Научная статья на тему 'Сербско-Российское сотрудничество как ресурс внешней политики российской Федерации'

Сербско-Российское сотрудничество как ресурс внешней политики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
523
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБИЯ / РОССИЯ / СЕРБСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕСУРСЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / МЯГКАЯ СИЛА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / БАЛКАНЫ / SERBIA / RUSSIA / SERBIAN-RUSSIAN RELATIONS / FOREIGN POLICY RESOURCES / SOFT POWER / RUSSIA'S FOREIGN POLICY / BALKANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Толвайшис Леонас

В статье рассматриваются проблемы сербско-российских отношений с точки зрения потенциала реализации основных целей внешней политики Российской Федерации. Определяются и анализируются ключевые виды ресурсов российской внешней политики в Сербии, включая экономические, военные, культурные и репутационные ресурсы. Представлено значение региона Юго-Восточной Европы для внешней политики, безопасности и экономики России на современном этапе. Обозначены перспективы развития сербско-российских отношений в случае вступления Сербии в Европейский союз. Анализируются основные тенденции динамики развития торговых отношений и сотрудничества двух государств в сфере энергетики. Автор отмечает, что двустороннее сотрудничество России и Сербии в области экономики не является достаточным с точки зрения статуса стратегического партнерства. При этом на текущем этапе развития двусторонних отношений Сербия рассматривается как наиболее успешный пример реализации стратегии «мягкой силы» России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Serbian-Russian Cooperation as a Foreign Policy Resource of the Russian Federation

This article analyzes issues of Serbian-Russian relations in terms of foreign policy potential for the Russian Federation. Key aspects of Russian foreign policy resources in Serbia are examined, including economic, defense, cultural and reputational resources. The significance of the southeastern region of Europe for contemporary Russian foreign policy, security and economics is also discussed , as are the prospects for Serbian-Russian relations in the context of Serbia’s integration into the European Union. The author also examines the main trends in bilateral trade and cooperation in energy. The article maintains that bilateral cooperation between Russia and Serbia in the field of economics is not sufficient in terms of the status of strategic partnership. At the same time, at the current stage of development of bilateral relations, Serbia is considered the most successful example of the implementation of Russia’s “soft power” strategy.

Текст научной работы на тему «Сербско-Российское сотрудничество как ресурс внешней политики российской Федерации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 2

Леонас Толвайшис,

кандидат политических наук, профессор факультета дипломатии и безопасности Университета Унион — Никола Тесла (ул. Цара Душана, д. 62-64, 11000 Сербия, Белград), e-mail: ¡[email protected]

СЕРБСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК РЕСУРС ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы сербско-российских отношений с точки зрения потенциала реализации основных целей внешней политики Российской Федерации. Определяются и анализируются ключевые виды ресурсов российской внешней политики в Сербии, включая экономические, военные, культурные и репутационные ресурсы. Представлено значение региона Юго-Восточной Европы для внешней политики, безопасности и экономики России на современном этапе. Обозначены перспективы развития сербско-российских отношений в случае вступления Сербии в Европейский союз. Анализируются основные тенденции динамики развития торговых отношений и сотрудничества двух государств в сфере энергетики.

Автор отмечает, что двустороннее сотрудничество России и Сербии в области экономики не является достаточным с точки зрения статуса стратегического партнерства. При этом на текущем этапе развития двусторонних отношений Сербия рассматривается как наиболее успешный пример реализации стратегии «мягкой силы» России.

Ключевые слова: Сербия, Россия, сербско-российские отношения, ресурсы внешней политики, мягкая сила, внешняя политика России, Балканы.

Leonas Tolvaisis,

Ph.D. in Political Science, Professor, Faculty of Diplomacy and Security, Union — Nikola TesIa University (CaraDusana 62-64,11000Belgrade, Serbia), e-mail: [email protected]

SERBIAN-RUSSIAN COOPERATION AS A FOREIGN POLICY RESOURCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes issues of Serbian-Russian relations in terms offoreign policy potential for the Russian Federation. Key aspects of Russian foreign policy resources in Serbia are examined, including economic, defense, cultural and repu-tational resources. The significance of the southeastern region of Europe for contemporary Russian foreign policy, security and economics is also discussed, as are the prospects for Serbian-Russian relations in the context of Serbia's integration

into the European Union. The author also examines the main trends in bilateral trade and cooperation in energy.

