Научная статья на тему 'Возрождение и адаптация фольклора: инновационный подход к традиционному жанру'

Возрождение и адаптация фольклора: инновационный подход к традиционному жанру Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождение и адаптация фольклора: инновационный подход к традиционному жанру»

Вестник МГУКИ. 1 - 2008

Примечания

1. Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве [Текст] : в 2 т. / Сост. И. Зильберштейн, В. Самков. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - Т. 1.

2. Дягилев, С.П. В час итогов [Текст] / С.П. Дягилев // Весы. - 1905. - № 4.

Н.М. Шарифуллина

ВОЗРОЖДЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТРАДИЦИОННОМУ ЖАНРУ

Мунажаты - один из древнейших жанров музыкально-поэтического творчества татар лирико-философского, лиро-эпического и лирико-драматического характера, который связан с традицией книжного пения. Мунажат переводится как «словословие, просьба, жалоба, сетования Богу, мольба». Этот жанр мало изучен и освещен в современном татарском литературоведении и музыкознании.

Тексты мунажатов представляют собой не поэмы и стихи, объединенные в отдельную книгу, а самостоятельно существующие, различные по объему стихотворные произведения, написанные как профессиональными поэтами, так и отдельными представителями из народа, которые обычно подражали первым.

Исполнители поют мунажаты, читая тексты по книге либо рукописной тетрадке. Этот жанр в основном бытует в среде женщин среднего и пожилого возраста и исполняется во время «меджлиса» - небольшого собрания людей, количество которых колеблется от пяти-шести до десяти-двенадцати человек. В условиях деревни эта цифра зависит от материального достатка того, кто собирает этот «меджлис». Ритуал собрания включает в себя обильное угощение и чаепитие, обмен последней деревенской информацией и чтение нараспев книг, баитов и мунажатов. В том случае, если на это собрание собираются несколько хороших исполнителей, происходит своеобразное творческое состязание, в котором принимают живейшее участие все присутствующие.

Одно из первых упоминаний о мунажате мы находим в поэме XVI века «Нури Содур» («Лучи души») Мухамедияра в разделе «РассказМусы». Первое подробное описание мунажатов с нотными образцами и текстами дается С. Рыбаковым в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», изданной в1897 году. Черезгод профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов в брошюре «Отчет о поездке, совершенной с 1 июня 1897 года по 20 августа того же года в Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии Н.Ф. Катановым» опубликовал ряд текстов мунажатов.

История текстов мунажатов берёт своё начало в глубокой древности. В немногочисленных произведениях древнетюркской поэзии, которые дошли до наших времен, встречаются тексты, хотя и без названия «мунажат», но очень близкие по тематическому содержанию текстам наших мунажатов, например - в поэтических памятниках XI века: дидактической поэме «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») Юсуфа Баласагунскогои «Диване лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари, в его тематических разделах - плачи по умершим, назидания. Интересно, что тексты из «Дивана...», по мнению многих исследователей, восходят еще к доисламскому времени, хотя несут на себе печать мусульманского влияния. Аналогичные образцы поэзии, родственные текстам мунажатов, имеются в цикле стихотворных произведений Восточного Туркестана, известном по публикациям В. Банга и Р.Р. Арата.

Можно найти общность тематического содержания и принципа построения стиха, сравнивая тексты мунажатов сеще более древними поэтическими источниками, например с древ-неуйгурскими манихейскими гимнами. Особенно близко родство «Элегии на смерть неизвестного героя» из тюркского поэтического памятника XI века «Диван лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари и текста мунажата этой же тематической направленности «Ай-цай, ачыюлем-дер» («Ой-ой, горька смерть») изматериалов фольклорной экспедиции 1971 года по Ульяновской области. В обоих текстах налицо ряд родственных черт стихосложения: семислож-ный размер, система конечных рифм типа -ааа в, использование словообразований, связанных с существительными «юлем» - «смерть», только в последних строфах четверостиший.

Теснейшая связь текстов мунажатов с образцами древнетюркской поэзии свидетельствует о древности мунажата как жанра. Конечно, среди мунажатов встречаются тексты и

Искусствознание

более поздние по происхождению, часто написанные в подражание старым образцам, но древность происхождения некоторых из них не вызывает сомнения. Возможно, что в некоторых случаях текст мунажата «старше» напева. Такая консервация текстов объясняется многовековой традицией письменной фиксации стихов.

