Научная статья на тему 'Возрождение религиозного опыта интеллигенции в творчестве И. Ильина'

Возрождение религиозного опыта интеллигенции в творчестве И. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропологическийкризис / интеллигенция / интеллигент / інт елігенція / ант ропологічна криза / релігійний досвід

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Л. Оксень

Показана роль интеллигенции в преодолении антропологического кризиса современного общества в творчестве русского философа И.Ильина. Анализируются размышления философа о сут и антропологического кризиса и пут и выхода из него через духовное обновление человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Відродж ення релігійного досвіду інт елігенції у т ворчост і І.Ільїна

Показана роль інт елігенції у подоланні ант ропологічної кризи сучасного суспільст ва у т ворчост і російського філософа І.Ільїна. Аналізуют ься міркування філософа щодо сут і ант ропологічної кризи т а шляхів виходу з цієї кризи через духовне оновлення людст ва.

Текст научной работы на тему «Возрождение религиозного опыта интеллигенции в творчестве И. Ильина»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). №3,2008. С. 195-200

УДК 130.123(47)(09)

Л. Оксень

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. ИЛЬИНА

Показана роль инт еллигенции в преодолении ант рополэгического кризиса современного общест ва в т ворчест ве русского философа И.Ильина. Анализируют ся размышления философа о сут и ант pono логического кризиса и пут и выхода из него через духовное обновление человечест ва.

Ключевые слова: ант ропологическийкризис, инт еллигенция, инт еллигент .

С момента своего возникновения в России русская интеллигенция, обеспокоенная созданием в своем отечестве идеального государственного устройства, стремясь к социальной критике, к борьбе с тем, что препятствует развитию страны, не всегда на этом пути достигала успеха.

Бурный XX век показал, что результаты не очень утешительные - человечество оказалось в бедственном положении: огромное количество социальных жертв, низкий уровень духовно-нравственного развития, вседозволенность и агрессия. В условиях современной эпохи очень важно определить, какой должна быть интеллигенция, способная вывести общество из кризиса. Анализируя пути преодоления антропологического кризиса, полезно обратиться к творчеству И.Ильина, считавшего, что без развития духовного начала, невозможно организовать борьбу с личным и общественным злом, вывести Россию из кризиса.[4, с.237].

В литературе много говорится о возрождении человечества, о проблеме антропологического кризиса, о значении творческого наследия И.Ильина в возрождении России (Н.П.Полторацкий Ю.Т.Лисица, А.В.Гулыга, И.И.Евлампиев, Е.М.Кухарь, М.Н.Гутлин, Ю.П.Азаров, Е.В.Виноградова, Ю.А.Бабинов, М.С.Колесов, В.Д.Зотов). Но роль интеллигенции в преодолении кризиса современной эпохи в творчестве Ильина изучена недостаточно, что определяет научную новизну данной работы.

Цель работы - показать роль интеллигенции в преодолении антропологического кризиса современной эпохи в творчестве И.Ильина.

В течение последних десятилетий, наша страна переживает процесс глубоких социальных изменений, в результате которых, произошел переход от одного общественно-экономического строя к другому, что имело ряд положительных достижений (установление политической демократии, изменение форм собственности). При этом не всегда учитывался международный отрицательный и положительный опыт, национальная специфика страны, что привело к снижению жизненного уровня и социальной защищенности населения, резкой социальной

поляризации. Вместе с социально-экономическими переменами рушились и идеологические установки в сознании граждан.

«Мировоззренческая катастрофа», разразившаяся в нашем отечестве после ухода «всесильного и верного учения Маркса», изменила содержание внутренней жизни человечества. Порабощение сознания материальными плотскими потребностями, сделало излишними такие понятия как душа, вечность, созерцание, ответственность, Абсолютный смысл жизни. Отсутствие веры в Бога и в Его заповеди, как основу нравственности, привело к беззащитности сознания современников перед опасностью массового растления и разврата. Попытка же построить мировоззрение на новой духовной почве, в разрыве с христианской традицией, увело человека на путь оккультизма, магии, сект, восточного мистицизма, облекшихся в наукообразные формы. [9].

