайно.

«"Южный поток", будучи серьёзным и выгодным экономическим проектом, закономерно вызывает раздражение у западных партнёров. Его успешная реализация не только означает экономическое возвращение России в Европу, но и будет способствовать серьёзным геополити-

* НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых.

ческим изменениям в регионе» [4]. Поэтому США всячески пытаются политизировать чисто экономические вопросы и обеспечить собственные энергетические интересы при помощи давления на Еврокомиссию, искусственно создающую проблемы при реализации проекта, ультиматумов странам-членам и санкций.

Возможным выходом из сложившейся ситуации было бы обсуждение с Еврокомиссией исключений для ЮП, в частности, придание проекту статуса TEN-E (трансграничной европейской сети), что позволило бы вывести проект из-под действия третьего энергопакета ЕС. Как следует из ст. 170-172 и 194 Договора о функционировании Европейского союза, трансграничные европейские сети являются важным фактором для достижения целей единой энергетической политики Евросоюза, таких как: устойчивое развитие, стимулирование конкуренции, повышение надёжности поставок, защита окружающей среды, сотрудничество с третьими странами для осуществления проектов, имеющих общий интерес [13]. Такими проектами для Европы являются «Северный поток» и «Южный поток». «Северный поток» получил статус трансграничной европейской сети в 2000 г., который в очередной раз был подтверждён в 2006 г. Это означает, что трубопровод представляет собой ключевой проект по созданию важнейших

трансграничных транспортных мощностей, направленных на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности Европы. Те же цели преследует и проект «Южный поток».

Несмотря на все нападки на «Южный поток», вероятность реализации проекта в намеченные ранее сроки велика, учитывая поддержку со стороны Австрии, Венгрии, Италии, Словении и Сербии. Всё это даёт надежду на то, что спорные вопросы будут решены в ближайшее время. В условиях неопределённости с транзитом газа через Украину, невозможности предложить потребителям реальную альтернативу и заменить объёмы поставок российского газа в краткосрочной перспективе европейские и Балканские страны крайне заинтересованы в прокладке газопровода «Южный поток». В конечном счёте здравый смысл, экономическая целесообразность и получение выгод (инвестиции в экономику, дополнительные рабочие места, скидки на газ, доходы от транзита, рост экономической и деловой активности) для стран - участниц проекта возобладают, а проект перестанет быть предметом политического торга.

Энергетическое сотрудничество России с Балканскими странами, в том числе со своим стратегическим партнёром в регионе - Сербией, является одним из ключевых и создаёт основу для развития других направлений.

Финансово-кредитное сотрудничество

Для Балкан инвестициями общерегионального характера является покупка в 2012 г. Сбербанком России австрийского банка Volksbank International, имеющего подраз-

деления в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Чехии, Венгрии, Сербии, Словакии, Словении и др. Таким образом, российский банк получил стартовую площадку (развитая сеть

подразделений и дочерних банков, значительное число клиентов) для доступа на банковский рынок Центральной и Восточной Европы и дальнейшего развития на балканском направлении. Всё это будет способствовать укреплению имиджа Сбербанка, а значит, и России на международном уровне, что крайне важно в сложившихся условиях.

Активно развивается сотрудничество России и Сербии в финансовой сфере.

В мае 2013 г. российский банк ВТБ стал владельцем 100% акций АО «Банк Москвы (Белград)», открывшегося в Сербии в 2008 г. Основной акцент в деятельности банка делается на совместные российско-сербские проекты, кредитование крупных сербских компаний, сегмента среднего и малого бизнеса.

Помимо этого, Россия продолжает оказывать Сербии кредитно-финансовое содействие, выступая в качестве донора капитала и выделяя кредиты на весьма выгодных условиях: низкие процентные ставки, отсрочка погашения кредитов, длительные сроки кредитования.

Ещё в 2010 г. было подписано соглашение о выделении Сербии кредита на 1 млрд долл., из них 200 млн долл. на покрытие бюджетного дефицита, а 800 млн долл. на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Средства на покрытие дефицита государственного бюджета выделены на 11 лет под 3,4% годовых.

