Научная статья на тему '«ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА». О СУДЬБЕ КОМПОЗИЦИИ СКУЛЬПТОРА А.В. РАЗУМОВСКОГО'

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА». О СУДЬБЕ КОМПОЗИЦИИ СКУЛЬПТОРА А.В. РАЗУМОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город Пушкин / Разумовский / Суворов / Векшин / Груздева / Гусева / скульптурная композиция / реставрация. / town of Pushkin / Razumovsky / Suvorov / Veckshin / Gruzdeva / Guseva / sculpture composition / restoration.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жукова Елена Витальевна

В настоящем сообщении речь идет о судьбе забытого и плохо сохранившегося произведения, исполненного известным мастером советской реалистической школы А. В. Разумовским, — скульптурной композиции «Возвращение из плена», являющейся иллюстрацией трагических событий Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RETURN FROM CAPTIVITY». HISTORY OF A SCULPTURAL COMPOSITION BY ALEXANDER V. RAZUMOVSKY

The article deals with the history of the sculptural composition “Return from Captivity”. This forgotten and poorly preserved work by Alexander Vasilyevich Razumovsky, a famous master of the school of Soviet realistic art, illustrates the terrible events of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему ««ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА». О СУДЬБЕ КОМПОЗИЦИИ СКУЛЬПТОРА А.В. РАЗУМОВСКОГО»

УДК 7.036.1

DOI: 10.24412/2686-7443-2023-4-129-133

Жукова Елена Витальевна, искусствовед, хранитель фонда «Скульптура» Государственного мемориального музея А. В. Суворова (2006-2018). [email protected]. ORCID: 0009-0006-0702-9203

Zhukova, Elena Vitalievna, arts critic, curator of fund "Sculpture" in the State Memorial Museum of Suvorov (2006-2018). [email protected]. ORCID: 0009-0006-0702-9203

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА». О СУДЬБЕ КОМПОЗИЦИИ СКУЛЬПТОРА А. В. РАЗУМОВСКОГО

«RETURN FROM CAPTIVITY». HISTORY OF A SCULPTURAL COMPOSITION BY ALEXANDER V. RAZUMOVSKY

Аннотация. В настоящем сообщении речь идет о судьбе забытого и плохо сохранившегося произведения, исполненного известным мастером советской реалистической школы А.В. Разумовским, — скульптурной композиции «Возвращение из плена», являющейся иллюстрацией трагических событий Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: город Пушкин, Разумовский, Суворов, Векшин, Груздева, Гусева, скульптурная композиция, реставрация.

Abstract. This article devotes to history of sculpture composition "Return from captivity". This forgotten and badly-preserved work was made by Alexander V. Razumovsky — well-known master related to school of Soviet realistic art — and illustrates terrible events of the Great Patriotic War.

Keywords: town of Pushkin, Razumovsky, Suvorov, Veckshin, Gruzdeva, Guseva, sculpture composition, restoration.

В круг моих обязанностей на протяжении двенадцати лет хранительской деятельности в фонде скульптуры Государственного мемориального музея А. В. Суворова входило изучение и атрибуция суворовской коллекции. Долгое время я не могла определить авторство и композицию одной из скульптурных групп под названием «Возвращение из плена», в силу ее неудовлетворительного состояния до сих пор не поставленную на музейный учет. Отправной точкой к написанию статьи послужила начавшаяся подготовка к изданию каталога иконографии Суворова в произведениях пластики из музейного собрания, а также книга, подаренная музейной библиотеке авторами, жителями и краеведами города Пушкина Ангелиной Григорьевной Груздевой и Алексеем Павловичем Векшиным [2]. На нее обратила мое внимание М.Г. Рачко, заведующая библиотекой Музея А.В. Суворова. Монография была посвящена жизни и творчеству отца и сына Разумовских, талантливых скульпторов, представителей реалистического направления в советском искусстве. Незнание авторами книги специальной искусствоведческой терминологии и отсутствие четкой структуры окупаются их искренностью и любовью к городу Пушкину (чьими жителями были и Разумовские) и к его истории, а также обширным библиографическим и архивным материалом, легшим в основу публикации.