«Модернизационный шок», возникший в результате распада традиционной культуры, вызвал потрясение всего общества.

Постмодернизм, отстаивающий относительность ценностей, критериев и границ, нивелировал исторически сложившиеся защитные системы различных народов (традиционного образа жизни, государственного устройства, ценностей национальной культуры), что приводило к исчезновению в общественном сознании понятия «нормы», «должного» и «ценного». [9].

Сложное экономическое положение, духовный и ценностный вакуум, разрушение традиционной культуры, преклонение перед «преуспевающим» Западом, вызвало нарушение равновесия между биологической и социально-духовной природой человека, что привело к глубокому антропологическому кризису.

Великий русский философ, выдающий представитель отечественной интеллигенции конца Х1Х~середины XX века, И.А. Ильин очень ясно увидел и осознал состояние, в котором находится современный ему мир, какова глубина антропологического кризиса, коснувшегося человечества, и каковы пути выхода из сложившейся ситуации. Через все творчество И.Ильина проходит одна тема -судьба России и ее спасение. [2, с.342-343]. Россия, о которой писал И.Ильин, находилась в состоянии перехода от одного государственного устройства (консервативно-монархического) к другому (республиканско-социалистическому). И помимо материально-экономических затруднений, человечество оказалось в глубоком духовно-религиозном кризисе. Грядущая Россия, к которой также обращался Ильин, предвидя крушение социалистического режима, вновь переживает переход от одного государственного строя к другому, когда еще не полностью сокрушился тоталитаризм, но уже наметились угрозы от хаотического движения в сторону американизма и европеизма, тоже должна вернуться к традиционным религиозно-культурным истокам, встать на путь духовного обновления. [3, с. 198-199].

Понимая, что наибольшим безумием октябрьская революция была для русской интеллигенции, уверовавшей в спасительность западно-европейских государственных форм для России, И.Ильин обличает интеллигенцию в

Возрождение религиозного опыт а инт еллигенции в т ворчест ве И. Ильина

формальном, уравнительном движении, идеализации чужого, мечтании политически сравняться и превзойти Европу. [7, с. 111].

Интеллигенции, как носителю «высших идеалов», как творцу культуры, как создателю новых идеологических доктрин и систем ценностей, первой надлежит пройти путь духовного обновления, указанный философом И.Ильиным. И только найдя этот путь выхода из антропологического кризиса - религиозного, духовного, национального, пройдя его до конца, творчески создав в самой себе, удостоверившись в его верности, духовнообновленная интеллигенция сможет указать этот путь другим. [6, с.4-5].

Но если уверовавшая интеллигенция, по мнению И.Ильина, способна возродить Россию, то неверующая и полуверующая интеллигенция, не имеющая ни идеи, ни силы воли, ни спасительного плана возрождения России, ни представления о высших ценностях, утратив Бога, как последнюю святую опору своего характера и жизни, либо пассивно смотрит на гибнущее от безбожия человечество, либо спешит на помощь безбожию, отдавая ему свои силы, знания, опыт. [8, с.378-379].

«Настоящий ученый знает, доколе простирается его знания, и потому он духовно скромен... и не переоценивает ни отвлеченную мысль, ни науку в целом. Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного». [6, с.31]. Созерцание тайн мироздания пробуждали в истинных ученых внутренний, духовный опыт, который «есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры». [6, с.45].

Выход из переживаемого человечеством духовного кризиса, Ильин видит в возрождении, очищении, углублении религиозного опыта. Чтобы зажить религиозно, надо научиться видеть Бога во всех сферах своей жизни и творчества -в природе, искусстве, семейной жизни, науке, государственном служении и хозяйственном труде. [5, с.249-250].