Это явление тесной связи текстов древних и бытующих в настоящее время - уникально и удивительно. Так, например, памятник славянской письменности «Слово о полку Игореве» до сих пор вызывает споры в трактовке отдельных мест. Скандинавские рунические памятники IV века нашей эры до сих пор не прочтены. А между тем тюркские поэтические памятники XI века, древнетюркские памятники периода с VI по первую четверть Х века нашей эры очень близки современной бытующей речи. Одна из причин этого явления - особенность грамматики тюркского языка, неизменность морфологической схемы, определившая устойчивость тюркского слова.

Таким образом, традиция письменной фиксации стихов, характерные особенности развития тюркских языков - все это вместе взятое позволило сохранить и донести до наших дней богатство поэтических традиций древних тюрков. И некоторые тексты мунажатов являются образцами, вобравшими в себя особенности древнейших памятников поэтического творчества татарского народа.

В тематическом отношении мунажаты - жанр многоплановый. Основные направления содержания мунажатов: лирико-философское, лиро-эпическое и лирико-драматическое. Особое распространение имеютмунажаты лирико-философскойнаправленности, включающие мотивы жалобы, раздумий о жизни; рассуждения о бренности земного существования, назидания. Часто в одном мунажате одновременно переплетаются несколько указанных выше мотивов. Мунажаты с текстами лирико-эпического плана приближаются к баитам и носят повествовательный характер, рассказывая о житии пророка или какого-либо свято-го.Особый интереспредставляютмунажаты лирико-драматического характера, сохранившие в себе традиции языческих обрядов-плачей по умершим. Если мунажаты другой тематической направленности исполняются в собраниях пожилых людей после меджлиса - угощения гостей и чаепития, то эти мунажаты поют, собравшись специально помянуть кого-либо из умерших членов семьи.

Все тексты мунажатов объемны, они включают в себя до пятнадцати и более четверостиший. Наличие текстов религиозного характера, частое упоминание Бога, преобладание пессимистического настроя в мунажатах-жалобах обусловили соответствующее отношение к мунажату татарских литературных кругов. Отрицательное отношение распространилось и на напевы, сопровождающие тексты мунажатов. Долгое время они находились как бы под негласным запретом. Многие татарские композиторы обходили стороной этот богатейший в мелодическом отношении пласт. Только в семидесятые годы XX века возник интерес к напевам мунажатов, в результате чего стали появляться произведения, в той или иной степени претворяющие традиции этого жанра. Так, в 1975 году в Союзе композиторов Татарии, а позднее в концертах XIV Пленума СК ТАССР была показана вокально-симфоническая поэма А. Монасыпова «В ритмах Тукая», некоторые части которой впитали в себя метроритмические и интонационные особенности напевов мунажатов. В концертах этого же пленума было впервые исполнено новое произведение Ш. Шарифуллина - Концерт для хора а'саре11а «Мунажаты», представляющий собой сложную семичастную конструкцию, выполненную на основе напевов, используемых здесь вместе с текстами.

Показательно, что именно этому жанру композитор был обязан творческими начинаниями фольклориста. Будучи подростком, он услышал в исполнении Каримовой ХалимыАлим-джановны, своей бабушки с материнской стороны, на могиле ее мужа мунажат-плач, который потряс его красотой и силой эмоционального воздействия. Позднее исполнительница отказалась повторить этот мунажат для записи на магнитофон, но напела много других прекрасных образцов. Она же посоветовала для собирания аналогичного фольклорного материала поехать в Старокулаткинский район Ульяновской области, откуда сама происходила родом. Так начались серии экспедиций в этот, а затем и в другие районы Ульяновской области, где записывались напевы мунажатов и других песенных жанров, бытующих в данной области, в результате чего был собран богатейший материал.

Перестройка внесла свои коррективы и в фольклористику тоже. Теперь можно смело заниматься исследованием жанра, а жителям деревень безбоязненно называть свои фамилии и петь мунажаты для записи на магнитофон. Теперь этот жанр стал даже «модным»... Вот только никаких исследований онем как не было, так и нет,а немногочисленные нотные публикации пестрят ошибками в оформлении ритмики - очень уж размеры необычные. Но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.