The article maintains that bilateral cooperation between Russia and Serbia in the field of economics is not sufficient in terms of the status of strategic partnership. At the same time, at the current stage of development of bilateral relations, Serbia is considered the most successful example of the implementation of Russia's "soft power " strategy.

Key words: Serbia, Russia, Serbian-Russian relations, foreign policy resources, soft power, Russia's foreign policy, Balkans.

Системный анализ внешнеполитических ресурсов государства в стратегически важных регионах позволяет оценить возможности продвижения его интересов. Если под внешнеполитическими ресурсами понимать потенциал достижения государством преследуемых им целей1, особое значение в системном анализе приобретает изучение способности добиваться данных целей посредством добровольного участия внешнеполитических партнеров, формирования общественных симпатий у местных жителей и привлекательного внешнеполитического имиджа государства, т.е. неотъемлемых элементов «мягкой силы»2.

Начало XXI в. ознаменовалось снижением российского политического влияния на республики бывшей Югославии и переориентацией внешней политики России на постсоветское пространство. Вывод российского миротворческого контингента из Косово и Метохии в 2003 г. обозначил смещение акцентов российской внешней политики на экономическое и культурное сотрудничество со странами данного региона. На роль российского интеграционного проекта для балканских государств претендовала энергетическая стратегия России3, дополненная торговыми, дипломатическими, информационными и культурными инструментами «мягкой силы»4.

Ресурсы российской внешней политики в Сербии можно разделить на политические, оборонные, экономические и культурно-идентичностные (репутационные).

1 Шишкина О.В. Внешнеполитические ресурсы России и условия их применения (на примере Беларуси, Украины, Молдовы) // Внешняя политика России (общие проблемы): Тезисы VII Конвента Российской ассоциации международных исследований. М.: РАМИ, 2012. С. 1-2. URL: http://mgimo.ru/upload/iblock/dd9/dd9 69ce30c27480ccc28c5c96bbc9ef9.pdf

2 Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль — XXI. 2004. № 10. С. 33-41.

3 Лобанов М.М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. 2014. № 2. С. 91.

4 Нелаева Г.А., СеменовА.В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским союзом и Россией в 2000-е гг. // Сибирские исторические исследования. 2015. № 3. С. 40-62; АрляповаЕ.С. Геополитические реалии и российский интеграционный проект: возможности для Сербии // Современная политика. 2014. Т. 5. № 2. С. 54-64.

Стратегические интересы России на Балканах обусловлены целями, сформулированными в Концепции внешней политики Российской Федерации, в числе которых — «внешняя и внутренняя безопасность», «неприкосновенность границ», «сохранение исторического и культурного пространства»5. Наличие союзников и партнеров в Балканском регионе, расположенном на пересечении интересов сверхдержав, транснациональных корпораций, организованной преступности и международного терроризма, имеет ключевое значение для обеспечения безопасности России. Таким образом, можно сказать, что Балканский полуостров является вторым по значимости регионом в сфере внешнеполитических интересов России после постсоветского пространства.

В этом контексте особое место в системе внешней политики России занимает Сербия, которая в силу своего географического положения и историко-культурной традиции на протяжении длительного времени выступает как естественная «точка входа» России в Балканский регион и как площадка для распространения российского влияния на всю Европу. О наличии значительного внешнеполитического ресурса России на Балканах свидетельствует нейтралитет Сербии, провозглашенный в 2007 г. и позволивший ей не присоединяться к антироссийским санкциям. Сербия остается единственным государством региона, способным проводить независимую внешнюю политику.

Важным фактором российского влияния на Балканах является поддержка территориальной целостности Сербии, которую Россия оказывает в Совете Безопасности ООН при обсуждении вопросов урегулирования косовского конфликта. В отличие от западных партнеров, Российская Федерация не выдвигает Сербии политических условий для развития экономического сотрудничества. С 2013 г. между двумя странами действует Соглашение о стратегическом партнерстве. Сербия также наделена статусом наблюдателя в Парламентской ассамблее ОДКБ.

У Сербии имеются исторические причины опасаться своего геостратегического окружения, поэтому она тесно сотрудничает с Россией в сфере укрепления оперативно-функциональных способностей армии, поставок и текущего обслуживания вооружения и военной техники. В 2017 г. сербские ВВС на безвозмездной основе получили от России 6 самолетов МИГ-29. Ожидается поставка 30 танков Т-72, 30 бронетранспортеров БРДМ-2, 2 транспортных самолетов Ан-26, а также покупка вертолетов Ми-17 и Ми-35. Благодаря постановке на

5 Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2016. 1 декабря. URL: http://mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

вооружение систем ПВО «Панцирь-С1» сербская армия вышла на лидирующие позиции в Юго-Восточной Европе. В стране ежегодно проводятся совместные военные учения с Россией.