В предисловии к книге указано, что это «...первая попытка рассказать о скульпторах Разумовских» [2, с. 4], однако поиски материалов о них авторы начали еще в 2011 г., опубликовав в процессе поисков несколько заметок (в частности, в Царскосельском краеведческом сборнике [3]; см. [2, с. 4]). В книге была опубликована фотография скульптурной группы «Возвращение из плена» (илл. 1) и предварительный набросок к ней (илл. 2). При сопоставлении композиции из книги и гипсовой скульптуры с тем же названием из Суворовского музея, стало понятно, что ее автором является скульптор Александр Васильевич Разумовский, исполнивший ее к выставке ленинградских художников 1960 года.

Его отец, Василий Флегонтович (1878-1930), уроженец Костромской губернии, в девятнадцатилетнем возрасте уехал учиться в Петербург. Начинал в столице подручным печников (печному делу выучился еще на родине). Скромное жалованье позволило ему поступить в школу Общества поощрения художеств, где его учителями были В. Е. Савинский и Р. Р. Бах [2, с. 9]. Затем с 1905 по 1912 гг. он был вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, учился в мастерской скульптора Г. Р. За-лемана. Получив в 1913 г. звание скульптора за композицию «Самсон и Далила» [7] (хранится в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина), В. Ф. Разумовский начинает активно сотрудничать с ведущими петербургскими архитекторами Ф. И. Лидвалем, В. А. Щуко, А. Е. Белогрудом и др., создавая скульптуры и рельефы для фасадов домов. Этим он продолжил заниматься и после революции, в 1920-е годы: так, например, на фасаде петербургского Кузнечного рынка, построенного по проекту С.О. Овсянникова и А. С. Пронина в 1927 г., сохранились его скульптуры «Рабочий» и «Крестьянин». Любопытно, что через 60 лет их реставрацию поручат его сыну, А. В. Разумовскому (1922-1988).

В 1924 году В. Ф. Разумовский с семьей переезжает в Детское Село (с 1937 г. — г. Пушкин), где основной его деятельностью становится реставрация скульптуры дворцов, садов и парков. В его творческом арсенале было и создание портретных бюстов знаменитых советских военачальников, а также политических и общественных деятелей, таких как В. И. Ленин, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов. Изображение последнего есть и в Суворовском музее — небольшой гипсовый барельеф 1929 г., исполненный автором незадолго до смерти (илл. 3).

В. Ф. Разумовский скоропостижно скончался в 1930 г. в возрасте 52 лет. Сыну Александру на тот момент всего восемь. Нет ничего удивительного, что сын идет по стопам отца, поступив в 1934 году в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, которую с отличием окон-

(набросок). Бумага, карандаш. 1959 (?). Тульский областной художественный музей, г. Тула. Фото из личного архива семьи А. Г. Груздевой.

чил уже в эвакуации в Самарканде в 1942 году. Осенью того же года он уходит на фронт. После демобилизации поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Первые три года А. В. Разумовский учился в классе батальной живописи у М. И. Авилова, потом перевелся в мастерскую скульптора И. В. Крестовского, а затем его руководителем стал М. А. Керзин. К нему А. В. Разумовский на всю жизнь сохранит самые добрые чувства и будет опекать своего профессора до конца его жизни.

Тут мне хотелось бы сделать еще одно отступление. Александр Васильевич Разумовский, полный тезка прославленного генералиссимуса, представлен в музее Суворова двумя состоящими на учете скульптурными композициями: «А. В. Суворов, приветствуемый русскими войсками после победы» (илл. 4) и «А. В. Суворов и М. И. Кутузов перед штурмом крепости Измаил» (илл. 6). Их появление связано в частности с постановлением Советского правительства 1949 года восстановить в Ленинграде Суворовский музей.

