Т.В. Доронина
член ассоциации искусствоведов, хранитель галереи-мастерской скульптора A.B. Доронина
К ВОПРОСУ О ПРОТОТИПАХ И КОПИЯХ-ВАРИАЦИЯХ В МАЛОЙ ПЛАСТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. СКУЛЬПТОР В.Я. ГРАЧЕВ
В статье рассматриваются работы скульптора второй половины XIX века В.Я. Грачева как виртуозного мастера вариативного копирования. Известна переработка В.Я. Грачевым произведений Е.А. Лансере, в том числе знаменитой композиции «Прощание казака с казачкой» (бронза, 1878. ГТГ). Обсуждается вопрос о возможном авторстве Лансере скульптурной композиции с противоположным теме прощания смыслом -«Возвращение казака» (бронза, без подписи, частное собрание) и копии с нее Грачева.
В.Я. Грачев также переводил в пластику рисунки современных ему художников. Найдена композиция-прототип скульптуры В.Я. Грачева «Баши-бузук, возвращающийся с грабежа» (бронза, частное собрание) - рисунок художника H.H. Каразина, опубликованный в журнале «Нива» в 1876 году. Уточнено время создания скульптуры. В статье затрагивается вопрос о необходимости упоминания имени автора прототипа при атрибуции.
Ключевые слова: малая пластика, атрибуция, скульптор В.Я. Грачев, Е.А. Лансере, Е. Нале, художник H.H. Каразин, В.Г. Шварц, копирование, прототип, бронзовщик
The article deals with the work of the sculptor of the second half of the XIX century V.Ya. Grachev as a virtuoso master of variable copying. Known processing V.Ya. Grachev of the works of E.A. Lanceray, including the famous composition "Farewell of the Cossack with Cossack" (bronze, 1878. State Tretyakov Gallery) The question of possible authorship Lanceray sculptural composition with the opposite theme of farewell meaning - "the Return of the Cossack" (bronze, unsigned, private collection) and a copy of her Grachev. Grachev also translated into plastic drawings of contemporary artists. The composition-prototype of the sculpture of V.Ya. Grachev "Bashi-buzuk returning from robbery" (bronze, private collection) - drawing of the artist N.N. Karazin, published in the journal "Niva". The time of creation of the sculpture is specified. The question of the need to mention the name of the author of the prototype in attribution is raised.
Keywords: small plastic, attribution, sculptors V.Ya. Grachev, E.A. Lanceray, E. Naps, artists N.N. Karazin, V.G. Schwartz, copying, prototype, bronzer
Настоящая статья продолжает начатое нами ранее рассмотрение проблемы копирования и заимствования композиционных решений в русской малой пластике второй половины XIX века [Доронина, 2014, с. 183-195]. Известные произведения скульптора Е.А. Лансере копировали В.Я. Грачев и Е. Напс. Переработанные ими композиции Лансере имели значительные тиражи, что свидетельствует об их востребованности у современников. Грачев также переводил в пластику и композиции с рисунков художников H.H. Каразина и В.Г. Шварца.
Скульптор Василий Яковлевич Грачев (1831-1905) происходил из государственных крестьян. Первоначальное художественное образование он получил в Санкт-Петербурге как ученик придворного мастера по чеканке Андреева, в мастерской которого провел шесть лет. «В дальнейшем работал у серебряников Верховцева, Сафронова и И.С. Сазикова. Скульптурой занимался как самоучка. Выполнял модели из воска для известных фабрикантов Е.Ф. Смирнова, К.Ф. Верфеля, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, под маркой заведений которых известно большинство его произведений, переведенных в серебро и бронзу» [ГТГ, 2000, т. I. с. 146]. Фамилия скульптора
Н
нн
п
I-
а
а
а
а
а
СЧ
Е
8s
а а а. а» а 5 а а
!: в
о
а
о
О"
л
Ö
л о л
в
О" л ч
ы
-U
w On
© Доронина Т.В., 2019
чо Грачева фшурирует в «Отчете о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г.
гц в Москве» [Отчет о Всероссийской художественно-промышленной..., 1883, т. 3, с. 8]1 и указателе рц
к ней [Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки..., 1882, с. 244J2. й Известно, что Грачев сотрудничал и с фирмой «Фаберже» [Фаберже, Горыня, Скурлов, 1997, с. SS 121]. Есть сведения об отливке его произведений в чугуне на Каслинском заводе. Исследователь каслинского литья О.П. Губкин пишет: «На Каслинском заводе выпускалась одна его работа -подсвечник "Медведь на дереве"» [Губкин, 2004. с. 163, с. 48 - илл.].
Скульптуры Грачева входят в собрания музеев Москвы и Санкт-Петербурга3. Значительное их количество находится в частных собраниях и встречается только на антикварном рынке. Но не все произведения с подписью Грачева на подиуме, так называемой «земле скульптуры», являются оригинальными: часть из них представляют собой копии-вариации со скульптурных композиций Е.А. Лансере и переводы в пластику рисунков современных художников. Однако это обстоятельство не нашло отражения в каталогах государственных музеев, и зачастую соответствующая информация отсутствует в сопроводительных текстах к произведениям, представленным в антикварных салонах.
Известно несколько вариантов подписей-клейм скульптора: «ЛЕПИЛ ГРАЧЕВЪ» («Горцы»,
бронза. 1870-ые. ГИМ), «ЛЕ. ГРАЧЕВЪ» («Соколиная охота», бронза, 1870-ые. клеймо фабрики
К.Ф. Верфеля. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).
Инв. № КП ВМДПНИ 4204 МБР 31), «ЛЪп. Грачевъ» («Иван Грозный», бронза, 1890-ые, клеймо
фабрики К.Ф. Верфеля. ГРМ. Инв. Ск-746; «Казак», бронза,1890-ые, клеймо фабрики К.Ф. Верфеля.
Л ГРМ. Ск-747), «ЛЪП. ГРАЧЕВЪ» («Два скачущих турка», бронза, клеймо фабрики К.Ф. Верфеля.
lo* ГМИИ им. A.C. Пушкина. Отдел личных коллекций; «Крестьянский мальчик верхом на лошади»,
(А ________
g бронза, клеймо фабрики К.Ф. Верфеля. Музей коневодства. Инв. С-8о), «Л.ГРАЧЕВЪ.»
? («Доезжачий с борзыми», бронза, 1870-ые, клеймо фабрики К.Ф. Верфеля. ГМИИ им. A.C. Пушкина. А
^ Отдел личных коллекций).
5 Отметим важное для атрибуции произведений обстоятельство: однофамильцев Грачевых,
se
о работавших в области малой пластики, было несколько. Известны владельцы мастерской по в*4 производству серебряных и бронзовых предметов «Братья Грачевы». Их фирма была основана в ® 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, который владел ею до 1873 года. По сведениям A.A. Гилодо, при нем на изделиях ставилось клеймо «ГРАЧЕВЪ» [Гилодо, 1994. с. 38]. Дело
^ продолжили его сыновья, среди которых называют Михаила, Симеона и Григория [Скурлов,
fOl
^ Смородинова, 1992, с. 86-87]. Предметы, выпущенные на предприятии братьев Грачевых, имеют
Ц фирменное клеймо - «БР. ГРАЧЕВЫ» или «БР. ГР» [Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова,
^ 1995; с. 180; Гилодо, 1994. с. 38]. Примером может служить находящаяся в музее личных коллекций
д ГМИИ им. A.C. Пушкина композиция «Рабочая лошадь» (бронза), с клеймом на земле
Н «БР. ГРАЧЕВЫ». Интересно, что скульптор Василий Яковлевич Грачев сотрудничал и с этой См
^ фирмой своих однофамильцев, для которых делал модели и рисунки [Б. а., Кахетинки..., 1884,
§ с. 146].