Статус государства — кандидата на членство в Европейском союзе позволяет Сербии проводить независимую внешнюю политику до момента вступления в данное объединение. Очевидно, что включение наднациональной (европейской) стороны в российско-сербские отношения неминуемо осложнит диалог двух стран и ослабит внешнеполитические ресурсы России на Балканах. Завершение переговоров между Сербией и Европейским союзом по так называемой «31-й главе» переговорной программы, предусматривающей согласование сторонами внешней и оборонной политики, неминуемо повлечет за собой присоединение Сербии к общеевропейской внешней политике в отношении России, включая санкции. В краткосрочной перспективе Сербия пополнит ряды государств — членов Европейского союза, выступающих за конструктивные отношения с Россией. В свою очередь, став частью общеевропейской институциональной структуры, находящейся на другой стороне описанного С. Хантингтоном «цивилизационного разлома»6, сербские элиты в долгосрочной перспективе могут подвергнуться социализирующему эффекту европейской политики, что приведет к постепенному культурному отчуждению будущих поколений сербов от России.

Помимо кредитов на выгодных условиях, выделенных Россией на модернизацию сербских железных дорог и энергетики, Соглашение о свободной торговле с Сербией 2000 г. стало первым подобным соглашением России с государством, не входящим в СНГ. При этом уровень российско-сербского экономического сотрудничества не исчерпывает имеющийся потенциал, все еще уступает статусу стратегического партнерства и не полностью удовлетворяет объективные экономические потребности. С 2012 г. Россия перестала быть главным импортером в Сербию, уступив Германии. Также в период с 2008 по 2018 г. произошло двукратное снижение торгового оборота между Россией и Сербией с 4 до 2 млрд долл.7 Объем российских прямых инвестиций в экономику Сербии сократился в 4 раза — с 223 млн до 60 млн евро в 2017 г.8 — и в общей сложности составил

6 Huntington S.P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. No. 3. P. 22-49.

7 Споднотрговинска робна размена, децембар 2018. Београд: Републички завод за статистику, 2019. URL: http://publikacije.stat.gov.rs/G2019/doc/G201918002.doc

8 Филимонова А. Економска сарад&а Србще и Русще у време ВучиЬа слаби // Цеопом Истина. 2018. 29 марта. URL: http://ceopom-istina.rs/rusija-i-srbija/ekonomija-rusija-i-srbija/ekonomska-saradn-a-srbije-i-rusije-u-vreme-vuchi-a-slabi/

4 млрд долл.9 Отставание уровня торгового оборота от уровня развития политических отношений может негативно сказаться на долгосрочных экономических отношениях, которые станут уязвимыми и зависимыми от политической конъюнктуры. Во втором десятилетии XXI в. наметились тенденции роста сербского экспорта в Россию, снижения российской доли в структуре поставок энергоносителей в Сербию и сокращения дефицита торгового баланса10.

Взаимозависимость Сербии и России в области сельского хозяйства обусловлена потребностью российского рынка в импорте сербской продукции и стремлением сербских производителей расширить производство и организовать логистику поставок на российский рынок11. Отказав в предоставлении государственных субвенций экспортерам сельхозпродукции в Россию, Сербия в ущерб собственному экономическому развитию косвенно выполнила требование Европейского союза к странам — кандидатам на членство не использовать санкционный режим для стимулирования собственного экспорта в Россию12. Вступление Сербии в Европейский союз повлечет за собой прекращение действия Соглашения о свободной торговле с Российской Федерацией.

Стратегическое значение Сербии для энергетических проектов России заключается в обеспечении стабильности территорий, через которые пройдут маршруты газопроводов в Европу. Россия является единственным поставщиком природного газа в Сербию и обеспечивает критическую долю импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В 2008 г. было подписано Соглашение между Россией и Сербией о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, условия которого оказались достаточно выгодными для российской стороны — во многом благодаря ее политической позиции по сохранению территориальной целостности Сербии. Соглашение предусматривает строительство газопровода «Южный поток» по территории Сербии и покупку российской компанией ПАО «Газпром нефть» сербской компании

9 Чепурин А.В. Наша дубав не позна]е границе: Ауторски текст Амбаса-дора Русще // Политика. 2017. 11 ]уна. URL: http://93.87.76.81/scc/clanak/38266 9/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0-%D1%99%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B2-%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0 %BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%98%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5

10 Споднотрговинска размена Републике Србще и Руске Федерацще. Београд: Привредна комора Србще, 2018. URL: https://api.pks.rs/storage/assets/Kratka%20 informacija%20Ruska%20Federacija.pdf

11 CmojmeeuhХ.С. Приручник за извоз у Русщу и Евроазщски царински савез. Београд: Драслар, 2014. С. 5.

12 Филимонова А. Указ. соч.