Ведь только в свете религиозного опыта человек может постигнуть глубину и священное значение любви, научится отличать добро от зла, услышит голос совести, постигнет, что значит честь и благородство, познает художественное и прекрасное искусство, увидит, что такое истинное знание, и, наконец, «соединится с божественной стихией мира» - Богом. [6, с.45-46]. Только духовный внутренний опыт укажет человеку главное и ценнейшее в жизни - за что стоит жить, нести жертвы, бороться и умереть: «только внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, то есть духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство». [6, с.47-48].

Но современное человечество, позабыв Бога, идет за секуляризовавшимися силами - наукой чувственного опыта, государственной политикой, промышленностью и «модернистическим» искусством, отвергнувшим любовь, волю, дух, разум. Такое следование лишь за чувственно-внешним опытом, Ильин

сравнивает с существованием животных, у которых преобладают чувственные ощущения и телесные потребности.

Что же ожидает человечество на этом пути?

Либо падение в пропасть, в бездну пошлости, либо возврат к истинной религиозности, возрождение религиозного опыта, когда человек воспринимает излучение Божии, узнает их, радуется им, ищет их, что приводит к озарению человеческой души и обновлению культуры. Воспринимая Божии лучи и пребывая в них, человек вырабатывает в себе особый уклад духа и характера, определяющий его жизнь. Явления природы, происходящие события, люди, собственные поступки освящаются Божиим лучом, и приобретают особый духовный смысл, в зависимости от значимости перед лицом Божиим. [5, с.250-252].

От Божьего луча все делается значительным и священным, а без него все становиться пустым и мелким. Эту пустоту и скудость Ильин, вслед за русскими классиками, называет пошлостью. Идея пошлости выражает явление религиозной опустошенности и омертвения, выход из Божьего луча и утрата священного смысла. Пошлость не присуща самим предметам созданным Богом, у Него все таинственно, глубоко и значительно. Пошлость вносят в мир духовно-скудные и религиозно-мертвые люди, утратившие способность созерцать предметы в Божиих лучах. [5, с.250-252].

Великий предмет в представлении пошлого человека выглядит скудно и мелко. Так, Бог в пошлом воображении, изображается мстительным деспотом, мироздание, как мертвый механизм атомов, исторический процесс, как гражданская война жадных приобретателей, любовь, как бездуховная грубая чувственность, философия, как беспредметная игра абстракций. [5, с.252].

Пошлая душа, не имея религиозного опыта, главных мерил и критериев, не имея вкуса к духовному, лишившись Главного, живет так, «как если бы Главного совсем и не было» и носит в себе духовное бессилие и религиозную мертвенность, создавая вокруг себя духовную пустыню. [5, с.264-265].

Такой человек во всех областях, к которым обращается, не создает ничего, кроме пошлости, ибо человек способен создать в жизни лишь то, чем является сам в религиозном измерении. В философии, науке, искусстве, политике мелкая, пошлая душа, не способная воспринять божественный луч и передать его другим, создаст лишь упадочные творения, угодливо соблазняющие толпу. [5, с.265].

Ради чего живет, к чему стремиться такой человек? Он не живет, а существует, прозябает, занимаясь суетой и тщетой, отдавая свое время и силы тому, чем не стоит жить, за что не стоит бороться и умереть. [5, с.265].

Но, проходя свой жизненный путь, оценивая прожитую жизнь, события прошлого, поступки других индивидуумов, находясь на различном нравственном уровне, люди могут по разному видеть и оценивать пошлость. [5, с.268].

Удостоверение пошлости и непошлости возможно не перед колеблющимся и изменяющимся мнением людей, а перед лицом Божиим. И даже если подавляющее большинство будет унижать, пренебрегать и гнать религиозно-значительное и священное, оно не поколеблет святости священного.

Возрождение религиозного опыт а инт еллигенции в т ворчест ве И. Ильина

Также и преклонение толпы перед пошлостью, грехом, свидетельствует о низком духовном уровне, но не способно возвеличить ничтожное. В духовных вопросах «зоркость зрячего весит более, чем смех толпы, или ожесточение подслеповатого большинства. Священное не подлежит голосованию.» [5, с.268].

