Научная статья на тему 'Возвращение «оперного» Рахманинова (в год 150-летия композитора)'

Возвращение «оперного» Рахманинова (в год 150-летия композитора) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.В. Рахманинов / 150-летний юбилей Рахманинова / музыкальный театр / композитор / дирижер / опера / «Алеко» / «Скупой рыцарь» / «Франческа да Римини» / «Монна Ванна» / оперная постановка / S.V. Rachmaninov / Rachmaninov's 150-th anniversary / musical theater / composer / conductor / opera / «Aleko» / «The Miserly Knight» / «Francesca da Rimini» / «Monna Vanna» / one-act opera / opera production / theater

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Ивановна Лесакова

В 2023 году весь музыкальный мир отмечает 150-летний юбилей великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В России юбилейный год Указом Президента объявлен годом Рахманинова. В репертуаре всех оркестров мира значатся симфонические произведения композитора; фортепианные, хоровые и камерно-вокальные шедевры звучат во всех концертных залах. Однако в афишах музыкальных театров его оперные опусы встречаются довольно редко. В статье коротко анализируется оперное творчество Рахманинова: одноактные оперы «Алеко» (1893), «Скупой рыцарь» (1904), «Франческа да Римини» (1906), а также говорится о незаконченной опере «Монна Ванна». Автор раскрывает значимость этих произведений для мирового музыкального театра, а также опровергает их «второсортность» по отношению к более известной части творческого наследия композитора. Именно опера («Алеко»), являвшаяся дипломной работой молодого композитора, стала не только первым успехом, но и стимулом для дальнейшей композиторской деятельности Рахманинова, именно в ней сложился весь дальнейший индивидуальный, уникальный стиль композитора. На протяжении десятилетий композитора не отпускал замысел создания сочинений в этом жанре, Рахманинов напряженно искал сюжет для своих новых опер. Оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» писались практически одновременно и были исполнены под управлением композитора в один вечер. К сожалению, новые оперы озадачили и публику и критику, так как слишком ново, необычно прозвучали произведения, и после нескольких постановок они перестали исполняться на долгие годы. В ХХI веке оперное творчество Рахманинова вызывает интерес музыкально-театральных площадок не только в России, но и на Западе. Все чаще на одном музыкальном вечере исполняются два или три произведения композитора в оперном жанре. Постановщики выделяют в операх Рахманинова вечные философские и этические смыслы, сегодняшний слушатель оказался более подготовленным для восприятия прекрасной музыки композитора. Отдельная часть статьи посвящена такому важнейшему виду деятельности в музыкальном театре, как дирижирование: вклад, который внес Рахманинов в качестве дирижера-новатора в оперном театре трудно переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The return of Rachmaninov’s «opera» (in the year of the composer’s 150-th anniversary)

In 2023, the entire musical world celebrates the 150-th anniversary of the great Russian composer Sergei Vasilyevich Rachmaninov. In Russia, the jubilee year was declared the year of Rachmaninov by Presidential Decree. The repertoire of all orchestras of the world includes symphonic works by the composer, piano, choral and chambervocal masterpieces are heard in all concert halls. The article briefly analyzes Rachmaninov's operatic work: the one-act operas «Aleko», «The Miserly Knight», «Francescа da Rimini», and also talks about the unfinished opera «Monna Vanna». The author reveals the significance of these works for the world musical theater, and also refutes their «se condrate» in relation to the more famous part of the composer's creative heritage. It was the opera («Aleko»), which was the diploma work of the young composer, that was not only the first success, but also became an incentive for Rachmaninov's further compositional activity, it was in it that the whole further individual, unique style of the composer developed. For decades, the composer did not let go the idea of creating compositions in this genre, Rachmaninov was intensely looking for a plot for his new operas. The operas «The Miserly Knight» and «Francescа da Rimini» were written almost simultaneously and were performed under the direction of the composer in one evening. Unfortunately, the new operas puzzled both the public and critics, because the works sounded too new and unusual and after several productions they stopped being performed. In the XXI century, Rachmaninov's operatic work arouses the interest of musical and theatrical venues not only in Russia, but also in the West. Increasingly, two or three works of the composer in the opera genre are performed in one evening. The directors highlight eternal philosophical and ethical issues in Rachmaninov's operas, talking about love, happiness, and the tragedy of existence, today's listener turned out to be more prepared for the perception of the composer's beautiful music and for musical theater. A separate part of the article is devoted to such an important type of activity in the musical theater as conducting: the contribution that Rachmaninov made as an innovative conductor in the opera theater is difficult to overestimate.

