Научная статья на тему 'Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана'

Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
692
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казахстан / ислам / возрождение / суверенитет. / Kazakhstan / Islam / revival / sovereignty.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джалилов Заур Гафурович

Данная работа посвящена исследованию некоторых вопросов процесса возрождения исламской религии в независимом Казахстане. В статье сделана попытка выявить как общие, так и особенные черты развития религии в стране через призму трансформации общественно-политической жизни. Исследование религии и общества, конкретных форм их взаимодействия в переходный период необходимо вести в их единстве и взаимосвязи. Поэтому в статье исследуется влияние социально-политического и правового механизма на возрождение религии, существенно расширившееся в условиях ускоренной трансформации общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revival of Islam in the context of the new realities of Kazakhstan

This work is devoted to research of some issues of the Islam revival process in the independent Kazakhstan. The article attempts to identify both general and special features of the development of religion in the country through the prism of transformation of social and political life. The study of religion and society, the exact forms of their cooperation in the transitional period should be conducted jointly. Therefore, this article examines the impact of socio-political and legal mechanism on the revival of religion, greatly expanded in terms of accelerated transformation of social life.

Текст научной работы на тему «Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана»

УДК 316.347

Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана

Джалилов Заур Гафурович

доктор исторических наук, заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. 005010 Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29, E-mail: zaur1952@ mail.ru.

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию некоторых вопросов процесса возрождения исламской религии в независимом Казахстане. В статье сделана попытка выявить как общие, так и особенные черты развития религии в стране через призму трансформации общественно-политической жизни. Исследование религии и общества, конкретных форм их взаимодействия в переходный период необходимо вести в их единстве и взаимосвязи. Поэтому в статье исследуется влияние социально-политического и правового механизма на возрождение религии, существенно расширившееся в условиях ускоренной трансформации общественной жизни.

Ключевые слова: Казахстан; ислам; возрождение; суверенитет.

Введение. В настоящее время в Республике Казахстан, в условиях независимости, продолжаются существенные социально-экономические и политические изменения, необходимость которых диктуется самой жизнью. Одновременно с проведением преобразований происходит процесс переоценки духовных ценностей, ряда концептуальных положений различных идеологических теорий и взглядов, что, несомненно, является закономерным явлением. И это вполне понятно, ибо любое образование нового независимого государства, как исторического явления, характеризуется своей уникальностью и неповторимостью. В этом случае как никогда решающее значение приобретает способность к самоанализу, точность прогноза и восприятию исторического опыта.

Современные события, происходящие в Казахстане и других странах Центральной Азии, наглядно подтверждают актуальность вопросов возрождения ислама, духовных традиций, проблем укрепления национального и духовного единства государства, его безопасности. Особенно злободневны эти проблемы сейчас, когда в Казахстане активно ведется поиск нравственных ориентиров религиозных учений, методов недопущения «политизации религии» как одного из опаснейших факторов дестабилизации общества, наблюдается всевозрастающий интерес со стороны молодежи и других социально-активных слоев населения к исламским ценностям. А это требует глубокого изучения на основе различных теорий и концепций, комплексного и междисциплинарного подхода, заставляет искать ответы на вопросы, каковы истинные цели религиозных движений и течений? Каково влияние возрождения ислама на состояние религиозности в стране? Как использовать исламские традиции, не допустив при этом, чтобы они стали препятствием для общественно-политических преобразований, и каким образом заново сформулировать требования современности так, чтобы они соответствовали условиям страны и были бы всеми признаны необходимыми?