«Нефтяная индустрия Сербии» по цене 400 млн евро13 на внеконкурсной основе. Сербия также заинтересована в продлении «Турецкого потока» через свою территорию, поскольку это позволит привлечь дополнительные доходы от транзита газа в Венгрию и Австрию, а также интегрировать энергетический сектор региона в российскую систему газоснабжения.

Одним из факторов развития российско-сербских партнерских отношений в долгосрочной перспективе является позитивное отношение большинства сербов к России. Это существенный репу-тационный ресурс, который исключает проведение враждебной антироссийской политики. Большой популярностью в Сербии пользуется идея многополярного мира с крепнущей ролью России в нем, а союз Сербии с Россией поддерживает 60,8 % граждан (для сравнения: вступление Сербии в Европейский союз поддерживает 46,5 % граждан страны, а в НАТО — лишь 7,1 %)14. Прибывшего в Сербию с официальным визитом президента В.В. Путина 17 января 2019 г. встречали 125 тыс. граждан Сербии.

Символико-психологический эффект потенциальной переориентации Сербии на евроатлантический интеграционный проект может превзойти геополитические и экономические последствия потери Россией своего самого надежного союзника в Юго-Восточной Европе15. Символическое значение Балкан для внешней политики России наиболее точно отражено в представлениях российского массового сознания, сложившихся к моменту нападения НАТО на Югославию в 1999 г. Ключевое содержание данных представлений — это критика непозволительно слабой российской внешней политики на Балканах, в результате которой Россия не смогла защитить гражданское население Сербии от войны16. Сербия олицетворяет собой «болевой порог» внешней и оборонной политики России и воспринимается в российском массовом сознании в качестве оплота, потеря которого будет означать окончательное ослабление российского влияния на Балканах.

13 Максакова М.А. Современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Сербии // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 9. С. 85-101.

14 Истражива&а]авног м&е&а: Србща лето 2018 // Нова српска политичка мисао. 2018. 4 август. URL: http://nspm.rs/istrazivanja-javnog-mnjenja/srbija-leto-2018.html

15 Арляпова Е.С. Россия — Сербия: уроки и перспективы интеграции // Международные отношения. 2014. № 3. C. 374-383.

16 Antonenko O. Russia and the Deadlock over Kosovo // Survival. 2007. Vol. 49. No. 3. P. 93; Гуськова Е.Ю. Динамика косовского кризиса и политика России // Косово: международные аспекты кризиса / Под ред. Д. Тренина и Е. Степановой. М.: Гендальф, 1999. С. 69-72; Baranovsky V. The Kosovo Factor in Russia's Foreign Policy // The International Spectator. 2015. Vol. 50. No. 4. P. 256-274.

Опыт сотрудничества России с государствами бывшей Югославии свидетельствует о недостаточности формальных соглашений, крупных инвестиционных проектов, благоприятного общественного мнения и культурной близости для полномасштабного использования ресурсов двустороннего взаимодействия. Фактором, в определенной степени ограничивающим потенциал развития российско-сербских отношений, является отсутствие у Сербии сухопутной границы с Россией и выхода к морю. Возможности наращивания ресурсов российской внешней политики в Сербии зависят сегодня от перспектив укрепления обороноспособности Сербии, ее политической и экономической субъектности в отношении Европейского союза, сохранения нейтрального статуса и тесной экономической интеграции с Россией посредством интенсификации торговых связей.

ЛИТЕРАТУРА

Арляпова Е.С. Геополитические реалии и российский интеграционный проект: возможности для Сербии // Современная политика. 2014. Т. 5. № 2. С. 54-64.

Арляпова Е.С. Россия — Сербия: уроки и перспективы интеграции // Международные отношения. 2014. № 3. C. 374-383.

Гуськова Е.Ю. Динамика косовского кризиса и политика России // Косово: международные аспекты кризиса / Под ред. Д. Тренина и Е. Степановой. М.: Ген-дальф, 1999. С. 69-72.

Лобанов М.М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. 2014. № 2. С. 91-105.