Текст научной работы на тему «Возвращение «оперного» Рахманинова (в год 150-летия композитора)»

Научная статья УДК 7-07

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_6_135_223 EDN: XZCWXD

Возвращение «оперного» Рахманинова (в год 150-летия композитора) Наталья Ивановна Лесакова

Кандидат культурологии, доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения, Ярославский государственный театральный институт им. Ф. Шишигина. 150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, 43 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5274-6870

Аннотация. В 2023 году весь музыкальный мир отмечает 150-летний юбилей великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В России юбилейный год Указом Президента объявлен годом Рахманинова. В репертуаре всех оркестров мира значатся симфонические произведения композитора; фортепианные, хоровые и камерно-вокальные шедевры звучат во всех концертных залах. Однако в афишах музыкальных театров его оперные опусы встречаются довольно редко. В статье коротко анализируется оперное творчество Рахманинова: одноактные оперы «Алеко» (1893), «Скупой рыцарь» (1904), «Франческа да Римини» (1906), а также говорится о незаконченной опере «Монна Ванна». Автор раскрывает значимость этих произведений для мирового музыкального театра, а также опровергает их «второсортность» по отношению к более известной части творческого наследия композитора. Именно опера («Алеко»), являвшаяся дипломной работой молодого композитора, стала не только первым успехом, но и стимулом для дальнейшей композиторской деятельности Рахманинова, именно в ней сложился весь дальнейший индивидуальный, уникальный стиль композитора. На протяжении десятилетий композитора не отпускал замысел создания сочинений в этом жанре, Рахманинов напряженно искал сюжет для своих новых опер. Оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» писались практически одновременно и были исполнены под управлением композитора в один вечер. К сожалению, новые оперы озадачили и публику и критику, так как слишком ново, необычно прозвучали произведения, и после нескольких постановок они перестали исполняться на долгие годы. В XXI веке оперное творчество Рахманинова вызывает интерес музыкально-театральных площадок не только в России, но и на Западе. Все чаще на одном музыкальном вечере исполняются два или три произведения композитора в оперном жанре. Постановщики выделяют в операх Рахманинова вечные философские и этические смыслы, сегодняшний слушатель оказался более подготовленным для восприятия прекрасной музыки композитора. Отдельная часть статьи посвящена такому важнейшему виду деятельности в музыкальном театре, как дирижирование: вклад, который внес Рахманинов в качестве дирижера-новатора в оперном театре трудно переоценить.

Ключевые слова: С. В. Рахманинов; 150-летний юбилей Рахманинова; музыкальный театр; композитор; дирижер; опера; «Алеко»; «Скупой рыцарь»; «Франческа да Римини»; «Монна Ванна»; оперная постановка

Для цитирования: Лесакова Н. И. Возвращение «оперного» Рахманинова (в год 150-летия композитора) // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6 (135). С. 223-231. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_223. https://elibrary.ru/XZCWXD

Original article

The return of Rachmaninov's «opera» (in the year of the composer's 150-th anniversary) Natalia I. Lesakova

Candidate of culturology, associate professor of department of general humanities and theater studies, Yaroslavl state theater institute named after F. Shishigin. 150000, Yaroslavl, Pervomaiskaya st., 43 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5274-6870

Abstract. In 2023, the entire musical world celebrates the 150-th anniversary of the great Russian composer Sergei Vasilyevich Rachmaninov. In Russia, the jubilee year was declared the year of Rachmaninov by Presidential Decree. The repertoire of all orchestras of the world includes symphonic works by the composer, piano, choral and chamber-vocal masterpieces are heard in all concert halls. The article briefly analyzes Rachmaninov's operatic work: the one-act operas «Aleko», «The Miserly Knight», «Francescа da Rimini», and also talks about the unfinished opera «Monna

© Лесакова Н. И., 2023

Vanna». The author reveals the significance of these works for the world musical theater, and also refutes their «se condrate» in relation to the more famous part of the composer's creative heritage. It was the opera («Aleko»), which was the diploma work of the young composer, that was not only the first success, but also became an incentive for Rachmaninov's further compositional activity, it was in it that the whole further individual, unique style of the composer developed. For decades, the composer did not let go the idea of creating compositions in this genre, Rachmaninov was intensely looking for a plot for his new operas. The operas «The Miserly Knight» and «Francesca da Rimini» were written almost simultaneously and were performed under the direction of the composer in one evening. Unfortunately, the new operas puzzled both the public and critics, because the works sounded too new and unusual and after several productions they stopped being performed. In the XXI century, Rachmaninov's operatic work arouses the interest of musical and theatrical venues not only in Russia, but also in the West. Increasingly, two or three works of the composer in the opera genre are performed in one evening. The directors highlight eternal philosophical and ethical issues in Rachmaninov's operas, talking about love, happiness, and the tragedy of existence, today's listener turned out to be more prepared for the perception of the composer's beautiful music and for musical theater. A separate part of the article is devoted to such an important type of activity in the musical theater as conducting: the contribution that Rachmaninov made as an innovative conductor in the opera theater is difficult to overestimate.

Key words: S. V Rachmaninov; Rachmaninov's 150-th anniversary; musical theater; composer; conductor; opera; «Aleko»; «The Miserly Knight»; «Francesca da Rimini»; «Monna Vanna»; one-act opera; opera production; theater

For citation: Lesakova N. I. The return of Rachmaninov's «opera» (in the year of the composer's 150-th anniversary) Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (6): 223-231. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_223. https://elibrary.ru/XZCWXD

Введение

2023 год Указом президента объявлен годом Рахманинова, композитора, ставшего символом русской музыки во всем мире. Нет ни одного оркестра, в чьем репертуаре не значились бы симфонические произведения композитора; фортепианные, вокальные и хоровые шедевры Рахманинова звучат во всех залах мира. Однако, музыкально-сценические сочинения не только в околомузыкальных кругах, но и в отечественном музыковедении, традиционно не относят к лучшим образцам искусства в этом жанре, подчеркивая и то, что они качественно уступают фортепианным, симфоническим и вокальным произведениям композитора.