Озабоченность общественности проблемой духовных гарантий и массовой базы, современных социально-экономических и политических сдвигов, его беспокойство по поводу недостаточной соотнесенности модернизационного процесса с духовно-культурным опытом народа нашло свое отражение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. В нем подчеркивается, что именно возрождение духовности

является необходимым условием прогресса современного общества, поскольку будущее Казахстана неразрывно связано с сохранением национальной культуры, со стремлением людей сохранить свои традиции (Nazarbaev, 2015). И сегодня идет поиск ответа на вопрос: а что если в ходе модернизации страна потеряет свой веками складывавшийся духовно-исторический облик и вступит в качественно новый, универсализированный период всечеловеческой истории, внутренне опустошенной и лишь с внешним «космополитическим лоском». В целом же следует заметить, что выводы, к которым приходят исследователи, занимающиеся вопросом о влиянии ислама на современное казахстанское общество, можно разделить на две группы. Одни убеждены в том, что не следует сильно опираться на религиозные традиции, а нужно переустраивать жизнь общества на принципах и началах, не имеющих ничего общего с религией. Другие считают, что необходимо возрождать исламские традиции, без которых невозможно поднять духовность народа. И все же следует отметить, что чрезмерное выпячивание элементов религиозной жизни, так же как и отрицание какого-либо их воздействия на новые явления, мешает понять внутреннюю сущность социально-политических и культурных процессов, в которых традиционные ценности переплетаются и синтезируются с современностью, создавая своеобразную противоречивую картину, своеобразие которой не всегда можно уяснить и охватить сознанием (АЬиэеНоуа 2006, Б.12). Ясно одно, что сложно понять особенности культуры, как и характер современного казахстанского общества, без учета историко-религиозного опыта. Сегодня любые исследования, направленные на теоретическое переосмысление и принципиальное понимание процессов, связанных с религией, приобретают как научную, так и практическую актуальность.

Цель исследования. Целью исследования является изучение процесса возрождения ислама в Казахстане, в условиях его независимости, проблем политико-правового регулирования религиозной сферы.

Задачи исследования. Исходя из заявленной цели, определены следующие основные задачи исследования:

- изучить основные характеристики и процесс формирования «возвращения к жизни ислама» в Казахстане, определить ее параметры и основные направления;

- раскрыть основные особенности возрождения религии в независимом Казахстане, выявить основы ее функционирования в новых общественно-политических условиях;

- проанализировать религиозную ситуацию в Казахстане, осуществить анализ политико-правового регулирования религиозной сферой;

- раскрыть основные подходы и пути решения развития ислама в современном Казахстане, определить динамику его развития;

- исследовать степень влияния религиозного фактора на национальную безопасность страны, межэтническую и межконфессиональную стабильность, с учетом исторического опыта развития других стран Востока.

Основное содержание. Как известно, на рубеже двух столетий отмечается взлет того, что и было впоследствии названо «началом исламского возрождения» в Центральной Азии (по нашему мнению, правильнее было бы использовать термин «ревитализация религии», то есть возвращение жизни религии). Исламская вера и связанные с ней традиции как важные элементы национальной идентичности начали свое возрождение на Северном Кавказе, в Азербайджане, на Поволжье, в Крыму, в Татарстане и в других регионах бывшего СССР. Исследователи указывают, что общей предпосылкой, подготавливавший этот взлет интереса к религии, явились мощные

общественно-политические процессы, которые повлияли на многие стороны жизни общества (Akimbekov 2006, S. 8). Немаловажную роль здесь сыграли годы перестройки и последствия распада СССР вкупе с обретением независимости бывших союзных республик, позволившей через короткий промежуток времени соединиться духовно-культурных ценностей со своим народом, формируя постепенно в новых условиях этническое и религиозное самосознание. Стали возрождаться мечети и храмы. Число верующих стало постепенно расти. Особенно возросло их количество после принятия 15 января 1992 г. Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в котором было гарантировано право на свободу вероисповедания (ст. 1), равенство граждан Республики Казахстан независимо от их отношения к религии (ст. 3), запрет на организацию политических организаций религиозного характера и т.д. (Zakon Respybliki Kazakhstan 2007, S.161).

Данный Закон отразил значительные перемены в государственном регулировании религиозной сферы в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. Новое законодательство устанавливало равенство всех религий перед законом, право граждан определять свое отношение к религии. Провозглашался принцип невмешательства государства в дела религиозных объединений.