Максакова М.А. Современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Сербии // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 9. С. 85-101.

Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль — XXI. 2004. № 10. С. 33-41.

Нелаева Г.А., Семенов А.В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским союзом и Россией в 2000-е гг. // Сибирские исторические исследования. 2015. № 3. С. 40-62.

Стоjичевиh Х.С. Приручник за извоз у Русщу и Евроазщски царински савез. Београд: Драслар, 2014.

Филимонова А. Економска сарад&а Србще и Русще у време ВучиЬа слаби // Цеопом Истина. 2018. 29 марта. URL: http://ceopom-istina.rs/rusija-i-srbija/ekonomija-rusija-i-srbija/ekonomska-saradn-a-srbije-i-rusije-u-vreme-vuchi-a-slabi/

Шишкина О.В. Внешнеполитические ресурсы России и условия их применения (на примере Беларуси, Украины, Молдовы) // Внешняя политика России (общие проблемы): Тезисы VII Конвента Российской ассоциации международных исследований. М.: РАМИ, 2012. С. 1-2. URL: http://mgimo.ru/upload/iblock/dd9/dd 969ce30c27480ccc28c5c96bbc9ef9.pdf

Antonenko O. Russia and the Deadlock over Kosovo // Survival. 2007. Vol. 49. No. 3. P. 91-106.

Baranovsky V. The Kosovo Factor in Russia's Foreign Policy // The International Spectator. 2015. Vol. 50. No. 4. P. 256-274.

Huntington S.P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. No. 3. P. 22-49.

REFERENCES

Antonenko, O. "Russia and the Deadlock over Kosovo," Survival, Vol. 49, No. 3, 2007, pp. 91-106.

Arliapova, E. S. "Geopoliticheskie realii i rossiiskii integratsionnyi proekt: vozmozhnosti dlia Serbii," Sovremennaiapolitika, Vol. 5, No. 2, 2014, pp. 54-64.

Arliapova, E. S. "Rossiia — Serbiia: uroki i perspektivy integratsii," Mezhdunarod-nye otnosheniia, No. 3, 2014, pp. 374-383.

Baranovsky, V. "The Kosovo Factor in Russia's Foreign Policy," The International Spectator, Vol. 50, No. 4, 2015, pp. 256-274.

Filimonova, A. "Ekonomska saradaa Srbije i Rusije u vreme Vuchica slabi," Tseopom Istina, March 29, 2018, URL: http://ceopom-istina.rs/rusija-i-srbija/ekonomija-rusija-i-srbija/ekonomska-saradn-a-srbije-i-rusije-u-vreme-vuchi-a-slabi/

Gus'kova, E. Iu. "Dinamika kosovskogo krizisa i politika Rossii," Kosovo: mezh-dunarodnye aspekty krizisa, ed. D. Trenin and E. Stepanova. Moscow: Gendal'f, 1999, pp. 69-72.

Huntington, S. P. "The Clash of Civilizations?" Foreign Affairs, Vol. 72, No. 3, 1993, pp. 22-49.

Lobanov, M. M. "Otnosheniia Rossii i Serbii: novoe soderzhanie starykh form," Sovremennaia Evropa, No. 2, 2014, pp. 91-105.

Maksakova, M. A. "Sovremennoe sostoianie investitsionnogo sotrudnichestva Rossii i Serbii," Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, No. 9, 2014, pp. 85-101.

Nelaeva, G. A., and Semenov, A. V. "Balkanskii treugol'nik: Serbiia mezhdu Evropeiskim soiuzom i Rossiei v 2000-e godakh," Sibirskie istoricheskie issledovaniia, No. 3, 2015, pp. 40-62.

Nye, J. " 'Miagkaia sila' i amerikano-evropeiskie otnosheniia," Svobodnaia mysl' — 21, No. 10, 2004, pp. 33-41.

Shishkina, O. V. "Vneshnepoliticheskie resursy Rossii i usloviia ikh primen-eniia (na primere Belarusi, Ukrainy, Moldovy)," Vneshniaia politika Rossii (obshchie problemy): Tezisy VII Konventa Rossiiskoi assotsiatsii mezhdunarodnykh issledo-vanii. Moscow: RAMI, 2012, pp. 1-2, URL: http://mgimo.ru/upload/iblock/dd9/ dd969ce30c27480ccc28c5c96bbc9ef9.pdf

Stojicevic, S. Prirucnik za izvoz u Rusiju i Evroazijski ekonomski savez. Beograd: Draslar, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.