И действительно, творческое наследие композитора включает всего лишь три законченные музыкально-сценические произведения для театра: оперы «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Показать их важное значение в истории не только русского, но и мирового музыкального театра, а также серьезное влияние опыта работы в этом жанре на все остальное творчество композитора, - в этом заключается цель работы. Долгие годы Рахманинов искал свой путь, вновь и вновь обращаясь к оперным замыслам.

Ссылаясь на авторитетных музыковедов (И. Гивенталь, Т. Ливанову и др.), подчеркнем, что именно успех первой оперы («Алеко», 1893) стал стимулом к дальнейшей композиторской

деятельности Сергея Рахманинова, выпускника консерватории. Но известно, что и в ранние годы обучения (1888 год) в Московской консерватории он обращался к оперным сюжетам и приступал к осуществлению замыслов по написанию опер. Результатом стали вокальные произведения, сохранившиеся в черновых набросках: монологи Бориса и Пимена, монолог Арбенина, сцена Клода Фролло. В этих «пробах пера» уже «слышны характерные рахманиновские патетические интонации» [Барабанов, 2008]. Актуальность избранной темы в юбилейный год не вызывает сомнения.

Методы исследования

Основной метод - искусствоведческая аналитическая рефлексия относительно предмета исследования. Для достижения целей исследования использовались элементы реконструкции спектакля, анализа музыкальных форм, систематизация.

Результаты исследования

1. Оперы Рахманинова: исторический ракурс.

Одноактная опера «Алеко» (1893), являющаяся выпускной работой молодого музыканта, определила весь дальнейший творческий путь Рахманинова. Произведение получило самый высокий балл (с тремя плюсами от П. И. Чайковского) и первым получило широкое общественное признание. История написания дипломной

работы давно стала художественным сюжетом, и для этого есть все основания, настолько увлеченно принялся студент за написание оперы. «На оперу дали только месяц. Едва получив либретто (либреттистом выступил В. И. Немирович-Данченко), Рахманинов бросился домой: не терять ни минуты! Пушкинские стихи сами собой ложились на музыку. Казалось, только открыть крышку инструмента - и половина оперы уже готова <...> Такой окрыленности раньше не испытывал» [Федякин, 2014, с. 14]. Скорость, с которой Рахманинов создал оперу, была настолько феноменальная, что высочайшая комиссия, состоявшая из профессоров, известнейших музыкантов, сначала смотрели на выпускника (и его партитуру) с недоверием, которое во время исполнения на рояле самим композитором сменилось на покачивание голов, сдержанный шум и крайнее удивление. Выпускник получит Большую золотую медаль; следом же Альтани, дирижер Большого театра, затеет разговор о постановке оперы, не было сомнений, что опера превосходила уровень талантливого, но ученического труда.

Начались репетиции «Алеко», Рахманинов «был на седьмом небе». В день премьеры (27 апреля 1893 года) произведение начинающего композитора звучало рядом со сценами из опер Глинки и Чайковского! Современники уверяли, что П. И. Чайковский аплодировал «Алеко» с таким усердием, что едва не выпал из директорской ложи. Постановки оперы в Москве, а вскоре в Киеве, принесли вчерашнему выпускнику большой успех и репутацию одареннейшего молодого композитора. Критика единодушно восхваляла автора: были отмечены замечательный мелодический дар, верное понятие о человеческом голосе, чувство сцены. Дипломная работа стала не только заметным явлением в музыкально-театральной жизни России начала 90-х годов, но и уже с премьеры вошла в историю мирового музыкального театра, оказавшись в одном ряду с операми признанных мастеров.

Как уже было сказано выше, оперу Рахманинов закончил за необычайно короткий срок -всего за семнадцать дней. Однако в этом произведении сложился целый ряд основных принципов формирующегося неповторимого стиля композитора. Эти принципы сохранятся в его манере на протяжении всего творческого периода. «Здесь в полной мере открылась его способность передавать искренность и взволнованность чело-

веческого чувства, захватывающая эмоциональная сила его музыки; <...> в этой опере во всем великолепии раскрылся его мелодический дар» [Демченко]. Мелодию, как истинный продолжатель традиций русского искусства, сам композитор называл основой всей музыки, Каватина Алеко, которую называют последней великой арией в истории русской музыки, с первых звуков пленяет широтой мелодического потока и красотой распева, «это те достоинства, которые стали для Рахманинова постоянными» [Демченко]. Но также в первой опере в полной мере сложился и богатейший, сразу узнаваемый, гармонический язык композитора и превосходно разработанная фактура сопровождения.

Несмотря на камерность «Алеко», лирико-психологическое произведение отличается напряженным драматическим действием. Либретто Немировича-Данченко подчеркивает основной конфликт поэмы Пушкина - столкновение вольного духа цыган с гордостью одинокого Алеко. «Сама по себе поэма Пушкина представляла собой чрезвычайный материал для театрализации» [Келдыш, 1978, с. 546-556], поэтому либреттист крайне бережно отнесся к авторскому тексту, сделав купюры, необходимые для трансформации поэмы в жанр одноактной оперы. Несомненные достоинства либретто (в котором в максимальной степени сохранены пушкинские стихи) помогли композитору уделить основное внимание именно характеристике душевных метаний главного героя.