На этом фоне примечательна тенденция упрочения деятельности официальных мусульманских религиозных объединений («Всемирная ассамблея исламской молодежи», международные фонды «Абу Даби ал-Хайрийа», «Ахмед Яссави», Благотворительный фонд «Вакф ал-Исламия», «Берекет», «Каганат», Центр милосердия «Ахмедин», центр «Харун Яхья»), а также религиозных обществ (Лига женщин-мусульманок, Ассоциация «Фатима», движение «Рифах», «Суфийское братство», культурного центра русских мусульман «Ихлас»).

С середины 1990-х гг. активизировалась деятельность и закрытых религиозных обществ. Начали проявлять свою активность последователи пира Исматуллы, члены турецких религиозных групп «Нурджулар» и «Сулеймане», пакистанского религиозно-просветительского движения «Таблиги джамаат», накшбандийской группы «Хизрат Ибрахим», суфийской группы «Траика-тиышлар», а также миссионерские организации и движения «Исламская организация спасения», «Всемирная исламская помощь» и другие (Islamskoe vozrojdenie).

Постепенно была создана сеть исламского образования, куда вошли Исламский университет (впоследствии переименован в Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», в котором за период с 2001 по 2007 гг. получили религиозное образование 145 студентов), Исламский институт по повышению квалификации религиозных деятелей при Духовном управлении мусульман Казахстана. Кроме того, были открыты Казахско-Кувейтский университет, международный Казахско-Арабский университет, международный Казахско-Турецкий университет. Эти высшие учебные заведения начали функционировать вне системы ДУМК и были открыты при финансовой помощи зарубежных государств. Кстати сказать, в 2000 г. был открыт Центр исследования исламского права при Казахской государственной академии права, а в 2003 г. - Центр Исламоведения при Институте востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

С 1997 г. стал выпускаться религиозно-познавательный журнал «Ислам 9лемЬ> («Мир ислама»), журнал «Шапагат-Нур» (издается с 1998 года), журнал

«Ислам» (издается с 2003 года), религиозно-познавательная газета «Ислам жэне еркениет» («Ислам и цивилизация»), газета «Иман» («Вера»), независимая газета «Рухани емiрi» («Духовная жизнь»), независимая республиканская информационная газета «Ислам».

По нашим оценкам, уровень религиозности среди мусульманского населения страны до 1997 года имел положительную динамику. Доля лиц из числа верующих достигла к середине 1990-х годов около 80%. В 2004 г. 74,3 % респондентов считали себя верующими, 20,1 % - нерелигиозными. Продолжала сохраняться тенденция востребованности религиозных ценностей. К концу 1990-х гг. пост (ораза) соблюдали более 60 % мусульман Казахстана. Увеличилась и степень отчетливости религиозной идентификации населения республики, повысился статусный уровень религии. Результаты опроса показали, что свыше 70% опрошенных ответили, что их роднит со своим народом язык, свыше 60% назвали обычаи и обряды, до 40% и более считали, что их связывает религия, духовная культура. Развитие самосознания стало проявляться у мусульманских народов в укреплении ислама как образа жизни. Несмотря на отделение ислама от государства новая интеллигенция считала себя принадлежащей к мусульманской культуре. Религиозная идентификация происходила путем воссоздания трех основных пластов традиций:

а) арабо-мусульманский пласт (вера в единобожие, выполнение всех необходимых обрядов, особый образ жизни, отвечающий канонам ислама);

б) принадлежность к сообществу мусульманских народов;

в) местные религиозные традиции, в том числе, принадлежность к суфийскому братству.

Данной цели (религиозной самоидентификации) служила специальная литература (публикация коранических сказаний, хадисов, перевод и издание Корана, выход в свет книг, посвященных возникновению и развитию ислама), изданная официально, а также различные формы религиозного Самиздата. Ту же задачу стали решать многие религиозные учебные заведения и различные курсы при мечетях. Постоянный и значительный интерес населения к исламской религии, особенно в первой половине 1990-х гг., вызвал к активности другое явление, связанное с организацией и изучением Корана, сунны, а также трудов известных богословов. По результатам наших исследований, около 73% из числа опрошенных выразили интерес к арабо-мусульманскому исламу и свыше 15% читали или читают Коран. Традиционная религия не потеряла своей функциональной связанности с национальными традициями и обычаями, и не утратила качества интегрального и необходимого элемента всей системы духовной культуры. Для большинства мусульманского населения Казахстана ислам выступает, прежде всего, как духовно-нравственный фактор.