Исследователи ювелирного дела в России В.В. Скурлов и Г.Г. Смородинова в книге «Фаберже
^ и русские придворные ювелиры» в разделе «Скульпторы» называют имена Алексея Грачева и
'3 В. Грачева. Они также отмечают: «...последний работал на заводе братьев Грачевых» [Скурлов,
Л Смородинова, 1992, с. 103] - очевидно, речь идет именно о Василии Яковлевиче Грачеве.
^ О скульпторе Алексее Грачеве у нас информации нет. Н.П. Собко (1851-1906), известный русский
Ц 1 Среди предметов, выставленных петербургским фабрикантом Е.Ф. Смирновым, отмечена выполненная из серебра по
^ модели Грачева «... чернильница с изображением саней, везомых лошадьми и сопровождаемых всадником».
>¡3 2 Стоимость чернильницы, исполненной по модели В.Я. Грачева для предприятия Е.Ф. Смирнова, составляла 4 850 руб.
3 ГТГ. В.Я. Грачев. «Туркменская лошадь» (бронза); ГРМ. В.Я. Грачев. «Иван Грозный» (1890-ые, бронза), «Казак» Э* (1890-ые, бронза); ГИМ. В.Я. Грачев. «Горцы» (1870-ые, бронза); Всероссийский музей декоративно-прикладного и
народного искусства (ВМДПНИ). В.Я. Грачев. «Соколиная охота» (1870-ые, бронза), «Горец, ведущий коня с горянкой» (конецХЕХ-началоХХв., бронза), «Наездник» (конецХГХ-началоХХв., бронза); ГМИИ им. A.C. Пушкина. Отдел личных коллекций. В.Я. Грачев. «Два скачущих турка» (бронза), «Доезжачий с борзыми» (бронза); Научно-
художественный музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. В.Я. Грачев. «Крестьянский мальчик верхом на лошади» (бронза).
of the second half of the XIX century. Sculptor V.Ya. Grachev 53
историк искусства и библиограф, упоминает имя гравера Грачева: «Грачев А., гравер нынешнего Й
№
столетия, его работы: портрет Александра I» [Российская национальная библиотека (РНБ), Отдел ы
ы
рукописей, Собко, л. 2]. Подписные гравюры, исполненные Грачевым, встречаются на страницах 71
os
иллюстрированных журналов. Например, в «Ниве» за 1880 год опубликована гравюра «Волчья ^ молитва» с рисунка H.H. Каразина. В издании фамилии обоих авторов - и художника, и гравера указаны дважды: в подписи под иллюстрацией - «ориг. рис. Н. Каразина, грав. Грачев», а также на нижней ее части: слева - Каразин, справа - Грачев [Нива, 1880, с. 941].
Информация о скульпторе Грачеве иногда встречается в газетно-журнальных публикациях XIX века, в частности, в обзорах художественных выставок, но значительно реже, чем упоминания о некоторых других мастерах, работавших в пластике малых форм: B.C. Бровского, А.П. Жуковского, Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, Ф.И. Ходоровича. Изображения с созданных ими произведений, выполненные в бронзе, серебре, а иногда и в золоте, неоднократно публиковались на страницах иллюстрированных журналов «Всемирная иллюстрация», «Нива», «Пчела»4. Изображение же скульптурной композиции Грачева встретилось нам лишь однажды - во «Всемирной иллюстрации» 1884 года, это работа «Кахетинки на водопое» (воск, местонахождения неизвестно), о чем подробнее будет сказано ниже.
Первое встреченное нами упоминание фамилии скульптора Василия Яковлевича Грачева в
одном из трех вышеназванных журналов связано с обзором Всемирной выставки в Париже 1878
года (Exposition Universelle de 1878; проводилась с i мая по ю ноября). Описывая русский павильон, Щ
специальный корреспондент «Всемирной иллюстрации» в «Письмах о Парижской выставке» за ^
июнь сообщает: «Бронзовые фигуры гг. Гесриха и Верфеля сделаны по модели художника Грачева. S
bj
Они небольших размеров, сюжет же их взят преимущественно из последней русско-турецкой
войны. Есть тут, разумеется, и неизменная русская тройка, но эта группа, по своей концепции «Л.
интересна и уже приобретена каким-то иностранцем за 8оо франков; барские сани с ямщиком ^ и седоком встретились с крестьянскими пошевнями (широкие крестьянские сани, обшитые лубком
или тёсом. - Т. Д.), не успевшими свернуть с дороги; рассерженный кучер, привстав с места, S"
хлещет мужика, а этот, подавшись корпусом назад, старается отпарировать удары» [С., 1878, с. 367]. Ц
Описанная композиция Грачева встречается в собраниях антикварных галерей: в частности, Ц
демонстрировалась галереей «Кабинетъ» на одном из антикварных Салонов в Москве, й:
Си
проходившем в Центральном доме художника (ЦДХ) в конце 2000-ых годов. Для произведений ^
кабинетной пластики скульптура внушительного размера - в длину около 45 см. {¡^
Как видно, Грачев выбирал современные, актуальные темы - русско-турецкая война 1877-1878 jg"
годов, бытовые сценки с развернутым повествовательным сюжетом, не лишенным социальной Ц
окраски, что было характерно в целом для русского искусства второй половины XIX века.
Тот же автор «Писем о Парижской выставке» отмечал и произведения скульптора Е.А. Лансере р|
(1848-1886): «Гораздо разнообразнее и лучше, по моему мнению, бронзовые фи1уры, выставленные О
ft
другим петербургским фабрикантом, г. Шопеном; они литы по моделям г. Лансере, обладающего,
о"
очевидно, большим талантом. Все его фигуры интересны по сюжету и художественны по
исполнению. Из выставленных здесь произведений этого художника некоторые уже известны Ó
ft
читателям "Всемирной иллюстрации", как, например, прелестная группа: "Не забывай меня!", ££
представляющая казака верхом на лошади, целующего свою жену, стоящую у него на стремени» ^
ft
[там же]. «Не забывай меня!» - первоначальное название композиции Лансере, за которой позднее ч
____________ы
закрепилось название «Прощание казака с казачкой» (бронза, 1878. ГТГ. Инв. СК-221). Но именно в
с названием «Не забывай меня!» она была впервые опубликована на страницах «Всемирной ¿P
"tfc
иллюстрации» в январе того же 1878 года [Доронина, 2011, с. 96-97] (рис. i). Композиция вошла в «Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве» 1882 года ^
а
4 Нами были проанализированы ежегодные подписки с 1869 по 1890-е гг. журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива», количеством по 52 номера в год каждый, а также подписка журнала «Пчела: Русская иллюстрация», издававшегося [59]
только с 1875 по 1878 г.
fS fS
fS fc
СЛ СЛ
л а
ю ев Ьй
ш
«
Ja а ю
Е
о 0\
ГЦ
чо
Г*>
Н Он
К
>s
3 *
*
О &
>S
s
К
Рис. 1.
Е.А. Лансере. «Не забывай меня!» (Прощание казака с казачкой).
под названием «Прощание казака с казачкой» и «Прощание казака» - под иллюстрацией композиции, в дальнейшем за ней закрепившимся [Собко, 1882, с. 53,139].
Более поздняя публикация в 665-м номере журнала «Всемирная иллюстрация» за 1881 год объединяет имена Лансере и Грачева, этих двух выдающихся скульпторов малой пластики. В тексте заметки под названием «Бронзовые группы г. Лансере» [Б. а., Бронзовые группы..., 1881, с. 82] отмечалось, что Лансере «... нашел достойных исполнителей его идеи (курсив мой. - Т.Д.). Фигуры превосходно были вылеплены Грачевым и весьма отчетливо отлиты на бронзовом заводе гг. Гесриха и Верфеля». Данная публикация, на наш взгляд, дает основание предположить существование между Лансере и Грачевым партнерских отношений, допускавших переработку Грачевым скульптур Лансере. Это предоставляло Лансере возможность увеличить тиражи своих композиций, не нарушая обязательств перед бронзовщиком Феликсом Шопеном [Доронина, 2014, с. 192]. Согласно этим обязательствам, фабрикант выкупал у автора право отлива скульптуры на определенный срок, например, пять или десять лет.