Однако необходимо отметить и превосходные жанровые сцены, которые вовсе не являются лишь фоном для развертывания драматической фабулы; хоровые и оркестровые фрагменты романтически изображают быт и нравы свободолюбивых цыган, отвергающих лживые условия.

Безусловно в опере молодого композитора явно заметно влияние его учителей, великих оперных русских композиторов - П. Чайковского, А. Бородина и Н. Римского-Корсакова, но уже в первом своем музыкально-сценическом произведении Рахманинов проявился как автор с ярко выраженным собственным, уникальным творческим почерком.

Почти невероятно, но уже после премьеры Чайковский договорился с дирекцией Большого театра о включении оперы в постоянный репертуар. Петр Ильич планировал давать «Алеко» в одном вечере с его «Иолантой». Трагическая скоропостижная смерть Чайковского не позво-

лила реализоваться этим планам, и «Алеко» прозвучит в Большом театре спустя двенадцать (в других источниках - одиннадцать) лет. Дирижировать будет сам автор.

Интернет-источники объявляют оперу «Але-ко» четырнадцатой в ряду самых популярных русских опер: каждый сезон ее исполняют около восьмидесяти раз, опережая по числу постановок такие оперы, как «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Мазепа» П. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. Глинки. Самые легендарные постановки: спектакль 1899 года, приуроченный к столетию А. Пушкина (главную роль исполнял Ф. Шаляпин, загримированный под автора поэмы; Таврический дворец Санкт-Петербурга) и постановка 1926 года в Москве под руководством В. Немировича-Данченко в его театре.

Далее необходимо осветить важнейшую работу композитора в области музыкального театра, связанную с его деятельностью оперного дирижера. Абсолютно бесспорен тот факт, что С. Рахманинов являлся не только великим композитором и пианистом, но и выдающимся дирижером. Деятельность Рахманинова как капельмейстера делится на два непродолжительных периода в конце XIX и начале ХХ веков. Театральная карьера началась в 1897 году, именно тогда он занял пост второго дирижера в частной опере Мамонтова.

Театр Мамонтова существовал к тому времени уже более десяти лет. Дирижером оперы был Е. Эспозито, итальянский музыкант. Несмотря на полное отсутствие дирижерского опыта у новоявленного дирижера, Эспозито, в силу своего опыта и чутья, довольно скоро увидел незаурядность Рахманинова в этом роде театрально -музыкальной деятельности. Чтобы закрыть путь к дирижерскому пульту молодому сопернику, Эспозито предлагает Рахманинову сложнейшую для управления оперу М. Глинки «Жизнь за царя». Была назначена всего одна репетиция. Закономерным результатом стал срыв: Рахманинов пытался освободить оперу от привычных штампов в ее исполнении, но при этом даже не знал, что надо показывать вступление певцам.

Но Мамонтов верил в талант композитора, и Рахманинов начинает репетировать оперу К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Далее последовали «Русалка» А. Даргомыжского, «Кармен» Ж. Бизе, «Орфей» К. Глюка и другие шедевры оперного наследия.

Все постановки молодого капельмейстера прошли с успехом как у публики, так и в прессе. Оставаясь в театре Мамонтова на должности второго дирижера, Рахманинов в кратчайшие сроки прошел свои «дирижерские университеты». В дальнейшем музыкант уверенно управлял любым оперным коллективом, а такие спектакли как «Кармен» Бизе и «Русалка» Даргомыжского стали событиями музыкального театра.

С 1904 по 1906 годы Рахманинов продолжил деятельность дирижера, в этот период он возглавлял оркестр Большого театра. Авторитет музыканта (написавшего к тому времени Второй фортепианный концерт, кантату «Весна» и другие шедевры) теперь был огромен, что позволило внести в театр новации. Мало кому известно сегодня, но именно Рахманинов расположил (вопреки мнению и желанию музыкантов оркестра и прежнего дирижера) дирижерский пульт на то место, где он находится сегодня. Кроме того, им была изменена рассадка музыкантов в оркестре для лучшей акустики.

Однако самым поразительным было умение Рахманинова проникнуть в глубинный замысел автора, в точность жанровой основы той или иной оперы, а также грамотное выстраивание драматургии.

И совсем необычными, новыми в театре стали так называемые отдельные уроки для солистов, на которых Рахманинов так прорабатывал вокальные партии, что на общих репетициях все внимание уделялось оркестровой и хоровой работе.

Таким образом оперы, давно превратившиеся в декоративное представление, в вереницу эффектных номеров, стали настоящими музыкальными драмами с ясной формой и выстроенной драматургией.

В январе 1906 года под управлением Рахманинова в Большом театре были впервые исполнены его одноактные оперы - «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Премьера прошла с большим успехом. Однако после четырех представлений собственных музыкально-сценических произведений композитор-дирижер покинул Большой театр. Работа капельмейстером занимала колоссальное количество времени, на композиторскую деятельность совсем не оставалось сил. Несмотря на теплый прием новых одноактных опер Рахманинова, они перестали входить в репертуар театра более чем на шесть лет. Далее их ждала судьба еще более незавидная: оперу по

Данте не исполнили ни разу до 40-х годов, оперу по трагедии Пушкина - до 70-х годов ХХ века. Новые оперы озадачили и публику, и критику, слишком ново, необычно прозвучали произведения.