В Казахстане руководство осознало необходимость не только провозглашения Закона, но и принятия мер по проведению его в жизнь. Был организован ряд массовых кампаний, с целью ознакомить население страны с новыми законами. Практически все религиозные организации получили легальный статус. Они стали свободно издавать и покупать религиозную литературу, вести разъяснительную работу среди верующих, заниматься благотворительной деятельностью. Как отмечает Пейруз С., глубинного разрыва с религией, на который надеялась советская власть, не произошло: религия осталась само собой разумеющимся даже после семидесяти лет атеистического режима (Ре^иг 2005, 8.153).

Несмотря на то, что КПСС бдительно следила за тем, чтобы никакая религиозная традиция не могла сравниться с ней по степени организо-

ванности, пока советские идеологи и философы отвергали религию или преобразовывали ее в более абстрактные идеи, многие по-прежнему совершали религиозные ритуалы и обряды. Кстати сказать, вряд ли правы те авторы, которые считают, что после «ухода» коммунистической идеологии наступил вакуум, который стал заполняться религиозным мировоззрением. Вакуум является фундаментальным видом объективной реальности и основным способом его существования - «потенциальное бытие». Он потенциально содержал в себе религиозные традиции и религиозное состояние, которые в новых условиях раскрылись и стали служить источником самых различных религиозных явлений, в том числе взаимно противоречащих друг другу. Как отмечает Акимбеков С.М., «со снятием в СССР официальных запретов ислам в Центральной Азии «неожиданно возродился» и само по себе «возрождение из небытия» мусульманских структур позволяет утверждать, что межцивилизационное взаимодействие происходило здесь не по линии замещения одной цивилизации другой, а в форме сосуществования, частичного смыкания без разрушения основных системных связей. Естественно, что после исчезновения давления со стороны союзного центра мусульманские общины Центральной Азии быстро стали восстанавливать привычные связи и взаимодействия» (Ак1тЬекоу 2003, 8.148).

Одновременно в 1990-е гг. в постсоветских странах Центральной Азии начался весьма интенсивный процесс либерализации духовной жизни, который вызвал существенные структурные сдвиги в системе религиозного образования и рост числа приверженцев мировых традиционных и нетрадиционных религий. Способствовала религиозной активности, безусловно, и государственная политика в религиозной сфере, на которую в тот период обратили более пристальное внимание. Эти и другие условия и повлияли на своеобразный всплеск интереса к исламским истокам. В отличие от традиционных исламских обществ, в которых под «исламским возрождением» подразумевалось восстановление ценностей первоначальной мусульманской общины, в Казахстане основной упор был сделан на возрождение ценностей «народного ислама», связанных с национальными традициями и обычаями.

В тот же период, когда стал вновь возникать интерес к «классической» или «теоретической» форме религии («большой традиции»), в регионе стали активно выделять «малую традицию» - народную религию, некоди-фицированные религиозные верования и практику простых людей в традиционном обществе.

Поддержка со стороны официальной власти процесса возрождения ислама не был случайным: исламская религия, являясь наследием национальной культуры, сохранила свое влияние на определенные слои населения, отчасти даже на лидеров общественных движений; она сохранила частично и свой характер «народной премудрости». Ее функциональные каноны согласуются с теми идеями и концепциями, которые стали провозглашать и выдвигать руководители молодых независимых государств; принцип радения о подъеме духовности народа не противоречит ставке официальной власти на изучение культурного наследия; принцип гуманного, справедливого отношения к людям не противоречит политике усиления нравственных начал в обществе; исламский постулат развития культуры взаимоотношений между людьми и знаний согласуется с политикой гармонизации в обществе межэтнических и межрелигиозных отношений.