И чем больше духовно незрячих людей, сложившихся без религиозного опыта, тем безбожнее оказывается и каждое последующее поколение, тем пошлее становится культура, тем труднее начать процесс духовного возрождения и очищения. [5, с.293-294].

В чем состоит религиозно-нравственное очищение? Охлаждение к пошлому, ничтожному, к греху, обращение души к божественным, духовным содержаниям жизни, путем обновления жизненной интенции человека, которая должна стать духовной. [5, с.292].

Источником духовного опыта является духовная любовь, которая сосредотачивает, концентрирует и соединяет человека с Богом: «духовная любовь есть как бы некий голод души по Божественному, в каком бы обличение это Божественное ни появилось». [6, с.55]. Любящий духовной любовью, сосредотачивает свои силы на совершенном и Божественном, которое излучилось в мир, природу, людей. Благодать, пронизывающую мир, способен увидеть лишь тот, кто зажег в себе «свечу духовной любви и духовного видения». [6, с.58].

Любовь к совершенному отверзает человеку очи духа и является источником веры в Бога. Вера, воспитывая и одухотворяя чувственную жизнь человека, определяет его настроения, решения, дела и слова. Вскрывая во всем духовный смысл и религиозную значительность, вера побеждает враг духовности - пошлость. [6, с.64].

Таким образом, выход из ант ропологического кризиса возмож ен. Великому русскому философу И.Ильину он видит ся в духовном обновлении всего человечест ва, в раскрыт ии своего сердца и обрет ении Бога. Познав Бога и ст яж ав религиозный, внут ренний, духовный опыт , человечест во победит пошлост ь и, примирившись со своей совест ью, начнет создават ь новую культ уру, новую науку, новое искусство и новое право. [6, с.73]. Первенство в духовном возрождении человечест ва И. Ильин от дает инт еллигенции, как нравст венному эт алону общест ва, т ворцу культ уры, носит елю высших идеалов и создат елю сист ем ценност ей.

Список литературы

1. Бирюков C.B. «Агрессия как проявление антропологического KproHca»//http://lsg.ru/index

2. Гидиринский В. Введение в русскую философию: типологический аспект,- М.: Русское слово, 20033. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо, 2003

4. Евлампиев И. Божественное и человеческое в философии И.Ильина. Спб.:Наука, 1998

5. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М.:АСТ, 2004

6. Ильин И. Путь духовного обновления. М.:АСТ, 2006

7. Ильин И. Русская революция была безумием. // Ильин И. О грядущей России. Джорданвиль., 1991.

8. Ильин И. Смысл безбожия.//Ильин И. Кризис безбожия. М., 2005.

9. Слободников В. Антропологический кризис в современной европейской культуре. http//www.pravoslavie.ru/jurnal

Оксень JIM Виродж ення рел ri Иного досвиу îht слгснщ!' у т ворчост i Ылына

Показана роль îht c.iircHujï у подола нш ант рополопчшн кризи су час но го сусшльст ва у т ворчост i росшського фшософа Ылына. Аналпуют ься м1ркування фшософа щодо сут i ант рополопчшн кризи т а пшгав виходу з nieï кризи через духовне оновхення людст ва.

Ключов1 слова: îht елгенщя. ант рополопчна криза, релпйний досв1д.

Oxen' L. The renaissance of intelligentsia religious experience, as a factor of anthropology crisis of modern epoch overcoming in works of Ilyin I.

The role of intelligentsia in solving the anthropology crisis of modern society in works of Russian philosopher I.Ilyin. The reasoning of philosopher concerning the essence of anthropology crisis and ways of exit from this crisis because of spiritual renewing of a humankind is analyzed.

Keywords: intelligentsia, anthropology crisis, religious experience.

Поступило в редакцию 26.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.