Инфраструктурная часть кредита была заморожена из-за отсутствия у сербской стороны подготовленных проектов. Стороны согласовали все формальности лишь к январю 2013 г., когда состоялось подписание соглашения о выделении Сербии экспортного кредита на 800 млн долл., ставка по которому составляет 4,1 %, срок погашения до 2031 г. Кредит носит целевой характер и направлен на строительство, обновление и модернизацию железнодорожных магистралей и объектов

подвижного состава на сербской территории. Данный проект, стартовавший в марте 2014 г., осуществляется совместно дочерним обществом ОАО «РЖД» - ООО «РЖД Интернешнл» и АО «Железные дороги Сербии».

В апреле 2013 г. было заключено ещё одно соглашение о предоставлении Сербии льготного кредита на 500 млн долл. сроком на 10 лет, с отсрочкой погашения на 2 года и ставкой 3,5% годовых. Первый транш в 300 млн долл. решено направить на погашение дефицита бюджета.

Стеснённая финансовыми обстоятельствами Сербия вынуждена обращаться к России, поскольку «по мере использования средств МВФ, выделенных в рамках кредита standby в 2009 г. (несколько траншей в 2009 и 2010 гг. в сумме около 1,3 млрд СДР), становилось очевидно, что Сербия не сможет выполнить план общехозяйственной стабилизации, а значит, и открыть новую кредитную линию в МВФ ей будет проблематично» [14].

Важно отметить, что во время кризиса условия предоставления Сербии финансовой поддержки МВФ были достаточно жёсткими: снижение бюджетного дефицита, получение гарантий существенного сокращения бюджетных расходов.

В 2009 г. всё это планировалось осуществить за счёт отказа от индексации пенсий, требования не повышать заработную плату сверх прогнозного уровня инфляции в государственном секторе, ограничения трудоустройства новых кадров, сокращения субсидий для сельского хозяйства.

На стороне доходов соглашение с МВФ требовало лишь незначительного повышения акцизов для компенсации сокращения доходов от импорта вследствие применения Сербией переходного торгового соглашения с ЕС. В целом доля государственных доходов в ВВП должна была несколько уменьшиться [15].

В 2010 г. требования стали ещё более жёсткими.

«Ключом к получению более крупной поддержки МВФ стали обязательства правительства заморозить до конца 2010 г. пенсии и заработную плату госслужащих и занятых на госпредприятиях, ввести мораторий на наём новых работников в государственном секторе (кроме исключительных случаев), сократить финансирование местных органов управления и резко сжать дискреционные бюджеты всех пользователей государственной казны» [16].

На фоне такого взаимодействия Сербии с МВФ Россия выглядит сво-

его рода благотворителем, который выделяет на выгодных условиях кредиты под крупные инвестиционные проекты, стимулирующие общую экономическую и деловую активность в стране.

Руководство Сербии активно использует возможности кредитного взаимодействия с Россией, в том числе и для финансирования дефицита бюджета, искусно взаимоувязывая в период обострения ситуации вокруг «Южного потока» решение такого рода проблем с вопросами «кредитного потока».

Перспективы сотрудничества

Ещё один немаловажный и перспективный вектор развития взаимодействия - инфраструктура. В марте 2014 г. стартовал первый крупный российский проект, не связанный с энергетикой, - проект модернизации и реконструкции железнодорожной инфраструктуры Сербии.

Предполагается строительство и реконструкция участков железнодорожных линий, шести участков панъевропейского Коридора 10, поставка дизель-поездов российского производства. В случае успешной реализации данного проекта РЖД сможет расширить географию своей деятельности на те Балканские страны, где инфраструктура устарела и требует модернизации.

Безусловно, в рамках магистральных направлений, таких как энергетика и инфраструктура, необходимо развивать сотрудничество и дальше, но при этом не стоит забывать и о том инвестиционном потенциале, который сосредоточен в сельском хозяйстве и сфере услуг (туризм, образование, строительство, Т-сфера). Активно вкладывают в сельское хо-

зяйство и сферу услуг арабские и китайские инвесторы, но, учитывая, что эти ниши заняты ещё не до конца, российским компаниям необходимо оперативно реагировать, оценивая предлагаемые сербской стороной проекты. И такие проекты есть.

Об интенсификации российско-сербских отношений свидетельствуют и многочисленные мероприятия, проводимые как в России, так и Сербии.

И в этом контексте рубеж 20132014 гг. стал одним из самых успешных в сотрудничестве двух стран.

Были подписаны соглашения, значимые для развития взаимодействия в ряде отраслей промышленности, в области железнодорожного транспорта, финансово-банковской сфере, образования и военной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важные события произошли в конце 2013 и начале 2014 г.