Руководство страны стремилось увязать исламские ценности с национальной традицией, представить религию в качестве важной составляющей в истории народа. Поддержка религиозного возрождения призвана была

идеологически обеспечивать политику расширения межгосударственных связей, столь важную для перспектив экономического развития государств, способствовать укреплению сотрудничества с мусульманскими странами. Нельзя не признать, что в определенной мере в этом проявилась гибкость политических методов, умение приспособиться к требованиям времени казахстанского руководства, возродив традиции прошлого и утверждая новую политическую систему, новое видение международных отношений.

Коренные изменения в социально-экономической и общественно-политической ситуации в независимом Казахстане обусловили возрастающую роль тенденций изменчивости в развитии религиозной сферы, создали не только совершенно новое социальное поле, но и новые условия, и новые возможности для возрождения религии. Как отмечает Л.Г. Ерекешева, «с распадом Советского Союза трансформации подверглась не просто политически-правовая и экономическая структуры (относяшиеся к социальной системе), но, что более значительно, культурно-ценностная система, занимающая более высокое положение в системе иерархии и потому оказывающая более углубленное влияние и на характер изменений, происходящих в социальной и личностной системах» (ЕгекеэИеуа 2008, 8. 190). Данный процесс прокладывал себе путь в обществе, прежде всего через трансформацию мировоззрений, что в итоге нашло свое выражение в изменении форм религиозности.

Современная религиозная жизнь в стране являет собой внутренне разнородное, вплоть до противоположных значений, целостное образование. С одной стороны, это определяется тем, что процесс религиозного возрождения совместился по времени с такими социально-экономическими и политическими реформами, которые способствовали формированию нетрадиционной для казахстанского общества социальной структуры и мировоззрения. С другой стороны, изменение информационного режима, плоды «гласности» и первые шаги по направлению к духовной свободе общества заставили людей по-новому оценить культурное наследие прошлого. Все эти изменения в социальной и духовной жизни общества повлияли на религиозную ориентацию людей. На каждом из ее уровней шло борение различных критериев и оценок, происходила селекция и отбор ценностей, картин религиозного миропонимания. Процессы религиозного возрождения во многом стали для Казахстана как бы базисными и в проблеме религиозности населения. Они в определенной степени определяют как глубину этой проблемы, так и ее содержание.

Как показала практика, духовное развитие Казахстана и других стран Центральной Азии невозможно без соотнесенности с религиозными аспектами не только потому, что религия составная часть развития, но также потому, что она является одним из важнейших элементов этнической культуры. Поэтому, как нам кажется, нет оснований сводить эту точку зрения к идеализму. Если полагать, что этническая культура охватывает многие стороны жизни народов Центральной Азии, то становится ясно, что религия не может быть чем-то, что следовало бы рассматривать, лишь как украшение, придаваемое некоторыми эстетами. Поскольку конец ХХ в. не продемонстрировал деградации религиозных ценностей в Казахстане, но, напротив, еще более усилил их (судя по результатам социологических исследований), то вряд ли можно в настоящее время говорить о спаде интереса к религиозным традициям.

Как свидетельствуют тенденции в Центральной Азии, религиозный фактор продолжает сохранять свой динамизм и оказывать воздействие на формирование общественно-политическую ситуацию в регионе. Кроме того, указанный фактор в некоторых центрально-азиатских государствах при-

обретает более интенсивный характер. На растущую потенцию данного явления за последние годы указывает сам характер внутриполитического развития в таких странах как Узбекистан и Кыргызстан.

Возрождение религии - сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его развитие в недрах отдельных стран и мусульманских общин имеет свои специфические черты и особенности. Ход этого процесса в одних странах в настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, Афганистан) в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия), в-третьих - продолжает угрожать секуляристской политической системе (Турция, Египет) и т.д. Конечно, в разных странах процесс возрождения религии имел и имеет разную форму и содержание. И он зависит от следующих основных факторов:

а) демографический и национальный состав населения;

б) историческая традиция, выражающаяся в характерном для данной страны в целом и для населяющих ее народов, в частности, этнокультурном комплексе;

в) уровень социально-экономического развития, характер и направление экономических процессов в данный период;

г) особенности социально-политического устройства общества и динамика его развития;

д) господствующий идеологический «климат» и, в особенности, состояние и функционирование традиционных религиозных систем;

е) международная обстановка как на мировой арене, так и в изучаемом регионе.