На сопровождавшей текст иллюстрации были опубликованы пять скульптур, исполненных Грачевым. В трех из них со всей очевидностью угадываются прототипы - композиции Лансере5, включенные в каталоги его работ [там же, с. 185-192] и известные по музейным собраниям.
5 Скульптура № 3 - «Cosaque a l'affuh» - «Казак в засаде» (дата создания модели неизвестна).
Скульптура № 4 — «Бегство» (есть и другой вариант названия — «Погоня») (дата создания модели неизвестна).
Скульптура № 5 - «Запорожец после битвы» (бронза, 1873. ГТГ. Ин. 5008).
Есть сведения и о переработке Грачевым знаменитой композиции Лансере «Не забывай Й
меня!», или «Прощание казака с казачкой». Лансере изобразил момент, когда казак и казачка ы
ы
смотрят в глаза друг другу, как кажется, перед прощальным поцелуем. Очевидно, это жена казака: т4 волосы покрыты косынкой, как полагалось по обычаям того времени одеваться замужней женщине. ь* Казачка изображена босиком, правой ногой стоит на стремени, справа от лошади. В оригинальном ^ исполнении композиция Лансере, а также и копии-вариации с нее Грачева имели значительные тиражи.
О композиции Лансере «Прощание казака с казачкой», отливавшейся и из чугуна в Каслях, исследователи каслинского литья писали: «По силе, правдивости и жизненности образов, по мастерству исполнения ее можно поставить в ряд лучших произведений русской скульптуры второй половины XIX века. ...Скульптор изобразил сцену, которую мог наблюдать в действительности - в 1877-1878 годах шла война на Балканах. ...Огромный запас жизненных наблюдений и пластическое мастерство автора сказались в разработке этого оригинального мотива, в создании яркой запоминающейся скульптуры, каких очень немного во всей русской малой пластике» [Разина и др., 1958, с. 101-102]. Особо обращаем внимание на замечание авторов вышеприведенного текста об изображении лошади в этой работе, которое представляется нам важным для дальнейшего обсуждения: «Почувствовав двойную тяжесть на себе, лошадь в напряжении присела на задних ногах, вскинув голову - (курсив мой. - Т.Д.)» [там же, с. 101-102].
Вариант переработки этой композиции Лансере Грачевым рассматривает английский исследователь Джеффри Садбери в книге «Евгений Александрович Лансере, русский скульптор- 3 лошадник» [Sudbury, Douglas, 2006, с. 117]. В своей книге он опубликовал фотографию работы Р Грачева (под № 5), близкой к композиции Лансере (№ 2). На земле скульптуры имеются клейма: ^ «ЛЕ. Грачев» и «ФАБР. КФ ВЕРФЕЛБ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», дата создания композиции не указана ä [там же]. Фигура босоногой женщины так же расположена справа от лошади, как и в работе о" Лансере, также правой ногой она опирается на стремя. Есть некоторые отличия от оригинала в 5 положении корпуса и ног казачки, в деталях одежды. У казачки Грачева на голове вместо платка
S*
коруна с открытым верхом - то есть это незамужняя девушка, а высокая меховая шапка казака а
а
СЧ
в скульптуре Лансере заменена Грачевым на фуражку. Скульптура была продана 20 июня 1979
года на аукционе Sotheby4s в Лондоне. §
Особый интерес представляет скульптура, которую Садбери рассматривает как произведение Ц-
Лансере, парное к теме Прощания, с которого существует копия-вариация, выполненная Грачевым. а
«з
Фотографию этой скульптуры (под № 3) из каталога аукционного дома Phillips 1997 года [там же,
й"
с. 116] Садбери опубликовал под собственным двойным названием - «Прощание казака», g
S
«Возвращение казака» (Les adieux du cosaque. Le retour du cosaque). Название из каталога Phillips »
более определенное: «Возвращение казака и девушка казачка, поднявшаяся с пня дерева» (Le retour g.;
du cosaque et jeune fillle cosaque se hissant sur une souche d4 arbre, бронза, высота 39 см., отлита i"
Ф. Шопеном, дата создания не известна). Хотя автор произведения в описании не назван - на О
земле отсутствует клеймо-подпись скульптора - Садбери связывает авторство работы с именем о,
Лансере. При этом указывает, что помимо информации из каталога Phillips, никаких других ^
сведений об этой работе не имеет, предполагая, что скульптура, возможно, находится в частном О
собрании. Композиция рассматривается как парная к теме прощания по противоположности 8
замысла, который, как полагает Садбери, скульптор вложил в эту работу, то есть может q-
ге
восприниматься не как прощание, а как встреча.
w
Босоногая казачка в косынке, оттолкнувшись от пня, в порывистом движении бросилась в в объятия к казаку, сидящему на лошади, и обеими руками обнимает его за шею. Движение ¿Р подчеркивается ниспаданием складок одежды. Казак наклонился к ней, обхватил за талию левой -и рукой, приподнял, притягивая к себе, правой же сильно опирается на лошадь, чтобы не потерять ^ равновесие. В позе лошади точно передан момент движения, на который обратили внимание исследователи каслинского литья: она подсела на задние ноги под двойной тяжестью, как ив [ 61 ] композиции Лансере «Прощание казака с казачкой».
\о Садбери не приводит аргументов в поддержку авторства Лансере в этой работе. Однако в
(s пользу такой версии свидетельствует точно переданный момент мгновенного движения лошади,
N о котором упоминалось, а также клеймо фабриканта-бронзовщика Ф. Шопена (Chopin), с которым
ей сотрудничал Лансере, в то время как «исполнитель идей Лансере» Грачев сотрудничал с ей
1—1 К.Ф. Верфелем.
Если это действительно произведение Лансере, парное к теме Прощания - «Возвращение казака», - которое не входит ни в один из известных каталогов его работ, следует признать, что Грачеву принадлежат вполне очевидные копии композиций Лансере с небольшими вариациями на обе темы - как «Прощание», так и «Возвращение казака».
Действительно, Садбери публикует (под № 6) фотографию скульптуры работы Грачева с тем
же собственным двойным названием - «Прощание (возвращение) казака» (Les adieux Qe retour)
du cosaque). Она продавалась на аукционе Sotheby4s, название из каталога: «Возвращение казака,
девушка казачка поднялась с пня дерева» (Le retour du cosaque, la fillle cosaque se hisse sur une
souche d4 arbre), на земле скульптуры клейма: «Леп Грачев», «ФАБР. КФ ВЕРФЕЛЪ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГ», без даты [там же, с. 117]. Общее построение композиции имеет схожие черты с
работой, которую Садбери рассматривает как произведение Лансере, при различии в деталях.
Молодая девушка также, находясь слева от лошади, отталкивается от пня, казак, подхватив ее,
обнимает левой рукой за талию, правой прижимает к себе ее голову в поцелуе. Она обняла казака
обеими руками, на голове коруна с узором и лентами с открытым верхом - праздничный головной
^ убор незамужней русской девушки. Волосы заплетены в длинную до колен косу (также признак
незамужней женщины). На рукавах и подоле платья девушки пышные оборки, на ногах появляются
g. сапожки на каблучках. Это с очевидностью заимствованная композиция по настроению
»а действительно воспринимается скорее как возвращение казака, нежели как прощание. Но в этой А
работе Грачева поза лошади более статична, чем в композиции, которую Садбери рассматривает
«2 как произведение Лансере. Как и другие копии-вариации Грачева с работ Лансере, скульптура о
ГЦ
■4
отлита на фабрике Верфеля. Она встречается на отечественном антикварном рынке, в частности,
входит в собрание галереи «Кабинетъ» [http://www.cabinet-auction.com..., 11.12.2018;
http://www.cabinet-auction.com..., 16.04.2019].