В октябре 2013 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла российско-сербская деловая конференция «Инвестиционный потенциал Сербии», направленная на поиск новых точек взаимодействия предпринимателей двух стран, в том числе и в инвестиционной сфере. Благодаря присутствию Президента Сербии на конференции

российское бизнес-сообщество получило гарантии на самом высоком уровне и определённый сигнал того, насколько важны инвестиции из России для сербской экономики.

При этом в самой Сербии для иностранных инвесторов создаются налоговые, финансовые и другие стимулы, что делает привлекательным это направление для вложений.

На конференции было представлено более 70 инвестиционных проектов в различных областях (от сельского хозяйства до сферы информационных технологий).

В марте 2014 г. в Белграде была успешно проведена первая российско-сербская промышленная выставка Expo Russia-Serbia 2014, организованная российской компанией «За-рубеж-Экспо».

В рамках выставки состоялись «Белградский бизнес-форум» и тематические круглые столы по перспективным направлениям: энергетика, транспорт, фармацевтика, сельское хозяйство, образование.

За время работы выставки и форума было подписано свыше 60 контрактов и соглашений, что закладывает достаточную основу для расширения российско-сербских бизнес-связей.

В 2015 г. планируется провести вторую выставку такого рода и «Белградский бизнес-форум», а в перспективе проводить данное мероприятие на постоянной основе.

При этом количество тематических разделов и сфер сотрудничества, заявленных на второй выставке, значительно увеличилось: машиностроение, металлургия, авиация, агропромышленный комплекс, высокотехнологичные и инновационные отрасли, банковская деятельность, телекоммуникации, медицина, туризм, транспортная логистика, образование.

Воодушевляет интерес российских и сербских предпринимателей к такого рода мероприятиям и, как следствие, подписание выгодных контрактов, укрепление экономических, гуманитарных, социально-культурных и политических связей между Россией и Сербией.

В мае 2014 г. в Белграде прошёл форум «Балканский диалог», организованный Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, основная цель которого заключается в развитии гуманитарных контактов, налаживании диалога с представителями общественных организаций, журналистами, учёными, создании молодёжной площадки для обмена мнениями по широкому кругу вопросов.

С мая 2014 г. в России стартовал международный проект российско-сербского молодёжного сотрудничества при поддержке молодёжного парламента г. Москвы.

Проект нацелен на развитие международного молодёжного диалога, предпринимательства, реализацию совместных культурно-образовательных проектов, популяризацию русской культуры и русского языка в Сербии.

В рамках проекта уже проведён круглый стол, посвящённый перспективам развития российско-сербского молодёжного сотрудничества. Безусловно, это своевременный и значимый проект, собравший инициативных, думающих и целеустремлённых молодых людей из самых разных сфер деятельности, но стремящихся к общей цели - укреплению российско-сербских отношений.

Интеграционные перспективы

Сегодня, когда идеи евроинтегра-ции начинают буксовать, а ряды евроскептиков множатся на глазах, углубляются противоречия среди стран - членов объединения, суверенная задолженность продол-

жает оставаться на высоком уровне, ухудшается деловой климат в странах ЕС, стремление Сербии и других Балканских стран примкнуть к единой европейской семье видится как минимум недальновидным.

«Говорится исключительно о преимуществах включения Сербии в европейские структуры, при этом умалчивается об опасностях, которые подстерегают её с учётом опыта других балканских государств - членов ЕС и НАТО, переживающих серьёзный финансово-экономический и социально-политический кризис» [17]. В частности, болгарский опыт свидетельствует об этом со всей очевидностью. Важно понять, что европейский интеграционный проект не спасает от кризиса, а в каких-то случаях даже усугубляет его.

«Многие белградские политики уверены в том, что включение в «Большую Европу» конкретно будет выражаться в различных кредитах, программах развития и т.п. Однако вряд ли Европа, да и западные ТНК, готовы инвестировать в экономику Сербии средства, аналогичные российским вложениям» [6].

До 2008 г. интеграция с ЕС считалась единственным верным средством роста экономики и благополучия граждан.

Сейчас же очевидно, что обещанная «европейская перспектива» в «прекрасном далёко» становится всё менее привлекательной, «никаких масштабных инвестиций страны Запада вкладывать в Сербию никогда не собирались и не собираются. Сербия нужна Западу не как промышленно развитая держава, а как рынок сбыта для своих товаров и источник дешёвой рабочей силы» [18].