Первый директор послевоенного Суворовского музея, фронтовик, боевой офицер, автор книги «Шпага Суворова» Владимир Николаевич Грусланов еще до восстановления разрушенного в годы войны музейного здания активно занялся поисками экспонатов для новой экспозиции. В частности, в

ноябре 1949 г. «...осуществил рассылку по художественным учебным заведениям страны — училищам, творческим институтам и Академиям художеств» (всего 52 адреса) (ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-350. Оп. 1. Д. 1. Л. 110; цит. по: [1, с. 207]), в которой просил адресатов «.принять активное участие в создании новых художественных произведений, посвященных боевой жизни и деятельности А. В. Суворова и его ближайших соратников — Кутузова, Багратиона, Платова, Милорадовича и др. .чтобы лучшие произведения внести в фонд возрождаемого Суворовского музея в Ленинграде.» (Там же. Л. 104). О ходе реставрации и подготовки к открытию музея горожанам, да и всем советским гражданам напоминала периодическая печать. В частности, на страницах «Правды» регулярно выходили небольшие заметки о будущем музее. В 1950-м вся страна почтила память А. В. Суворова, скончавшегося 150 лет тому назад. Сотни публикаций и мероприятий прошли по всей стране, были открыты десятки выставок. Трудно было не приобщиться к этой теме и не заметить ее. И, наконец, в мае 1951 года восстановленный музей Суворова распахнул свои двери посетителям. Тем не менее, несмотря на активную агитацию, только один дипломник института им. И. Е. Репина обратился к Суворовской теме. Им был А. В. Разумовский [6, с. 206]. Значительная часть работ его сокурсников традиционно была посвящена жизни

Илл. 3. В. Ф. Разумовский. Рельеф с изображением К. Е. Ворошилова. Гипс тонированный. 1929. ГММ А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Фото: О.Н. Бойко.

Илл. 4. А. В. Разумовский. А. В. Суворов, приветствуемый русскими войсками после победы. Гипс тонированный. 1951-1952. ГММ А. В. Суворова. Санкт-Петербург. Фото: О.Н. Бойко.

Илл. 5. Черкасов-Сергеев Н. П. Кадры из фильма «Суворов». 1940.

и деятельности И. В. Сталина и В. И. Ленина [6, с. 205-207].

В своей дипломной работе Разумовский явно вдохновлялся художественным образом полководца, блистательно созданным актером Н. П. Черкасовым-Сергеевым в знаменитом фильме «Суворов» (1940), имевшем оглушительный успех у публики1. Можно сравнить композицию Разумовского и кадры из фильма (илл. 5). Изображен эпизод, когда двое солдат несут полководца на своих плечах перед восторженно приветствующими Суворова войсками, только что взявшими неприступную крепость Измаил. Диплом Разумовского назывался просто: «Суворов». Вероятно, после защиты он предложил скульптуру музею, и его работа была приобретена. В музее она уже получила более пространное название: «А.В. Суворов, приветствуемый русскими войсками после победы». Вторую композицию «Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила» (1953) он уже делает по заказу музея. На ней мы видим сидящего Суворова с картой на коленях. Он вытянул правую руку вперед, указывая на что-то стоящему рядом Кутузову. То есть обе композиции, созданные скульптором с интервалом в год, связаны со знаменитой измаильской победой полководца.

Но вернемся к судьбе скульптуры, с которой мы начали нашу статью, к работе под названием «Возвращение из плена» (илл. 1), исполненной А.В. Разумовским к выставке ленинградских художников 1960 года, и предварительному наброску к ней (илл. 2). В настоящее время композиция в бронзе находится в Тульском областном художественном музее, куда поступила из Министерства культуры в 1962 году (илл. 7). Такая формулировка обычно означает, что на государственные средства скульптуру приобрели у автора и передали в музей, а гипсовая модель, с которой сделан отлив, досталась Суворовскому музею. Историю ее обретения раскрывает текст письма, адресованного скульптором одному из основателей краеведческого музея г. Пушкина Н.А. Трофимовой:

Илл. 6. А. В. Разумовский. А. В. Суворов и М. И. Кутузов перед штурмом крепости Измаил. Гипс тонированный. 1953. ГММ А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Фото: О.Н. Бойко.