По сообщению английского исследователя, скульптура работы Грачева «Прощание
jg! (возвращение) казака» была продана на аукционе в Лаванн-Сант-Хилер (Lavanne-Saint-Hilaire)
H 21 мая 1989 года, и такая же находится в Музее казачьего полка в Курбевуа (Courbevoie). Садбери ijQ
t" пишет, что об этой композиции он не нашел информации в русских архивах и литературе и
^ ссылается на четыре западноевропейских источника информации, среди которых два каталога
Р Sotheby4s [там же, с. 117]: Berman H. Bronze sculptors and Founders 1800-1930. 4 vol, et un index, editions Adage. Chicago. 1974-1980. p. 297, n 1072; Catalogues Sotheby4s, Londres, 28 avril 1982
2 (n 160); Catalogues Sothebyv s, Londres, 23 mai 2003 (n 241); Musée du cosaques, Courbevoie. Интересно, что об этом варианте скульптуры Грачева Садбери замечает: «Берман атрибутировал это
Р произведение как скульптуру Грачева. Другие каталоги, среди которых и эти Sotheby4s,
>3 приписывают Лансере!» [там же]. В этой связи заметим: еще в публикациях XIX века отмечалось,
« что некоторые работы Грачева «... признавались многими за произведения талантливейшего
^ скульптора-миниатюриста, г. Лансере, который, как известно, составил себе громкое имя не только
Л у нас в России, но и за границей» (цит. по [Карпова, 2009, с. 152]).
в; Такое разночтение относительно авторства этой работы, возможно, имеет в основе аналогию
>3 с описанным в публикации 1881 года «Бронзовые группы г. Лансере» с подписью под иллюстрацией S
« «Лепил г. Грачев, исполнены на фабрике Гесриха и Верфеля» [Б. а., Бронзовые группы г. Лансере...,
^ 1881, с. 77,82]: автор идеи, создавший прототип - Лансере, исполнитель переработанного варианта
^ - Грачев.
[ 62 ] На отечественном антикварном рынке встречается и вариант переработки композиции Лансере на тему «Прощание казака с казачкой» с клеймом исполнителя «Л/ЪП: Е: НАПСЪ.». В собраниях
крупных музеев работа отсутствует. Точной информации относительно жизни и творчества этого Й
мастера до сих пор не обнаружено [Ганулич, 2003, с. 80-82; Гончарова, 2003, с. 15]. ы
ы
Е. Напс копировал и другие работы Лансере. В экспозиции музея коневодства представлена 7a
__ __ _____ ^^
известная композиция Лансере «Царский сокольничий XVI века» (бронза, 1872) [Булгаков, 1890, ^ т. 2, с. 14], но под другим названием - «Сокольничий на коне» (бронза. Инв. С-17); здесь же ^ находится исполненная в бронзе переработанная копия с нее Е. Напса6 под названием «Сокольничий верхом на коне» и клеймом скульптора: «JI71) П. Е. НАПСЪ.» (Инв. С-5). Редкий случай, когда в едином пространстве музея можно видеть и оригинал, и его копию.
В экспозиции этого же музея представлена еще одна композиция Лансере, которую перерабатывал Напс, - «М.Д. Скобелев на коне» (бронза, 1882. Инв. С-юо), конный портрет легендарного генерала, героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882) (рис. 2). Скульптура Напса в инвентарной книге музея значится как «Скобелев М.Д. на коне», клеймо на латинице «Е. Naps» (бронза. Инв. С-58) (рис. 3). Работы Напса не редкость на антикварном рынке, подпись на латинице нам встретилась впервые. Скульптура генерала Скобелева на коне по модели Напса отливалась и из чугуна7 на Каслинском заводе [Пешкова, 1983, Книга 2, с. 91, № 8i]8.
Рис. 2. %
Е.А. Лансере. Конный портрет генерала М.Д. Скобелева: группа «генерал Скобелев верхом». ^
--3
6 Скульптура входит в собрание галереи «КАБИНЕТЪ»: [Электронный ресурс] // Шр://\у\у\у.саЬте1-auction.com/collection/bronze/familia/name/Naps/1316 (дата обращения: 16.04.2019).
7 Ьйр://4идип.сот/иет.р1йтШ(1=24 (дата обращения: 16.04.2019)
8 Е. Напс. «Генерал Скобелев». Формовщик Ф. Самойлин. 1888.
fS fS
fS fc
СЛ СЛ
л а
ю ев Ьй
ш
«
Ja а ю
Е
о 0\
ГЦ
чо
Г*> й
Й
н
Он
£
>8
3 *
*
О &
>8 s к
Рис. з.
E. Hanc. «Скобелев М.Д. на коне».
Названные работы Напса, на наш взгляд, представляют собой самые неудачные и грубые из копий скульптур Лансере, что особенно заметно в сравнении с исполненными Грачевым. Не случайно Грачева привлекала к сотрудничеству даже фирма Фаберже.
Известный специалист, эксперт в области малой пластики XIX века A.A. Гилодо выдвинул предположение о том, что копии-вариации композиций Лансере за подписью Напса на самом деле могли быть сделаны самим скульптором Лансере, либо его женой - Екатериной Николаевной Лансере (1850-1933), в связи с необходимостью поправить материальное положение семьи, а имя Напс, считает Гилодо, лишь псевдоним, придуманный во избежание конфликта в области авторских прав [Гилодо, 2006, с. 22]. Полагаем все же, что это предположение безосновательно. Сколько-нибудь серьезных свидетельств этому нет. Сомнительно, чтобы жена Лансере Екатерина Николаевна, и тем более он сам сознательно огрублял свои модели. Можно лишь предположить существование деловых отношений между Лансере и Напсом, как и в случае с Грачевым, основания для них, очевидно, были.
Грачев не только мастерски копировал скульптурные композиции, но и переводил в пластику рисунки современных художников. Например, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) находится многофи1урная скульптура «Соколиная охота» (бронза, 1870-е. 36x46x29. Инв. КП ВМДПНИ 4204 МБР 31) с подписью Грачева «ЛЕ. ГРАЧЕВЪ» и клеймом фабриканта Верфеля: «фаб. К.Ф. ВеРФелъ.Спб» (рис. 4). При сравнении ее с рисунком В.Г. Шварца 1868 года «Соколиная охота при Иване Грозном». (Обряд поднесения перчатки Ивану
Грозному на соколиной охоте) (Б., перо, белила, сепия. 42x59. ГТГ) [Верещагина, i960, с. 160]9 видно, Й
ы
насколько точно Грачев перевел в пластику центральные фи1уры композиции Шварца, сократив ы
ы
количество изображенных персонажей (см. также [Шварц, 1872]) (рис. 5). Фрагмент композиции - 71 конная фи1ура «Иван Грозный» отливалась и как самостоятельное произведение (1890-ые гг., ^ бронза. 32x29x11. ГРМ. Ск-746), на земле клейма: «ЛЪп. Грачевъ» и «Fabr. C.F. Woerffel» [Карпова, 2009, с. 152]. Добавим, что названный рисунок Шварца был практически иллюстрацией строк романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» [Толстой, 1964, с. 298-299]:
«Сокольничий, в красном бархатном кафтане с золотой нашивкой и золотою перевязью, в парчовой шапке, в желтых сапогах и в нарядных рукавицах, слез с коня и подошел к Иоанну, сопровождаемый подсокольничим, который нес на руке белого кречета, в клобучке и в колокольцах. Поклонившись до земли, сокольничий спросил:
- Время ли, государь, веселью быть?