В этом контексте Балканским странам необходимо вырабатывать принципиально новую экономическую концепцию развития, искать новые торговые связи и рынки, оценивать альтернативные варианты интеграции, проводить всеохватывающий анализ эффектов от членства в том или ином интеграционном объединении.

Находясь в окружении стран, стремящихся в НАТО и ЕС, Сербия может стать лидером новых процессов на Балканах, центром евразийских интеграционных процессов в регионе.

«Российские кредиты и проекты - не только шанс для оздоровления сербской экономики, но и намёк на альтернативу развития для других Балканских стран. Само наличие тесных связей России и Сербии служит препятствием окончательному включению Балкан в зону НАТО...» [19].

В свою очередь, Россия предлагает альтернативу евро-атлантическим процессам и уже успешно реализует евразийский интеграционный проект.

29 мая 2014 г. состоялось подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе Белоруссии, Казахстана и России. Создание ЕАЭС означает появление нового, весьма мощного экономического центра. Потенциал данного интеграционного объединения очень высок, в дальнейшем его можно использовать для наращивания товарных потоков и инвестиций, расширения промышленной и технологической кооперации, совершенствования инвестиционного и делового климата.

Взаимная выгода участников реализуемых интеграционных процессов уже подтверждается на практике: экономические связи стран-членов расширяются, совершенствуется структура торговли, повышается доля высокотехнологических товаров в общей структуре, укрепляется конкурентоспособность трёх стран в мировой экономике.

«Так, за последние три года товарооборот внутри Таможенного союза вырос практичес-

ки на 50%, или на 23 млрд долл. (по итогам 2013 г. он достиг 66,2 млрд долл.). Вместе Белоруссия и Казахстан вышли на третье место во внешнеторговом балансе Российской Федерации после ЕС и Китая» [20].

Всё это говорит о том, что страны-члены получают существенные выгоды и выходят на высокий уровень взаимодействия в значительной степени благодаря интеграции.

ЕАЭС также расширяет возможности по интеграции с третьими странами.

Интерес к сотрудничеству со стороны иностранных государств достаточно велик: ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с ЕАСТ*, Вьетнамом, Новой Зеландией; формируются экспертные группы по выработке преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией; получено несколько десятков запросов о создании зон свободной торговли от ряда других стран.

В условиях интенсификации интеграционных процессов на пространстве СНГ взаимодействие России со своими стратегическими партнёрами на Балканах приобретает особую актуальность и значимость.

Так, в подписанной 24 мая 2013 г. Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия в качестве одного из направлений сотрудничества отмечено «взаимное информирование о деятельности и инициативах, которые осуществляются или запланированы в рамках евразийского проекта» [21].

Важная задача для России на современном этапе состоит в создании и укреплении экономических связей с балканскими государствами, диверсификации сфер и отраслей взаимодействия для создания прочной основы для более тесного взаимовыгодного сотрудничества в перспективе.

Стратегическим партнёром России в Балканском регионе является Сербия, на территории которой реализуются крупные энергетические и инфраструктурные проекты, свидетельствующие о заинтересованности России вкладывать серьёзные инвестиции в экономику страны: идёт финансирование проектов общенационального значения, направленных на восстановление и развитие сербской экономики.

Рассматривая российские проекты, которые уже реализуются на территории Сербии (НИС, «Южный поток», модернизация железнодорожной инфраструктуры), следует отметить, что потенциал российско-сербского сотрудничества достаточно велик и его необходимо эффективно использовать. В частности:

- развивать деловые связи между регионами России и Сербии;

- налаживать информационный обмен между бизнес-структурами обеих стран;

- стимулировать сотрудничество на уровне малых и средних предприятий;

- оценивать и участвовать в предлагаемых инвестиционных проектах в таких сферах, как сельское хозяйство и услуги;

* ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли, членами которой являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

- развивать полномасштабное сотрудничество в сфере образования, культуры;

- создать центр, который бы организовал работу по основным направлениям сотрудничества, координировал всех заинтересованных лиц и систематически занимался балканской проблематикой.