1906-1907 годы ознаменовались активными оперными замыслами Рахманинова: «Саламбо» (по Флоберу), «Монна Ванна» (по Метерлинку), а также «Черный монах» (по Чехову), «Бэлла» (по Лермонтову). Очевидно, что композитор энергично искал сюжеты для своих новых произведений для музыкального театра. К сожалению, ни один из замыслов не был реализован. В этом ряду более всех повезло проекту по пьесе Метерлинка: был написан первый акт оперы в клавире. Но далее работа была отложена, скорей всего, главной причиной этого стала юридическая проблема, касающаяся договора с автором драмы; дело в том, что Метерлинк уже подписал контракт с одним из западных композиторов на создание оперы, по этому документу опера, написанная Рахманиновым, могла ставиться только в России.

Более Рахманинов в своем творчестве к жанру оперы не обращался.

2. Оперы Рахманинова в зеркале постановок.

Негласно считается, что три законченные оперы Рахманинова имеют отличную репутацию, но не очень счастливую судьбу. Как представлено сегодня оперное наследие композитора на различных сценах? Действительно ли следует относить Рахманинова лишь к инструментальным и камерно-вокальным композиторам?

Как уже было замечено выше, опера «Алеко» Рахманинова принадлежит к наиболее часто исполняемым музыкально-сценическим произведениям в России, оставляя позади, например, «Снегурочку» Римского-Корсакова.

Одну из первых постановок (после нескольких прижизненных) «Скупого рыцаря» Рахманинова в 1943 году в Нижегородском (Горьков-ском) театре оперы и балета осуществил Б. Покровский. В 1958 году опера была поставлена и записана Центральной студией телевидения СССР (дирижер В. Небольский). В 1966 году опера исполнялась под управлением Г. Рождественского. В 1993 году она прошла на сцене Большого театра (дирижер А. Чистяков). Известны также зарубежные постановки: Гетеборгским симфоническим оркестром (1996 год, дирижер Н. Ярви), Лондонским филармоническим оркестром (2004 год, дирижер В. Юровский), ор-

кестром BBC Philharmonic (2009 год, дирижер Д. Нозеда).

«Франческа да Римини» Рахманинова также редко появлялась на афишах музыкальных театров. Причиной, по мнению представителей музыкально-сценического мира, является неудачное либретто М. Чайковского. Опера исполнялась в Большом театре в 1973 году (дирижер М. Эрмлер, роли исполняли Г. Вишневская, Е. Нестеренко, А. Масленников), в 1992 году (дирижер А. Чистяков), а также хором и оркестром Гетеборгской оперы в 1996 году (дирижер Н. Ярви). В 2013 году Метрополитен опера возобновила свою прежнюю постановку 1986 года (дирижер М. Армильято). Немного чаще опера ставилась в концертном исполнении (2013 год, Большой театр - ММДМ, дирижер В. Синайский). В 2008 году также было объявлено концертное исполнение «Скупого рыцаря» и «Франчески да Римини» в Германии на Шлезвиг-Гольштейнском музыкальном фестивале. В этом же году оперы «Алеко» и «Франческа да Римини» прозвучали со сцены театра Сан-Карло в Лиссабоне.

В 1998 году в Большом зале консерватории им. П. И. Чайковского состоялось концертное исполнение первого акта незаконченной оперы «Монна Ванна» (дирижер А. Ведерников), в 2008 - в Камерном зале Петербургской консерватории. В 2019 опыт был повторен в Пермском театре оперы и балета (дирижер В. Платонов). Интересно, что мировая премьера этого раритета состоялась в 1984 году в Нью-Йорке (благодаря оркестровке И. Букетова).

2015 год ознаменовался интересом к оперному творчеству Рахманинова сразу на двух европейских музыкальных площадках. В Национальной опере Лотарингии прошла премьера опер «Алеко» и «Франческа да Римини», поставленных в один вечер (режиссер С. Пуркарет, дирижер Р. Кальдерон). Режиссер объединил две оперы в один спектакль, использовав единую основу сценографии, тождественность костюмов и общие анимационные персонажи (медведь, карлица, гимнаст на ходулях). Критика единодушно отмечала, что постановка больше всего напоминала цирковое шоу и меньше всего следовала трагическому замыслу автора самой оперы. Но несмотря на столь серьезные постановочные («режоперские») отклонения, публика встретила исполнителей и постановщиков овациями, а сама

премьера стала важным событием музыкальной жизни Европы.