- Время, - отвечал Иоанн. Начинай веселье!
Тогда сокольничий подал царю богатую рукавицу, всю испещренную золотыми причтами, и, приняв кречета от подсокольничего, посадил его государю на руку».
Рис. 4. Ч
В .Я. Грачев. «Соколиная охота» (бронза, 1870-е. 36x46x29. Инв. КП ВМДПНИ 4204 МБР 31). ££
Композиция представляет собой перевод в пластику рисунка В.Г. Шварца 1868 года «Соколиная ^
охота при Иване Грозном». (Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на соколиной охоте). ^
-и
__13
--
9 За этот рисунок, а также за рисунок «Наречение царской невесты царевною» и картину «Вешний царский поезд на богомолье во времена царя Алексея Михайловича» Академия Художеств присудила В.Г Шварцу звание почетного вольного общника. Два рисунка и картина были представлены на Академической выставке 1868 года [Верещагина, 1960, [ 65 ] с. 160].
fS fS
fS fc
СЛ СЛ
л а
ю ев Ьй
ш
«
Ja а ю
Е
о 0\
РЦ
чо
Г*> *
Й
н
Он
<
*
>s
3 *
*
О &
>s
s *
j*
Рис. 5.
В.Г. Шварц «Соколиная охота. Обряд поднесения перчатки».
Есть еще одно графическое произведение - рисунок H.H. Каразина, мастерски переведенный Грачевым в пластику. Скульптура не входит в собрания государственных музеев, но известна на антикварном рынке. Она изображает турка на лошади, ведущего за собой на привязи корову (бронза). Эта работа, например, была представлена на сайте аукционного дома «Гелос» - «Всадник и корова» [Электронный ресурс // http://www.gelos.ru..., 15.04.2015], где хорошо просматриваются клейма на земле скульптуры: «ЛЕ. ГРАЧЁВЪ», «ВЕРФЕЛЬ», а также на сайте галереи антикварных подарков «Лермонтов» под названием «Охотник и корова» [Электронный ресурс //https://lermontovgallery.ru..., 16.04.2019]. Полагаем, создание ее связано с именем художника H.H. Каразина, знаменитого спецкора «Нивы», чьи работы ре1улярно появлялись на страницах многих русских и зарубежных иллюстрированных изданий.
В июле 1876 года в «Ниве» был опубликован рисунок Каразина «Сербско-турецкая война. Баши-бузук, возвращающийся с грабежа» [Каразин, 1876, с. 481] (рис. 6). Рисунок сопровождался большой статьей, повествующей об ужасах, творимых турками над болгарским населением: «Фанатическая, вооруженная чернь Турции, известная под именем баши-бузуков, отличается такой свирепой жестокостью, что все варварские набеги диких азиатских племен на Европу не могут сравниться с теми способами усмирения славянской райи, которые употребляются теперь мусульманами на Балканском полуострове. Каждый день телеграф приносит нам известия о сотнях перерезанных стариков, о десятках тысяч женщин, проданных в рабство, о тюрьмах, наполненных невинным людом, умирающим в них с голоду, о трупах, кучами лежащих на улицах и гниением своим заражающих воздух, о разграбленных и сожженных селах и городах. Все это дела рук башибузуков. ...Рисунок, помещенный нами, представляет одну из подобных сцен: огонь уничтожает христианскую хижину, дикий варвар уводит со свирепою улыбкой торжества последнюю корову поселянина, труп которого может быть уже испепелился в пламени пожара, этим же баши-бузуком произведенного» [Б. а., Баши-бузуки..., 1876, с. 487].
Скульптура Грачева воспроизводит рисунок Каразина с множеством деталей: абсолютное портретное сходство с грабителем, сидящим на лошади, его поза, похищенное у местного
Рис. 6.
H.H. Каразин. «Сербско-турецкая война. Баши-бузук, возвращающийся с грабежа».
населения имущество - кастрюля, большой гусь, беспомощно свисающий вниз головой. Заметное отличие скульптор внес в изображение характера животных: у Каразина лошадь уставшая, в сравнении с турком кажется маленькой: понурив голову, она еле тащится под тяжестью разбойника с добычей. Корова мычит, отворачивая голову от грабителя, который тащит ее на веревке. У Грачева лошадка выглядит крупнее, идет резво, корова же изображена активно сопротивляющейся -упирается, склонив голову к земле.
И художник, и журнал с опубликованным в 1876 году рисунком были настолько известны, что первоисточник скульптурной композиции нам представляется очевидным - это именно рисунок H.H. Каразина. Как рисунок, так и скульптура воспроизводят события конкретного исторического периода - сербско-турецкой войны, но не русско-турецкой, как иногда указывается в описании произведения в антикварных галереях: Россия была вовлечена в войну позже - в 1877-78 годах.
Что касается даты создания работы, о которой идет речь, то из «Всемирной иллюстрации» (за 1878 год) известно, что она демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, а значит, скорее всего, была создана между июлем 1876 года, когда был опубликован рисунок Каразина, и i-м мая 1878 года - временем открытия парижской экспозиции.
Есть интересные сведения относительно авторства работы. В вышеупомянутых «Письмах о Парижской выставке» 1878 года специальный корреспондент «Всемирной иллюстрации»,
оа оа
ы ы ы
СР\ h-k 9\ (Л
Н
нн
п
I-
а
а
а
а
а
СЧ
Е
8s
а а а. а» а 5 а а
!: в
о
а
о
О"
л
Ö
л о л
в
О" л ч
ы
-U
w On
<4 (Ч (Ч
£
СЛ СЛ
л а
ю ее Ьй
ш
«
А
а
ю
I
о
ГЦ
чо
Г*> й
й
г
н
Он
К
>8
£ *
*
о &
и §
>8 £
№
Т.В. Доронина К вопросу о прототипах и копиях-вариациях в малой пластике второй половины XIX века. Скульптор В.Я. Грачев перечисляя работы Грачева и Лансере, назвал последнего автором скульптуры «турок на лошади, держащий на привязи исхудалую корову» [С., 1878, с. 367]. Однако он делал свое описание при отсутствии на тот момент каталогов экспозиции (они находились в стадии печати), что, по его же словам, «мешало ориентироваться» [там же, с. 366], и перечислил работы Лансере так, как у него «осталось в памяти». Полагаем, спецкор ошибся. Существует «Ведомость по художественным произведениям, отправленным на Парижскую всемирную выставку 1878 год» [Гончарова, 2001, с. 117], в которой среди перечисленных пяти произведений Лансере скульптура турка на лошади, держащего на привязи исхудалую корову, отсутствует.
Возможно, не без влияния рисунка Каразина «Тюркменки, купающие лошадей» (рис. 7) с его же текстом-репортажем [Каразин, 1876, с. 299, 300] Грачев создал и композицию «Кахетинки на водопое», представляющую трех женщин верхом на лошадях, экспонировавшуюся в 1884 году на выставке Общества поощрения художников на Большой Морской в Санкт-Петербурге; тогда же ее изображение было опубликовано во «Всемирной иллюстрации» [Кахетинки на водопое. Группа В.Я. Грачева..., 1884, с. 133] (рис. 8). Это и есть единственная публикация с изображением скульптуры Грачева, встретившаяся нам в иллюстрированных журналах, о чем упоминалось выше. Из сопровождавшего рисунок комментария известны некоторые подробности: «Василий Яковлевич Грачев <„.> в недавнее время выступил с новой работой и именно с группой из воску - "Кахетинки на водопое". Лица молодых женщин сделаны весьма типично, а также весьма характерно изображены породистые кахетинские лошади. Группа эта предназначается для отливки из металла...» [Б. а., Кахетинки на водопое..., 1884, с. 146]. В данном случае мастер заимствовал у Каразина лишь тему - обнаженные восточные красавицы с лошадьми у реки, не воспроизводя композицию рисунка буквально. Оригинальность работе придает пейзаж - изображена водная гладь (что в скульптурных композициях встречается редко), обрамленная берегом с растительностью и кочками.