Сегодня можно говорить о том, что отношения между Россией и странами Балканского региона вступили в качественно новую эпоху - эпоху расширения интеграционных горизонтов. И в этом контексте углубление инвестиционного сотрудничества с Россией и евразийский интеграционный вектор открывают перед Сербией новые перспективы, необходимые для выхода страны из кризиса, восстановления экономики, создания привлекательного делового климата, роста благосостояния граждан и в конечном счёте превращения страны в регионального лидера, способного самостоятельно обеспечить своё будущее и не превратиться в периферийную зону под контролем Вашингтона и Брюсселя. Безусловно, успех на этом пути требует колоссальных усилий, политической воли, прочной экономической основы и надёжных стратегических союзников.

Примечания

1. Гуськова Е.Ю. Балканский кризис и позиция России // Обозреватель-Observer. 2013. № 12; Она же. Агрессия НАТО 1999 г. против Югославии и процесс мирного урегулирования. М.: Индрик, 2013; Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. М.: МГИМО(У), 2010; ПономареваЕ.Г., Рудов Г.А. «Балканский передел» как зеркало глобализации / / Обозреватель-Observer. 2008. № 5.

2. Штоль В.В. Армия «нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.

3. Искендеров П. Балканский регион в системе европейской энергобезопасности // URL: http://www.perspektivy.info/table/balkanskij_region_v_sisteme_jevro-pejskoj_energobezopasnosti_2011-03-09.htm

4. Пономарева Е. Балканы как зона (дез)интеграции // Развитие и экономика. 2013. № 5.

5. Лукьянов Ф. Кто же будет платить по счетам? Сколько стоила развязанная НАТО балканская бойня // URL: http://wwwrg.ru/prilog/es/0724/Lhtm

6. Правосудов С. России и Сербии нужно укреплять отношения // URL: http:// www.riss.ru/analitika/2558-serbiya-i-rossiya-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee

7. Фролов А. Естественный союзник. Россия помогла Сербии вывести нефтегазовую отрасль из кризиса / / Корпоративный журнал «Газпром». 2013. № 1-2. С. 24-27.

8. Годовой отчёт о деятельности компании НИС за 2013 г. // URL: http://www.nis.eu/ ru/wp-content/uploads/sites/4/2013/07/nis_godisnij_izvestaj_2014_ru.pdf

9. Результаты деятельности компании «НИС» в 2013 году // URL: http:// www.voiceofserbia.org/ru/content/результаты-деятельности-компании-«нис»-в-2013-году

10. Корпоративная брошюра компании НИС // URL: http://www.nis.rs/wp-content/ uploads/2013/07/company-ro file-ru. pdf

11. Кириллов Д. Южный поток. На шаг впереди // Корпоративный журнал «Газпром». 2013. Ноябрь. № 11. С. 6-9.

12. Широков А. Из России с деньгами. Сербия выбила у Москвы дополнительные преференции по «Южному потоку» // URL: http://www.lenta.ru/articles/2014/07/09/ vucic/

13. Treaty on the functioning of the European Union (Consolidated version 2012). TITLE XVI Trans-European Networks; TITLE XXXI Energy // URL: http://www.eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 12012E/TXT

14. Лобанов М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. 2014. № 2 (58). С. 91-105.

15. Srbija: Kako sa manje uraditi vise. Suocavanje sa fiskalnom krizom putem povecanja produktivnosti javnog sektora. // Izvestaj Svetske banke. Br. 48620-YF. 16. jun 2009 // URL: http://siteresources.worldbank.org/SERBIAEXTN/Resources/Serbia_PER_srb_web.pdf

16. Центральная и Восточная Европа: уроки мирового кризиса / под ред. к.г.н. Н.В. Куликовой. СПб.: Алетейя, 2011. С. 232-233.

17. Решетникова О. Россия и Балканы // URL: http://www.riss.ru/analitika/1106-rossiya-i-balkany

18. Пономарева Е. Энергетическая дипломатия России как фактор евразийской интеграции (на примере Сербии) / / Србща и Евроазщски геополитички простор / приред. М. СтепиЬ, Ж. ЪуриЬ. Београд, 2013. С. 342.

19. Пономарева Е. Геополитическая битва вокруг Сербии // Политеиа. Бап.а Лука, jун 2013. Бр. 5. С. 285.

20. Самофалова О. Вместе выгодней. Созданный Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал // URL: http://www.vz.ru/economy/2014/5/29/689084.html

21. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия // URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1461

Подписка на 2014 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.