Спустя четыре месяца в бельгийском Théâtre de la Monnaie состоялось событие еще более масштабное - премьерный «Триптих Рахманинова», включивший все законченные оперы композитора. Проект «Рахманинов. Тройка» (режиссер К. Дельхольм) по сути стал тремя инсталляциями на тему Рахманинова и знакомил западного слушателя с малоизвестным композитором - оперным Рахманиновым. Дирижировал триптихом М. Татарников, на главные роли были приглашены (как и в Лотарингской опере) в основном солисты из России. «Не секрет, что в инсталляции визуальное воплощение, красота, причудливость, оригинальность или провокативность подачи идеи, как правило, затмевают или заменяют саму идею. Так вышло из с первой постановкой триптиха», - отмечает М. Усеинова, побывавшая на спектакле [Усенинова, 2023]. «Вырезав» драматургию, авторы постановки не смогли создать и высокохудожественную картинку к действу. Но как в случае с диптихом в Лотарингии, этот проект стал поводом для расширения представлений слушателей о мире музыки Рахманинова. Для создателей же от искусства «Триптих», возможно, станет поводом для новых концепций, идей сочетания содержания классических произведений с современными формами изобразительного искусства.

В России в 2016 году И. Скворцова (декан научно-композиторского факультета, заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор МГК) стала автором проекта «Возрождение русской оперной классики», который предполагал исполнение незаслуженно забытых русских опер. В дни подготовки к 150-летнему юбилею С. Рахманинова важнейшее место в этом проекте заняло исполнение оперы «Скупой рыцарь» (дирижер Ф. Коробов). И зрители, и критика единодушно отметили не только прекрасное исполнение оперы, но и наиболее полное воплощение всех граней рахманиновского текста. Отмечено вдумчивое прочтение всех вокальных партий, мощное, но при этом дифференцированное звучание оркестра, необходимое для озвучивания новаторской оперы-драмы [Долинская, 2023]. Оркестр, по традиции музыкальной концепции Рахманинова, здесь стал едва ли не главным героем драмы, а трактовка Ф. Колобова была несомненной удачей постановки. «Прочтение труднейшей партитуры по-

ражало кажущейся легкостью, а звучание Камерного оркестра - балансом оркестровых партий» [Долинская, 2023], именно так в начале ХХ века управлял оперными постановками сам композитор. Опера «Скупой рыцарь», как уже отмечалось нами выше, - редкое наименование на театральных афишах: сложность вокальных партий в сочетании с плотной фактурой оркестровой партитуры, ведущей драматическую линию, предполагает самый высокий уровень музыкальных исполнителей. В случае с данной постановкой все сошлось. Интересным и органичным стало и сценографическое решение: атмосферу Средневековья создавал видеоряд, такой прием не только не мешал слушателям сосредоточиться на звучании прекрасной музыки, но, «напротив, украсил вдохновенный "концертный театр"» [Долинская, 2023].

150-летие великого русского композитора будет праздноваться весь год, размах географии и мероприятий широк, в отличие от скромности чествования в год столетия композитора (в 1973 году - эпоху социализма - над именем музыканта еще довлело клеймо «невозвращенца»).

В Санкт-Петербурге программа юбилейного года отличается невероятной насыщенностью: выставки, конференции, концерты, фестивали, премьера фильма «Рахманинов. Адреса судьбы», марафоны - Торжественное открытие состоялось в январе в Мариинском театре. Несмотря на то, что в афишах этого театра ни одной оперы Рахманинова не значилось, к юбилею В. Гергиев подготовил первую, дипломную, оперу композитора - «Алеко». Критика выделила превосходно романтическое звучание оркестра, что неудивительно, однако, в отношении вокалистов были высказаны некоторые замечания.

Этой же оперой открыл юбилейный гала-концерт ГАБТ. Небезынтересен факт, что первый раз опера звучала на этой сцене ровно 130 лет назад. Если опера под управлением главного капельмейстера И. Альтани была решена в традициях большого стиля (массивные красочные декорации, живописный задник, пестрые костюмы), то постановка настоящего времени была представлена в концертном исполнении. Дирижер А. Верещагин «по завету Рахманинова играл не себя, но автора» [Иванова, 2023].

Этой же постановкой Большого театра открылся фестиваль под открытым небом «Лето. Музыка. Музей» в Истре, который, безусловно, в этом году был посвящен С. Рахманинову.

Два вечера были посвящены операм Рахманинова на Крещенском фестивале в «Новой опере», исполнялись не только известная триада, но и редчайше исполняемая неоконченная «Монна Ванна». Все произведения были представлены в концертном исполнении и получили высокую оценку рецензентов. Отмечены великолепно звучащие голоса практически всех вокалистов, в том числе приглашенных (особо выделили А. Зеленкова, артиста НОВАТа, не только блестяще справившегося со сложнейшей партией, но и убедительно создавшего полноценный актерский образ), ювелирную работу дирижеров (Е. Самойлов, А. Торбеев, Д. Волосников, А. Са-моилэ), выполнивших все задачи композитора. Возможным просчетом оказалось то, что режиссер разместил оркестр не в оркестровой яме, а на сцене, тем самым, оркестр заглушал солистов и давал слишком громкое звучание в небольшой зал театра.