Оба рисунка Каразина - «Тюркменки, купающие лошадей» и «Сербско-турецкая война. Башибузук, возвращающийся с грабежа» - были опубликованы в одном и том же журнале «Нива» в 1876 году. По мотивам композиций Каразина создавались произведения кабинетной пластики и другими
Рис. 7.
Н.Н. Каразин. «Тюркменки, купающие лошадей».
Рис. 8.
В.Я. Грачев. «Кахетинки на водопое».
скульпторами - в частности, А.П. Сафоновым [Доронина, 2015, с. 335-345], а также произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе росписи по фарфору [Б. а., Из мира чашек..., 1888, с. 361], которые периодически публиковались в иллюстрированных журналах.
Безусловно, мастерски исполненные копии-вариации заимствованных композиций имеют собственную художественную ценность, но имена авторов первоисточников этих композиций при атрибуциях теряться не должны. Нельзя не согласиться с мнением сотрудника Русского музея Е.В. Карповой: «Тиражированные повторения, указанные в музейных и аукционных каталогах, далеко не всегда имеют правильные наименования ил и не имеют их вообще. <... > Русская бронзовая пластика второй половины XIX века при всей своей распространенности является малоизученным материалом, нуждающимся в доскональном и подчас весьма трудоемком исследовании» [Карпова, 2009, с. 144, 154]. Открываются интереснейшие факты и подробности относительно создания конкретных произведений малой пластики, их бытования, а также относительно творческих взаимоотношений в среде художников той эпохи. Интересным представляется вопрос о выборе бронзовщиками композиций для представления на всероссийских и международных выставках.
Автор благодарит за помощь Иоланту Ивановну Бондаренко, главного хранителя фондов, и Полину Александровну Васильеву, техника-сотрудника научно-художественного музея коневодства Российского государственного аграрного университета -МСХА имени КА. Тимирязева.
Автор благодарит за помощь Юлию Валерьевну Маслову, заведующую отделом металла и камня ВМДПНИ в Москве.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1. Е.А. Лансере. «Не забывай меня!» (Прощание казака с казачкой). Источник: Всемирная иллюстрация. Санкт-Петербург, 1878. № 469. С. 16.
05 05
Ы
ы ы
ON
h-k on
(Л
Н
1-Н
п
I-
а
а
а
а
а
СЧ
Е
8s
а а а. а» а 5 а а
!: в
о
а
о
О"
л
О
л о л
в
О" л ч
ы
-U
и>
Т.В. Доронина К вопросу о прототипах и копиях-вариациях в малой пластике 52 второй половины XIX века. Скульптор В.Я. Грачев
Рис. 2. Е.А. Лансере. Конный портрет генерала М.Д. Скобелева: группа «генерал Скобелев верхом». Источник: Нива. Санкт-Петербург, 1882. №41. С. 969.
(S (S
N Рис. 3. Е. Напс. «Скобелев М.Д. на коне».
Источник: Научно-художественный музей коневодства РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева.
Рис. 4. В.Я. Грачев. «Соколиная охота» (бронза, 1870-е. 36x46x29. Инв. КП ВМДПНИ 4204 МБР 31). Композиция
представляет собой перевод в пластику рисунка В.Г. Шварца 1868 года «Соколиная охота при Иване Грозном».
(Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на соколиной охоте). Фотография автора.
Рис. 5. В.Г. Шварц «Соколиная охота. Обряд поднесения перчатки».
Источник: Русские исторические рисунки академика В.Г. Шварца. Тетрадь 1. Спб., 1872.
Рис. 6. H.H. Каразин. «Сербско-турецкая война. Баши-бузук, возвращающийся с грабежа».
Источник: Нива, 1876. № 28 (июль). С. 481.
Рис. 7. H.H. Каразин. «Тюркменки, купающие лошадей».
Источник: Нива. Санкт-Петербург, 1876. № 17. С. 299.
Рис. 8. В.Я. Грачев. «Кахетинки на водопое».
Источник: Всемирная иллюстрация. Санкт-Петербург, 1884. № 814. С. 133.
ИСТОЧНИКИ
1. [Б. а.] Баши-бузуки // Всемирная иллюстрация. Санкт-Петербург, 1876. - С. 487.
2. [Б. а.] Бронзовые группы г. Лансере // Всемирная иллюстрация. Санкт-Петербург, 1881. № 655. - С. 77 - Илл., 82. ^ 3. [Б. а.] Из мира чашек, чайников и тарелок. Тарелки, исполненные фарфоровым заводом бр. Корниловых по рис. H.H.
Каразина. Из предметов на международной выставке в Копенгагене в 1888 г. С фот. грав. Флюгель // Нива. Санкт-Ьй Петербург, 1888. № 14. - С. 361.
^ 4. [Б. а.] Кахетинки на водопое (Группа скульптора В.Я. Грачева, на 1-й странице) // Всемирная иллюстрация. Санкт-
Л
А Петербург, 1884. № 814 (август). - С. 133 - Илл., 146.
О
5 5. Антикварная галерея КАБИНЕТЬ аукционный дом. [Электронный ресурс] // http://www.cabinet-
С
О auction.com/files/images/galle1y/78911_2_CompressedImage.jpeg. (дата обращения: 11.12.2018); [Электронный ресурс] //
в^ http://www.cabinet-aucti0n.c0m/c0llecti0n/bronze/familia/name/Grachev/1256%20ag/ (дата обращения: 16.04.2019).
Бронзовая скульптура. В.Я. Грачев. «Прощание». На поземе подпись автора: «Л П.ГРАЧЕВЪ.» и марка отливщика: «ЗАВ. КФ.ВЕРФЕЛЬ./ С. ПЕТЕРБУРГЕ».». № 1256 ag. 6. Антикварная галерея КАБИНЕТЬ аукционный дом. [Электронный ресурс] // http://www.cabinet-
гц
■4
^ auction.com/collection/bronze/familia/name/Naps/1316 (дата обращения: 16.04.2019).
Ц 7. Булгаков Ф.И. Наши художники. Т. 2. - Санкт-Петербург, 1890.
^ 8. Волчья молитва. Ориг. Рис. Н. Каразина, грав. Грачев // Нива. Санкт-Петербург, 1880. № 46. - С. 941.
нн 9. Галерея антикварных подарков «Лермонтов» (Москва) [Электронный ресурс] // https://lermontovgallery.ru/spravochmk-
Е-н апйкуапа1а/Ьгоп2а-та81ег-та1оу-р1а8йк1-у-уа^гасЬеу/ ОХОТНИЧЬЯ ТЕМАТИКА (дата обращения: 16.04.2019)
^ ю. ГТГ. Скульптура ХУ1П-Х1Х веков / Общ. ред. Я.В. Брук и Л.И. Иовлева. Т. 1. - Москва, 2000.
5 и. Каразин Н.Н. Сербско-турецкая война. Баши-бузук, возвращающийся с грабежа // Нива, 1876. № 28 (июль). - С. 481.
¡»^ 12. Каразин Н.Н. Тюркменки, купающие лошадей // Нива. Санкт-Петербург, 1876. № 17 (апрель). - С. 299 - Илл., 300.
5 13. Лансере ЕЛ. Не забывай меня! Всемирная иллюстрация. Санкт-Петербург, 1878. № 469. - С. 16.