Все перечисленные факторы могут рассматриваться только в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, как это и происходит в реальной жизни.

В целом обретение независимости Казахстаном дало новый толчок возвышению роли и статуса религии в обществе. При этом хотелось бы отметить, во-первых, возвышение статуса религии в новых условиях явилось результатом организованного движения, а не стихийного процесса. Во-вторых, рамки этого движения расширились от ограниченного круга людей до многочисленного отряда самых разных слоев населения. Религиозные объединения и организации, широко привлекавшие население в свои ряды, преследовали целый спектр разнообразных целей, но в любом случае их прямой или косвенной функцией была борьба за рост влияния и авторитета религии; они играли роль институтов «формально организованной борьбы» за изменение статуса религии в общественной жизни. В свою очередь, и в этом согласны многие авторы, разработанный местными властями реформистско-централизаторский курс в религиозной сфере отражал как интересы религиозно-общинных традиций, так и их стремление удержать в разумных рамках нарастающий процесс по возрождению религиозных традиций, имеющих глубокую историческую и этнокультурную подоплеку.

Нельзя не отметить, что в отличие от некоторых других стран политическое развитие Казахстана в 1990-х гг. не привело к отстранению духовенства от общественной жизни, но дало ему возможность проявить себя в изменившихся экономических и интеллектуальных обстоятельствах и продолжать исполнять свою роль. Возможно, именно этот шаг руководства страны в новых политических условиях является отличительной чертой Казахстана в сравнении с некоторыми иными государствами. Хотелось бы обратить внимание еще на одну из особенностей «религиозного возрождения» в Казахстане. Она заключается в том, что этот процесс стал развиваться в

условиях сосуществования разноисповедных общин с доминирующими религиозными ценностями.

Почему же процесс «религиозного возрождения» в различных регионах Казахстана начался с таким явным успехом? Мы не думаем, что подобный феномен объясняется некой склонностью народа к религиозному фанатизму, равно как и лишь уровнем их экономического и социального развития, будь он низкий или высокий. «Катализаторов», которые привели в действие механизм возврата к корням ислама, множество. Процесс «возвращения к религии отцов» нес в себе не только положительные тенденции, но и породил массу социально-политических проблем, нередко становясь источником конфликтных ситуаций, тем более, если учитывать тот факт, что знания о самой религии среди мусульман Казахстана, так и других стран Центральной Азии были не на высоком уровне (ВаЬа^апоу 2004, 8. 42). Более того, в исламской религии стали видеть панацею от многих проблем, в том числе, социально-экономических и общественно-политических. Кстати сказать, именно на этом фоне в республике появились и стали активно действовать нетрадиционные религиозные движения и течения, вроде «Хизб ат-Тахрир», внесшие раскол среди мусульманского населения региона (ВаЬа^апоу, КатПоу 2001, 8.198).

Темпы продвижения «религиозного возрождения» и его устойчивость не всегда зависят от уровня развития экономики и собственно рыночных отношений. Хотя есть, конечно, ряд внешних причин (например, активность миссионеров и религиозных организаций, религиозная толерантность и др.), которые, как известно, способствуют, или тормозят его развитие. К их числу относятся также характер меняющейся политики в области религии, отношение государства к духовному наследию, в первую очередь его поддержка. В целом же руководство Казахстана с первых лет его независимого развития пыталось официально придерживаться политики невмешательства в религиозную сферу, регулировать данный процесс принятием разного рода законов.

В значительной степени движение к возрождению исламских традиций является одной из сторон процесса возрождения культурного наследия. Немало представителей творческой интеллигенции видят в возрождении и развитии религии основное условие разрешения многих национальных и социальных проблем казахстанского общества. Они считают, что Ислам - это религия народа.