Регионы также не остались безучастны к празднованию года Рахманинова. В Астраханском театре оперы и балета были поставлены две «пушкинские оперы композитора» - «Алеко» и «Скупой рыцарь». В отличие от столичных концертных постановок режиссеры театра Астрахани (А. Смирнов и С. Морозов) показали оперы в традиционном исполнении. Обе оперы были отмечены критикой как интересные и убедительные, но не без некоторых спорных деталей. Впрочем, детали эти относятся не к музыкальной части (работы солистов и дирижера были оценены высоко), а к некоторым несуразностям в декорационном решении (например, бутафорский холм, выдвинутый в «Алеко» на авансцену, создающий неудобства даже солистам, не говоря о танцорах в цыганских сценах, а также совсем не оправданная «возня» Альбера с...мопедом в «Скупом рыцаре», создающая не только неловкость для актера, но и явившаяся причиной явной остановки в драматическом действии) [Аст-раханский,2023].

Премьерой оперы «Алеко» в концертном исполнении отметил 150-летие Рахманинова белорусский город Могилев (дирижер С. Лищенко).

В Саратове к юбилейной дате прошла премьера одноактных балетов на музыку Рахманинова. Малоизвестно, но Рахманинов прикоснулся в своем творчестве и к этому жанру музыкального театра; к сожалению, балет «Скифы» (по заказу Большого театра) остался незаконченным, однако музыкальный материал балета

композитор использовал впоследствии в «Симфонических танцах».

Заключение

Таким образом, можно отметить, что в год юбилея композитора многие театрально-музыкальные площадки страны проявили должный интерес не только к широко известной части музыкального наследия (фортепианной, симфонической, камерно-вокальной), но и операм, которые до этого обходили стороной. Столь нечастое обращение к оперному творчеству (кроме «Алеко») Рахманинова является следствием, в первую очередь, сложности, новаторства музыкального-драматического материала, которому редко можно найти достойного интерпретатора. Бесспорным же является то, что опера была для композитора одним из наиболее важных жанров, в его биографии выделяется «оперный период» (1903-1907), Рахманинов десятилетиями размышлял над созданием опер. Именно опера «Алеко» стала первым успехом и дала толчок к дальнейшей композиторской деятельности, в этой дипломной работе сложились важнейшие особенности его стиля.

В операх «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» оперный талант Рахманинова явлен во всей глубине музыкально-драматического новаторства. Оперы продолжают традиции великих русских оперных композиторов, однако творческий стиль композитора уникален. Но и в истории русского музыкального театра, с другой стороны, оперы Рахманинова заняли значительное место, композитор внес огромный вклад в русское оперное искусство. В оперном творчестве автор поднимает философские и этические вопросы, говоря о любви, о счастье. В его операх отразилась трагедийная концепция. Камерность, драматургическая устремленность, важнейшая роль симфонического оркестра, который порой становится одним из «персонажей», точный баланс между драматическим и лирическим началами - таковы основные приемы, ярко характеризующие оперный стиль композитора.

В настоящее время оперное творчество Рахманинова представляет интерес не только для режиссеров-постановщиков музыкальных театров, но и в научно-исследовательской среде, так, в 2011 году прошла защита кандидатской диссертации, посвященной осмыслению оперы «Монна Ванна» (М. И. Алейников «Опера "Мон-на Ванна" С. В. Рахманинова: история создания,

либретто, музыкальная драматургия»). И, конечно, трудно переоценить тот вклад, который внес Рахманинов в область музыкального театра России в качестве дирижера-новатора.

Библиографический список

1. Алейников М. «Монна Ванна» в контексте оперного творчества С. В. Рахманинова // Вестник Поморского университета. 2007. № 9. С. 124-126.

2. Астраханский М. А Пушкин-то ненастоящий. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/reports/pushkin-is-not-real/ (дата обращения: 01.09.2023).

3. Бажанов Н. Д. Рахманинов. Москва : Мол. гвардия, 1966. 351 с.

4. Барабанов Н. Театр Сергея Рахманинова. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801205 (дата обращения: 03.09.2023).

5. Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. / Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки // сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. 5-е, доп. изд. Москва : Музыка, 1988.

6. Гивенталь И. А. Опера «Алеко» С. Рахманинова. Москва : Музгиз, 1963. 67 с.

7. Гордеева А. Два вечера, посвященные Рахманинову. URL: https://tass.ru/kultura/16860017 (дата обращения: 05.09.2023).

8. Демченко А. Сергей Васильевич Рахманинов: траектория творчества. URL: https://www.musnotes.com/articles/Rachmaninoff/ (дата обращения: 05.09.2023).

9. Долинская Е. Щедрая палитра «Скупого рыцаря». URL: https://muzlifemagazine.ru/shhedraya-palitra-skupogo-rycarya/ (дата обращения: 03.09.2023).

10. Иванова М. Дар Рахманинова: о чем напомнил юбилей композитора. URL: https://iz. ru/1496269/marina-ivanova/dar-rakhmaninova-o-chem-napomnil-iubilei-kompozitora (дата обращения: 01.09.2023).

11. Кандинский А. Оперы С. В. Рахманинова. Москва : Гос. муз. изд, 1960. 46 с.

12. Келдыш Ю. В. Рахманинов Сергей Васильевич // Музыкальная энциклопедия в 6 т. Т. 4. 19731982. Москва, С. 546-556.

13. Ляхович А. В. Символика в поздних произведениях Рахманинова : монография. Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2013. 184 с.

14. Матусевич А. Год Рахманинова стартовал в Петербурге. URL: https://dzen.ru/a/Y75zafdeDAEBVzEx (дата обращения: 01.09.2023).