'¡3 14. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве. Под ред. действительного члена ¿2
Я! императорской Академии наук В.П. Безобразова. Т. 3. Доклады экспертной комиссии по У1-й группе. Класс 39-й. ¡К
Золотые, серебряные и ювелирные изделия. Сусальное золото. С. 8. - Санкт-Петербург, 1883. 15. РНБ. Отдел рукописей. Н.П. Собко. Ф. 708, ед. хр. № 353. Л. 2.
е; 16. С. Письма о Парижской выставке. (От нашего специального корреспондента) V // Всемирная иллюстрация. Санкт-
>8 Петербург, 1878. № 490. - С. 366-367.
£
а; 17. Собко Н.П. 25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в &> Москве, 1882. (выпуск 1-ый). - Санкт-Петербург, 1882.
18. Толстой А.К. Князь Серебряный. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3. - Москва, 1964.
19. Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве. Издан, третье исправленное и дополненное. С. 244. № 22. - Москва, 1882.
Тетрадь i. Спб., 1872.
ы ы ы
N1
ЛИТЕРАТУРА 2
1. Верещагина А.Г. Шварц Вячеслав Григорьевич. - Ленинград-Москва, i960.
2. Ганулич А. Загадочный скульптор Напс // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2003. № ю (il). - С. 80-82.
3. Гилодо АЛ. Кто вы, господин Напс? Лансере или Напс? // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2006. - С. 18-22.
4. Гилодо АЛ. Русское серебро. Вторая половина 19 - начало 20 века. - Москва, 1994.
5. Гончарова Л.H. Камерная бронзовая скульптура России второй половины XIX века // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2003, № 12 (13). - С. 8-15.
6. Гончарова JI.H. Русская художественная бронза XIX века. - Москва, 2001.
7. Губкин О.П. Каслинский феникс. - Екатеринбург, 2004.
8. Доронина Т.В. К проблеме копирования и заимствования сюжетов в кабинетной пластике второй половины XIX в. Скульпторы Е.А Лансере и В.Я. Грачев // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. № 3. - С.183-195.
9. Доронина Т.В. Скульптор Е.А Лансере. Материалы из архива Н.П. Собко // Молодые об искусстве. Научные статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. Сб. ст. Вып. 2 / Отв. ред. РМ. Байбурова. Москва, гон. - С. 95-103.
10. Доронина Т.В. Художник H.H. Каразин и скульптор А.П. Сафонов // A.C. Голубкина, С.Т. Коненков и некоторые нй
нн
вопросы развития русской скульптуры Нового времени. Статьи, материалы, сообщения. / отв. ред. МЛ. Бусев. Москва, О
2015. - С. 335-345- И
Lj
11. Карпова Е.В. Русская бронза второй половины XIX века: к проблеме идентификации авторских моделей // Карпова
Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII-начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуция. Санкт-
©
Петербург, 2009. - С. 144-155. 8
12. Пешкова ИМ. Искусство каслинских мастеров. Книга 2. С. 91. № 81. - Челябинск, 1983. 55
13. Постникова-Лосева ММ., Платонова HT., Ульянова БЛ. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. - Москва, 1995.
14. Разина ТМ., Суслов ИМ., Хохлова E.H., Гореликов Н.С. Русский художественный металл. - Москва, 1958.
15. Скурлов В.В., Смородинова Г.Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. - Москва, 1992. сч
55
16. Фабеже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и Петербургские ювелиры. (Сборник мемуаров, статей, архивных а,
fS°
документов по истории русского ювелирного искусства под общ. ред. В.В. Скурлова). - Санкт-Петербург, 1997. сч
А
17. Berman H. Bronze sculptors and Founders 1800-1930. 4 vol, et un index, editions Adage. Chicago. 1974-1980. P. 297, n. 1072. a
a.
18. Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovich Lanceray le sculpteure russe du cheval. FAVRE. - Paris, 2006.
» S
SOURCES §
a
3
1. [W. a.] Bashi-buzuki. In: World illustration. Saint-Petersburg, 1876. P. 487.
* * ^ , _ CM, b„«e ^ _ », . £
655- Pp- 77 - 111-, 82. O
3. [W. a.] Iz mira thashek, thainikov Itarelok. Tarelki, ispolnennie farforovim zavodom br. Kornilovixpo ris. N.N. Karazina §«
re
[From the world of cups, kettles and plates. Plates, executed porcelain factory brothers Kornilov drawings N.N. Karazin. Of 7
the items at the international exhibition in Copenhagen in 1888. With photographs engraved Flugele]. In: Niva. Saint-Petersburg, n>
n
1888. №. 14. P. 361. 2
3
4. [W. a.] Kaxetinki na vodopoe (Grouppa sculptora V.Ya. Gracheva, na l-oi stranitze). [Cogetinci at the watering (Group of O"
ft
the sculptor V.Y. Grachev, on the 1st page)]. In: World illustration. Saint-Petersburg, 1884. № 814. Pp. 133 - 111., 146.
N
5. Antikvarnaja galereja KABINET aukcionniy dom [Antique gallery CABINET auction house]. [Elektronniy resours] [Electronic ®
VA
resource] // http://www.cabinet-auction.com/files/images/galle1y/78911_2_CompressedImage.jpeg. (data obrascheniya [date of treatment]: 11.12.2018); [Elektronniy resours] [Electronic resource] // http://www.cabinet-
aucti0n.c0m/c0llecti0n/br0nze/familia/name/Grachev/1256%20ag/ (data obrascheniya [date of treatment]: 16.04.2019). Bronzovaja skoulptura. V.Ya. Grathev. «Proshanije». Na poziome podpis avtora [Bronze sculpture. V.Ya. Grachev. «Farewell.» The manure signature of the author]: "JÏ n.rPA^EBt." i marka otlivchika [and caster mark]: "3AB. K.O.BEPOEJIb./ C. [ 71 ] nETEPEyPrt.". № 1256 ag.
it -u
u>
\q 6. Antikvarnaja galereja KABINET aukcionniy dom [Antique gallery CABINET auction house]. [Elektronniy resours] [Electronic
resource] // http://www.cabinet-auction.com/collection/bronze/familia/name/Naps/1316 (data obrascheniya [date of
Г4
treatment]: 16.04.2019).
5r
7. Bulgakov F.I. Nashi houdozniki [Our artists], vol. 2, Saint-Petersburg, 1890.
СЛ
nn 8. Galereya antikvarnih podarkov "Lermontov" (Moskva) [Gallery of antique gifts "Lermontov" (Moscow)] [Elektronniy resours]
[Electronic resource] // https://leimontovgaUeiy.m/spravochnik-antikvariata/bronza-master-maloy-plastiki-v-ya-grachev/ (data obrascheniya [date of treatment]: 16.04.2019) 9. GTG. Skulptura XVIII-XIX vekov [STG. Sculpture of XVIII-XIX centuries], Obth. red. Ya.V. Brouk i L.I. Iovleva [General edited by Ya.V. Brooke, and L.I. Iovleva.] v. 1. - Moscow, 2000.
10. Karazin N.N. Serbsko-turetckaia voina. Bashi-buzuk, vozvrasthaiysthiysia s grabeza [Serbian-Turkish war. Bashi-bouzouk, returning from the robbery]. In: Niva, 1876. № 28 (July). P. 481.
11. Karazin N.N. Turkmenki, kupaiytshie loshadey [Turkmens bathing horses]. In: Niva. Saint-Petersburg, 1876. № 17 (April). Pp. 299 - 111., 300.