Заключение. Современная эпоха в Казахстане - это эпоха национального возрождения. Национальное возрождение, по существу, должно быть возрождением национальной культуры и религии. Если религия не получит новой перспективы, нового развития, их не получит и национальная культура. Таким образом, развитие национальной культуры возможно на основе национальных духовных ценностей. Духовная система зарубежного происхождения не в состоянии занять в казахстанском обществе место традиционной религии. На психологическом уровне подобное движение создает предпосылки для национальной идентификации личности, позволяющей приобщения к своей культуре. Практически же речь идет о том, чтобы через возрождение исламских ценностей воссоздать историю и культуру, самобытность и традиции, восстановить традиционный образ жизни народа. Религия, будучи своеобразным духовным феноменом, отражается в процессе своего развития в определенных сторонах и уровнях этнического развития. Религия - это форма духовной культуры народов, выступающая как целостное образование. Она является одним из важнейших параметров национального бытия, отражающих специфику экономической, политической и культурной жизни.

В целом, с первых лет независимости страны стала вырисовываться следующая тактика официального руководства Казахстана по отношению к исламу: не отрицая его влияния на широкие массы населения, использовать в своей деятельности все ценности исламской цивилизации и в то же время не дать радикальным силам возможности прибегнуть к исламу в политических целях, как это происходило, например, в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Эдебиеттер Ti3iMi/ Список литературы

1. Абусеитова М.Х. История Центральной Азии: концепции, методология и новые подходы // К новым стандартам в развитии общественных наук в Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006. - С. 10-17.

2. Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. - Алматы: Континент, 2003. - 400 с.

3. Ерекешева Л.Г. Религия и социо-культурные системы в истории Центральной Азии: автореф. ... д-ра ист. наук: 07.00.03. - Алматы: Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК, 2008. - 49 с.

4. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» // Религия и право. Информационный бюллетень. - Астана: Комитет по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, 2007. - С. 161-171.

5. Исламское возрождение в республиках Центральной Азии (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Allbest.ru - URL:http: //revolution.allbest. ru/religion /000282470. html (дата обращения: 15.02.2016).

6. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Новое десятилетие - новый экономический подъем, новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. - 22 января.

7. Пейруз С. Изменение религиозного спектра в Центральной Азии: союз между исламом и православным христианством // Казанский федералист. Специальный выпуск. - 2005. - № 1 (13). - С. 142-161.

8. Babadjanov B. Debates over Islam in Contemporary Uzbekistan: A View from Within // Devout Societies vs. Impious States? Transmissing Islamic Learning in Russia, Central Asia and China, through the Twentieth Century / St. A. Dudoingon (ed.). - Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. - P. 3960.

9. Babadjanov B., Kamilov M. Domulla Hindustani and the Beginning of the «Great Schism» among Muslim of Uzbekistan // Politics and Islam in Russia and Central Asia / St. A. Dudoingon and H.Komatsu (eds.). - London, New York, Bahrayn, 2001. - P. 195-220.

Reference

Abuseitova 2006 - Abuseitova, MH 2006, Istorija Central'noj Azii: koncepcii, metodologija i novye podhody, K novym standartam v razvitii obshhestvennyh nauk v Central'noj Azii. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Dajk-Press, Almaty, S. 10-17. (in Rus). Akimbekov 2003 - Akimbekov, SM 2003, Afganskij uzel i problemy bezopasnosti Central'noj Azii,

KontinenT, Almaty, 400 s. (in Rus). Babadjanov 2004 - Babadjanov, B 2004, Debates over Islam in Contemporary Uzbekistan: A View from Within, Devout Societies vs. Impious States? Transmissing Islamic Learning in Russia, Central Asia and China, through the Twentieth Century, St. A. Dudoingon (ed.), Klaus Schwarz Verlag, Berlin, P. 39-60. (in Eng).