15. Оперные либретто. Т. 1: Русская опера и опера народов СССР. Москва : Музыка, 1978. 591 с.

16. Рахманинов С. В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. Москва : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010. 248 с.

17. Рахманинов С. В. Литературное наследие. В 3 т. / сост.-ред., авт. вступ. статьи, коммент., указ. З. А. Апетян. Москва : Сов. композитор, 1978.

18. Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. Москва : Музыка, 1987. 157 с.

19. Усеинова М. Оперы Рахманинова в Ла Монне. URL: https://www.operanews.ru/15080301.html (дата обращения: 01.09.2023).

20. Федякин С. Рахманинов. Москва : Молодая гвардия, 2014. 256 с.

Reference list

1. Alejnikov M. «Monna Vanna» v kontekste oper-nogo tvorchestva S. V. Rahmaninova = «Monna Vanna» in the context of the opera work of S. V. Rakhmaninov // Vestnik Pomorskogo universiteta. 2007. № 9. S. 124-126.

2. Astrahanskij M. A Pushkin-to nenastojashhij = Pushkin is not real URL: https ://www. classicalmusicnews.ru/reports/pushkin-is-not-real/ (data obrashhenija: 01.09.2023).

3. Bazhanov N. D. Rahmaninov = Rakhmaninov. Moskva : Mol. gvardija, 1966. 351 s.

4. Barabanov N. Teatr Sergeja Rahmaninova = Sergei Rakhmaninov Theatre. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801205 (data obrashhenija: 03.09.2023).

5. Vospominanija o Rahmaninove = Memories of Rakhmaninov. V 2 t. / Gos. centr. muzej muz. kul'tury im. M. I. Glinki // sost., red., komment. i predisl. Z. Apetjan. 5-e, dop. izd. Moskva : Muzyka, 1988.

6. Givental' I. A. Opera «Aleko» S. Rahmaninova = Opera «Aleko» by S. Rakhmaninov. Moskva : Muzgiz, 1963. 67 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gordeeva A. Dva vechera, posvjashhennye Rahmaninovu = Two nights dedicated to Rakhmaninov. URL: https://tass.ru/kultura/16860017 (data obrashhenija: 05.09.2023).

8. Demchenko A. Sergej Vasil'evich Rahmaninov: traektorija tvorchestva = Sergei Vasilievich Rakhmaninov: trajectory of creativity. URL: https://www.musnotes.com/articles/Rachmaninoff/ (data obrashhenija: 05.09.2023).

9. Dolinskaja E. Shhedraja palitra «Skupogo rycar-ja» = Generous palette of «The Stingy Knight». URL: https://muzlifemagazine.ru/shhedraya-palitra-skupogo-rycarya/ (data obrashhenija: 03.09.2023).

10. Ivanova M. Dar Rahmaninova: o chem napomnil jubilej kompozitora = The gift of Rakhmaninov: what reminded the anniversary of the composer. URL: https://iz.ru/1496269/marina-ivanova/dar-rakhmaninova-o-chem-napomnil-iubilei-kompozitora (data obrashhenija: 01.09.2023).

11. Kandinskij A. Opery S. V Rahmaninova = Operas by S. V Rakhmaninov. Moskva : Gos. muz. izd, 1960. 46 s.

12. Keldysh Ju. V Rahmaninov Sergej Vasil'evich = Rakhmaninov Sergei Vasilievich // Muzykal'naja jenciklopedija v 6 t. T. 4. 1973-1982. Moskva, S. 546-556.

13. Ljahovich A. V Simvolika v pozdnih proizvedenijah Rahmaninova = Symbolism in

Rakhmaninov's later works : monografija. Tambov : Izd-vo Pershina R. V., 2013. 184 s.

14. Matusevich A. God Rahmaninova startoval v Peterburge = The year of Rakhmaninov started in St. Petersburg. URL: https://dzen.ru/a/Y75zafdeDAEBVzEx (data obrashhenija: 01.09.2023).

15. Opernye libretto = Opera librettos. T. 1: Russkaja opera i opera narodov SSSR. Moskva : Muzyka, 1978. 591 s.

16. Rahmaninov S. V. Vospominanija, zapisannye Oskarom fon Rizemanom = Memories recorded by Oscar von Riseman. Moskva : Izdatel'skij dom «Klassika-HH1», 2010. 248 s.

17. Rahmaninov S. V Literaturnoe nasledie = Literary heritage. V 3 t. / sost.-red., avt. vstup. stat'i, komment., ukaz. Z. A. Apetjan. Moskva : Sov. kompozitor, 1978.

18. Sokolova O. I. Sergej Vasil'evich Rahmaninov = Sergei Vasilievich Rakhmaninov Moskva : Muzyka, 1987. 157 s.

19. Useinova M. Opery Rahmaninova v La Monne = Rakhmaninov operas at La Monnaie URL: https://www.operanews.ru/15080301.html (data obrashhenija: 01.09.2023).

20. Fedjakin S. Rahmaninov = Rakhmaninov Moskva : Molodaja gvardija, 2014. 256 s.

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 25.10.2023; принята к публикации 22.11.2023.

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 25.10.2023; accepted for publication 22.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.