12. Lanceray E.A Ne zabivai meniya! [Don't forget me!]. In: World illustration. Saint-Petersburg, 1878. №. 469. P. 16.
13. OtheotoVserossiyskoihydojestvenno-promishlennoi bistavke 1882 g. vMoskve. Pod red. deystvitelnogo tchlena imperatorskoy Academyi naouk V.P. Bezobrazova [Report on the all-Russian art and industrial exhibition in 1882 in Moscow. Under the editorship of member of the Imperial Academy of Sciences V.P. Bezobrazov]. Vol .3. Saint-Petersburg, 1883.
14. Oukazatele Vserossiyskoi promishlenno-hydojestvennoi vistavki 1882 g. v Moskve [Index of the all-Russian industrial and
art exhibition of 1882 in Moscow. Published the third corrected and supplemented]. P. 244. No. 22. - Moscow, 1882.
£ 15. RNB [Russian national library]. Otdel roukopisei [Manuscripts Department]. N.P. Sobko. F. 7o8.Ed. xr. № 353. L. 2. A
16. S. Pisiema о Parijskoi vistavke. (Ot nahsego specialnogo korrespondenta) [Letters about the Paris exhibition. (From our
X
fli special correspondent)] V. In: World illustration. Saint-Petersburg, 1878. № 490. Pp. 366-367. tl
Л 17. Schwartz V. G. "Falconry. The ritual of bringing gloves". Russian historical drawings of academician V.G. Schwartz. Notebook
a
1. Saint-Petersburg, 1872.
5
jj 18. Sobko N.P. 25 let russkogo iskousstva. Illjustrirovanniy katalog houdojestvennogo otdela Wserossijskoi vistavki v Moskve, 1882 (vipusk 1) [25 years of Russian art. Illustrated catalogue of the art Department of the all-Russian exhibition in Moscow, 1882. (issue 1)] . Saint-Petersburg, 1882.
19. Tolstoy AK. Kniyaz Serebrijaniy [Prince Silver], In: Sobr. Coch. v 4 tomah. Tom 3 [Coll. op. In 4 vol. Vol. 3]. - Moscow, 1964.
20. Wolthiya molitva [Wolf prayer], Orig. ris. N. Karazina, grav. Grachev. In: Niva. Saint-Petersburg, 1880. №. 46. P. 941.
О
1—I
о
ГЦ «
r*> «
H REFERENCES
S
t" 1. Berman H. Bronze sculptors and Founders 1800-1930. 4 vol, et un index, editions Adage. Chicago. 1974-1980. P. 297, n. 1072.
<
2. Doronina T.V. Houdojnik Karazin I skoulptor A.P. Safonov [Artist N. N. Karazin and sculptor AP. Safonov]. In: A.S. Golubkina, S.T. Konenkov I nekotorie voprosi razvitiya rousskoy skoulptouri Novogo vremeni. Statiyi, materiali, soobshceniya [A. S.
H
Golubkina, S. T. Konenkov and some questions of development of Russian sculpture of Modern times. Articles, materials,
messages]. Otv. red. M.A Busev [responsible ed. by M. A Busev]. Moscow, 2015. Pp. 335-345.
a^ 3. Doronina T.V. Kprobleme kopirovaniya I zaimstvovaniya syuzetov v kabinetnoi plastike vtoroy polovini XIX v. Scoulptori
С1 EA. Lanceray I V.Ya. Grachev [To the problem of copying and borrowing of subjects in the Cabinet plastic of the second half
>¡5 of the XIX century. Sculptors E. A Lanceray and V. Ya. Grachev]. In: Dom Bourganova. Prostranstvo koulturi [ Burganov £
a; House. Space of culture]. 2014. #3. Pp.183-195. %
О 4. Doronina T.V. Scoulptor EA. Lanceray. Materiali iz arhiva N.P. Sobko [The Sculptor E.A Lanceray. Materials from the
§4
§ archive of N.P. Sobko]. In: Molodie ob iskousstve. Naouhcnie statyi aspirantov I soiskateley N11 teorii I istorii izobrazitelnih
м iskousstv RAH. Sb. st. Vip. 2 [The young about art. Scientific articles of graduate students and candidates of the Scientific
S?
>¡3 Research Institute of theory and history of fine arts. Russian art Academy. Collected articles.Vol. 2]. Otv. red. R. M. Bayburova
3
a; [Resp. edited by R. M. Bayburova]. Moscow, 2011. Pp. 95-103.
й>
5. Faberge T.F., Gorynya AS., Skurlov V.V. Faberge i Peterburgskiejuveliri (Sbornik mrmouarov, statey, arhivnih dokoumentov po istorii rousskogo juvelirnogo iskousstva pod obsch. red. V.V. Skurlova) [Faberge and St. Petersburg jewelers. (Collection of memoirs, articles, archival documents on the history of Russian jewelry under the General ed. V,V. Skurlov)]. Saint-Petersburg, 1997.
H
of the second half of the XIX century. Sculptor V.Ya. Grachev 53
6. Ganoulich A. Zagadochniy sculptor Naps [Mysterious sculptor Naps]. In: Antikvariat. Predmeti iskousstva i kollektcionirovanija
KJ
[Antiques. Art and collectibles]. 2003. #10 (11). Pp. 80-82.
Ni
7. Gilodo A.A Kto vi, gospodin Naps? Lanceray iliNaps? [Who are you, Mr. Naps? Lanceray or Naps?]. In: Antikvariat. "¡J
9\
Predmeti iskousstva i kollektcionirovanija [Antiques. Art and collectibles]. 2006, Pp. 18-22. '
9\
8. Gilodo A.A Russkoje serebro. Vtoraja polovina 19 - nachalo 20 veka [Russian silver. The second half of 19 - the beginning of 20 century]. Moscow, 1994.
9. Goncharova L.N. Kamernaya bronzovaya sculptoura Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [Chamber bronze sculpture of Russia of the second half of the XIX century]. In: Antikvariat. Predmeti iskousstva i kollektcionirovanija [Antiques. Art and collectibles]. 2003, #12 (13). Pp. 8-15.
10. Goncharova L.N. Russkaya houdojestvennaya bronza XIX veka [Russian artistic bronze of the XIX century], Moscow, 2001.
11. Goubkin O.P. Kaslinskiy feniks [Kasli Phoenix.]. Yekaterinburg, 2004.
12. Karpova E.W. Rousskaya bronza vtoroy polovini XIX veka: k probleme identifikacii avtorskih modeley [Russian bronze of the second half of the XIX century: to the problem of identification of author's models]. In: Karpova E.W. Rousskaya I zapadnoevropeyskaya skoulptoura XVIII - nachala XX veka. Novie materiali. Nahodki. Atribouciya [Russian and Western European sculpture XVIII - early XX century. New material. Finds. Attribution], Saint-Petersburg, 2009. Pp. 144-155.
13. Pazina T.M., Suslov I.M., Hohlova E.N., Gorelikov N.C. Russkiy houdojestvenniy metall [Russian art metal]. Moscow, 1958.
14. Peshkova I.M. Iskousstvo kaslinskih masterov [Art of Kasli masters], Kniga 2 [Book 2]. P. 91. No. 81. Chelyabinsk, 1983.
15. Postnikova-Loseva M.M., Platonova N.G., Uolianova B.L. Zolotoe I serebrianoe delo XV-XX vv. [Gold and silver business XV-XX cent.]. Moscow, 1995.
16. SkurlovV.V., Smorodinova G.G. Fabeije I rousskie pridvorniejyveliri [Faberge and the Russian court jewelers], Moscow, 1992. ^
17. Sudbury G. W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovich Lanceray le sculpteure russe du cheval. FAVRE. Paris, 2006. ^
18. Vereschagina AG. Shvarc Vjacheslav Grigor'evich [Shvarth Viacheslav Grigorievich], Leningrad-Moscow, i960.
»
S »
s»
a
E
S »
a a.
a» »
S »
a
I
O
a
o O"
re ©
re re re
B o"
re
Ni O
h-k «
it -U
w On