«Уважаемая Нина Александровна!

Скульптурная группа «Возвращение из плена» является моей работой, которую я вылепил в 1960 году. Скульптура была отлита из бронзы и выставлена на «Выставке ленинградских художников» в Академии Художеств и была отобрана на «Всесоюзную выставку» в Москву и, по дошедшим до меня сведениям, приобретена музеем г. Тулы.

Гипсовую же модель примерно в 1963 году я передал в дар музею А. В. Суворова, когда там была директором В. Ф. Гусева. Это было тем более целесообразно, что там находились две мои работы: группа «Суворов» и «Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила».

Увидев теперь свою работу «Возвращение из плена» на выставке в краеведческом музее г. Пушкина, я был очень огорчен плохой сохранностью скульптуры и следами халтурной реставрации и особенно тем, что меня лишили ее авторства.

В музее Суворова ее авторами считают В. Ф. Гусеву и Р. К. Таурита2.

Ввиду всегоизложенного, прошуВас, еслиэтоокажется возможным, работу мою в музей Суворова не возвращать, а в дальнейшем я постараюсь привести ее в приличное состояние.

Скульптор Разумовский А.В. 17.09.1985 г.»

Авторы книги о Разумовских пишут: «Дальнейшая судьба скульптуры неизвестна» [2, с. 73].

Обида автора вполне понятна. Замысел этого произведения связан с трагическими событиями из жизни самого А. В. Разумовского. Как было сказано выше, с 1934 г. будущий скульптор учился в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств СССР и постоянно проживал в Ленинграде. Семья его при этом жила в городе Пушкине. С началом Великой Отечественной войны учащихся и преподавателей школы эвакуировали в Самарканд, где А. В. Разумовский после окончания школы получил рекомендацию в художественный институт. Но осенью 1942 г. был призван в армию.

Осенью 1941 года пригороды Ленинграда были оккупированы фашистами, а жители, что не успели эвакуироваться, попали в плен. Так произошло с матерью и сестрой А.В. Разумовского. Они все военные годы находились в плену на территории Латвии. После окончания войны родные скульптора вернулись домой с подорванным здоровьем, которое так и не смогли восстановить. Эта семейная трагедия произвела сильное впечатление на скульптора. Вероятно, замысел композиции он вынашивал долгие годы, а в начале 1960-х, в эпоху «оттепели», решился на его воплощение.

Композицию, найденную в предварительном наброске, скульптор детально разрабатывает в скульптуре. Мы видим двух женщин, мать и дочь, изображенных тесно прижавшимися друг к другу. Старшая, обессилев от долгой дороги и нахлынувших чувств, устало улыбаясь, опустилась на колени. Босоногая девочка, обнимая мать одной рукой за плечи, другой, поднятой к лицу, словно машет кому-то невидимому, вглядываясь вдаль.

Не всем после плена позволено было вернуться домой: для этого требовалось особое разрешение. А значит, в этом возвращении не только избавление от неволи, но и радость встречи с домом, которой могло и не состояться в те грозные времена.

В 1963 г., как уже отмечалось ранее, композицию «Возвращение из плена» скульптор подарил музею. Ее сюжет отображал военную тему и не противоречил военно-историческому статусу, который Суворовский музей имел до 1991 года3.

Нынешнее состояние скульптуры — удручающее (илл. 1). В разъятом виде эта составная композиция хранится в отделе фондов музея. Отсутствует общий постамент. Возможно, он был разбит или поврежден сразу же или вскоре при поступлении скульптуры. Оттого, быть может, ее и не торопились ставить на музейный учет. А потом, со

сменой кадров, была утрачена и вся информация об этом произведении. Осталась лишь бумажная бирка, привязанная к скульптуре, с названием «Возвращение из плена».