Babadjanov, Kamilov 2001 - Babadjanov, B, Kamilov, M 2001, Domulla Hindustani and the Beginning of the «Great Schism» among Muslim of Uzbekistan, Politics and Islam in Russia and Central Asia, St. A. Dudoingon and H.Komatsu (eds.), London, New York, Bahrayn, P. 195-220. (in Eng). Erekesheva 2008 - Erekesheva, LG 2008, Religija i socio-kul'turnye sistemy v istorii Central'noj Azii: avtoref. ... d-ra ist. nauk: 07.00.03, Institut vostokovedenija im. R.B. Sulejmenova KN MON RK, Almaty, 49 s. (in Rus).

Islamskoe vozrozhdenie Nd - Islamskoe vozrozhdenie v respublikah Central'noj Azii (po materialam zarubezhnyh issledovanij) Nd, retrieved 15 February 2016 <http: //revolution.allbest. ru / religion /000282470. html>. (in Rus). Nazarbaev 2010 - Nazarbaev, NA 2010, Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan narodu Kazahstana. Novoe desjatiletie - novyj jekonomicheskij podem, novye vozmozhnosti Kazahstana, Kazahstanskaja pravda, 22 January. (in Rus).

Pejruz 2005 - Pejruz, S 2005, Izmenenie religioznogo spektra v Central'noj Azii: sojuz mezhdu islamom i pravoslavnym hristianstvom, Kazanskij federalist. Special'nyj vypusk, № 1 (13), S. 142-161. (in Rus).

Zakon Respubliki Kazahstan 2007 - Zakon Respubliki Kazahstan ot 15 janvarja 1992 g. «O svobode veroispovedanija i religioznyh obedinenijah», Religija i pravo. Informacionnyj bjulleten', Komitet po delam religij Ministerstva justicii Respubliki Kazahstan, Astana, S. 161-171. (in Rus).

Казакстанньщ жана реалийлерi контекстшде исламнын кайта eрлеуi

Джалилов Заур Гафурович

тарих гылымдарыныц докторы, Казахстан Республикасы гылым министрлпнщ Гылым комитету Р.Б. Сулейменов атындагы Шыгыстану институтыныц Жа^ын жэне Орта Шыгыс елдерi бвлiмiнщ мецreрушiсi, 005010 Алматы Курмангазы к-ci, 29, E-mail: zaur1952@ mail.ru

ТYЙiн. Бул ецбек тэуелаз Каза^стандагы ислам дшшщ ^айта врлеуi YДерiсiнщ кейбiр мэселелерiн зерттеуге арналган. Ма^алада елдегi ^огамдыщ-саяси вмiр трасформациясы призмасы ар^ылы дшнщ дамуыныц жалпы белгiлерi мен ерекшелiктерiн аны^тауга талпыныс жасалады. Дiн мен ^огамды, олардыц ауыспалы кезендеп взара эсерЫщ на^ты формаларын зерттеудi взара бiрлiк пен байланыста жYргiзу ^ажет. Соган байланысты ма^алада ^огамдыщ вмiрдщ жедел трансформациясы шарттарында ерекше кец ау^ым алып отырган дшнщ ^айта врлеуiне элеуметпк-саяси жэне оды^тыщ механизмдердщ эсерi ^арастырылады. ТYЙiн сездер: Казахстан; ислам; ^айта врлеу; егемендiк.

Revival of Islam in the context of the new realities of Kazakhstan

Dzhalilov Zaur Gafurovich

Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Middle East countries, R.B. Suleimenov Institute of Oriental Studies of the Science Committee, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. 005 010 Kazakhstan, Almaty, 29 Kurmangazy str. E-mail: zaur1952@mail.ru

Abstract. This work is devoted to research of some issues of the Islam revival process in the independent Kazakhstan. The article attempts to identify both general and special features of the development of religion in the country through the prism of transformation of social and political life. The study of religion and society, the exact forms of their cooperation in the transitional period should be conducted jointly. Therefore, this article examines the impact of socio-political and legal mechanism on the revival of religion, greatly expanded in terms of accelerated transformation of social life. Keywords: Kazakhstan; Islam; revival; sovereignty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.