Эта ситуация чрезвычайно досадна. Видный мастер советской реалистической школы А. В. Разумовский внес значительный вклад в скульптурное оформление Ленинграда. Он — автор барельефа «Залп Авроры» в вестибюле станции метро «Площадь Восстания», большого числа прочих барельефов и портретных бюстов. Талантливый скульптор исполнил ряд памятников и надгробий знаменитым людям, в частности, О. Форш. Его работы хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее городской скульптуры, Тульском областном художественном музее и в ряде других крупных собраний.

Питаю надежду, что пластическая композиция, подаренная автором Суворовскому музею, будет приведена в порядок и поставлена на музейный учет. Источником для «обратного» воссоздания скульптуры могла бы стать бронзовая отливка из Тульского художественного музея.

Примечания:

1 «Суворов» — художественный историко-биографический фильм, снятый в 1940 г. режиссерами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером. Вышел на экраны в январе 1941 года.

2 Роберт Карлович Таурит (1906-1969) — советский скульптор-монументалист, один из создателей скульптур Пискаревского мемориального кладбища.

3 С 1991 года музей вновь стал мемориальным. Список литературы:

1. Григорьев С.И. «Главнейшее наше дело — это восстановление Суворовского музея в Ленинграде.». СПб.: Наука, 2022. 463 с.

2. Груздева А.Г., Векшин А.П. Скульпторы Разумовские. СПб., 2016. 128 с.

3. Груздева А.Г., СабининаМ.Н. Скульпторы Разумовские // Царскосельский краеведческий сборник. СПб.: Genio Loci, 2012. С. 98-102.

4. Иконография А. В. Суворова: каталог. Т. I. Скульптура и оловянная миниатюра. СПб., 2017. 144 с.

5. Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга (1703-2007): иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2007. 764 с.

6. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств (1915-2005) / авт.-сост. С. Б. Алексеева. СПб., 2007. 792 с.

7. Разумовский Василий Флегонтович // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств (1764-1914) / сост. С. И. Кондаков. Т. 2. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, [1914-1915]. С. 269.

References:

Alekseeva, S. B. (ed.) (2007) Yubileynyy spravochnik vypusknikov Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo akademicheskogo insti-tuta zhivopisi, skul'ptury i arkhitektury imeni I. Ye. Repina Rossiyskoy Akademii khudozhestv (1915-2005) [Anniversary directory of graduates of the St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin of the Russian Academy of Arts (1915-2005)]. St. Petersburg, 2007. (in Russian)

Grigoriev, S.I. (2022) Glavneysheye nashe delo — eto vosstanovleniye Suvorovskogo muzeya v Leningrade...["Our most important task is the restoration of the Suvorov Museum in Leningrad..."]. St. Petersburg: Nauka Publ. (in Russian)

Gruzdeva, A.G., Vekshin, A.P. (2016) Skul'ptory Razumovskiye [The Razumovsky Sculptors]. St. Petersburg, 2016. (in Russian) Gruzdeva, A.G., Sabinina, M.N. (2012) 'The Razumovsky Sculptors', in: Tsarskosel'skiy krayevedcheskiy sbornik [Tsarskoye Selo local history collection]. St. Petersburg: Genio Loci Publ., pp. 98-102. (in Russian)

Ikonografiya (2017) A.V. Suvorova: katalog. T. I. Skul'ptura i olovyannaya miniatyura [Iconography of A.V. Suvorov: catalogue. T. I. Sculpture and tin miniature]. St. Petersburg, 144 p. (in Russian)

Kondakov, S.I. (1914-1915) (comp.) 'Razumovsky Vasily Flegontovich', in: Yubileynyy spravochnik Imperatorskoy Akademii khudozhestv (1764-1914) [Anniversary directory of the Imperial Academy of Arts (1764-1914)], vol. 2. St. Petersburg: Tovarishchestvo R. Golike i A. Vilborg Publ., p. 269. (in Russian)

Krivdina, O.A., Tychinin, B.B. (2007) Skul'ptura i skul'ptory Sankt-Peterburga (1703-2007): illyustrirovannaya entsiklopediya [Sculpture and sculptors of St. Petersburg (1703-2007): an illustrated encyclopedia]. St. Petersburg. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.